Международная экономическая интеграция. Сущность, причины возникновения международной экономической интеграции. Что такое интеграция

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции

Содержание и формы международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими «задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления .

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает опасность банкротств , а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля , совершенствуется правовая система , т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Факторы, определяющие интеграционные процессы

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

  • глобализация хозяйственной жизни;
  • углубление международного разделения труда (см. гл. 33);
  • общемировая по своему характеру научно-техническая революция;
  • повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала , современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства - образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США - на американском континенте, Япония и США - в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны - в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП усиливается предметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.

Фактор, стимулирующий интеграционные процессы -повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:

  • глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира, которая в 1995 г. составила 18% в среднем по миру);
  • ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;
  • конвертируемость национальных валют.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.

Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе .

Цели и эффекты интеграции

Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.

Если в ЕС показатель ВВП на душу населения составляет в среднем 22 тыс. долл., то в Болгарии - всего 1540 долл., Польше - 2400, Чехии - 3200, Венгрии - 3840, Словении - 7040 долл. "

" МЭМО. 1999. №3. С. 97.

Исходя из этого, Совет Евросоюза разработал для каждой из стран-претендентов специальную стратегию присоединения, разделив их на два эшелона.

Первая группа стран: Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония ведут индивидуальные переговоры с ЕС с 30 марта 1999 г. Предполагается, что расширение ЕС за счет этих стран начнется с 2003-2004 гг.; остальные - Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва будут находиться под наблюдением специальной Европейской конференции, и срок их вступления в ЕС не определен.

Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.

Присоединиться к ЕС в дальнейшем предполагают также Албания, Македония, Хорватия, Турция, состоящая в таможенном союзе с ЕС. Мальта в 1996 г. изменила свое решение о членстве в ЕС.

Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.

Однако реализация СПС в полной мере стала возможна лишь после ратификации его парламентами всех стран - членов ЕС и России, для чего потребовалось определенное время. Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. было подписано Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств государств , участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.

Евросоюз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5%-с США . При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрирос-сийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой политике, проводимой в отношении России.

Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели.

Особенности интеграции в Североамериканском регионе

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

В основе формирования торгово-экономических группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.

Интеграция в Латинской Америке

Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.

К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался но^ый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.

МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка -исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.

Стремление стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. договоре , который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.

С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки - Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.

Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки - создание Карибского общего рынка.

В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки приняты программы либерализации внешней торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран.

Механизм интеграции: пример ЕС

Западноевропейская интеграция с самого начала была процессом, идущим как снизу (на уровне фирм), так и сверху (на межгосударственном, наднациональном уровне).

Система управления ЕС

К настоящему времени произошло своеобразное разделение межгосударственных властей ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти .

Законодательным и представительным органом ЕС является Европейский парламент в количестве 626 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием граждан во всех государствах членах ЕС сроком на 5 лет. Парламент наделен большими полномочиями: он утверждает бюджет , контролирует деятельность Комиссии ЕС и может потребовать отставки всех ее членов путем вынесения вотума недоверия.

Система исполнительных органов включает: Европейский Совет (Евросовет), Совет министров и Европейскую комиссию (до провозглашения Евросоюза в 1994 г. - Комиссия Европейских сообществ, КЕС).

Европейский совет (Евросовет) имеет статус форума политического сотрудничества стран - членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран - членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса.

Совет министров, или Совет Европейского союза, состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие входящих в ЕС государств в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза. Голоса различных стран в Совете взвешены по их экономической мощи, и решения принимаются квалифицированным большинством. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая, Испания - восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и Швеция - по четыре, Дания, Финляндия и Ирландия - потри, Люксембург - два голоса.

Комиссия Европейского союза (Комиссия, КЕС) - исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов . Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима , деятельностью аграрного рынка , налоговой политикой и т.д. Она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного). Комиссия самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

Комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемых с согласия правительств стран-участниц и с одобрения Европейского парламента. Решения принимаются простым большинством голосов. Члены Комиссии независимы от своих правительств, контролируются Европарламентом. Срок пребывания в Комиссии - 5 лет. Аппарат Комиссии состоит из нескольких тысяч человек .

Директивы - законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран - членов ЕС.

Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют определенное юридическое значение.

В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран - членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не только не подчиняется национальным властям , но и обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.

