Кто проектирует заполярье нпс пур пе. Завершается строительство арктических объектов нефтепровода Заполярье – ​Пурпе

Трубопроводная система "Заполярье-Пурпе"

Проектная мощность второго участка - нефтепровода "Заполярье–Пурпе" составляет 45 млн тонн в год. Общая протяженность нефтепровода составляет около 500 км. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы. Предполагается поэтапный ввод нефтепровода в эксплуатацию: 1 этап - в декабре 2013 г., 2 этап – в декабре 2014 г., 3 этап – в декабре 2015 г.

Главная нефтеперекачивающая станция №1 с ЛЭС

Главная нефтеперекачивающая станция – самая северная точка нефтепровода Заполярье-Пурпе. Летом сюда добраться можно только на вертолете, из-за исключительно подвижного грунта. Поэтому всю необходимую технику для строительства ВЕЛЕССТРОЙ завозил еще зимой. Погодные условия также не балуют строителей. Летом солнце сутками не заходит за горизонт, но средняя температура не поднимается выше 5-11 градусов. Зимой морозы до -45, а если и теплеет, то до -20 С. Основная задача перед генподрядчиком ООО «Велесстрой» - сооружение восьми вертикальных стальных резервуаров с понтонной крышей, емкостью 20 000 м3. Как и все объекты на ГНПС, резервуары устанавливаются на сваи. Под один резервуар требуется порядка пятисот свай. За сутки рабочие ВЕЛЕССТРОЙ успевают установить где-то 300. Ростверк фундамента резервуаров поднят над землей на 1.5 м, сваи уходят в глубину на 12 м, термостабилизаторы – на 15. На объекте ВЕЛЕССТРОЙ также провел работы по строительству и монтажу подпорной насосной станции, семи резервуаров для хранения топлива различной емкости, четырех резервуаров противопожарного запаса воды, пожарное депо, насосной станции пожаротушения, кабельной эстакады, операторной, дизельной электростанции, технологического трубопровода и другое.

Нефтеперекачивающая станция №2

НПС-2 находится южнее ГНПС-1, на 152-м километре трассы. По проекту, на данной НПСке ВЕЛЕССТРОЙ возводит 10 вертикальных стальных резервуаров с понтонной крышей. Как и на главной нефтеперекачивающей станции, на НПС-2 есть проблемы с мерзлотой. Во избежание растопления грунта под резервуарами, рядом с каждой сваей устанавливается термостабилизатор. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ проводит работы по строительству десяти резервуаров для хранения топлива разной емкости, организует строительно-монтажные работы по сборке служебно-бытового корпуса, насосных пожаротушения и для приема воды, занимается устройством дорог.

Линейная часть 44 км

В рамках инвестиционного проекта «Заполярье – НПС Пурпе» ВЕЛЕССТРОЙ выполняет строительно-монтажные работы в т.ч.наземная и подземная прокладка трубопроводов, строительство вольтрассовой ВЛ 10кВ, строительство узлов запорной арматуры и вантузов объекта линейной части 3-й очереди трубопроводной системы на участке км 0 – км 44,56. Во время проведения инженерных изысканий было выявлено, что прокладывать трубы придется в крайне сложных геологических условиях, из-за так называемых нестабильных грунтов, например мелкольдистых. Они, то долгое время сохраняются в замерзшем состоянии, то при потеплении на несколько градусов превращаются в железообразную массу, теряя несущую способность. Чтобы гарантировать надежность нефтепровода, решили вести его над землей, поместив трубу с дополнительным теплоизолирующим слоем на свайные основания. Чтобы предотвратить потерю тепла при транспортировке нефти, все трубы оснащены специальной изоляцией.

Трубопроводная система НПС "Пурпе"- ЛПДС "Самотлор"

Трубопроводная система НПС "Пурпе"-ЛПДС "Самотлор" В 2010-2011 был реализован проект, результатом которого стало увеличение до 25 млн тонн в год поставок нефти из Ямало-Ненецкого автономного округа и северной части Красноярского края. Для этого по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов было проложено более 400 километров трубопроводов, реконструированы нефтеперерабатывающие станции “Пурпе” и “Самоотлор”, построены объекты энергетического и технологического сопровождения. Все эти работы велись в рамках строительства нефтепровода "Пурпе - Самотлор" - первой части глобального проекта создания магистрального нефтепровода "Заполярье - Пурпе - Самотлор". Второй участок - "Заполярье–Пурпе" - будет иметь протяженность около 500 километров и мощность около 45 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию планируется в конце 2015 года. Нефтепровод "Пурпе - Самотлор" позволил увеличить поставки нефти с Ванкорского месторождения в систему "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), а оттуда - на мировые рынки или нефтеперерабатывающие заводы России. Строительство в дальнейшем дополнительных промежуточных нефтеперерабатывающих станций поднимет мощность готового участка вдвое - до 50 млн тонн в год

Участие ООО «Велесстрой» в строительстве нефтепровода "Пурпе - Самотлор" В реализации проекта строительства нефтепровода "Пурпе-Самотлор", где треть всех территорий трассы составляли болота и заболоченные участки, могли участвовать только компании, имеющие опыт преодоления водных преград, работы со сложными грунтами, осушения болотистых местностей. ВЕЛЕССТРОЙ, умеющий применять передовые технологии и сложную строительную технику, организовать процессы в сложных природных условиях, успешно справился с поставленными задачами. В дополнение к обязательному соблюдению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, специалисты ООО “Велесстрой” на всех этапах - от проектирования до ввода в эксплуатацию - применяли повышенные нормы промышленной и экологической безопасности.

Промежуточная Нефтеперекачивающая станция №2 Вынгапур

Промежуточная нефтеперекачивающая станция «Вынгапур» - современнейший объект, оснащенный по последнему слову техники, построенный в тундре. ВЕЛЕССТРОЙ провел работу по строительству и монтажу магистральной насосной, что, конечно, является сердцем станции, операторной, в которой в реальном времени показаны все данные о давлении, температуре, вибрации в НПС и прочие показатели. Возвел закрытую стоянку техники, пожарное депо, котельную, столовую, помещение для закрытого распределительного устройства и многое другое. Что хочется отдельно отметить про НПС: во-первых, 90% оборудования в насосной станции – отечественные. А, во-вторых, при строительстве станции заказчик и ВЕЛЕССТРОЙ особое внимание уделяли экологической безопасности транспортировки нефти: насосы были оборудованы системой контроля утечек, а в помещении станции имеются датчики загазованности.

Нефтеперекачивающая станция Пурпе

Нефтеперекачивающая станция Пурпе - начальный пункт нефтепровода Пурпе-Самотлор. Находится станция в Пуровском районе Ямальского края. Выполняя функцию генерального подрядчика в 2010-2011 гг., ВЕЛЕССТРОЙ выполнил комплекс работ по строительству четырех резервуаров, объемом 20000 м3, здание магистральной насосной, насосную станцию пожаротушения, насосную водоснабжения, топливозаправочный пункт, строительство инженерных сетей и сетей связи, провел работы по монтажу технологического оборудования, электроснабжения.

Нефтеперекачивающая станция Пурпе - Расширение

Из-за невозможности расширения резервуарного парка на действующей НПС Пурпе, которую ООО «Велесстрой» строил несколько лет назад, компании пришлось сооружать новую нефтеперекачивающую станцию, которая находится в трех километрах от существующей. Сегодня ВЕЛЕССТРОЙ проводит строительно-монтажные работы, в т.ч. сооружение/демонтаж Временных зданий и сооружений; проведение работ по вскрытию пересечений коммуникаций и сетей сторонних организаций, их техническое освидетельствование с привлечением специализированной организации и прочее; выполнение пуско-наладочных работ; проведение работ по рекультивации нарушенных земель.

Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»

Первый шов нефтепровода «Пурпе-Самотлор» был сварен 11 марта 2010 г., а уже 25 октября 2011 г. на торжественной церемонии в Ноябрьске нефтепровод был запущен в эксплуатацию. Трасса протяжённостью 430 км. и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. является частью трубопроводной системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор». Нефтепровод соединил грузопотоки нефти с месторождений средней части Пуровского района Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России. Инвестиции компании Транснефть составили около 55 млрд руб. Чуть меньше половины трассы проходит в пределах Пуровского района начинаясь в Пурпе и заканчиваясь в Ноябрьске. На нефтепроводе последовательно построены три НПС: НПС «Пурпе», НПС «Вынгапуровская» (г.Ноябрьск), НПС «Самотлор» (г.Нижневартовск).

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»

«Заполярье — Пурпе — Самотлор» — самый северный российский нефтепровод длиной около 900 км. Это кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» является вторым этапом проекта. Его мощность 45 млн. тонн в год, протяженность 488 км, реализуется он в несколько этапов с юга на север:

I очередь — участок от г.Тарко-Сале до п.Пурпе;

II очередь-участок от п. Новозаполярный до г.Тарко-Сале;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до п. Новозаполярный.

Завершение строительства намечено на 2016 год. После ввода нефтепровода в эксплуатацию на территории ЯНАО появится свыше тысячи новых рабочих мест.

Объекты нефтепровода сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надёжный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемёрзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.

Самая главная сложность проекта в том, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике «Транснефти» проложена не традиционным подземным способом, а над землей — на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы, на НПС нефть подогревают до 60 ° С, на вечномерзлые грунты.

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Зимой 2014-15гг. главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС № 1 «Заполярье» до НПС № 2 «Коротчаево». Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идёт над землей.

Сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объёме. На ГНПС N 1 «Заполярье» завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти — объёмом 20 тыс. куб. м каждый.

