Крупнейшие дотации из бюджета получат дагестан, чечня и камчатка. Регионы-доноры

Дотационность регионов является понятием условным по «методике», которая определена законодательством. В конечном итоге дотационность субъектов Российской Федерации зависит от нормативов отчисления налогов в федеральный центр. Если планка отчислений меняется, то меняется и дотационность региона. Поэтому современное деление субъектов Российской Федерации на «дотационные» и «доноры» определено уровнем отчисления налогов.

«Донорами» считаются регионы, отчисляющие значительное количество налогов в центр, а «дотационными» являются те субъекты Российской Федерации, которые не только отчисляют налоги, но одновременно и получают из федерального бюджета финансовую помощь в виде дотаций.

Таким образом, деление регионов на «доноры» и «реципиенты» связано с тем, что налоги и другие бюджетные доходы на территории у первых - избыточные, а у вторых - недостаточные для покрытия их бюджетных расходов. Ранжирование регионов по данному признаку обнаруживает их резкое расслоение по степени бюджетной обеспеченности.

По данным Минрегиона, в 2008 году в России действовали только 11 регионов-доноров , которые формировали около 70% всего бюджета страны. Основная масса субъектов Федерации образуют группу регионов-«реципиентов» (принимающих помощь).

На 01.01.2010г. доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах 32 регионов превысила 40%, а в Чеченской республике, Республике Ингушетия, Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Алтай – 70%; с дефицитом были исполнены бюджеты 62 из 83 субъектов РФ (по данным Минфина). К сожалению, у этих проблемных территорий, получающих значительную финансовую помощь из федерального центра (обеспечивалось лишь поддержание потребностей на уровне минимальных социальных стандартов), не наблюдается заметного социально-экономического прогресса. Основную налоговую нагрузку по перечислению средств в федеральный бюджет (в расчете на душу населения) несут центральные регионы, а получатели бюджетных средств - это преимущественно отдаленные от центра регионы.

Разница между самым богатым субъектом РФ - Москвой и самым бедным - Ингушетией, без учета финансовой поддержки из федерального бюджета, по доходу на душу населения составила 40 раз.

Всего дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2010 году не будут выделяться 12 субъектам-донорам в том числе – трем регионам Северо-Западного федерального округа, включая Ленинградскую область с населением свыше 1,6 млн. человек (по данным Минфина).

К числу причин неравенства регионов можно отнес­ти:

    разные темпы экономических преобразований (приватизации, конверсии);

    незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти;

    предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с други­ми;

    недоучет региональных последствий проведения федеральной экономической политики в сфере макроэкономики;

Неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения и в глубине экономического спада.

В настоящее время государственная финансовая поддержка регионов осуществляется главным образом из федерального бюджета в трех формах:

    перечисление трансфертов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР), субвенций на целевые мероприятия, дотаций на покрытие текущих расходов (включая финансирование программ регионов) и др.;

    прямые расходы министерств и ведомств, финансирование федеральных отраслевых программ на территориях (не считая расходов на оборону, международную деятельность и т.д.);

    средства, переданные регионам на возвратной основе (государственная финансовая поддержка завоза продукции в районы Крайнего Севера и т.п.).

В 2006-2008 гг. предоставление финансовой помощи регионам (трансферты) производилось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляли:

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ,

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов,

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов,

Федеральный фонд регионального развития,

Федеральный фонд компенсаций,

Резервный Фонд Правительства РФ.

К сведению: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР) - основной инструмент выравнивания, из которого идут перечисления средств в регионы (трансферты). Трансферты из этого Фонда получают все регионы реципиенты (80% субъектов РФ). Финансовая помощь центра распределяется так, чтобы выровнять средние затраты на душу населения, используя федеральные социальные стандарты и индекс бюджетных расходов для каждой группы регионов;

При оказании федеральной финансовой помощи регионам Правительство РФ руководствуется следующими подходами :

    использование нормативных методов при определении объективно необходимых бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;

    наличие и реализация в регионе программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;

    ответственность руководителей органов власти различных уровней за нецелевое расходование средств федерального бюджета;

    повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной помощи для решения социально-экономических проблем, относящихся к предметам совместного ведения;

    обязательное долевое участие субъектов РФ, органов местного самоуправления в реализации соответствующих программ и проектов, для которых предусматривается оказание федеральной помощи;

    обязательная оценка эффективности принимаемых решений по оказанию федеральной финансовой помощи и др.

