Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду. Законодательная база российской федерации. Фонду и типовых договоров найма специализированных

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопросы пациентов, пользующихся платными медицинскими услугами в лечебно-профилактических

учреждениях (ЛПУ), особенно частной формы собственности, являются очень актуальными. Платная медицинская услуга

является, прежде всего, экономической категорией, что подразумевает получение прибыли от ее оказания.

Оказание медицинской помощи является по своей сути особым родом услуги. Услуга - совершение определенной

деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребностей других лиц.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга

Медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение

заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; иными словами:

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных профессиональных действий

медицинского работника (производителя услуги), направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги).

В соответствии с действующим законодательством, являясь участником гражданских правоотношений, медицинские

учреждения вправе совершать действия, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и

обязанностей. Такие действия называются сделками.

В ст. 779 ГК РФ сформулированы основные признаки, по которым заключаемая сделка может быть отнесена к числу

договоров возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика

оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить

эти услуги.

Итак, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил

предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг":

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и

статьей 39 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об

утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ

УСЛУГ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных

медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств

граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в

соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого

распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее

(приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011г №323ФЗ:

«медицинская организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве

основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских

организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду

с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся

медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются

индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг),

составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в

установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по

соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не

предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности

получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи,

предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право

предоставлять платные медицинские услуги:

А) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми

программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

Установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,

если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости

лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том

числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

Б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством

Российской Федерации;

В) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по

обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не

являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными

договорами Российской Федерации;

Г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка,

предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев

оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной

или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями,

являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами,

осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные

медицинские услуги самостоятельно.

услуги, разработанными Министерством экономики РФ от 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982:

форм и ведомственной принадлежности, изготавливающими (оказывающими) и реализующими на территории Российской

Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно

действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной

продукции (товаров)

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СВОБОДНЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ПРОДУКЦИЮ,

ТОВАРЫ И УСЛУГИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ (ОКАЗЫВАЕМЫЕ) НАСЕЛЕНИЮ

8.1. Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями,

предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в

соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими

свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого

поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с

учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на

добавленную стоимость*. При исчислении облагаемого оборота по товарам, которые облагаются акцизами, в них включается

сумма акцизов.

* Спецналог в данном случае и в дальнейшем не указывается в связи с тем, что с 1 января 1996 г. он отменяется.

8.2. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и

предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством. В

торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в

зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия - изготовителя или цене закупки продукции

(товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных

торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а

также прибыль.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Свободные отпускные цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями

Приложении N 1. Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) в договорах на поставку продукции (товаров), в других

документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (тарифов) (телефонограмма, телекс, телефакс и т.п.).

Обозначение свободных розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями, предприятиями

общественного питания, бытового обслуживания населения на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги

или выписках из них, в меню), выставляемых в указанных предприятиях.

Предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющие реализацию товаров по свободным розничным ценам,

фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах по форме согласно

ИЗМЕНЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ

С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на

изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые и отпускные цены (тарифы) на них

могут быть изменены предприятием - изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.

Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменением конъюнктуры рынка, а также

изменением расходов на оказание услуг.

При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемые сверх цен на услуги, может производиться

перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при

оформлении заказов.

Остатки готовых изделий, изготовленные предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы - модели могут

переоцениваться на дату введения новых цен как в части материалов, так и работ по их изготовлению.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи,

утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи,

утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления

отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта

медицинской помощи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-

телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию,

А) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального

предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

Б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о

юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную

регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные

документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр

индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

В) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ

(услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес

места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

Г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме

предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

Д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной

программой;

Е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их

профессионального образования и квалификации;

Ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в

предоставлении платных медицинских услуг;

З) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья

граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в

течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные

стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно

ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

А) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале

(отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных

медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального

предпринимателя;

Б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг),

составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной

форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

А) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении

платных медицинских услуг;

Б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую

услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

В) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского

вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

Г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что

том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой

невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА И ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

А) сведения об исполнителе:

Наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица,

адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый

государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

Фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес

места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об

индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа,

осуществившего государственную регистрацию;

Номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ

(услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией,

Наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

Б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного

представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

В) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

Г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

Д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

Е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его

подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является

юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

Ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

З) порядок изменения и расторжения договора;

И) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у

потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию

потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе

дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя

(заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на

возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных

медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях,

состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с

Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается.

Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель

(заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по

договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке,

которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ,

подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк

строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя)

медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его

здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в

соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом

Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям

договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены

обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно

соответствовать этим требованиям.

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке отнесения жилых помещений

к специализированному жилищному фонду и исключении из него

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании статей 14, 92-106 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», решения Думы Артемовского городского округа от 27 октября 2011 года № 000 «О Положении о муниципальном специализированном жилищном фонде Артемовского городского округа» и устанавливает правила и требования к отнесению жилых помещений муниципального жилищного фонда к специализированному жилищному фонду Артемовского городского округа.

1.2. Под специализированным жилищным фондом Артемовского городского округа понимается совокупность жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, которые в порядке, предусмотренном настоящим Положением, отнесены к специализированному жилищному фонду и предназначены для проживания отдельных установленных действующим жилищным законодательством категорий граждан.

1.3. Муниципальный специализированный жилищный фонд Артемовского городского округа формируется из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда Артемовского городского округа:

приобретенных по гражданско-правовым сделкам;

поступивших в муниципальную собственность Артемовского городского округа на основании судебных решений;

освобожденных от прав третьих лиц;

переведенных нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, в жилые помещения муниципального жилищного фонда Артемовского городского округа;

принятых в муниципальную собственность из собственности публично-правовых обращений;

отнесенных при иных основаниях, установленных действующим законодательством, в муниципальную собственность Артемовского городского округа.

1.4. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеются обременения прав на это имущество. Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан. Под специализированный жилищный фонд в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения дома, так и часть жилых помещений.

1.5. К служебным жилым помещениям относятся отдельные благоустроенные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений.

1.6. К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими предметами, необходимыми для проживания граждан. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на одного человека.

1.7. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений, в необходимых случаях укомплектованных мебелью и другими предметами, необходимыми для проживания граждан. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на одного человека.

1.8. Включениежилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду муниципальных специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений, принятых комиссией по жилищным вопросам при администрации Артемовского городского округа (далее комиссия) и утвержденных постановлением администрации Артемовского городского округа.

1.9. Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда Артемовского городского округа допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

2. Порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду

2.1. Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа осуществляет действия по оформлению жилого помещения в муниципальную собственность и включает его в реестр муниципальной собственности.

2.2. Муниципальное казенное учреждение «Управление по учету и содержанию муниципального жилищного фонда» Артемовского городского округа (далее Учреждение), проводит обследование и составляет акт технического состояния жилого помещения, осуществляет сбор необходимых документов.

2.3. В случае необходимости проведения ремонта обследованного жилого помещения акт о техническом состоянии направляется в управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации Артемовского городского округа для принятия решения.

2.4. Если ремонт жилого помещения не требуется, акт о техническом состоянии направляется в межведомственную комиссию, утвержденнуюраспоряжением администрации Артемовского городского округа -ра «О внесении изменений в распоряжение администрации Артемовского городского округа от 01.01.2001 № 346-ра «Об утверждении межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда и признания жилого помещения пригодным (непригодным)для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», для решения вопросов в соответствии с постановлением Правительства «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»(в ред. от 01.01.2001), в виде заключения о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. После составления заключения о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям оно направляется в Учреждение.

2.5. Для решения вопроса об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного фонда или исключении из него Учреждение направляет в комиссию:

заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

техническую документацию жилого помещения;

заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается комиссией.

2.6. Решение комиссии, утвержденное постановлением администрации Артемовского городского округа, направляется в управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа для внесения дополнений и (или) изменений в реестр муниципального имущества.

2.7. При принятии решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилому помещению управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа в течение десяти рабочих дней подает документы в Артемовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю для регистрации статуса специализированного жилого помещения.

