Черты рыночной и командной экономики. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная

Любая экономическая система должна решать следующие проблемы: что производить; как производить (какие ресурсы и технологии использовать, какие типы предприятий должны преобладать в

экономике, каковы оптимальные размеры фирм и т.д.); для кого производить (проблема распределения произведенного продукта между экономическими агентами, проблема неравенства доходов, структура производства и т.д.).Традиционная экономическая система Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Характерные черты экономик традиционного типа: Слабое развитие техники и технологий производства; Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Рыночная экономическая система

Основные особенности капиталистической экономики: Частная собственность, Свобода предпринимательского выбора, Конкуренция, Опора на рыночную систему, Ограниченная роль государства. Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения. В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику.

Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить. Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Еще по теме 8. Экономические системы: Командная, рыночная, традиционная, смешанная.:

  1. Необходимые функции государства в рыночной и смешанной экономической системе
  2. 3. Понятие экономической системы. Типы экономических систем. Экономическая система современной России.
  3. 32. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйстве Дальневосточного федерального округа. Современные экономические проблемы. Формирование свободных экономических зон.
  4. 1.1. Организация финансово-кредитной деятельности в России на этапе перехода к рыночной экономике. Социально-экономические последствия становления финансово-кредитной системы.
  5. Комолов Олег Олегович. ТЕНДЕНЦИИ МОНОПОЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АКСПЕКТ). Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Москва - 2016, 2016

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);

Стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

Хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев.

Исходя из этого, различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

Представив основные черты командной и рыночной экономической систем, можно дать их сравнительную характеристику в виде следующей таблицы 5.

Таблица 5.



Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной.

Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

l обеспечение занятости;

l полное использование производственных мощностей;

l стабилизация цен;

l параллельный рост заработной платы и производительности труда;

l равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы.

Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Командная экономика - это такой способ организации жизни страны, при котором в государственной собственности находится земля, капитал и почти все ресурсы. Подобная система является хорошо знакомой жителям бывшего Советского Союза. Это и неудивительно, ведь многие из входивших в него государств не могут сменить её уже на протяжении нескольких десятилетий.

История образования

Командная экономика - это система, которая появилась в результате ряда социалистических революций, что состоялись под марксистским идеологическим знамением. Окончательная её модель в современном понимании была разработана коммунистическими вождями: сначала В. И. Лениным, а затем И. В. Сталиным. На пятидесятые - восьмидесятые годы прошлого века припал период наибольшего рассвета социалистического лагеря. Тогда во входящих в его состав странах проживало более тридцати процентов жителей планеты. В связи с этим неудивительно, что, по мнению многих учёных, командная экономика - это самый большой экономический эксперимент на Земле в истории человечества. При этом многие из исследователей забывают, что начался он с жёсткого подавления малейших гражданских свобод, а его реализация повлекла за собой огромные жертвы.

Марксистская теория

Исходя из теории Карла Маркса, единственный путь существенного повышения благополучия и благосостояния человечества заключается в ликвидации такого понятия, как частная собственность, устранение любых проявлений конкуренции и осуществление всей деятельности государства исключительно на основании общеобязательного плана. При этом он должен разрабатываться правительством на основании научных данных. На таких позициях и строится Корни этой теории можно найти ещё в эпохе Средневековья, в работах авторов так званых социальных утопий. Тогда такого рода идеи провалились, однако в начале двадцатого века, после образования социалистического лагеря, правительство Советского Союза приступило к их практической реализации.

Признаки

Основным признаком командной экономики является дефицит некоторых (или даже многих) товаров. Если они и присутствуют в продаже, то, независимо от места реализации, как правило, не отличаются друг от друга по качеству. Правительство в данном случае исходит из того соображения, что покупатель всё равно купит то, что есть. Таким образом, неудивительно, что необходимость изготовления более дорогой продукции и сооружения на каждой улице однотипных магазинов отсутствует.