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди завершено строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи, монтаж волоконно-оптической линии связи.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь — это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идёт под землей, а другая половина — над ней, ведь севернее п.Пурпе уже встречаются островки мёрзлого и талого грунта.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменяется тазовской тундрой.

Одними из самых сложных этапов строительства стали подводные переходы через р.Пурпе и судоходные реки Пур и Таз. Например, в пойме Таза находится много стариц, озёр и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. Поэтому полная протяжённость перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. На всём этом участке труба идёт под землёй.

Инвестпроект по строительству нефтепровода предусматривает возведение объектов, в том числе социальной и транспортной инфраструктуры. Главным из них является строительство моста через реку Пур между Коротчаево и Уренгоем. Открытие моста станет новой страницей и в истории Тазовского района, иначе объекты нефтепровода, месторождения и посёлки района будут по прежнему отрезаны от основных транспортных потоков строптивым Пуром.

Отдельного внимания заслуживает нефтеперекачивающая станция «Пурпе» , расположенная недалеко от одноимённого посёлка. До начала реализации инвестиционного проекта «Заполярье-Пурпе-Самотлор» она была небольшой станцией на задворках Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов. Станция, введённая в эксплуатацию в 1994 г., сегодня находится в постоянном развитии. В рамках реализации инвестиционного проекта НПС была значительно расширена, возведены десятки объектов. В несколько раз увеличился резервуарный парк станции. Так, к существующим двум резервуарам для хранения нефти объёмом по 20 тысяч м 3 каждый добавилось ещё пять, а также два РВС-5000 м 3 . В итоге суммарный объём резервуарного парка составляет 150 тысяч кубометров.

В рамках строительства возведена вторая нефтеперекачивающая станция с пунктом подогрева нефти. Он предназначен для подогрева нефти до определённой температуры. Лишь после этого углеводородное сырьё будет подаваться на НПС-3, строительство которой ведётся в трёх километрах от действующей площадки.

Сегодня НПС «Пурпе» это современная, стремительно развивающаяся ЛПДС. Она пока ещё является самой северной нефтеперекачивающей станцией ОАО «Сибнефтепровод». Но уже совсем скоро заработают магистральные и подпорные насосы двух НПС: НПС «Коротчаево» и головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) № 1 «Заполярье» расположенных за полярным кругом.

Продуктопровод «Пуровский ЗПК-Ноябрьск-Пыть-Ях-Тобольск»

Строительство продуктопровода стартовало в 2012 г. на Ноябрьской наливной железнодорожной эстакаде, именно тогда прошёл торжественный стык труб в рамках намечаемого строительства.

Протяжённость продуктопровода составляет 1100 километров, инвестиции 63 млрд. рублей. Пропускная способность продуктопровода на участке от Пуровского ЗПК до наливной эстакады в Ноябрьске составляет 4 млн.т. в год, на участке от Ноябрьска до Пыть-Яха — около 5,5 млн.т. в год, а на участке Пыть-Ях-Тобольск — 8 млн.т. в год. Помимо этого, новый продуктопровод дублируется ранее существующими сетями Ямала и Югры. Его ввод позволил компании полностью отказаться от использования сетей Газпрома при транспортировке ШФЛУ, продукта переработки ПНГ. Завершение проекта состоялось в августе 2014 г. в Тобольске.

Газопровод «Бованенково-Ухта»

Решение о строительстве газопровода длиной 1100 км. и производительностью 140 млрд. м³ для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в октябре 2012 г. Полностью завершить строительство системы магистральных газопроводов планируется в 2016 году.

Нефтеналивной терминал «Мыс Каменный»

В сентябре 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции наливного терминала в акватории Обской губы в районе п.Мыс Каменный на полуострове Ямал. Терминал предназначен для круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для обеспечения работы Арктического терминала на берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура для отгрузки нефти: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции Общая высота термилала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн в год.

Северный оптический поток

Северный оптический поток — это магистральная линия связи, протянувшаяся на 3,5 тысячи километров от Екатеринбурга через Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду, её стоимость составила более 10 млрд. рублей. Общая протяженность оптических линий связи, функционирующих в системе Северного оптического потока — 14699 км. Более 3,5 миллионов абонентов получают услуги связи благодаря Северному оптическому потоку.

Строителям линии приходилось работать и в тайге, и на заболоченной местности, в экстремальных природных условиях Крайнего Севера. Особую сложность представляло строительство линии в условиях вечной мерзлоты. Строители магистрали преодолели сотни природных и рукотворных препятствий: 347 больших и малых рек, 793 автодороги, 79 железнодорожных магистралей, 657 нефте- и газопроводов. Строительство велось поэтапно с 2000 года по 15 апреля 2014 года.