В области внешнеторговой, аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции), налогового права (сближение систем налогов на прибыль , установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы.

Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:

  • вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
  • заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея);
  • сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.

Комиссия ЕС всегда действует в интересах защиты единого рынка. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты , противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность - субъектами системы права являются не только государства - члены ЕС, но и их граждане .

Финансы и бюджет ЕС

В настоящее время в ЕС действует единый структурный фонд, финансирующий региональные, социальные и аграрные межгосударственные программы поддержки отдельных регионов в зависимости от их принадлежности к той или иной группе «проблемных» территорий .

В 80-х гг. были разработаны И стали реализовываться четыре межгосударственные региональные программы по важнейшим отраслевым направлениям: «Стар», предусматривающая создание систем коммуникаций в отсталых районах; «Валорен», направленная на освоение энергетического потенциала этих районов; «Ренаваль» и «Резидер», ориентированные на подъем районов с традиционным судостроением и структурную переориентацию районов с развитой черной металлургией (Франция, Италия).

В 1990-1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных региональных программ, предусматривающих стимулирование угледобывающих районов, создание сетей электро- и газоснабжения в периферийных регионах, вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах и т.д.

Для успешной реализации региональной политики создан Региональный комитет, который регулирует прямые отношения между ЕС.и отдельными регионами, с тем чтобы придать им новый статус и ограничить влияние на них отдельных стран - членов ЕС. Так, возник ряд европейских регионов: Транс-Рейнский союз регионов, Транс-Ламаншский союз регионов. Успешно развиваются Транс-Альпийский и Транс-Пиренейский регионы. Внутри регионов ЕС стремится к развитию отстающих районов.

Подавляющая часть финансовых средств сосредоточивается в слаборазвитых районах, где ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. В соответствии с Маастрихтскими соглашениями создан Фонд содействия экономическому и социальному сближению наименее развитых стран, к которым относятся Греция, Испания, Ирландия, Португалия.

Совместная научно-техническая политика

На начальных этапах развития европейской интеграции совместные действия в области НИОКР осуществлялись главным образом в угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетике. В дальнейшем было введено среднесрочное планирование научно-технической деятельности на основе разработки и принятия «рамочных комплексных программ». Всего их три. Ныне (с 1995 г. по 2000 г.) реализуется третья комплексная программа. Все они направлены на усиление конкурентоспособности европейской промышленности в области новейших технологий на мировом рынке в противовес США и Японии.

В настоящее время научно-техническая политика возведена в ранг приоритетов ЕС . Институты ЕС активно формируют необходимую инфраструктуру и благоприятный инвестиционный климат для компаний, ориентирующихся на совместные действия в области НИОКР. Причем ЕС финансирует только те виды НИОКР, научные и технологические программы, которые отражают общие, а не национальные интересы.

Наиболее известными из научно-технических программ являются ЭСПРИТ (информационные технологии), БРИТЕ (внедрение новых технологий в обрабатывающую промышленность), РАСЕ (развитие телекоммуникаций). В реализации каждой программы задействованы многие компании различных отраслей и разных стран.

Большое значение имеет действующая с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы «Эврика», открытая и для других стран.

Совет министров иностранных дел, который согласовывает позиции стран - членов СНГ в отношениях с третьими странами в том случае, если правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования. Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма отношений в рамках Содружества;

Совет министров обороны, занимающийсярешением вопросов взаимоотношений стран - членов СНГ в военной сфере, в том числе касающихся общих операций по поддержанию мира, помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных отношений в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений и материалов;

Совет командующих погранвойсками, который согласовывает и реализует мероприятия по совместной охране внешних границ Содружества в том случае, если возникает такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении погранвойск.

Межпарламентская ассамблея состоит из представителей парламентов стран - членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации законов стран-членов, затрагивающих взаимные связи, организует обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках СНГ.

6. Каковы основные источники доходной части бюджета ЕС?

7. Существуют ли возможности и перспективы вхождения России в ЕС?

8. В чем специфика интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах?

9. Насколько реально формирование единой экономической группировки бывших союзных республик ?

10. Зачем России участвовать в СНГ? Может быть, проще иметь только двусторонние связи со всеми остальными странами - членами СНГ?

