Какие же проблемы не может решить рынок? Основные проблемы экономической организации общества и рыночный механизм их решения

Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы :

  • «что производить?» - проблема выбора;
  • «как производить?» - проблема эффективности;
  • «для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости , противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы , утвердившейся в данном обществе: рыночной, административно-командной или смешанной.

Схема действия конкурентного рыночного механизма.

Напомним, рыночная система (конкурентная рыночная экономика) – это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.

При этом в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты руководствуются в своей деятельности такими параметрами рынка, как спрос , предложение , цена , конкуренция. Механизм взаимодействия между спросом, предложением и ценой называется рыночным механизмом . Он осуществляет координацию деятельности между производителями и потребителями товаров и услуг.

Конкуренция же определяет невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки.

Именно цена является основным инструментом, регулирующим спрос и предложение в условиях конкурентного рынка.

Спрос находится в обратной зависимости от цены - при повышении цены на товар спрос на него, как правило, падает, при понижении цены – спрос на товар повышается. При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых цен воздействует на производственный спрос фирмы.

Между ценой и предложением существует прямая зависимость : при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены влечет за собой сокращение объема предложения.

Кроме того, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно. Так, например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а увеличение спроса на отдельные виды товаров вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию РФ

Калмыцкий государственный университет

Институт экономики и права

Основные экономические проблемы и способы их решения

Выполнил:студент 2 курса 209гр.

Специальность: юриспруденция

Минькеев О.Д.

Проверил: Кекеева З.О.

г. Элиста 2009

Введение

1. Основные экономические проблемы

1.1 Потребности и их классификация

1.2 Экономические ресурсы

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Заключение

Введение

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

1 . Основные экономические проблемы

Основной проблемой экономики являются:

Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производить в данной экономической системе и в определенный период времени.

Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использовании какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг.

Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

1.1 Потребности и их классификация

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Потребности так же можно определить с точки зрения пессимиста и оптимиста. Пессимист под экономическими потребностями обычно подразумевает недостаток чего-либо необходимого для человека, фирмы, общества в целом (при этом речь идет об обеспечении жизнедеятельности). Оптимисты же определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно назвать еще личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит к созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, использую при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Но экономистами часто используется несколько другая классификация. Согласно этой классификации выделяют три вида потребностей:

1. Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.

2. Духовные потребности.

3. Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.

Между возникающими потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь. Удовлетворение потребностей ведет к их возрастанию:

· Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.

· Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.

В своей совокупности все потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны. Это значит, что потребности полностью удовлетворить невозможно. Это называется закон возрастающих потребностей.

1.2 Экономические ресурсы

Экономические ресурсы ограниченны, или редки. Под экономическими ресурсами подразумеваем все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее - землю и всевозможные полезные ископаемые. Экономисты подразделяют их на материальные ресурсы - землю, или сырьевые материалы, и капитал - и человеческие ресурсы - труд и предпринимательская способность.

· Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.

· Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.

· Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

· Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:

1. берет на себя инициативу по соединению ресурсов - земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров и услуг. Предприниматель является одновременно движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Выполняет трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.

Является новатором, тем, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

3. Является человеком, идущим на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждение за утраченное им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки, и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими или своих компаньонов либо акционеров.

Поскольку данные виды ресурсов - земля, труд, капитал и предпринимательская способность - должны соединиться, чтобы произвести товары и услуги, мы называем эти ресурсы факторами производства.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики (см. гл. 18).

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

В настоящей главе нет необходимости подробно останавливаться на способах решения государством тех или иных макроэкономических проблем -они достаточно подробно освещены выше, в других главах.

Обратим внимание на другое - названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми.

Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

А теперь обратимся к методам и механизмам участия государства в экономике, значительная часть которых также была рассмотрена в предыдущих главах. Наша задача - систематизировать эти знания, причем в основном безотносительно конкретных целей регулирования, поскольку большинство методов достаточно универсальны.

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.

Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч.

Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы.

В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

В заключение данного параграфа следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

Заключение

В своем реферате я рассмотрел основные проблемы экономической организации общества.

Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.

Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.

Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.

Подобные документы

    Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике на современном этапе. Прямые и обратные связи и их значимость в экономической системе. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    Понятие и сущность рыночной экономики; особенности ее развития на территории Российской Федерации. Масштабы и способы государственного вмешательства в экономическую сферу. Проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности производств.