ЛЭП «Надым-Салехард»

Высоковольтная линия напряжением 220 кВ соединит Салехард с централизованной энергосистемой и обеспечит надежное электроснабжение ямальской столицы. Начальным пунктом трассы ВЛ является существующая ПС 220 кВ Надым, конечным — проектируемая ПС 220/110/6 кВ Салехард. Стоимость ЛЭП 17,8 млрд. рублей.

P. S. В 1948 году на окраине Тюмени бригадой мастера Б. Мелик-Карамова была пробурена первая поисковая скважина. Её глубина составила всего 2000 метров и хотя ничего, кроме минеральной воды, тогда найдено не было геологоразведка в молодом регионе продолжилась. 21 сентября 1953 г. разведочные работы увенчались успехом, из скважины Р-1 в югорском посёлке Берёзово забил первый фонтан, именно с этого момента началась история Тюменской нефти. Сегодня, спустя более 60 лет, можно только восхищаться энтузиазмом и героизмом геологов и первопроходцев отстоявшим промышленое будущее региона и не позволившим затопить тюменский север водами Обской ГЭС. Мог ли простой обыватель середины прошлого века представить, что рельсы пробегут от Тюмени на Север больше полутора тысяч километров и достигнут Ледовитого океана. Сказкой казалась мысль о том, что в тайге и болотах вырастут десятки городов, а на арктическом побережье будет огромный порт. Самые смелые мечты прошлого сейчас воплощены в реальность, а титанический труд и энтузиазм народа позволил отдельной главой вписать освение Тюменского севера в историю государства…

Площадка будущей НПС-3 располагается в трех километрах от действующей ЛПДС «Пур-Пе». Площадь отведенного участка составляет 32 гектара. В состав станции войдут 45 основных объектов. Будут построены резервуары для хранения нефти, подпорная насосная станция, фильтр-грязеуловитель, узел регулирования давления, частотно-регулируемый преобразователь, котельная, дизельная электростанция, операторная с КТП и ЗРУ, закрытые стоянки техники, служебно-бытовой корпус, насосная станция пожаротушения, резервуары противопожарного запаса воды, насосная станция хозяйственно-питьевого водоснабжения, артскважины, молниеотводы и прожекторные мачты, системы автоматики и пожаротушения, охранное ограждение с комплексной системой охраны периметра и т.д. То есть, станция будет полностью автономной от существующей площадки ЛПДС «Пур-Пе».

В настоящее время на объекте продолжается монтаж стоек кабельной эстакады, предназначенной для прокладки силовых кабелей, кабелей автоматики и телемеханики, трубопроводов водоснабжения, отопления и пожаротушения. Строители рассчитывают в летний период смонтировать основные здания и закрыть их тепловой контур, чтобы обеспечить фронт работ на зимний период по внутренней отделке и монтажу внутренних инженерных коммуникаций.

Полным ходом идет работа и по возведению резервуаров для хранения нефти. На станции планируется построить четыре резервуара объемом 20 тысяч м3 каждый, а также два РВС-5000 м3 для аварийного сброса нефти. В настоящее время завершены работы по устройству 4-х из 6-ти фундаментов под резервуары. Начало монтажа металлоконструкций запланировано на май, в настоящее время проводится процедура допуска подрядной организации к сварочно-монтажным работам.

До начала заморозков, которые на Ямале порой начинаются еще на исходе лета, строителям необходимо не только построить резервуары, но и провести их гидравлические испытания. В настоящий момент в строительных работах задействовано около 200 человек и порядка 70 единиц техники, однако уже совсем скоро их число значительно увеличится. Люди прибывают, меняются в зависимости от производимых работ, а на предстоящий теплый период запланирован колоссальный объем работ. Сдача НПС «Пур-Пе-3» намечена на 4-й квартал 2015 года.

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе» свяжет месторождения Ямала с нефтепроводом «Восточная Сибирь - Тихий океан». Протяженность «Заполярье-Пурпе» составит 490 километров, мощность - 45 млн. тонн в год. В январе 2014 года президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что компания рассчитывает досрочно сдать в эксплуатацию нефтепровод «Заполярье-Пурпе» - в первом квартале 2016 года.

Арктический вектор

Инвестиционный проект по строительству трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе» в Ямало-Ненецком автономном округе фактически выходит на финишную прямую. Уже осенью 2016 года по нефтепроводу начнется транспортировка нефти. Отличительной особенностью этого магистрального нефтепровода от уже действующих является способ строительства: значительная часть трубы проложена над землей на специальных опорах. Об уникальности и темпах реализации проекта нам рассказал заместитель генерального директора, директор Дирекции по строительству инвестиционного проекта «ТС Заполярье – Пурпе» АО «Транснефть-Сибирь» Михаил Саяпин.

– Михаил Васильевич, на каких основных задачах сосредоточены усилия Дирекции по строительству инвестпроекта и строителей на данный момент?

