Налог с зарплаты в швеции. Шведские налоги: любовь с обязательствами

Швеция является страной с высоким уровнем развития экономики и социального обеспечения. По политическому устройству Швеция представляет собой конституционную монархию. Номинальным главой государства является король, фактически страной управляет премьер-министр, выбираемый парламентом Швеции. С 1995 г. Швеция входит в Евросоюз, но не вступила в зону евро, поэтому валютой страны остается шведская крона (SEK ).

По государственному устройству Швеция является унитарным государством. Административно Швеция разделяется на 290 муниципалитетов и 20 окружных советов (ландстингов), включающих исторически выделенные регионы. Швеция имеет давние традиции местного самоуправления. Автономия и налоговые полномочия местных властей закреплены в Конституции Швеции. Право муниципалитетов и ландстингов на установление и взимание собственных налогов было закреплено еще в 1862 г. соответствующим постановлением о положении органов местного самоуправления.

Швеция наряду с другими скандинавскими странами характеризуется высоким показателем налоговой нагрузки на экономику - около 50%. В 2009 г. отношение налоговых доходов (включая социальные взносы) к ВВП составило 46,7%. На протяжении всей второй половины XX - начала XXI в. налоговая нагрузка на экономику Швеции была выше, чем в Великобритании, Франции и Италии. Структура налоговых платежей в Швеции представлена на рис. 3.7.

Как видно из приведенных данных, доля индивидуального подоходного налога в Швеции весьма значительна и превышает долю взносов и отчислений на социальное страхование (28,9 против 24,0%). Доля НДС в структуре доходов бюджетной системы страны составляет 20,7%.

Рассмотрим основные налоги, действующие в настоящее время в Швеции, более подробно.

Подоходный налог взимается с физических лиц как на уровне центрального правительства, так и на уровне муниципалитетов. На уровне центрального правительства подоходным налогом облагается только та часть дохода, которая превышает установленный минимальный уровень.

Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Швеции, обязаны уплачивать налог со всех доходов вне зависимости от источника получения. Нерезиденты уплачивают только налог с доходов, полученных от источников в Швеции. Налоговым резидентом признается физическое лицо, место постоянного проживания которого находится в Швеции, или если лицо находилось на территории Швеции не менее чем 6 последующих месяцев в году. Кроме того, в отношении граждан Швеции и лиц, признаваемых резидентами Швеции по крайней мере в течение 10 последних лет, применяется так называемое пятилетнее правило. Согласно пятилетнему правилу вышеуказанные лица будут признаваться резидентами Швеции в течение пяти лет с момента их отъезда из Швеции, если они не подтвердят отсутствие у них существенных связей со Швецией.

Рис. 3.7.

Для целей налогообложения важно определить категорию и источник дохода. Выделяются три категории доходов: доход от предпринимательской деятельности; доход от капитала; заработная плата и иные доходы. Доход от капитала, заработная плата и иные доходы формируют один источник. Различные виды доходов от предпринимательской деятельности могут относиться к разным источникам: так, доход, полученный от деятельности за рубежом, и доход, полученный в рамках партнерства, рассматриваются как два отдельных источника.

КОММЕНТАРИИ

Швеция является участником Скандинавского соглашения об избежании двойного налогообложения (Nordic Double Tax Treaty - NDTT ). Его участниками также являются Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Фарерские Острова. Положения этого соглашения, в частности, устанавливают, каким образом определяется страна, резидентом которой является человек, проживающий (семья которого постоянно проживает) в одной из названных стран, а работающий в другой.

Соглашение устанавливает, что если лицо работает в стране пять дней в неделю, а в другой, где проживет его семья, находится только два дня в неделю, это лицо будет признаваться налоговым резидентом той страны, где проживает его семья и куда он возвращается на выходные. Целью заключения этого соглашения было сформировать свободный рынок рабочей силы на территории стран-участниц, чтобы положения национальных налоговых законодательств не препятствовали гражданам искать и находить наиболее выгодные места приложения их труда.

К доходу от предпринимательской деятельности относится доход, получаемый от различных видов деловой и профессиональной активности, а также от сельского хозяйства. Сюда также относится доход от недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, и доход от использования и реализации движимого имущества, в том случае, если такую деятельность можно рассматривать как предпринимательскую (например, предоставление в аренду транспортных средств).

К доходу от капитала относят дивиденды, проценты и другой доход от капитальных инвестиций. Сюда же включаются доходы от прироста стоимости капитала, возникающие при продаже движимого и недвижимого имущества.

Весь остальной доход, который нельзя отнести к первым двум категориям, попадает в третью группу.

Расчет налогооблагаемой базы осуществляется отдельно по каждой группе доходов. Доход супругов также облагается раздельно. Кроме того, расчет налогооблагаемой базы по первой категории доходов производится раздельно по каждому источнику:

  • - доходы от участия в партнерстве;
  • - доход от деятельности, осуществляемой за рубежом;
  • - доходы от других форм деловой активности.

Внутри каждого источника убытки по одному виду деятельности покрываются прибылью по другим видам деятельности. Однако зачет убытков при определении итогового результата запрещен. Полученный убыток по какому-либо источнику дохода может быть перенесен на будущее и покрыт за счет прибыли от этого же источника в следующие периоды.

Итоговый положительный результат, полученный от расчета налогооблагаемой базы по каждому источнику дохода, агрегируется и формирует общий налогооблагаемый доход от предпринимательской деятельности.

Налоговая база по доходу от предпринимательской деятельности и заработной платы и иным доходам суммируется, а результат, уменьшенный на разрешенные вычеты, является налогооблагаемым заработанным доходом налогоплательщика (taxable earned income), который используется для целей обложения государственным и муниципальным налогами.

При определении налогооблагаемого заработанного дохода налогоплательщик вправе воспользоваться следующими вычетами:

  • - алименты, выплаченные бывшему супругу (если получатель уплачивает с них налог). Периодические выплаты на детей, которые не живут с налогоплательщиком, не вычитаются (так как не подлежат обложению у получателя);
  • - оплата взносов на формирование личных пенсионных планов (не более установленной суммы);
  • - оплата бытовых услуг (уборка, прачечная, приготовление еды, услуги няни и т.п.) в размере 50% от фактически уплаченной суммы (но не менее 1000 шв. крон), но не более установленного лимита;
  • - стандартные вычеты, размер которых определяется доходом налогоплательщика, и т.д.

Государственный налог с заработанного дохода взимается по прогрессивной шкале: до 316 700 шв. крон налог не взимается, свыше этой суммы и до 476 700 шв. крон налоговая ставка составляет 20%; свыше 476 700 шв. крон налог взимается по ставке 25%.

Муниципальный подоходный налог с заработанного дохода рассчитывается по пропорциональной ставке в зависимости от решения муниципалитета (в среднем 31,6%).

Налоговая ставка на доход от капитала установлена в размере 30% и взимается со всей налогооблагаемой базы (минимальный необлагаемый порог здесь не применяется). На уровне муниципалитетов налог с доходов от капитала не взимается.

Физические и юридические лица и организации также могут быть обязаны уплачивать налог на чистое богатство. Плательщиками данного налога признаются налоговые резиденты, определяемые согласно законодательству о подоходном налоге и налоге на прибыль корпораций. При этом лица, не имеющие шведского гражданства, но признававшиеся налоговыми резидентами не более чем за три года, для целей обложения налогом на чистое богатство не будут признаваться налогоплательщиками.

Объектом налогообложения признается имущество налогоплательщика вне зависимости от места его территориального нахождения, т.е. исчисляется по резидентскому принципу. В состав объектов обложения этим налогом входят как нефинансовые активы (жилые здания и помещения, в том числе для сезонного использования (дачи), сельскохозяйственная собственность, прочая недвижимость, включая землю, транспортные средства), так и финансовые активы (депозиты в банках, паи в инвестиционных фондах (процентных и паевых), акции, обращающиеся на организованном рынке, облигации, страховые полисы, подлежащие налогообложению).

Активы, используемые налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, освобождаются от налогообложения. Все виды активов подлежат оценке исходя из их рыночной стоимости. При этом по каждому виду активов предусмотрены некоторые исключения (в виде необлагаемого налогом минимума или в виде допускаемой при определенных условиях скидки). Так, в расчет облагаемой базы включается не вся рыночная стоимость облагаемого имущества, а только ее часть. По большинству активов норматив составляет 75%, а по ценным бумагам, котирующимся на Стокгольмской фондовой бирже, - 80%. Исключаются из обложения ценные бумаги в собственности принципала (если в собственности данного налогоплательщика находится более 25% акций компании). Это также рассматривается как собственность, составляющая предмет бизнеса и источник доходов налогоплательщика.

Концепция, положенная в основу построения данного налога, предполагает обложение "избыточного" для налогоплательщика имущества, т.е. имущества, которое не является для него необходимым. Поэтому установлена целая система вычетов к стоимости того жилья, в котором проживает налогоплательщик и его семья, а также по тому имуществу (в том числе и финансовым активам), которые необходимы налогоплательщику, чтобы получать основной доход.