    эссе , добавлен 11.05.2014

    Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2017

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

  • 24 Кредитная и банковская система в рыночной экономике.
  • 25. Сущность налогов и принципы налогообложения
  • 27 Социальное страхование, обеспечение и зашита в рыночной экономике.
  • 28. Занятость и безработица. Нарушение равновесия спроса и предложения труда и его последствия.
  • 29 Факторы производства и их рынки. Особенности спроса и предложения на факторы производства.
  • 30. Основные формы доходов (факторные доходы) от собственности на факторы производства.
  • 31. Труд как фактор производства и его рынок. Спрос на труд и предложение.
  • 32 Рынок ценных бумаг и денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги.
  • 33. Потребительские товары и их рынки. Спрос на потребительские товары и их предложение.
  • 34. Предпринимательство. Прибыль, как факторный доход от предпринимательства. Развитие предпринимательства в рб.
  • 35. Капитал, как фактор производства. Процент, как доход на капитал.
  • 36. Фирма и её роль в национальной экономике. Бизнес-план – основа создания и деятельности фирмы.
  • 37. Издержки производства, их сущность и структура. Закон «Затрата-выпуск».
  • 38 Трудовые отношения на предприятии. Современные формы мотивации труда работника.
  • 39. Доход, его основные формы и использование в рыночной экономике. Неравенство в доходах семьи и бедность. Инфляция в России: её причины и последствия.
  • 40. Торговая выручка и прибыль фирмы. Современные мотивации и деятельности фирмы.
  • 41. Земля как фактор производства. Рынки земельных ресурсов и земельная рента. Арендная плата.
  • Системы оплаты труда
  • 43. Собственность организационные формы предпринимательства. Малые, средние и крупные предприятия. Предпринимательство.
  • 44. Предмет микроэкономической теории. Формирование микроэкономического равновесия.
  • 46. Современное всемирное хозяйство, его основные черты и тенденции развития.
  • 47. Экономический рост, его современные типы и новое качество.
  • 48. Экономические кризисы, их основные причины и формы проявления.
  • 49. Циклические (регулярные) кризисы и их фазы, структурные (нерегулярные) кризисы. Меры государства по выводу экономики из кризиса.
  • 50. Глобальные проблемы современной цивилизации.
  • 1. Экономика, ее предмет, теоретическое и практическое направление. В наиболее общем виде экономика представляет наблюдение, исследование опыта производства материальных благ на протяжении всей истории общества, систему идей, знаний о хозяйственной практике, научные обобщения, закономерности развития производства. В практике и науке экономика используется в следующих значениях: 1.Совокупность отношений между многообразными собственниками, между различными производителями материальных благ или предприятиями и фирмами по поводу производства, распространения, обмена и потребления материальных благ. 2. Практическая жизнь общества, страны, региона, включающая имеющиеся отрасли, виды производства или его части. К ним относятся: промышленность, транспорт, связь. 3. Составной частью экономики являются различные виды непроизводственной деятельности людей, включающая образование, здравоохранение, управление жизнью общества.

    В теоретическом значении экономика это специальная наука под названием экономическая теория. Она логически обобщает опыт производственной практики, хозяйственной жизни и научно объясняет закономерности развития производства. В свою очередь исследованием закономерностей развития в каждой отрасли занимаются соответствующие науки. Они подразделяются на следующие виды и направления: 1. Отраслевое, которое включает экономику промышленности, транспорта, строительства. 2. Функциональное: прогнозирование развития, финансы, кредит, менеджмент, маркетинг. 3. Межотраслевые: экономическая география, демография, статистика и др.

    Практическое направление предмета экономики в том, что она изучает производство разнообразных материальных благ в промышленном сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и применение положений экономической теории в хозяйственной жизни. Для выражения единства теоретических и практических направлений экономики в современных условиях применяется в России понятие экономики, а на западе экономикс. Такая экономика является предметом изучения определения предмета экономики в равной мере применимо как для макроэкономики так и для микроэкономики, на которые подразделяется экономика при исследовании хозяйственной жизни и производства.

    2. Экономическая практика как предпосылка возникновения экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в несколько этапов: научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли); этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство); классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо, Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко): утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, прибыль, заработная плата и др; этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия): утверждали, что классовое общество - это вечное общество и частная собственность - это вечная собственность; марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин): в том, чтобы показать историю возникновения и развития капиталистического способа производства, а так же место и роль пролетариата в этом обществе; Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ: a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм; б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк). Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага; в) кембриджская (Альберт Маршалл). Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности; г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе; д) школа экономического роста (Ростоу). Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста от единого индустриального до пост индустриального общества.

    3. Экономические противоречия, формы и направления их решения. Противоречия, объективно присущие материи, выступают источником, движущей силой ее развития. Ведущими в сфере социальных противоречий по роли и воздействию на динамику общественного развития являются экономические противоречия. Среди исследователей весьма распространенным является утверждение о том, что совокупность экономических противоречий образует определенную систему. Противоречия экономических отношений могут рассматриваться в трех аспектах, то есть трех «подуровнях». Первый аспект – противоречия внутри каждого экономического отношения как взаимодействие его сторон. Второй – противоречия между различными экономическими отношениями и группами отношений, образующими диалектическое единство. Можно выделить и третий подуровень, хотя в некоторой степени он представляет собой частный случай второго, - это противоречия между отдельными экономическими отношениями и их системой в целом. В то же время эта классификация не раскрывает всего многообразия противоречий экономических отношений и связей между ними. Для этого необходимо исследовать содержание уровней всей системы экономических отношений в целом и указать на противоречивость ее элементов. При этом здесь мы можем выделить три блока. Во-первых, производство, распределение, обмен и потребление составляют в своей целостности единый процесс воспроизводства. Во-вторых, по функциональному содержанию экономические отношения разделяются на социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические. В-третьих, по уровню структурной организации экономические отношения разделяются на отношения на уровне общества как совокупного производителя, между производственными звеньями и обществом, внутри производственных звеньев, между личностью и обществом и между членами общества.

    4. Превращение производства в товарное и возникновение обмена. Товар и продукт, их общие свойства и различия. Товарное производство – это такая форма организации общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями не для собственного потребления, а для обмена. Причем каждый производитель специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке. Возникнув в период разложения первобытно-общинного строя товарное производство, хотя и получило дальнейшее распространение в рабовладельческом строе, развивалось и усложнялось при феодализме, но не играло определяющей роли в увязке производства с потребностями. Это положение занимало натуральное хозяйство. С возникновением в средневековых городах ремесленников и в результате дальнейшего развития общественного разделения труда, простой обмен товаров сменяется товарным обращением. Купля начинает совершаться ради продажи и торговля приобретает самостоятельное значение и превращается в деятельность, суть которой заключалась в получения дохода – прибыли. Зародилось купечество, появились деньги, формировались основные элементы рыночного механизма и возникла совокупность социально-рыночных отношений в сфере обмена. Товарные отношения превратились в товарно-денежные. Стихийные рыночные экономические процессы, стимулируя прогресс в общественном разделении и кооперации труда, внося дифференциацию в обществе и освобождение непосредственных производителей от средств производства, не только формировали условия перехода от феодализма к капитализму, но и резко расширили возможности самого рыночного хозяйства.

    Товар как исходная категория товарного производства является продуктом труда, производимым для обмена, продажи. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и способностью обмениваться на другие товары. Первое свойство – быть полезным – делает его потребительной стоимостью, второе – быть обмениваемым на другую вещь – называется меновой стоимостью или стоимостью. Чтобы стать товаром, продут труда должен обладать общественной потребительной стоимостью и поступать в потребление через обмен. Потребительная стоимость – вечное и естественное свойство вещей – удовлетворять потребности не самого создателя, а других людей. Способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары доказывает, что в товарах должно быть что-то общее, если они обмениваются. Основанием для такого соизмерения разнородных товаров есть только одно общее свойство – они являются продуктами труда.

