Внешний долг в беларуси. Сколько Белоруссия должна России

Россия и Белоруссия подошли к очередной годовщине их Союза в условиях кризиса двусторонних отношений. РБК оценил, во сколько России обходится поддержка «особых отношений» с Минском

Владимир Путин и Александр Лукашенко (Фото: Михаил Клементьев / РИА Новости / AP)

2 апреля исполняется 20 лет Союзу России и Белоруссии , но «братские» государства встречают круглую дату в низшей точке своих отношений по меньшей мере за последние шесть-семь лет. Белорусско-российские отношения переживают «полномасштабный комплексный кризис, который включает как разногласия по конкретным вопросам экономического содержания, так и противоречия по фундаментальным вопросам стратегического и военно-политического характера», считает минский Центр стратегических и внешнеполитических исследований. Незадолго до юбилея Союза, в феврале, президент Белоруссии Александр Лукашенко пожаловался, что Россия «пинает в хвост и в гриву» договоренности между двумя странами, в том числе в вопросе цены на российский газ. Одна из причин такого поведения Москвы, по мнению Лукашенко, — определенные силы в российском истеблишменте, но только не президент Владимир Путин, которого Лукашенко 28 марта назвал «родным братом» (3 апреля они встретятся в Санкт-Петербурге).

Более $100 млрд за 11 лет

Кремль в тот же день, когда Лукашенко на своей большой пресс-конференции 15 минут подряд ругал российские власти, из которых следует, что «российская сторона оказывала и продолжает оказывать масштабную экономическую, политическую и иную помощь Белоруссии». В качестве примера пресс-служба Кремля привела выделение Минску свыше $6 млрд кредитов по разным направлениям и ежегодные беспошлинные поставки нефти в период с 2011 по 2015 год в объеме от 18 млн до 23 млн т. «Всего наш российский бюджет в этот период недополучил $22,3 млрд. Все это является не чем иным, как прямой и косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства», — говорилось в заявлении.


Каковы реальные масштабы экономической зависимости Белоруссии от России? «Если вы посмотрите цифры, которые представляет МВФ, то вы увидите впечатляющие цифры скрытой и прямой поддержки белорусской экономики», — дал наводку Путин в конце февраля на пресс-конференции в Бишкеке. Действительно, МВФ в сентябре 2016 года оценивал общую поддержку белорусской экономики со стороны России в $106 млрд только за период 2005-2015 годов, или около $9,7 млрд в год (см. инфографику ). В разные годы объем «общей чистой поддержки» от России варьировался от 11 до 27% белорусского ВВП, следует из данных МВФ, предоставленных РБК. Но видно, что в последние годы российская помощь белорусской экономике сокращается, и это может отчасти объяснять последнее недовольство Лукашенко.

Модель отношений упрощенно можно описать так: «финансово-экономическая поддержка обменивается на определенную степень политической лояльности со стороны Белоруссии», говорит старший экономист Raiffeisen Bank International по Центральной и Восточной Европе Андреас Швабе. «Белорусская экономика неустойчива без российской поддержки. Удивительно, как президент Лукашенко сумел обеспечить непрекращающуюся российскую поддержку в течение такого долгого времени, 20-25 лет», — сказал Швабе РБК. Но в последнее время Белоруссия демонстрирует признаки «политической нелояльности» (не поддерживает украинскую политику России, контрсанкции), а Россия начинает ограничивать финансово-экономическую поддержку (сокращает поставки нефти в Белоруссию, повышает цены на газ, уменьшает закупки белорусских промышленных товаров), рассуждает экономист, оговариваясь, что, несмотря на все разногласия, фундаментальные отношения России и Белоруссии остаются «на удивление стабильными».


МВФ считает общую поддержку как сумму двух компонент — скрытые субсидии за счет скидок на российские энергоносители и чистая финансовая поддержка. Получается наиболее широкая оценка, поскольку в составе финансовой поддержки МВФ учитывает не только межгосударственные кредиты, но и баланс взаимных прямых инвестиций, а также кредиты для Минска по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР, бывший антикризисный фонд ЕврАзЭС), ресурсы которого на 88% сформированы российскими взносами (на конец 2015 года Минск был должен фонду $1,94 млрд, а в 2016 году занял там еще $800 млн).

