Совершенствование финансового механизма в условиях перехода к рынку. Финансовый механизм, его структура и назначение. Основные направления совершенствования финансового механизма в России в современных условиях

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (2012-1.5-14-000-3008-003)

Майорова Татьяна Владимировна, Майдан Татьяна Николаевна

Пути совершенствования финансового механизма высшего образования// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339 . — . Номер статьи: 3103. Дата публикации: 2013-07-08 . Режим доступа: https://сайт/article/3103/

Введение

Система образования, прежде всего, высшего, являясь индикатором и катализатором развития государства, становится приоритетной ведущей сферой социально-экономической политики любого государства, отражая уровень состояния и развития общества. Высшее образование имеет высокий статус, его возрастающая роль в решении социально-экономических, научно-технологических, социально-культурных и духовно-нравственных проблем состоит в сохранении национальных особенностей и традиций, а также в прогрессирующем воздействии на развитие производительных сил общества.

Экономическая природа высшего образования понимается как инвестиции в человеческий капитал. Образование рассматривается наряду со здравоохранением, культурой, искусством и наукой в составе третьего сектора общественного производства, в котором формируется человеческий капитал, и создаются интеллектуальные ценности общества.

Важным является то, что развитие системы образования зависит исключительно от достаточного финансового обеспечения, позволяющего обновлять и умножать интеллектуальный потенциал учебного заведения, его научную, материальную и методическую базу.
Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских И. Аватесяна , С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова , В. Гурова, С. Сигова , Х. Воссенштейна , Л. Клячко и др., а также украинских: Т. Боголиб , М. Ваниевой , Ю. Волинчук , І. Каленюк , О. Тимошенко, В. Федоровой ,С. Салыги, В.Гельмана и др.

Вместе с тем, появилась необходимость комплексного исследования особенностей формирования финансового механизма высшего образования и его основных составляющих в связи с процессом трансформации вузов. Сегодня уже сформирована нормативно-правовая база образования, повысилась автономия высших учебных заведений, введены новые образовательные стандарты. Однако существуют проблемы управления и финансового обеспечения вузов, оптимального сочетания бюджетных и внебюджетных источников финансирования, разработки эффективной модели их использования. В этой связи исследование проблем формирования и эффективного использования финансовых ресурсов учреждениями высшего образования является особенно актуальным.

Результаты

Нет необходимости доказывать, что устойчивость функционирования и развития высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит от достаточного обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в системе управления высшим образованием важную роль играет финансовый механизм.

Мы считаем, что финансовый механизм высшей школы, как часть общего финансового механизма, является элементом реализации государственной политики в области высшего образования (рис. 1).

Он представляет собой совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния государства, обеспечивающих создание и использование финансовых ресурсов для эффективной реализации образовательной, научно-исследовательской, воспроизводственной и воспитательной функций системы высшего образования.

Важной особенностью финансового механизма высшей школы в современных условиях являются проблемы взаимодействия высшей школы с государством. Экономические отношения, складывающиеся между государством и вузами, включают определенный комплекс взаимоотношений, связанный с вопросами собственности, управления, степени автономии вузов, механизма финансирования и т.д. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма должна быть разработана государственная программа (стратегия) развития высшего образования, которая предусматривала бы стратегические приоритеты в финансировании вузов.

Рисунок 1. Схема финансового механизма высшего образования

На наш взгляд, государственная политика в области высшего образования должна включать в себя:

  • переход от принципа содержания высших учебных заведений за счет государственного бюджета к государственной поддержке в фактически возможных размерах, развитие системы государственного заказа на подготовку кадров, но без ограничения их количества;
  • совершенствование и углубление автономии образовательных учреждений, прежде всего в области финансов;
  • осуществление передачи ряда научно-исследовательских учреждений в состав ведущих университетов. Это позволит улучшить материально-техническую базу учебного, научного, а также последипломного процесса, повысить уровень профессорско-преподавательского состава, эффективнее использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы высшей школы;
  • расширение самостоятельности в распоряжении ресурсами, в том числе средствами из бюджета, осуществление различных видов деятельности, приносящих доходы;
  • расходование бюджетных средств должно осуществляться образовательными учреждениями самостоятельно, исключая потребности образовательного процесса в соответствии со статьями бюджетной классификации. Отчет о расходовании бюджетных средств должен подаваться в органы управления образованием по всем статьям бюджетной классификации. Это может быть основой для финансовой части образовательной статистики.