    5. Сущность и происхождение денег. Денежная форма обмена товаров и торговля. Стоимость товара выражается в форме меновой стоимости. В условиях развития товарного производства средством выражения стоимости всех товаров становятся деньги. Деньги – это особый товар, всеобщий эквивалент. В этом и заключается зародыш денег. Деньги являются товаром прежде всего по своему происхождению: они стихийно выделились из всей суммы товаров в результате развития обмена. И после того как деньги выделились из всей массы товаром, они сохраняют свою товарную природу. Как всякий товар они обладают стоимостью, следовательно, могут служить общим эквивалентом. Денежный товар (золото, серебро) обладает и потребительной стоимостью. Однако у денежного товара есть специфическая потребительная стоимость – способность обмениваться на все товары и таким путем удовлетворять любые потребности их владельцев. С появлением денег весь товарный мир распадается на товар и деньги. Каждый рядовой товар непосредственно выступает только как потребительная стоимость, а деньги выступают как всеобщее воплощение стоимости, то есть являются воплощением общественного труда. Следовательно, кто имеет деньги, тот непосредственно получает право на соответствующую часть общественного труда в той натуральной форме, которую он пожелает, или кто распоряжается деньгами, тот непосредственно распоряжается силой общественного труда. Посредством денег происходит и стихийный учет и регулирование общественного труда товаропроизводителей. Деньги являются, также и средством присвоения чужого труда, орудием эксплуатации человека человеком, то есть в определенных условиях могут выступать как могучая сила, наделенная властью над людьми. На потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения возникшие в процессе обмена денег на товары. Торговля выступает как специфическая общественно полезная деятельность, она заключается в организации и осуществлении эквивалентно-возмездного обмена денег на товар. Торговля выступает и как отрасль экономики, при этом она представляет собой совокупность различных торговых предприятий (магазины, склады, рестораны...). Миссия торговли (предназначение): 1. В организации рынка и достижения на нем оптимального соглашения между спросом и предложением. 2. Удовлетворение разнообразных потребительских запросов на рынке. 3. Формирование и совершенствование торгового предложения. 4. Организация рыночного ценообразования. 5. Осуществление хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров.

    6. Функция денег Денежное обращение. Деньги как мера стоимости. Выполнять эту функцию деньги могут потому, что они сами обладают стоимостью. Стоимость товара, выраженная в деньгах называется ценой. Для сравнения цен различных товаров необходимо выражать их в одинаковых единицах, то есть свести к одному масштабу. Деньги как средство обращения. Деньги служат посредником в обмене товаров Т-Д-Т. Если мерой стоимости служат идеальные деньги, то средством обращения – реальные деньги. Чтобы выполнить эту функцию, деньги должны находиться у товаропроизводителей на руках. В процессе обращения деньги находятся в непрерывном движении. Деньги как средство образования сокровища (накопления стоимости). Для выполнения этой функции деньги должны быть одновременно полноценными и реальными. Деньги как средство платежа. В силу определенных причин возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, то есть с рассрочкой уплаты денег. В этом случае средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства – векселя. В этом случае деньги выполняют функцию средства платежа. Мировые деньги. Международные экономические отношения, внешнеторговые связи, международные займы и т. п. Вызывают функционирование денег на мировом рынке. Если в пределах государственных границ могут обращаться не только полноценные, но и неполноценные монеты, то при выходе на мировую арену знаки стоимости теряют свою цену.

    Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа: золотомонетный тип, бумажный тип, банковский тип. На первом этапе денежная единица любой страны имела золотое содержание или обеспечение; золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Банковский тип денежного обращения характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом. Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек. Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. Сколько денег нужно для обращения: К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота денежной единицы. При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год. Зависит от цен и количества товаров. Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О, где Кд - количество денег для обращения и платежа; СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг; ПК - продажа в кредит; ВП - взаимопогашающие платежи; ВК - возврат кредита; О - число оборотов денежной единицы. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания

    7. Денежные системы и инфляции. Стабилизация денежной системы. Важнейшим направлением гос. регулирования макроэкономических процессов является разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение устойчивости денег и выполнение ими своих функций. Среди этих мер важное место занимает формирование в стране устойчивой денежной системы и обеспечение нормального обращения денег. Денежная система - форма устройства денежного обращения, установленная государством в законодат. порядке, денежных едениц. Она включает: 1)монетное или обращение металлических денег.

    2) банкнотное обращение.

    3) бумажно-денежное обращение.

    Основой денежной системы является валютный металл, выполняющий функцию всеобщего эквивалента, поэтому устройство денежной системы предусматривает:

      Накопление определенного количества валют.металла(золота) для обращения в виде слитков или монет.