Госпомощь

Такой подход может быть не совсем честен, если требуется оценить именно государственную финансовую помощь, говорит аналитик АКРА Дмитрий Куликов, — среди прямых иностранных инвестиций есть частные, они могут приносить реальный доход, когда в Россию возвращаются дивиденды или проценты. По его мнению, разумно было бы взять для расчета задолженность Белоруссии по госкредитам (включая кредиты российских госбанков белорусскому правительству) и сумму накопленных субсидий по нефтегазовым поставкам, а прямые инвестиции не учитывать.


Задолженность Белоруссии по межправительственным кредитам от России на конец 2015 года составляла $6,02 млрд, следует из платежного баланса союзного государства, доступного на сайте Банка России (обзора за 2016 год еще нет). Минфин России отказался раскрыть РБК текущую задолженность белорусского правительства, а Минфин Белоруссии не ответил на запрос РБК. В последний раз о межправительственном займе публично сообщалось в июле 2015 года, когда Минск получил российский кредит на $760 млн. Как следует из платежного баланса Белоруссии с Россией за 2016 год (доступен на сайте белорусского Нацбанка), в прошлом году чистые заимствования белорусского правительства в России составили $250 млн, но это могли быть займы у российских госбанков. Их помощь — большой канал российских вливаний в белорусскую экономику.

В 2012 году Внешэкономбанк договорился предоставить Белоруссии до $10 млрд под строительство Белорусской АЭС по межправительственному соглашению, но пока выделен только первый транш в размере $500 млн (в мае 2014 года), а выбрано из него только $248 млн, говорил в декабре глава ВЭБа Сергей Горьков. Сбербанк кредитовал государственный «Беларуськалий» — на $900 млн в 2011 году и на $550 млн в 2015-м. В целом по состоянию на 1 октября российские банки держали в Белоруссии активы на $4,9 млрд (за вычетом их обязательств там — $3,7 млрд). ВЭБ, Сбербанк и Газпромбанк не ответили на запросы РБК, а ВТБ сообщил, что портфель кредитов его белорусской «дочки» местным предприятиям с госучастием составляет в пересчете с белорусских рублей около $75 млн.

Крупнейший инвестор

Прямые инвестиции (ПИИ) России в белорусскую экономику занимают от 57 до 64% общих иностранных вложений в страну, по данным Нацбанка Белоруссии за 2010-2015 годы. При этом российские ПИИ в Белоруссию сокращаются, показывает статистика российского ЦБ (см. инфографику): чистые накопленные инвестиции достигали пика в 2010 году ($5,6 млрд ), а на 1 октября 2016 года составляли $3,4 млрд .

Официальная российская статистика занижает объем вложений в Белоруссию, утверждает Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), который ведет собственный мониторинг взаимных прямых инвестиций в СНГ. Если по данным ЦБ размер накопленных инвестиций из России в Белоруссию в 2015 году составил $3,6 млрд , то мониторинг ЕАБР показывает цифру $8,3 млрд . Банк помимо прочего анализирует корпоративную отчетность и сообщения СМИ; кроме того, в отличие от российского регулятора он учитывает инвестиции через офшоры и другие «перевалочные базы» капитала. Показатель ЦБ включает курсовые, рыночные переоценки и прочие изменения.

Белоруссия — лидер по российским входящим инвестициям среди стран Евразийского экономического союза. Впрочем, это произошло главным образом за счет покупки «Газпромом» компании «Белтрансгаз» (сейчас — «Газпром трансгаз Беларусь»), на которую концерн потратил $5 млрд в период с 2007 по 2011 год. Другие значимые российские проекты — инвестиции в «дочки» ВЭБа и МТС, в магистральный трубопровод «Транснефти» и Мозырский НПЗ.

Сколько теряет Россия?

До 90% экономической поддержки Белоруссии со стороны России в понимании МВФ приходится на скрытые субсидии по поставкам газа, нефти и нефтепродуктов. Заведующий сектором «Экономика и финансы» Института энергетики и финансов Сергей Агибалов оценивает, что общий объем российского субсидирования Белоруссии льготными поставками энергоносителей с начала 2000-х годов составил почти $100 млрд, или свыше 200% белорусского ВВП за 2016 год. Субсидии по газу в 2001-2016 годах составили $49,4 млрд, по нефти — $46,9 млрд, следует из расчетов Агибалова для РБК. И в отличие от кредитов, которые возвращаются с процентами, нефтегазовые льготы для Белоруссии — это безвозвратные косвенные потери российского бюджета. «Это для нас не выброшенные деньги — это просчитанные шаги в расчете на будущий результат», — уверял Владимир Путин в конце февраля.


