Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог. Как определить густоту железнодорожной сети

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км - на ведомственные. (1996 г.)

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала - 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше среднеевропейского уровня (51 км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном районе.

Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, - радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 7080-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. - 17 км).

Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень - Сургут - Уренгой.

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги-Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке - Амуро-Якутской магистрали: БеркатитТоммот-Якутск для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.

Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток-запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Всё это требует решения ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством для обеспечения надежных транспортных связей на направлениях Центр-Северный Кавказ и европейская часть страны-Сибирь, проходящих по территории Российской Федерации.

Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы «Транспорт России».

Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения.Таблица 2. Расчет густоты железных дорог.


Административно-территриальная единица

Территория S,

тыс. км 2


Население

тыс. чел.


Эксплуатационная длина железных дорог, L, км

Густота железных дорог, D

D T

D N

D TN

г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

85,90

6925,2

2780

32,36

0,40

3,60

Псковская обл.

55,30

666,9

1100

19,89

1,65

5,73

Новгородская обл.

55,30

622,4

1200

21,70

1,93

6,47

Итого:

196,5

8214,5

5080

25,85

0,62

4,0

D T - показатель, характеризующий густоту железнодорожной сети как отношение ее протяженности L к площади территории района S:

D N – показатель, характеризующий густоту сети D н как отношение ее протяженности L к численности населения N:

D TN – показатель характеризующий относительную густоту сети D TN , определяемую исходя из размеров территории района S и численности её населения N:

Примеры расчетов:

D T =L/S D T =5080 км / 196, 5 км/км 2 =25, 85 км 2

D N =L/N D N =5080 км / 8214, 5 тыс. чел. =0,62 км /тыс. чел.

D TN =L/√S*√N D TN = 2780/√85,90*√6925,2=3,60

На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятся восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт – Петербург – Кириши - Сонково (с выходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт – Петербург – Ивангород - Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург – Кузнечное - Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети с Финляндией.

Для обхода Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий, построена спрямляющая линия Волховстрой - Чудово-Новгород-Луга, дающая выход с Мурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с юга.

В состав железнодорожной сети района входят также широтные линии: Сонково - Бологое-Дно-Псков; Ржев - Великие Луки - Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь; Лихославль - Великие Луки - Невель.

Одна из ведущих магистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в стране экономических, политических и культурных центра - Москву и Санкт-Петербург, является звеном международного Критского транспортного коридора №9 Александруполис - Дмитроград-Бухарест - Кишинёв- Раздельная - Киев – Брянск – Москва – Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки, к которому примыкает линия Киев (Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники - Дно-Санкт-Петербург.

Наиболее грузонапряжёнными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви - Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.

Раздел 4. Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков.

Экономика района и его географическое положение предопределяют объем перевозочной работы. В 2014 г. отправление грузов составило 548,50 млн. т., а прибытие - 568,8 млн. т. Прибытие грузов превышало отправление в 1,03 раза.

Таблица 3.

Транспортный баланс отдельных грузов крупного экономического района в 2014 году на железнодорожном транспорте, млн. т.


Наименование груза

Отправление

Прибытие

Внутрирайонные перевозки

Вывоз в другие районы

Ввоз в другие районы

Превышение вывоза над ввозом(+/-)

Удельный вес межрайонных перевозок, %

По вывозу

По ввозу

Каменный уголь

16,7

11,3

4,2

12,5

7,1

5,8

7

30

Нефтяные грузы

13,3

28,9

10,7

2,6

18,2

-15,6

13,5

75

Железная руда

6,1

8,0

4,4

1,7

3,6

-4,1

5

15

Лесные грузы

10,3

9,4

8,6

1,7

0,8

-7,4

50

20

Цемент

17,1

11,2

9,1

8

2,1

-6,1

42

10

Прочие грузы

11,0

16,3

5,0

6,0

11,3

5,3

31

50

Итого

74,5

85,1

42

32,5

43,1

-22,1

148,5

200

Таблица 4.