2.8. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений в порядке, установленном настоящим Положением.

2.9. Предоставление гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется администрацией Артемовского городского округа в установленном порядке.

3. Порядок перевода жилых помещений из одного вида в другой и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда

3.1. Решение о переводе жилых помещений из одного вида специализированного жилищного фонда в другой или исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимается комиссией и утверждается постановлением администрации Артемовского городского округа в течение 30 дней с даты поступления документов, указанных в п.2.5 настоящего Положения.

3.2. В случае признания жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации , администрация Артемовского городского округа исключает такое жилое помещение из специализированного жилищного фонда Артемовского городского округа.

Название документа:
Номер документа: 64н
Вид документа: Приказ Минфина России
Принявший орган: Минфин России
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 28 июня 2013
Дата начала действия: 04 августа 2013
Дата редакции: 28 марта 2018

Об утверждении Порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством финансов Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым...

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством финансов Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядка предоставления служебных жилых помещений в Министерстве финансов Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.04.2018, N 0001201804190029).
____________________________________________________________________


В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.13, 14, 21; N 43, ст.5084; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2251; N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776; N 39, ст.4542; N 48, ст.5711; N 51, ст.6153; 2010, N 19, ст.2278; N 31, ст.4206; N 49, ст.6424; 2011, N 23, ст.3263; N 30, ст.4590; N 49, ст.7027, 7061; N 50, ст.7337, 7343, 7359; 2012, N 10, ст.1163; N 14, ст.1552; N 24, ст.3072; N 26, ст.3446; N 27, ст.3587; N 31, ст.4322; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 13, ст.1511),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством финансов Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядок предоставления служебных жилых помещений в Министерстве финансов Российской Федерации.

2. Административному департаменту (В.И. Бродский) осуществлять организационно-технические мероприятия, связанные с предоставлением служебных жилых помещений в Минфине России.
приказом Минфина России от 28 марта 2018 года N 59н .

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации А.О.Котякова.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 апреля 2018 года приказом Минфина России от 28 марта 2018 года N 59н .

Министр
А.Силуанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 июля 2013 года,
регистрационный N 29044

Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством финансов Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядок предоставления служебных жилых помещений в Министерстве финансов Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.13, 14, 21; N 43, ст.5084; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2251; N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776; N 39, ст.4542; N 48, ст.5711; N 51, ст.6153; 2010, N 19, ст.2278; N 31, ст.4206; N 49, ст.6424; 2011, N 23, ст.3263; N 30, ст.4590; N 49, ст.7027, 7061; N 50, ст.7337, 7343, 7359; 2012, N 10, ст.1163; N 14, ст.1552; N 24, ст.3072; N 26, ст.3446; N 27, ст.3587; N 31 ст.4322; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 13, ст.1511), и определяет порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством финансов Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд (далее - специализированный жилищный фонд Минфина России), порядок исключения жилого помещения из данного фонда, а также порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Минфина России в пользование государственным гражданским служащим Минфина России.

2. Специализированный жилищный фонд Минфина России состоит из служебных жилых помещений (далее - служебные жилые помещения Минфина России).

3. Служебные жилые помещения Минфина России предоставляются в пользование государственным гражданским служащим Минфина России, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения государственной гражданской службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

4. Служебные жилые помещения Минфина России не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

II. Порядок включения (исключения) жилых помещений в специализированный жилищный фонд Минфина России

5. Включению в специализированный жилищный фонд Минфина России подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, переданные Минфину России в оперативное управление.

6. Включению в специализированный жилищный фонд Минфина России в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовыми договорами найма специализированных жилых помещений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.697) (далее - Правила) подлежат жилые помещения в виде отдельной квартиры, пригодной для постоянного проживания граждан (отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенной применительно к условиям города Москвы.

7. Включение указанных жилых помещений в специализированный жилищный фонд Минфина России не допускается, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в собственности Российской Федерации жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

8. Решения Минфина России о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Минфина России с отнесением жилого помещения к служебному жилому помещению Минфина России, об исключении жилого помещения из указанного фонда принимаются на основании следующих документов, предусмотренных пунктом 13 Правил :

- заявление Административного департамента о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Минфина России на имя Министра финансов Российской Федерации;

- документ, подтверждающий право оперативного управления на жилое помещение;

- технический паспорт жилого помещения;

- заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

9. Отнесение жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда Минфина России (исключение служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Минфина России) осуществляется в соответствии с Правилами .