«Все годы независимости Белоруссия получала газ от России на исключительно выгодных условиях — в отдельные годы она покупала газ в разы дешевле, чем все соседние европейские страны», — Агибалов. Газовую льготу он рассчитывает как разницу в цене импорта с Германией (это сопоставимый крупный потребитель, цена российского газа на границе с Германией публикуется в открытых источниках, и ее можно считать рыночной конкурентоспособной ценой, объясняет он). Но в 2016 году газовая субсидия резко сократилась — всего лишь до $350 млн с $2,2 млрд годом ранее, по расчетам Агибалова; и российские власти к концу марта 2017 года насчитали уже $700 млн задолженности Белоруссии за поставленный газ.

Россия поставляет Белоруссии сырую нефть беспошлинно, а перерабатываемые нефтепродукты поставляются Белоруссией за границу с взиманием пошлины и зачислением ее в белорусский бюджет. Субсидирование со стороны России в последнее время сократилось из-за особенностей экспортной пошлины. Снижение мировых цен на нефть приводит к меньшему снижению цен на импорт сырой нефти, которую Белоруссия ввозит из России, по сравнению со снижением цен на нефтепродукты, которые Белоруссия экспортирует, — это следствие налогового маневра в российской нефтяной отрасли, объясняет Евразийский банк развития. «При высоких ценах на нефть Белоруссия покупала ее в два раза дешевле рыночной цены, а сейчас — на 25% дешевле, — констатирует директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. — Россия зависит от нефти и газа, а Белоруссия точно так же зависит от российской нефтегазовой конъюнктуры. Если она ухудшается, то обостряются проблемы».

Сможет ли Белоруссия уйти от России?

На фоне сокращения российской экономической поддержки Минск пытается диверсифицировать источники финансовой помощи и внешнюю торговлю, опирающуюся на Россию, но сделать это сложно, отмечает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. Белоруссия с 2015 года ведет переговоры с МВФ о потенциальном кредите до $3 млрд, а снятые в 2016 году со страны санкции Евросоюза в принципе открыли возможность для кредитов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка.

«В плане торговли Белоруссия, конечно, пытается диверсифицировать свой экспорт, наладить поставки в страны Евросоюза, не хочет ни в коем случае терять украинский рынок, — добавляет Александр Кнобель. — Россия для Белоруссии — это половина торговли, вторая половина — это Украина, Евросоюз (в основном Польша и Прибалтика), Россия — главнейший партнер, но Минск хочет эту долю снизить и нарастить присутствие на европейских рынках».

Но Андреас Швабе говорит, что при Лукашенко Белоруссия вряд ли сможет отвернуться от России. «Запад в обмен на существенную финансовую поддержку, вероятно, потребует от Минска экономических реформ, что ослабило бы контроль Лукашенко над экономикой и государством в целом — а это для него неприемлемо», — рассуждает экономист. Да и Россия после 2014 года показала своей политикой на постсоветском пространстве, что не «позволит» Белоруссии пойти на такой шаг.

При участии Олега Макарова

На 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходится возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году, разбиралось издание Naviny.by.

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 года расходы по госдолгу ежегодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением не станет.

В будущем году обслуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а на его погашение необходимо будет направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, суммарно обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой курс, заложенный в бюджете на 2017 год, — почти 2 рубля 20 копеек за доллар) получается, что по внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна будет вернуть около 3,5 млрд долларов.

При этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены почти равные: на обслуживание и погашение внутреннего госдолга нужно будет направить около 1,65 млрд долларов, на платежи по внешнему — 1,86 млрд долларов.

По информации БелаПАН, крупнейшие внешние кредиторы, которым Беларусь в 2017 году должна будет вернуть наибольшие суммы, — это Россия (741,3 млн долларов), Евразийский фонд стабилизации и развития (487,9 млн долларов), а также Китай (381,7 млн).

Этим трем кредиторам Беларусь должна в будущем году перечислить около 1,5 млрд долларов, то есть почти 80% средств от совокупных расходов по внешнему госдолгу. При этом, учитывая, что основным донором Евразийского фонда выступает Россия, можно сказать, что именно она является главным внешним кредитором Беларуси.

Что касается кредиторов, которые одалживают белорусскому правительству деньги на внутреннем рынке, то, по неофициальной информации, ими выступают коммерческие банки с российским капиталом, которые регулярно покупают валютные гособлигации белорусского Минфина.

Если говорить о средствах, которые государство в будущем году планирует направить на погашение и обслуживание госдолга, то на эти цели в бюджете-2017 предусмотрены следующие суммы: поступления от размещения нового выпуска еврооблигаций (800 млн долларов), транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (700 млн долларов), средства от размещения валютных гособлигаций на внутреннем рынке (еще 360 млн долларов).

Кроме этого, на выплаты по долгам планируется в 2017 году направить профицит бюджета (1,5 млрд рублей), который планируется получить в основном за счет поступления в бюджет вывозных пошлин на нефтепродукты.

Также весьма вероятно, что часть обязательств по внутренним долгам правительство постарается рефинансировать — белорусским банкам, как это уже бывало ранее, предложат купить новые выпуски валютных гособлигаций, средства от которых пойдут на погашение предыдущих выпусков долговых бумаг.

Долговая нагрузка на экономику растет

Способность государства платить по долгам напрямую связана с результатами работы экономики, которые в последнее время не радуют. По прогнозу Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в 2016 году снизится на 2,8%, и в 2017-м рецессия может сохраниться (эксперты центра предполагают, что экономика сократится в будущем году на 0,9%).

В то же время величина государственного долга увеличивается — за январь-октябрь 2016-го внешний госдолг вырос примерно на 1 млрд долларов (или на 8,2%) и достиг 13,5 млрд долларов.

«Долговая нагрузка на экономику растет. С одной стороны, в этом году наблюдается рецессия, с другой — состоявшаяся девальвация привела к заметному уменьшению ВВП в долларовом эквиваленте, а величина госдолга на этом фоне увеличилась», — констатировала в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая .

По оценкам Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (по среднегодовому курсу) 46,5 млрд долларов. Для сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд долларов.

Рост госдолга, наблюдаемый на фоне рецессии и снижения ВВП в долларовом эквиваленте, приведет, вероятнее всего, к тому, что в Беларуси по итогам 2016 года не будет выполнен один из параметров экономической безопасности — пороговое значение, отражающее отношение внешнего госдолга к ВВП.

На 1 января 2016 года, по данным Минфина, отношение внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. На 1 января 2017 года эта величина может достичь 29% (при условии, что внешний госдолг сохранится на уровне 13,5 млрд долларов, а ВВП составит прогнозируемые 46,5 млрд долларов). К слову, согласно параметрам экономической безопасности, приведенным на сайте Минфина, внешний госдолг по отношению к ВВП не должен превышать 25%.

По мнению экспертов, возможностей для снижения долговой нагрузки на экономику в этом году у страны не было.

«Рост долговой нагрузки на экономику — тревожная тенденция. Однако вряд ли в этом году ситуация могла развиваться иначе. Мы видим, что экономика не генерирует рост, и обеспечить на этом фоне снижение долговой нагрузки практически невозможно», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский .

Год назад представители белорусского правительства заявляли, что не менее половины валютного долга будет выплачиваться за счет собственных источников, а вторая половина будет рефинансироваться.

Однако официальный экономический прогноз на 2016 год, отмечают эксперты, был весьма оптимистичным, и поэтому планы рассчитаться по долгам, минимизировав привлечение новых заимствований, реализовать не удалось.

«Изначально официально прогнозировался экономический рост на 0,3%, а по факту снижение ВВП составляет почти 3%. Нефтяные доходы бюджета в 2016 году из-за снижения цен также оказались ниже, чем планировало правительство. Поэтому возможности рассчитываться по долгам за счет собственных источников оказались меньше, чем ожидались», —

Внешний госдолг Беларуси в нынешнем году увеличился на 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходить возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году?

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 года расходы по госдолгу ежегодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением не станет.

В будущем году обслуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а на его погашение необходимо будет направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, суммарно обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой курс, заложенный в бюджете на 2017 год — почти 2 рубля 20 копеек за доллар) получается, что по внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна будет вернуть около 3,5 млрд долларов.

При этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены почти равные: на обслуживание и погашение внутреннего госдолга нужно будет направить около 1,65 млрд долларов, на платежи по внешнему — 1,86 млрд долларов.

­Внешний госдолг Беларуси в нынешнем году увеличился на 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходить возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и сколько должна Беларусь в 2017 году, разбиралось издание Naviny.by.

Главные кредиторы Беларуси

Начиная с 2013 года расходы по госдолгу ежегодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением не станет.

В будущем году обслуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а на его погашение необходимо будет направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, суммарно обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.

В валютном эквиваленте (среднегодовой курс, заложенный в бюджете на 2017 год - почти 2 рубля 20 копеек за доллар) получается, что по внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна будет вернуть около 3,5 млрд долларов.

При этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены почти равные: на обслуживание и погашение внутреннего госдолга нужно будет направить около 1,65 млрд долларов, на платежи по внешнему - 1,86 млрд долларов.

По информации БелаПАН, крупнейшие внешние кредиторы, которым Беларусь в 2017 году должна будет вернуть наибольшие суммы, - это Россия (741,3 млн долларов), Евразийский фонд стабилизации и развития (487,9 млн долларов), а также Китай (381,7 млн).

Этим трем кредиторам Беларусь должна в будущем году перечислить около 1,5 млрд долларов, то есть почти 80% средств от совокупных расходов по внешнему госдолгу. При этом, учитывая, что основным донором евразийского фонда выступает Россия, можно сказать, что именно она является главным внешним кредитором Беларуси.

Что касается кредиторов, которые одалживают белорусскому правительству деньги на внутреннем рынке, то, по неофициальной информации ими выступают коммерческие банки с российским капиталом, которые регулярно покупают валютные гособлигации белорусского Минфина.

Если говорить о средствах, которые государство в будущем году планирует направить на погашение и обслуживание госдолга, то на эти цели в бюджете-2017 предусмотрены следующие суммы: поступления от размещения нового выпуска еврооблигаций (800 млн долларов), транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (700 млн долларов), средства от размещения валютных гособлигаций на внутреннем рынке (еще 360 млн долларов).

Кроме этого, на выплаты по долгам планируется в 2017 году направить профицит бюджета (1,5 млрд рублей), который планируется получить в основном за счет поступления в бюджет вывозных пошлин на нефтепродукты.

Также весьма вероятно, что часть обязательств по внутренним долгам правительство постарается рефинансировать - белорусским банкам, как это уже бывало ранее, предложат купить новые выпуски валютных гособлигаций, средства от которых пойдут на погашение предыдущих выпусков долговых бумаг.

Долговая нагрузка на экономику растет

Способность государства платить по долгам напрямую связана с результатами работы экономики, которые в последнее время не радуют. По прогнозу Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в 2016 году снизится на 2,8%, и в 2017-м рецессия может сохраниться (эксперты центра предполагают, что экономика сократится в будущем году на 0,9%).

В то же время величина государственного долга увеличивается - за январь-октябрь 2016-го внешний госдолг вырос примерно на 1 млрд долларов (или на 8,2%) и достиг 13,5 млрд долларов.

«Долговая нагрузка на экономику растет. С одной стороны, в этом году наблюдается рецессия, с другой - состоявшаяся девальвация привела к заметному уменьшению ВВП в долларовом эквиваленте, а величина госдолга на этом фоне увеличилась», - констатировала в комментарии для БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

По оценкам Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (по среднегодовому курсу) 46,5 млрд долларов. Для сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд долларов.

Рост госдолга, наблюдаемый на фоне рецессии и снижения ВВП в долларовом эквиваленте, приведет, вероятнее всего, к тому, что в Беларуси по итогам 2016 года не будет выполнен один из параметров экономической безопасности - пороговое значение, отражающее отношение внешнего госдолга к ВВП.

На 1 января 2016 года, по данным Минфина, отношение внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. На 1 января 2017 года эта величина может достичь 29% (при условии, что внешний госдолг сохранится на уровне 13,5 млрд долларов, а ВВП составит прогнозируемые 46,5 млрд долларов). К слову, согласно параметрам экономической безопасности, приведенным на сайте Минфина, внешний госдолг по отношению к ВВП не должен превышать 25%.

По мнению экспертов, возможностей для снижения долговой нагрузки на экономику в этом году у страны не было.

«Рост долговой нагрузки на экономику - тревожная тенденция. Однако вряд ли в этом году ситуация могла развиваться иначе. Мы видим, что экономика не генерирует рост, и обеспечить на этом фоне снижение долговой нагрузки практически невозможно», - считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

Год назад представители белорусского правительства заявляли, что не менее половины валютного долга будет выплачиваться за счет собственных источников, а вторая половина будет рефинансироваться.

Однако официальный экономический прогноз на 2016 год, отмечают эксперты, был весьма оптимистичным, и поэтому планы рассчитаться по долгам, минимизировав привлечение новых заимствований, реализовать не удалось.

«Изначально официально прогнозировался экономический рост на 0,3%, а по факту снижение ВВП составляет почти 3%. Нефтяные доходы бюджета в 2016 году из-за снижения цен также оказались ниже, чем планировало правительство. Поэтому возможности рассчитываться по долгам за счет собственных источников оказались меньше, чем ожидались», - комментирует ситуацию Ирина Точицкая.

