«Умное страхование» - ориентированность на клиента. Что такое телематика и «умное каско». обзор российских страховщиков

Январь 2018 года

Российский рынок «умного» страхования находится в стадии становления. По оценкам J’son & Partners Consulting по итогам 2017 года проникновение «умного» страхования автокаско в России составило не более 3% (от количества действующих полисов автокаско), основной рост сегмента UBI ожидается после 2018 г. на основе использования встроенных телематических решений «ЭРА-ГЛОНАСС» и продуктов автопроизводителей.

Телематические решения в автостраховании

Рынок автострахования претерпевает серьезные изменения. Традиционная модель страхования, основанная на оценке риска, когда учитываются демографические характеристики водителя, такие как пол, возраст, платежеспособность, стаж вождения, вытесняется новой моделью страхования, где риск рассчитывается в зависимости от индивидуального стиля вождения каждого клиента. Данный вид страхования называется «умным» страхованием или «страхованием на основе фактического использования» (Usage-Based Insurance, UBI), которое помогает водителям сократить расходы на страховые премии, следить за безопасностью своего вождения, а страховым компаниям более точно и эффективно рассчитывать стоимость страхового взноса, оценивая риск с минимальными погрешностями, а также сократить количество ДТП.

«Умное» страхование помогает водителям сократить расходы на страховые премии, разрушив сложившиеся стереотипы о стиле вождения, в зависимости от социально-демографических признаков. Для страховых компаний отход от традиционной модели позволит более точно и эффективно рассчитывать стоимость страхового взноса, оценивая риск с минимальными погрешностями.

Среди основных преимуществ «умного» страхования для страховых компаний:

  • Приобретение конкурентных преимуществ, повышение клиентской лояльности и удовлетворенности обслуживанием;
  • Повышение операционной эффективности;
  • Минимизация страхового мошенничества

Основные преимущества «умного» страхования для клиентов/приобретателей страхового полиса:

  • Экономическая выгода и повышение собственной безопасности;
  • Многофункциональность телематического оборудования.

С технологической точки зрения одним из главных элементов системы «умного» автострахования является телематический модуль. Данное оборудование собирает данные о стиле вождения с помощью замера скорости передвижения, угла и резкости совершения маневров и другим параметрам. Полученная информация хранится в базе данных компании, на основе которой выносится решение о цене страхового полиса.

Весь спектр существующих телематических модулей, применяемых для «умного» автострахования, можно разделить на следующие типы:

  • устройства, подключаемые к диагностическому разъему автомобиля (OBD-донглы);
  • телематические модули, встраиваемые производителем транспортных средств (OEM-устройства);
  • модули, реагирующие на вибрации лобового стекла (windscreen);
  • смартфоны (некоторые современные модели смартфонов в сочетании со специализированными приложениями могут быть использованы в качестве самостоятельных телематических модулей);
  • «черные ящики» (в это понятие входят все типы телематических модулей, устанавливаемых в транспортное средство, которые не относятся к вышеперечисленным).

Наибольшая доля устройств в сегменте страховой телематики в мире принадлежит OBD-донглам (в 2016 г, по оценке Ptolemus Consulting Group- 56%).

Мировой рынок «умного» страхования

По оценке Berg Insight в 2015 г. в Европе и Северной Америке насчитывалось 11,6 млн полисов «умного» страхования (5,3 млн в Европе и 6,3 млн в Северной Америке), в 2015-20 гг. европейский и североамериканский рынки достигнут 25,8 млн и 42,1 млн, соответственно.

Игроки рынка «умного» страхования

Цепочка создания ценности полиса «умного» страхования охватывает несколько отраслей: страховые компании, поставщиков телематического оборудования в сфере страхования, мобильных операторов, а также производителей автомобилей.

Страховые компании взаимодействуют со всеми звеньями цепи создания стоимости и находятся ближе всех к конечному потребителю. Они тесно сотрудничают с поставщиками телематического оборудования в сфере страхования как напрямую, так и через операторов сотовой связи.

Страховые компании

В мире: Progressive, Allstate Corporation, Liberty Mutual идр.

В России: «Альфастрахование», «Ингосстрах», «Либерти Cтрахование» и др.

Телематические сервис - провайдеры (TSP, Telematics Service Provider)

В России: 3S-Telematica, SpaceTeam и др.

Технологические провайдеры (TTP, Telematics Technology Provider)

В мире: MetaSystem, Xirgo и Danlaw и др.

Мобильные операторы

В мире: Telefónica, Verizon и др.

В России: МТС, ВымпелКом.

Производители автомобилей

В мире: BMW, Fiat, Citroen, Renault-Nissan и др.

Российский рынок «умного» страхования

Рост российского рынка «умного» страхования характеризуется невысокими темпами, что обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией, вызвавшей снижение российского рынка автокаско в 2016 г как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В 2017 г отрицательная динамика была преодолена, однако одновременно произошло снижение средней страховой премии автокаско и совокупный объем премий.

Участники рынка страхования вынуждены искать новые пути развития, оптимизации расходов и повышения рентабельности. Существенный импульс рынку «умного» страхования может дать использование модернизированных терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» и встроенных решений от автопроизводителей, а также активное использование мобильных приложений, заменяющих OBD-донглы, «черные» ящики и другие телематические устройства.

В перспективе 5 лет проникновение «умных» полисов в сегменте aftermarket может достичь 350 тыс. (не более 10% от количества действующих полисов автокаско), а за счет использования встроенных телематических решений на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» (в том числе в сегменте обязательного страхования) - 3,25 млн.

Среди драйверов роста рынка «умного» страхования:

  • Возможность предоставления дополнительных услуг, например, противоугонных, E-Сall, B-Сall и других услуг с добавленной ценностью;
  • Общая мировая тенденция к росту числа внедренных телематических решений в автостраховании.

К основным барьерам развития рынка «умного» страхования в России J’son & Partners Consulting относит:

  • Отказ от любого вида добровольного страхования в связи со снижением располагаемого дохода;
  • Консервативность страхователей, недоверие к страховым компаниям, опасения по необеспечению конфиденциальности данных.

Авторское право 2016-2018 , J’son & Partners Consulting. СМИ могут использовать текст, графики и данные, содержащиеся в данном обзоре рынка, только с использованием ссылки на источник информации - J’son & Partners Consulting или с активной ссылкой на портал

™ J’son & Partners [зарегистрированная торговая марка]

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

Компания «Ингосстрах» планирует инвестировать в технологии с целью привлечения клиентов новым уровнем сервиса и выявления страхователей, склонных к мошенничеству, рассказал корреспонденту «Известий» Асе Корбут Михаил Волков.

Каким вы видите страхование через пять лет? Какие глобальные перемены произойдут, если оценивать ситуацию глазами потребителя?

В не самых благоприятных экономических условиях место страховой компании на рынке будет во многом определяться использованием информационных технологий. Мы ожидаем, что в ближайшее время почти каждый пятый клиент перейдет в онлайн-страхование, электронный канал станет одним из самых востребованных. В проблемных регионах увеличится доступность оформления полисов.

У «умного» страхования колоссальный потенциал. Если сейчас мы говорим о двух десятках тысяч таких полисов, то к 2020году эта цифра, по разным оценкам, составит от 2до 5млн штук, доля проникновения «умного» страхования станет существенной. Что это значит для потребителя? Выбор услуги по индивидуальным запросам, упрощение оформления полиса, удобство и экономия. Количество доступных онлайн-продуктов с каждым месяцем увеличивается. Со временем рынок страхования станет надежнее и стабильнее за счет того, что на нем останутся только честные, добросовестные, финансово устойчивые игроки, в полной мере выполняющие обязательства перед клиентами.

Недавно вы сообщили о том, что «Ингосстрах» собирается стать самой технологичной компанией на страховом рынке. Что конкретно это означает, как будете оценивать «технологичность»?

- «Ингосстрах» прекрасно понимает, что будущее как финансовых, так и страховых услуг за цифровыми технологиями. Их внедрение- устойчивый тренд страхового рынка. У нас запущено несколько серьезных проектов, связанных с цифровыми технологиями, задачи интегрированы в операционную стратегию «Ингосстраха». Мы также постоянно работаем над развитием своего веб-сайта. Теперь это не просто информационный ресурс, это- многофункциональный сервис. Вдальнейшем мы планируем перевести в электронный вид все процессы, которые сейчас происходят в офисе, чтобы клиент имел возможность решать вопросы полностью в автоматизированном режиме. Когда эти нововведения будут реализованы, «Ингосстрах» рассчитывает занять лидерскую позицию в онлайн-среде.

Отдельная тема- это мобильные приложения. Мы наблюдаем рост мобильного трафика на сайте на 10–15% в год и планируем в ближайшее время перестроить свое присутствие на рынке мобильных приложений. Уже сейчас у нас несколько приложений на iOS, Android и на платформе Windows. Главное- IngoMobile: в нем доступны все возможности сайта. Специализированное приложение IngoView предназначено для агентов, но мы хотим открыть некоторые его функции для всех. Приложение IngoTravel разработано для путешественников. В нем можно не только купить страховку, но и построить маршрут в незнакомой стране, посмотреть курсы валют, погоду.

- Какие цели вы ставите перед собой на ближайший год?

Курс 2017года- персонализация процессов обслуживания (продаж, урегулирования, консультаций) в мобильных приложениях. Это позволит развивать предложения не по пути «добора» функционала с сайта и упростит жизнь клиентов. Планируем сделать наше присутствие в мобайле фактичес­ки уникальным.

Мы также внедряем новые и совершенствуем существующие технологии «умного страхования». Для примера возьмем каско с телематикой. Российские страховщики в этом продукте реализуют два принципа мониторинга вождения страхователя: Рау As You Drive (плати за столько, сколько проезжаешь) и Pay How You Drive (плати как ездишь).

«Ингосстрах» пошел дальше и использует новую страховую модель- Manage How You Drive (управляй стилем вождения). Помимо перечисленных видов скоринга она предоставляет водителю обратную связь для самостоятельного отслеживания параметров вождения и корректирования стиля управления автомобилем. Телематический модуль, установленный на авто, работает в связке с мобильным приложением. Многие игроки страхового рынка пользуются сторонними программами, в то время как мы разработали собственное приложение IngoDrive. Через него водитель накапливает баллы, которые позволяют ему получить скидку на каско в следующий период страхования. Благодаря использованию мониторингового устройства «Ингосстрах» предлагает целый пакет бесплатных сервисов по диагностике и информированию клиента о неисправностях агрегатов автомобиля и навигации.

На рынке телематика давно и активно применяется в автостраховании. Удалось ли существенно снизить убыточность?

Страховая телематика- перспективный инновационный продукт для российского рынка. Пока доля договоров по каско с телематикой невелика, но мы видим, что интерес к этому виду страхования растет как со стороны b2b-клиентов, которые стремятся экономить в условиях кризиса, так и со стороны физических лиц, которые уже привыкли считать каско услугой премиум-сегмента. Это взаимовыгодный продукт, благодаря которому страховщик может более точно оценить риски наступления страхового случая, а аккуратный водитель- сэкономить до 40% стоимости полиса по риску «Ущерб». Средняя сумма выплат по убыткам в рамках программ с телематикой, по нашим ожиданиям, будет ниже обычной на 30–40%.

- Как «Ингосстрах» подходит кработе с Big Data?

- «Ингосстрах» длительное время осуществлял работу по противодействию мошенничеству с помощью большого количества бизнес-правил, черных списков и других подобных инструментов, которые ужесточались с каждым новым выявленным случаем мошенничества или его потенциальных вариантов. Со временем мы пришли к выводу, что развитие собственных технологий наиболее эффективно с применением технологий Big Data в IT-инфраструктуре компании, а не только в бизнес-логике.

Сейчас через единый централизованный процесс проходит проверка договоров на предмет возможного мошенничества, а мы анализируем не только внутреннюю информацию по клиенту или объекту страхования, но и сведения из всех доступных внешних источников (интернет, кредитные бюро, внешние базы данных). Таким образом выявляем страхователей, склонных к мошенничеству и применяем к ним более тщательный подход при заключении договора и урегулировании убытков. Подобные технологии могут найти активное применение и в части оптимизации процессов, в выстраивании маркетинговых кампаний и повышении эффективности продаж.

На сегодняшний день страховое сообщество активно обсуждает продуктыпо умному страхованию с использованием GSM\GPS систем, а также возможности и перспективы их запуска в России. Так называемая страховая телематика, являясь новым веянием для российского страхового рынка, уже хорошо известна в западных странах как Usage-Based Insurance (UBI), и включает в себя такие понятия, как Pay-As-You-Drive (PAYD), Pay-How-You-Drive (PHYD), Pay-As-You-Go и Distance-Based Insurance.

Некоторые страховые компании, поддавшись западным тенденциям, уже предприняли попытку вывода на российский рынок похожих продуктов, однако добиться успеха в этом направлении пока не смогли. Что же ждет умное страхование в России и сможет ли оно найти своего потребителя?

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо осветить некоторые аспекты, влияющие на состояние и перспективы умного автострахования в России. Первое и самое важное – это наличие мегаполиса с высокой загруженностью дорог. В этом мы не только не отстаём, но и превосходим большинство европейских государств. Последние несколько лет Москва ежегодно занимает места в десятке лидеров антирейтинга по количеству и продолжительности пробок, и с каждым годом столица все ближе и ближе к пъедесталу почета. Так, согласно исследованиям известного производителя GPS из Нидерландов, Москва возглавила рейтинг самых загруженных городов мира в 2012 году, опередив такие славящиеся пробками мегаполисы, как Нью-Йорк и Лондон.

При этом, в Москве, как и в целом по России, далеко не самый высокий уровень автомобилизации. По данным, приведённым Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, за последние 12 лет уровень автомобилизации в Москве вырос на 60% (~5% в год) и на 2012 год составил 303 автомобиля на 1000 человек, в то время как в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско этот показатель равен 600 автомобилям, а в Берлине, Париже и Мадриде – 344. В среднем по России уровень автомобилизации составляет 271 автомобиль на 1000 человек, что соответствует всего лишь 46 месту в рейтинге стран по уровню автомобилизации, для сравнения в США (2 место) этот показатель равен 802 автомобиля (данные аналитического агентства «Автостат»). Таким образом, очевидно, что как в Москве, так и по всей России еще имеется значительный потенциал для роста автомобилизации, особенно ввиду того, что государство активно поощряет покупательную способность населения льготными кредитами на автомобили.

В то же самое время перед московскими властями стоит задача - снизить уровень пользования автомобилем в столице, для этого автомобилистам удорожили эксплуатацию автомобилей в центре города, подняли уровень штрафов и серьезно взялись за развитие общественного транспорта. Таким образом, при повышении уровня владения автомобилем, уровень пользования уже начал падать, что, в перспективе, неминуемо повлечёт за собой снижение среднегодового пробега личного автомобиля горожанина.

Второй важный аспект – это процент внедрения КАСКО в ОСАГО, который на сегодняшний день составляет всего 11%. А что же остальные 89% автомобилей? Почему они не застрахованы? Конечно, здесь играет большую роль высокая стоимость данного вида страхования и средний возраст автопарка России (12 лет). Однако, отчасти это связано и с отсутствием приемлемых по цене предложений для автомобилей с небольшим пробегом. Совершенно очевидно, что и в этой области есть возможности для роста. Так, например, создание продуктов с использованием страховой телематики позволит предложить более выгодные условия страхования клиентам, редко использующим свой автомобиль и предпочитающих сэкономить на страховке, что, в свою очередь, будет способствовать росту популярности КАСКО в России.

И последнее, что оказывает влияние на автострахование в каждой отдельно взятой стране - это состояние дорог. Все знают шутку про российских дураков и дороги, и все также знают, что для российских автомобилистов и специалистов автострахования - это совсем не шутка. С учетом того, что львиная доля убытков страховых компаний - это мелкие ДТП, очевидно, что продолжительность пребывания на дороге (особенно на отечественной) напрямую влияет на убыточность клиента. Так почему клиент должен платить за средний год (20000 км), если он за год проезжает 5000 км? И люди, даже не зная нюансов, понимают, что здесь что-то не так. Ведь ни для кого не секрет, что низко убыточные клиенты в России переплачивают, в то время, как владельцы автомобилей с большим пробегом и высокой убыточностью чувствуют себя крайне комфортно, просто меняя страховые компании

Таким образом, вывод напрашивается сам собой, в России естественным путем созданы все условия для успешного развития умного страхования с использованием телематических систем. Почему же, несмотря на все усилия страховых компаний, продукты по умному страхованию все еще не заняли свою нишу на российском или, хотя бы, московском рынке?

Для объективной оценки стоит отметить, что на сегодняшний день единственная компания, которая серьезно занимается развитием данного направления, это «Ингосстрах», однако их продукт отличается высокой стоимостью систем и абонентской платы, что зачастую делает скидку на страховку не существенной для клиента. Компания «Ренессанс Страхование», в свою очередь, недавно запустила продукт с использованием страховой телематики совместно с «МТС». Данный продукт предназначен для корпоративных клиентов, и, даже не вникая в детали, можно с уверенностью сказать, что он не будет пользоваться большой популярностью, так как корпоративные тарифы итак близки к минимуму и дать ощутимую скидку за систему в таком случае можно только в ущерб бизнесу. Кроме того, большая часть корпоративных автопарков уже оборудована различными мониторинговыми системами и установка дополнительного оборудования ради несущественной скидки вряд ли будет пользоваться спросом. На днях продукт по умному страхованию для физических лиц анонсировала компания «InTouch Страхование». Исходя из полученной в сети информации можно предположить, что это пилотный проект и говорить о его успешности пока рано. Предложенная специалистами call-центра скидка в размере 10-20% за установку бесплатной системы, которую через год надо будет все же оплатить, выглядит на первый взгляд несколько сумбурно и малопривлекательно.

Есть ли другие, более эффективные, решения по умному страхованию? На сегодняшний день в мире существует не один десяток решений по умному страхованию, но мало иметь только решение. Необходимо понимать, что умное автострахование - это сложный и многогранный продукт, при создании которого нужно не только учитывать множество технических, программных, организационных и других нюансов, но и не забывать про специфику российского авторынка, а также рынка спутниковых охранных систем, представители которого активно пытаются занять свое место на рынке страховой телематики.

Умное автострахование сегодня– это реальность для многих западных стран и будущее для России. Появление у российских страховых компаний возможности получать достоверные данные по каждому застрахованному автомобилю, иметь доступ к клиенту и развивать большое количество дополнительных сервисов, сделало это будущее возможным. Осталось только правильно использовать открывшийся потенциал для успешного запуска проектов по умному страхованию.
© Анохин М.А., siconsulting.ru, 2013

Страховые компании в России не знают, как ездят их клиенты, у компаний слишком мало информации, чтобы предугадать риски их клиентов по манере вождения. В связи с этим аккуратные и адекватные водители платят столько же, сколько и «плохие» водители. В Европе и США эту проблему уже давно решают с помощью «Умного страхования» (Pay-As-You-Drive, Usage-Based Insurance, Smart Insurance, Connected Car, телематика).

Суть услуги в том, что вместе с полисом КАСКО автовладелец получает устройство для установки в машине. Это оборудование позволяет отследить действия водителя, в короткие сроки восстановить обстоятельства, которые стали причиной ДТП, узнать, с какой скоростью двигалась машина и т.п. В зависимости от аккуратности управления машиной автовладелец получает скидку на страховой тариф. Для водителей это шанс сократить расходы на покупку полиса, для страховых компаний - способ избежать мошенничества. Примеры успешных компаний в США - Progressive (предлагают устройство Snapshot) и Metromile .

В России рынок «Умного страхования» активно зарождается в этом году и может стать одним из трендов в связи с огромным ростом и объемом. По оценкам экспертов , количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с другими крупными европейскими рынками - около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. Ожидаемый рост количества страховых полисов на основе телематических услуг в России в 2023 году составит 4,7 млн.

В соответствии с докладом, опубликованным международной компанией по стратегическому консалтингу PTOLEMUS Consulting Group , глобальный страховой телематический рынок оценивается на уровне более €50 млрд к 2020 году.

В России появился игрок - сервис «Плати Как Ездишь ». Технология состоит из устройства, которое собирает ваши параметры (время пути, количество ускорений, торможений, резких поворотов руля за время поездки) и скоринг-системы, которая рассчитывает вашу манеру езды и будущую скидку. Создатель сервиса Юрий Махов говорит, это будет не только b2b-решение, а сервис для людей. «Мы планируем ввести тренд и доказать, что аккуратно и адекватно ездить - это выгодно и безопасно». Сервис поощряет аккуратных и адекватных водителей скидкой до 30% и подарками.

Сейчас создатели сервиса доделывают приложение, которое будет напоминать спортивные аппы, такие как Runkeeper и Endomondo . Пользователи смогут шарить в социальные сети, сколько километров и как они проехали, использовать элементы игровой динамики.

RusBase пообщался с Юрием Маховым по поводу нового рынка и запускающегося сервиса.

Почему именно «Умное страхование»?

Интерес к рынку возник, когда мы увидели аналитику крупных консалтинговых агентств. Это самый перспективный рынок, который мы знаем сейчас. По внутренним прогнозам крупных страховых компаний, уже через 3 года объем рынка только в России составит от 2 до 5,5 млн подключений или $300-800 млн.

Сколько планируете подключить партнеров?

В этом году мы планируем подключить 10 тысяч пользователей в 2-3 страховых компаниях. Активно ищем партнеров со страхового рынка, но все ждут удачного кейса в одной страховой компании, чтобы применить его у себя.

На чем будете зарабатывать?

Мы планируем продавать устройства страховым компаниям по себестоимости и зарабатывать только на абонентском обслуживании, в которое входит наш скоринг, трафик и маркетинг сервиса.

На западе постоянно растет тренд умного страхования: в Долине практически каждый месяц появляются новые стартапы в этом направлении. Я удивлен, почему в России это тренд приходит только в этом году. Одна только страховая компания Progressive с капитализацией $23 млрд (больше, чем весь российский рынок страхования) сфокусирована на «Умном страховании». Progressive продает сейчас большую часть страховок с помощью своего продукта Snapshot и уже подключила 2,5 млн клиентов.

Что касается России, месяц назад «Ренова» Виктора Вексельберга купила крупнейшую компанию Octo telematics, которая предоставляет в Европе и США услуги по телематическому страхованию.

Как ваше устройство подключается к автомобилям?

