Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения. Субъекты национальной экономики и их отношения

Существуют различные определения национальной экономики. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев в работе «Экономическое эссе. Теория исследования, факты и политика» определяет национальную экономику как «саморегулирующуюся систему, состоящую из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности». Национальная экономика определяется и как исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства, и как взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Основные цели национальной экономики:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства или обеспечение нормального экономического роста; это предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг данной страны без резких изменений, спада и кризисов.

2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потребителя, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательную способность потребителя. Если цены неизменны в течение длительного времени, то это приводит к замедлению темпов валового национального продукта, снижению занятости, что тоже плохо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе конкуренции, соответствия спроса и предложения. В административно-командной экономике преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как правило, приводит к снижению стимула производителей, не соответствию спроса и предложения, падению жизненного уровня населения.

3. Обеспечение уровня занятости, которое определяется через уровень безработицы. В США он составляет б % от всей рабочей силы, в развитых странах - 5-6 % совокупной рабочей силы. Таким образом, полная занятость трудоспособного населения достигается при фактической занятости трудоспособного населения, равной 94 -95 %. Показатели уровня безработицы, объема производства и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потенциального, то, как показывают исслеования западных экономистов, занятость приближается к полной, но инфляция растет. Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но заметно пастет безработица. Регулирование занятости происходит на национальном и международном рынках труда.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Речь идет о благоприятном торговом балансе, об отражении в торговом балансе сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным операциям. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу, с другой стороны, импорт товаров из-за границы усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, улучшая выбор населения. Серьезное воздействие на сальдо торгового баланса, а следовательно и на объем производства внутри страны, оказывает курс валюты, т.е. цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Государство устанавливает фиксированный, твердый валютный курс или «плавающий» - в зависимости от спроса и предложения на валютном рынке.

5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные услуги, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, льготы при покупке лекарств.

Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры: воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуры, а также инфраструктуру.

Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводят определенные группы товаров. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы: домашние хозяйства, предприятия, государство. Кроме того при рассмотрении национальной экономики учитывается и заграница.

В воспроизводственной структуре особую важность представляет соотношение средств, идущих на потребление, а также средств на накопление. От этого соотношения зависит тип воспроизводства: простое, расширенное, убывающее.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на такие совокупности социально-экономических единиц, которые объединены определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам населения, по видам труда, по получаемым доходам и другим признакам.

Для экономической теории важно деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности. По этому критерию в Республике Беларусь можно выделить государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и другие секторы экономики.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли - качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом разрезе осуществляется производство и происходит учет статистических данных.

В отраслевой структуре промышленности Беларуси основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Эти отрасли дают до 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль - машиностроение и металлообработка - сама имеет развитую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др. Оптимальное соотношение всех отраслей очень важно для общего «здоровья» экономики.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Беларуси выделяются западный, восточный и полесский экономические районы со свойственной им структурой производства, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

Инфраструктура национальной экономики включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

Следует отметить, что структура любой национальной экономики имеет тенденцию к изменению и усложнению под влиянием научно-технического прогресса, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Особенность структуры национальной экономики Беларуси определяется тем, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе большой страны. Для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности, отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой «сборочный цех» бывшего Союза, поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.

Для Республики Беларусь также характерны высокоразвитые сельское хозяйство, строительная индустрия и другие отрасли материального производства. Сельское хозяйство специализируется на производстве мясо-молочной продукции, льна, картофеля.

Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежало военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходила некоторые другие западно-европейские страны. В настоящее время решается задача перевода промышленности на мирные рельсы, т.е. осуществления конверсии.

Субъектами национальной экономики являются:
1) Домохозяйства - физические лица (или семьи), которые обладают трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, получают доход от предоставления этих ресурсов экономике и используют полученные доходы для удовлетворения своих потребностей.

2) Фирмы - юридические лица, которые используют приобретенные и заимствованные ресурсы для производства товаров и услуг с конечной целью получения прибыли.

3) Государство - совокупность государственных институтов. Государство перераспределяет созданные экономикой доходы, покупает товары и услуги, обеспечивает создание благ общественного потребления, формирует законодательство и регулирует экономику.

В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:

· домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую это потребление. Они концентрируют в своей собственности значительную часть экономических ресурсов и факторов производства. Их экономическая деятельность направлена на предоставление экономических ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хозяйствующим субъектам;

· предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. В национальной экономике существует большое видовое разнообразие внутри этого хозяйствующего субъекта. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;

· некоммерческие организации. Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена не на получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. Смещение цели их хозяйственной деятельности от извлечения прибыли к удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики;

· государство. Оно является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, существенным образом определяющим характер функционирования национальной экономики. Несмотря на то что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов.

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности не могут существовать независимо. Для реализации своих целей им необходимо постоянно взаимодействовать. Это взаимодействие специфично для каждого отдельного хозяйствующего субъекта и непосредственно зависит от характеристики внешней среды. Распространенным экономическим интересом домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации расходов, необходимых для их приобретения. Это возможно осуществить, например, с помощью расстановки приоритетов в потребностях и осуществления потребления только на основании имеющихся у них ресурсов.

Действия предприятий также неоднозначны: они могут быть направлены либо на извлечение и увеличение прибыли, либо на увеличение экономической власти, занимаемой ими доли рынка, объемов производства. Государство в своей экономической деятельности реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и масштабы экономического роста и увеличение объемов национального богатства.

Модель экономического кругооборота представляет собой концептуальную графическую модель системы рыночных отношений экономических агентов в лице домашних хозяйств, фирм, государства, зарубежных стран. Существует модель закрытой экономики, где внимание фиксируется на потоках финансовых ресурсов.

Данная (закрытая) модель исходит из того, что население часть доходов сберегает в денежной форме и через посредство финансового рынка они превращаются в инвестиции. Также не все выпускаемые фирмами товары реализуются немедленно, вследствие чего образуются запасы. Последние рассматриваются в экономическом анализе как инвестиции в запасы товароматериальных ценностей.

Крупным участником экономического кругооборота является правительство. Взимая налоги с домохозяйств и фирм, правительство производит общественные блага, закупает на рынке необходимые товары (вооружение, необходимое для содержания госучреждений имущество и т.п.), предоставляет населению трансферты (пенсии, стипендии и т.д.). При недостатке налоговых поступлений правительство прибегает к внутренним займам. Тем самым оно активно участвует в перераспределении финансовых ресурсов, оказывает влияние на доходность ценных бумаг, на процентную ставку. В конечном итоге оно воздействует и на национальный доход.

Страны с рыночной экономикой являются открытыми системами.

Внешнеэкономические связи оказывают многообразное влияние на потоки доходов и расходов, их объемы растут, когда в других странах складывается благоприятная конъюнктура, способствующая интенсификации экспортно-импортных операций. В то же время в отдельные периоды, когда страны-партнеры переживают экономический кризис, их финансовые потрясения по каналам внешней торговли и рынка капиталов могут вызвать также кризисные явления в стране.

В экономической литературе существует несколько подходов к определению понятия «экономическая система» :

1) экономическая система понимается как совокупность экономических субъектов;

2) экономическая система как упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ или как взаимосвязь и взаимозависимость отдельных видов труда на основе критерия экономии времени;

3) экономическая система как система производства, распределения, обмена и потребления;

4) экономическая система как совокупность экономических процессов, связанных с распределением ограниченных ресурсов (неоклассическая школа).

Рассмотрение данных групп определений показывает, что первая группа определяет экономическую систему через состав, упуская связи; вторая, наоборот, абстрагируется от состава; а четвертая группа связывает экономическую систему лишь с процессами распределения.

По нашему мнению, экономическую систему можно определить как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих единое целое.

«Национальная экономическая система» указывает на целостный, системный характер национальной экономики, а также выражает ее теоретический облик (система научных категорий).

«Национальная модель экономики» – это национальная спецификация стандартной экономической системы.

Национальной экономике присущ ряд как общесистемных, так и особенных свойств.

К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения отдельных экономических субъектов. Экономика пронизана кооперативными связями на всех уровнях, в их основе лежит разделение труда, порожденное различием потребностей и интересов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка – мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики означает обладание свойствами, отсутствующими у отдельных компонентов. Поэтому перенесение на национальную экономику свойств единичного хозяйства означает отрицание ее социального характера.

Особенные, или специфические, свойства национальной экономики возникают в процессе кооперации ее подсистем. К ним можно отнести:

· подсистемы имеют нечеткие границы: один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики одновременно;

· самоорганизация национальной экономики возникает из кооперации экономических субъектов низшего уровня друг с другом, с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой;

· структура национальной экономики нередко скрыта за отношениями административной подчиненности;

· национальная экономика является динамической системой;

· национальная экономика – стохастическая система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу;

· национальная экономика может быть как открытой, так и закрытой системой.

Исследование природы национальной экономики и закономерностей ее развития требует выделения ее подсистем (табл. 2.1).

Табл. 2.1 позволяет четко выделить две сферы национальной экономики: сферу управления и реальную сферу. Сфера управления охватывает государство и территориальные образования, а реальная сфера – фирмы, неприбыльные организации, домашние хозяйства и человека как участника социально-экономических связей. Внутри каждой сферы и между ними циркулирует поток информации. Причем сфера управления и контроля предоставляет «идеальную» экономическую информацию в виде нормативов, приказов, а реальная сфера – «реальную» информацию в виде продуктов и услуг, цен на них.

Таблица 2.1

Компоненты национальной экономики и субъекты хозяйствования

Положение субъектов хозяйствования в национальной экономике и их роль определяются отношениями собственности. Взаимосвязь и взаимодействие компонентов возможно благодаря наличию противоречивой системы потребностей и интересов. Связь компонентов реальной сферы национальной экономики обеспечивает рынок. Рынок способен изменяться в зависимости от изменения природы экономических субъектов, рыночные связи оказывают воздействие на экономические субъекты.

Первичной хозяйственной ячейкой национальной экономики является не просто обособленное объединение ресурсов и экономического субъекта, а объединение их в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Спорным вопросом в экономической литературе является вопрос об основном хозяйствующем субъекте, или агенте национальной экономики. Наиболее часто в качестве основного субъекта национальной экономики называют либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида.

Вторая точка зрения более предпочтительна. Во-первых, объединение ресурсов и субъекта, распоряжающегося ими в сфере производства, распределения, обмена и потребления, возможно не только для домашнего хозяйства, но и для индивида. Во-вторых, домашнее хозяйство является разложимым на компоненты, а не представляет собой предел членения. В-третьих, в основе домашнего хозяйства лежат социально-экономические отношения между его членами.

Таким образом, индивид во всей совокупности своих социальных связей и отношений удовлетворяет необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики.

Национальная экономика возникает в результате кооперативного взаимодействия всех ее компонентов. Чтобы понять закономерности функционирования и развития национальной экономики, необходимо системно исследовать ее компоненты и связи между ними.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

1. Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

2. Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

3. Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

4. Государство данной страны (в той мере, в какой оно является не собственником или предпринимателем, а прибегает к административному регулированию, законодательному оформлению экономической жизни, воплощает принципы социальной справедливости, т. е. выступает как сила, действующая над экономическими субъектами, а не является одним из них).

5. Внутренняя социальная среда.

6. Внутренняя природная среда страны.

В процессе функционирования и развития экономики происходит интернализация и изменение ее среды, выходы системы превращаются в ее среду.

Связи экономики со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер (см. табл. 2.2).

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты. Враждебное окружение может побудить увеличить долю военных расходов, снижая тем самым эффективность национальной экономики. Бедность природными ресурсами может стать серьезной проблемой, а природные катастрофы – вызвать отток ресурсов на преодоление их последствий. Государственная политика, если она проводится не в резонансе с национальной экономикой, может негативно повлиять на национальную экономику. Отсутствие надлежащих правовых и социальных норм, обычаев и культуры бизнеса может сделать проблематичным экономическое развитие.

Таблица 2.2

Связи национальной экономики со средой

№ п/п Носитель связи Входы национальной экономики Выходы национальной экономики Тип среды
Товар, капитал, рабочая сила, информация Импорт Экспорт Внешняя экономическая среда
Человек Потребности, интересы, ценности, социальные нормы, качество и уровень жизни Внешняя и внутренняя общественная среда
Вещество, энергия Природные ресурсы и условия Отходы производства, загрязнение окружающей среды и изменение ее состава Внешняя и внутренняя природная среда
Товары, человек, информация Социальные нормы, законодательство, регулирующие сигналы, дотации, пенсии, стипендии, пособия, кредиты Налоги, товары, услуги, кадры Государство

Среда может стать фактором порядка и приводить систему к самоорганизации. В последнем качестве среду общества подробно исследовал известный историк А. Тойнби, который считал, что вызов среды побуждает к росту. Флуктуации, порождаемые внешней средой общества, А. Тойнби называл стимулами развития и выделил несколько типов:

· стимул суровых стран (автор переоценил положительное воздействие данного стимула, поскольку он может не только стимулировать развитие, но и совершенно остановить его, «законсервировав» на столетия, примером чему могут служить эскимосы);

· освоение новых земель;

· стимул ударов: чем сильнее вызов со стороны среды, тем сильнее стимул;

· непрерывное внешнее давление;

· социальное ущемление: чем сильнее ущемляется какая-либо социальная группа или страна, тем сильнее будет ответ на вызов среды.

Конечно, все стимулы действуют неоднозначно и у каждого есть свой предел. В целом все типы сред национальной экономики оказывают сложное и многостороннее воздействие на ее состояние и развитие. Природные условия, например, не только определяют количество и качество ресурсов и тем самым издержки производства и место страны в международном разделении труда, но и отчасти господствующие формы собственности и организации бизнеса.

Но главным средством влияния среды на национальную экономику является ее функция. Функция задается любой системе ее средой и заключается в той роли, которую система играет в среде.

В качестве главных функций национальной экономики выступают:

· выполнение своей роли в системе международного разделения труда;

· удовлетворение материальных и иных потребностей индивидов;

· создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, способов удовлетворения его потребностей, проявления его «сущностных сил»;

· адаптация общества к изменениям природной и социальной среды.

Носителями цели национальной экономики, ее потребностей и интересов являются индивиды как элементы национальной экономики. Население может влиять на цели общества в основном опосредованно, через государственные структуры, и дискретно – в моменты выборов, референдумов, революций снизу.

Соответственно разнообразию потребностей и интересов населения страны, ее географического, политического, военного положения, уровню и стадии развития экономики и множества других факторов цели, стоящие перед национальной экономикой, могут быть столь же разнообразны. Перед одной национальной экономикой может быть поставлена цель – не допустить дальнейшего спада производства, перед другой – повысить темпы роста, перед третьей – стабилизировать их, перед четвертой – перестроить структуру экономики. Поэтому искать единственную, «универсальную» цель для всех национальных экономик – значит сознательно закрывать глаза на существующие различия в экономическом положении стран мира.

В экономической теории (термин "экономика" происходит от греческого "oiconomia" - oicos (дом), nomos (учение, закон) как научной отрасли используются различные понятия: национальная экономика, макроэкономика, микроэкономика, национальное хозяйство и др

Национальная экономика и макроэкономика - как тождественные; национальная экономика - более общее понятие, которое содержит микро-, мезо-, макроэкономику. Микро-, мезо-, макроэкономика - это взаимосвязанные, взаимозависимые и взаемовидповидни уровне развития национальной экономики. Подобно тому, как капли наполняют реки, озера и моря, так и отдельные рыночные субъекты в совокупности образуют экономику, хозяйство страны в целом и ее отдельные комплексы - аграрный, машиностроительный, образовательный.

Таким образом национальная экономика - это структурно и организационно единая система взаимосвязанных отраслей и сфер деятельности людей, которой свойственна соответствующая пропорциональность, взаимообусловленность размещения на территории, ограниченной государственными границами.

Национальная экономика является продуктом определенных исторических процессов и периодов, поскольку становление ее осуществляется достаточно длительное время.

Для возникновения и развития национальной экономики необходимы определенные условия:

Углубление общественного разделения труда, стимулирует возникновение различных видов деятельности, специализацию территории;

Формирование прочных централизованных государств, что со временем способствует превращению народного хозяйства в национальный комплекс, т.е. на такое территориальное образование, в котором все компоненты экономической жизни - отрасли, отдельные регионы, предприятия, учреждения - функционируют как единый организм, обеспечивающий материальные и духовные потребности общества.

Итак, единство и не является определяющей чертой хозяйственной системы как национального хозяйства. Здесь очень важным фактором является общность духовного развития членов общества - общность культур, обычаев, традиций, морали.

Общие хозяйственные и духовные черты общества приобретают значение общенародных или национальных черт, отличных от таких же общественно-хозяйственных образований на других территориях. Первичной ячейкой национального хозяйственного комплекса является предприятие, а духовного - человек, носитель национальной идеологии и член этого общества.

Поскольку национальная экономика является очень сложной системой хозяйствования, то объектом ее исследования являются различные природно-хозяйственные и социально-экономические процессы и явления, происходящие в ней.

Субъектами национальной экономики являются домашние хозяйства, предприятия, фирмы, предпринимательская структура, государство. Все они вступают между собой в определенные экономические отношения, приобретают форму вертикальных и горизонтальных связей. Все субъекты экономически обособленными, со своими интересами, однако их деятельность в национальной экономике должен подчиняться обще-государственным интересам национальной безопасности.

Любую современную национальную экономику характеризуют следующие признаки, которые объединяют в четыре группы:

Национальный суверенитет;

Ресурсно-производственный потенциал;

Хозяйственно-организационная структура;

Товарообменные признаки.

Национальный суверенитет (то есть независимость) означает:

Суверенитет и неприкосновенность территориального и государственного устройства;

Суверенитет законодательства и действия правовых органов на территории государства;

Суверенитет национальной внутренней и внешней политики, общественно-культурной идеологии;

Суверенитет хозяйственной деятельности.

Эта группа признаков обеспечивает способность общественно-хозяйственной системы к самоорганизации и самореализации как субъекта международных равноправных партнерских хозяйственных связей.

Ресурсно-производственный потенциал характеризует потенциальные возможности производственной деятельности, структуры производства и его специализации. Эта группа включает:

Природно-ресурсный потенциал, определяемый географическим размещением, наличием природных сырьевых ресурсов, уровнем их освоения и переработки;

Трудовой потенциал, определяемый количеством рабочей силы, ее профессионализмом, структурой, квалификационному уровню, образованием, моральными устройствами и ценностями, которыми руководствуется население страны, национальной психологией и религией;

Научный и научно-технический потенциал.

Хозяйственно-организационная структура занимает основное место среди составляющих национальной экономики и характеризуется способностью экономического механизма оптимально объединять потенциал трудовых ресурсов с природными ресурсами и научно-техническим потенциалом. Уровень такого объединения зависит от того, как соотносятся между собой частные, коллективные и общественные интересы, которой является система стимулирования производства и труда.

Другие материалы...

Оплата труда работников организации анализ и пути повышения эффективности (на материалах КУП Горэлектротранспорт)
Одним из основных направлений повышения эффективности использования персонала организации является совершенствование системы экономического стимулирования, важнейшим фактором проявления которой служит оплата труда работников организации и их социальная защищенност...

Основы экономической теории
Цель раздела - ознакомить с основными вехами развития экономической науки, ключевыми понятиями, которыми оперирует экономическая теория - категориями и законами, отражающими реальные процессы, происходящие в хозяйственной деятельности людей, что позволит лучше разб...

Экономические кризисы причины и последствия
Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах. Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизн...

Национальная экономика – это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта. Основными субъектами национальной экономики являются юридические, физические лица и государства, объектами – товарные потоки и услуги. Национальная экономика имеет сложную структуру,которая может быть рассмотрена с позиции следующих критериев:

1. Воспроизводственная структура . Критерий ее выделения – особенности хозяйствования и функции субъектовмакроэкономики (домашних хозяйств, бизнеса и государства). Они и являются элементами воспроизводственной структуры.

2. Социальная структура . Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий.

3. Отраслевая структура . Она выделяется по критерию однородности выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов.

4. Территориальная структура . Она выделяется по критерию размещения производительных сил.

5. Инфраструктура . Выделяется по критерию особенности обслуживания того или иного производства.

6. Структура внешнеэкономических связей . Она выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

Основными целями макроэкономической политики являются следующие:

1. экономический рост . Чем больше товаров и услуг будет произведено в экономике, тем выше уровень жизни населения.

2. Экономическая эффективность . Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами и потерями.

3. Обеспечение высокого уровня занятости . Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.

4. Стабильный уровень цен , означающий отсутствие резких скачков в его динамике.

5. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса (баланс между экспортом и импортом). Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.

6. Экономическая свобода , которую определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Экономическая свобода не означает, что у нее нет границ, хотя они и подвижны.

7. Справедливое распределение доходов . Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации уровня жизни, так уравниловки в распределении доходов.

8. поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой . Производство должно развиваться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем.

9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время – один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.