Безработица и способы ее преодоления. Безработица, виды, причины, пути снижения

Безработица, еще недавно казавшаяся проблемой «загнивающего» капитализма, прочно вошла и в нашу жизнь, став самым обычным явлением. Ее суть понятна всем и каждому, так как заключена в самом названии: безработица – это значит нахождение без работы тех, кто может и хочет трудиться. По аналогии уровень безработицы - это число тех, кто без работы, деленное на общее количество трудоспособного населения. На самом деле не все так просто, потому что не каждый неработающий и желающий трудиться причисляется к категории безработных. Кроме того, существуют различные виды безработицы. Они могут плавно перетекать один в другой под влиянием политических, экономических, природных и прочих катаклизмов, тем самым меняя оценочные критерии трудоспособных граждан, не занятых в трудовом процессе.

Как родилась безработица

На заре нашей цивилизации занятость населения, не считая немощных, составляла 100 %. Расчет в те времена был простой: сколько постарался, столько и получил материальных благ. Как только появились деньги и разделение труда, возник и рынок. Теперь, чтобы покушать, можно было не охотиться и ничего не выращивать, а просто купить то, что надо. Для этого требовались деньги. Если не считать криминальные способы, существовал единственный путь их добычи – заработать. То есть появилась и потихоньку росла зависимость людей от наличия работы как источника средств к существованию.

Этот принцип сохранен и поныне. На первых порах бездельников было мало, но время шло, города множились, численность населения увеличивалась. Предприятия тех лет уже не могли обеспечить рабочими местами всех желающих, а единоличные работяги не выдерживали конкуренции с более сильными промышленными объединениями, закрывали свой бизнес и пополняли ряды непристроенных. Таким образом, число тех, кто не смог продать свою рабочую силу, постепенно росло, и в наши дни это стало общемировой проблемой.

Кто виноват?

Многие считают, что в росте безработицы виновны владельцы предприятий, сокращающие штаты и выбрасывающие людей на улицу, а также мигранты, явившиеся в благополучные страны из нищеты и предлагающие свои услуги за бесценок, тем самым лишая коренных граждан получить работу на приличных условиях. Все это верно, но причины безработицы гораздо шире. Как выяснили экономисты, востребованность рабочей силы напрямую зависит от производства в стране товаров и услуг, точнее, от показателя их рыночной стоимости (ВВП). Его снижение автоматически влечет увеличение безработицы. Этому явлению даже есть название – закон Оукена.

Некоторые экономисты считают, что занятость населения уменьшается с ростом благосостояния. То есть чем лучше мы живем, тем больше можем себе позволить, тем охотнее рожаем детей, увеличивая численность населения. Дети подрастают, старики при лучшей жизни позже умирают и дольше остаются работоспособными, появляется перенасыщение рынка лишней рабочей силой, другими словами, безработица, при которой мы начинаем жить хуже. Это, в свою очередь, влияет на нашу платежеспособность, то есть чем хуже мы живем, тем меньше можем себе позволить. Поэтому солидная часть произведенных товаров и услуг остается не купленной, в связи с чем предприниматели вынуждены сокращать производство, а вместе с ним и штаты. Получается такой себе замкнутый круг, определяющий постулат, что безработица неизбежна.

Или, может быть, что виновато?

Кроме проблем на рынке рабсилы, вызываемых самой рабсилой, существуют причины безработицы, не зависящие от человеческого фактора. Одна из главных – неудержимый технический прогресс. По своей сути, он является благом, так как позволяет использовать новые технологии, получать максимальные удобства и прочие радости. Но, с другой стороны, усовершенствование технологических процессов (роботизация) неминуемо ведет к росту безработицы, ведь любому предпринимателю выгоднее держать на производстве вместо, допустим, сотни рабочих столько же роботов, которые не бастуют, не уходят в отпуск, не болеют, могут трудиться 24 часа в сутки, не требуя надбавок. За контролем над ними достаточно оставить нескольких специалистов высокого уровня, а остальных – за ворота. Примеры безработицы, вызванной роботизацией, найдутся в каждой стране. Например, в Китае на сборке всем известных гаджетов Apple планируется установить 10 000 умных машин, а людей оставить ровно столько, чтобы успевали всю эту железную армию контролировать.

Вынужденная безработица

В зависимости от причин, по которым человек лишился рабочего места, выделяют такие виды безработицы:

  • вынужденная;
  • естественная;
  • маргинальная.

Вынужденная безработица, как следует из названия, не зависит от самих работников и случается, когда в обществе происходят экономические, технологические или политические изменения. Три подвида вынужденной безработицы:

  • циклическая;
  • структурная;
  • технологическая.

Циклическая безработица – это уменьшение спроса на рабочую силу, вызываемое спадом (кризисом) производства. Спады время от времени (циклами) повторяются и, как правило, быстро сменяются подъемами, поэтому циклическая безработица всегда кратковременна.