Следующим признаком командной экономики является абсолютное отсутствие переизбытка изготовленных товаров при любых условиях. Объяснение этому очень простое и заключается в том, что правительство государства с такой системой ни при каких условиях не допустит нерационального использования собственных ресурсов.

Нельзя не отметить и то, что страна с такой экономической системой оказывает постоянную поддержку государственным предприятиям. Она выражается чётким планированием безубыточных рынков сбыта, лояльной налоговой политикой, а также постоянными дотациями. Ещё одним существенным признаком командной экономики является весьма целесообразное использование трудовых ресурсов на упомянутых выше предприятиях. Объяснить этот факт можно тем, что, в связи с отсутствием избыточного производства, нивелируется необходимость переработки персонала и назначения сверхурочных часов.

Собственность в командной экономике

Для стран, в которых действует командная экономическая система, характерно нахождение в руках правительственных органов всех производственных организаций. При этом встречаются предприятия с муниципальной или общенациональной собственностью. Имеют своё место в системе и кооперативы. Вместе с этим последняя форма собственности не касается производственных компаний, дающих прибыль. Она распространяется лишь на такие субъекты хозяйственной деятельности, что могут обеспечить индивидуальные блага для граждан. Сюда можно отнести жилищные фонды, дошкольные заведения, гаражи и так далее.

Недостатки

Практически все проблемы командной экономики исходят из того, что высшая власть страны осуществляет управление производством. При этом все субъекты государственного хозяйства, по сути, находятся в равных условиях и правах. Это приводит к тому, что даже малейшие задатки конкурентной среды сводятся к нулю. Исходя из того, что это не принесёт большего материального результата, нивелируется и стремление предпринимателей к улучшению качества своей продукции. В связи с тем, что все произведённые в стране товары более-менее равномерно распределяются между всеми регионами, заработная плата рабочего класса находится в максимально возможном уравненном состоянии. Таким образом, о стремлении персонала предприятий к повышению качества собственного труда не может быть и речи. Вся проблема в данном случае сводится к тому, что как бы не трудился человек, он не получит заработную плату, выходящую за рамки оклада в той или иной категории.

Положительные стороны

Несмотря на все отрицательные стороны системы, о которых речь шла ранее, существуют и некоторые преимущества командной экономики. Главным её «плюсом» можно назвать отсутствие необходимости финансовых и трудовых затрат на продвижение продукции на рынке. Исходя из того, что правительство на коммерческом рынке представляет собой монополиста, конкуренции здесь нет. Другими словами, товары в любом случае будут реализованы, поскольку существует государственная квота.

Ещё одним большим достоинством планово-командной экономической системы считается отсутствие внутри общества классовых расслоений. В связи со сравнительно одинаковыми заработными платами, в любом государстве, где она господствует, отсутствуют как слишком богатые граждане, так и бедняки. Правильным будет отметить и то, что многие проблемы, характерные для рыночной экономики, могут быть легко решены планово-командным методом.

Жизнь населения

С основными человеческими нуждами командная экономическая система не связана никак. Кругооборот продукции в обществе устроен достаточно просто. Решение о производстве товаров и их отраслевому распределению принимается только правительством. По всем регионам страны продукция распределяется исходя из той идеи, что население каждого из них равномерно потребляет не только товары первой необходимости (в том числе продукты питания и лекарства), но также одежду и бытовую технику в полном соответствии произведённым объёмам. Как показывает практика, подобного рода подход нельзя назвать корректным, ведь те товары, которые являются совсем не востребованными в одной области, могут быть жизненно необходимыми в соседнем регионе. Даже такие черты командной экономики не помешали ей весьма успешно процветать даже во многих сильных государствах. Что касается благосостояния граждан, то заработная плата каждого работающего человека является пропорциональной объёму его труда. Вместе с этим средний оклад в таких странах находится на довольно низком уровне.