Федеральный Центр ставит задачи :

Обеспечить бездефицитность (бездотационность) бюджетов большинства субъектов Федерации путем изменения налоговой системы;

Лучше определять и учитывать при формировании бюджетов финансовый и налоговый потенциал каждого региона;

Добиться сбалансированности бюджетов всех уровней;

Наладить контроль за целевым выделением и расходованием средств, предоставляемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Фонд регионального развития (ФРР) - совокупность социально-инвестиционных частей федеральных целевых программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и др. Из него, в основном на безвозвратной основе, будет предоставляться финансовая помощь регионам на создание минимально необходимой (по нормам) социальной инфраструктуры согласно разработанному и согласованному плану инвестиционной деятельности данного рода. Выделение средств осуществляется по заявкам региональных органов исполнительной власти в пределах максимальной доли данного региона в ФРР, при этом доля федерального бюджета не может превышать 50% общих капиталовложений региона.

Фонд развития региональных финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Его источниками будут кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ. Средства на возвратной основе должны выделяться регионам, а в отдельных случаях - крупным городам. В первую очередь это бездотационные и низкодотационные территории, регионы, создающие благоприятные условия для экономического развития, скорого достижения финансовой самостоятельности и повышения кредитоспособности (т.е. данный фонд, скорее, не «поддерживающий», а «премиальный»).

При распределении финансовой помощи субъектам Федерации должно учитываться: отношение нормативной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам Федерации - индекс бюджетных расходов, показывающий, насколько больше (меньше) нужно затратить бюджетных средств в данном регионе по сравнению со средними или минимальными. Целесообразно планировать два вида федеральной поддержки:

1. Оказание оперативной помощи регионам, находящимся в экстремальных природных условиях (Крайний Север) и пострадавшим от стихийных природных и техногенных катастроф.

2. Предоставление текущей, средне- и долгосрочной финансовой помощи остропроблемным регионам, придав им статус регионов особой государственной поддержки.

Регионы-доноры и регионы-реципиенты - извечная тема, которая активно обсуждается в российском обществе. Кто кого содержит и куда уходят уплаченные налоги наших граждан. В условиях текущей экономической ситуации регионы активно набирают долги. Проанализируем в статье, кто на 2016 год является донором, а кто получателем бюджетных средств.

к 2017 году список регионов-доноров сократится

Следующий год для многих регионов будет достаточно сложным. На конференции Общероссийского народного фронта Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что государственный внутренний долг регионов составляет 2,172 трлн руб. и имеет тенденцию к росту. Она подчеркнула:

«Регионы, когда планируют бюджеты, в первую очередь, должны спланировать погашение и обслуживание долга, потому что, если это не будет осуществлено, бюджеты регионов будут находиться в дефолте. Это означает, что регион не может платить по своим долгам».

Голикова Татьяна Алексеевна

Кроме этого, у 85 регионов в 2015 году доходы составили 9 трлн руб., а расходы 10 трлн руб. "Это означает, что в целом консолидированные бюджеты регионов дефицитны на 1 трлн руб. То есть на одну десятую расходов. Это значит, что расходы изначально спланированы таким образом, что они не могут быть до конца осуществлены" , - пояснила Татьяна Голикова.

Минфин России утвердил распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год, и итоговая сумма составила 515 млрд руб. Хотелось бы для начала пояснить, что такое дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету региона на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения - то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.

Самое интересно в том, что всегда в массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву. Да, действительно у нас высокая степень централизации бюджетных средств, практически, как в СССР, до 80% средств поступает в федеральный бюджет. Но федеральный бюджет - это ведь не бюджет одного субъекта (в данном случае города федерального значения, Москвы). Я решил самостоятельно поискать в официальных документах Минфина России, как в следующем году буду раздавать средства регионам и каким из них повезет больше. Так вот, Москвы там никогда и не было. В рейтингах, например, Regnum.ru , упор делается на то, что все средства идут на Северный Кавказ, и ни слова о том, что значительные средства поступают в Якутию и Камчатский край . В общем домыслов хватает, что ж инициативно беремся за составление точного и непредвзятого рейтинга регионов.