Налоговая база рассчитывается как стоимость чистого богатства, т.е. как разность между стоимостью объектов обложения и объемом задолженности налогоплательщика, связанной с этими объектами, а также задолженности по студенческим кредитам (ссудам на образование).

Налог рассчитывается ежегодно с суммы чистого богатства налогоплательщика по данным на 31 декабря предшествующего года. Имущество супругов может суммироваться для целей налогообложения, тогда налог уплачивается пропорционально каждым из супругов. Если дети, проживающие совместно с налогоплательщиком, являются собственниками какого-либо облагаемого имущества, активы семьи также облагаются совместно.

Налог взимается с суммы налоговой базы, превышающей 1,5 млн шв. крон для одиноких налогоплательщиков и 3 млн шв. крон для налогоплательщиков, подающих совместную декларацию. Ставка налога в настоящее время составляет 75%, до 2007 г. ставка была равна 1,5%.

В Швеции планируется поэтапная отмена данного налога, а понижение налоговой ставки с 2007 г. рассматривается как первый шаг на пути отмены налога. Если в 2000 г. общее число налогоплательщиков составляло 700 тыс. чел. (семей), то за несколько лет число плательщиков сократилось более чем вдвое и составило всего 334 тыс. чел. Это связано с ростом задолженности населения (в том числе по ссудам на образование и ипотеке) и существенными изменениями в рыночной стоимости целого ряда финансовых активов.

Организации являются плательщиками данного налога по той же схеме, что и физические лица. А именно: налоговая база определяется как разность между общей суммой активов (за некоторым исключением) и суммой задолженности по этим активам.

Швеция относится к группе стран, которые используют налог на чистую стоимость богатства (состояния) как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. Объем налоговых поступлений от юридических лиц (в части налога на чистую стоимость богатства) составляет всего около 3% суммы налога, полученной от физических лиц. Столь низкие поступления налога от юридических лиц связаны, во-первых, с концепцией самого налога, который предполагает обложение имущества, не используемого в целях получения личного дохода (избыточного с производственной точки зрения). Во-вторых, низкие показатели поступлений налога от юридических лиц объясняются значительными объемами вычетов, которые допускаются при исчислении налоговой базы, - вычитается сумма задолженности, связанная с облагаемыми активами.

Взносы на обязательное социальное страхование в основном уплачиваются работодателями и индивидуальными предпринимателями, работники обязаны уплачивать только пенсионный взнос, который вычитается для целей обложения подоходным налогом.

1. Основная часть взносов уплачивается работодателями в качестве налога на фонд заработной платы по общей ставке 32,42% или индивидуальными предпринимателями за себя по ставке 30,71%. Ставки установлены в разрезе основных видов обязательного социального страхования следующим образом (табл. 3.11).

Таблица 3.11. Ставки взносов по основным видам обязательного социального страхования, %

При расчете налога плательщики вправе вычесть до 2,5% от налогооблагаемой базы, но не более установленного лимита.

  • 2. Взнос на пенсионное страхование по ставке 7% уплачивают все налогоплательщики: работодатели, работники (не старше 65 лет) и индивидуальные предприниматели.
  • 3. Специальный налог на заработную плату взимается с работодателей, которые выплачивают пенсии своим работникам. Сумма налога составляет 24,26% от затрат работодателя на формирование пенсий и включается в расходы для целей обложения налогом на прибыль.

Налог на прибыль обязаны уплачивать:

  • - государственные и частные компании, зарегистрированные в Швеции;
  • - экономические ассоциации, зарегистрированные в Швеции;
  • - фонды, зарегистрированные в Швеции или созданные по законодательству Швеции;
  • - некоторые иные ассоциации и фонды, указанные в законодательстве.

Перечисленные организации, ассоциации и фонды признаются налоговыми резидентами (по тесту регистрации), что обусловливает их полную налоговую обязанность. Организации, не признаваемые налоговыми резидентами, обязаны уплачивать налог на прибыль только с доходов, полученных от источников в Швеции.

Некоторые виды фондов и часть видов деятельности освобождаются от уплаты налога, например определенные виды деятельности некоммерческих организаций и органов государственной власти, определенные государственные предприятия, религиозные учреждения, школы, больницы и т.д.

Весь доход компании считается деловым доходом и включает в себя поступления из всех возможных источников, в том числе доходы от прироста стоимости капитала. Налогооблагаемый доход формируется как сумма чистого результата по каждому источнику. Часть доходов исключаются из налогооблагаемой базы, прежде всего - внутригрупповые дивиденды, отвечающие утвержденным условиям, и вклады в уставный капитал.

Все расходы, связанные с извлечением дохода, вычитаются для целей налогообложения, но некоторые - с учетом ограничений. Так, проценты и роялти подлежат вычету из налогооблагаемых доходов, но только в пределах рыночной цены. Также можно вычесть уплаченные налоги (социальные взносы, таможенные пошлины и налоги, уплаченные за рубежом, в том случае если они не подпадают под действие международных соглашений об избежании двойного налогообложения).

При этом часть расходов нельзя учесть для целей налогообложения, например штрафы, представительские расходы и расходы на развлечения свыше установленных лимитов.

Налог взимается по пропорциональной ставке 26,3%. Налог с полученных дивидендов, процентов, роялти не удерживается у источника выплаты, а включается в базу налогоплательщика и уплачивается в составе суммы налога с общей величины доходов.

Налог на прибыль рассчитывается за один год, так называемый год оценки, на основе дохода, полученного в предыдущем году ("году получения дохода"). Год получения дохода должен совпадать с финансовым годом, который, как правило, длится 12 мес. Финансовый год должен оканчиваться 31 декабря, 30 апреля, 30 июня или 31 августа или в другой день, утвержденный налоговыми органами.

Еще одним прямым налогом, уплачиваемым организациями, является налог на недвижимость. Расходы на его уплату учитываются для целей налогообложения прибыли.

Данным налогом облагаются все виды недвижимого имущества, которое может использоваться в качестве жилья, коммерческой и промышленной недвижимости. Налоговой базой является оценочная стоимость имущества. Вновь построенные здания, предназначенные для жилья, освобождаются от обложения налогом в первые пять лет их использования, а на следующие пять лет ставка для такого имущества составляет лишь 50% от стандартной.

Ставка налога на промышленное имущество и жилье, сдаваемое в аренду, составляет 0,5%, а ставка налога на коммерческую недвижимость - 1%.

В Швеции как стране - члене ЕС действует налог на добавленную стоимость. Налогоплательщиками признаются лица, реализующие товары и услуги для целей извлечения прибыли. Некоторые виды деятельности освобождаются от обложения НДС, если оборот по ним не превышает 30 000 шв. крон.

Стандартная ставка НДС составляет 25% - максимально возможный уровень стандартной ставки для Евросоюза. Пониженная ставка в размере 12% применяется к продуктам питания и туристическим услугам. Ставкой в размере 6% облагается реализация еженедельных газет и журналов, внутренние транспортные услуги и услуги горных подъемников, услуги кинотеатров, театров и т.п. Нулевая налоговая ставка применяется к реализации лекарств по рецептам, инвестиционного золота, некоторые финансовые услуги и экспортные операции.

Акцизы в Швеции имеют весьма продолжительную историю. В настоящее время за счет этого источника формируется около 6% доходов консолидированного бюджета. В рамках общей группы акцизов может быть выделено несколько основных групп платежей.

Первая группа - энергетические и экологические налоги. Включает общеэнергетический налог, налог на атомную энергию, налог на углекислый газ, налог на серу; налог на окислители; налог на удобрения, песочный налог, платежи за мусор, платежи в пользу Шведского химического агентства и некоторые другие платежи. Эта группа налогов несет как фискальную, так и выраженную регулирующую функции. Так, налоговое бремя энергетический налогов распределяется отчасти в зависимости от того, какой ущерб окружающей среде наносит использование того или иного энергетического источника (атомная энергетика, использование природного газа, иные источники). Дифференцируется налоговое бремя территориально - в северных регионах действует более льготный режим использования углеводородов для отопления и т.д.

Вторая группа - налоги на алкоголь и табак. Это наиболее "древняя" составляющая акцизных налогов в Швеции - начало их использования датируется соответственно XVI и XVII вв. Введение этих налогов всегда несло, прежде всего, фискальную нагрузку, но во второй половине XX в. она стала дополняться и функцией защиты здоровья населения, а также определенной этической функцией. В качестве примера приведем ставки акцизов на сигареты - они носят комбинированный характер и складываются из специфической составляющей (0,20 шв. крон за сигарету) и адвалорной (30,9% розничной цены). В результате доля акцизов в конечной цене реализации сигарет достигает 52%.