Установка займет около минуты. В каждом автомобиле с 2000 года есть универсальный OBD-порт, он обычно находится под рулем. Устройство вам помогут поставить в любом месте, где вы будете покупать полис, вместе с ним вы получите устройство - совершенно бесплатно, в подарок.

Внедрение в первые страховые компании планируем в ближайшее время, уже провели ряд переговоров. Для страховых компаний есть два основных плюса: они собирают к себе в портфель максимальное количество аккуратных и адекватных водителей и делают их максимально лояльными на длительный срок. Они знают про своего клиента все.

А аккуратный водитель получает скидку. Получается такой Win-Win.

Стоит отметить, что повышения базовой стоимости полиса для агрессивных водителей не будет.

Вы брали какую-то существующую разработку устройства?

Нет, разрабатывали сами, тремя командами из Белоруссии, Китая и России. На разработку ушло 8 месяцев.

А деньги? Свои вложили или поднимали?

Вложили свои 2,5 млн рублей. Очень верим в идею.

Платон Днепровский

Владелец и руководитель UIDG

Прекрасная идея и с точки зрения конечного пользователя, не только страхового бизнеса. Сейчас во многом все эти страховки - некий чёрный ящик, и потребителю, несмотря на красивые слова консультантов и продавцов, и красивый мелкий текст в договоре, часто непонятны принципы тарифов, скидок и штрафов. Понятная и, главное, объективная статистика должна заметно снизить этот барьер.

Кроме того, уверен, главный плюс сервиса даже не в страховых скидках. Иметь под рукой понятный и мощный инструмент, который позволит анализировать свою манеру езды и пути, ставить себе цели (экономия бензина, например, как самое очевидное), соревноваться с друзьями и коллегами - это классно. Это такая же штука, как фитнес-браслет, только для автомобиля. Понятно, что это выгодно на каком-то отрезке, но помимо этого - это просто интересно и привлекательно.

Сергей Богодух

Директор по продукту «СравниКупи»

Сегодня многие водители не покупают КАСКО из-за высоких цен, рассчитанных на среднестатистических, то есть убыточных водителей. В ответ на рост убыточности страховщики повышают цены КАСКО или совсем отказываются страховать в ряде регионов. Поэтому свежие идеи в автостраховании сейчас очень нужны. Можно идти еще дальше в плане идей. Представьте себе, что за страховку платят не раз в год, а регулярно, как за мобильную связь. При этом цена зависит от скоринга водителя и реального пробега, на основании данных телематики. Таким может быть будущее автострахования.

Drive-image via Shutterstock .

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

В 2014 году страховой рынок России "загудел" о новых технологиях автомобильного страхования. Названий у них несколько: UBI-страховка, "умное КАСКО", телематическое страхование. Суть же нововведений – пилотных проектов от крупных страховых компаний – сводится к попытке снизить убыточность популярных программ.

"Умное страхование": как это работает?

Что это сулит страхователю? Чтобы ответить, надо разобраться в практике телематической технологии в принципе. Слово "телематика" – производное двух понятий "телекоммуникации" и "информатика". Телематический прибор – электронное устройство размером с мобильный телефон, которое монтируется в салон автомобиля с целью отслеживания места нахождения машины, поведения водителя (манера езды), состояния основных узлов автомобиля.

Функционал телематического устройства может быть разным, как и технологии передачи информации. Опробованы две модели:

  • передачи данных через спутниковую систему GLONASS;
  • мониторинга посредством технологий сотовой связи (проект МТС и Intouch).

По итогам собранного материала страховщик может снизить базовый тариф для страхователя или повысить его (все зависит от качества езды).

В погоне за Европой

Объединение телематики и страхования – попытка угнаться за продвинутой Европой. На Западе такая практика используется уже не первый год, и все исследования говорят об успехе ее применения. Почему? Ответ – сам алгоритм действий: на первом этапе страховщик за свой счет ставит телематический прибор в машину, по прошествии определенного периода анализирует качество ее езды (после демонтажа устройства) и предлагает соответствующий тариф.

В России кроме добровольной страховки "умные" технологии планируется использовать еще и в обязательном страховании авто . Цель:

  • сокращение стоимости автострахования для прилежных водителей;
  • снижение риска угона (место дислокации авто всегда можно отследить);
  • сокращение рисков и поддержка работоспособности машины.

Модели телематического страхования

Такую практику ценообразования в автостраховании европейские страховщики окрестили PAYD (Pay As You Drive – плати, как ездишь). В режиме PAYD страховщик следит за временем, которое машина проводит на дороге, популярными местами ее пребывания, качеством дорог, где она чаще бывает.

Есть и другая модель телематической страховки, нацеленной на сокращение убытков по автострахованию, – PHYD (Pay How You Drive). В целом обе модели похожи, даже переводятся одинаково. Отличаются только зоны внимания телематических приборов. В формате PHYD отслеживаются данные по качеству торможения, скоростным режимам, времени разгона, нарушению ПДД.

Что о телематике думают сами страховщики?

Обе модели действуют на российском рынке КАСКО и ОСАГО . Правда, без особого отклика со стороны страхователя. Большинство страховых компаний приостановили проекты по "умному страхованию" еще под занавес 2014 года. Но есть и те, кто продолжает попытки внедрить инновационную программу.

Чем страховщику так нравится эта идея?

  • Риск хищения авто де-факто становится безубыточным.
  • Считается, что наличие "ока слежения" будет дисциплинировать водителей.
  • Телематика действительно позволяет снизить стоимость КАСКО на объективных основаниях – через управление рисками.

Готов ли российский рынок к переходу на "умную автостраховку"?

Но, как показывают результаты опросов, страхователю идея "экзаменовки" его стиля вождения не понравилась. Если точнее, наотрез от телематической страховки (за 65-80% от стоимости ОСАГО или КАСКО) отказались больше 40% водителей.

Еще 30% выразили сомнение в полезности контроля для них самих. И только 20% выказали готовность опробовать на себе страхование со скидкой. Правда, 10% из них согласны, что за ними будут следить, только если скидку им предоставят сразу (раз страховщик может контролировать во время работы прибора убытки по КАСКО, он уже экономит, значит, и его клиент должен экономить). Еще 10% оставили вопрос без ответа. И все 100% респондентов подчеркнули, что платить за установку оборудования и за сам прибор не намерены.

Поскольку позволить себе парк телематических устройств страховщики пока не могут, многие из них отказываются от практики мониторингового ценообразования. Такие компании считают достойной альтернативой телематики (в рамках снижения тарифов):

  • пересмотр франшизы по договорам;
  • детализацию рискового содержания (с ее актуализацией для конкретных страхователей);
  • иная форма поощрения аккуратной езды – предоставление скидок на договоры страхования машины при условии безубыточной страховой истории.

Причиной отказа многих страховых компаний от телематики стала не только реакция клиентов. Проблема состоит еще и в "сырости" самой технологии. С одной стороны, гарантий конфиденциальности полученной информации пока никто предоставить не может. С другой, имеет место еще и ограничение действий автовладельцев. Что против изначальной цели (снижение аварийности) создает опасные ситуации.

По мнению страховщиков, в свое время РФ придет к инновационным технологиям мониторинга. Но – только после того, как модели PAYD и PHYD трансформируются в MHYD (Manage How You Drive – управляй своим вождением). По оптимистичным прогнозам, это случится лет через 5-7. До того же сэкономить на покупке КАСКО или ОСАГО можно с нашей помощью.

Мы работаем с лучшими страховщиками на условиях минимальных тарифов. У нас на сайте каждый может посчитать стоимость страхования , задав свои параметры, чтобы подобрать оптимальную программу. Обращайтесь, мы расскажем вам обо всех новинках страховых компаний, но не станем навязывать того, что может вас ограничить.