– Отмечу, что линейная часть нефтепровода Заполярье – Пурпе полностью построена и испытана на прочность. Также готова к эксплуатации конечная точка магистрали – нефтеперекачивающая станция «Пур-Пе-3». К завершению близятся строительные
и пуско-наладочные работы на
нефтеперекачивающих станциях № 1 и 2, пунктах подогрева нефти.

В апреле этого года мы приступили к заполнению трубопровода нефтью. Сейчас этот процесс продолжается. Мы уже заполнили нефтью первую и вторую очереди линейной части от НПС «Пур-Пе-3» до промежуточной НПС №2. Частично технология НПС-2 тоже заполнена, сейчас ведутся подготовительные работы второго этапа по заполнению нефтью резервуарного парка станции. После этого мы приступим к заполнению линейной части третьей очереди нефтепровода. Следующий этап – заполнение головной нефтеперекачивающей станции № 1.

Заполнение – это ответственный момент, предусматривающий 100-процентную готовность всей трубопроводной инфраструктуры. К этому этапу мы готовились основательно: провели все комплексные проверки, испытания, диагностику. Помимо того, что по всей линейной части мы провели контроль сварочных работ: радиографический, ультразвуковой, еще мы отдельно проверили участки высшей категории – это подводные переходы, пересечения с авто- и железными дорогами, где был осуществлен дополнительный дубль-контроль всех стыков. Пропуск приборов дал нам полную информацию по технологическому состоянию трубы и подтвердил качество работ. Также проверили работу линейного оборудования. При помощи автоматизированных систем управления и телемеханики мы уже имеем возможность автоматически управлять задвижками и контролировать все параметры трубопровода.

– Чем уникален нефтепровод Заполярье – Пурпе?

– Аналогичный трубопровод действует на Аляске. Мы почерпнули оттуда многие вещи. Увидели работу трубопровода на мерзлых грунтах. Четко уяснили необходимость их термостабилизации. В Тюмени эту технологию предлагает компания «Фундаментстройаркос». У них большой опыт по производству термостабилизаторов. Без термостабилизации несущая способность арктических грунтов сводится практически к нулю. При плюсовых температурах они превращаются даже не в болото, а в кашу. К тому же наш трубопровод будет «горячим». Ямальская нефть имеет высокую вязкость, застывает уже при температуре ниже +14 градусов по Цельсию, и для того чтобы прокачать, ее нужно нагреть до +60. Для этого на трубопроводе построены пункты подогрева. На нашей трассе их восемь. А чтобы не допустить растепливания вечномерзлых грунтов, мы поднимаем трубу на опоры над землей и упаковываем ее в теплоизоляцию.

Когда мы в 2011-2012 годах приступали к работам, у нас был экспериментальный участок, где мы опробовали все технологии, необходимые при строительстве трубопровода. Многое приходилось начинать с нуля. Например, не было опор, которые были бы рассчитаны для эксплуатации в арктических условиях с применением термостабилизации. Их разрабатывали в научном институте компании «Транснефть», проводили испытания в реальных условиях. Не было и готовых решений по использованию опор под трубопровод. Когда по трубе идет нефть, трубопровод слегка перемещается. Поэтому нам на этапе строительства надо было учесть эту особенность, чтобы при эксплуатации была обеспечена безопасная работа магистрали. Мы применили три вида опор: неподвижная, которая стабилизирует и держит трубопровод, продольно-подвижная и свободно-подвижная опоры для того, чтобы эксплуатировать трубу в условиях колебания температур. Также через каждые 500 метров наружного нефтепровода установлены компенсаторы.

С применением технологии термостабилизации грунтов были построены и нефтеперекачивающие станции – головная и НПС-2, вдольтрассовые линии электропередачи, мачты связи, камеры приема-пуска средств очистки и диагностики, пункты подогрева нефти.

На экспериментальном участке мы еще и отрабатывали технологию сварки. Сварщики умеют варить внизу, на земле, с применением автоматической сварки. А тут трубу надо строить над землей. Прорабатывали разные варианты: возвращение к ручной сварке – но это потери во времени и качестве, варили трубу секциями и укладывали на опоры, разрабатывали специальные площадки для работы сварщиков на высоте. В итоге пришли к тому, что научились работать на высоте автоматическими комплексами сварки. И теперь, наверное, кроме нас, так никто не умеет.

– Михаил Васильевич, с какими основными трудностями – климатическими, геологическими, инфраструктурными, иными – столкнулись сотрудники Дирекции, строители?