Третья группа - налоги на автотранспортные средства (налог на транспортные средства, налог на пользование автодорогами). Налог на транспортные средства был введен еще в 1922 г., целью его введения было формирование ресурсов для поддержания дорог в нормальном состоянии. За весь период существования этого налога определение налоговой базы, порядок расчета, ставки и иные элементы неоднократно менялись. В настоящее время ставки налога устанавливаются в зависимости от содержания диоксида углерода в выхлопе автомобиля, они повышаются с ростом содержания вредных веществ. Ставки налога на пользование автодорогами дифференцированы в зависимости от веса автомобиля и места его производства (в Швеции или за рубежом).

Четвертая группа - прочие налоги, в частности налог на рекламу и некоторые другие платежи.

Строго говоря, третья и четвертая группа (и отчасти первая) представляют собой специфические налоги на товары и разрешение на их использование в соответствии с международными классификациями, однако в национальной отчетности эти налоги относятся к группе акцизов.

Швеция, как и большинство других экономически развитых стран, активно совершенствует национальную налоговую систему. На протяжении последних лет основными направлениями налоговых реформ были мероприятия по гармонизации национального налогового законодательства в соответствии с требованиями Евросоюза, а также упрощение системы поимущественного налогообложения (отмена налога с наследств и дарений, изменения в модели налогообложения чистого богатства) и некоторые другие мероприятия.

Введение

Ι. Налоговая система, налоговые органы и управление налоговой системой Швеции……………………………………………………………………1

1. Прямое налогообложение…………………………………………………………3

2. Налоговые льготы………………………………………………………………….4

3. Налогообложение недвижимости…………………………………………………5

4. Налогообложение доходов с капитала……………………………………………6

5. Налогообложение фирм……………………………………………………………6

6. Удержание налогов………………………………………………………………….6

7. Аппеляции……………………………………………………………………………7

8. Судебные санкции…………………………………………………………………..8

ΙΙ. Краткий обзор законодательства по НДС и характеристика налоговой отчетности по НДС в Швеции………………………………………………………8

ΙΙΙ. Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС…………………………………...12

ΙV. Контроль за уплатой НДС при торговле между странами ЕС. (Администрирование НДС при помощи электронных баз данных ЕС)……14

V. Национальная электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий………...17

VΙ. Реформирование налоговой системы……………………………………...20

Заключение

Библиографический список

Введение

Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Наиболее характерный, наверно, Швеция, чей социально-политический строй затруднялись строго охарактеризовать еще советские политологи: и не капитализм, и не социализм, а не пойми чего.

Ключ к пониманию сути шведской государственной модели лежит именно в налоговой системе страны. В центре любой предвыборной борьбы или обсуждения государственного бюджета Швеции всегда оказываются налоги, которые низкими никак не назовешь. В этих спорах часто теряют свои портфели министры финансов. Да что там министры - уходят в отставку целые правительства!

История налоговой системы Швеции обросла многими анекдотами и курьезами. Вспоминают, как шведская писательница Астрид Линдгрен в 1976 году посетовала публично, что налог, который она должна была заплатить, был выше ее дохода за тот же год. За укрывательство от налогов в те же времена чуть не арестовали великого Ингмара Бергмана, который спасся только бегством за границу. Характерно также, что именно в 1976 году социал-демократы впервые проиграли на выборах после 1932 года.

Парадокс политической жизни в Швеции заключается в том, что, требуя снижения налогов, буржуазная оппозиция никогда не спешила выполнять собственные требования, оказавшись у власти. В 1991 году, когда буржуазные партии пришли на три года к власти, руководитель одной из этих партий, получивший пост министра по социальным вопросам, заявил: "Существенное сокращение налогов приведет к неприемлемому снижению достигнутых стандартов в области здравоохранения и образования, в сфере детских учреждений, помощи старикам и инвалидам. Сделав тяжелее жизнь пенсионеров, мы вряд ли улучшим условия для развития экономики".

Государственный сектор в Швеции, то есть национальное правительство (государство) и местные органы управления (муниципалитеты и областные советы) имеет очень широкий круг полномочий. Они включают образование, трудоустройство и промышленную политику, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защиту окружающей среды и многое другое.

Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемая ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок, но не следует забывать, что большая часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.

Ι. Налоговая система, налоговые органы и управление налоговой системой Швеции

Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, так же как и в России, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству страны, но является независимым от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

В составе региональных налоговых управлений, возглавляемых региональными директорами, имеются специальные отделения по работе с крупными предприятиями. Исчислением и уплатой НДС занимаются отделы косвенных налогов, в которых обязательно имеются специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности.

Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и содействуют обеспечению общих выборов.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которые выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.

Важная роль отводится и таким косвенным налогам, как акцизы на табак и алкоголь. Есть годовой налог на пользование личным транспортом и разовый налог на его приобретение. Интересная особенность: на каждой бензоколонке висят объявления, уведомляющие водителя, что примерно 80 процентов стоимости литра бензина (до доллара за литр) составляет налог. Энергетический налог относится к дизельному топливу, углю, электроэнергии.

Швеция имеет соглашения примерно с шестьюдесятью другими странами об избежании двойного налогообложения доходов и собственности.

Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

41 % - государственный и муниципальный подоходный налог (физические лица - с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности);

24 % - налог на добавленную стоимость;

21 % - налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность);

10,5 % - прочие налоги.

Каждый работодатель, коллективный или индивидуальный, выплачивает в казну так называемые социальные взносы, равные примерно трети заработка каждого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных и медицинских расходов. Механизм налоговых платежей организован так, что выплаты растянуты в сущности на целый год. Первые тридцать процентов от любой заработанной суммы вычитаются работодателем в пользу казны при ее выплате, когда бы и где бы она ни происходила. Налоговое управление бдительно следит за выполнением всех правил. Весной начинается горячая пора: заполнение и сдача налоговых деклараций. В случае недоплаты налогоплательщик наказывается пенями, которые достигают 40 процентов доплат.

Ежегодно в шведскую казну поступают около 1000 млрд. швед. крон налоговых платежей.

Налоговые органы оказывают помощь налогоплательщикам, которые хотят честно и правильно платить налоги, зная о достаточно сложной национальной налоговой системе и частом изменении в налогообложении (еженедельно в Парламенте утверждается в среднем одна поправка к нормативным актам, касающимся налогообложения организаций).

Так, например, в течение месяца 100 тыс. человек посещают сайт гётеборгского регионального управления налоговой службы Швеции в Интернете ( .

1. Прямое налогообложение

До недавнего времени шведская налоговая система характеризовалась очень высоким уровнем налогов, но одновременно очень узкой базой налогообложения. В 1990 году система претерпела коренные преобразования, целью которых являлось снижение уровня налогов и, одновременно, расширение базы налогообложения. Для расширения налогооблагаемой базы целый ряд вычетов был сокращен, и, одновременно, налогообложение собственности стало более универсальным и эффективным, что должно стимулировать сбережение средств и противодействовать накоплению долгов. Новая налоговая система начала вводиться с конца июля 1990 года и полностью вступила в действие в 1992 году.

Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления, в то время как юридические лица (за исключением домовладений скончавшихся граждан) облагаются только общегосударственным подоходным налогом. Уровень общегосударственного подоходного налога для фирм составляет 28%.

Местный подоходный налог определяется следующим образом: ежегодно все местные органы управления решают, какую долю от налогооблагаемого дохода будет составлять налог. В среднем уровень местного подоходного налога составляет приблизительно 31% от налогооблагаемого дохода.

Доходы теперь понимаются несколько шире, чем раньше. Так, теперь доходы от деятельности, связанной с хобби, тоже облагаются налогом.

Все виды вознаграждения за труд и любую другую деятельность, включая заработную плату и любые другие формы платежей, облагаются налогом, по возможности, единым образом в зависимости от их рыночной стоимости. Введены новые правила для налогообложения доходов, связанных с использованием автомобилей. Полностью облагается налогом бесплатное питание. Существуют стандарты для налогообложения поденных работ.

2. Налоговые льготы

В новой налоговой системе введена специальная основная скидка для пенсионеров, которая составляет как минимум 1,5 базовой суммы для одиночек и 1,325 базовой суммы для семейных пенсионеров. Однако размер этой скидки не может превышать величину минимальной пенсии вместе с пенсионной надбавкой или дополнительной пенсией.

Специальная основная скидка не может составлять меньшую сумму, чем основная скидка, которая полагалась бы при соответствующем годовом заработке любому налогоплательщику (не пенсионеру).

Скидка распространяется и на алименты, выплачиваемые бывшему супругу или супруге.

Специальная система освобождения от налогов для иностранных ученых, временно работающих в Швеции, в настоящее время упразднена. Теперь все их доходы полностью облагаются налогом. Но существующая налоговая скидка, компенсирующая дополнительные затраты, связанные с пребыванием в Швеции, остается в силе.

3. Налогообложение недвижимости

С 1991 года вся недвижимость подразделяется на жилую и производственную. Частная собственность на жилье как правило состоит из одного или двух семейных владений, при условии, что они используются для постоянного проживания или проведения отпуска самим владельцем/владелицей или его/ее друзьями или родственниками. Совместные владения (кооперативное жилье), используемые аналогичным образом, также рассматриваются, как частные жилые помещения.

