Виды налоговой политики. Понятие налоговой реформы и ее виды. Понятие налоговых реформ и их классификация

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кемеровский государственный университет

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория и история налогообложения

на тему: Налоговые реформы

Кемерово 2005

Введение

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

2. Налоговые поправки

3. Виды налоговых реформ

4. Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах

5. Налоговые реформы в странах с переходной экономикой

Заключение

Список литературы

Введение


Понятие «налоговые реформы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. В него входят такие вопросы как сущность, виды, особенности и цель налоговой реформы. В общем, все то, из чего и состоит налоговая реформа. Сущность раскрывает сам смысл налоговой реформы, дает понятие основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ. Показывает особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Цель налоговой реформы необходима для того, чтобы показать, а зачем вообще нужно такое понятие как налоговая реформа, где она используется и для чего нужна в налогообложении, в обществе, жизни людей. В принципе эта тема достаточно изучена в налогообложении. Как об очень важной, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, которая ответила бы полностью на все вопросы и налогообложение не исключение.

Налоги и все с ними связанное входят в нашу жизнь с давних времен.

Аналогия всех когда-либо существовавших форм бытия категории «налог»: видов налогов и налоговых групп, способов их исчисления и сбора, налоговых льгот и мер наказания за неисполнение налоговых обязательств – позволяет составить мировую и отечественную «родословную» налогообложения. Методологическая основа становления и развития налоговедения заложена наукой о финансах. Исторически налоги, как практические формы привлечения ресурсов в государственное пользование, связывают с появлением государства и выполнением им экономических и других функций. С тех пор изменяется, причем существенно, лишь соотношение сумм отдельных видов государственных расходов в бюджетах разных государств, а также продуктивное или не продуктивное их использование.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Об этом свидетельствуют и первые реформы, обращенные на решение задач максимизации государственных доходов.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о налоговых реформах, их видах, особенностях в развивающихся и странах с переходной экономикой, целях налоговой реформы.

1. Раскрыть суть понятия «налоговая реформа».

2. Охарактеризовать налоговые поправки.

3. Показать наиболее распространенные виды налоговых реформ.

4. Рассказать об особенностях налоговых преобразований в развивающихся странах.

5. Дать понятие о налоговых реформах в странах с переходной экономикой.

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы


Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. – ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом – постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) – были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы 1 . В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент налоговой системы России.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).

Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.


2. Налоговые поправки


Сегодня среди экономистов нет единой точки зрения по поводу того, какое число налогов является оптимальным и каким должен быть рациональный размер совокупной налоговой нагрузки. Однако все экономисты согласны с тем, что налоги, с одной стороны, должны наполнять бюджет, а с другой – не препятствовать развитию бизнеса 1 .

В настоящее время проделана большая работа по разработке методики определения значений базовой доходности для отдельных видов бизнеса, размеров и числа коэффициентов для ее корректировки. Также устанавливаются особые льготы (Например, республика Коми).

Налоговые поправки вносятся на уже существующие налоги, они видоизменяются, ставка налога становятся либо больше, либо меньше. Индексируются ставки акцизов на некоторые виды продукции, может расширяться перечень подакцизной продукции.

Могут вноситься налоговые поправки на прямые и косвенные налоги, это зависит от политики государства. Решение о налоговых поправках принимает правительство страны. Соответственно изменения вносятся в федеральные законы. Какие-то налоги могут включить в себя другие, изменив количество налогов, но не их сумму обложения.

Например, в 1931 г. в СССР налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховые и др. платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятия также стали включать – подоходный налог, платежи в векселей и др.

Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших платить сельскохозяйственный налог. Но с этого года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при взимании налогов с кооперации.

Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной войной. В 1941 г. был введен военный налог (отменен в 1946 г.).

В том же году был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, для поддержки одиноких матерей (просуществовал до 90-х гг.) Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет (41% от суммы всех доходов бюджета в 1954 г.) 1 .

К 1985 г. сформировался единый фонд развития науки и техники (ЕФРНТ) и появились соответствующие изменения в системе формирования доходов бюджета.

Налоговая система, сформированная к началу 70-х гг., явилась прототипом налоговой системы образца 1991 г.

Конец 80-х гг. можно назвать периодом возрождения налоговой системы. Повышается ставка налога на кооперативы.

С 1992 г. начинают свой отсчет текущие налоговые модификации российской системы налоговых отношений.

