Смотреть что такое "Внебюджетный фонд" в других словарях. Государственные внебюджетные фонды

К социальным внебюджетным фондам относятся:

1) Пенсионный фонд;

2) Фонд обязательного медицинского страхования;

3) Фонд социального страхования;

финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Выплаты в соответствии с законодательством трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;

Организация и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц, а также государственного банка данных плательщиков страховых взносов.

Виды пенсионных выплат

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

5) средства материнского капитала.

Финансирование выплаты пенсий

Финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

Страховых взносов;

Средств федерального бюджета;

Сумм пеней и иных финансовых санкций;

Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС (обязательное пенсионное страхование);

Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

Иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

2. Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).

Созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования ФЗ РФ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан РФ».

Фонды имеют двухуровневую структуру:

1. Государственный (федеральный) фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТОМС).

Функции ФОМС:

Выравнивание условий деятельности территориальных ОМС;

Финансирование целевых программ ОМС;

Подготовка специалистов для ОМС.

Функции ТОМС:

Финансирование ОМС, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующую лицензию;

Предоставление кредитов страховщикам;

Создание финансовых резервов.

на территории России создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства). Субъекты ОМС представлены на рисунке 14.

Рис. 14. Субъекты ОМС

Средства фондов формируются за счет:

Страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Ассигнований из федерального бюджета;

Доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и нормированного страхового запаса финансовых средств;

Добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;

Ассигнований органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).

3. Фонд обязательного социального страхования (ФСС).

ФСС предназначен для управления средствами государственного социального страхования (Положение от 12.02.1994 г. № 101 «О фонде социального страхования РФ»).

Функции ФСС:

Обеспечение гарантированных государственных пособий:

На выплату пособий по временной нетрудоспособности;

Беременности, родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка;

По уходу за ребенком до 1,5 лет;

Оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком - инвалидом; оплату путевок в санаторно-курортные учреждения;

Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев (имеющих соответствующую лицензию);

Частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря;

Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

Обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления Фондом;

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.

Объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные социальные фонды являются выплаты физическим лицам по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, договорам авторского заказа. Порядок уплаты взносов определяется Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.06.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

С помощью государственных социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:

    оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

    обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;

    оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

    финансировать пенсионное обеспечение.

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.

Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.

Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фонды.

К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:

    Пенсионный фонд Российской Федерации;

    Фонд социального страхования Российской Федерации;

    фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

К государственным целевым экономическим фондам относят: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др.

Пенсионный фонд формирование и использование

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчи нам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при об щем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионные отношения в РФ регулируются Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансо во-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятель ность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) , утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необх одимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страхо­ вых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взно­сов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров госу дарственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собра нию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав феде рального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.

Основными задачами Управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

* координация и контроль за деятельностью отделения Пенсионного фонда в федеральном округе;

* взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

* координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

* взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам России, государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

    работодателей - предприятий и организаций, которые вносят в Фонд денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­ довой деятельностью;

    дотаций из федерального и республиканского бюджетов , добровольных взносов физических и юридических лиц.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают взносы в Единый социальный налог (взнос) один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы.

При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обес­ печения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме налоговых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страхо вых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

    выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

    оказание материальной помощи престарелым и нетруд оспособным гражданам;

    выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

    финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

    прочие расходы.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть (до 78%) составляют страховые взносы предприятий и организаций.

В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пересылкой пенсий).

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Целями индивидуального учета являются:

    создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

    обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

    развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

    создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным стра ховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений страховых взносов предприятиями и организациями.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т. п.).

Фонд начал действовать с 1 января 1991 г. До принятия постановления вопросы социального страхова­ния находились в ведении профсоюзов.

В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоя тельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.).

Управление Фондом государственного социального страх ования РФ возложено на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального страхования РФ и его з аместители назначаются Правительством Российской Федерации .

Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:

    концентрацию денежных средств государства на социал ьное страхование;

    обеспечение гарантированных государством пособий граж данам по временной нетрудоспособности, беременности, родам и другим законным основаниям;

    оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

    участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхо вания;

    частное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования РФ - централизованный фонд денежных ресурсов общегосудар ственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.

Источниками образования фонда являются:

    взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    средства государственного бюджета (в форме дотаций);

    частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

    прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от форм собственности вносят страховые взносы на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние производят отчисления в Фонд государственного социального страхования РФ в установленном размере.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ использу ются на следующие цели:

    на выплату пособий по больничным листам (по времен ной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;

    финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

    частичное финансирование содержания санаториев- профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

    выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровлен ие трудящихся;

    финансирование исполнительной дирекции фонда.

С 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий.

1. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка.

5.Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом . Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. Поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного медицинско го страхования: Федеральный фонд обязательного медицин ского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхо вания является юридическим лицом, подотчетным Правитель ству РФ. Средства фонда находятся в государственной соб ственности. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правитель­ства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с генеральным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия,

Отче ты о доходах и расходах Федерального фонда пред­ ставляют сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

    обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

    финансирование целевых программ.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

* аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

* осуществляет финансирование территориальной про граммы обязательного медицинского страхования;

* осуществляет финансово-кредитную деятельно обеспечению системы обязательного медицинского страхо вания;

* выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

* совместно с налоговыми органами осуществляет конт роль за своевременным и полным поступлением в территори альный фонд страховых взносов;

* осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы.

Финансовые средства Федерального фонда обязательно го медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам, уста

* части единого налога на вмененный доход для опреде ленных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* иных поступлений, предусмотренных законодатель ством РФ;

Финансовые средства территориальных фондов обяза тельного медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам уста новленным законодательством РФ;

* части единого налога на вмененный доход для определ енных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* страховых взносов на обязательное медицинское страх ование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправлен ия с учетом программ обязательного медицинского стра хования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;

* иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ .

Уплата страхового взноса, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Феде­ральный и территориальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 48-ФЗ "О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования.

Порядок зачисления сумм страховых взносов в Федеральный фонд медицинского стра­дания определен Правилами зачисления взносов на счета органов федерального казначейства Минфина России и пере­числения этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхов ание неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на ФФОМС.

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

Добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

ФОМС и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

Государственные внебюджетные фонды - это обособленные фонды денежных средств, находящиеся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти, образованные из обязательных страховых взносов хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения1. Фонды, выступая независимыми звеньями системы государственных финансов, одновременно являются специфическими страховыми фондами, чья основная задача состоит в аккумуляции тех средств, которые государство обязывает направлять на страховую социальную защиту, и в их распределении в соответствии с действием социальных рисков.

В отличие от иных составляющих бюджетной системы РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, во-первых, имеют ярко выраженный целевой и социальный характер, а во-вторых, они обеспечивают предоставление услуг на принципах социального страхования1, имеющего обязательный характер, установленный на государственном уровне.

Социальное страхование - это система гарантированного материального обеспечения людей в старости, в случае потери трудоспособности, при беременности и других обусловленных законом случаях за счет средств специальных фондов, которые аккумулируются государством из взносов организаций в соответствии с определенными нормами. Однако социальному страхованию, в отличие от бюджетного финансирования, присущи такие признаки, как персонификация взносов и персонификация услуг (адресный характер).

В состав государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 144 БК РФ в настоящее время входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ОМС.

Государственные внебюджетные фонды функционируют на основании собственных бюджетов, которые включены в бюджетную систему РФ. Средства фондов являются федеральной собственностью. В состав бюджетов фондов входят бюджеты федерального уровня и уровня субъектов РФ (территориальные фонды ОМС).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов федерального уровня по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрению и утверждению подлежат:

  • прогнозируемые в очередном финансовом году и плановом периоде доходы с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • распределение расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ;
  • источники финансирования дефицита государственного внебюджетного фонда РФ.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов, не позднее принятия законов о бюджете субъектов РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

В БК РФ закреплены источники доходов, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Следует обратить внимание на неналоговые доходы, к которым отнесены страховые взносы на соответствующие виды социального страхования, недоимки, пени и штрафы по взносам, доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба. Безвозмездные поступления включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета и прочие поступления.

Учитывая особенности пенсионного законодательства, состав доходов ПФР несколько расширен. Так, к примеру, неналоговые источники включают также дополнительные страховые взносы на формирование пенсионных накоплений и взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также взносы, уплачиваемые предприятиями угольной промышленности на выплату ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям работников.

К доходам территориальных государственных внебюджетных фондов, а именно территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относятся доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из Федерального фонда ОМС и бюджетов субъектов РФ и прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Как отмечено выше, основным доходным источником государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы - периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством1. В России физические лица (за исключением работодателей) не участвуют в формировании финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов.

Взносы уплачиваются:

  • в ПФР - на обязательное пенсионное страхование;
  • ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на выплату иных социальных пособий;
  • ФФОМС - па обязательное медицинское страхование.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством о конкретных видах социального страхования в соответствии с утвержденными бюджетами.

Плательщики, обязанные уплачивать страховые взносы, разделены на две группы. К первой относят лиц, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. Вторую категорию плательщиков представляют группы самозанятого населения, которые обязаны уплачивать фиксированные суммы взносов, это - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. В том случае, когда плательщик одновременно относится к нескольким категориям, он платит страховые взносы по каждому основанию.

Взносы начисляются па все выплаты, осуществляемые в пользу работников или третьих лиц, за исключением специально оговоренных случаев.

Для работодателей (кроме физических лиц) в объект обложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по группе авторских (лицензионных) договоров. Объект обложения у работодателей - физических лиц аналогичен, за исключением того, что взносы начисляются па выплачиваемые вознаграждения.

Объект обложения для самозанятого населения представляет собой годовую сумму законодательно установленной минимальной заработной платы (МРОТ х 12).

База начисления для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц. Расчетный период составляет календарный год. База начисления определяется отдельно для каждого физического лица нарастающим итогом с начала календарного года по завершении каждого месяца. Базовая предельная (за весь расчетный период) сумма облагаемых взносами выплат установлена в размере 415 000 руб. Она индексируется ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы в стране и устанавливается на очередной год постановлением Правительства РФ. В 2014 г. предельная база составит 624 000 руб. На период 2015-2021 гг. в отношении предельной базы начисления взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование установлены иные нормы. Предельная величина будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз и повышающих коэффициентов (от 1,7 п 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). Обложению взносами не подлежит ряд выплат и вознаграждений, в том числе законодательно установленные государственные пособия; все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм и т.д.

База начисления для самозанятого населения устанавливается с учетом уровня индивидуальных доходов, и определяется фиксированным размером страхового взноса.

Общий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (без учета взносов на страхование от несчастных случаев на производстве) в 2014 г. для первой категории плательщиков составит 30%, из них:

  • 22% - в ПФР;
  • 2,9%-в ФСС;
  • 5,1%-в ФФОМС.

Действует положение об уплате с суммы, превышающей предельную базу для начисления страховых взносов (624 000 руб. в 2014 г.), 10% в ПФР. Как можно видеть, при уплате страховых взносов применяется регрессивная шкала (см. параграф 7.1). Помимо этого, для предприятий и организаций с вредными и тяжелыми условиями труда установлены дополнительные тарифы в ПФР. В 2014 г. плательщики будут уплачивать страховые взносы в ПФР по общему тарифу, без разделения на уплату страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии.

Расчет фиксированного страхового взноса для самозанятого населения производится по следующим формулам:

  • на обязательное пенсионное страхование:
  • - если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12;

Если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12 и 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

При этом установлен максимальный размер взноса - 8 МРОТ х х тариф х 12."

На обязательное медицинское страхование:

МРОТ х тариф х 12.

Плательщиками, обязанными уплачивать взносы па обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС РФ, выступают работодатели определенных категорий, а именно: юридические лица любой организационно-правовой формы в отношении работников, нанимаемых по трудовым договорам (контрактам); физические лица, нанимающие других физических лиц по трудовому договору (контракту); юридические и физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими лицами.

Тарифы страховых взносов установлены в пределах от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. В зависимости от степени индивидуального профессионального риска предусматривается возможность ежегодного установления скидок (надбавок) в размере до 40% к страховому тарифу.

Страховые взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на эти цели. Базовый тариф страхового взноса установлен в размере 18 864,6 руб. В субъектах РФ тариф рассчитывается как произведение базового тарифа, коэффициента дифференциации (сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате) и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете ФФОМС на соответствующий финансовый год и плановый период.

Все государственные внебюджетные фонды получают трансферты из федерального бюджета, за счет чего обеспечивается дополнительное перераспределение всех доходов в обществе для поддержания уровня трудовых доходов, которым нанесен ущерб действием социальных рисков.

Участие государства в финансировании внебюджетных фондов определяется его обязательной ответственностью за финансовую устойчивость и платежеспособность системы управления социальными рисками. Однако возрастающая зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета свидетельствует о несбалансированности системы, что вызывает серьезные опасения. Одной из причин роста дефицита бюджета фондов является неблагоприятный демографический фактор - ухудшение соотношения работающих граждан и нетрудоспособного населения. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 г. соотношение нетрудоспособных и трудоспособных граждан составляет 1: 1,5, и в перспективе это соотношение будет ухудшаться. Как показывает практика, решение вопроса финансового наполнения фондов исключительно путем повышения социальной нагрузки на бизнес приводит к росту скрытой и просроченной заработной платы, а в некоторых случаях - к закрытию предприятий. Так, например, увеличение в 2013 г. в два раза платежей во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей привело к резкому сокращению их числа. Еще одной нерешенной проблемой остается совершенствование системы финансового контроля за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, определение четких критериев эффективности использования имеющихся в распоряжении фондов финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом .

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные , т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые , которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные . Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.