Доходы от сдачи частных жилых помещений и квартир внаем декларируются как “доходы с капитала”, налог на которые составляет 30%. Право на скидку для компенсации расходов по амортизации арендного жилья ограничено 4,000 крон в год на каждое сдаваемое внаем частное владение или квартиру, плюс 20% от суммы арендного дохода для одноквартирных домов. В других случаях оно ограничено определенной частью ренты, зависящей от сдаваемой в аренду площади. Разумеется, скидка не может превышать доход от сдачи помещения внаем.

Многоквартирные дома, принадлежащие некоммерческим жилищным компаниям или кооперативам, облагаются налогом по стандартному принципу. При этом 3% оценочной стоимости жилья приравнивается к доходу, а скидки, как правило, допускаются только на расходы по кредитам. Такие жилые помещения декларируются как производственная недвижимость. Налог на недвижимость с такого вида собственности также взимается.

Владельцы многоквартирных домов, не относящиеся к упомянутым выше, облагаются налогом в соответствии с так называемым договорным принципом, который применяется в случаях, когда все доходы с собственности декларируются и скидки делаются для кредитных платежей, расходов на содержание недвижимости и т.д.

Договорный метод применяется, с некоторыми исключениями, и к кооперативным владениям. В этих случаях доходы также квалифицируются как полученные от предпринимательской деятельности. Налог на недвижимость взимается и в этом случае.

4. Налогообложение доходов с капитала

К этой категории относятся доходы от капиталовложений, такие, как процентные платежи, дивиденды, возрастание и уменьшение суммы капитала, доходы от некоторых видов недвижимости и другие подобные виды доходов.

5. Налогообложение фирм

Корпорации и деловые ассоциации подлежат особому налогообложению. В то же время налог с владельцев или совладельцев индивидуальной собственности взимается исходя непосредственно из их доходов, полученных как за счет обладания этой собственностью, так и из других источников.

6. Удержание налогов

Система сбора налогов устроена таким образом, что налоговые платежи осуществляются постепенно в течение года. Такая система называется “уплата по мере получения доходов”. В принципе, эти предварительные налоговые платежи должны вместе составлять конечную сумму налогообложения.

Для лиц, работающих по найму весь процесс расчета и уплаты налогов берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг (“Вердепапперссентрален”, или “VPC”) и другие организации, которые производят выплату процентов или дивидендов, удерживают предварительные налоговые платежи с этих доходов.

После того, как с помощью налоговой декларации определена конечная сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных налоговых платежей. Если предварительно выплаченных денег оказывается недостаточно, налогоплательщик обязывается доплатить разницу и уплатить штраф. Если было уплачено больше необходимого, остаток возвращается и налогоплательщик получает с этой суммы дополнительный процент.

7. Аппеляции

Местные налоговые инспекции изучают налоговые декларации. Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции относительно суммы налога, он может потребовать пересмотра этого решения в любой момент в течение пяти лет с года получения доходов, налогообложение которых вызвало разногласия.

Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговой инспекции в областном административном суде (ленсретт). Сначала аппеляции рассматриваются местными налоговыми инспекциями, которые выносят свое решение до того, как документы поступят на рассмотрение окружного административного суда. В некоторых случаях в результате такого пересмотра налоговая инспекция признает справедливость требований налогоплательщика, и аппеляция отзывается, так и не дойдя до суда.

Решение суда, в свою очередь, может быть передано в один из четырех шведских административных апелляционных судов (каммарретт). В отдельных случаях решение последних может быть обжаловано в Высшем административном суде (регерингсретт).

8. Судебные санкции

Лица, предоставившие неверную или неполную информацию в налоговой декларации, подвергаются штрафу. Это административная, экономическая мера, применяемая налоговыми властями. Практически размер штрафа обычно составляет до 40% от суммы невыплаченных налогов. Уплата штрафа не освобождает от судебного преследования за уклонение от уплаты налогов. Случаи обвинения в отказе от уплаты налогов рассматриваются в обычных судах. Максимальное наказание за уклонение от уплаты налогов в обычных случаях - два года тюремного заключения.

ΙΙ. Краткий обзор законодательства по НДС и характеристика налоговой отчетности по НДС в Швеции

Налог на добавленную стоимость взимается в Швеции с 1 января 1969 года. Первоначально налогообложению подлежали только товары и особые виды услуг, но в 1991 году произошло расширение объекта налогообложения, в который стали включаться все товары и услуги, за исключением специального перечня необлагаемых товаров и услуг. Значительные перемены в налогообложении НДС произошли и при вступлении Швеции в ЕС с 1 января 1995 года.

Шведские налоговые органы руководствуются следующими основными законодательными актами:

Конституцией королевства Швеции и национальным законодательством;

Международными договорами (конвенциями), заключенными (подписанными) странами, входящими в состав ЕС (предусматривающими свободу перемещения лиц, товаров, услуг и капиталов);

Директивами ЕС (в том числе шестой директивой Совета ЕС о единой системе НДС - единообразном объекте налогообложения).


Учитывается также практика суда ЕС, занимающегося интерпретацией норм законодательства стран ЕС и практического их применения (в том числе по НДС).

По сравнению с другими странами ЕС в Швеции самый высокий общий уровень налогообложения НДС по основным товарам и услугам - 25 %; в том числе питьевая вода, спиртные напитки, вино, пиво, табак.

Ставка налога, равная 12 %, применяется к продуктам питания и пищевым добавкам, гостиничным услугам и кемпингу.

Этой ставкой НДС облагаются также следующие услуги:

Сдача в аренду помещений для хранения товаров, торжеств и конференций;

Предоставление мест для парковки;

Услуги связи и платного телевидения;

Предоставление электричества, а также бассейна и сауны.

Ставка налога, равная 6 %, применяется по отношению к газетам, культурным и спортивным мероприятиям, услугам пассажирского транспорта.

Не облагаемыми налогом товарами (услугами) в основном являются товары (услуги) социального сектора (лекарственные средства и медикаменты, услуги здравоохранения и образования), банковские и страховые услуги, а также купля-продажа недвижимости и сдача в аренду (наем) жилых и офисных помещений (всего 25 параграфов Закона о полном освобождении от НДС).

Право налогоплательщиков на возмещение НДС возникает при выполнении следующих условий:

Входящий налог должен относиться к приобретениям или импорту в рамках налогооблагаемой деятельности;

Товары (услуги) реализуются в другие страны, а также, осуществляется и подтверждается экспорт товаров (услуг).

Налогоплательщик имеет право на вычет НДС и при приобретении товаров для собственных производственных нужд.

Шведский закон об НДС не устанавливает конкретных документов, необходимых для обоснования и подтверждения сделок купли-продажи у покупателя и продавца как внутри страны, так и при поставке на экспорт.

Несмотря на то, что сроки возмещения НДС (или решение об удержании средств) установлены на законодательном уровне и применяются в течение 2,5 месяцев после последнего срока подачи декларации, но в случае, если у налогового органа возникают сомнения в отношении какой-либо сделки и возмещения лицу НДС, то он имеет право отказать в возмещении НДС этому лицу на неопределенный срок до полной проверки и выяснения достоверности всей необходимой налоговому органу информации и фактически осуществленных операций.

Применяются два принципа определения страны налогообложения по НДС при экспорте товаров - принцип происхождения и принцип назначения. Согласно первому принципу налогообложение производится в стране, где продавец ведет свою хозяйственную деятельность (принцип происхождения), а в соответствии со вторым - налогообложение производится в стране нахождения покупателя (принцип назначения).

В Швеции при определении страны налогообложения НДС при экспорте товаров, как в страны ЕС, так и другие страны применяется принцип назначения (по экспортируемым товарам входной НДС возмещается). При этом в долгосрочной перспективе планируется осуществить переход на принцип происхождения как принцип определения страны налогообложения по экспортируемым товарам, для которого необходимо действие одинаковых ставок НДС во всех странах ЕС. Однако в Швеции пока не могут и не хотят снижать ставки НДС до 20 %.

В зависимости от категории налогоплательщиков, которые могут относиться к малым, средним и крупным предприятиям, налоговая декларация представляется ими ежемесячно, за исключением тех лиц, ежегодный оборот которых не превысил 1 млн. швед. крон (малые предприятия). К средним предприятиям относятся организации с ежегодным оборотом от 1 до 40 млн. шведских крон. Крупными предприятиями признаются организации, ежегодный оборот которых составляет более 40 млн. шведских крон.

Налоговая декларация, являющаяся единой для всего предприятия и подаваемая им (как налогоплательщиком НДС) в налоговый орган, состоит из двух частей, одна из которых предназначена для НДС, а другая - для социальных взносов и подоходного налога.

Малые предприятия подают декларацию ежегодно в срок не позднее 31 марта следующего года и уплачивают НДС не позднее 12 числа каждого календарного месяца.

Средние предприятия должны декларировать и уплачивать НДС за налоговый период не позднее 12 числа месяца, следующего через месяц, то есть второго месяца, после налогового периода [например отчетность и уплата НДС за январь должна быть представлена (произведена) не позднее 12 марта].

Крупные предприятия должны декларировать и уплачивать НДС за налоговый период не позднее 26 числа каждого календарного месяца, следующего за налоговым периодом (то есть за январь - не позднее 26 февраля).

Налоговый орган высылает декларацию предприятию примерно за месяц до даты ее подачи. Контроль за напоминанием налогоплательщику о подаче декларации осуществляется при помощи компьютера.

При реализации товаров (услуг) в другие страны ЕС налогоплательщики должны представлять ежеквартальную отчетность по поставкам с указанием стоимости товарной поставки, стоимости трехсторонней торговли, а также регистрационного номера покупателя по НДС, включая код страны, в срок не позднее 5 числа второго месяца после окончания квартала (например, за январь-март - не позже 5 мая). При этом срок сдачи квартального отчета не зависит от того, как предприятие отчитывается по НДС - ежемесячно или ежегодно. Такой же порядок применяется и к индивидуальным предпринимателям.

При неправильном заполнении декларации (отчетности) санкции применяются только по тем декларируемым неточностям и ошибкам, которые привели к недоплате налога в бюджет или излишнему возмещению НДС из бюджета. В этом случае доначисляется недостающая сумма НДС и применяются санкции в размере 20 % от доначисленной (неуплаченной) суммы налога.

За неточности в декларации, не приведшие к недопоступлениям в бюджет налоговых платежей, санкции не применяются, хотя шведские налоговые органы считают это своей недоработкой. Отсутствие названных санкций объясняется тем, что шведская сторона не хотела применять их при вступлении в ЕС в 1995 году.

ΙΙΙ. Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС

Налоговая декларация и квартальная отчетность по НДС представляются налогоплательщиками не только в бумажном виде, но и на электронном носителе по электронной почте и Интернету. В ближайшее время по обоюдному желанию крупных организаций и налоговых органов предполагается переход на преимущественное представление налогоплательщиками налоговой декларации и отчетности по НДС в электронном виде по Интернету или электронной почте.

Согласно прогнозу сдача электронной отчетности должна осуществляться в 2002 году не только практически всеми фирмами, но и 200 000 предпринимателей (то есть половиной всех предпринимателей).

В настоящее время налогоплательщики имеют право и могут представлять отчетность в электронном виде, но не обязаны это делать, поскольку такая обязанность не установлена в законодательных актах.

Электронная налоговая отчетность скрепляется электронной печатью, которая должна отвечать требованиям, установленным законом об электронной печати. По заявлению организации электронная печать выдается налоговым управлением и устанавливается работником налогового управления на один компьютер предприятия. Работник фирмы (как правило, директор или главный бухгалтер) получает сертификат и осуществляет работу с электронной печатью.

В ходе реформы по унификации налогового законодательства в 1998 году был введен налоговый счет. Каждый налогоплательщик получает один налоговый счет для перечисления на него одновременно всех налоговых платежей, учитывая, что предприятия с годовым оборотом более 40 млн. швед. крон платят налоги и отчисления два раза в месяц (12 и 26 числа следующего месяца - соответственно уплата отчислений в социальные фонды, удержанного подоходного налога, а также НДС).

Платеж зачисляется на счет налогового органа - соответствующего налогового управления Швеции. Налоговые платежи могут также перечисляться по Интернету и при помощи других каналов связи. На основании налогового счета производятся сверки поступивших и выплаченных сумм налога.

Большое значение для налогообложения как внутри Швеции, так и в ЕС имеет регистрационный номер по НДС (VAT number), который является национальным регистрационным номером предприятия и присваивается каждой организации при ее регистрации в Швеции.

Шведский регистрационный номер предприятия по НДС состоит из 8 цифр, которые могут быть разделены тире (например, 556123-4567). Индивидуальные предприниматели не имеют регистрационного номер по НДС, но им присваивается персональный номер, состоящий также из 8 цифр, первые 4 из которых обозначают дату рождения физического лица.

При реализации товаров внутри ЕС за основу берется национальный регистрационный номер предприятия, к которому перед его цифровым показателем добавляется двузначный код страны - буквенное обозначение страны предприятия, а в конце номера - дополнительные 2 цифры. В итоге, если фирма является шведским предприятием, то ее номер может выглядеть следующим образом: SE556123456701.

ΙV. Контроль за уплатой НДС при торговле между странами ЕС. (Администрирование НДС при помощи электронных баз данных ЕС)

При контроле за уплатой НДС в случае реализации товаров между странами ЕС особое внимание уделяется как экспортным, так и импортным операциям. Если проданный шведским продавцом товар в момент продажи находится в Швеции, а затем доставляется покупателю в другую страну ЕС, то, как правило, считается, что товарооборот был произведен в Швеции и должен облагаться НДС в Швеции.

Для того чтобы товар не облагался НДС, должны выполняться следующие условия:

Покупатель должен быть из другой страны ЕС и иметь регистрационный номер по НДС, то есть покупатель должен быть зарегистрирован (поставлен на учет) как плательщик НДС в другой стране ЕС;

Товары должны быть физически вывезены из Швеции в другую страну ЕС.

Таким образом, выполняя эти условия по освобождению от уплаты НДС, продавец должен доказать, что на момент поставки товаров покупатель был зарегистрирован в другой стране ЕС как плательщик НДС, а товар был перевезен из Швеции в другую страну ЕС. Поэтому регистрационный номер покупателя по НДС всегда должен указываться в счете-фактуре.

Продавец должен знать регистрационный номер покупателя либо получить или потребовать сведения об этом номере и в случае сомнений в достоверности такого номера, характеризующего покупателя как плательщика НДС в другой стране ЕС, проверить полученные данные в налоговой инспекции или по круглосуточному телефону отдела обслуживания налогового управления.

Если выясняется недействительность регистрационного номера покупателя по НДС или покупатель не может указать регистрационный номер, считается, что покупатель не зарегистрирован как плательщик НДС и не может быть освобожден от его уплаты. Данный факт означает обязанность продавца уплатить в шведский бюджет НДС со всего оборота товара, а данная сделка квалифицируется как продажа товара внутри страны (в том числе в квартальной отчетности).

Для обоснованности возмещения НДС должны быть также представлены ГТД, транспортные документы и другие документы, подтверждающие поступление товара к покупателю, либо подтверждение или справка покупателя, если он сам вывез товар.

При проверке экспорта товаров налоговыми органами (а в случае судебного разбирательства и шведскими судами) обращается внимание не только на то, подтверждают ли представленные документы факт экспорта и относятся ли документы к данным товарам, но и на оценку реальности представленных данных. При этом шведские судебные органы лояльны по отношению к национальным налоговым органам и рассматривают всю цепочку перепродавцов, в которой, по мнению налогового органа, присутствует факт мошенничества.

При экспорте товаров шведские налогоплательщики обязаны сдавать квартальную отчетность, отражающую названные операции, а также те операции, в которых шведская сторона выступает в качестве перепродавца товара, покупатель и первоначальный продавец которого зарегистрированы в качестве плательщиков НДС соответственно в трех разных странах (например при перепродаже шведским лицом в Германию товара, приобретенного в Дании).

В этом случае шведский налогоплательщик должен указать регистрационный номер по НДС немецкого лица и сумму, полученную от продажи товара, в качестве стоимости трехсторонней сделки. Данные по экспортным сделкам отражаются также и в налоговой декларации.

Не имея возможности проверять все счета-фактуры, шведские налоговые органы осуществляют их выборочную проверку.

Одним из действенных способов контроля НДС является электронная отчетность в сумме сделки и другой информации.

Так, например, если шведская компания поставила товары иностранной фирме (в рамках стран ЕС) без НДС, но затем выясняется, что эта иностранная фирма снята с учета по НДС ранее момента поставки товаров, то шведская компания должна уплатить НДС и штрафные санкции в размере 20 % от суммы доначислений.

В случае если шведский покупатель товаров, закупленных у иностранного продавца (в рамках стран ЕС) и оплативший их без НДС, не поставил НДС на вычет, то налоговые органы делают запрос в соответствующий Центральный офис связи. Где работают 3-4 человека, расположен в г. Стокгольме и имеет по 1 представителю в каждом из 10 регионов Швеции, имеющем доступ к Международной базе данных ЕС (региональный уровень).

Для получения информации, хранящейся в этой базе, налоговый инспектор обращается к своему представителю в регионе с просьбой, оформленной в установленном порядке в виде запроса, который направляется через ГНС Швеции в Центральный офис связи. Запрос рассматривается в Центральном офисе связи в течение трех месяцев, но в исключительных случаях сроки рассмотрения запроса могут быть ограничены одним месяцем.

Таким образом, каждый налоговый инспектор имеет доступ к международной системе базы данных ЕС - «VIES». Вместе с тем право доступа шведских налоговых инспекторов к данной базе ограничено в зависимости от круга их обязанностей, то есть налоговый инспектор может запрашивать информацию только о налогоплательщиках, с которыми он работает.

Налоговая полиция, прокуратура и судебные органы Швеции могут обратиться к шведским налоговым органам с просьбой о предоставлении им информации, имеющейся в Международной системе базы данных ЕС - «VIES».

Получение такой информации может быть осуществлено двумя способами:

При помощи собственной системы выборки

Центральный офис связи представлении необходимой информации данной сделке (счета-фактуры, транспортные документы др.).

Использование шведскими налоговыми органами международной системы базы данных ЕС - «VIES», отслеживающей в рамках ЕС сделки налогоплательщиков, существенно облегчает контроль за НДС в Швеции. Однако налоговые органы Швеции в своей работе используют не только систему «VIES», но и другие электронные источники информации, в том числе национальные базы данных.

V. Национальная электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий

Национальная электронная система «PUMA» (Periodical selection system), построенная на принятой теории риска, является одной из программ, при помощи которых налоговые органы Швеции осуществляют контроль за уплатой НДС.

Поступающие от налогоплательщиков декларации сканируются и обрабатываются в двух центрах обработки данных, а затем полученные сведения направляются в систему «PUMA».

Обрабатывая около 5,5 млн. деклараций, Национальная электронная система «PUMA» хранит 600 видов информации по каждому налогоплательщику за последние 3 года. Такими показателями, носящими отдельный цифровой код, являются:

Суммарные показатели оборотов;

Даты регистрации и снятия с учета;

Данные о декларациях и др.

Каждый из 10 регионов Швеции имеет свой банк данных. Следует также иметь в виду, что система «PUMA» подпитывается информацией из 21 местной (внутренней) и 6 внешних систем (баз данных). Внутренними источниками информации являются данные квартальной отчетности и другие данные. Источниками информации 6 внешних систем являются базы данных:

Таможенных органов;

Дорожного управления (выдающего лицензии транспортным фирмам);

Государственного управления рынка труда;

Государственного страхового управления;

Патентного и регистрационного ведомства;

Лицензионного ведомства (лицензирующего деятельность ресторанов, баров и др.).

Национальная электронная система «PUMA» позволяет отвечать на запросы по выбору для проверки всех предприятий с определенным оборотом за конкретный период времени (например, по отбору организаций с оборотом свыше 10 млн. шведских крон за 1-й месяц 1999 года).

После ввода кода операций по НДС и задаваемого периода Национальная электронная система «PUMA» определяет в течение нескольких секунд количество таких предприятий, осуществляя пересчет миллионов декларационных документов, и выводит полный перечень всех найденных предприятий с указанием по каждому из них регистрационного номера по НДС, названия организации и суммы оборота.

Данная система позволяет производить поиск фирм, осуществлявших поставку товаров в другую страну ЕС (то есть без шведского НДС) на основе сверки с данными декларации. Запросы могут содержать многоуровневую структуру с ограничением по перечню лиц, подпадающих под задаваемые условия поиска.

Например поиск ограничивается только лицами с оборотами свыше 500 тыс. швед. крон за IV квартал 2000 года, у которых отсутствует ежеквартальная отчетность, и только теми из них, кто должен сдавать налоговые декларации в то или иное региональное налоговое управление.

При определении фирм, отвечающих условиям поиска, можно сравнивать данные деклараций по НДС и таможенных документов. Поскольку внешние базы данных других ведомств и внутренние базы консолидированы в Национальной электронной системе «PUMA», можно дополнительно узнать о суммах оборотов этих фирм, направлениях платежей на зарплату, сдаче отчетности, данных баланса и других данных из этих баз, не выходя из системы «PUMA».

Кроме того, возможен поиск предприятий без регистрационного номера по НДС в Швеции на основе поступающей отчетности из другой страны по сделкам со шведскими предприятиями и предпринимателями.

VΙ. Реформирование налоговой системы.

Сегодня на одного налогового инспектора Швеции приходится 12-13 тысяч граждан. Пока на деньги налогоплательщиков содержится 23 губернские (областные) инспекции, в 1998 г. их останется 21. Процесс реорганизации инспекций и сокращения штатов для нас актуален, поскольку Госналогслужба РФ тоже ставит задачи по оптимизации структуры и сокращению расходов.

При реформировании налоговой системы и реорганизации структуры налоговых органов шведы учитывают и постоянно меняющуюся температуру отношений с налогоплательщиками. Интересно, что по результатам социологического анализа 41 процент населения относится плохо к налоговой системе и только 9 процентов к налоговым органам.

Небольшая, но любопытная деталь: шведское Государственное налоговое управление подчиняется Министерству финансов Швеции, а коронные фогты управлению. Руководят налоговыми органами и службой взыскания долгов сейчас женщины.

Заключение

До начала 90-х годов Швеция считалась мировым лидером, как по ВВП, так и по размерам налоговых ставок. От такого жесткого налогового бремени стали падать темпы экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, сокращение инвестиций и перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому власти в 90-е годы провели реформу и были вынуждены принять серьезные меры по снижению налоговых ставок.

Исходя из анализа опыта западных стран по организации налоговой системы, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, играют огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.

Мы в России тоже жалуемся на чрезмерное налоговое бремя. В этом смысле есть сходство между двумя странами. Но отличие оказывается намного более существенным. В случае с Швецией налоги - это производное успешно функционирующей экономики. В наших же условиях налоги - средство удушения экономики. Парадоксы "шведской модели" сводятся не к финансовой или политической, а этической дилемме.

Для любой партии и политического лидера представляется само собой разумеющимся, что следует помогать детям за счет взрослых, больным - за счет здоровых, бедным - за счет богатых и т.д. Принцип солидарности вошел в кровь и плоть нации. Все понимают: система социальных гарантий, составляющая сердцевину общества всеобщего благосостояния, "народного дома", может существовать и развиваться только за счет налогов и эффективно функционирующей системы по их определению и сбору.

Налоговая система в Швеции не является чем-то косным и застывшим. Не успеет риксдаг поставить подпись под одним законом - правительство принимается за проект следующего. В обсуждении налоговых законопроектов меньше всего политических интриг или амбиций. В основе новаций кладутся реальные прогнозы и тенденции развития экономики на ближайшие годы. Согласно опубликованным недавно исследованиям влиятельного экспертного агентства США, Швеция находится на первом месте по росту производительности труда среди 12 наиболее развитых стран Европы и мира.

На первом месте Швеция и по конкурентоспособности крупнейших шведских индустриальных концернов. Налоговую систему страны можно образно сравнить с механизмом реле, который регулирует оптимальное взаимодействие между производством и распределением. На примере Швеции можно сделать вывод о том, что разумно построенная налоговая система, органично вписывающаяся во все общественно-государственные структуры, способна обеспечивать эффективность экономической модели даже вопреки достаточно высокому уровню налоговых изъятий.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Подоходный налог юридических лиц

Годовой совокупный доход от коммерческой деятельности облагается налогом в 22%.

Страховые взносы работодателя

Кроме зарплаты, работодатель должен платить подоходный налог (inkomstskatt) и страховые (социальные) взносы (arbetsgivaravgifter) за всех наёмных работников. Эти отчисления ежемесячно выплачиваются в Налоговую службу.

Ставка страховых взносов в 2015 году:
0% от валовой заработной платы работников, родившихся в 1937 году и ранее;
10,21% – для родившихся с 1938 по 1949 год;
25,46% – для родившихся в 1990 году или позднее;
31,42% – для всех остальных.

Страховые взносы работодателя в 1970–2015 гг.

Подоходный налог физических лиц

При поступлении на работу подписывается трудовой договор с работодателем. В нем указана брутто-зарплата работника, т. е. без вычета подоходного налога. Работодатель вычитает часть денег из заработка, чтобы заплатить подоходный налог. Остальные деньги выплачиваются работнику, который таким образом получает нетто-зарплату.

Годовой совокупный доход ниже 18 824 крон подоходным налогом не облагается.

При совокупном доходе в интервале от 18 824 до 443 300 крон нужно платить муниципальный налог. Ставки налога отличаются в разных муниципалитетах, обычно они составляют 29–35 процентов от брутто-зарплаты.

Муниципальный налог в Швеции

Код Лен 2000 2010 2014 2015
1 Стокгольм 28,67 30,48 30,37 30,53
3 Уппсала 30,76 31,81 32,18 32,25
4 Сёдерманланд 30,15 32,11 32,72 32,70
5 Эстергётланд 30,76 30,94 31,69 31,69
6 Йёнчёпинг 30,52 32,2 32,81 32,86
7 Крунуберг 31,04 31,72 32,35 32,34
8 Кальмар 31,60 32,21 32,96 32,98
9 Готланд 32,25 33,10 33,60 33,60
10 Блекинге 31,68 32,34 33,13 33,38
12 Сконе 29,46 30,69 31,15 31,24
13 Халланд 29,67 30,75 31,22 31,62
14 Вестра-Гёталанд 30,93 32,03 32,34 32,73
17 Вермланд 31,96 32,71 33,18 33,18
18 Эребру 31,64 32,08 32,82 32,84
19 Вестманланд 31,04 31,53 32,00 31,99
20 Даларна 31,97 33,31 33,80 33,81
21 Евлеборг 31,82 32,87 33,54 33,53
22 Вестерноррланд 32,39 33,37 33,45 33,45
23 Емтланд 32,01 33,23 33,49 33,49
24 Вестерботтен 32,25 33,13 33,64 33,66
25 Норрботтен 31,42 32,67 32,74 32,74

Минимальная ставка подоходного налога в 1930–2016 гг. (среднее значение)

При доходе от 443 300 до 629 200 крон нужно также платить государственный налог. Он составляет 20 процентов от дохода свыше 443 300 крон.

При доходе, превышающем 629 200 крон взимается дополнительный налог в размере 5 процентов от суммы, превышающей 629 200 крон.

Указанные данные действительны на 2015 год.

Доля налогов в ВВП в 1900–2015 гг.

Предпринимательский налог

Предприниматели тоже платят налоги, исходя из той суммы, которую они по предварительным расчетам могут заработать в течение года. Налоги выплачиваются раз в месяц.

Налог на добавленную стоимость

В Швеции большинство товаров и услуг облагаются НДС в 25 процентов. Некоторые товары и услуги имеют пониженную ставку в 12 процентов: продукты питания (кроме крепких алкогольных напитков), рестораны, гостиницы и кемпинги. 6% – газеты, книги, билеты в кино и театр, пассажирские перевозки, путешествия, концерты и спортивных мероприятия.

Некоторые услуги не облагаются НДС, например: здравоохранение, стоматология и медико-социальное обслуживание, образование, банковские услуги, полисы частного страхования, арендная плата за

Акцизные налоги и сборы

Акцизные сборы – это дополнительные налоги на некоторые виды товаров, например, алкогольные напитки и . Государство решает, какие товары облагаются акцизами. Чаще всего это изделия, опасные для окружающей среды или здоровья. Государство стремится таким образом повлиять на то, чтобы мы покупали и использовали эти товары в меньшем количестве.

Вы платите акцизные налоги и сборы за следующие товары:
топливо (бензин, нефтепродукты, уголь и жидкий газ)
электроэнергия
алкогольные напитки
табак и табачные изделия

Налоговая декларация

В налоговой декларации указаны данные о годовом заработке и сумме уплаченных в течение года налогов. Декларация должна подаваться в Налоговую службу ежегодно не позднее 2 мая. Налоговая служба получает информацию о ваших доходах в течение года от работодателя, страховых компаний и банков.

Налоговая служба присылает декларацию на дом. Необходимо проверить правильность указанных в ней данных. Затем ее можно подписать, действуя различными способами:
Поставить собственноручную подпись и послать декаларацию в Налоговую службу.
Послать эсэмэску по мобильному телефону.
Позвонить в Налоговую службу.
Оформить декларацию через Интернет с помощью кода на бланке.
Оформить декларацию через Интернет с помощью электронной подписи (e-legitimation).

Налог на телеприёмник

В соответствии со шведским законодательством, все владельцы телевизионных приёмников обязаны оплачивать лицензионный сбор за радио и телевидение. Из этого налога формируется бюджет шведских государственных теле- и радиокомпаний и т.д.

В 2015 году лицензионный сбор за телеприёмник составил 2076 крон в год.

  • 1.1 Эволюция взглядов на роль государства в развитии национальной экономики
  • 1.1.1 Теория меркантилизма (т. Манн, а.Монкретьен)
  • 1.1.2 Экономический либерализм – классическая теория невмешательства в экономику (а. Смит)
  • 1.1.3 Кейнсианская концепция активного вмешательства государства в экономику
  • 1.1.4 Неоклассическая теория монетаристов (м.Фридман)
  • 1.1.5 Государственный дирижизм (французская школа ф.Перру)
  • 1.1.6 Неокейнсианцы
  • 1.2 Объективная необходимость государственного вмешательства в экономические процессы на макро- и микроуровне. Основные цели и направления макроэкономической политики государства.
  • 1.3 Основные понятия: государственное регулирование, государственное управление, государственное вмешательство
  • Тема 2. Экономические функции государства
  • 1. Федеральные органы власти:
  • 2. Региональные органы власти:
  • 3. Муниципальные органы власти:
  • 2.1 Организационная структура законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (правительство рф, Гос.Дума, Совет Федераций)
  • 2.2 Функциональные задачи блока экономических министерств и ведомств правительства рф. (Мин.Финансов, мин. Экономического развития и торговли, мин. Промышленности)
  • 2.3 Методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов в народном хозяйстве
  • 1.2 Прямые (административные) методы
  • Система инструментов регулирования экономики
  • Тема 3. Модели государственного регулирования экономики XX века
  • 3.1 Система советского планирования, особенности, преимущества и недостатки
  • 3.2 Особенности европейской, азиатской и американской модели грэ. (опыт Франции, Швеции, Германии, ю.Кореи, сша, Канады и др)
  • Тема 4. Структура национального хозяйства и ее оптимизация
  • 4.1 Структуры в национальной экономики, виды структур, преобразование структуры хозяйства рф, структурная политика рф
  • 4.2 Межотраслевой баланс как инструмент обоснования структуры экономики.
  • 4.3 Анализ структуры внп – валового национального продукта рф и основных экономических показателей регионов России
  • Официальные данные Росстата о социально-экономическом положении субъектов в первом полугодии 2009 года.
  • Тема 5. Нтп и инновационная государственная политика
  • 5.1 Анализ научно-технической сферы в национальной экономике рф: технологические уклады
  • 5.2 Инновационная деятельность и ее показатели. Оценка научно-технического потенциала и показатели эффективности его использования в народном хозяйстве
  • Основные показатели инновационной деятельности России
  • Оценка по России научно-технического потенциала
  • 5.3 Инновационная политика в рф. Нормативно-правовая база в регулировании инновационной деятельности в рф, Нижегородской области
  • 2. Формирование государственной инновационной политики
  • 3. Государственная поддержка инновационной деятельности
  • 5.4 Функции ран, Министерства образования и науки рф
  • Тема 6. Регулирование инвестиционных процесов в народном хозяйстве
  • 6.1. Инвестиционный климат и его основные характеристики
  • 6.2. Инвестиционная деятельность: основные понятия и показатели, распределение инвестиций по отраслям и регионам России
  • 6.3. Инвестиционная политика в рф, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности
  • 6.4. Нормативно-правовая база регулирования инвестиций
  • 6.5. Федеральные и региональные инвестиционные программы: распределение бюджетных инвестиций по отраслям и регионам рф
  • 6.6. Методы оценки эффективности капитальных вложений в народном хозяйстве
  • Тема 7. Формирование конкурентной среды в национальной экономике
  • 7.1 Нормативно-правовая база регулирования монополий в народном хозяйстве Основные положения Федеральные законы, регулирующие монополии
  • Критика антимонопольного законодательства
  • 7.2 Органы государственного регулирования монополий
  • 7.3 Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельноститимонопольная политика, методы и инструменты регулирования монополий в нх
  • 7.4 Критерии определения степени монополизации рынков
  • 7.5 Малое предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (виды, законы, регулирующие деятельность). Государственная поддержка предпринимательства
  • Тема 8. Промышленные отходы и борьба с загрязнением окружающей среды
  • 8.1 Экологическое регулирование: методы и инструменты
  • 8.2 Органы государственного регулирования экологической сферы
  • 8.3 Экологическая экспертиза экономических проектов как инструмент регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
  • 8.4 Национальные проблемы захоронения вредных отходов производства
  • 8.5 Международная торговля «выбросами». Киотский протокол и его значение для России, другие нормативные акты
  • Тема 9. Экономическая интеграция хозяйствующих субъектов, регионов и национальных хозяйств
  • 9.1 Понятие и сущность внешнеэкономических связей и нешнеэкономической деятельности. Виды и формы внешнеэкономических связей
  • 9.2. Отличительные особенности развития внешнеэкономической деятельности в народном хозяйстве. Состояние внешнеэкономического комплекса народного хозяйства.
  • 9.3. Внешнеэкономическая политика. Направления, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Пути совершенствования внешнеэкономической политики.
  • 9.5. Возможности вступления в вто: преимущества и недостатки
  • Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
  • 10.1 Кредитно-денежная политика и кредитно-денежный инструментарий
  • 10.2 Характеристика денежных агрегатов
  • Динамика денежной массы в экономике
  • Структура рублевой денежной массы на 01.07.2009
  • Динамика основных показателей денежной системы
  • 10.3 Роль и место Центробанка и Минфина рф в национальной экономике России
  • 10.4 Роль государства в регулировании валютных курсов Устойчивость национальной валюты, валютный курс рубля
  • 10.5 Антиинфляционная политика
  • 10.6 Регулирование банковского сектора
  • Тема 11. Налоги и государственные финансы
  • 11.1 Фискальная политика и ее инструменты
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф
  • 11.3 Отечественный и зарубежный опыт налогообложения Налоговая система России
  • Налогообложение в сша
  • Налогообложение в Германии
  • Налогообложение в Швеции
  • 11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции
  • 11.5 Федеральное казначейство и его роль в национальной экономике
  • 11.6 Ситуация в налоговой сфере, собираемость налогов
  • Тема 12. Бюджетная национальная система
  • 12.1 Бюджетная политика и ее инструменты
  • 12.2 Процедура подготовки проекта государственного бюджета, его согласования и утверждения, органы власти, участвующие в нем. (Функции Минфина России)
  • 12.3 Сбалансированность госбюджета. Анализ госбюджета России текущего года: структура, уровни и динамика основных статей. Сбалансированность бюджета
  • 12.4 Проблемы государственного долга и их решение в перспективе
  • Тема 13. Институциональная политика и управление государственной собственностью
  • 13.1 Понятие госсектора и госсобственности
  • 13.2 Органы в структуре исполнительной власти, регулирующие госсектор
  • 13.3 Роль государства в приватизации и национализации госимущества в рф и зарубежный опыт
  • Опыт ваучерной приватизации
  • Опыт платной приватизации
  • Приватизация во Франции
  • Тема 14. Народонаселение и государственная демографическая политика
  • 14.1 Демографическая ситуация в рф и ее регулирование
  • 14.2 Оценка уровня и динамики жизненного уровня населения рф. Методика «Программы развития оон»
  • 14.3 Социальная политика: методы и инструменты регулирования социальной сферы Зарубежный опыт социальной политики государства. (Германия, страны Северной Европы)
  • Германия
  • Тема 15. Политика занятости и доходов населения
  • 15.1 Состояние рынка труда в рф, регулирование занятости и безработицы
  • 15.2 Органы регулирования рынка труда
  • 15.3 Регулирование доходов и уровня жизни населения. Единая тарифная система оплаты труда для работников бюджетной сферы
  • Тема 16. Регулирование системы здравоохранения и образования
  • Система здравоохранения Российской Федерации
  • Система образования Российской Федерации
  • 16.1 Структура и развитие системы здравоохранения
  • Расходы бюджетной системы российской федерации на здравоохранение, физическую культуру и спорт19
  • 16.2 Политика в сфере здравоохранения: методы и инструменты регулирования, реформа системы здравоохранения в рф
  • 16.3 Органы, регулирующие систему здравоохранения (Функции Минздравоохранения и социального развития рф)
  • 16.4 Структура и развитие системы образования
  • 16.5 Политика в сфере образования: методы и инструменты регулирования
  • 16.6 Органы, регулирующие систему образования, реформа системы образования в рф
  • Тема 17. Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение населения
  • Социальное страхование работающего и пенсионное обеспечение неработающего населения
  • Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, как и в Российской Федерации, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству державы, хотя считается свободным от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

    Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и обеспечивают проведение выборов.

    Налоговая система Швеции включает большое количество прямых и косвенных налогов и сборов. Основными прямыми налогами считаются казенный и районный подоходные налоги и казенный налог на собственность. Прямыми налогами также облагается наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Каждый работодатель выплачивает в казну социальные вклады, равные приблизительно 30% заработка любого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных, врачебных затрат и других социальных выплат.

    Вся прибыль от косвенного налогообложения имеет 2 ключевых источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

    Важная роль отводится таким косвенным налогам, как акцизы на сигареты и спиртное. Есть годовой налог на пользование собственным автотранспортом и разовый налог на его приобретение. Любопытная особенность: на любой бензоколонке висят объявления, уведомляющие шофера, что приблизительно 80 % цены литра топлива составляет налог.

    Швеция имеет соглашения приблизительно с 60 государствами об избежании двойного налогообложения прибыли и собственности.

    Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

    41 % - казенный и муниципальный подоходный налог (физические лица - с дохода от наемного труда, дохода с денежных средств; юридические лица - с выгоды от домашней деятельности);

    24 % - налог на добавленную стоимость;

    21 % - налог на заработную оплату (социальные вклады работодателей);

    3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность);

    Ежегодно в шведскую казну поступают в пределах 1000 млрд. шведских крон налоговых платежей.

    11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции

    Основным государственным органом, регулирующим налоговую систему в России, является Федеральная Налоговая Служба РФ (ФНС), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

    Согласно Положению о Федеральной Налоговой Службе от 30 сентября 2004 года ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

    Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

    ФНС РФ и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

    Структура Федеральной налоговой службы сложилась исходя из главной функциональной задачи всех уровней Службы - контроль за соблюдением налогового законодательства.

    Для реализации функции контроля за соблюдением налогового законодательства на всех уровнях системы ФНС созданы организационно-структурные подразделения, которые в зависимости от иерархии налоговых органов создаются в форме управлений или отделов.

    Анализ структуры налоговых органов позволяет выделить следующие группы подразделений в зависимости от функциональных задач в сфере налогового контроля. Первая группа - подразделения камеральных проверок - осуществляет камеральные налоговые проверки в отношении всех категорий налогоплательщиков. Таких подразделений в налоговых инспекциях может создаваться несколько. В отношении налогоплательщиков-организаций данные отделы осуществляют:

      камеральные налоговые проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления налогов и сборов по всем налогам;

      камеральные проверки правомерности применения ставки 0% по НДС и возмещения НДС;

      контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей за пользование природными ресурсами;

      контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Основные функции подразделений камеральных проверок в отношении налогоплательщиков-физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) включают:

      проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц;

      исчисление имущественных налогов с физических лиц в случаях, когда действующим законодательством такое исчисление возложено на налоговые органы (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);

      осуществление контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам.

    В обязанности подразделений камеральных проверок входит анализ и обобщение результатов их деятельности в целях выявления схем уклонения от уплаты налогов и выработки предложений по их предотвращению, отбор налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, представления материалов другим подразделениям налогового органа.

    Вторая группа - подразделения выездных налоговых проверок, функциональные обязанности которых заключаются в осуществлении планирования, предпроверочной подготовке и проведении выездных налоговых проверок налогоплательщиков и налоговых агентов, оформление результатов проводимых ими проверок, подготовка материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах для передачи в правоохранительные органы.

    Третья группа - подразделения контроля за налогообложением физических лиц, которые осуществляют в полном объеме налоговый контроль в сфере налогообложения физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей), в том числе:

      проведение всех видов камеральных налоговых проверок (включая контроль за соответствием расходов физических лиц их доходам);

      проведение выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей;

      возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

      проведение проверок налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.

    Кроме этого, на данное подразделение возлагается проверка налогоплательщиков по единому социальному налогу, исчисление которого тесно связано с фондом оплаты труда, в связи с чем проверки налогоплательщиков по единому социальному налогу и проверки налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц имеют одну и ту же документальную базу.

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Налоговая система России. Налог на прибыль предприятий и организаций. Подоходный налог с физических лиц. Налог на добавленную стоимость. Налог на имущество. Налог на землю. Акцизы. Таможенные пошлины.

      доклад , добавлен 28.03.2007

      Сущность и принципы налогообложения. Способы взимания и элементы налога, его функции. Виды налоговой системы: шедулярная и глобальная. Действующий порядок налогообложения подоходным налогом физических лиц. Плательщики налога на добавленную стоимость.

      контрольная работа , добавлен 26.05.2015

      Система формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств. Налоговая реформа в России. Реорганизация системы налогообложения доходов физических лиц. Подоходный налог с физических лиц, перспективы его развития.

      контрольная работа , добавлен 26.03.2013

      Налоговая база подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь. Особенности налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов. Применение социальных налоговых вычетов. Имущественные и профессиональные вычеты. Уплата подоходного налога.

      реферат , добавлен 15.11.2010

      Особенности налоговой системы Германии. Налоговая система Германии – принципы и построение. Подоходный налог. Налог с корпораций. Налог на добавленную стоимость. Промысловый налог. Земельный налог. Налог на имущество. Акцизы. Социальные отчисления.

      эссе , добавлен 07.05.2003

      Сущность, основные функции и виды налогов. Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации. Реформирование налоговой системы. Подоходный налог с физических лиц.

      курсовая работа , добавлен 21.07.2011

      Налоговая система Германии - принципы и построение. Подоходный налог. Налог с корпораций. Налог на добавленную стоимость. Промысловый налог. Земельный налог. Налог на имущество. Налог на наследство и дарение. Акцизы. Социальные отчисления.

      контрольная работа , добавлен 01.03.2002

      Общая характеристика налоговой системы Франции. Структура налоговой службы. Индивидуальный подоходный налог. Налог с наследств и дарений, на недвижимость (на земельные участки и на жилье), на бизнес, на добавленную стоимость, косвенные пошлины.

      контрольная работа , добавлен 24.05.2014