Читая эту главу, обратите внимание на следующие понятия:

экономическая интеграция

таможенный союз

общий рынок

международные экономические организации

Международная торговля и деятельность межнациональных корпораций, т.е. потоки товаров и капиталов, накрепко связывают экономику различных стран. Поэтому внешнеторговая политика одной страны косвенно затрагивает другие страны. Например, Япония проводит протекционистскую политику ограничения импорта. Поэтому американские товары не могут прорваться на японский рынок. В то же время США придерживаются политики свободной торговли и японские товары достаточно свободно проникают на внутренний американский рынок. В результате США имеют большой дефицит в торговле с Японией: импорт превышает экспорт. Поэтому в руках японцев накапливаются доллары, которые они вкладывают в строительство предприятий и скупку земельных участков в США. В прошлой главе мы видели, что от такой ситуации выигрывают одни американцы и проигрывают другие. Таким образом, японская внешнеторговая политика самым серьезным образом сказывается на экономике США.

Возьмем другой пример из области внутренней экономической политики: какая-то страна, предположим Франция, решила бороться с инфляцией. Для этого, как мы знаем, Центральный банк обычно проводит жесткую кредитно-денежную политику, которая ведет к росту процентной ставки за кредиты, предоставляемые банками. В таких случаях повышается и процент, который банк уплачивает по вкладам, т.е. во Франции становится выгодно вкладывать деньги в банки. Тогда иностранцы будут переводить свои средства во французские банки, которые в результате смогут увеличить кредитную эмиссию. В результате денежная масса во Франции возрастет, что противоречит целям антиинфляционной политики.

Эти примеры показывают, что необходимо определенное согласование внешнеторговой и прочей экономической политики между государствами, особенно в тех случаях, когда их экономики особенно тесно связаны между собой. Такие связи наиболее сильны между государствами одного географического региона. Поэтому между ними иногда возникает экономическая интеграция (объединение). Так, большинство развитых стран Западной Европы входят в Европейский Союз (ЕС), который до 1993 г. назывался Европейскими сообществами (важнейшим из них было Европейское экономическое сообщество - ЕЭС, или "Общий рынок"). В 1957 г., когда образовалась эта организация, в нее входило только шесть стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург. Впоследствии, когда Европейское экономическое сообщество укрепилось, в него вступили Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания и Португалия. Сейчас своей очереди вступить в ЕС дожидаются Австрия, Швеция и Финляндия. Первоначально основная цель сообщества заключалась в создании таможенного союза - отмены таможенных пошлин и квот при торговле между странами сообщества. Эта цель была достигнута уже в 1968 г. Кроме того, удалось договориться о согласовании важнейших мер макроэкономической политики и проведении единой торговой политики по отношению к другим странам - никто из стран-членов ЕС не может предоставить государству, не входящему в ЕС, какие-либо односторонние скидки и преимущества.

К началу 90-х годов были созданы условия для свободного перемещения между странами ЕС не только товаров, но и услуг, труда и капитала - рынок действительно стал общим. С 1 января 1993 г. ЕС объявил себя единым рыночным пространством без внутренних границ. Это означает, что товары, услуги, капиталы могут свободно обращаться внутри всего союза, как на территории одной страны. Для жителей государств-членов ЕС единое пространство означает, что они могут не только свободно путешествовать, не задерживаясь при пересечении границ, но и жить и работать в любой стране ЕС по собственному усмотрению. Каждое государство гарантирует им одинаковые права и возможности. Фирмы могут продавать свою продукцию также в любой из стран ЕС; при этом они избавлены от таможенных процедур и других формальностей. Новые возможности открылись и в банковской сфере. Теперь можно вкладывать деньги в любой банк, находящийся в едином пространстве. Создание единого пространства также является началом новой ступени европейской интеграции - строительства полного политического и экономического союза с переходом к единой денежной единице (экю).

Несмотря на впечатляющие успехи экономической интеграции западноевропейских стран (лучше всего о них говорит желание новых стран стать членами ЕС - см. 23.1), между членами союза постоянно возникают разногласия, особенно по поводу сельскохозяйственной политики (такие страны, как Греция, Испания, Италия, Франция, заинтересованы в свободной торговле своими дешевыми сельскохозяйственными продуктами на всей территории ЕС, тогда как Англия и Германия ограничивают ее, справедливо опасаясь, что их фермеры не выдержат свободной конкуренции). Большие проблемы возникают в связи с тем, что некоторые страны или отдельные регионы стран-участниц ЕС (Ирландия, Греция, Португалия, Италия) отстают от других по уровню экономического развития. Иными словами, каждая страна стремится по возможности уберечь от свободной конкуренции свои наиболее отсталые отрасли и регионы, добиваясь максимальной свободы для наиболее сильных.

Но несмотря на это, страны-члены ЕС все же находят компромиссные решения (например, более развитые страны отчисляют средства в фонд развития отсталых регионов), и экономическая интеграция в рамках ЕС углубляется.

Итак, ЕС проводит политику максимальной свободы торговли между своими членами и в то же время протекционистскую политику в отношении других стран, которая укрепляет позиции западноевропейских стран в конкуренции с США и Японией.

В свою очередь страны Северной Америки: США, Канада и Мексика - в 1993 г. заключили Северо-Американское соглашение о свободной торговле (между США и Канадой такое соглашение существовало и раньше). В настоящее время по этому поводу ведется много споров. Многие американские специалисты опасаются, что после отмены ограничений на торговлю с Мексикой фирмы США переведут свои фабрики в эту страну, где труд стоит в несколько раз дешевле. Другие возражают им, указывая на богатые возможности мексиканского рынка для американских экспортеров

Экономическая интеграция, хотя и не такая глубокая, как в ЕС, существует и в других регионах мира: Центральной и Южной Америке, Восточной Африке, Юго-Восточной Азии.

Вообще, помощь слаборазвитым и бывшим социалистическим странам преследует и экономические и политические цели. Это вовсе не чистая благотворительность, бескорыстная помощь сильных слабым: страны, попадающие в тяжелое финансовое положение, перестают платить долги, прибегают к протекционистским мерам, а это наносит большой ущерб интересам сильных стран. Поддерживать со страной долгосрочное экономическое сотрудничество выгоднее, чем дать ей разориться и потом иметь дело с несостоятельным должником. В то же время, конечно, экономическая помощь делает страну, которой она предоставляется, политическим союзником, а не врагом.

Помощь этих и других международных организаций имеет важное значение для бывших социалистических стран, поставивших перед собой труднейшую задачу перейти от командной к рыночной экономике, хотя ее, конечно, явно недостаточно, чтобы решить все их проблемы

A. Торговля и перелив капитала между странами усиливают взаимозависимость их экономик. Для укрепления положительных и уменьшения отрицательных последствий такого влияния и проведения скоординированной экономической политики страны, особенно относящиеся к одному региону, осуществляют экономическую интеграцию.

Б. Политические факторы часто снижают эффективность экономической интеграции и внешнеэкономических связей.

B. Для выражения общих интересов всех стран создаются международные экономические организации (ГАТТ, МВФ, Мировой банк и пр.). Помощь отдельным странам, осуществляемая этими организациями, нацелена на развитие в них рыночной экономики и носит взаимовыгодный характер.

Вопросы темы:

1. Сущность международной экономической интеграции.

2. Развитие интеграции в Западной Европе.

3. Развитие интеграции в Америке, Азии, Африке.

4. Развитие интеграции в странах СНГ .

Сущность международной экономической интеграции.

Углубление МРТ, интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведут к развитию международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция - это процесс объединения экономик разных стран в единый хозяйственный механизм на основе постоянных, устойчивых экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования этих стран.

Между странами-участницами интеграции осуществляется более интенсивный обмен товарами, услугами, технологиями, капиталами, рабочей силой. Более интенсивно идет процесс концентрации и централизации производства. В результате происходит создание целостных хозяйственных региональных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми институтами, едиными органами управления. В мире насчитывается более 60 интеграционных группировок.

Ведущую роль в процессе международной экономической интеграции играют интересы фирм, стремящихся к выходу за рамки национальных границ. Расширение рынков сбыта способствует развитию международной торговли, а это, в свою очередь, ведёт к увеличению объёмов производства, инвестиций , к общему экономическому росту и увеличению прибыли. Одновременно меняется хозяйственная структура стран - малоэффективные фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают своё существование, а эффективные фирмы, напротив, укрепляют свои позиции на внутреннем и на международном рынке, повышают степень рентабельности своей хоз. деятельности.

Признаками интеграции являются:

Взаимопроникновение и переплетение национального производственного процесса;

Широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе прогрессивного опыта;

Глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

Необходимость в целенаправленном регулировании интеграционных процессов, в разработке скоординированной экономической стратегии и политики.

Предпосылки международной экономической интеграции - близость уровней экономического развития и степень рыночной зрелости стран-участниц; географическая близость интегрирующихся стран, наличие общих границ; общее историческое прошлое; общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования и регулирования экономики.

Формы (стадии) интеграции:

1. Преференциальные торговые соглашения - это начальная стадия интеграции, при которой страны-участницы снижают друг другу таможенные пошлины по сравнению с третьими странами.


2. Зона свободной торговли - это стадия интеграции, при которой страны договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и ограничений, но каждая из которых проводит собственную торгово-экономическую политику по отношению к третьим странам.

3. Таможенный союз - объединение стран, договор не только об устранении таможенных барьеров, но и об установлении единых таможенных правил по отношению к странам, не входящим в союз.

4. Общий рынок - предполагает свободное движение всех факторов производства: рабочей силы, капитала, а также координацию межгосударственной экономической политики.

5. Экономический союз - согласование и координация экономической политики стран, создание наднациональных органов управления.

6. Полная экономическая интеграция - проведение единой экономической политики, унификация (сведение к единым нормам) правового законодательства, проведение единой валютной политики.

Участие в международной экономической интеграции обеспечивает странам положительные экономические эффекты: интеграционное сотрудничество дает более широкий доступ к различным ресурсам (трудовым, финансовым, технологическим); защита от конкуренции со стороны третьих стран, не входящих в интеграционную группировку.

Отрицательные стороны интеграции: недополучение доходов в государственный бюджет из-за устранения таможенных пошлин, теряется часть национального суверенитета, дискриминация по отношению к третьим странам.

Развитие интеграции в Западной Европе.

Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.

Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 - 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии - организация экономического сотрудничества и развития. Был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере.

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Е вропейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран.

К концу 60-х годов был создан таможенный союз : отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).

С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система , объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы. В 1987 г. вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе , которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический. Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. В 2000-е годы дважды произошло расширение ЕС. В 2004 году новыми членами ЕС стало 10 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Кипр, в 2007 году - Болгария и Мальта. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 27 европейских стран.

Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования. Основными органами управления ЕС являются Совет ЕС, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк.

Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство , т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества. Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.

Сегодня на долю ЕС приходится примерно 20% мирового ВВП (в том числе на долю 11 старых стран-участниц валютного союза - 15,5%), более 40% мировой торговли. С одной стороны, ЕС вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет ЕС достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой ЕС создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.

Развитие интеграции в Америке, Азии, Африке.

Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Северной, Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов.

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА) . Был заключен договор между США, Канадой и Мексикой, вступивший в силу 1 января 1994г. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.

Основные положения соглашения включают: отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике; создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров - сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются условия для свободного движения товаров и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.

В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов, интеграционный процесс формируется главным образом не на государственном, а на корпоративном и отраслевом уровнях.

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР . Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке посредством заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы в начале XXI века будут отменены.Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе.

В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ ) создана в 1980г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС . Это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона, была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г.- Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. АТЭС сегодня - это самый быстро развивающийся регион мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 - США и 71 - Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. По некоторым оценкам, в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении более 40 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) , создана в 1967г. В неё входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. В июле 1997г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планахАСЕАН - снизить таможенные пошлины стран - участниц.

Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.

Развитие интеграции в странах СНГ.

Не остаются в стороне от интеграционных процессов и государства, образовавшиеся на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Государствами-членами СНГ явились Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ. СНГ - это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционируют политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

Цели создания СНГ: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию стран-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения; мирное урегулирование споров и конфликтов между странами-членами.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция.

На пространстве СНГ сформировалось несколько интеграционных группировок:

1. Организация Договора о коллективной безопасности ) , в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (готовятся документы для вступления Узбекистана). Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

2. Евразийское экономическое сообщество ) - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 года с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 года Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

3. Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС ) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т.е. фактически решено упразднить ЦАС.

4. Единое экономическое пространство (ЕЭП ) - Беларусь, Казахстан, Россия. Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003г.

5. ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами, организация создана в октябре 1997 года.

6. Союзное государство России и Беларуси. Развиваются (углубляются) интеграционные процессы между Беларусью и Россией, начавшиеся в декабре 1990 г. Так, в 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (в 1997 г. - договор о создании Союза Беларуси и России). Страны решили на добровольной основе образовать интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов. Межрегиональное сотрудничество стало основным руслом, по которому движется поток белорусских и российских товаров, осуществляются межгосударственные кооперационные поставки и прямые связи между субъектами хозяйствования.