Распределение перевозок грузов в Северо-Западном экономическом районе различными видами транспорта


Вид транспорта

Объем отправления грузов

Объем прибытия грузов

млн. т

%

млн. т

%

Железнодорожный

163,9

30

186,8

33

Автомобильный

110

20

89

16

Морской

120,6

22

156

27

Речной

93

17

87

15

Трубопроводный

61

11

50

9

Итого

548,50

100

568,8

100

В заключении можно сказать, что в транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место - на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

По итогам 2014 года предприятиями на полигоне дороги перевезено 128,4 млн пассажиров в пригородном сообщении, 20,9 млн пассажиров - в дальнем сообщении и 1117,3 млн тонн грузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономическая география транспорта: Учеб. для вузов /Н.Н.Казанский, В.С.Варламов, В.Г.Галабурда и др.; Под ред Н.Н.Казанского. - М.: Транспорт, 1991.-280с.

2. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терёшина Н.П. Регионалистика: Учебное

пособие для вузов.- М.: УМК МПС России, 2000.-422с.

3. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов И.В.Белов, Н.П.

Терёшина, В.Г. Галабурда и лр., Под ред. Н.П.Терёшиной, Б.М.Лапидуса,

М.Ф. Трихункова.-М.: УМК МПС России, 2001.- 600с.

3. Единая транспортная система: Учеб. для вузов В.Г.Галабурда,

В.А.Персианов, А.А.Тимошин и др.; Под ред. В.Г.Галабурды. 2-е изд. С

измен. и дополн. -М.: Транспорт, 1999.-303с.

4. Народное хозяйство РФ. Госкомстат. - М.: Статистика.

5. «Транспорт и связь», ЦСУ СССР, М.:Транспорт, 1999.

6. Экономический справочник железнодорожника. Часть 1.-М.: Транспорт, 1978.-398с.

7. Картосхемы железных дорог и административных районов.

Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели эксплуатационной работы

Количественные показатели характеризуют объем перевозок, пассажиров и грузов, а также работу подвижного состава, к ним относятся:

1. Объем перевозочной работы :

а) по грузовому движению - это количество перевезенных тонн груза

∑Р = Р 1 + Р 2 + … + Р n ;

б) по пассажирскому движению - числом отправленных пассажиров

∑а = а 1 + а 2 + … + а n .

2. Грузооборот железных дорог определяется в т·км по следующей формуле

∑Рl = ∑Pl т,

где l т - средняя дальность пробега одной тонны груза.

3. Пассажирооборот - определяется количеством пассажиро-километров (пасс·км) и находится по формуле

∑al = ∑al п,

где l п - средняя дальность проезда одного пассажира.

4. Грузонапряженность (густота) - это количество тонно-километров в год, приходящееся на один километр эксплуатационной длины данного подразделения, определяется по формуле

где L экс - эксплуатационная длина соответствующего подразделения.

6. Погрузка на сети, дороге, отделение или станции (U п), учитывается ежесуточно в физических вагонах.

7. Выгрузка (U в) - учитывается в физических вагонах для сети, дороги, отделения или станции.

8. Нормы передачи вагонов с дороги на дорогу или с отделения на отделение:

а) по приему вагонов: U пр.гр. , U пр.пор. , U пр.общ. ;

б) сдача вагонов: U сд.гр. , U сд.пор. , U сд.общ.

9. Работа сети, дороги и отделения - учитывается в физических вагонах в сутки и определяется по формулам

Качественные показатели эксплуатационной работы

Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава, к ним относятся:

1. Ходовая скорость - это средняя скорость движения поезда на данном отрезке железнодорожной линии без учета остановок и потерь времени на разгоны и замедления. Ходовая скорость определяется по формуле

где t х - время хода.

