Основные черты стран с переходной экономикой. Страны восточной европы с переходной экономикой

Страны с переходной экономикой

К этой группе относят государства, которые с 80–90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это были 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран – бывших советских республик, а также Монголия и Вьетнам. Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ).

Страны с переходной экономикой производили в конце прошлого начале нынешнего века около 5–6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) – менее 2%, бывшие советские республики – более 4% (в том числе Россия – около 3%). Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация.

В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это, позволяет сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна. Так, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные по сравнению с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уровню социально-экономического развития и в советские времена сильно отставая от других союзных республик. Страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в МРТ. На них приходится 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала. В целом ВВП стран СНГ за 1991–2003 гг. снизился на 30%, объем промышленного производства на 40%, продукция сельского хозяйства – на 28, инвестиции в основной капитал – на 65% . Известно, что в 80-е годы СССР занимал второе после США место в мире по объему ВВП. Россия в 2002 г. по этому показателю находится на 10 месте в мире (после Бразилии), а по ВВП на душу населения – на 83-м (после Малайзии), составляя лишь 20% уровня США . Другие же страны СНГ отстают еще более значительно, а некоторые (Таджикистан и Молдавия) входят в число беднейших государств планеты. Более того, СНГ в три раза уступает бывшему Советскому Союзу по удельному весу в мировом хозяйстве .

Из прежде многочисленной группы стран с административно-командной экономикой в начале XXI в. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Наиболее важным методом классификации стран, в мировой экономике является деление их по уровню экономического развития. Связано это с тем, что отнесение страны к той или иной группе предоставляет либо закрывает ей доступ к льготному режиму финансирования со стороны мирового сообщества, получению безвозмездной помощи от развитых стран, льготным кредитам. .

Классификация стран по методологии Мирового банка в качестве основного критерия разбивки государств рассматривает уровень дохода:

· с высоким доходом (от 9656 ВВП/чел., долл. – 53 страны – 927 млн.чел. – 16%);

· со средним доходом (785 – 9656 – 96стран):

– в т.ч. выше среднего (3126 – 9656 – 576 млн. чел. – 10%);

– ниже среднего (785 – 3126 – 2283 – 39%);

· с низкими доходами (до 785 – 61 страна –
2036 млн. чел. – 35%) .

По уровню и качеству жизни. Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, заболеваемостью различными болезнями, состоянием личной безопасности, природной средой, безработицей и, конечно, уровнем потребления различных товаров и услуг. Попытка обобщить наиболее важные из этих показателей является показатель под названием индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы предстоящей продолжительности жизни, охвата населения образованием и уровня жизни .

Рыночная экономика и ее становление в современном мире - очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.

Основные черты

Переходная экономика - это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого - это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.


Историчность как характерная черта

Именно историческая закономерность - важная особенность любой страны с переходной экономикой, список которых можно найти в конце статьи. Ранее входившие в Советский Союз восточноевропейские, ныне независимые, государства столкнулись с проблемами, которые сложнее на порядок, чем у латиноамериканских стран, так как в Латинской Америке много где существовали довольно развитые рыночные институты. Соответственно, и число приватизированных предприятий исчислялось не тысячами, а сотнями. Особенности переходной экономики - разные формы ее проявления в разных условиях. Это все нужно учитывать правительствам при разработке планов реформирования экономических систем.


Особенности функционирования: инерционность

Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная - преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые и формы.


Повышенная интенсивность

Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.

Локальный тип

Существуют разные типы переходной экономики, которые отличаются по характеру происходящих процессов и их масштабами. Локальный характеризуется тем, что переходное состояние просматривается в масштабах какого-то одного региона. В его основе лежат особенности и неравномерности развития разных регионов. Локальная переходная экономика - это воплощение единства общего, особенного. В неодинаковом виде такая форма развилась в Великобритании, Германии и Франции.


Глобальный тип

Это единый процесс множества изменений в рамках всей цивилизации (западной и восточной), мирового хозяйства. Изначально такие движения провоцируют развитые страны с переходной экономикой. Тенденции, которые возникают при этом, влияют на развитие уже мегаэкономических процессов.


Эволюционно естественный тип

Этот тип выделяется по своему характеру протекания переходных процессов в глобальном плане. Однако локальные переходные экономики также могут формироваться под влиянием закономерной эволюции. В целом все типы переходной экономики подчиняются закону естественной эволюции.


Эволюционно-реформаторский тип

Подобного рода переходная рыночная экономика - это связь разнообразных трансформационных процессов с программами реформирования социума. Однако закономерности хода эволюции полностью сохраняются при этом. Данный тип пытается ее непроизвольно ускорить путем внедрения реформ и преобразований. В качестве примера можно привести реформы Столыпина в царской России.


Базовые векторы закономерностей

Постепенное отмирание социалистических рудиментов - командной экономики, тоталитаризма, уравниловки, подпольного капитализма. Также важный вектор - это генезис отношений капиталистического хозяйства (современной экономики, основанной на рынке и частной собственности). Тенденция социализации (возвращение общенациональных, групповых и интернациональных ценностей экономического поведения) и общая гуманизация - фундамент фактически любых трансформационных процессов.

Неизбежные изменения

Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.

Основные задачи на пути становления

Переходная экономика - это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач:
1. Финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики.
2. Приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства.
3 Демонополизация - важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции. Разработка системы ограничений на слияние, разукрупнение существующих монополий.


Либерализация

Развитые особое внимание должны уделять которые бы уравновесили предложение и спрос, ликвидировали дефицит, создали условия для конкурентной борьбы. Возможно два способа таких реформ:
1. Постепенный, то есть рассчитанная на долгое время либерализация.
2. Радикальный, то есть широкомасштабное и быстрое внедрение новых реформ, что носит название «шоковая терапия».
Также необходимо позаботиться о рыночной инфраструктуре как о системе экономических институтов, создать сильную социальную защиту населения.


Особенности структуры переходной экономики

Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход. Переходная экономика - это определенная структура отношений:
- главные рычаги влияния находятся в руках крупных акционеров с высокой концентрацией вложенного капитала;
- далее идут многие мелкие и средние хозяйства с частной или акционерной собственностью;
- важную роль играют муниципальные и государственные собственности.


Страны с переходным типом экономики

В таких странах происходят все вышеописанные перемены и изменения. Страны с переходным типом экономики в Восточной Европе - это в основном бывшие члены Советского Союза. К ним принадлежат: Россия, Беларусь, Украина, Латвия, Молдова, Литва, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. Также в Центральной Европе есть страны с переходным типом, которые были членами социалистического лагеря: Чехия, Польша, Словакия, Румыния, Венгрия, Сербия, Болгария, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Албания, Словения. В политической жизни такие страны играют роль подчиненных. Некоторые страны вступили в Евросоюз, некоторые даже стали членами НАТО. Страны с переходной экономикой, список которых приведен выше, на данный момент в большинстве своем находятся в предкризисном состоянии. В начале девяностых годов был взят курс на переход к рыночной экономике от плановой. Очень быстро эти реформы вводились в Польше, более постепенно в Венгрии, Чехии, Эстонии, Словении, медленно - в Украине, Румынии, Болгарии и Беларуси.

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

ВВП России, млрд. долларов США

Другие показатели экономики России

Экономические показатели других стран с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия,Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

К странам с переходной экономикой принадлежит большинство бывших социалистических стран, осуществляющих переход от социалистических методов хозяйствования к рыночным. Это бывшие союзные республики СССР: Украина, Россия, Беларусь, Молдова. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменис-тан, Таджикистан; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Албания; азиатские страны - Китай, Монголия и Вьетнам. Социалистическую ориентацию с целью построения коммунизма сохранили Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Куба.

По географическому признаку и особенностями социально-экономических преобразований страны с переходной экономикой можно разделить на три группы:

§ страны Центральной и Восточной Европы и страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония);

§ страны СНГ;

§ Китай и Вьетнам.

Название и состав региона "Центральная и Восточная Европа", несколько условные, поскольку Украина, Россия, Беларусь и Молдова - это также Восточная Европа с географической точки зрения; но так принято по классификации ООН и в мировой социально-экономической литературе. Название "Страны с переходной экономикой" (Countries in transition ") также утвердилась в оперативном использовании международных операций. Но есть еще одна условность относительно самого понятия" транзитивна (переходная) экономика ". Дело в том, что нет четкого критерия, определение границы, за которой транзитивная экономика уже становится рыночной. Есть основания думать, что ряд членов Центральной и Восточной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария), принятых в ЕС, считаются странами с рыночной экономикой, поскольку они уже в этой организации. Нет достаточных аргументов для возражения тот факт, что, например, Украина и Россия уже построили рыночную экономику в своей основе. Однако в официальных документах международных организаций термин "транзитивные экономики" пока сохраняется, поэтому рассмотрим эти страны в том составе, в котором они были определены в начале 90-х годов прошлого века.

Предпосылки формирования системы переходной экономики

Переходная экономика - понятие, обозначающее трансформацию централизованной нерыночной модели экономического ротвитку с жесткими командно-административными методами управления в открытую экономику, в которой рыночный механизм функционирования сочетается с гибкими методами государственного регулирования. Социалистическая модель экономики, как известно, начала воплощаться в жизнь с 1917 г.. До Второй мировой войны сначала Россия (с 1922 г.- СССР), а затем Монголия (с 1921 г,) были единственными странами, которые применяли эту модель. После Второй мировой войны образовались страны народной демократии, которые впоследствии стали называться социалистическими странами. В Европе - это Немецкая Народно-Демократическая Республика (ГДР). Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия. В Азии - Китай (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Вьетнам. В 1961 г.. На социалистический путь развития стала Куба. Социалистическую ориентацию выбрали в 60 - 70-х годах около двух десятков развивающихся стран, но там методы социалистического хозяйствования не успели (и не смогли) пустишь глубоких корней.

Тотальная централизация управления экономикой может дать кратковременный эффект в самых напряженных ситуациях, связанных с глубоким социально-экономическим кризисом. Так, в 30-х годах в СССР путем чрезвычайного напряжения сил, чрезмерного использования человеческих и природных ресурсов удалось в короткие сроки осуществить индустриализацию. Таким же образом было достаточно быстро восстановлено разрушенное во время Великой Отечественной войны хозяйство. Концентрация ресурсов в руках государства способствовала в послевоенные годы созданию мощной базы тяжелой промышленности и развития научно-производственного потенциала страны. Приоритетность Советского Союза в 50-х - 60-х годах в области космонавтики и атомной энергетики является подтверждением этого вывода.

Однако внутренние противоречия системы социалистической экономики препятствовали превращению таких позитивных явлений на длительную тенденцию. Ликвидация частной собственности, монополия государства на средства производства, отсутствие нормальной конкуренции не стимулировали рост производительности труда. В 30 - 50-е годы высокие темпы роста промышленности основывались преимущественно на энтузиазме тружеников, которые искренне верили в реальность победы коммунизма. Впоследствии интерес начал угасать, а методов эффективного стимулирования труда система разработать не смогла. Поэтому, начиная со второй половины 60-х годов, темпы роста экономики СССР и других социалистических стран замедляются, а их совокупная доля в мировой экономике уменьшается. По уровню производительности Труда и по качеству продукции (за исключением узкой области аэрокосмического и военно-технического производства) социалистические страны существенно отставали от развитых стран.

Административно-командная система управлением экономикой обнаружила свою негибкость способностью овладения достоянием научно-технического прогресса. Согласно господствующей теории о приоритетности производства средств производства, основной упор делался на все большее наращивание потенциала тяжелой индустрии. Это приводило не только к упадку сферы услуг, но и вызвало деструкцию народного хозяйства в целом. Несмотря на достаточно большие вливания средств в НИОКР, социалистические страны все заметнее отставали от западных стран в развитии наукоемкого производства. Ни одна из социалистических стран не перешла к постиндустриальной стадии развития.

Следует заметить, что даже положительные элементы централизованной системы управления экономикой (например, ускоренная индустриализация) реализовались равно в разных странах. Наибольший эффект они дали в странах "недоиндустриализованих", с низким предыдущим уровнем развития промышленности и хозяйства в целом - в СССР, Китае, Румыны, Болгарии, Югославии, Албании, КНДР. В то же время положительные последствия централизованной индустриализации Польши, Чехословакии, Венгрии были менее очевидны, а 1ИДР в развитии своей экономики заметно проигрывала ФРГ.

Социалистическая система хозяйства овладела экономикой различных стран в неодинаковой степени. Наиболее глубоко и последовательно она реализовалась в СССР, объясняется также и продолжительностью ее существования. Это обстоятельство во многом определяет тот факт, что в бывших советских республиках (в том числе в Украине) перестройка экономики на рыночные основы осуществляется значительно труднее, чем в странах ЦВЕ. В начале 90-х годов в СССР среди экономически активного населения уже не существовало поколений, помнили бы оперативные средства хозяйствования в условиях рыночной экономики. Ментальность значительной части населения страны была антирыночной. Вот почему в условиях уже переходного периода наши бизнесмены во многих случаях обнаружили беспомощность, чиновники - непонимание ситуации, определенные части населения и чиновничества - скрытный и явное сопротивление реформам.

Наиболее крайних и искаженных форм административно-командная система приобрела в Китае в 60-х годах, в период так называемого "большого скачка". Коллективизация проходила в форме коммун, в которых обобществления распространялось не только на средства производства, но и во многих случаях на личные вещи крестьян. Коммуна считалась "самодостаточной" хозяйственной единицей, способной обеспечить своих членов всем необходимым. Более того, в сельскохозяйственных коммунах насаждались примитивные промышленные предприятия, которые ничего общего не имели с агропромышленным комплексом, например, установки по выплавке железа. Продукция таких предприятий была чрезвычайно низкого качества, по сути, мало способна для использования. Таким образом, растранжиривались ресурсы, а отдачи не было. Производительность труда во всех секторах экономики была очень низкой. В странах существовала распределительная система распространенных продуктов потребления. В внешнеэкономической политике правительство следовал автаркии, то есть опоры на собственные силы при максимальном сокращении объемов внешней торговли. Такая политика в конце концов привела к голоду неслыханных масштабов, охвативший десятки миллионов людей.

В социалистических странах ЦВЕ (также в Литве, Латвии, Эстонии *) введение социалистической экономической системы произошло значительно позже и в большинстве стран было не таким глубоким и всеобъемлющим, как в СССР. Так, например, в Польше и Югославии не было осуществлено коллективизации сельского хозяйства, в этой сфере царила мелкая частная собственность. В Чехословакии и Венгрии земля не была национализирована, и рядом с коллективными сельскими хозяйствами существовал и частный сектор. В этих странах также разрешалось заниматься мелким частным бизнесом в сфере услуг (торговля, парикмахерские, кафе, другие бытовые услуги). В Югославии социалистические методы управления экономикой во многом отличались от канонической системы, господствовавшей в других странах. Национализированы предприятия здесь имели значительную степень самоуправления и свободу в определении номенклатуры выпускаемой продукции, ее реализации и ценообразования. В стране существовала конкуренция предприятий, централизация управления экономикой была не такой жесткой, как в СССР. С другой стороны, в Югославии росла безработица (явление, нетипично для социалистической системы) и инфляция.

Система социалистических экономик отпала от системы мировой экономики из-за несовместимости командно-административных и рыночных методов хозяйствования. Образовалась мировая социалистическая система, которая развивалась на плановой основе. Организационной формой этой системы стал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), которая была образована в 1949 г.. В нее входили СССР, ГДР, Польша. Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания (прекратила членство с 1962 p.), Монголия, Вьетнам и Куба; в некоторых структурах СЭВ участвовала Югославия.

Целью СЭВ было содействие углублению и совершенствованию сотрудничества между социалистическими странами, развития социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства каждой страны, ускорению экономического и технического прогресса. Деятельность СЭВ базировалась на долгосрочных нроирамах в сфере экономики; одной из последних была Комплексная программа социалистической экономической интеграции (1971 p.).

Впоследствии в СЭВ возникла необходимость в институтах, реиулювалы бы валютно-кредитные отношения социалистических государств. Такими институтами стали Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), основанный в 1963 г.. И Международный инвестиционный банк (М1Б), образованный в 1970 г.. Главной функцией МБЭС было осуществление многосторонних расчетов. Он проводил операции в переводных рублях и валюте, осуществлял кредитную эмиссию переводного рубля. Главной целью М1Б было предоставление долгосрочных кредитов для развития стран-членов. Большинство кредитов предоставлялась в валюте и только 10% - в переводных рублях. В 90-х годах МБЭС и МПИ стали испытывать огромные трудности, связанные с нехваткой ресурсов, с платежами. С распадом системы социалистических стран и СЭВ их функции, по сути, исчерпаны.

В рамках Совета Экономической Взаимопомощи социалистическим странам удалось достичь определенной координации внешнеэкономической деятельности. На СЭВ приходилась преобладающая доля внешней торговли каждой из стран, было построено немало общих объектов народного хозяйства. Однако в целом эффективность СЭВ была невысокой. Объемы взаимной торговли стран - членов СЭВ значительно уступали показателям стран Европейского Экономического Сообщества; еще менее эффективной была интсирация в валютно-кредитной сфере, в межгосударственном движении трудовых ресурсов. Дело в том, что СЭВ представляла собой, прежде всего, политическую организацию. Экономическая интеирация рассматривалась как подчиненный процесс, шо масс способствовать достижению политических целей. Кроме

того, в условиях жесткого централизованного планирования интеграционный процесс приобретал неестественного характера, по сути, тормозился. С распадом социалистической системы как политической силы прекратила существование и СЭВ, что продемонстрировало ее искусственный характер.

Торможение экономического развития социалистических стран началось еще в 60-х годах. В то время его могли разглядеть только специалисты, поскольку за счет количественного наращивания производственных мощностей в промышленности общие макроэкономические показатели этих стран были приличными. Но уже детальный анализ проявлял структурные проблемы. Отсутствие рыночного регулятора приводило к тому, что производилась большое количество продукции, не находила сбыта; в то же время ощущался острый дефицит многих видов продукции. Промышленность становилась все более материало- и энергоемких. Отдача вкладывать в основные фонды падала, снижалась производительность труда. Приходили темпы роста национального дохода (табл. 12.14).

При этом самые низкие темпы зафиксированы в странах, которые до войны были уже индустриально развитыми. Так, если за 1960 - 1986 pp. национальный доход в СССР увеличился в 4 раза, в Болгарии - в 5,2, в Румынии - в 7,2, то в ГДР - только в 3,2, в Польше - в 3,1, в Венгрии - в 2,8 , в Чехословакии - в 2,7 раза.

В 80-х годах кризис экономической системы социализма уже стала очевидной. Основные макроэкономические показатели начали стремительно падать. Так, произведенный национальный доход в Украине в 1990г. По сравнению с предыдущим годом сократился на 3,6%, а в 1991 г.-еще на 13,4%.

Все больше становился разрыв с развитыми странами в использовании последствий научно-технического прогресса. Так, в 1990 г.. На атомных электростанциях в СССР было произведено только 12%, тогда как в США - 19, ФРГ - 33, Франции - 74, Великобритании -20%. Доля производства электростали и кислородно-конвертерной стали составляла в СССР 48%, тогда как в Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии - 100%. Доля производства цемента по прогрессивным "сухим" способом в общем объеме производства цемента составила в СССР 17%, а в США - 60, Японии - 78, ФРГ - 90%.

Стало ясно, что те положительные факторы, которые стимулировали экстенсивное развитие экономической системы социализма, уже исчерпан. Переход к рыночной систем и хозяйствования стал объективным и неизбежным.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики, рынка регионов. занимают в таких отчетах особое место, поскольку аналитики следят за тем, кто , где активно проходит реформирование отраслей производства, промышленности, сферы услуг, образования, армии или обострилась проблема мигрантов.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики

Собранную информацию сопоставляют, поскольку в состав той или иной организации входит разное количество стран-участниц, и их развитие (индекс) оценивается по-разному. Есть общие параметры, а также специфические, поэтому и возникает необходимость свести данные, которые предоставляют такие международные организации: МВФ, ООН, ВБ и т. д.

Развитые страны на карте мира

ООН оценивает другие аспекты:

  • Производство товаров первой необходимости и услуг.
  • Уровень нищеты.
  • Как развивается предпринимательство.
  • Систему социального страхования, защиты.
  • Состояние финансового рынка.
  • Положение банковской системы.
  • Экологические проблемы.
  • Тенденции в демографической и социальной сфере. Рождаемость и смертность.
  • Уровень ВВП.
  • Уровень инвестирования и кредитования проектов и различных экономических секторов.

Все эти показатели необходимы, чтобы получить полную и комплексную картину по каждому региону, выделить в нем долю развивающихся и капиталистических стран, выбрав самые крупные, развитые в промышленном отношении и довольно перспективные.

Конкурентоспособные страны мира

Недавно эксперты МВФ приняли решение выделить еще один тип - экономически передовые страны. К таким державам относятся:

  1. Восточноазиатские: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
  2. Кипр.
  3. Североамериканские: Канада и США.
  4. Западноевропейские: Франция, Британия, Италия, Германия.
  5. Некоторые и Центральной, ставшие .

Количество развивающихся стран каждый год меняется. Если рассматривать экономическую характеристику стран мира, то во внимание принимаются , направленность экономики, в том числе и отраслевая, наличие актуальных наукоемких направлений, уровень и качество жизни населения.

Структура развивающихся стран

Внутри стран, которые развиваются, можно провести свое деление. Для определения отдельных групп критериями являются:

  • структура производительных сил и производства;
  • перспективы развития экономики;
  • экономические отношения внутри стран и за их пределами;
  • количество внешних и внутренних долгов;
  • наличие или отсутствие инфляционного роста/падения;
  • условия для развития транснациональных корпораций;
  • роль, которую играет малый бизнес в формировании отраслей производства и сферы услуг.

Золотые резервы в различных странах

Данные параметры позволяют выделить несколько видов стран с активно развивающимся рынком и экономикой:

  1. «Азиатские тигры» Восточной и и Латинская Америка.
  2. Крупные и страны Азии, которые экспортируют нефть и другие полезные ископаемые. Бахрейн, Катар, Ливия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты занимаются нефтяным экспортом. Поскольку каждая из них имеет выгодное экономико-географическое положение, играет важную, практически ключевую роль на рынке энергоресурсов и носителей, население небедное, может копить средства.
  3. Развивающиеся страны, где высокий средний размер ВВП на душу населения. Например, в Гватемале или Колумбии на одного человека приходится 1 тыс. долл. США.
  4. , огромными территориями, большим количеством населения: Индия, Индонезия, Пакистан. Они развиваются благодаря инвестиционным проектам из Европы и Америки. При этом наблюдаются другие тенденции: люди живут часто за чертой бедности, уровень ВВП составляет 300 долл. США на душу населения, низкие темпы производственного развития.
  5. Бедные страны Африки и Азии, например, Бангладеш, Бенин, Сомали, Эфиопия, Афганистан. Несмотря на предоставление кредитов, материальной и технической помощи, эти развивающиеся страны с трудом преодолевают отсталость. У экономики явный аграрный характер, в производстве преобладают доиндустриальные формы труда. Связи с внешним миром либо отсутствуют, либо развиты очень слабо.

В 2019 году количество стран, которые попадают в категорию «развивающиеся», достигло 132. Все они занимают особое место в экономике мира, по-разному связаны с капиталистическими странами, мировой хозяйственной системой и рынком. Из-за этого в таких государствах давно сформировалась многоукладная экономика, зависящая от развитых и передовых стран.

Смотрите в видео: зарплаты в различных странах мира.

Характерные черты развивающихся стран

  • Уровень жизни населения очень низкий.
  • Нет среднего класса. Общество делится на богатых и очень бедных. Доходы богачей во много раз больше, чем доходы рядовых граждан.
  • Отсутствие законов, поэтому инвесторы из-за рубежа редко вкладывают свои финансы в экономику стран.
  • Плохо развиты системы финансовая, налоговая и банковская.
  • Не работает аппарат управления.
  • Безработица постоянно растет, поэтому население не имеет твердого дохода.
  • Высокий уровень рождаемости и смертности.
  • Небольшие размеры и объемы внутреннего рынка.
  • Зависимость от развитых государств мира, что порождает постоянное накопление внешних долгов.
  • Наличие специфических социально-экономических проблем.
  • Экономика подчиняется идеологии, религии и политической системе.
  • Преобладают общинные интересы, из-за чего гражданское общество либо только начинает развиваться, либо совсем неразвито.

У развивающихся стран есть научно-технический потенциал, но он слабый, из-за чего практически не развиваются научные направления, экономика, производство. При этом многие государства обладают огромными запасами природных ископаемых.

Развивающиеся страны освободились от колониальной зависимости в шестидесятые годы, поэтому в социальной, экономической и политической структуре до сих пор наблюдаются отрицательные факторы:

  1. Неспособность самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами, которые до этого решали страны-метрополии.
  2. Нет демократических институтов, из-за чего политическая культура только начинает развиваться. Руководители страны в своем правлении опираются не на различные органы и институции, а на армию, полицию.
  3. Широко развита коррупция и взяточничество.
  4. Постоянные войны, межэтнические конфликты.
  5. Формирование самоизоляционной экономической модели централизованного типа. Она не ориентирована на рынок и не учитывает особенности мировой экономики, ее тенденции и ключевые изменения.

Индекс корупции в различных странах

Во многом подобная ситуация в странах третьего мира связана с тем, что в восьмидесятые годы Советский Союз и государства СЭВ вкладывали деньги в строительство объектов металлургии и тяжелой промышленности. Не учитывались особенности географического положения развивающихся стран и их специфика. Поэтому в них возник дисбаланс, появилась полная зависимость экономик от развитых государств.

Место в мировой экономике

  • Поставляют сырье и топливо и США.
  • Промышленные изделия, которые экспортируются на мировой рынок, составляют 21,4 %.
  • Доля в экспорте равна 30 %.
  • Зависимость от ТНК. Крупные компании не соглашаются здесь работать, но открывают филиалы и штаб-квартиры. В результате этого в развивающихся странах находится около 25 % всех иностранных вложений транснациональных компаний.
  • Большие поступления от частных компаний, кредиты и инвестиции которых достигают 50 % от всех внешних источников финансирования. Кредиты дают корпорации, фонды, отдельные физические лица, частные предприниматели.

Характерными чертами экономического развития относящихся к группе развивающихся стран являются:

  1. Преобладание аграрного сектора в экономике.
  2. Большая доля занятости населения в сельском хозяйстве, в котором доминирует патриархальный уклад.
  3. Низкий уровень развития индустрии. Есть черная металлургия в развивающихся странах, но ее часть незначительная.
  4. Многоукладность экономики: формы производства варьируются от мелкотоварной и общинной до кооперативной, монополистической. Связи между ними и укладами минимальные, неразвитые.
  5. В разных сферах экономики присутствует частный капитал, представленный различными формами и видами.
  6. Развитие капитализма носит так называемый характер анклавов, поскольку вложенные средства принадлежат компаниям - филиалам ТНК, «зашедшим» в эти страны. Капиталистический строй мешает устранять многоукладность экономики, способствуя ее расширению.

Таким образом, уровень отставания от развитых в индустриальном плане стран огромный.

Существует взаимозависимость многоукладности и социальной структуры общества. Постоянные тенденции, такие как безработица, бедность, демографическое перенаселение, низкий уровень жизни - удел развивающихся стран.