– В чем основная трудность строительства на Ямале? Все грунты льдистые. В любом грунте в лучшем случае 10% льдистости. Бывает и до 40%. Зимой это незаметно. Грунт кладут, трамбуют, что-то на нем строят. Пришла весна, никуда не проехать: весь грунт растаял. Есть еще одно нехорошее свойство такого грунта – минимальная фильтрация. То есть вода сквозь него не проходит. Это, как сметана. И ничего на таком грунте невозможно построить – ни дорог, ни нормальных площадок. Решение заключалось в гидронамывном песке. И это снова проблема, но уже другая. При тех ветрах, что дуют на Ямале, это постоянное выветривание песка. Летишь на вертолете и видишь: тундра покрывается песком. И это вызывает нарекания местных жителей. Песок оседает на ягель. Олени таким ягелем стирают себе зубы. Поэтому не так все просто. Нужно песок чем-то закрепить. Как? Стали применять биоматы, некое подобие рулонного газона.

– Как себя проявили подрядчики, те коллективы, которые были привлечены к строительству трубопровода? Много ли было хлопот, или вы находились в состоянии комфорта?

– Если у вас с подрядчиками полный комфорт, значит, вы что-то не то строите. На самом деле с подрядчиками всегда находишься в дружеской драке: кто кого? Для них заработать, а для тебя – важно сэкономить и соблюсти качество. Качество – это главный приоритет. И строительный контроль у нас осуществляется очень строго и непрерывно. В ОАО «АК «Транснефть» настолько высокий уровень проверки качества, как строительно-монтажных работ, так и поставляемых материалов, что мы не раз выявляли заводской брак трубы. Приходилось возвращать продукцию обратно на завод. Контролем качества проводимых работ мы можем по праву гордиться. Не зря ОАО «АК «Транснефть» объявило 2016 год Годом качества в строительстве.

– Местные производители были задействованы в проекте? Можно ли говорить об их роли в процессе импортозамещения?

– Безусловно. Это «Фундаментстройаркос», завод теплоизоляции труб «Сибпромкомплект». Для челябинского «Конара» наш заказ по производству металлоконструкций был просто подарком судьбы – завод получил дополнительные ресурсы для развития и диверсификации производства. Сегодня на его основе запущен в работу завод по изготовлению магистральных задвижек, а это уже совершенно иной уровень.

– Можно ли сравнить этот проект по сложности проектирования, условиям строительства и будущей эксплуатации с таким проектом как трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)?

– На ВСТО я руководил строительством участка от 1941-го км (река Туолба) до Сковородино. Там дорог не было вообще, но все равно я понимал, что нахожусь на материке. А на Ямале иначе – во все стороны белая молочная пустота, теряешься в реальности. Безусловно, магистраль Заполярье – Пурпе сложнее и в плане строительства, и в плане эксплуатации. Это однозначно. Уже сам состав транспортируемой нефти ставит перед нефтепроводчиками серьезные задачи и возлагает на них очень большую ответственность.

– Михаил Васильевич, с какими ожиданиями вы начинали этот проект? Многое ли для себя почерпнули, участвуя в его реализации?

– В конце 2011 года мы только закончили строительство магистрального нефтепровода Пурпе – Самотлор. Не успели еще омыть грязь с сапог, и уже приступили к строительству магистрали Заполярье – Пурпе. Было сложно. Многому пришлось учиться. Были сомнения, переживания. Но мы с самого начала твердо знали, что мы построим магистраль в установленные Правительством Российской Федерации сроки. Пришлось разрабатывать и тестировать новые технологии строительства, в том числе по забивке свай. Поначалу в сутки забивали по 4-5 свай и радовались. А потом посчитали и увидели: если работать такими темпами, то магистраль будут достраивать уже наши внуки. Но мы быстро научились, и уже спустя несколько месяцев вышли на суточный шаг в 150 свай. Научились варить трубу автоматическими комплексами на высоте. Научились строить нефтяные резервуары на свайном основании высотой почти два метра над уровнем земли. Мы многому научились при реализации этого проекта, еще больше опыта, наверное, получили и наши подрядные организации.

– Как сейчас вы можете оценить реализованный объем работы?

– Когда вещь сделана качественно, она всегда смотрится красиво. Я как строитель, глядя на объект, сразу могу определить, как он построен: хорошо или плохо. Наша магистраль еще не введена в строй, но уже сейчас видно, что построена с должным качеством. Уже скоро, в четвертом квартале 2016 года, когда нефтепровод будет запущен в эксплуатацию, мы увидим результаты нашей пятилетней работы в реальных условиях.

Радослав ВАСИЛЬЕВ

Продолжается строительство самого северного в России нефтепровода Заполярье-Пурпе. Магистраль даст импульс развитию новых перспективных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края.

Нефтепровод Заполярье-Пурпе - составная часть транспортной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор. Магистраль от нефтеперекачивающей станции (НПС) "Пурпе" до НПС "Самотлор" введена в эксплуатацию в 2011 году. По ней углеводороды Ванкорского месторождения начали поступать в трубопроводную систему Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО), вливаясь в экспортный поток, направленный на Восток. Магистраль Заполярье-Пурпе протяженностью 485 км - следующий этап строительства системы.