2. Техническая скорость - это средняя скорость движения поезда по перегонам участка без учета времени остановок, но с учетом времени на разгоны и замедления:

3. Участковая скорость (коммерческая) - это средняя скорость движения поезда по участку с учетом времени остановок на промежуточных станциях и потерь времени на разгоны и замедления:

4. Маршрутная скорость - это средняя скорость движения поезда на данном железнодорожном направлении с учетом времени остановок на всех станциях и потерь времени на разгоны и замедления. Маршрутная скорость измеряется в км/сут и определяется по формуле

5. Скорость доставки груза - это средняя скорость перемещения груза от момента приема его железной дорогой до момента выдачи получателю:

где l г - дальность провоза груза; t г - общее время нахождения груза на транспорте.

6. Коэффициенты скорости :

а) Коэффициент участковой скорости

б) Коэффициент скорости доставки груза

7. Оборот вагона - это время цикла операций от начала одной погрузки до начала другой, или от начала одной выгрузки до начала другой. Это универсальный и один главных показателей качества работы железных дорог. Схема и формула для определения оборота вагона имеют следующий вид

где l о - полный рейс вагона - это расстояние, которое вагон проходит за время оборота;

l в - вагонное плечо или расстояние от одной технической станции до другой;

t тех - время простоя вагона на одной технической станции;

к м - коэффициент местной работы:

t гр - простой вагона под одной грузовой операцией.

8. Рабочий парк вагонов (R)

9. Среднесуточный пробег вагона

где ∑ n·S о - количество вагоно-километров пробега всех вагонов рабочего парка за сутки.

- нагрузка на вагон или ось после выполнения грузовых операций, определяется по формуле

- это средняя нагрузка на груженый вагон или ось на всем пути следования вагона в груженом состоянии

- это средняя нагрузка, приходящаяся на один вагон или ось всех вагонов рабочего парка за период их пробега, как в груженом, так и в порожнем состоянии

где α - коэффициент порожнего пробега.

13. Коэффициент порожнего пробега - это отношение числа вагоно-километров порожнего пробега к числу вагоно-километров груженого пробега или порожнего рейса к груженому рейсу

14. Производительность вагонов - это количество тонн на километр, которое приходится в сутки на один вагон рабочего парка, формула для определения производительности вагонов выглядит следующим образом

15. Среднесуточный пробег локомотива

где ∑МS - количество локомотиво-километров пробега всех локомотивов, обслуживающих поездную работу;

∑М - количество локомотивов, занятых на поездной работе.

16. Средний вес поезда брутто - определяется путем деления всех выполненных за данные сутки тонно-километров в брутто на локомотиво-километры

17. Производительность локомотива - это количество тонно-километров в брутто, которое приходится в сутки на один локомотив, определяется по формуле

W л = Q · S л,

где Q - вес поезда.

18. Себестоимость перевозок - это величина эксплуатационных расходов, приходящихся на 10 приведенных тонно-километров

е = Э эксп/ ∑Рl,

где Э эксп - сумма эксплуатационных расходов, включающих все ежегодные затраты по заработной плате, расходы на материалы, топливо, электроэнергию, текущие денежные расходы по среднему ремонту подвижного состава и амортизационные отчисления.

Вариант № 234624

1.Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Кур-ской об-ла-сти

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в каком году в Кур-ской об-ла-сти на-блю-да-лось наи-мень-шее пре-вы-ше-ние смерт-но-сти над рож-да-е-мо-стью.

2. Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Кур-ской об-ла-сти

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те ве-ли-чи-ну ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния Кур-ской об-ла-сти в 2009 г.

3.Пло-щадь тер-ри-то-рии и экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных

Какое утвер-жде-ние об из-ме-не-нии экс-плу-а-та-ци-он-ной длины же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния верно?

1) К 2010 г. экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния Ке-ме-ров-ской об-ла-сти уве-ли-чи-лась по срав-не-нию с 1995 г.

2) С 1995 по 2010 г. экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния Рес-пуб-ли-ки Ха-ка-сия не-уклон-но воз-рас-та-ла.

3) С 1995 по 2010 г. экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния Рес-пуб-ли-ки Бу-ря-тия не-уклон-но со-кра-ща-лась.