Структурная безработица получается при ликвидации устаревших производств и ненужных профессий, то есть при изменении экономической структуры. Так, ушла в прошлое профессия ямщика, а из более современных - телефонистки, чертежника, стенографистки.

Близка к структурной и технологическая безработица, которая возникает в ситуациях, когда само производство остается, но в нем появляются новые технологии (те же роботы).

Безработица естественная

Эти два слова вроде бы не сочетаются, но тем не менее такое понятие безработицы существует и означает, что в потере занятости сама рабсила виновна больше, чем ее потребитель.

Простым языком, естественная безработица получается, когда граждане по тем или иным причинам сами бросают работу. Здесь также существует три подвида:

  • фрикционная;
  • институциональная;
  • добровольная.

Фрикционная безработица – это временная потеря человеком рабочего места, связанная с получением более высокой квалификации, образования, другой профессии, переменой местожительства.

По аналогии можно подумать, что институциональная безработица связана с высшими учебными заведениями. Однако это явление возникает, когда кто-то (например, профсоюзы) вмешивается в установление размеров зарплаты, отличных от тех, которые могли бы сложиться естественным путем. Еще одна причина такой безработицы – установление законов, регламентирующих права уволенных на получение социальных выплат, уменьшающих экономические потери при лишении рабочего места.

Добровольная безработица - это, можно сказать, образ жизни отдельных граждан, которые не желают трудиться. Другими словами, это тунеядство, за которое в советские времена можно было получить статью, а сейчас никто не обращает на него внимания.

Безработица маргинальная

Объяснить слово «маргинальность» можно как социологическое явление, когда человек находится в пограничном положении между существующими социальными статусами. Одни экономисты определяют понятие безработицы маргинальной как незанятость трудовым процессом инвалидов и молодежи.

Другие выделяют в ней такие подвиды:

  • сезонная (в основном наблюдается в сельском хозяйстве, в туристическом бизнесе);
  • молодежная;
  • сельская;
  • скрытая (подразумевает нахождение работников в продолжительных отпусках без сохранения зарплаты, при этом они числятся на производстве);
  • застойная - с ней сталкиваются люди, имеющие очень низкий шанс на получение рабочего места, например инвалиды, а также те, кто привык жить на пособие и не хочет ничего менять.
  • региональная, связанная с менталитетом отдельных групп населения, например цыгане, среди которых официально работающих - менее 1 %.

Уровень безработицы

Чтобы его определить, нужно разделить число зарегистрированных безработных на количество всех трудоспособных в стране. Казалось бы, нет ничего проще, но и тут существует своя классификация. Экономисты выделяют естественный и фактический уровни безработицы. Естественный имеет несколько концепций и, соответственно, величин:

  1. Зарплата и инфляция находятся в терпимом равенстве.
  2. Количество безработных и свободных вакансий примерно равное.
  3. Предоставление любого числа вакансий не сокращает число безработных.

Все три концепции верны, но не отражают исчерпывающей картины, что творится с занятостью населения в стране.

Существует более точный фактический уровень, или, другими словами, фактическая безработица. Она складывается из общего количества незанятых граждан, включая трудоспособных членов общества, не состоящих на учете в центрах занятости и не имеющих статус безработного. В реальной жизни практически невозможно дать точную оценку фактической безработицы, так как очень трудно выявить и учесть всех нетрудоустроенных, если они сами того не желают. Особенно это касается людей, не имеющих постоянного места жительства и бесконечно мигрирующих из региона в регион.

Статус безработного

Как уже упоминалось выше, не все, кто не занимается трудовой деятельностью, являются безработными. Такой статус можно получить в специальных организациях, называемых бюро по трудоустройству или биржа труда. Безработными не являются граждане:

  • не зарегистрированные на бирже;
  • не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • инвалиды, не способные заниматься трудовой деятельностью;
  • официально числящиеся где-либо на работе (хотя таковой и нет);
  • зарегистрированные на бирже труда, но 2 раза отказавшиеся от предоставленной вакансии либо от переобучения;
  • зарегистрированные на бирже труда, но не явившиеся на очередную перерегистрацию в срок, назначенный работниками службы занятости.
  • зарегистрированные и выполняющие все требования, но получившие даже единоразовый доход, о котором стало известно службе занятости.

Пособия

Биржа труда обязана каждому, кто имеет статус безработного, предоставить либо работу по специальности, либо переобучение с предоставлением работы, либо денежное пособие. Его размер неодинаков для всех и зависит от величины зарплаты на последнем рабочем месте. Первые 3 месяца после регистрации это 75 % от былой зарплаты, следующие 4 месяца - 60 %, далее - 45 %. Тем, кто еще нигде не работал, выплачивают минимальное пособие.

Социальная безработица

Для всестороннего раскрытия этого понятия потребуется отдельная статья. Вкратце можно сказать, что биржа труда создана не только для учета безработных, но и для проведения социальных исследований. Это нужно для правильной оценки ситуации с занятостью населения и для корректировки работы самой биржи. Опросы показывают, что среди безработных более 70 % людей с высшим и специальным образованием. Женщины считают себя менее адаптированными к современной жизни, чем мужчины (68 % против 43 %). Почти все зарегистрированные на бирже (93 %) желают получить работу, но лишь часть (65 %) согласны ради этого перепрофилироваться, а идти на работу с зарплатой ниже, чем их прежняя, согласны лишь около 27 % респондентов. Любопытный факт: не имея источников к существованию, кроме пособия по безработице, всего 1/5 часть (18 %) опрошенных согласны идти на любую предложенную работу. Остальные предпочитают оставаться безработными и ждать более подходящих вакансий.

Последствия безработицы социальные

Негативные моменты этого явления легко прогнозируемы. Это:

  • рост напряженности в обществе;
  • увеличение заболеваний (не только душевных, но и физических);
  • рост преступности;
  • уменьшение рабочей активности;
  • психологические проблемы (депрессия, агрессия, чувство неполноценности).

По статистике, каждый год 45 тысяч безработных сводят счеты с жизнью.

Тем не менее у безработицы есть и положительные последствия:

  • много свободного времени для полезных занятий, например, для учебы, хобби, семьи;
  • переосмысление понятий "труд" и "рабочее место" (многие длительно не имеющие работы начинают относиться к ней как к чему-то очень ценному и важному).

Экономические последствия

Для экономики страны положительные последствия безработицы следующие:

  • запас рабсилы для дальнейшего развития производства;
  • боязнь потерять работу стимулирует улучшение качества труда, повышение производительности, здоровую конкуренцию.

Негативных последствий и тут значительно больше:

  • потеря квалификации;
  • снижение уровня жизни;
  • рост финансовых нарушений закона;
  • расходы государства на выплаты по безработице;
  • недовыпуск продукции (уменьшение ВВП);
  • обесценивание полученного образования.

Борьба с безработицей

Некоторые «умники» считают, что избавиться от безработицы можно с помощью войны и эпидемий. Более либеральные граждане предлагают уменьшать зарплату тем, кто работает, чтобы, не выходя за рамки бюджета, взять большее число сотрудников. Как показала практика, такой способ борьбы с безработицей ведет к инфляции. Наиболее действенные меры по снижению безработицы следующие:

  • создание оплачиваемых общественных работ (во времена Великой депрессии в Штатах это очень помогло);
  • развитие экономики, при котором появляются новые производства и, как следствие, новые рабочие места;
  • перераспределение спроса на рабсилу;
  • стимулирование малого и среднего бизнеса;
  • трудоустройство молодых специалистов;
  • протекционизм на внутреннем рынке;
  • введение статей за тунеядство.

К непопулярным методам борьбы относятся:

  • отмена пособий по безработице;
  • снятие минимума на ставки и оклады;
  • сдерживание технического прогресса.

Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно лишь за счет создания условий, способных ослабить влияние той или иной из этих причин. Необходимость для любой страны стремиться к сокращению безработицы до экономически рационального минимума порождается рядом причин.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

Уровень безработицы, возможно снизить за счет таких факторов:

  • - Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное
  • - Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система
  • - Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее
  • - Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется
  • - Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации
  • - улучшение развития рынка жилья
  • - выделение государством средств для массового строительства и так далее Государству необходимо предоставить неплохие условия для поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли устроиться на работу. Значительным шагом по преодолению безработицы является предоставление возможности досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом. Проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица - явления естественные и не представляющие угрозы для нормального развития страны. Более того такое развитие без них просто невозможно.

Так, одним из наиболее эффективных способов борьбы с фрикционной безработицей является создание и поддержание развитой информационной системы о состоянии рынка труда и имеющихся вакансиях. Способом борьбы со структурной безработицей является активная структурная и инвестиционная политика государства. Наиболее тяжелой по своим последствиям и трудно управляемой является циклическая безработица. Для борьбы с ней используют весь арсенал мира антициклического регулирования.

Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. Поэтому полная занятость - как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран - это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. При таком положении безработица в стране соответствует своей естественной норме, в разных странах она складывается по-своему. Какова естественная норма безработицы для России сегодня сказать нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину. Но сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  • - политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  • - стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  • - расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

разрешение трудовой эмиграции;

Активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • - улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • - устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
    • а) создание развитого рынка жилья;
    • б) увеличение масштабов жилищного строительства;
    • в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

  • 1) создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
    • - стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
    • - поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
  • 2) создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

  • 3) создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
  • 4) реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Борьба с безработицей - комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

Классификация методов борьбы с безработицей по принимаемым мерам

Различают активную и пассивную политику занятости.