Примеры стран с командной экономикой

Самое первое и известное в истории государство в командной экономике - это Советский Союз, который перешёл на неё еще в 1917 году. Пик развития такой системы припал на пятидесятые годы прошлого века. В то время на планете царил страшнейший производственный кризис. В связи с этим СССР, Куба, Китай и другие социалистические страны стали яркими примерами подобного способа организации экономической жизни государства. В настоящее время сложно судить и однозначно ответить, насколько эффективным он был в тот момент. С одной стороны, промышленность попала в катастрофически сложное состояние, урегулировать которое путём одного лишь соотношения предложения и спроса было невозможно, а с другой - сложно было найти более рациональный путь преодоления сложившейся ситуации, чем государственное вмешательство.

Как бы там ни было, наилучший индикатор качества экономических систем того времени - это темпы роста ВВП в первые десятилетия после войны. Если их проанализировать, что можно увидеть, что капиталистические западноевропейские государства на много шагов опережали в этом показателе страны социалистического лагеря. Со временем разрыв в уровне их развития лишь увеличивался.

Сложности выхода

Планово-командное развитие Советского Союза, что длилось более восьмидесяти лет, привело к тому, что реальный уровень состояния государства на начало девяностых годов прошлого века был, мягко говоря, плачевным. Это выражалось в очень низком качестве и неконкурентоспособности выпускаемой продукции, уменьшении благосостояния и продолжительности жизни населения, устаревании производственного сектора, а также сильном загрязнении окружающей среды. Главной причиной всего этого стали особенности командной экономики, о которых более подробно речь шла ранее.

Как бы там ни было, процесс перехода на рыночную экономическую систему является не таким простым и быстрым, как это может показаться на первый взгляд. Ни одно государство не может на протяжении нескольких лет стать успешным. В связи с этим в теории существует понятие так званой переходной экономики. Она отличается неопределённостью, нестабильностью и изменениями во всей хозяйственной структуре государства. Нечто подобное можно наблюдать сейчас в некоторых странах бывшего социалистического лагеря.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что командная экономика - это способ организации государственной жизни, который зачастую называют социализмом. В его рамках монополистическую роль в регулировании хозяйственной жизни страны играет правительство. Именно власть принимает решение об объёмах изготовления того или иного вида продукции, а также его стоимости на рынке. При всём этом такие данные устанавливаются не на базе реального соотношения спроса и предложения, а исключительно исходя из многолетних статистических данных, на основании которых и устанавливаются планы. Хоть подобная модель развития государства и имеет некоторые преимущества, как показывает практика, в условиях рыночной экономики и конкуренции любая страна развивается гораздо эффективнее.

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Основным механизмом рыночного хозяйства, как это было показано выше, является механизм свободного образования цен , учитывающий взаимодействия между спросом и предложением. В «чистой» рыночной экономике, обязательным условием существования и функционирования которой является частная собственность, нет специального органа, который указывал бы, какие товары и каким образом производить предпринимателю, где и какие ему покупать необходимые для этого ресурсы. Все они свободны в принятии решений.

Более того, в «чистой» рыночной экономике полностью отрицается необходимость государственного регулирования механизмов рынка, в частности, установление фиксированных цен на товары и услуги.

Единственным регулятором экономических отношений здесь служит свободно устанавливаемая (в результате взаимодействия спроса и предложения) цена на все товары и услуги. Если цена товара или услуги растет, это означает, что данного товара производится недостаточно по отношению к существующему спросу. В этом случае объемы его производства увеличиваются как за счет существующих производств, так и за счет «перелива» ресурсов, используемых до этого момента для производства других товаров.

Если же товар не может быть продан по цене, компенсирующей издержки производства, это свидетельствует о том, что потребители не желают покупать данный товар за установленную цену и производителю следует задуматься о сокращении его производства. Экономические ресурсы в таких системах направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается.

И производители, и покупатели, будучи свободными в принятии экономических решений, действуют с позиций принципа рациональности. Рационализм предпринимателя состоит в том, что он никогда не будет производить товар, если на него нет спроса на рынке или его производство не обеспечит ему необходимую прибыль. В то же время рационализм покупателя определяется тем, что он не будет приобретать товары, которые ему не нужны.

Таким образом, специфика рыночного механизма такова, что каждый его участник преследует субъективную цель, но в целом единство всех субъективных устремлений создает объективные закономерности очень эффективных экономических отношений в обществе. Появляется, как выразился выдающийся английский экономист А дам Смит 2 ", «невидимая рука» рынка. По его словам, каждый предприниматель действует только в собственных интересах, но «невидимая рука» позволяет ему получить результаты, которые не входили в его намерения. Преследуя собственные цели, он, даже не желая того, часто содействует интересам общества более эффективно, нежели в том случае, когда он желал бы этому содействовать. В результате Адам Смит пришел к выводу о том, что необходимо полностью исключить регулирование экономики государством, дать людям делать то, что они хотят, открыв дорогу свободе действия экономических сил. Роль правительства, по мнению апологетов «чистой» рыночной экономики, должна ограничиваться лишь защитой частной собственности.

Кроме того, важным неэкономическим аргументом в пользу «чистой» рыночной экономики служит то обстоятельство, что она делает ставку на экономическую свободу каждого ее участника, обеспечивая тем самым и свободу политическую.

Последним из наиболее ярких апологетов «чистой» рыночной экономики был Фридрих Август фон Хайек , резко выступавший против любых попыток путем регулирования или других видов вмешательства посягать на свободное рыночное ценообразование. В своем полемическом произведении «Дорога к рабству», написанном в 1944 г., он утверждал, что каждое отступление от этого основополагающего принципа - с какой бы благородной целью это ни делалось - в перспективе ведет к диктатуре.

Перечисленные достоинства «чистой» рыночной экономики позволяют многим экономистам рассматривать ее как идеал организации общества.

Однако модель «чистой» рыночной экономики основывается на ряде нереалистических предпосылок (предположений), характерных для «совершенной конкуренции». Для того чтобы конкуренция была совершенной, необходимо выполнение следующих условий:

  • количество продавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог диктовать цену;
  • никакие покупатели и продавцы не должны сотрудничать друг с другом (покупатели с покупателями, продавцы с продавцами, покупатели с продавцами);
  • товары должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы они действительно могли покупаться и продаваться в различных количествах;
  • покупатели товаров и услуг должны иметь своевременную и надежную информацию о происходящем на рынке. В частности, они должны знать, где наиболее низкие цены на интересующие их товары и услуги, чтобы незамедлительно уйти от продавцов, пытающихся продавать товары по неоправданно высоким ценам;
  • для новых предприятий должна существовать возможность свободно и быстро утвердиться на рынках;
  • для крупномасштабных производств не должно быть преимуществ, позволяющих изготавливать им товары дешевле, чем на мелких предприятиях. Это разоряет мелкие предприятия, что ведет к монополии;
  • более или менее равномерное распределение доходов;
  • рыночные объекты не должны выводиться из игры под давлением политических или других мотивов.

В настоящее время большинство рынков в существующих экономических системах не отвечают этим жестким условиям и ограничениям.

Кроме перечисленных практически невыполнимых условий, действия рыночного механизма могут быть нарушены следующими факторами общественного производства.

1. В условиях рынка для удовлетворения запросов и нужд человека применяются только экономические критерии, основным из которых является показатель прибыли. В то же время не все потребности людей и общества в целом могут удовлетворяться только через рынок исходя из принципа максимизации индивидуальной прибыли. Ведь и преступник, и коррумпированный чиновник тоже действуют в соответствии с этим принципом. Много лет назад И. Шумпетер отметил, что «общество, в котором преследуется только сиюминутная прибыль, долго существовать не может». Да и еще Адам Смит говорил о необходимости признания принципов справедливости и морали .

А иначе почему бы судье, налоговому инспектору, милиционеру тоже не продаваться?

2. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности общества, на которые нет установленной цены, такие, например, как национальная оборона, содержание нетрудоспособных членов общества, борьба со стихийными бедствиями, содержание заключенных, медицина, образование, охрана природы и т.д.

Финансирование производства такого «коллективного» товара не может осуществляться индивидами посредством рынка. Общественный продукт в этих случаях производится по планам и заказам государства и попадает к потребителям через систему государственного распределения: органы социального обеспечения, образования и т. и.

Общество, где господствует рынок, покупает общественный продукт, отводя на подобные нужды определенную часть своих налоговых сборов.

Однако граждане, как правило, воспринимают налоги как насильственные поборы, в противоположность тем товарам, которые они покупают добровольно. Поэтому государство, где господствует рынок, обделяет науку, образование, здравоохранение и пр., поскольку у него нет способа мобилизовать для этих сфер такие средства, которые могли бы конкурировать с объемом капитальных вложений в автомобили, одежду, питание и т.д.

  • 3. Ценовой рыночный механизм не всегда в состоянии отразить все затраты на производство продукции. Например, производители бумаги не учитывают в цене на свою продукцию те затраты, которые должно понести все общество на очистку воды, загрязненной бумажным производством. Экономисты обычно говорят, что производство в этом случае имеет «внешние эффекты», которые, к сожалению, не могут быть учтены рыночным механизмом.
  • 4. Многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой весьма несовершенный механизм решения некоторых макроэкономических проблем, в частности, обеспечение полной занятости и стабильного уровня цен, особенно когда речь идет о цене за труд, т.е. о заработной плате.

Особенностью рыночной организации является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить общее равновесие национальной экономики, ее саморегулирование после слишком больших отклонений от стабильного равновесного состояния невозможно (см. гл. 3). Более того, рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономической системе.

Для решения отмеченных проблем функционирования рыночного механизма рынок должен в той или иной мере регулироваться государством, что и происходит во всех существующих экономических системах. Постепенно спало увлечение рынком. Практика показала, что современный рынок не может функционировать как множество очень мелких хозяйств, каждое из которых выступает само по себе и противостоит в конкурентной борьбе всем остальным. Поэтому он должен регулироваться, и прежде всего государством, хотя регулирование не следует путать с администрированием и командованием.

Основными государственными функциями при этом являются:

  • стабилизация экономики и стимулирование экономического роста;
  • перераспределение доходов в пользу малоимущих;
  • защита населения от вредных влияний внешних эффектов (загрязнение окружающей среды и т. п.);
  • защита конкуренции с целью сохранения рыночной системы;
  • обеспечение правовой базы для защиты участников рынка;
  • обеспечение производства общественных благ.

Практика экономического развития убедительно показывает: несмотря на то что в развитых экономических системах с рыночной экономикой большинство экономических решений определяет рынок, роль государства в этих системах возрастает. Таким образом, можно сделать вывод, что капитализм в «чистом» виде исчез еще в 30-х годах XX столетия и был заменен смешанной (регулируемой) экономикой.

  • Установление свободных рыночных цен является основным условием переходаот командной к рыночной (децентрализованной) экономике. В дальнейшем мы увидим, чтодля перехода к рынку помимо либерализации цен необходимо выполнение еще множестваусловий, но без свободного ценообразования остальные просто не будут иметь смысла.
  • Смит Адам (1723-1790) - экономист, философ, выдающийся представительклассической школы в экономической теории. Его работа «Исследование о природе ипричинах богатства народов» (1776) принесла своему автору титул «отца экономики».
  • Хайек Фридрих Август фон (1899-1992) - австрийский экономист, виднейшийпредставитель неоклассического (неолиберального) направления в экономической теории,нобелевский лауреат по экономике 1974 г.
  • Под конкуренцией понимается соперничество среди продавцов и среди покупателей.
  • Шумпетер Йозеф (1833-1950) - выдающийся австрийский экономист, создательэволюционной теории экономического развития, синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства.
  • Здесь уместно вспомнить, что Адам Смит был профессором моральной философии и особенно гордился своей книгой «Теория моральных чувств».