Фото: Reuters/ Якутия

Ценность данного рейтинга заключается в том, что в российских СМИ основной уклон делается на подчеркивание, что больше всего денег идет на Северный Кавказ, забывается о том, что высокодотационным является такой золото- и алмазодобывающий регион, как Республика Саха (Якутия) . Камчатский край тоже остается в лидерах получателей помощи из федерального бюджета. Итак, анализ официальных документов на сайте Минфина России дает нам рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год (в расчете на млрд. руб.):

1)Республика Дагестан – 46,7;

2)Республика Саха (Якутия) – 43,1;

3)Камчатский край – 37,5;

4)Республика Крым – 22,3;

5)Чеченская Республика – 22,2;

6)Алтайский край – 16,9;

7)Республика Тыва – 13,5;

8)Республика Бурятия – 13,2;

9)Ставропольский край – 12,3;

10)Республика Башкортостан – 11,0;

Регионами-донорами на 2016 г. стали: Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий А.О., Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О.

В массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву... Так вот, Москвы там никогда и не было.


Фото: Reuters/ Макет полуострова Камчатка на выставке моделей российских городских пейзажей и ландшафтов, в День России в Санкт-Петербурге в 2011 году

Проведя анализ распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, можно развеять стереотип, который давно существует в российском обществе, что все деньги идут в столицу. Как мы видим из данных, Москва не получает дотаций из федерального бюджета, в отличие от других регионов, и сама является регионом-донором. И этому есть вполне логическое объяснение. В Москве население составляет около 12 млн чел., в этом мегаполисе самое высокое поступление налога на доходы физических лиц - это 22% от всех доходов по данному виду налога, который уплачиваются в самой Москве. Один из самых высоких показателей налогового потенциала по налогу на прибыль организации и налогу на имущество организаций. Остановились именно на этих видах налогов, так как именно они были заложены в расчет на получение дотации по бюджетной сбалансированности регионов. Подтверждение мифа часто транслируется через не совсем правильную интерпретацию высказываний ученых. Вот, например, высказывание регионоведа Натальи Зубаревич : "При нынешней налоговой системе, когда львиная доля доходов провинциальных бюджетов уходит в центр, хорошего выхода нет" . Это говорит о том, что поступления в основном уходят в центр, что означает - в федеральный бюджет, но не в бюджет субъекта г. Москвы. К тому же, как уже отмечалось, бюджет Москвы не получает дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Однако многие регионы набирают долги, и это достаточно опасная тенденция в сложившихся обстоятельствах. По информации Счетной палаты Российской Федерации, расходы на обслуживание долга регионов за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более, чем на 30%.

«То есть постепенно идет вытеснение других расходов, потому что нужно платить процентные платежи. Здесь Минфином ведется работа по замещению более дорогих коммерческих кредитов кредитами из федерального бюджета, которые являются менее дорогими, и нужно, чтобы они в структуре долга заняли превалирующую часть».

Голикова Татьяна Алексеевна

Пик по долгам региональных бюджетов придется на предвыборный 2017 год.

Ожидать, что доходы регионов вырастут, пока не приходится. Например, размер реальных заработных плат упал до уровня 1999 г., об этом свидетельствуют данные Росстат . Соответственно, к 2017 году список регионов-доноров сократится еще.

По Бюджетному кодексу регион относится к числу доноров, если может обеспечить финансирование госуслуг выше установленного минимума в расчете на душу населения, т. е. не нуждается в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В 2006 г. 25 регионов-доноров обеспечивали почти 80% налоговых поступлений консолидированных региональных бюджетов, в 2015 г. на долю оставшихся донорами 14 регионов пришлось чуть более 60% доходов. Из них две трети – на четыре региона: Москву и нефтяные Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. За 10 лет доля этих четырех «ядерных доноров» в региональных бюджетах сокращалась из-за перераспределения их доходов в федеральный бюджет – прежде всего за счет централизации НДПИ. Несмотря на эти изъятия и на падение доли налога на прибыль в доходах этих четырех регионов, они по-прежнему остаются ядром бюджетной системы, заключают авторы.

Среди оставшихся 10 регионов-доноров (см. график) эксперты выделили неустойчивые: Ненецкий автономный округ, Самарская и Свердловская области – кандидаты на выбывание из списка доноров из-за сокращающихся поступлений как в региональную бюджетную систему, так и в бюджеты всех уровней. Выбывшие из списка доноров Башкирия, Пермский край, Омская и Томская области могут в него вернуться: доля их поступлений в бюджетную систему растет.

Некоторым регионам изъятие доходов федеральный бюджет компенсировал увеличением трансфертов: это было связано либо с сильными переговорными позициями региональных элит (Татарстан, Челябинская и Оренбургская области), либо со сменой региональной политической команды, считают эксперты. Например, несмотря на то что Московская и Ярославская области лидируют по темпам роста налоговых поступлений, после замены руководителей эти регионы стали получать значительные трансферты. А рост изъятий в федеральный бюджет при сокращении трансфертов из него в Красноярском крае, Иркутской, Астраханской областях связан со стремлением федерального центра поставить под контроль регионы с сильными местными группами интересов, пишут эксперты.

Использование трансфертов как инструмента влияния на регионы проявляется и в том, что некоторые регионы-доноры, не имеющие права на дотации на выравнивание, продолжают получать дотации на сбалансированность и другую финансовую поддержку центра. А часть регионов, лишившихся статуса донора, почти ничего, кроме законодательно установленных дотаций на выравнивание, не получает.

Похоже, цель межбюджетной политики – контроль над действиями региональных властей при централизации рентных доходов в обмен на трансферты, но такие меры не создают стимулов ни к наращиванию налогового потенциала, ни к повышению эффективности расходов, заключают эксперты Леонтьевского центра.

Система межбюджетных отношений консервирует неэффективную структуру экономики регионов, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Система перегружена большим количеством видов поддержки (только субсидий не менее 80 видов), дублирующих друг друга и поступающих в одни и те же регионы. Субсидии ведут к вынужденно неэффективным действиям регионов: например, средства на софинансирование строительства школы можно получить, только когда школа уже построена, – и регионы спешат, часто в ущерб качеству, рассказывает Климанов. Отраслевой лидер федеральной поддержки – сельское хозяйство, где низка производительность труда, продолжает он: «Целевые трансферты, в отличие от дотаций, должны быть направлены на развитие, на софинансирование новых высокотехнологических объектов, а мы идем по пути софинансирования текущих расходов провальных секторов».

Самые сильные, напротив, лишаются софинансирования на развитие, яркий пример – Калужская область: как только ее бюджетная обеспеченность превысила норматив на 0,008 (на восемь тысячных), она вылетела из всех программ поддержки и совместного финансирования адресных инвестиционных программ, жаловался губернатор области Анатолий Артамонов, пришлось их приостановить. В ответ на «феномен Калужской области» отредактировали методику, чтобы область потеряла не так много, знает Климанов.

Еще проблема – зарегулированность: федеральные средства становятся способом контроля со стороны центра каких-либо действий региона или даже муниципалитета, сковывая возможности для принятия самостоятельных решений, отмечает Климанов. Из 11,5 трлн руб. совокупных расходов регионов (с учетом фондов медстрахования) регионы могут распоряжаться только 0,8 трлн руб. – 10,7 трлн, или более 90%, зарегулированы, сетовал вице-премьер Дмитрий Козак: федеральный центр указывает, сколько и на что именно тратить.

Последние решения о централизации доходов – передача в федеральный бюджет еще 1 процентного пункта (п. п.) налога на прибыль из 20% (в регионы зачислялось 18 п. п., с 2017 г. – 17 п. п.) и сокращение доли зачисляемых в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты – вызвали недовольство губернаторов. Татарстан потерял 8 млрд руб., или около 5% собственных доходов, это лишает мотивации к развитию, сетовал президент Татарстана Рустам Минниханов: «Гражданину без разницы, он видит только власть – ему не важно, какого она уровня. Если есть доверие президента, значит, должны быть достаточные полномочия, чтобы проводить его политику».

На демотивирующее влияние межбюджетной политики жаловался на Гайдаровском форуме и красноярский губернатор Виктор Толоконский: «Мы не социально выравниваем, а инвестиционно тормозим». Потоки федеральных трансфертов отражают текущие политические, а с 2014 г. – прежде всего геополитические приоритеты: Дальний Восток, Северный Кавказ, Крым, заключает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.

Гибридный фронт. Это нужно знать.

В России для разжигания сепаратизма и экстремизма используют определённые методичку по которой сталкивается развивающаяся провинция с центральной частью страны. По этой схеме пишущим по методичке ботам нужно внушать москвичам, петербуржцам или казанцам мысль, что именно их город содержит и кормит Кавказ, Крым и Камчатку. Людям живущим на Урале и в Сибири тролли должны вписывать в мозг, что Урал, Сибирь, дальний Восток грабит и обдирает Москва, боты должны писать, что у России сидит на шее Москва, Санкт Петербург или Казань со своим метро, спортом и музеями. Обязательно в конце или начале такого коммента добавлять фразу: "всем известно". Я буду вести этот блог на примере Москвы потому, что я этот город знаю и люблю не меньше чем все остальные города любимой России.

Что мы имеем на самом деле.

Город-герой Москва – Является крупнейшим в стране политическим, экономическим, промышленным, транспортным, научным и культурным центром.

Москва является крупнейшим промышленным городом России. Ведущее место в производстве занимают металлообработка и машиностроение. Широко развиты автомобилестроение (Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) - оборудование и др.), станкостроение («Красный пролетарий» и др.), приборостроение («Геофизприбор» и др.), лёгкая промышленность (х/б комбинат «Трёхгорная мануфактура», обувная фабрика «Буревестник» и др.), пищевкусовая (молочная, мясная, кондитерская, табачная и др.), электротехническая (завод «Динамо» и др.), металлургическая («Серп и молот» и др.), нефтеперерабатывающая и химическая («Красный богатырь», «Каучук» и др.).

В России 11 регионов-доноров (регион - донор, это регион не получающий денег общих - федеральных денег на региональные нужды и отдающий часть своих доходов не только в общий - федеральный бюджет, но и для выравнивания баланса регионов реципиентам. В России 72 региона являются реципиентами (дотационными регионами берущими общие - федеральные деньги и деньги регионов доноров на региональные нужды).

В число доноров входят Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Самый благоустроенный город России, конкурс.

Среди многократных победителей - Хабаровск, Новороссийск, Тюмень, Красноярск, Ангарск. Информация на 2016 год.

1)Тюменская область.


2)Республика Татарстан.


3)Белгородская область.


4)Чеченская Республика.


5)Ямало-Ненецкий АО.


Что это значит? Это значит, что Москва ни кого не грабит и у Москвы на шее никто не сидит, а баланс соблюдается долгосрочными программами Развития России. Богатые города и республики не отнимают у бедных регионов, а наоборот - те кто может и умеет зарабатывать делятся в рамках стратегии с отстающими. Да, у кого - то больше ресурсов, удобнее местоположение и мягче климат, но.... Но я вспоминаю Москву в девяностые годы - годы когда деньги не просто в городе водились, деньги потоками лавы кипели в руках столичных властей сжигая на своём пути всё живое, а город не смотря ни на что был похож на большой разбомбленный рынок.

Что это значит? Моё мнение - успешность, эффективность внедряемых программ, грамотное, бережное управлением городом или регионом зависит не от нулей на банковском счету (ворам никогда не хватит), а от самих жителе, от их гражданской позиции, от местных, муниципальных властей и людей в этих структурах работающих.Естественно Москва столица не только России или одна из главных столиц Европы, но и мегаполис представляющий цивилизационное развитие человечества в целом на территории города находятся объекты, артефакты, современные и исторические здания, памятники, музеи не имеющие цены для культуры и исторической памяти нашей планеты. Далее...

Даже на уровне такого высокого статуса Москвы в России находится достаточное количество качественных управленцев, чиновников из регионов которые опережают московские коллег по целому ряду пунктов социального и городского развития. Да, Москва научилась сама обеспечивать свои потребности, но как эффективно и грамотно тратить заработанные деньги судя по компетентным исследованиями нам - Москве у некоторых продвинутых регионов ещё приходится и поучиться. Я же, как москвич, русский и Россияни горжусь обогнавшими нас городами и территориями ибо наша общая сила в движении!

Тюмень самый качественный город для жизни в России.


Хабаровск самый чистый город в России.


Ростов самый дорогой город в России для школьников, Москва на третьем месте.


Екатеринбург на втором месте по количеству современных высоток.


Регионы-доноры и регионы-реципиенты - извечная тема, которая активно обсуждается в российском обществе. Кто кого содержит и куда уходят уплаченные налоги наших граждан. В условиях текущей экономической ситуации регионы активно набирают долги.

Следующий год для многих регионов будет достаточно сложным. На конференции Общероссийского народного фронта Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что государственный внутренний долг регионов составляет 2,172 трлн руб. и имеет тенденцию к росту. Она подчеркнула: «Регионы, когда планируют бюджеты, в первую очередь, должны спланировать погашение и обслуживание долга, потому что, если это не будет осуществлено, бюджеты регионов будут находиться в дефолте. Это означает, что регион не может платить по своим долгам».

Кроме этого, у 85 регионов в 2015 году доходы составили 9 трлн руб., а расходы 10 трлн руб. "Это означает, что в целом консолидированные бюджеты регионов дефицитны на 1 трлн руб. То есть на одну десятую расходов. Это значит, что расходы изначально спланированы таким образом, что они не могут быть до конца осуществлены", - пояснила Татьяна Голикова.

Минфин России утвердил распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год, и итоговая сумма составила 515 млрд руб. Хотелось бы для начала пояснить, что такое дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету региона на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения - то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.

Самое интересное в том, что всегда в массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву. Да, действительно у нас высокая степень централизации бюджетных средств, практически, как в СССР, до 80% средств поступает в федеральный бюджет. Но федеральный бюджет - это ведь не бюджет одного субъекта (в данном случае города федерального значения, Москвы). Я решил самостоятельно поискать в официальных документах Минфина России, как в следующем году буду раздавать средства регионам и каким из них повезет больше. Так вот, Москвы там никогда и не было. В рейтингах, например, Regnum.ru, упор делается на то, что все средства идут на Северный Кавказ, и ни слова о том, что значительные средства поступают в Якутию и Камчатский край . В общем домыслов хватает, что ж инициативно беремся за составление точного и непредвзятого рейтинга регионов.

Ценность данного рейтинга заключается в том, что в российских СМИ основной уклон делается на подчеркивание, что больше всего денег идет на Северный Кавказ, забывается о том, что высокодотационным является такой золото- и алмазодобывающий регион, как Республика Саха (Якутия) . Камчатский край тоже остается в лидерах получателей помощи из федерального бюджета. Итак, анализ официальных документов на сайте Минфина России дает нам рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год (в расчете на млрд. руб.):

  • 1) Республика Дагестан - 46,7;
  • 2) Республика Саха (Якутия) - 43,1;
  • 3) Камчатский край - 37,5;
  • 4) Республика Крым - 22,3;
  • 5) Чеченская Республика - 22,2;
  • 6) Алтайский край - 16,9;
  • 7) Республика Тыва - 13,5;
  • 8) Республика Бурятия - 13,2;
  • 9) Ставропольский край - 12,3;
  • 10) Республика Башкортостан - 11,0;

Регионами-донорами на 2016 г. стали: Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий А.О., Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О.

Проведя анализ распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, можно развеять стереотип, который давно существует в российском обществе, что все деньги идут в столицу. Как мы видим из данных, Москва не получает дотаций из федерального бюджета, в отличие от других регионов, и сама является регионом-донором. И этому есть вполне логическое объяснение. В Москве население составляет около 12 млн чел., в этом мегаполисе самое высокое поступление налога на доходы физических лиц - это 22% от всех доходов по данному виду налога, который уплачиваются в самой Москве.

Однако многие регионы набирают долги, и это достаточно опасная тенденция в сложившихся обстоятельствах. По информации Счетной палаты Российской Федерации, расходы на обслуживание долга регионов за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более, чем на 30%.

Ожидать, что доходы регионов вырастут, пока не приходится. Например, размер реальных заработных плат упал до уровня 1999 г., об этом свидетельствуют данные Росстат. Соответственно, к 2017 году список регионов-доноров сократится еще.