[править] Активная политика на рынке труда

Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда, вот некоторые из них:

1. Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное. Вот некоторые способы создать рабочие места:

Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система. Чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.

Безработица в США в 1910-1960 годах, годы Великой депрессии (1929-1939) выделены

Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных опера­ций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора. Одним из примеров использования такой политики является эксперимент по «отмене» безработицы, проведённый бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.



Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.[неавторитетный источник?] Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы. Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты. В частности, во Франции закон 1981 года о 39-часовой рабочей неделе дал 40 000 рабочих мест вместо ожидаемых 430 000.

2. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.[Примечание 1]

Правительственная биржа труда, Берлин, Германия

3. Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда. Они должны проводиться по нескольким направлениям:

исследование структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов;

исследования проблем регистрируемой безработицы;

исследования по проблеме взаимодействия с работодателями;

исследования по проблемам занятости отдельных категорий населения;

исследования по проблемам организации работы службы занятости и ее отдельных направлений;

Кроме того, проводятся различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.

4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше.

Безработный может согласиться сменить профессию на более востребованную, даже если это повлечёт снижение заработной платы (подробнее в пункте 8).

Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации.

Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.

5. Монетарные, или фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы. Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты с этим согласны.

6. Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

уменьшение влияния профсоюзов;

сокращение разного рода компенсаций;

отмена минимума заработной платы;

смягчение правил найма и увольнения работников.

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой за­работной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, кото­рого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невы­сокий доход, в частности, содействовать развитию социаль­ной сферы. Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.

7. Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.

Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

8. Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением. Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.

9. Поскольку многие описанные в этой статье меры осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования может помочь их реализации.

10. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

Пропагандистский советский плакат 1964 года

11. Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу.

[править] Пассивная политика на рынке труда

Направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий.

С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости - это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.

Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение.

Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы.

Политика пассивной занятости в отличие от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

Вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;

Поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;

Поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.

[править] Методы борьбы с различными типами безработицы

Общие для всех типов безработицы меры:[Примечание 2]

создание новых рабочих мест

создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;

поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:

социальная защита слабозащищённых слоёв населения;

борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

повышение квалификации работников;

сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

проведение стабилизационной политики;[Примечание 3]

создание дополнительных рабочих мест государством.

[править] Классификация методов борьбы с точки зрения различных экономических теорий

Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно - это уровень потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса.

[править] Факторы, косвенно влияющие на безработицу

Изменение численности и состава экономически активного населения может по-разному влиять на ситуацию. Сокращение числа иммигрантов не оказывает существенного влияния. Перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими не является эффективной мерой, так как в этом случае последние остаются без работы. Кроме того, зачастую несоблюдение трудового законодательства в отношении мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд местного населения. В результате иностранные граждане получают значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают, что нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп. Гибкость системы оплаты труда, вопреки ожиданиям, не влияет на уровень безработицы. В 1990-х годах в России отмечалась прямо пропорциональная зависимость между объемами денежной массы и показателями занятости.

[править] Борьба с безработицей в России

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции.

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия - создание новых рабочих мест для безработных.

«В следующем году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58 800 рублей. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.»

Максим Топилин

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды - налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек.

Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.

Статистика:

5.4 миллиона человек - общая безработица в России[Примечание 4]

1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости[Примечание 4]

189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году

95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса

Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %[Примечание 4]

Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:

Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.

Поддерживая неконкурентноспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.

Улучшилась ситуация для высооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.

Социальная защита населения её сущность и содержание.

Социа́льная защи́та - система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты

Государственные формы:

Доступное здравоохранение

Доступное образование

Пенсионное обеспечение (Пенсия)

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

Добровольное социальное страхование

Благотворительность

Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

[править] Социальная защита в России

В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.

Глава министерства на данный момент: Татьяна Алексеевна Голикова.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования

[править] Награды

Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».

Основные категории населения

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL): POP = L + NL.

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

  • занятые (employed - E) - т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается заня-тым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды;
  • безработные (unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис.1.). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах: u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах:

уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

Причины и виды безработицы

Выделяют три основные причины безработицы:

  1. потеря работы (увольнение);
  2. добровольный уход с работы;
  3. первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К фрикционным безработным относятся:

  1. уволенные с работы по приказу администрации;
  2. уволившиеся по собственному желанию;
  3. ожидающие восстановления на прежней работе;
  4. нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
  5. сезонные рабочие (не в сезон);
  6. люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: u фрикц = U фрикц /L*100%.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах: u структ = U структ /L*100%.

Поскольку и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, то эти типы безработицы относятся к категории «search unemployment».

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Последствия безработицы

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDP gap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

Где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, ??- коэффициент Оукена (??> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Yt – фактический ВВП данного года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный:

а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.