Важнейшим событием явилось рассмотрение и принятие Федеральным Собранием РФ второй части Налогового кодекса РФ, которая реально позволит внести существенные изменения в налоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политику хозяйствующих субъектов.

Согласно Федеральному закону «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах» с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 «Налог на добавленную стоимость», гл.22 «Акцизы», гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.24 «Единый социальный налог (взнос)».

Одновременно установлено, что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.

Единый социальный налог включен в перечень федеральных налогов и сборов (гл.24 НК РФ). Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определенный исходя из стоимости патента.

Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Определены и льготы по данному налогу для отдельных организаций.

Ожидается, что введение единого социального налога (взноса) станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.

Определена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. В законе приводится перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). К ним относятся государственные пособия, выплачиваемы в соответствии с действующим законодательством (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.

Принятие «плоской» шкалы ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и представления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц, являющихся наемными работниками.

Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций будут являться и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, изменена редакция норм о месте реализации работ (услуг). В качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения доходов организаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.

На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством РФ предлагалось отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагалось заменить налогом на недвижимость.

Налоговые поправки в любой стране вводятся довольно часто, так как налогообложение далеко от совершенства и его приходится приводить все к более и более удобной и стратегически верной форме и при этом соблюдать не только свои цели (цели данного государства), но и учитывать мнение других государств, что налогообложение должно быть удобным и интегрированным.


3. Виды налоговых реформ


Необходимо определить принципы трансформативности системы государственных доходов, определить основные закономерности, по которым государство выбирает административные или экономические методы формирования своих доходов. Эти методологические обоснования затрагивают не только экономику, они учитывают прежде всего политику государства в отношении регулирования основ собственности, допущении (противодействии) паритета разных форм собственности: государственной, частной, смешанной и др. Такого рода обоснования можно определить в качестве теории трансформативности системы методов формирования государственных доходов.

Каждая новая налоговая реформы предполагает, в отличие от текущих налоговых модификаций, радикальный пересмотр системообразующих элементов налоговых обязательств. По глубине этих преобразований, их экономической обоснованности и социальной содержательности можно делать вывод о том, в какую сторону «смотрят» законодатели: или в сторону повышения народного благосостояния, или в сторону укрепления собственных властных позиций. Именно по этой причине следует знать уже известный перечень основных элементов налоговых обязательств. С них всегда начинается каждый новый налоговый закон, с них начата часть первая Налогового кодекса РФ.

Международные организации определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения.

При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика именуется унификацией налогового законодательства.

Правительства должны строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов.

Так же как налоги подразделяются на прямые (налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность) и косвенные (экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота)), так и налоговые реформы проводятся среди прямых и косвенных налогов.

Соответственно, если в стране большой процент занимает частная собственность, то можно проводить налоговую реформу среди частного сектора экономики. Приводить ее к более удобному виду и выявлять оптимальные ставки налогов на вышеперечисленные налоги.

Если в страну завозится много импорта или страна является экспортером различных видов продукции, то государство регулирует налоговой реформой экспортные и импортные пошлины, разумеется, в пользу своего государства и государств, объединенных в содружество, но при этом соблюдая некие общие требования ко всем остальным государствам.

Налоговые реформы могут проводиться по различным отраслям налогов. Так, например, военные налоги (расходы на оборону по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее), содержание правителей (туда же входят расходы по отправлению правосудия), налоги на образование, медицину, социальные льготы (пенсия, сироты, недееспособные), земельный налог, налоги на импорт или экспорт.

Государство может начать проводить налоговую реформу в случае отставания законов страны от ее экономической жизни.

Фактически налоговые реформы могут внешние и внутренние, в зависимости от видов налогов среди которых она проводится. Внутренние реформы могут преследовать цель снижения налогового бремени для людей и организаций, упрощения налоговой системы.

Внешние реформы преследуют другую цель, процветания своего государства и упрощения международного налогообложения.


4. Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах

Необходимость реформ в развивающихся странах очевидна и неотвратима.

Растет понимание, что до настоящего времени не предпринимались энергичные действия в области здравоохранения и образования, обеспечения населения чистой водой и санитарными условиями с целью ослабления экологической угрозы.

Растущие финансовые трудности должны побудить правительства решительно изменить методы использования дефицитных ресурсов. Предоставление потребительских услуг по отпускным ценам, которые были существенно ниже их себестоимости, создавало искусственные дефициты. Это касается снабжения водой, электроэнергией и другими ресурсами.

Разумная ценовая политика и повышение эффективности приведут к более рациональному использованию ресурсов, а также к сокращению импорта топлива.

Доступность кредитов только для небольшого круга крупных заемщиков, наряду с высокой инфляцией, растущим бюджетным дефицитом и отрицательными реальными процентными ставками привели к возникновению в слаборазвитых странах в 1980-х гг. ситуации, получившей название «сжатие кредита» 1 . Мировые спады 1981-1982 гг. и 1987 г. показали ненадежность кредитов многих банков развития. Так, к концу десятилетия почти у половины их них было зарегистрировано не менее 25% не погашенных в сроки кредитов, в то время как другая четверть имела задолженность, превышающую половину объема полученных кредитов.

Кроме того, коммерческие банки столкнулись с многочисленными ограничениями на кредитование и законодательно установленным максимумом процентных ставок на ссудные средства, который был гораздо ниже рыночных реальных курсов. Поэтому они прибегли к нормированию имеющихся кредитных средств.

Одно из предлагаемых решений данной проблемы состоит в либерализации финансового сектора через свободный рост номинальных процентных ставок до уровня рыночных курсов. Это дало бы положительные процентные ставки и устранило бы явное субсидирование через систему процентных ставок предпочитаемого круга заемщиков.

Но ни реформа, ни либерализация организованного денежного сектора не являются панацеей для финансовых систем развивающихся стран.

Большая часть мер по стабилизации направлена на снижение правительственных расходов с целью сбалансирования бюджета. Но бремя мобилизации ресурсов для финансирования важных проектов общественного развития должно лежать на доходной части бюджета. Государственные внутренние и иностранные займы могут восполнить частично недостаток сбережений. В конечном счете правительство должно строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов 1 . В отсутствии хорошо организованных и локально контролируемых денежных рынков большая часть развивающихся стран для стабилизации экономики и мобилизации внутренних ресурсов была вынуждена прежде всего опираться на инструменты налоговой политики.

В большинстве развивающихся стран прямые налоги – налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность – обычно составляют от 20 до 30% совокупных налоговых поступлений и от 12 до 20% ВНП 1 . Косвенные налоги, такие как экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота), составляют главный источник финансовых доходов. Можно отметить, что налоговые системы (и прямые и косвенные налоги) во многих странах Третьего мира далеко не прогрессивны. В некоторых, таких как Мексика, они могут быть в высшей степени регрессивны (низкодоходные группы выплачивают большую долю своих доходов в виде налогов, чем высокодоходные группы).

Традиционно налогообложение в развивающихся странах преследовало две цели.

1) Налоговые льготы и аналогичные фискальные поощрения считались средством стимулирования частных предприятий. Такие льготы и стимулы обычно предоставлялись иностранным частным инвесторам с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в менее развитых странах. Подобные налоговые стимулы действительно могут увеличить приток ресурсов частных иностранных инвесторов, но, как мы установили в гл. 15, в целом выгоды от создания таких особых условий для иностранных фирм не очевидны.

2) Мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов имеет более важное значение. Какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры). Кроме того, правительства большинства стран Третьего мира принимают непосредственное участие в экономической жизни своих стран, в их владении и под их контролем действуют государственные корпорации и государственные торговые агентства. Взимаемые прямые и косвенные налоги позволяют правительству финансировать инвестиции и текущие расходы этих общественных предприятий, многие из которых часто убыточны.

В конечном итоге способность развивающихся стран аккумулировать налоги для финансирования программ государственных расходов и с помощью налоговой системы влиять на распределение персональных доходов зависит не только от принятия соответствующего налогового законодательства, но, что более важно, от эффективности и честности налоговых властей, которые должны обеспечивать выполнение этих законов.

Таким образом, способность правительств стран Третьего мира взимать налоги с высокодоходных групп населения и сократить до минимума уклонение от налогов местных и иностранных граждан и корпораций будет зависеть от эффективности выполнения налоговой системой двух ее функций – обеспечения уровня государственных доходов, достаточного для финансирования широких программ развития, и перераспределения налогового бремени между обеспеченными и бедными группами населения в целях борьбы с нищетой и несправедливостью в распределении дохода. Многое же будет зависеть от готовности политиков принять и реализовать программы прогрессивного налогообложения.


5. Налоговые реформы в странах с переходной экономикой


Наиболее губительны для общества революции, преобразующие весь прежний уклад жизни общества. По сути, переход к другой модели рыночной экономики – это та же самая революция, когда из-за этого в стране начинается хаос и даже, если все законы замечательны, то люди то еще не привыкли к новой жизни, новому укладу, нет соответствующих условий, которые приходят только со временем.

В этом самая главная, на мой взгляд, проблема стран с переходной экономикой.

Качественную сторону экономики переходного периода определяют два основных начала: коренные преобразования процесса производства товарного продукта и его конечного распределения. Осуществление этих процессов может как подчиняться идеологическим устремлениям правящей власти, так и быть неполитизированным.

На примере российской экономической истории видно, что ни при каких условиях развития событий не устраняется пагубная зависимость экономического менеджмента от борьбы политических сил за власть в стране. Первопричина этому в РФ – отсутствие в стране реального собственника на средства производства.

Для примера, рассмотрим более конкретно Российскую Федерацию, как одну из стран с переходной экономикой. Российская Федерация по Конституции РФ является страной, переходящей к рыночной экономике.

В 1985 году начался новый переходный период в истории государства. Он определяется как начало демократизации общества, его возврат к естественному развитию.

Но условий для перехода в России так и не создали, большинство граждан РФ так и остались лишенными главного – частной собственности на средства производства, землю, частного права решать свою судьбу по своему собственному усмотрению. Демократические преобразования были только продекларированы.Весь приватизационный процесс протекал так, что больше экономических и политических возможностей было у тех, кто находился ближе к руководящей элите. Большинство граждан так и осталось бесправными как в экономическом, так и в политическом смысле этого слова. Передел собственности и концентрация богатства в руках олигархов не только истощили экономику, но и обесценили демократический лозунг.

Период с 1990 по 1998 гг. можно назвать не периодом демократических преобразования, а хождением по кругу. Потому что за это время так и не были окончательно определены социально-политический статус государства и стратегия экономики.

Для переходной экономики России поразительно характерен тезис о причинах, которые увеличивают и делают более тягостными различные виды государственных расходов (нежелание населения оплачивать государственные расходы, которое проистекает от убеждения, что проволочкой и сопротивлением можно вовсе избавиться от их оплаты; подозрение, что обложение слишком велико или что собранные суммы расхищаются или неправильно расходуются или же что они неравномерно взимаются и распределяются). В демократических странах расходование общественных фондов и средств государственного бюджета находится под жестким контролем и имеет характер строго целевых назначений. Поэтому сопротивление налогам там не является массовым явлением. Следовательно, избавившись от причин, порождающих сопротивление налогам, мы приблизим состояние своей налоговой системы к уровню цивилизованных государств.

В Конституции РФ установлено право частной собственности, принят ряд законов, развивающих это право, в частности, действует Закон об акционерных обществах. Однако эта норма не получила реального подтверждения на практике.

Системная оценка содержания и целей российских реформ за последнее десятилетие выявляет их главный недостаток – отсутствие последовательности, комплексности в проводимых преобразованиях, а также их излишняя ориентация на западные ценности. За отсчет была принята модель рыночной демократии.

Смысл этой модели заключается в том, что под реформой подразумевается переход к рыночной демократии посредством либерализации цен, приватизации государственной собственности и стабильной национальной валюты. Все эти процессы в России были проведены, однако они привели к прямо противоположным результатам. Причин этого много, но одна из них – это то, что ни одна из известных моделей преобразования стран на их пути постсоциалистического развития к России не применима; насаждение какой бы то ни было модели в столь огромной и многообразной стране, как Россия, и в столь короткое время губительно 1 .

В целях проведения эффективной социально-экономической политики налоговая система России требует модернизации.

Сейчас происходит третий этап, необходимо вырабатывать стратегию социально-экономического прорыва в условиях современного постиндустриального общества. Сам по себе факт перехода к данному этапу реформ еще не гарантирует достижения стоящих перед страной стратегических целей. Успех или неуспех дальнейшего развития зависит от политики власти. На этом этапе ключевыми становятся вопросы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, задачи укрепления и совершенствования политических институтов. Практически нет успешного зарубежного опыта достижения подобных целей, на который можно было бы ориентироваться. Эти проблемы не могут быть решены согласно сколько-нибудь типовому стандарту – всем странам, которым удалось с ними справиться, пришлось находить собственные пути их решения.

Для экономического рывка сейчас недостаточно иметь хорошие трудовое и земельное законодательства, законы о банках и банкротстве, налоговое и бюджетное законодательство. Чтобы они успешно реализовывались на практике, необходим действенный госаппарат, справедливый суд, достойная правоохранительная система. Именно поэтому остро стоит вопрос о коррупции в судебной системе.

В принципе можно сказать, что страны с переходной экономикой являются наиболее сложными для изучения, потому что в каждой такой стране действует своя модель экономики, не похожая на другие. Провести аналогии можно, но брать полностью и копировать с другой страны модель экономики невозможно, иначе в стране начнется ее развал.

Заключение


В настоящее время налоговые реформы завершены или все еще проводятся в целом ряде стран, при этом реформаторам в большинстве случаев удалось добиться позитивных изменений как в экономике, так и в социальной сфере.

Можно обратить внимание на то, что в процессе анализа и выработки налоговой политики на первый план все больше выходят международные факторы.

Действительно, последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями. При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты.

Подобная практика именуется унификацией налогового законодательства. Налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения. Международные организации как раз и определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Наибольших результатов в деле гармонизации систем налогообложения достигли страны, входящие в состав ЕС.

Список литературы


I. Официальные правительственные документы

1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М.: Айрис Пресс, 2004

2. Налоговый кодекс РФ. – М.: Кодекс, 2001

3. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ. Практика. Мнения. Проблемы. Информационно-исторический бюллетень. Выпуск 1 (23). – М.: изд. Государственной Думы, 2002

II. Отечественные книжные издания

4. Налоги: Учебное пособие // Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 1996

5. Налоговое право // Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000

6. Налоговое право России: Учебник для вузов // Под ред. Ю.А. Крохиной. – М.: изд-во НОРМА, 2003

7. Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ. под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997

8. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 1999

III. Статьи

9. Мау В. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста // Вопросы экономики. – 2005. - № 1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов - важнейшего источника доходной части госбюджета - стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.

Налоги Древней Руси

Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичей.
  • Мерю.
  • Ильменских славян.
  • Позднее - древлян.

Способов взимания дани было два:

  • Полюдье - князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
  • Повоз - плательщики дани сами привозили ее в Киев.

Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.

Первые преобразования

Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.

Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее - даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

  • Она ввела определенную сумму дани - урок.
  • Были установлены конкретные места сбора - погосты.

Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.

Дальнейшее развитие

Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна - это небольшой серебряный свиток.
  • Присутствовало и поземельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.

Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:

  • Гостиная - давала право владеть складскими помещениями.
  • Мыт - купцы платили при необходимости перевезти товар через горные заставы.
  • Перевоз - оплачивался торговцами при потребности переправить товары через реки.
  • Торговая - пошлина вносилась за получение возможности установки рынка.
  • Мера и вес - особые пошлины, которые взимались за непростые в те времена измерение и взвешивание товара.

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:

  • Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее - русскими князьями.
  • Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
  • Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
  • Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.

Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:

  • Для чиновников Орды доставлять поводья.
  • Содержать ордынских послов.

Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:

  • Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
  • При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
  • Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:

  • Клеймение лошадей.
  • Рыболовный промысел.
  • Выплавка серебра.

Уплачивалась также и пошлина с браков.

В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.

Появились и иные виды целевых налогов:

  • Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
  • Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
  • Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
  • Полоняничные (для выкупа пленных солдат).

Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:

  • Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
  • Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.

Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи - единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:

  • Добрая.
  • Средняя.
  • Худая.

При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.

Времена Ивана Грозного

К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
  • Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
  • Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
  • Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
  • Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.

Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

Петр I: преобразование косвенных налогов

Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:

  • Увеличены ставки по ним.
  • Возросло число самих сборов.
  • Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».

Новые налоги

Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:

  • Поземельный.
  • Водопойный.
  • Ледокольный.
  • Посаженный.
  • С печей.
  • Погребной и многие другие.

Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.

Необычные налоги

Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:

  • Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
  • Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
  • Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.

Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.

Прямые налоги: преобразования Петра

Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение - позволили казне пополниться, а Петру - воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.

Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.

Налоги являются обязательными сборами, взимаемы­ми государством с хозяйственных субъектов и с населе­ния по ставкам, установленным в законодательном по­рядке. Для становления налоговой системы, кроме образо­вания государства и появления законодательных актов, не­обходим определенный уровень хозяйственных (экономичес­ких) отношений в стране.

Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепен­ное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто ста­новление государственности на Руси в IX-X вв., но и со­вершенствование государственных структур, особенно за­нимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграр­ном обществе, т. е. активное развитие земледелия и ското­водства, поставлявшего продукцию для торговли на внут­реннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно счи­тать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурно­го производства.

На Руси первая форма взимания налогов получила на­звание "полюдье", она была характерна для ряда зарожда­ющихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловлен­ной в устных договорах между племенами, а также корм­ления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.

О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородно­го (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днеп­ра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходи­ли с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полю­дья", что именовалось "кружением".

Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без зара­нее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" от­правлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье про­живали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продол­жалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чер­нигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.

Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрип­цией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, на­пример Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полю­дья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.

Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или ме­нялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использо­валась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрест­ные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль сто­ял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.

Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с се­зоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торго­вых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавли­вались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и се­ребро.

Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".

Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяй­ственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багря­нородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы кня­зя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей види­мости, опасности походов за данью типа "полюдья", в од­ном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Оль­гу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести вре­менных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и по­госты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевс­кого князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой на­логов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вто­рых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (мено­вой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах боль­ших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погос­тах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отно­шений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.

Итак, первый этап становления податно-налоговой си­стемы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;

Второй этап: с сер. X в. до начала социально-полити­ческой раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;

Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.

По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе про­явились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "об­рок" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, ко­торый обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого кня­зя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобре­тала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и по­лучила название "десятины".

Одновременно появились три разновидности дани-об­рока: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сель­ского строительства, можно предположить, что желаю­щие уклониться от дани топили "по-черному" - без выво­да трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его за­рождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Дру­гая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным на­логом. Еще часть населения платила с "человека", что че­рез несколько веков трансформируется в подушный налог.

Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань плати­лась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам су­ществования Древнерусского государства такую четкую гра­дацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.

Четвертый этап в становлении налоговой системы со­впадает со временем татаро-монгольского ига. Это был пе­риод с 1236-1240 гг. до середины XV в.

Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на ус­ловиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рю­риковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.

Ордынцы были прирожденными степняками и конево­дами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изоб­рели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длин­ные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили ме­ховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первона­чально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и наро­дов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой свя­зи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.

Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Ба­тый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Рус­ским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамуж­них женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисье­му". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была про­ведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладыва­ли "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священно­служителей и монахов. Для остальных, занесенных "чис­ленниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не зап­лативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".

Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Пла­тили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) мос­ковские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими ме­хами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посу­дой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.

Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную занимать­ся охотой. Таким образом, вместо производящего хозяй­ства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития про­изойдет лишь через несколько веков.

Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились усло­вия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Запад­ной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенден­ций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет зем­леделия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и опре­делился переход к новому этапу в развитии налоговой сис­темы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васи­льевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по со­хам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономи­ческой мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения по­датью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой по­ловине XVII в. "Соха" определялась также количеством ра­бочей силы, необходимой для обработки определенной зе­мельной площади. С постепенной ликвидацией раздроблен­ности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недви­жимость.

Законодательно посошная подать как основной пря­мой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взи­маться со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько че­ловек с одной или несколькими лошадьми. При этом учи­тывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мел­ких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный ок­руг. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.

Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, воз­можно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех мес­тах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил по­дати, видимо, от суммы общих доходов.

"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 деся­тин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. госу­дарственных, землях, не несли военной повинности, поэто­му с них брали больше сельских податей.

"Соха" государственных крестьян доходила до 600 де­сятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как слу­жилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.

Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:

1) дани (посошной подати);

2) кормления административных лиц;

3) иных натуральные повинностей.

Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.

Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 де­сятин.

"Кормы" областным управителям делились на: а) "въез­жий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рож­дественский". До главенства Московского княжества "кор­мы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам ста­ли выдаваться денежные оклады.

История свидетельствует, что и с введением денеж­ных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.

В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государ­ства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно воз­росли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это мож­но объяснить большими государственными расходами в пе­риод Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией послед­ствий Смутного времени.

К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоеди­нились сборы на:

1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими та­тарами - "полоняничные" деньги;

2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стре­лецкого войска;

3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";

4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покуп­ку пороха;

5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возве­дение "засек" - преград на пути татар к Москве.

Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были ук­рупнены, т. е. сведены в три основных:

1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;

2) "полоняничные";

3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные зем­ские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".

Для упорядочения налогообложения в XVI в. создава­лись писцовые книги, в которых содержались данные пере­писей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Ми­хайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной по­дати.

Шестой этап взимания прямого налога - подворно­го - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:

1) стрелецкие деньги;

2) ямские и полоняничные.

Стрелецкий налог теперь платило городское и про­мышленное сельское население, к нему относилось и насе­ление поморских уездов, где хлебопашество не было глав­ным занятием сельских жителей. Все они должны были со­держать стрелецкое войско.

Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и по­мещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с под­ворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.

Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подво­рья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, по­этому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.

Противником введения подушного налога выступил со­временник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещи­ков. Он относился к налогам как важнейшему источнику до­ходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовен­ства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (сум­марном) отношении налоги нужно взимать исходя из до­ходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посош­ков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предло­жение первого российского политэконома опережало вре­мя, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил вели­кому ученому критику существовавших тогда в России по­рядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петро­павловской крепости.

Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвен­ными налогами. Они с периода образования Древнерусско­го государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право прово­за товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, называ­лись мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водя­ной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние кала­чи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рын­ка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.

Собственно торговые пошлины подразделялись на:

1) сборы за подготовительные торговые действия;

2) сборы за право купли-продажи.

Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные на­логи: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.

За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от та­тарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор на­зывали "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.

Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.

XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы про­мышленной революции и активизации рыночных отноше­ний изменилось название и суть основного прямого налога.

Война постоянно требовала больших средств. А это вело к увели-чению налогов с населения. При Петре I налоги возросли в пять раз. Увеличилось не только количество налогов, но и их размер. Повин-ности государству несли горожане и крестьяне. Состоятельные го-рожане должны были поставлять подводы и лошадей , провиант для армии; в их домах располагались солдаты на постой (иногда это про-должалось годами). Эти повинности уменьшали капитал купцов и не способствовали развитию торговли.

Крестьяне тоже должны были нести подводные, постойные по-винности. Тяжёлым бременем на них ложилась рекрутская повин-ность. Вместе с тем они обязаны были платить натуральный и де-нежный оброки.

В начале правления Петра налоги, как раньше, взимались «со дво-ра». Но этого царю было мало. Он приблизил к себе специальных изобретателей налогов — «прибыльщиков». Налоги вводились на соль, на дым (с каждой топящейся избы), на бороды, на гробы.

Подушная подать

В 1718 г. была осуществлена податная реформа. Налог стал взи-маться не со двора, а с «души мужского полу». Поэтому он и назывался «подушная подать» . С женщин налог не брали. Поэтому семья, в ко-торой были отец, мать и семь дочерей, платили меньше, чем семья, в которой, кроме родителей, имелось четверо взрослых сыновей.

Налог на бороду

В облике россиянина-мужчины борода издревле была символом солидности и добропорядочности. Мода на бритье бо-род при дворе Алексея Михайловича бы-ла скоротечной. В первое десятилетие царствования Петра I аристократы носили коротко стриженные, как у мушкетёров, бороды-эспаньолки. Пётр I велел на гол-ландский манер сбрить мужчинам боро-ды, а непокорным ножницами отстригал клок бороды сам. Был издан специальный указ о необходимости брить бороды. Од-нако там оговаривалось, что можно и ку-пить право на ношение бороды и полу-чить специальный жетон, который под-тверждает, что пошлина за бороду уплачена. Но пошлина была чрезмерно велика. Так, купцы должны были заплатить 100 рублей, дворяне — 60 руб. Кре-стьянам разрешалось носить бороды, но при въезде в город они обязаны были каж-дый раз платить за неё по копейке. Мно-гие сделать это были не в состоянии, им пришлось с бородой расстаться. Лишь ду-ховенство имело право носить длинную одежду и бороды бесплатно.

Социальная политика Петра I вызвали волну недовольства населения. Тяжёлое бремя налогов вызывало сопротивление. Оно выража-лось в разных формах: бегство на окраины страны, бунты и вос-стания. Материал с сайта

Астраханское восстание

В 1705-1706 гг. произошло восстание в Астрахани. Его участни-ками были сосланные стрельцы, посадские люди. Восстание приня-ло такие крупные размеры, что царь направил армейские полки, ко-торые пришлось снять со шведского театра военных действий.

Булавинское восстание

Башкирское восстание

Волновались и работные люди на мануфактурах. В 1705-1711 гг. были значительные выступления в Башкирии.

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.