Это самый северный нефтепровод компании "Транснефть". Температура воздуха в тех краях колеблется от -56 ºС зимой до +34 ºС летом, а скорость ветра нередко превышает 40 м/сек. При этом северную нефть отличает высокая вязкость, и, чтобы избежать ее застывания при транспортировке, необходимо поддерживать определенную температуру. Для этого предусмотрено сооружение пунктов подогрева нефти на НПС и на трассе магистрального нефтепровода.

Самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда водоемы севера скованы толстым слоем льда

Над вечной мерзлотой

Самая главная сложность проекта определяется тем, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике "Транснефти" проложена не традиционным подземным способом, а над землей - на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы на вечномерзлые грунты. Впрочем, и подземный способ прокладки в этих специфических условиях тоже не вполне традиционен. Чтобы сохранить температурные свойства нефти и при этом не допустить растепления грунта, применены трубы с дополнительным теплоизолирующим слоем, наносимым в заводских условиях.

На этапе предпроектной подготовки специалисты "Транснефти" внимательно изучили как отечественный, так и зарубежный опыт подобного строительства, в частности опыт сооружения и последующей эксплуатации Трансаляскинского нефтепровода в США, также проложенного надземным способом. За годы работы эта магистраль столкнулась с достаточным числом проблем, не избежав в том числе таких серьезных инцидентов, как разрушение опор. Поэтому "Транснефть" решила сделать ставку на надежность основных технических решений проекта "Заполярье-Пурпе".

В ходе его разработки компания провела ряд тестовых камеральных и натурных испытаний различных типов конструкций опор и технологии их сооружения. Это позволило в итоге принять оптимальные технические решения с использованием нескольких типов опор: неподвижных, фиксирующих углы поворота трубопровода, свободно-подвижных и продольно-подвижных, обеспечивающих работу компенсаторов.

Для предотвращения процессов растепления грунтов в ходе эксплуатации как линейной части нефтепровода, так и сооружений нефтеперекачивающих станций установлены термостабилизаторы - специальные устройства, заправленные хладагентом. Они промораживают грунт, поддерживая в нем отрицательную температуру. Всего на проекте "Заполярье-Пурпе" "Транснефть" опробовала множество технологических новинок, получила 16 патентов РФ.

Линейная часть магистрального нефтепровода Заполярье-Пурпе. Фото: Олег Смердев

Самый северный участок системы возводится с юга на север: от НПС "Пурпе" - к нулевому километру, где уже за полярным кругом будет действовать головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС) N 1 "Заполярье". Все этапы строительства, все виды работ тщательно спланированы с учетом особенностей северной погоды и природы.

Дело в том, что самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда многочисленные болота и водоемы Севера скованы толстым слоем льда. В это время проще доставлять по трассе необходимую технику - сварочные комплексы, трубоукладчики, экскаваторы. Именно поэтому основные виды работ - сварка нефтепровода, погружение свай, установка опор, укладка трубы - тоже приходятся на зиму.

Весной темпы работ снижаются, поскольку в конце мая - начале июня местность, по которой проходит трасса Заполярье-Пурпе, едва ли не вся становится водной гладью. Но это вовсе не значит, что в теплый сезон стройка стоит, - там, где это возможно, работы продолжаются. Также летом проводятся гидроиспытания уже готовых участков нефтепровода, идет завоз техники, оборудования и материалов по действующим водным путям.

До нулевого километра

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Прошедшей зимой, которая в этих широтах завершается в мае, главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части (то есть самой трубы) третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС N 1 "Заполярье" до НПС N 2. Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идет над землей.

С декабря прошлого года по апрель нынешнего строители уложили на опоры свыше 125 км нефтепровода. Таким образом, сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объеме, предусмотренном проектом. А в июле, после того как пройдет весенний паводок, начнутся гидравлические испытания нефтепровода и его внутритрубная диагностика. С помощью специальных приборов - профилемеров и комбинированных дефектоскопов, разработанных и изготовленных специалистами "Транснефть - Диаскан", - нефтепроводчики получат полную информацию о состоянии трубы.

Укладка плети дюкера на реке Пур. Фото: Илья Воробьев

На ГНПС N 1 "Заполярье" завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти - объемом 20 тыс. куб. м каждый. Летом они пройдут гидравлические испытания. Все резервуары стоят на сваях. На сваях и все остальные объекты станции.

В разгар строительства на станции жили и работали до 1500 человек. Для Заполярья это много. Если бы эту стройплощадку отнесли к разряду населенных пунктов, она бы заняла в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа четвертое место по числу жителей. На отсутствие работы никто не жаловался.

Строительство ГНПС N 1 "Заполярье" идет в условиях абсолютно автономного существования. Расстояние от стройплощадки до ближайшего населенного пункта - поселка Тазовский - составляет 130 км, до железнодорожной станции в Коротчаево, где производится разгрузка поступающих для строительства материалов и оборудования, - 350 км. При этом завоз материалов на площадку возможен исключительно зимой, когда открывается автозимник и начинает работу ледовая переправа через реку Таз - с декабря по апрель. Так что, пока стояли холода, ежедневно по трассе двигались сотни грузовиков.