Действующее законодательство разных стран, в том числе России и Украины, предоставляет высшим образовательным учреждениям право самим использовать средства, выделяемые для осуществления образовательного процесса. Однако современные подходы к финансированию существенно ограничивают права образовательных учреждений и, определенным образом, противоречат действующему законодательству об образовании. Устранение такого противоречия возможно при дальнейшем совершенствовании системы финансирования путем:

  • установления (определения) для вузов объема бюджетного финансирования на основе бюджетной программы или программно-целевого метода;
  • предоставления образовательным учреждениям возможности самостоятельного планирования и управления бюджетным процессом на среднесрочную (до 3-5 лет) перспективу.

Реализация предлагаемых мер должна способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности, экономической автономии высших учебных заведений.
Важным в усовершенствовании финансового механизма высшего образования является активизация роли внебюджетных источников, в том числе средств за предоставленные образовательные услуги, от выполнения хоздоговорных тем, спонсорских средств и др. (рис.2).

Рисунок 2. Модель формирования и использования финансовых ресурсов высших учебных заведений

Государство должно стимулировать такие источники путем:

  • предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям в определенном проценте к выручке от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг для направления этих средств на оплату обучения молодежи в аккредитованных учебных заведениях;
  • совершенствования механизма кредитования и страхования высшего образования;
  • стимулирования развития меценатства и спонсорства, прежде всего в области университетской науки;
  • содействия в привлечении средств иностранных инвесторов в форме грантов для преподавателей и студентов;
  • предоставления налоговых льгот вузам на доходы от реализации продукции, произведенной учебными заведениями, в том числе аренды собственности и др.

Еще одним направлением совершенствования финансового механизма функционирования вузов является стимулирование их участия в формировании национальной инновационной системы путем трансформации вузов в научно-исследовательские центры.

По нашему мнению, доходы от инновационной деятельности вузов (реализация собственных научных исследований, в том числе за рубежом) может стать важным дополнительным источником поступлений финансовых средств для высших учебных заведений. Прежде всего, это касается классических университетов, которые имеют все возможности взаимодействовать с другими секторами, сочетая фундаментальные исследования с исследованиями отраслевой направленности (в сотрудничестве с ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и хозрасчетными исследованиями (по заказу субъектов хозяйствования).

Выводы

Эффективный процесс управления финансовыми ресурсами вуза должен базироваться на стратегических финансовых ориентирах, предусматривающих разработку и реализацию ряда мероприятий для текущей деятельности вузов, направленных на достижение нормальной устойчивости системы финансирования и наращивания конкурентных преимуществ вуза.

Основными направлениями развития финансового обеспечения высшего образования должны быть следующие направления.

  • Организационные: расширение автономии вузов; государственное вмешательство в деятельность учреждений образования должно ограничиваться контролем над использованием бюджетных средств, выделенных на подготовку студентов по государственному заказу, и соблюдением государственных стандартов высшего образования; диверсификация образовательных услуг вузов по вертикали и горизонтали; обеспечение полного инновационно — организационного цикла для прикладных научных разработок; активизация маркетинговой деятельности вузов; своевременное обновление активов вузов (не менее 1 раза в 3-5 лет).
  • Финансовые: распределения бюджетных средств не на базе нормативов, а по результатам деятельности, что стимулирует ответственность руководителей образовательных учреждений за достижение установленных стандартов качества обучения; экономное расходование финансовых ресурсов; оптимизация дебиторской задолженности и организационной структуры вузов; применения лизинговых и кредитных инструментов в финансовом обеспечении; изменение в политике ценообразования на образовательные услуги; формирование запасов финансовых ресурсов; финансовая поддержка лучших студентов контрактной формы обучения; применение системы материального поощрения работников за успешные проекты по привлечению дополнительных финансовых ресурсов и др.
  • Государственное стимулирование внебюджетного финансирования образования: путем страхования рисков, связанных с невозвратом кредитов, предоставляемых частными компаниями, предприятиями гражданам для получения образования; за счет передачи в управление негосударственным консультативным фирмам, компаниям государственных учебных заведений, привлечения частного сектора как равноправного участника образовательного процесса; за счет создания региональных программ совместного финансирования образования государством, общественным сектором и муниципальными органами; путем внедрения корпоративной связи учебных заведений с работодателями на основе двусторонних соглашений; путем формирования системы многоуровневых налоговых платежей, обеспечивающих каждому органу управления образованием определенные фонды, необходимые для развития территориальных образовательных комплексов в соответствии с установленными государством стандартами.

Библиографический список

  1. Аветисян И.А. Финансирование расходов на высшее образование в российской федерации и направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Проблемы развития территории. — 2007. – Т. 39. — № 4. – С. 12-27.
  2. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2003. – 182 с.
  3. Модели финансирования вузов: анализ и оценка / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2005. – 274 с.
  4. Гуров, В.А. О финансировании образования / В.А. Гуров, С.В. Сигова // Финансы. – 2006. — №8. – С. 49-52.
  5. Воссенштейн Х. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств/ Воссенштейн Х. // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. — № 3(26). – С. 51-60.
  6. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Л. Клячко. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 182с.
  7. Боголіб Т.М. Ринкова модель ВНЗ: монографія / Т.М. Боголіб. – К. : Міленіум, 2007. – 264 с.
  8. Ваниева М. Об экономической эффективности финансирования образования в Украине /М. Ваниева // Экономика: проблемы теории и практики: Сб. научн. трудов. — Днепропетровск, 2006. — Том II. — Вып. 216.- С. 363-369.
  9. Волинчук Ю. В. Методичні підходи до дослідження та забезпечення стійкості системи фінансування ВНЗ / Ю. В. Волинчук // Облік та фінанси: зб. наук. праць ЛНТУ. – Випуск 6 (24). – Ч. 2. – Луцьк: ЛНТУ, 2009. – С. 44–64.
  10. Калинюк І. Сучасні тенденції розвитку освіти у глобальному середовищі / І. Калинюк // Університетська освіта. – 2011. — №1 – С. 20-26.
  11. Тимошенко О. В. Фінансові аспекти конкурентоспроможності вищої освіти в Україні: монографія / О.В. Тимошенко, В. А. Федорова. – Дніпропетровськ: Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара, 2008. – 324 с.
  12. Салига С.Я., Гельман В.М. Фінансове забезпечення вищої освіти: монографія. – Запоріжжя: ЗЦНТЕІ, 2007. – 252 с.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Факторы, влияющие на эффективность финансовой политики государства:

· научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

· прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

· учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

· четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

· учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

· комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства - денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

· многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

· учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Финансовый механизм - элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов. Финансовый механизм включает в себя:

1. Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (планирование, прогнозирование, самофинансирование, инвестиционные программы, кредитование, эмиссия ценных бумаг, налогообложение, система расчетов, аренда, страхование, залоговые операции, трастовые операции, факторинговые операции, лизинговые операции, трансфертные операции и др.).

2. Правовое обеспечение – правовые акты, законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, письма и др.

3. Финансовые рычаги – прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цены, арендная плата, дивиденды, процентные ставки, дисконты.

4. Нормативное обеспечение – инструкции, методические указания.

5. Информационное обеспечение – компьютерные программы, бухгалтерская отчетность, статистические данные, оперативная отчетность и проч.

Направления совершенствования финансового механизма:

1. Использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов)

2. Стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства

3. Развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный процесс, в т.ч. в социальной области.

17. Управление финансами: содержание, функциональные элементы. Органы управления финансами, их функции.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами.в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.

В настоящее время общество для управления финансовыми отношениями используют различные экономические, а также организационно-правовые методы, которые образуют единый финансовый механизм функционирования любого предприятия. В тоже время формирование и функционирование адекватного финансового механизма представляется актуальной и сложной задачей, поскольку от рационального использования имеющихся финансовых ресурсов зависит эффективность деятельности субъектов предпринимательства.

В общем смысле, финансовый механизм можно представить как часть хозяйственного механизма, которая представлена видами и формами организации финансовых отношений, условиями и методами исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.

Как термин «финансовый механизм» давно и прочно вошел в научную и учебную литературу. Вместе с тем большинство исследователей пишет о неэффективности практически действующего финансового механизма.

В литературе рыночного периода многие ученые рассматривают категорию «финансовый механизм» и структуру его построения. Через их подходы рассматривается проблема выделения финансового механизма как отдельной категории в условиях рынка.

Значительный вклад в решение проблем источников финансирования деятельности предприятий и их эффективного распределения внесли ученые М.Д. Билык, И.А. Бланк, Ю.Н. Воробьев, В.М. Геец, В.В. Ковалев, М.И. Крупка, Г.А. Крамаренко, В.П. Кудряшов, А.Н. Поддерегин, В.М. Сутормина, О.А. Терещенко и другие. Однако в научных публикациях не нашли надлежащего отражения и требуют дальнейшей разработки вопросы, связанные с определением сущности финансового механизма и с использованием основных подходов к изучению финансового механизма.

В качестве главных системообразующих элементов финансового механизма, осуществля-ющих управленческое воздействие, одни авторы выделяют воздействие системы финансовых рыча-гов (И.Т. Балабанов, Р.С. Сайфулин и А.Д. Шеремет), другие - систему планирования и управления финансами (В.Г. Болдырев, Ю.А. Венедиктов и А.М. Черепахин, В.В. Ковалев, А.Н. Поддерегин, Н.Г. Сычев).

Также существует различие в понятийном аппарате определения финансового механизма. Например, И.Т. Балабанов относит инвестирование, кредитование, страхование к финансовым методам. Иную точку зрения высказывают Р.С. Сайфулин и А.Д. Шеремет, считая, что это суть финансовые отношения. Ряд авторов полагают, что финансовый механизм является частью финансово-кредитного и ценового механизма, другие - что он существует наряду с кредитным и ценовым механизмом. Не смотря на то, что современные концепции финансового механизма в большинстве своем разрабатываются с применением интегрированного подхода, включающего системный, процессный, комплексный, критериальный и программно-целевой все еще существует ряд нерешенных вопросов в определении финансового механизма.

Проблема совершенствования финансового механизма непосредственно связана с тем, что даже в интегрированном подходе не возможно учесть условия изменяющейся экономической среды. Дело в том, что феномены, подобные рассматриваемому понятию – артефакты по самой своей природе. Иными словами, они техногенны и рукотворны. По отношению к ним не выполняется практически ни одна из фундаментальных посылок, на которых строился институт науки Нового времени. Они образуют область явлений современного мира, которая оказывается за границами возможностей использования методов и инструментов традиционной науки, в т.ч. и финансовой. Соответственно, при разработке финансового механизма нельзя представить универсальный алгоритм действии для всех ситуации. В большей степени разработка финансового механизма схожа с методикой "case - study" широко применяемой как методика преподавания, т.е. каждое отдельное предприятие разрабатывает свой собственный финансовый механизм эффективного функционирования, включающий в себя не только рычаги и методы регулирования финансовых отношении, но и также факторы, влияющие на принятие того или иного решения в процессе реализации своей деятельности. Отличительной особенностью от интеграционного похода в данном случае будет не только то, что финансовый механизм рассматривается как процесс движения и преобразования финансовых ресурсов, но также и возможность представить несколько альтернативных путей реализации финансового механизма для достижения того результата, который будет соответствовать финансовой стратегии предприятия в долгосрочном периоде и тактике в краткосрочном периоде.

Отдельная методологическая проблема содержательного аспекта финансового механизма связана с идентификацией факторов и условии, которые оказывают влияние на принятие управленческого и инвестиционного решения на предприятий. В данном случае, с нашей точки зрения, основным условием формирования эффективного финасового механизма является соотношение финансовой устойчивости и рентабельности деятельности в целом. В свою очередь, с одной стороны, это соотношение показывает насколько предприятие готово рисковать для достижения конечного результата, что уже необходимо связывать с финансовой политикой предприятия. С другой стороны, здесь затрагивается проблема источников финансирования деятельности предприятия, т. е. в каком соотношении объем внешних и внутренних источников финансирования деятельности будет максимально рентабелен при минимальном влиянии на финансовую устойчивость предприятия. Для этого необходимо произвести многовариантный расчет изменения рентабельности собственного капитала при различных значениях заемного капитала и определить эффект финансового рычага. Далее после определения объема финансовых ресурсов возможно построение финансового механизма, т. е. планирование и реализация намеченных мероприятий. И на данном этапе становится необходимым определение факторов внутренней и внешней среды предприятия, к которым относятся политические, экономические, экологические, географические, конкурентная среда в данной отрасли, объем производственных мощностей, трудовой потенциал сотрудников предприятия и другие. Это покажет карту рисков при реализации какого либо инвестиционного проекта или инвестиционного решения предприятия и в дальнейшем необходимо будет представить несколько альтернативных процессов развития финансового механизма, исходя из условий рынка и экономики в целом. Данный подход построения финансового механизма является более качественным, при том, что количественные критерии будут учитываться в динамике изменения конъюктуры экономики и отрасли, в котором функционирует предприятие. Все это позволит персонализировать финансовый механизм для каждого отдельного предприятия с учетом общих законов финансовой системы.

Таким образом, финансовый механизм, с позиции финансового менеджмента и в современных условиях рынка необходимо совершенствовать используя в большей степени динамические характеристики, нежели статистические, что приведет к более точным результатам как в области планирования, так и в области контроля реализации деятельности предприятия.

Список литературы

1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, 2001, 592 с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента // Москва: Финансы и статистика, 1999, 512 с.

3. Ивашковская И.В. От финансового рычага к оптимизации структуры капитала компании // Управление компанией. 2004. Т. 42. № 11. с.18-21.

4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2008, 511 с.

5. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика. Пер. с англ. - М. : ИНФРА-М, 2000. - XVIII, 686 c.

6. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев.– М.: ИНФРА– М, 2008.–328 с.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и сущность финансовой системы

2. Структура финансовой системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Между тем, отечественными и иностранными финансистами, как в устных выступлениях, так и в научных статьях неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения - полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.

Таким образом, актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

Цель данной работы - рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.


Финансы - это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений .

Термин «финансы» всегда означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно - денежные отношения. В процессе исторического развития термин получил международное распространение, но сфера его использования постепенно ограничилась денежными платежами в общегосударственные фонды денежных средств.

В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений - такие, например, как финансы межгосударственных сообществ. Например, межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов и т.п., были созданы в рамках Европейского сообщества.

Финансы, подобно «кровеносной системе», пронизывают весь экономический организм страны, поддерживают его жизнедеятельность, обеспечивают воспроизводство всего общественного продукта.

Финансы – это система экономических отношений, выражающих процессы формирования, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих расширенное воспроизводство.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.

Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:

· Бюджеты различных уровней;

· Фонды социального, имущественного и личного страхования;

· Валютные резервы государства;

· Денежные фонды предприятий, организаций и фирм;

· Прочие специальные денежные фонды.

Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

В системе произведённых отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

Финансы, как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Следует уяснить, что финансовые отношения – понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций денег то финансовые отношения, связанные с движение фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Система финансовых отношений включает:

1. денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;

2. денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;

3. денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;

4. денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;

Во-первых, между предприятием в целом и его структурным подразделениями;

Во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и труда;

5. денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;

денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д .

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и регулировании национальной экономике через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности в нашей стране изменился Финансовый механизм. Это нашло выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу. Изменились межбюджетные отношения. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах. С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды. Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования). Однако процесс преобразований в нашей стране еще продолжается.

Можно сказать, в России осуществляется реформа управления государственными финансами, которые оказывают воздействие на функционирование как государственного, так и частного секторов экономики .

Ведущей реформой является реформа финансовой системы, так как финансы определяют вектор и качество результатов, на которые нацелены реформы. Практика многих стран подтверждает приоритетность проведения реформы финансовой системы государства (иначе реформы управления государственными финансами). Россия не является исключением. Исходя из этого, на первом месте стоит блок бюджетного планирования и прогнозирования. Бюджетная политика, второй по важности компонент, успешно функционирующей бюджетной системы, нацелена на решение в основном тактических и оперативных задач, решаемых в рамках традиционного ежегодного бюджета. Однако задачи и цели бюджетной политики должны соответствовать долгосрочному финансовому планированию и увязываться с ним. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения государством экономической и финансовой стабильности в стране. Очевидно, что для государства предпочтительнее заблаговременно отслеживать потенциальные угрозы для экономической и финансовой стабильности, а значит, и своевременно разрабатывать, принимать и осуществлять эффективные меры по недопущению турбулентного развития социально-экономического развития.

В современных условиях развития сферы государственных финансов представляется актуальной разработка методологии совершенствования управления государственными финансами на основе оценки результативности бюджетных расходов, которую могли бы использовать органы государственной власти всех уровней, способствующей повышению эффективности управления расходной частью бюджета, а также обеспечению социально-экономической стабильности и развитию территорий.

В настоящее время центр реформы управления государственными финансами перенесен на уровень субъектов Федерации и муниципальных образований.

Основные социально-экономические реформы будут направлены на повышение:

Качества жизни граждан через проведение реформ в образовании, здравоохранении, в жилищно-коммунальной сфере. С этой целью приняты и начали реализовываться национальные проекты;

Конкурентоспособности российских компаний, в том числе путем создания среды для добросовестной конкуренции, технического регулирования и развития финансовых рынков;

Эффективности государственного управления через систему действий финансового механизма.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.

Рис. 2

Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без автоматизированных систем управления (АСУ). Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, то возрастание управленческих процессов, ведет к тому, что при использовании старыми методами и техническими средствами несвоевременно вырабатываются и проводятся в жизнь управленческие решения. Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами.

Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов .

Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками .

Рассматриваются проблемы и механизмы влияния динамики глобальной экономики, мировой финансовой архитектуры на развитие финансовой системы России в среднесрочной перспективе с учетом сложившихся моделей, долгосрочных тенденций и деформаций. Отдельно анализируются сценарии реализации локального финансового кризиса в России. Прогноз охватывает следующие направления: банковский сектор, финансовые рынки, государственные финансы, государственное регулирование финансового сектора (денежно-кредитная, валютная, процентная, налоговая, бюджетная, инвестиционная политика) .

В будущем прогнозируется сохранение зависимости динамики российского финансового рынка от движения цен на зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов. Среднесрочный прогноз развития финансовой систем России (2010-2015 гг.) основан на экстраполяции тенденций, сложившихся в 2000-е гг., не предполагающих глубоких посткризисных изменений в существующих политике и модели функционирования российской финансовой системы.

Финансовый механизм - это динамичная система действия в совокупности финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании, управлении денежными потоками и контроле над процессом формирования и использования финансовых ресурсов. Цель финансового механизма - обеспечение эффективного функционирования финансовой системы .

Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков: финансовые методы и рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Функционирование финансового механизма характеризуют две подсистемы финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение, которое реализуется посредством установленной системы в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования; и финансовое регулирование, которое связано с регламентированием распределительных отношений.

Финансовый механизм является составной частью экономической и, прежде всего, производственной деятельности, в том числе их информационной системообразующей, когда в результате органической связи со всеми этими процессами он становится активно влияющим на них фактором. Он может стимулировать или дезорганизовывать производственную деятельность - все зависит от проводимой государством политики в области финансов, налогов и т.д.

Наиболее сильно воздействие финансового механизма проявляется на стадии распределения. Здесь основным воздействующим элементом являются налоги и государственные расходы. Давно известна взаимосвязь: чем выше налоги, тем менее активно предпринимательство, и наоборот.

Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов (льгот и санкций) и финансовых рычагов. Не менее важна и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т.е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов.

Характеризуя состояние финансового механизма России, можно отметить, что правительство старается ограничивать свое вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования, совершенствовать налоговый метод регулирования. Происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма.

К тенденциям развития финансового механизма можно отнести развитие негосударственных форм финансирования, постепенная ликвидация монополии государства на рынке страховых услуг, планирование сокращение государственных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств, повышается информированность, постепенно налоговая система переходит на международные стандарты - сближение (в первую очередь снижение) ставок, ликвидация некоторых видов налогов, применение новых методов исчисления и т.д.

Финансовый механизм - явление объективное, обусловленное наличием финансов в экономической системе государства, тем не менее, его функционирование зависит от того, какие структуры в государстве сумеют его использовать для достижения поставленных целей, то есть для совершения той финансовой политики, которую они проводят.

В рыночных условиях Финансовый механизм требует чёткого взаимодействия всех его составляющих. Среди них нет таких, которыми можно бы было пренебречь или применять без взаимосвязи с другими составляющими.

Опыт развития экономики в условиях рынка во многих зарубежных странах подтверждает, что стабильность экономического роста и повышения общественного благосостояния требуют постоянного усовершенствования финансового механизма в каждой из его составляющих. макроэкономического регулирования.

Финансовый механизм в целом является принципиальной схемой практического использования финансов в экономике государства, их влияния на соответствующие процессы. Одновременно ему присущи свои отличия в практическом применении на уровне государства, предпринимательской структуры, финансового института и др.

Таким образом, Финансовый механизм работает эффективно, если функционируют все его составляющие. Применяя их, государство может направлять экономическое и социальное развитие на удовлетворение общественных потребностей.