4) Наи-боль-шая экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния в За-бай-каль-ском крае была в 1995 г.

4.Пло-щадь тер-ри-то-рии и экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных

путей об-ще-го поль-зо-ва-ния от-дель-ных ре-ги-о-нов РФ

Опре-де-ли-те гу-сто-ту сети же-лез-ных дорог в Рес-пуб-ли-ке Бу-ря-тия в 2000 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

5.Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция на-се-ле-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2009-2010 гг.

(че-ло-век)

Число при-быв-ших в РФ

Число вы-быв-ших из РФ

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Всего:
в том числе:

Укра-и-на

Ар-ме-ния

Та-джи-ки-стан

Азер-бай-джан

Какое утвер-жде-ние, ха-рак-те-ри-зу-ю-щее ми-гра-цию на-се-ле-ния между РФ и стра-на-ми СНГ в 2009-2010 гг., верно?

3) Число вы-быв-ших из Рос-сии в Укра-и-ну в 2009 г. пре-вы-ша-ло число вы-быв-ших в 2010 г.

6.Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция на-се-ле-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2009-2010 гг.

(че-ло-век)

Опре-де-ли-те ми-гра-ци-он-ный при-рост (всего) на-се-ле-ния РФ в 2010 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

7.Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния ре-ги-о-нов ЦФО в 2008 г.

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в какой об-ла-сти в 2008 г. на-блю-да-лось наи-боль-шее пре-вы-ше-ние числа при-быв-ших на по-сто-ян-ное жи-тель-ство над чис-лом убыв-ших.

1) Бел-го-род-ская

2) Брян-ская

3) Вла-ди-мир-ская

4) Во-ро-неж-ская

8.Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния ре-ги-о-нов ЦФО в 2008 г.

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, на сколь-ко че-ло-век со-кра-ти-лась чис-лен-ность на-се-ле-ния Вла-ди-мир-ской об-ла-сти в 2008 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

9. Ис-поль-зуя дан-ные гра-фи-ка, опре-де-ли-те, в каком году было за-фик-си-ро-ва-но наи-мень-шее ко-ли-че-ство при-быв-ших в Рос-сию.

10. Ис-поль-зуя дан-ные гра-фи-ка, опре-де-ли-те по-ка-за-тель ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния в Рос-сии в 2011 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция в Рос-сии

11. Какое утвер-жде-ние, ха-рак-те-ри-зу-ю-щее ми-гра-ции на-се-ле-ния в Брян-ской и Яро-слав-ской об-ла-стях в 2011 г., верно?

1) Число вы-быв-ших из Яро-слав-ской об-ла-сти в дру-гие ре-ги-о-ны Рос-сии было боль-ше, чем из Брян-ской.

2) Число вы-ехав-ших на по-сто-ян-ное место жи-тель-ства в дру-гие стра-ны из Брян-ской об-ла-сти было мень-ше, чем из Яро-слав-ской.

3) Число при-быв-ших в Яро-слав-скую об-ласть на по-сто-ян-ное место жи-тель-ства из дру-гих стран было боль-ше, чем в Брян-скую.

4) Число при-быв-ших в Яро-слав-скую об-ласть из дру-гих ре-ги-о-нов было мень-ше, чем в Брян-скую.

12.

13.
Какое утвер-жде-ние, ха-рак-те-ри-зу-ю-щее ми-гра-цию на-се-ле-ния между РФ и стра-на-ми СНГ в 2009—2010 гг., верно?

1) Число при-быв-ших в Рос-сию из Ар-ме-нии в 2009 г. пре-вы-ша-ло число при-быв-ших в 2010 г.

2) Число при-быв-ших в Рос-сию из Та-джи-ки-ста-на в 2010 г. пре-вы-ша-ло число при-быв-ших в 2009 г.

3) Число вы-быв-ших из Рос-сии на Укра-и-ну в 2009 г. пре-вы-ша-ло число вы-быв-ших в 2010 г.

4) Число вы-быв-ших из Рос-сии в Азер-бай-джан в 2010 г. пре-вы-ша-ло число вы-быв-ших в 2009 г.

14. Опре-де-ли-те ве-ли-чи-ну ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния Рос-сии в 2013 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

15. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в каком ре-ги-о-не в 2011 г. на-блю-да-лась ми-гра-ци-он-ная убыль на-се-ле-ния.

Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния не-ко-то-рых об-ла-стей Рос-сии в 2011 г.

1) Кур-ская

2) Во-ро-неж-ская

3) Бел-го-род-ская

4) Брян-ская

16. Ис-поль-зуя дан-ные гра-фи-ка, опре-де-ли-те по-ка-за-тель ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния в Рос-сии в 2009 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция в Рос-сии

17. Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Во-ро-неж-ской об-ла-сти

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в каком году в Во-ро-неж-ской об-ла-сти на-блю-да-лось наи-мень-шее пре-вы-ше-ние смерт-но-сти над рож-да-е-мо-стью.

18. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, на сколь-ко че-ло-век со-кра-ти-лась чис-лен-ность на-се-ле-ния Брян-ской об-ла-сти в 2011 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния не-ко-то-рых об-ла-стей Рос-сии в 2011 г..

19. В каком из пе-ре-чис-лен-ных ре-ги-о-нов экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния за пе-ри-од с 1995 по 2010 г. со-кра-ти-лась?

1) Ом-ская об-ласть

2) Рес-пуб-ли-ка Бу-ря-тия

3) Том-ская об-ласть

4) Кур-ган-ская об-ласть

20. Опре-де-ли-те гу-сто-ту же-лез-но-до-рож-ной сети в Том-ской об-ла-сти в 2010 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

21. Опре-де-ли-те долю го-род-ско-го на-се-ле-ния в % от общей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Се-ве-ро-За-пад-но-го фе-де-раль-но-го окру-га, если из-вест-но, что чис-лен-ность его на-се-ле-ния на 1 ян-ва-ря 2013 г. со-став-ля-ла 13 718 994 че-ло-век, из ко-то-рых го-ро-жан − 11 498 212. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

22. В 2010 г. в РФ для раз-лич-ных целей было ис-поль-зо-ва-но 59,5 км3 све-жей воды. Из них:

на оро-ше-ние и сель-ско-хо-зяй-ствен-ное во-до-снаб-же-ние — 8,2 км3;

на про-из-вод-ствен-ные нужды — 36,4 км3;

на хо-зяй-ствен-но-пи-тье-вые нужды — 9,6 км3.

Ка-ко-ва доля ис-поль-зо-ван-ной воды (в %) на про-из-вод-ствен-ные нужды из об-ще-го объёма ис-поль-зо-ва-ния све-жей воды в РФ? По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

23. Чис-лен-ность по-сто-ян-но-го на-се-ле-ния в рай-о-нах Край-не-го Се-ве-ра в мест-но-стях, при-рав-нен-ным к ним, в сред-нем за 2010 г. со-став-ля-ла 10 169 962 че-ло-ве-ка, чис-лен-ность по-сто-ян-но-го сель-ско-го на-се-ле-ния 2 255 545 че-ло-век. Опре-де-ли-те долю го-род-ско-го на-се-ле-ния (в %) общей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния в рай-о-нах Край-не-го Се-ве-ра и мест-но-стях, при-рав-нен-ным к ним, в сред-нем за 2010 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

24. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Про-дук-ция сель-ско-го хо-зяй-ства в РФ в 2011 г.», опре-де-ли-те долю про-дук-ции рас-те-ние-вод-ства в общем объёме про-дук-ции сель-ско-го хо-зяй-ства. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

25. Опре-де-ли-те, какое ат-мо-сфер-ное дав-ле-ние будет на-блю-дать-ся на вер-ши-не горы вы-со-той 700 мет-ров, если у её под-но-жия его зна-че-ние со-став-ля-ет 760 мм и из-вест-но, что дав-ле-ние из-ме-ня-ет-ся на 10 мм на каж-дые 100 м. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

26. 26 ав-гу-ста 2012 г. в Тихом оке-а-не у бе-ре-гов Цен-траль-ной Аме-ри-ки про-изо-шло зем-ле-тря-се-ние маг-ни-ту-дой 7,4. Эпи-центр зем-ле-тря-се-ния на-хо-дил-ся в 125 км к югу от по-бе-ре-жья Саль-ва-до-ра, а его очаг был рас-по-ло-жен на глу-би-не 50,6 км. Ин-тен-сив-ность зем-ля-тресе-ний оце-ни-ва-ет-ся в бал-лах по 12-балль-ной шкале. Маг-ни-ту-да ха-рак-те-ри-зу-ет энер-гию, вы-де-лив-шу-ю-ся при зем-ля-тресе-нии, и опре-де-ля-ет-ся по шкале Рих-те-ра. Ин-тен-сив-ность зем-ля-тресе-ния в бал-лах тем боль-ше,

1) чем боль-ше его маг-ни-ту-да и чем глуб-же его очаг;

2) чем боль-ше его маг-ни-ту-да и чем ближе к по-верх-но-сти его очаг;

3) чем мень-ше его маг-ни-ту-да и чем глуб-же его очаг;

4) чем мень-ше его маг-ни-ту-да и чем ближе к по-верх-но-сти его очаг.

27. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Чис-лен-ность на-се-ле-ния в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2013 году», опре-де-ли-те долю сель-ско-го на-се-ле-ния Рос-сии в 2013 году (в %) в общей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

28. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Пас-са-жи-ро-обо-рот транс-пор-та об-ще-го поль-зо-ва-ния в Рос-сии в 2011 г.», опре-де-ли-те долю же-лез-но-до-рож-но-го транс-пор-та (в %) в общем пас-са-жи-ро-обо-ро-те. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

Пас-са-жи-ро-обо-рот транс-пор-та об-ще-го поль-зо-ва-ния

в Рос-сии в 2011 г., млрд пас-са-жи-ро-км

29. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Зе-мель-ные ре-сур-сы Рос-сии» опре-де-ли-те долю зе-мель (в %), за-ня-тых ле-са-ми, от общей зе-мель-ной пло-ща-ди стра-ны в 2013 году. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

30. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Общая зе-мель-ная пло-щадь в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2006 г.», опре-де-ли-те долю лич-ных под-соб-ных и дру-гих ин-ди-ви-ду-аль-ных хо-зяйств граж-дан в 2006 году (в %) в общей зе-мель-ной пло-ща-ди РФ. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

31.

1) За-пад-ной Си-би-ри

2) Во-сточ-ной Си-би-ри

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

4) Даль-не-го Во-сто-ка

Та-ри-фы на элек-тро-энер-гию в Рос-сии силь-но раз-ли-ча-ют-ся для жи-те-лей раз-ных ре-ги-о-нов. Так, на-при-мер, сто-и-мость элек-тро-энер-гии для го-ро-жан Ир-кут-ской об-ла-сти, про-жи-ва-ю-щих в квар-ти-рах с элек-три-че-ски-ми пли-та-ми, со-став-ля-ет 0,68 руб./кВт/ч1. Это более чем в 3 раза де-шев-ле, чем в со-сед-ней Рес-пуб-ли-ке Саха (Яку-тия).

32. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го ре-ги-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы изу-чить гео-гра-фи-че-ские осо-бен-но-сти Тю-мен-ской об-ла-сти?

1) Даль-не-го Во-сто-ка

2) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

3) За-пад-ной Си-би-ри

4) Во-сточ-ной Си-би-ри

В Тю-ме-ни, где пре-жде о ме-тал-лур-гии и не по-мыш-ля-ли, в 2013 г. начал ра-бо-ту элек-тро-ста-ле-пла-виль-ный завод с про-ект-ной мощ-но-стью 550 тыс. тонн сор-то-во-го ме-тал-ло-про-ка-та. Чем ру-ко-вод-ство-вал-ся ин-ве-стор, вло-жив-ший в про-ект более 20 млрд руб-лей? А тем, что Тю-мен-ская об-ласть — кла-до-вая чёрного лома. Пе-ре-плав-лять его на месте, не вы-во-зя за пре-де-лы ре-ги-о-на, эко-но-ми-че-ски вы-год-но. На тер-ри-то-рии об-ла-сти еже-год-но об-ра-зу-ет-ся ми-ни-мум 1 млн тонн ме-тал-ло-ло-ма. Во вся-ком слу-чае, столь-ко его в сред-нем до по-след-не-го вре-ме-ни транс-пор-ти-ро-ва-ли по же-лез-ной до-ро-ге, от-прав-ляя по-тре-би-те-лям ряда субъ-ек-тов РФ и даже за гра-ни-цу

33. В 2012 г. в Рос-сий-скую Фе-де-ра-цию на по-сто-ян-ное место жи-тель-ства из-за ру-бе-жа при-бы-ло 417 681 че-ло-век, из них из стран СНГ-363 955 че-ло-век, из дру-гих стран - 53 726 че-ло-век. Опре-де-ли-те долю (в %) числа при-быв-ших в РФ из стран СНГ в 2012 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

34. В каком из пе-ре-чис-лен-ных ре-ги-о-нов Рос-сии доля за-бо-ло-чен-ных зе-мель в общей пло-ща-ди зе-мель-ных уго-дий наи-боль-шая?

1) Ар-хан-гель-ская об-ласть

2) Ал-тай-ский край

3) Вол-го-град-ская об-ласть

4) Ка-бар-ди-но-Бал-кар-ская Рес-пуб-ли-ка

Псков-ско-Чуд-ская приозёрная низ-мен-ность рас-по-ло-же-на на се-ве-ро-за-па-де Псков-ской об-ла-сти и охра-ня-ет-ся как водно-бо-лот-ная тер-ри-то-рия (уго-дье) меж-ду-на-род-но-го зна-че-ния. На ней много об-шир-ных ни-зин-ных, пе-ре-ход-ных и вер-хо-вых болот и мно-го-чис-лен-ных мел-ких озёр. Они пред-став-ля-ют собой огром-ный ис-точ-ник прес-ной воды, ре-гу-ли-ру-ют вод-ный ба-ланс об-шир-но-го ре-ги-о-на, яв-ля-ют-ся важ-ны-ми ме-ста-ми мас-со-во-го гнез-до-ва-ния птиц. В пре-де-лах низ-мен-но-сти охра-ня-ет-ся боль-шая часть тор-фя-ни-ков Псков-ско- Чуд-ско-го бо-лот-но-го рай-о-на.

35. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы опре-де-лить ме-сто-по-ло-же-ние г. Яро-слав-ля?

1) По-вол-жья

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

4) Цен-траль-ной Рос-сии

Ново-Яро-слав-ский неф-те-пе-ре-ра-ба-ты-ва-ю-щий завод (ОАО «Слав-нефть-ЯНОС») был пущен в экс-плу-а-та-цию в 1961 г. С 1995 г. пред-при-я-тие вхо-дит в со-став неф-тя-ной ком-па-нии «Слав-нефть». В на-сто-я-щее время это одно из круп-ней-ших пред-при-я-тий от-рас-ли (мощ-ность - более 14 млн т нефти в год). Ас-сор-ти-мент про-дук-ции за-во-да вклю-ча-ет в себя ав-то-мо-биль-ный бен-зин и ди-зель-ное топ-ли-во стан-дар-та евро-5, авиа-ци-он-ный ке-ро-син и топ-ли-во для ре-ак-тив-ных дви-га-те-лей, ши-ро-кий спектр масел, би-ту-мы, па-ра-фи-но-вос-ко-вую про-дук-цию, аро-ма-ти-че-ские уг-ле-во-до-ро-ды, сжи-жен-ные газы и то-поч-ный мазут.