По мнению наблюдателей, в 2017 году больших проблем с погашением долгов не возникнет, поскольку основным кредитором Беларуси выступает Россия, которая в будущем году будет готовиться к президентским выборам и по политическим причинам согласится рефинансировать задолженность Беларуси.

«Россия входит в предвыборную кампанию, и вряд ли на этом фоне Москва начнет оказывать большое давление на Минск», - предполагает Валерий Полховский.

При этом он считает, что корреляция между ростом долговой нагрузки на белорусскую экономику и готовностью властей проводить реформы присутствует, и в среднесрочной перспективе кредитором Беларуси может стать не только Россия, но и Международный валютный фонд.

«Рост долговой нагрузки на экономику приводит к ослаблению позиции Беларуси в переговорах с МВФ. Соответственно, можно предположить, что рано или поздно программа с МВФ на условиях валютного фонда может быть подписана, хотя сегодня это маловероятно», - считает Валерий Полховский.

Сотрудничество Беларуси с МВФ и шаги по реформированию экономики могут оказаться просто вынужденными, поскольку сегодня, как отмечают эксперты, привлечение новых заимствований не способствует экономическому росту страны.

«Серьезная проблема состоит в целях привлекаемых заимствований. Если займы государство осуществляет для обеспечения будущего экономического роста - это одна ситуация, которую можно приветствовать. У нас же новые долги привлекаются для погашения старых, и это совершенно другая история», - резюмировала Ирина Точицкая.

10.03.2020

Внешний долг страны - это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.

Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:

  • Валовой внешний долг - складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
  • Государственный долг - сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.

При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси - остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в , подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.

Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные - мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга.

По данным Министерства финансов РБ можно составить следующую картину изменения и внешнего долга Республики Беларусь за 2019 год:

Государственный долг, всего

Внешний государственный долг

Внутренний государственный долг

млн. долл. США

* Данные уточнены в связи с пересмотром ВВП

С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.

Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.

Структура валового внешнего долга Беларуси

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления - 33,9%;
  • Заимствования - 4,6%;
  • Долги - 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики - 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики - 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования . Как правило, обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

Было получено:

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая - 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

Динамика внешнего госдолга

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. ​Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. ​ 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6% .

В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $ 1 934,9 млн.:

С начала 2016 года погашение внешнего государственного долга составило $ 892,4 млн.:

В январе-декабре 2017 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 4 040,7 млн.:

Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило $1 029,4 млн.:

За 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 2 353,8 млн.:

Погашение внешнего государственного долга в 2018 году составило $1 997,3 млн.:

За 2019 года привлечены внешние государственные займы на сумму $1 643,6 млн.:

Погашение внешнего государственного долга за 2019 год составило $ 1 511,3 млн.:

Внешний долг в Беларуси в 2020

Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году. Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от . Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 - начале 2017 года.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд долларов и увеличился за год на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6% .

Внешний госдолг Беларуси по данным Минфина увеличился с начала 2018 года на 3,1 миллиарда долларов, или на 22,6% (с учетом курсовых разниц) и составил на 1 января 16,7 миллиардов долларов США.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 января 2019 года составил 16,9 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 0,2 млрд. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,0%.

Государственный долг на 1 января 2020 года составил 44,8 миллиардов рублей, уменьшившись с начала года на 1,3% (0,6 млрд. руб.), или 33,7% к ВВП при пороговом значении - не более 45% к ВВП: внешний госдолг - 27,1% к ВВП, внутренний госдолг - 6,6% к ВВП. На 1 января 2020 года внешний госдолг составил 17,1 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 0,2 млрд. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,4%.

на 1 августа 16,5 на 1 сентября 16,6 на 1 октября 16,5 на 1 ноября 16,6 на 1 декабря 16,6 на 1 января 2020 г. 17,1 на 1 февраля 16,9

Напомним, что в 2016 году была подписана программа о привлечении кредита ЕФСР на сумму 2 млрд долларов, из них 800 миллионов было выдано двумя траншами в 2016 году. ЕФСР выделил очередной транш в размере 300 миллионов долларов в 2017 году. ЕФСР в полном объеме перечислил кредитные средства в течение 2016-2018 годов .

Можно предположить, что Правительство Республики желало бы погасить большую часть займов за счет новых кредитов. Вероятнее всего так и произойдет.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter