Увеличение оклада в году. Бюджетникам повысят зарплату, но только на бумаге

Министр финансов Антон Силуанов пообещал, что с января 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы в среднем будут увеличены на 23%.

«В следующем году мы в полном объеме выполняем те решения, которые были заложены в указах президента от мая 2012 года. С января 2018 года будут обеспечены заработные платы работников бюджетной сферы в соответствии с теми задачами, которые поставил президент»,

— сказал министр в эфире телеканала «Россия 24»

Средняя зарплата работников бюджетной сферы с учетом обеспечения выполнения указных позиций будет увеличена на 23%, заверил Силуанов.

В своих «майских указах» 2012 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу поэтапно довести уровень зарплат учителей, работников детских садов, врачей, преподавателей вузов и некоторых других категорий бюджетников до средней по региону их места работы. У отдельных категорий он должен был к 2018 году превысить среднюю зарплату по региону вдвое.

«То есть ряд бюджетников будет иметь уровень заработной платы в размере, среднем по экономике субъекта РФ: такие бюджетники, как учителя, средний медицинский персонал, ряд других бюджетников, работники культуры и так далее. Ряд работников бюджетной сферы — врачи, работники высшей школы, целый ряд других более высококвалифицированных бюджетников — будет иметь уровень оплаты труда, двукратный от среднего в экономике субъекта РФ. Необходимые ресурсы заложены в бюджете», — заверил глава Минфина.

Однако темпы исполнения «майских указов» после 2014 года замедлились из-за кризиса, и серьезного повышения своего уровня жизни бюджетники не ощущают. Теперь решено наверстать потерянное, тем более, что в 2018 году состоятся президентские выборы.

Как следует из пояснительной записки правительства к федеральному бюджету на 2018-2020 годы, в 2018 году на все «майские указы» из федерального бюджета предлагается потратить 769,6 млрд рублей, в 2019 году — 735,4 млрд руб., а в 2020 году — 714 млрд руб.

К майским указам относятся 11 документов, подписанных президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года сразу после президентских выборов. И указы, связанные с повышение зарплат бюджетникам, считаются самыми дорогими и спорными из всех.

Речь, прежде всего, идет об указе № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Расходы на эти цели на три года запланированы на уровне 791,2 млрд руб. (в 2018 году — 280,1 млрд, в 2019 году — 251,6 млрд руб, в 2020 году — 259,5 млрд руб). Чтобы добиться целевых показателей, в 2018 году правительству придется потратить на этот указ на 145,9 млрд руб больше, чем в 2017 году.

Расходы в последующие годы вызваны необходимостью поддерживать достигнутый уровень зарплат бюджетников — им предлагается индексировать оплату труда на 4% с 1 октября 2019 года и с 1 октября 2020 года.

Регионам, где с повышениям зарплат были наибольшие сложности, предусмотрена поддержка на частичную компенсацию дополнительных расходов в 2018 году в размере 80,4 млрд руб. Эти бюджетные дотации окажутся вдвое больше уровня 2017 года, когда они составляли 40 млрд руб. На 2019 и 2020 год на эти цели заложено 100 млрд руб.

В то же время Силуанов отметил, что в 2018 году рост реальных зарплат в России достигнет 4,1%. «Заработные платы у нас в текущем году растут, растут в реальном выражении более чем на 3%. А в следующем году заработные платы в реальном выражении вырастут на 4,1%, выше инфляции», — сказал министр.

При этом текущий рост зарплат не компенсирует снижения поступлений доходов из других источников. Поэтому, по данным Росстата, в ноябре 2017 года реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы, скорректированные на инфляцию и обязательные платежи) сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3%, за январь-ноябрь доходы упали на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом эффект от индексации зарплат на 4% даст прирост ВВП в реальном выражении на 0,8%, это сохранение рабочих мест, планов производства, обращает внимание Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс».

«Но в натуральном выражении повышение зарплаты на 4% означает, что в среднем она вырастет на 1500 руб. в месяц, что недостаточно для того, чтобы сократить бедность и обеспечить заметный рост экономики,» — отмечает эксперт.

Реальные доходы населения сокращаются уже почти четыре года подряд: в 2016 году доходы упали на 5,9% в реальном выражении, в 2015-м — на 3,2%, в 2014 году их снижение составило 0,7%. И, похоже, нынешний год не будет исключением.

«В следующем году россияне почувствуют не столько ощутимый рост, сколько просто рост, потому что индексация зарплат бюджетников плюс индексация пенсий позволят остановить спад доходов населения. Но никакого быстрого роста доходов не будет, он будет очень маленьким», — отмечает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики.

При этом официальные прогнозы оптимистичны. В апреле Минэкономразвития прогнозировало рост реальных доходов в 2017 году на 1%. В августе планка поднялась до 1,2%. В октябре в прогнозе, который был представлен в Госдуму вместе с проектом трехлетнего федерального бюджета, оценка была повышена до 1,3%.

Если судить не по статистическим, а по социологическим данным, которые включают в себя еще и теневые доходы россиян, то ситуация с реальными доходами населения стабилизировалась, отмечает Наталья Тихонова, главный научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ. Хотя нельзя сказать, что это вектор значительного улучшения, но все-таки падение реальных доходов остановилось, добавляет эксперт. Однако, по ее словам, это средняя температура по больнице: есть группы населения, которые находятся в тяжелом положении — в первую очередь, пенсионеры.

В процессе девальвации национальной валюты наиболее уязвимыми оказались представители тех профессий, которые зависели от государственного финансирования. Т.н. бюджетники сильно потеряли в реальной покупательской стоимости своих зарплат. Поэтому повышение зарплаты бюджетникам в 2018 году давно назрело и является крайне насущным. Понимая это, Правительство РФ при формировании бюджета на будущий год предусмотрело индексацию заработных плат на 4% по следующим специальностям:

  • бухгалтеры предприятий с государственным финансированием;
  • сотрудники детских садов;
  • служащие кадровых отделов и юристы бюджетных организаций;
  • социальные работники;
  • психологи, профессии, чьи представители занимаются реабилитацией в комплексе;
  • пожарные (сотрудники МЧС РФ);
  • лесники и сотрудники, поддерживающие лесное хозяйство и защищающие его от пожаров;
  • ветеринарные специалисты;
  • метеорологи;
  • специалисты по гидробиологии и океанологии;
  • сотрудники центров семеноводства и селекции, их инженерно-технического персонала.

Кроме того, предусматривается рост в оплате труда и обслуживающего персонала, а именно:

  • инженеров по инфраструктуре;
  • ответственных за техническую часть поддержания зданий в рабочем состоянии (т.е. электриков, специалистов по сантехнике, слесарей-технологов);
  • системных администраторов и специалистов по обслуживанию программно-аппаратных комплексов;
  • специалистов по клинингу (уборщиков).

Указ о повышении зарплаты бюджетникам уже подписан Президентом РФ. Всю подготовительную работу провело Министерство Труда во главе с министром М.Топилиным.

А теперь безжалостная финансовая реальность: будет ли повышение зарплаты бюджетникам в 2018? Хватит ли средств в бюджете? Да. Утверждать можно уверенно и однозначно. Во-первых, потому что об этом заявлялось еще в майских указах Президента и выполнение этого параметра в регионах находится лично у него на контроле. По его словам: «…Мне приходится вот просто реально с дубиной стоять, чтобы в регионах это обеспечивали…». Что может быть в нашей стране большей гарантией? А во-вторых, запланировано начать повышение зарплаты бюджетникам с 1 января. Т.е. если на что-то и не хватит денег, то точно не на индексацию.

Последнее повышение зарплаты бюджетникам

Не совсем корректно называть такую индексацию последней, вернее говорить о крайней. Повышение зарплаты бюджетникам в России, последние новости о котором приходили к широкой общественности в середине лета 2017 года, касались, в первую очередь, тех, кто имеет значительный трудовой стаж, высокие воинские звания или административные должности, а также повышенную выслугу лет.

«Майские указы» явились основной движущей силой для стимулирования властей на повышение выплат бюджетникам. Только в 2017 году (по данным Министерства труда) на прибавку жалования должно было быть израсходовано почти 50 млрд.р. Однако далеко не всегда это выполнялось (особенно на местах). За 9 месяцев 2017 года сумма прибавки бюджетниками, выплаченная государственными властями всех уровней в разные временные периоды никак не превышает 32 млрд.р. (!!!).

Поэтому повышение зарплаты бюджет 2018 года – это реальный шанс на исправление ситуации, когда сокращение платежеспособной ценности жалования удастся нивелировать (и даже перейти к фазе роста).

Повышение зарплаты бюджетникам с января 2018

Почему именно с первого месяца года? Отчасти это связано с бюджетным процессом:

  • При планировании расходной части учитывается хронологический фактор. Для того, чтобы избежать ситуации, когда обещания есть, а деньги уже закончились, выполнение своих обязательств по повышенным ставкам решено было начать прямо в январе 2018 года.
  • Межбюджетные отношения предусматривают систему перетоков, которые, как правило, активизируются на стыке отчетных периодов. Региональным правительствам намного проще нести повышенные обязательства, имея под собой финансовую поддержку из центра в виде межбюджетных трансфертов.
  • И, наконец, в 01.01.2018 на 21,7% увеличивается МРОТ! Нельзя допустить, чтобы размер оплаты труда сотрудника бюджетной сферы пересекал эту красную линию.

И конечно же, финансовую готовность к росту зарплатных выплат демонстрируют наиболее развитые регионы:

  • Повышение зарплаты бюджетникам в Татарстане закладывалось в бюджетный процесс республики еще в 2017 году. Однако финансовая готовность демонстрируется только сейчас. Зато в новом году работников бюджетной сферы Татарстана ждет приятный сюрприз.
  • Повышение зарплаты бюджетникам в Башкортостане также запланировано на январь 2018г. Республика в этом отношении идет вровень с соседом (Татарстаном).
  • Полную готовность осуществить повышение зарплаты бюджетникам в Краснодарском крае демонстрируют местные власти. (Равно как и уверены провести повышение зарплаты бюджетникам в Ростовской области). Наиболее объективное состояние бюджета на будущий период можно получить только к концу года текущего, когда заканчивается сбор урожая и становятся ясны перспективы по поступлениям.

Нужно принимать в расчет, что бюджеты республик Поволжья имеют серьезную поддержку в виде части углеводородной ренты (а нефть сейчас на мировых рынках как раз укрепилась). А Краснодарский край уже второй год к ряду славится своими сверхурожаями, имея ренту земельную. (Также сильны аграрные успехи и ростовчан). Поэтому, конечно же, администрациям этих субъектов Федерации намного проще перевыполнять задачи, поставленные Правительством РФ.

Повышение зарплат бюджетникам в России

С регионами-донорами все приблизительно понятно. Но как обстоят дела с теми областями, которые принято относить к развивающимся. Они отличаются большей нетто-поддержкой из центра. Инструментарий здесь небогатый. Как правило, речь идет о перераспределении имеющихся бюджетных статей в пользу роста социальной нагрузки.

  1. Повышение зарплаты бюджетникам в Челябинской области.

По утверждению официальных представителей исполнительной власти экономика региона показывает растущую динамику. На индексацию зарплат врачей и учителей уже в ноябре 2017 года (!!!) из региональной казны выделено 1,1 млрд.р. А в целом, с января 2018г. рост зарплат бюджетников по области оставит не менее 4%.

  1. Повышение зарплаты бюджетникам в Карелии.

Регион является стабильно дотационным и всецело зависящим от трансфертов из федерального бюджета, особенно, в таких вопросах, как рост социальной нагрузки. Однако и здесь есть основа для обоснованных повышенных обязательств. Так, мин. заработная плата учителей будет увеличена до 30,6 тыс.р. (в системе дополнительного образования – до 29 тыс.р.). А в целом также предусматривается рост на 4% по всем категориям, однако только по результатам календарного года.

  1. Повышение зарплаты бюджетникам Красноярска.

Дата 01.10.2017г. в крае ознаменована ростом выплат у работников здравоохранения в Красноярском крае. Прибавка более, чем существенна:

  • врачи станут получать на 35% больше;
  • медицинские сотрудники – на 15%;
  • персонал (мед.) младшего звена – аж на 70%.

На эти цели уже было потрачено свыше 2 млрд.р. Казалось бы, администрациям более зажиточных республик можно только завидовать тому, как ведут дела в Красноярском крае. Однако, все дело здесь в немногочисленности бюджетников (а особенно, медицинских работников) в этом огромном по площади крае. Впрочем, стоит отметить, что 01.06.2017г. столь же щедрое повышение было проведено и в адрес работников образовательной сферы. К тому же, это вовсе не отменяет обязательств по индексации их зарплат минимум на 4% в 2018 году.

  1. Повышение зарплат бюджетникам в Нижегородской области.

Хотя исполнительная власть и выпустила распоряжение о росте в 2017г. зарплат сотрудникам, занятым в бюджетной сфере, реализовать удалось далеко не все:

  • соцработники – з/п должны были вырасти (д.б.в.) на 15% - реальное увеличение на 5,5%;
  • сотр. учрежд. культуры - з/п д.б.в. на 21,6% - реальное увеличение на 7,6%;
  • сотрудники медицинской сферы - з/п д.б.в. на 36% - реальное увеличение на 10% (младший мед. персонал – на 23%);
  • работники науки - з/п д.б.в. на 28,8% - реальное увеличение на 12%;

Впрочем, обязанностей по индексации на 4% в грядущем году никто не отменял.

Повышение зарплаты федеральным бюджетникам

Нужно отметить, что запланированное увеличение в 1,04 раза зарплат работников, чья зарплата выплачивается из казны, является именно инициативой центральной власти на федеральном уровне. Предполагается, что и средства на эту инициативу также выделит центр. Однако по мере сокращения бюджетных поступлений (уменьшения нефтяной ренты) все больше социальных инициатив из федеральной казны переносится в бюджеты регионов России. Характерные примеры здесь следующие:

  • Ярославль повышение зарплаты бюджетникам.

Теме просто изменили статус. Теперь обязательства по росту доходов бюджетников несет на себе региональная казна, а федеральный центр сделает ассиметричное возмещение по другим статьям. (Что называется, ну хоть так).

  • Повышение зарплаты бюджетникам Кировской области.

Ситуация здесь не катастрофична, т.к. «добавить» нужно порядка 0,5 млрд.р. В министерстве финансов региона полностью ориентируются на дотацию из центра. Хотя и не исключают необходимости «латания дыр».

  • Иркутская область повышение зарплаты бюджетникам.

Здесь все просто: тему хоть и переложили на плечи региональных властей, но добавили денег (дополнительно 1,5 млрд.р.).

Повышение зарплаты госслужащим бюджетникам

Бюджетниками принято считать врачей, социальных работников, учителей, которые получают з/п из бюджетов различных уровней (по тарифным сеткам). Госслужащими же называются работники управлений, префектур, фискальных органов и т.д. Они тоже при этом финансируются из гос. казны.

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:

Область/Республика

Здравоохранение

Образование

Социальная служба

Библиотеки, архивы,
музеи и прочие
объекты культуры

Научные
исследования
и разработки

Белгородская

Брянская

Владимирская

Воронежская

Ивановская

Калужская

Костромская

Липецкая

Московская

Орловская

Рязанская

Смоленская

Тамбовская

Тверская

Тульская

Ярославская

Москва

Архангельская

Ненецкий автономный округ
(Архангельская область)

Архангельская область
(кроме Ненецкого автономного округа)

Вологодская

Калининградская

Ленинградская

Мурманская

Новгородская

Псковская

Санкт-Петербург

Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская

Волгоградская

Ростовская

Севастополь

Дагестан

Ингушетия

Кабардино-Балкарская

Карачаево-Черкесская

Северная Осетия-Алания

Чеченская

Ставропольский край

Башкортостан

Мордовия

Татарстан

Удмуртская

Пермский край

Кировская

Нижегородская

Оренбургская

Пензенская

Самарская

Саратовская

Ульяновская

Курганская

Свердловская

Тюменская

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
(Тюменская область)

Ямало-Ненецкий автономный округ
(Тюменская область)

Тюменская область
(кроме Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа)

Челябинская область

Республика Алтай

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская

Кемеровская

Новосибирская

Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская

Магаданская

Сахалинская

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам. Повышение зарплат идет несколькими путями. Во-первых, за счет увеличения показателей федерального и регионального МРОТ. Во-вторых, путем применения обязательной индексации. Наконец, по договоренности между работодателями и сотрудниками. Но обязаны ли работодатели применять все эти механизмы увеличения зарплат или могут легально сэкономить? Рассказываем.

Зарплата – не ниже МРОТ

ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум, на который вправе претендовать любой работник. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период положенную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу. Величина минимальной зарплаты регулируется ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно этой норме, МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

Ближайшее повышение данной величины запланировано на 1 января 2018 года в рамках поэтапного доведения МРОТ до прожиточного минимума ( и рекомендован к принятию).

С 1 января 2018 года МРОТ будет повышен до 85% от прожиточного минимума и составит 9 489 рублей в месяц.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Государство побуждает работодателей к постоянному увеличению заработной платы сотрудникам.

2. ТК РФ устанавливает гарантированный зарплатный минимум – минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

3. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и обязателен для всех организаций и ИП, использующих наемную рабочую силу.

4. МРОТ в РФ в настоящее время равен 7 800 рублей в месяц.

5. При повышении МРОТ работодатели, уплачивающие своим сотрудникам минимальную зарплату, обязаны ее повысить до новых значений.

6. В ряде случае, указанных в ТК РФ, работодатель не обязан придерживаться МРОТ.

7. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

8. Работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

9. Законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Работодатель от индексации может «увильнуть», оформив локальные акты определенным образом.

10. Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального.

11. Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Письменно выраженного согласия от работодателей не требуется. Но отказаться письменно возможно.

Соответственно, с 1 января 2018 года работодатель, уплачивающий своим сотрудникам минимальную зарплату, обязан ее повысить до новых значений. Для этого нужно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Это возможно сделать как путем утверждения нового приложения к расписанию, так и путем принятия нового штатного расписания.

Говоря о зарплате «не ниже МРОТ», всегда имеют в виду выплаты именно по трудовому, а не по гражданско-правовому договору. Привлекая к работе сотрудников на основании договора подряда или платного оказания услуг, работодатель может не соблюдать условия о МРОТ. Соответственно, повышение этого показателя не приводит к обязанности работодателя увеличивать размеры вознаграждений по договорам ГПХ.

Кроме того, в ряде случае, прямо указанных в ТК РФ, работодатель также не обязан придерживаться МРОТ. Это, например, работа в условиях неполного рабочего дня (ст. 93 ТК РФ) и работа по совместительству (ст. 284 ТК РФ). В отношении таких работников работодатель не обязан оформлять никаких дополнительных соглашений в связи с повышением МРОТ.

Во всех других случаях, которые прямо не указаны в ТК РФ, работодатели не могут платить своим работникам зарплату ниже МРОТ. В противном случае их могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за выплату зарплаты ниже МРОТ для юридических лиц составляет от 30 000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение повысит штраф до 70 000 рублей.

Обязательная индексация зарплаты

В соответствии со ст. 134 ТК РФ работодатели должны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Согласно данной норме, государственные органы, органы местного самоуправления, а также учреждения производят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством. Все прочие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами.

Норма ст. 134 ТК РФ, как мы видим, носит неопределенный характер и не устанавливает четкого порядка индексации зарплат сотрудников коммерческих компаний. У многих работодателей в связи с этим возникает заблуждение о том, что индексация зарплаты является обязательной только для госорганов и учреждений. На самом деле это не так. Индексация зарплат обязательна для всех работодателей, но с некоторыми оговорками.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О отметил, что ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, уклоняться от индексации зарплаты. Индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты, ее покупательной способности. По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом законодательство не устанавливает четкой величины индексации. Поэтому установление размера индексации производится по усмотрению самого работодателя с учетом мнения профсоюза. Применять официальный уровень инфляции работодатель не обязан. Всякая прибавка к зарплате в связи с ростом потребительских цен считается индексацией. Для документального оформления индексации трудовые договоры не пересматриваются. Индексация производится на основании приказа об индексации зарплат.

БУХ.1С открыл канал в мессенджере Telegram. Этот канал ежедневно с юмором пишет о главных новостях для бухгалтеров и пользователей программ 1С. Чтобы стать подписчиком канала, необходимо установить мессенджер Telegram на телефон или планшет и присоединиться к каналу: https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram). Новости о налогах, бухучете и 1С - оперативно в вашем телефоне!

Между тем, здесь есть один нюанс. Порядок индексации должен быть четко прописан при заключении коллективного договора либо закреплен в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения профсоюза. Только в этом случае работодатель должен производить индексацию. Без установления порядка индексации в локальных актах, работодатель не обязан повышать своим работникам зарплату.

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд и в Определении от 17.07.2014 № 1707-О.

Следовательно, если порядок индексации зарплаты был закреплен в коллективном договоре или любом другом локальном акте, работодатель в любом случае обязан индексировать зарплату своим сотрудникам. Поэтому при заключении коллективных договоров это обстоятельство следует принимать во внимание.

Если у работодателя отсутствуют финансовые возможности для регулярного повышения зарплат, всякие упоминания об индексации из текста трудового, коллективного договоров и локальных актов лучше вообще исключить.

Обратите внимание на то, что недавно Роструд дал разъяснения , касающиеся индексации зарплат в коммерческих организациях. С точки зрения ведомства, работодатели в любом случае обязаны производить индексацию заработной платы в связи с инфляцией. Порядок такой индексации необходимо закрепить в коллективном договоре или другом локальном акте.

При этом Роструд требует штрафовать работодателей, которые не индесируют зарплаты в связи с инфляцией. Причем независимо от того, принят ли в организации локальный акт об индексации зарплат, или нет.

Данная позиция является, мягко говоря, спорной, поскольку ст. 134 ТК РФ прямо не устанавливает обязанность работодателей принимать локальные акты об индексации зарплат. Как бы то ни было, подобные разъяснения могут спровоцировать волну штрафов по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 тыс. рублей) и судебных разбирательств.

Применение регионального МРОТ

Наряду с общефедеральным МРОТ в каждом российском регионе действует свой собственный показатель минимальной зарплаты. Причем, как правило, региональный МРОТ значительно выше федерального. Например, МРОТ в Москве сейчас составляет 18742 рубля (постановление правительства Москвы 12.09.2017 № 663-ПП).

Порядок установления региональных показателей МРОТ регламентирован ст. 133.1 ТК РФ. Конкретная величина регионального МРОТ утверждается и регулярно обновляется на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате. Соглашение разрабатывается и принимается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ.

Работодатели считаются автоматически присоединившимися к соглашению о региональном МРОТ по истечении 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к такому соглашению. Никакого письменно выраженного согласия от работодателей не требуется.

По истечении 30 календарных дней после публикации предложения работодатели обязаны применять региональный МРОТ. Выплата зарплаты ниже указанной величины считается нарушением по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, штраф для организаций по данной норме составляет до 50 000 рублей.

При этом у организаций есть вполне легальная возможность не применять региональный МРОТ. Для этого они должны составить письменный отказ от присоединения к соглашению о региональном МРОТ. Отказ нужно направить в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ не позднее 30 календарных дней со дня опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему.

При этом к отказу нужно будет приложить протокол консультаций с профсоюзной организацией и предложения по срокам повышения зарплаты сотрудников до размера регионального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). В протоколе профсоюз как бы соглашается с тем, что в настоящее время работодатель не может повысить зарплату до регионального МРОТ. Одновременно с этим указываются предположительные сроки перехода на региональный МРОТ, которые не являются обязательными, но, указывая их, работодатель не отказывается от регионального МРОТ в перспективе.

Зачем работодатели отказываются от регионального МРОТ, спросите вы? Очень просто - отказ от регионального МРОТ предоставляет возможность экономить на фонде оплаты труда. Никакой ответственности за такой отказ законодательством не предусмотрено.

Однако необходимо учитывать, что выплата зарплаты ниже региональной «минималки» дает контролирующим ведомствам дополнительный повод для ужесточения контроля за таким работодателем. По логике проверяющих, если сотрудники согласны работать в организации с зарплатой ниже среднего по региону, значит, речь может идти о серых схемах выплаты зарплат в конвертах и ухода от уплаты налогов.

В мае текущего года Владимир Путин на очередном заседании с членами Правительства официально выразил свою точку зрения относительно повышения уровня доходов сотрудникам бюджетной сферы. Исполнение «майских указов» в отношении врачей, педагогов, социальных и научных работников никто не отменял, все прописанные пункты программы должны быть исполнены в запланированные сроки.

Указами не затронуты иные специалисты: экономисты, юристы, программисты, инженеры, кадровые работники, бухгалтеры, слесари и уборщики. Их Президент также не обошел стороной, предлагая провести повышение зарплат, в рамках возможного, и в отношении этих категорий трудящихся. Чтобы не быть голословными, предлагаем услышать и увидеть все своими глазами

Ждать ли в 2018 году прибавления зарплаты медикам?

На увеличение уровня дохода в 2018 году могут рассчитывать следующие категории трудящихся:

  • медицинские работники;
  • преподаватели;
  • работники в сфере культуры;
  • специалисты по социальному обслуживанию.

Врачам повысить зарплату запланировано еще с 2012 года, с изданием президентских указов. До настоящего времени обещания исполняются в полной мере. К следующему году размер зарплаты медицинских работников с высшим образованием должен вдвое превышать средний размер дохода по стране. Что касается среднего и младшего медицинского персонала, то в отношении них запланировано достичь уровня повышения зарплат не ниже среднего.

На конференции в Брянске, которая состоялась в марте этого года, Владимир Путин вновь напомнил врачам о повышении зарплат. Он подметил, что в настоящее время доход медика равен 180% от среднего уровня зарплат. С учетом достигнутых позиций, добиться желаемых показателей вполне реально.

Многое зависит также от финансовых обстоятельств, меняющихся из года в год. Уровень инфляции, объемы ВВП, показатели по безработице – все это может привести к неизбежности внесения корректировок в намеченные планы.

Увеличение доходов учителям: планы и прогнозы

Педагогам планируется увеличить доход до среднего уровня в конкретном регионе. Прибавки обещают превысить зарплату учителя в полтора раза, а для работников, преподающих в институтах и университетах – в целых два раза. Напомним, что в настоящее время зарплата учителя в среднем колеблется в районе 30 тыс. рублей.

С 1 января ожидать повышения зарплат учителям все же не стоит. Индексация зависит от многих факторов. Сегодня в Министерстве образования разрабатывается система по присвоению новых должностей: старший и ведущий учитель. Каков порядок назначения на эти должности, какие обязанности предполагается выполнять, какие требования будут предъявлены к педагогу – пока еще не известно. Работа активно ведется в этом направлении. Оптимальной датой ожидания увеличения зарплат преподавателем можно считать День учителя, т.е. середину осени.

Будет ли в 2018 году повышение зарплат работникам иных сфер деятельности?

С врачами и учителями ситуация предельно ясна, что же ожидать работникам других профессий? В отношении военнослужащих дотации в будущем году не предвидятся. Им зарплаты значительно поднимали в прошедшие годы, способствовали тому неоднократные волны проведенных сокращений. То же касается и сотрудников других силовых ведомств. Работникам полиции доходы в два раза были увеличены в 2012 году. Следом, в 2013 году повышение коснулось сотрудников уголовно-исполнительной системы. В связи с прошедшими индексациями ожидать увеличения зарплаты в 2018 году этим категориям служащих не стоит.

Работники же социальной сферы, напротив, могут рассчитывать на увеличение дохода. Согласно указам, их зарплата к 2018 году должна быть не меньше среднего уровня в пределах региона. К таким работникам относятся: нянечки в детских садах, представители органов опеки, иные специалисты социальной сферы.

Говоря о повышении зарплат, нельзя не затронуть числовые показатели. Для наглядной картины поместим цифры в таблицу.

Государство не изменяет своих приоритетов относительно увеличения доходов бюджетникам, населению же стоит надеяться на лучшее.