10. В случае признания служебного жилого помещения Минфина России в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст.702; 2007, N 32, ст.4152; 2013, N 15, ст.1796), непригодным для проживания, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, такое жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда Минфина России.

11. Решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Минфина России, с отнесением такого помещения к служебному жилому помещению, об исключении жилого помещения из указанного фонда оформляются приказом Минфина России, подготавливаемым Административным департаментом.

12. В соответствии с пунктом 14 Правил решения, указанные в пункте 11 настоящего Порядка, в течение 3 дней с даты их принятия направляются Административным департаментом в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по городу Москве.

III. Порядок предоставления служебных жилых помещений в Минфине России

13. Предоставление и использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду Минфина России в соответствии с .

14. Служебные жилые помещения предоставляются государственным гражданским служащим Минфина России, не обеспеченным жилыми помещениями в городе Москве, в связи с прохождением ими государственной гражданской службы и замещением должности государственной гражданской службы в Минфине России.

Служебные жилые помещения предоставляются государственным гражданским служащим Минфина России на срок прохождения ими государственной гражданской службы в Минфине России, указанный в служебном контракте о прохождении государственной гражданской службы.

15. Решение о предоставлении служебного жилого помещения принимается Министром финансов Российской Федерации и оформляется приказом Министерства финансов Российской Федерации.

16. Для рассмотрения вопроса и подготовки предложений о предоставлении служебного жилого помещения государственные гражданские служащие Минфина России подают в Административный департамент заявление на имя Министра финансов Российской Федерации, к которому прилагаются следующие документы:

1) ходатайство на имя Министра финансов Российской Федерации:

а) курирующего заместителя Министра финансов Российской Федерации - в отношении государственных гражданских служащих Минфина России, замещающих должности государственной гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей государственной гражданской службы (за исключением государственных гражданских служащих Минфина России, замещающих должность заместителя Министра финансов Российской Федерации);

б) директора департамента по согласованию с курирующим заместителем Министра финансов Российской Федерации - в отношении государственных гражданских служащих Минфина России, замещающих должности государственной гражданской службы иных категорий и групп должностей государственной гражданской службы;

2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии в собственности государственного гражданского служащего Минфина России и членов его семьи жилых помещений в городе Москве.

В заявлении государственный гражданский служащий Минфина России указывает, в том числе сведения о составе семьи государственного гражданского служащего Минфина России, информацию о количестве граждан, зарегистрированных в жилом помещении (при наличии регистрации по месту жительства), и степень их родства, а также сведения о типе и характере жилого помещения (при наличии регистрации по месту жительства).
(Пункт 16 в редакции, введенной в действие с 30 апреля 2018 года приказом Минфина России от 28 марта 2018 года N 59н .

16.1. Проверка полноты и достоверности информации, указанной в заявлении государственным гражданским служащим Минфина России, осуществляется Административным департаментом путем направления запросов в уполномоченные органы.
(Пункт дополнительно включен с 30 апреля 2018 года приказом Минфина России от 28 марта 2018 года N 59н)

17. Договор найма служебного жилого помещения заключается между Минфином России (Наймодатель) и государственным гражданским служащим Минфина России (Наниматель) на основании приказа Минфина России в соответствии с типовым договором , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" .

18. Передача (прием) Нанимателю служебного жилого помещения осуществляется Административным департаментом по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения.

19. Пользование Нанимателем предоставленным служебным жилым помещением осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 5, ст.546), и иными требованиями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.

20. Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

21. Прекращение договора найма служебного жилого помещения осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 102 Жилищного кодекса Российской Федерации , а также в случае увольнения Нанимателя с государственной гражданской службы в Минфине России, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 , .

22. Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Наниматель служебного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма служебного жилого помещения.

Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию Наймодателя при неисполнении Нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма служебного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях.