Не наступи на ягель

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди скоро завершат строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи на 10 кВ, монтаж магистральной волоконно-оптической линии связи. В этом году летом планируется подать напряжение на объекты линейной части и провести пусконаладочные работы объектов связи, узлов запорной арматуры и узлов пропуска средств очистки и диагностики.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь - это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идет под землей, а другая половина - над ней. Сначала прошли лесотундру, затем началась тундра, и основные работы пришлось вести в самые суровые морозы. Дело в том, что летом там даже ездить запрещено. Ведь главное природное богатство Севера - ягель: если его потоптать, восстановится он только через 60 лет. Так что пик работ на первой очереди пришелся на январь - март 2013 года, когда здесь за сутки сваривали по 2 км трубы в тепловой изоляции, забивали до 120 свай, монтировали до 55 опор.

Все основные здания и сооружения на НПС № 2 "Ямал" уже построены. Проложено более 80% инженерных сетей и технологических трубопроводов, смонтированы магистральные насосные агрегаты, электросиловое оборудование. Сейчас идет внутренняя отделка помещений. До конца года планируется завершить основной комплекс строительно-монтажных работ, ввести в эксплуатацию внешние сети газоснабжения и котельные установки.

Вдольтрассовые линии электропередачи. Фото: Олег Смердев

Труба под Тазом

Одним из самых сложных этапов строительства стал подводный переход через крупную судоходную реку Таз. Под ее руслом проложили трубу длиной чуть более 1 км, но полная протяженность перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. Дело в том, что в пойме Таза находится много стариц, озер и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. На всем этом участке труба идет под землей, причем для надежности проложены две нитки нефтепровода - основная и резервная.

Переход непосредственно через русло Таза выполнили современным методом наклонно-направленного бурения: пробурили под дном реки своего рода тоннель, а затем протащили через него трубу. Это трудоемкий, но самый надежный метод, особенно с природоохранной точки зрения. В пойме Таза нерестится знаменитый северный муксун, и ставить под угрозу его существование - экологическое преступление.

Строить подводные переходы в подобных климатических условиях и на таких сложных грунтах "Транснефти" раньше не приходилось, поэтому готовиться начали задолго до строительных работ. Зато потом все прошло без единой заминки. Чтобы работа не останавливалась даже в сильные морозы, установки поместили в легковозводимые ангары, внутри которых поддерживалась положительная температура. Всего надо было пробурить три скважины: для основной нитки, резервной, а также для кабеля связи. Диаметр основной скважины - 1600 мм, так что пришлось пройти буром поперек реки восемь раз по 200 мм каждый.

Особое внимание при реализации проекта уделялось экологической безопасности. Ведь трасса магистрали прошла по местам, где исторически на протяжении столетий полноправными хозяевами бескрайних северных земель были, да и сейчас остаются, коренные малочисленные народы. Их основная хозяйственная деятельность - это животноводство, в том числе разведение оленей, рыболовство, охота на пушного зверя, сбор ягод и лекарственных трав. Для сохранения уклада их жизни необходимо было сохранить существующую флору и фауну в первозданном виде.

Поэтому еще до начала строительства "Транснефть" наладила тесное взаимодействие с представителями коренных народов и региональными органами исполнительной власти. Компания и ее дочерние общества тщательно изучили особенности местной почвы, флоры, фауны, путей миграции оленей, маршрутов и сроков движения рыбы на нерест. По требованию коренного населения на участках путей миграции диких и одомашненных оленей, пересекающих нефтепровод Заполярье-Пурпе, предусмотрены оленьи переходы.

Так что моральный принцип "не навреди", известный из врачебной клятвы Гиппократа, стал одним из главных и для нефтепроводчиков.

Цель реализации проекта "Заполярье-Пурпе" - обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений в районах Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, Уренгойской группы месторождений "Газпрома", Сузунского, Тагульского, Русского, Русско-Реченского месторождений НК "Роснефть", Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений ("Роснефть", "Газпром нефть"), Пякяхинского месторождения ("Лукойл")

В конце мая авторский коллектив компании "Транснефть" получил премию правительства РФ в области науки и техники за 2014 год за "разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сложных геоклиматических условиях России". Речь идет о методике и технологии оптимизации строительства комбинированием надземного и подземного способов прокладки трубы. В работе успешно решены сложные научные задачи. На основе созданных математических моделей и методик, результатов проведенных многовариантных расчетов разработаны комплексные инновационные проектные и технические решения по полному циклу создания, испытания и внедрения новых строительных технологий и конструкций. Результаты разработки успешно внедрены в реальное производство на объектах трубопроводной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор