Проблема сбалансированности бюджета и пути ее решения. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

1. Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален , несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней . Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета , в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений. Сбалансированность бюджета это также планирование направлений бюджетных расходов; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, последовательный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств и т.д.

Концепции сбалансированности госбюджета:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, т.к. любое сознательное воздействие правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)

2) концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. В периоды подъема формируется бюджетный резерв. В периоды спада может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)


3) концепция функциональных финансов (главная цель финансов гос-ва – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать эк рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)

Как известно, в целом состояние сбалансированности бюджета зависит от трех основных параметров:

· основных направлений и применяемых инструментов текущей государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета;

· определенной стадии экономического цикла развития экономики страны;

· приоритетов и перспектив на долгосрочный период поступлений в бюджет налоговых и иных обязательных платежей, а также сумм других государственных доходов (в том числе заемных).

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Его результатом является недостаток свободных оборотных средств вэкономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

до 12 августа 2000 г. в бюджетный кодекс входила глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которая была затем исключена (Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

Депутаты Госдумы предлагают вернуть в бюджетное законодательство норму о профиците бюджета. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму (в январе 2014 г).

Предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ порядок использования профицита бюджета . Так, установлено, что бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет) должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета.

При этом в случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета предписывается осуществить сокращение профицита бюджета. Для такого сокращения предусмотрены действия в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств ;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если указанные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

В соответствии же с российским законодательством бюджет не должен быть ни дефицитным, ни профицитным. Нормой для экономик большинства стран является именно состояние сбалансированности доходов и расходов. Поэтому не случайно из БК РФ вообще была исключена глава 12.

Центральным направлением расходования профицитных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются эти средства и на увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета -- основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  • 1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  • 2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  • 3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  • 4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  • 5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  • 6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  • 7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков. Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных, лимитов бюджетных обязательств Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием бюджетных учреждений , мониторинг динамики бюджетных расходов.
  • 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
  • 1. Эффектом % ставки:
  • 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
  • 3. Эффект импортных закупок:
  • II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
  • 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
  • 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
  • 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
  • 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
  • 18. Безработица как макроэкономическая проблема
  • 3 Основные причины безработицы:
  • 1. Фрикционная.
  • 2.Структурная.
  • 3. Естественная.
  • 4. Циклическая.
  • 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
  • 20. Экономический рост
  • 1. Загрязнение окружающей среды.
  • 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
  • 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
  • 2. Структура и содержание системы управления финансами.
  • 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
  • 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
  • 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
  • 2) Безвозмездные поступления:
  • 5. Бюджетный процесс в рф.
  • 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
  • 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
  • 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
  • 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
  • 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
  • 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
  • 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
  • 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
  • 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
  • 1 Группа: нормативы капитала банка
  • 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
  • 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
  • 4 Группа – прочие нормативы
  • 17. Пассивные операции коммерческого банка.
  • 18. Активные операции коммерческого банка.
  • 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
  • 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
  • Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • Европейская валютная система 1979г.
  • 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
  • I.Как управляющей системы:
  • II. Как области управления предприятием:
  • 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
  • 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
  • 5. Денежные потоки и методы их оценки.
  • Сравнение методов анализа движения денежных средств.
  • 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
  • 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
  • 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
  • II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
  • 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
  • 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
  • 1) Экономический
  • 2) Бухгалтерский
  • 3) Учетно-аналитический
  • 1)Традиционный подход. – минимум wacc
  • 2)Модильяни-Миллер
  • 3)Концепция иерархии.
  • 1. Анализ капитала предприятия.
  • 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
  • I. Внутренние:
  • II. Внешние:
  • 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 1. Внутренние инструменты
  • 1. Лизинг
  • 2.Венчурное финансирование
  • 5. Франчайзинг
  • 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
  • 4 Модели финансирования оборотного капитала.
  • 14. Управление запасами.
  • 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
  • 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
  • 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
  • II. Модель экономичного размера партии
  • 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
  • 1. Консервативный
  • 2. Агрессивный
  • 3. Умеренный
  • 16. Управление денежными средствами на предпритии.
  • I. Модель Баумоля (1952)
  • II. Модель Миллера-Ора (1962)
  • 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
  • 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
  • 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
  • Модели прогнозирования
  • 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.

    Необходимость формирования сбалансированного бюджета. Дефицит бюджета, причины его возникновения и меры по преодолению. Источники финансирования дефицита бюджетов.

    Сущность государственного (муниципального) кредита, его формы и роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и местных потребностей.

    Государственные и муниципальные долговые обязательства, их формы. Внутренний и внешний виды долга. Структура долга. Осуществление государственных и муниципальных заимствований. Государственные гарантии.

    Необходимость формирования сбалансированного бюджета.

    Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. В российском законодательстве сбалансированность бюджета входит в перечень принципов бюджетной системы РФ (ст 28 БК) и означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст. 33). Если сбалансированности бюджета не достигается, то получается одна из 2х ситуаций: дефицит или профицит. Составление бюджета с профицитом (доходы>расходов) является скорее исключением, чем правилом, И может привести к завышению налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

    Альтернативные подходы к достижению сбалансированности бюджета:

    а) приоритета расходов - государственные расходы рассматриваются как нечто равносильное неизбежным общественным потребностям. Функция бюджета реализуется таким образом, что если государство ограничено в доходных источниках бюджетов, то оно изыщет источник в режиме заимствований, осуществит эмиссию денег, но, в любом случае, наиболее значимые расходы оно обязано осуществить. Процесс бюджетных расходов никогда не должен прерываться. Если имеющихся доходов не хватает для покрытия имеющихся расходов, то целесообразно увеличить доходы путем повышения ставок налогов и введения новых. В результате цель «доходы обеспечивают расходы» вроде бы достигается, но это мнимое финансовое благополучие, поскольку деньги, взятые в долг, не являются полноценным доходом. Рано или поздно долг придется возвращать, и этот доход превращается в расход, да еще в повышенном размере, так как кредиторам надо будет выплатить вознаграждение в размере определенного процента от суммы займа.

    б) приоритета доходов - пределом расходов является общая сумма установленных доходов. Если расходы превышают доходы, то сокращению подлежат расходы. Данный принцип реализуется во Франции при утверждении бюджета в парламенте сначала голосуются доходы бюджета, а лишь потом его расходы. Предполагается, что такой порядок препятствует, во-первых, возникновению бюджетного дефицита, во-вторых, способствует сокращению государственных расходов.

    Дефицит бюджета, причины его возникновения и меры по преодолению.

    Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается устойчивыми факторами, которые из года в год приводят к превышению расходов бюджета над его доходами. Основными причинами долгосрочного (хронического) бюджетного дефицита могут быть высокие непроизводительные расходы в период ведения войн и подготовки к ним, экономическая и политическая нестабильность в переходный период, неэффективность экономической системы, ошибки в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.

    Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

    Итак, основные причины возникновения деф-та: необх-ть крупных инв-й в эк-ку и соц сферу; ЧС; эк кризисы.

    Меры.

    Если дефицит имеет краткосрочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или увеличению налоговых поступлений. Если дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись только бюджетно-налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита.

    Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования. Традиционными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

    Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов (война,кризис)

    Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета.

    В мировой практике существуют фискальные правила – это совокупность ограничения на решения в области соц-эк-кой и бюджетной политики. К ним относятся:

    1)золотое правило – объем дефицита должен быть равен сумме инвестиций в текущем периоде

    2)текущие расходы = текущ доходам

    3)ограничения дефицита бюджета:

    А) в европейском пакте стабильности ежегодный дефицит бюджета не более 3% ВВП

    Б) Бюджетный кодекс РФ в ст. 92 устанавливает ограничения для размера утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), утвержденный законом (нормативным актом представительного органа местного самоуправления) субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о бюджете на планируемый год не может превышать 15% (соответственно 10%) объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без учета безвозмездных поступлений.

    Источники финансирования дефицита бюджетов.

    Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета (внутренних и внешних). При этом источники финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ могут быть как внутренние, так и внешние, в то время как дефицит местных бюджетов может покрываться только внутренними источниками. Внутренними источниками финансирования дефицита для всех бюджетов являются (ст.23):

      государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

      кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

      бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

      кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

      изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

      иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

    К внешним источникам финансирования дефицита для всех бюджетов относятся:

      государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

      кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

      кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

      иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

    Аналогично для субъектов и муниципальных образований. Только на местном уровне нельзя финансировать дефицит за счет внешних источников.

    Государственный кредит как экономическая категория выражает со­вокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставле­ния ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений может выступать в роли: заемщика, кредитора или гаранта.

    К основным задачам государственного кредита относятся:

      финансирование бюджетного дефицита;

      проведение международной и региональной финансово-кре­дитной политики;

      поддержка социально-приоритетных секторов и видов дея­тельности.

    Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.

    В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг.

    Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

    Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

      срок предоставления или получения кредита;

      обязанности сторон;

      условия обеспечения возврата ссуды;

      размер процентной ставки за пользование ссудой;

      другие условия.

    Особенности данного института – отношения носят государственно властный характер (несмотря на то, что гос-во явл-ся заемщиком и должником именно оно в одностороннем порядке устанавливает условия порядок и сроки осущ-я заимствований, устанавливает механизм и инструменты управления). Как правило гос-во заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким либо залогом.

    Сущность ГМК в его функциях:

    1. Перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

    Перераспределение осуществляется между:

    федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

    региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

    международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

    иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

    федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

    2. Регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект.

    3. Функция учета и контроля за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    Государственные и муниципальные долговые обязательства, их формы.

    Большое значение имеют цели заимствования – проведение определенной социальной или экономической политики.Гос.долг приобретает социальный характер.

    Гос. долг имеет подчиненное значение, должен быть прописан в бюджетной политике, т.е. он подчинен бюджету, а не самостоятелен.

    Сильное влияние политики на функционирование этого института.

    Качество чиновников

    Цели политических партий

    Свобода действий, предоставленная бюрократии

    Сила различных групп особых интересов

    государственный или муниципальный долг (кодекс) - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; В соотв. со ст.6 БКРФ: Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Он обеспечивается полностью и без условий всем государственным имуществом Российской Федерации, составляющим его казну.

    Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах.

    Структура долга.

    Итак, Состав госдолга РФ (в БК РФ - ст 98,99,100) существует в виде обязательств по:

    1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

    2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

    3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    4) государственным гарантиям Российской Федерации;

    5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

    Пунк 5) для субъектов и мун.обр. отсутствует.

    У гос-ва больше полномочий по привлечению средств, чем у субъектов Федерации и мун образований. У муниципального долга нет права осуществления внешних заимствований. Интересно, что Москва, Питер имеют статус субъекта, что предоставляет им право осуществлять внешние заимствования.

    Международные стандарты предполагает иной состав гос долга:

    По международным стандартам в состав гос долга включается кредиторская задолженность перед бюджетополучателями, произв.инструменты(деривативы)

    В состав нашего долга включаются гарантии (по м/с они учитываются как условные обязательства, но в гос долг не входят)

    Внутренний и внешний виды долга.

    Внешний долг (раньше – это обязательства в инвалюте) - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

    Внутренний долг (раньше – это обязательства в рублях) - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

    Государственные гарантии.

    государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром; Гарантия – способ обеспечения обязательства (полностью или частично) 3-х лиц, т.е когда принципал не выполняет свои обязанности, то государство выплачивает за него.

    Гарант – тот, кто предоставляет гарантию. В нашем случае это государство.

    Фактический заемщик – принципал. Он обращается к гаранту за гарантией

    Кредитор – бенефициар.

    Содержание государственных гарантийных операций предпола­гает, что государство принимает на себя определенное обязатель­ство. Государство-гарант обязуется при известных обстоятельствах исполнить обязатель­ства заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособ­ным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, неся при этом ответственность перед гарантом в виде процентов.

    ст. 115 государственная или му­ниципальная гарантия обеспечивает:

    Надлежащее исполнение принципалом (заемщиком) его обязательства перед кредитором (бенефициаром) основного обязательства;

    Возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении га­рантийного случая некоммерческого характера.

    Государственная или муниципальная гарантия может предо­ставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. Условия государ­ственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару (кредитору) по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Гарант имеет право ото­звать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

    Письменная форма государственной или муниципальной гаран­тии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет за собой ее недействительность (ничтожность). Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обяза­тельству принципала.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

    СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нескольких лиц - ответственность, при которой кредитор вправе требовать от этих лиц как совместно, так и в отдельности исполнения обязательства как в части, так и в целом.

    СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (гаранта, поручителя) - ответственность гаранта (поручителя), при которой последний отвечает только за не исполненную должником часть обязательств перед кредитором.

    Идеальное исполнение бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т. е. превышение доходов над расходами, или профицит бюджета. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в бюджет следующего года.

    Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Размеры дефицита входят в число важных макроэкономических показателей. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

    Согласно ст. 92 БК РФ, в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В законодательстве указываются следующие источники покрытия дефицита федерального бюджета.

    • 1. Внутренние источники следующих видов:
      • - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
      • - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
      • - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • 2. Внешние источники следующих видов:
      • - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
      • - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

    Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Но в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

    Согласно ст. 88 БК РФ, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета, а именно:

    • - сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета -- сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
    • - предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
    • - увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
    • - сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

    Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

    Принцип сбалансированности бюджета, сформулированный в ст. 33 БК РФ, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Согласно этой статье БК РФ, сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год. Все расходы, которые государство (субъект РФ либо муниципальное образование) планирует произвести в предстоящем году, в суммарном количестве не могут превышать суммарного количества планируемых на предстоящий год доходов и средств, поступающих из источников финансирования бюджетного дефицита. При этом органы исполнительной и законодательной (представительной) власти при составлении и утверждении проекта бюджета, его последующем выполнении должны учитывать принцип сбалансированности бюджета и предпринять все меры, необходимые для уменьшения показателя дефицита бюджета, т.е. превышения его расходной части над доходной.

    Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а также не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

    Если при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

    Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность бюджета. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.

    Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

    При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

    Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

    Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

    В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

    По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет.

    Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

    В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволило прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

    На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой -- механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

    В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме сбалансирования бюджета.

    1. Ежегодно балансируемый бюджет - сводится с нулевым сальдо (доходы равны расходам). Недостатки: такой бюджет не является экономически нейтральным.

    Например, в экономике наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. государственный бюджет сбалансированность профицит

    2. Бюджет, балансируемый на циклической основе, должен балансироваться не ежегодно, а в пределах экономического цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

    Так, в период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

    3. Сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).

    Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

    Однако рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

    Снижению дефицита бюджета способствует его гласность, т. е. доступность всей информации об утвержденном бюджете, отчетах по его исполнению, по решениям органов местного самоуправления и вопросам, вызывающим среди них разногласия.

    Также сбалансированность бюджета зависит от надежности показателей прогноза социально-экономического развития.

    Не меньшее значение имеет реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Кроме того, бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    Первостепенное внимание надо обратить и на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Так, едва ли можно упрекнуть правительство РФ, если оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

    Таким образом, сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.