Сегодня доля России в общем объеме внешней торговли РБ составляет около 60%. Беларусь также является одним из торговых партнеров РФ. Подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации о реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений, определило основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России. В настоящее время определена структура высших органов, организационно-правовые основы Союзного государства.

Развитие белорусско-российских интеграционных процессов осуществляется в различных сферах (политической, экономической, бюджетно-кредитной, экологии, социальной, научно-техническом сотрудничестве и др.) Важное значение имело принятие союзного бюджета. Осуществляется постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, и, в частности, трудоустройство, оплата труда граждан обоих государств. Для защиты экономических интересов союза создан таможенный комитет - объединенная служба управления таможенными структурами. Он занимается организацией и совершенствованием таможенного дела, разработкой и применением унифицированной нормативно-правовой базы.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами. СНГ выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся разносторонние связи. Очевидно, СНГ и в дальнейшем будет существовать как полезный форум для консультаций, вырабатывающий механизм сближения и согласования интересов.

В ходе встреч на высшем уровне будут предприниматься попытки повысить эффективность взаимодействия, совершенствовать структуру и деятельность межгосударственных институтов, развивать сотрудничество в отдельных сферах деятельности. Эффективная интеграция постсоветских государств будет развиваться на основе взаимной выгоды, совершенствования и развития потенциала рыночных отношений как внутри, так и между государствами.

Сегодня в экономике очевидно прослеживаются две тенденции: усиление его планомерная глобализация и экономическое сближение стран на региональном уровне.

Экономическая интеграция - это объединение стран на политическом и экономическом уровне путем создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путем создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путем согласования национальных политик.

Экономическая интеграция микро- и макроуровня требует государственного регулирования, а в ряде случаев - и надгосударственного. Целью подобного регулирования является обеспечение свободного движения товаров, денежных капиталов и труда (рабочей силы) между разными странами; проведение совместной экономической, финансовой, валютной, социальной, научно-технической, оборонительной и внешней политики. В итоге создаются целостные хозяйственные комплексы с единой инфраструктурой, общими финансовыми фондами и органами межгосударственного управления.

Экономическая интеграция развивается под воздействием сочетания многих факторов. Среди них наиболее существенными являются следующие: глобализация хозяйств, развитие разделение труда на международном уровне, открытость национальных экономик. Все названные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самыми быстрыми темпами экономическая интеграция проходит на региональном уровне. Поэтому сегодня главной тенденцией глобализации хозяйств является процесс образования вокруг определенных стран интеграционных зон и мегаблоков. Примерами могут служить США на территории американского континента, Япония в союзе с США - в Тихоокеанском регионе, наиболее Запада.

Экономическая интеграция предъявляет к национальным экономикам требование повышения их открытости. Это подразумевает их более глубокую втянутость в систему международных отношений, ослабление ограничений на перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала между странами, конвертируемость их валют.

Какие формы экономической интеграции существуют? Наиболее простой формой является зона в которой снимаются ограничения между участниками (странами). В отношениях с третьими странами допускается проведение самостоятельной политики. С этой формы начинался ЕС, сегодня на этой стадии развития находится Латиноамериканский регион.

Следующая форма - таможенный союз, которая наряду с зоной требует установления единого тарифа для ведения торговли и общей внешней политики по отношению к не входящим в союз странам. Часто таможенный союз дополняется платежным, что облегчает конвертируемость валют и хождение единой денежной единицы.

Более сложная форма - общий рынок, который обеспечивает устранение препятствий при перемещении производственных факторов и согласование экономической политики с целью выравнивания показателей стран. При такой форме интеграции создаются общие (наднациональные) органы управления и формируется единое экономическое, информационное и правовое пространство.

На более высоком уровне развития образуются экономические (единая экономическая политика) и валютные (совместное хождение национальных валют, фиксированные курсы, затем создание единой валюты и банка) союзы. Эти формы характерны только для стран Западной Европы.

Последняя форма - пол-ная эко-но-ми-че-ская ин-те-гра-ция, при которой унифицируется законодательная база, устанавливаются единые стандарты, трудовое законодательство и т.д.