36. Та-ри-фы на элек-тро-энер-гию в Рос-сии силь-но раз-ли-ча-ют-ся для жи-те-лей раз-лич-ных ре-ги-о-нов Рос-сии. Так, на-при-мер, сто-и-мость элек-тро-энер-гии для го-ро-жан Ир-кут-ской об-ла-сти, про-жи-ва-ю-щих в квар-ти-рах с элек-три-че-ски-ми пли-та-ми, со-став-ля-ет 0,68 руб. кВт·ч. Это более чем в 3 раза де-шев-ле, чем в со-сед-ней Рес-пуб-ли-ке Саха (Яку-тия).

Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы более де-таль-но изу-чить гео-гра-фи-че-ские осо-бен-но-сти Ир-кут-ской об-ла-сти?

1) За-пад-ной Си-би-ри

2) Во-сточ-ной Си-би-ри

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

4) Даль-не-го Во-сто-ка

37. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы более де-таль-но изу-чить ре-ги-он, в ко-то-ром рас-по-ло-жен г. Верх-ний Уфа-лей?

1) По-вол-жья

2) За-пад-ной Си-би-ри

3) Во-сточ-ной Си-би-ри

С 1970 г., после про-ведённой ре-кон-струк-ции, Уфа-лей-ский завод ме-тал-ло-из-де-лий (г. Верх-ний Уфа-лей Че-ля-бин-ской об-ла-сти) вы-пус-ка-ет обо-ру-до-ва-ние для всех про-из-вод-ствен-ных про-цес-сов в чёрной ме-тал-лур-гии: кок-со-хи-ми-че-ско-го, аг-ло-ме-ра-ци-он-но-го, до-мен-но-го, ста-ле-пла-виль-но-го и про-кат-но-го. Кроме того, завод вы-пус-ка-ет сталь-ное и чу-гун-ное литьё, по-ков-ки, штам-пов-ки, ме-тал-ло-кон-струк-ции и др. Завод по-став-ля-ет свою про-дук-цию прак-ти-че-ски на все круп-ные ме-тал-лур-ги-че-ские пред-при-я-тия Рос-сии, а также осу-ществ-ля-ет по-став-ки во Фран-цию, в Тур-цию, Ита-лию, Ве-ли-ко-бри-та-нию, Бель-гию, Гер-ма-нию и стра-ны ближ-не-го за-ру-бе-жья.

38. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы более де-таль-но изу-чить ре-ги-он, в ко-то-ром рас-по-ло-же-на Ли-пец-кая об-ласть?

1) По-вол-жья

2) Ев-ро-пей-ско-го Юга

4) Цен-траль-ной Рос-сии

Ли-пец-кая об-ласть — один из ли-де-ров в Рос-сии по про-из-вод-ству са-ха-ра. В 2012 г. на-ча-лась мо-дер-ни-за-ция пред-при-я-тий от-рас-ли, из-за ко-то-рой объёмы про-из-вод-ства са-ха-ра со-ста-ви-ли всего 410,5 тыс. т. После её за-вер-ше-ния пла-ни-ру-ет-ся пре-взой-ти уро-вень 2011 г. — 634 тыс. т.

39. В Том-ской об-ла-сти идёт стро-и-тель-ство не-сколь-ких новых пред-при-я-тий по про-из-вод-ству дре-вес-но-стру-жеч-ных и дре-вес-но-во-лок-ни-стых плит. В на-сто-я-щее время на долю об-ла-сти при-хо-дит-ся 6% в об-ще-рос-сий-ском про-из-вод-стве этой про-дук-ции. К 2015 г., после за-пус-ка новых пред-при-я-тий, эта доля уве-ли-чит-ся до 15%.

Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го ре-ги-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы изу-чить гео-гра-фи-че-ские осо-бен-но-сти Том-ской об-ла-сти?

1) За-пад-ной Си-би-ри

2) По-вол-жья

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

Результаты

п/п

Номер

Правильный ответ