23. В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения Наниматель и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение, которое они занимали по данному договору. В случае отказа освободить служебное жилое помещение Наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 , частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации .

24. При освобождении служебного жилого помещения Наниматель обязан сдать его в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении Порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством финансов Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядка предоставления служебных жилых помещений в Министерстве финансов Российской Федерации (с изменениями на 28 марта 2018 года)

Название документа: Об утверждении Порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за Министерством финансов Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядка предоставления служебных жилых помещений в Министерстве финансов Российской Федерации (с изменениями на 28 марта 2018 года)
Номер документа: 64н
Вид документа: Приказ Минфина России
Принявший орган: Минфин России
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 160, 24.07.2013
Дата принятия: 28 июня 2013
Дата начала действия: 04 августа 2013
Дата редакции: 28 марта 2018

ЖИЛИЩНОМУ ФОНДУ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду.

2. Виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

3. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

4. Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

5. К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры.

Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений.

Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме.

6. К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

7. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

8. К домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

9. Формирование фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанный фонд подлежит передаче в оперативное управление уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами, может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений.

Жилое помещение фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

10. Формирование фонда для временного поселения вынужденных переселенцев осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанный фонд подлежит передаче в оперативное управление уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Фонд для временного поселения вынужденных переселенцев может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений.

Жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляется из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

11. В качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан осуществляется по договорам безвозмездного пользования.

12. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа , осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

13. Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

Б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

О том, как не быть выселенным из служебного жилого помещения, и что для этого нужно сделать – сейчас такие вопросы задаются мне постоянно. Министерство обороны РФ продолжает методично предъявлять иски о выселении к гражданам, которые волей обстоятельств в различные периоды стали нанимателями служебных квартир.

В основном, кандидатами на выселение по этой категории дел, становятся:

  • бывшие работники гражданского персонала МО РФ, которым служебное жилье предоставлялось на период работы в войсковых частях и организациях МО РФ;
  • бывшие военнослужащие, уволенные с военной службы не по «льготным основаниям», т.е. не по предельному возрасту, болезни, или организационно-штатным мероприятиям (ОШМ), у которых на момент увольнения выслуга лет составляла 20 и более лет,
  • военнослужащие, уволенные по льготным основаниям, но у которых выслуга лет составляет менее 10 лет;
  • бывшие члены семей военнослужащих, которые остались проживать в служебном жилье после расторжения брака;
  • работники гражданского персонала, как находящиеся в трудовых отношениях с МО РФ, так и уволенные, но которым служебное жилье было предоставлено не в установленном законом порядке (например, по решению командования с согласия жилищных органов).
Сюда можно добавить и военнослужащих, которые при наличии служебного жилого помещения приобрели право пользования или право собственности на другие жилые помещения по месту нахождения служебной жилплощади.

Но если с выселением граждан, указанных в последних пунктах, у подателей исков проблем в суде почти не возникает, то с другими категориями бывает сложнее. До определенного момента в большинстве случаев суды отказывали в удовлетворении иска.

Но сегодня, анализирую итоги прошедшего года, с сожалением отмечаю, что в делах о выселении из служебного жилья наметился прорыв, и он - не в пользу граждан.

За прошедший год Верховным судом РФ приняты решения, в которых успешно преодолены (другого слова просто не подберу) два классических основания к отказу в исках о выселении из служебного жилья. Принятие подобных решений уж точно поможет МО РФ выполнить программу по обеспечению военнослужащих служебным жильем, о которой я упоминал в . Но сколько при этом граждан будет фактически выставлено на улицу?

Теперь о самих решениях.
1. Одним из оснований в отказе в удовлетворении требований о выселении из служебного жилья являлся пропуск истцом срока исковой давности, который применялся по заявлению ответчика. При наличии такого основания суды однозначно отказывали в иске, даже не исследуя другие доказательства, которые также могли привести к отказу в иске.

При этом суды ссылались на п. 9 Постановления пленума Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».
«Если к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности „() Таким образом, при возникновении спора необходимо было выяснить, как гражданин получал квартиру, (выдавался ли ордер, заключался ли договор найма служебного жилого помещения) и дату, когда трудовые отношения с организацией, предоставившей жилье, прекратились. Если после увольнения прошло более трех лет, то можно было смело заявлять о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд.

При этом, исходя из содержания , предполагалось, что начало течения срока исковой давности начинается со дня увольнения работника. Права собственника служебного жилого помещения считались нарушенными именно со дня прекращения трудовых отношений с работником, поскольку, «с указанного момента договор найма служебного жилого помещения считается прекращенным, а у наймодателя появляется право требования выселения ответчика и членов его семьи из незаконно занимаемой квартиры».

Подобная трактовка оставалась неизменной до 16.09.2016 года, когда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в своем определении от 02.08.2016 № 56-КГ16-10, (а в дальнейшем, и в других своих определениях, например: от 09.08.2016 № 56-КГ16-13, от 04.10.2016 № 56-КГ16-17) признала отказ в иске исключительно по мотивам пропуска срока исковой давности не соответствующим закону.

Свое решение Судебная коллегия ВС РФ мотивировала следующим:
«В соответствии с договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо … или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений …, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения .
Согласно ч.1 в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 и ч.2 Следовательно,
«прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника“. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
А так как возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, договор найма служебного жилого помещения не прекращает своего действия, поэтому оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения гражданина, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре, у суда не имеется».
Подобных решений Верховным судом вынесено уже достаточно. Это свидетельствует о том, что практика по данному вопросу ВС РФ сформирована и изменений ждать не следует.
Последствия этих решений, думаю, очевидны. Возможности по выселению граждан у чиновников МО РФ, а также у других наймодателей служебного жилья вырастают многократно, у ответчиков – нанимателей служебных квартир, соответственно, уменьшаются.

2. Другое решение, вносящее принципиально новый подход в судебную практику по выселению из служебного жилья - это определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26.01.2016 № 41-КГ15-32 по аналогичному гражданскому спору о выселении.

Жилищный кодекс РФ допускает использование жилого помещения в качестве специализированного только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. (). Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду содержится в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42. До 2005 года служебными жилые помещения становились по решению органа местного самоуправления.
Поэтому, при споре о выселении ответчиком подавался встречный иск, (в описываемом случае – отдельно), например, о признании права собственности на квартиру, или о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилого помещения и признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма. Суд в случае выявления нарушений порядка отнесения удовлетворял заявленные требования.
Однако и этот, казалось бы, «железобетонный» аргумент, также был успешно преодолен Верховным судом.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 41-КГ15-32
Гражданка М. обратилась в суд с встречным иском к Министерству обороны РФ о признании за ней права собственности на спорную квартиру, ссылаясь на то, что данное жилое помещение в установленном порядке не признано служебным, а использование его допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилому фонду в установленном порядке. «Отказывая МО РФ в удовлетворении иска, суды исходили из того, что истцом нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения к категории служебных, что исключает возможность применения при разрешении спора правовых норм, регулирующих правоотношения, складывающиеся в связи с использованием служебного жилого помещения. Поэтому спорная квартира фактически предоставлена по договору социального найма".
«В то же время «каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит». Оспорить служебный статус квартиры теперь исключительно по данному основанию не предоставляется возможным. В действующем законодательстве отсутствует ответственность за нарушение порядка отнесения жилого помещения в категорию „служебная“.
Даже если суд первой инстанции откажет в иске, у представителей МО РФ всегда есть возможность обжаловать данное решение вплоть до Верховного суда РФ, чем они в настоящее время занимаются весьма успешно.

К счастью, арсенал защиты от выселения еще не опустел полностью. Способы защиты и другие возможные варианты поведения в ситуации, когда гражданина пытаются выселить из служебной квартиры - тема следующей публикации.

Добавлено: 19:56 09.06.2017

В настоящее время позиция Верховного Суда РФ, касающаяся применения срока исковой давности к отношения по выселению из служебного жилого помещения, официально подтверждена. В п. 13 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017)», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, в разделе «Разрешение споров, связанных с жилищными отношениями» как раз описывается такая же ситуация, как и изложенная в статье. И теперь суды имеют все основания ссылаться на этот пункт постановления Пленума ВС РФ в обоснование принятого решения.