      Установление денежной единицы в виде долларов, франков, рублей и т.д. с фиксированным золотым содержанием.

      Виды денежных знаков 1,2,5,10-100$ и т.д.

      Порядок чеканки разменных монет.

      Имиссию ден. знаков (выпуск денег)

    Обращение металла в качестве денег имело место до Первой мировой войны и известно под названием золото-монетного стандарта. Далее формами устройства ден. обращения стали банкнотное и бумажно-денежное обращения.

    Банкнота-это ценная бумага, выпускаемая имиссионным банком, а не отдельным торговцем, в виде векселя, подлежащая оплате в любой момент этим же банком. Оплата в любой момент предала банкнотам особое качество, состоящее из всеобщей обращаемости (ликвидности). Бумажные деньги – это ден. знаки представители полноценных денег. В современных условиях система бумажно-денежного обращения делится на 2 типа:1) денежные системы с законодательным установлением золотого содержания валюты, например, $ в США содержал 1,5 гр. чистого золота.

    2)денежные системы без законодательного установления золотого содержания валюты. В этом случае золотое содержание валюты устанавливается косвенно по отношению к валюте, имеющей золотое содержание. На практике это устанавливается через соотношение к курсу $.

    Инфляция представляет процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности, проявляющейся в общем росте цен, и является сложным социально-экономическим процессом, оказывающим влияние на все стороны жизни общества.

    Выделяются 2 типа инфляции:

      инфляция спроса

      инфляция предложения

    Инфляция спроса - это обесценение денег из-за опережающего роста доходов фирм, предприятий, населения, чем рост производства реальных товаров и услуг, что ведет к росту цен. Этот тип инфляции развивается при полной занятости населения, нормальном функционировании экономики и провоцируется 1) государством, из-за увеличения своих расходов, связанных с решением социальных задач, укреплением обороны страны и т.д. 2) предпринимателями, которые повышают спрос на товары.

    Инфляция предложения – это обесценение денег из-за роста цен вследствие роста издержек производства, который вызывается недоиспользованием ресурса производства, производственных мощностей, фирм, и т.д. Следствием роста издержек на единицу продукции или общего объема производства является уменьшение прибыльности производства, что ведет к росту цен.

    Независимо от типа, инфляция проявляется в многообразных формах:

      усиление неравномерности, непропорциональности развития различных отраслей экономики.

      Отвлечение средств из сферы производства в сферу обращения. Это объяснятся тем, что в условиях инфляции большие прибыли дает торговля, в которой средства обращаются быстро и растут цены.

      Опережение роста цен на предметы потребления роста зарплаты. Это ведет к сокращению платежеспособности спроса на предметы потребления, затрудняет раелизацию товаров и приводит к кризису и упадку производства.

      Усиление спекуляции в торговле. Это вызывается тем, что рост цен побуждает скупать товары по более низкой цене, накапливать товарные запасы, а затем продавать их по искусственно завышенным ценам.

      Деформация потребительского спроса. Она проявляется в том, что во время острой инфляции происходит “бегство” от денег к любым товарам.

    Типы инфляции отличаются друг от друга по темпам:

      При умеренной инфляции - рост общего уровня цен <10% в год.

      При галопирующей – 20-200% в год.

      При гиперинфляции – 50% в неделю.

    Следовательно задача государства в области инфляции-предотвращать перерастание умеренной в галопирующую, а галопирующую - в гиперинфляцию.

    Темп инфляции=(индекс цен в этом году – индекс цен в прошлом году)/ индекс цен в прошлом году

    Основной причиной инфляции на современном этапе являтся усиление роли государства в регулировании соц.-эк. процессов.

    Важное место занимает преодоление инфляции и стабилизация валюты. Меры, принимаемые для выполнения этих задач:

      Изъятие из обращения части избыточной массы денег, выпущенной в период инфляции - дефляция. Она направлена на уменьшение инфляции и ликвидацию дефицита бюджета.

      Официальное снижение курса бумажных денег по отношению в металлу и уменьшение металла, содержащегося в денежной единице - девольвация.

      Сокращение бюджетных расходов государства.

      Увеличение учетных ставок, что сокращает спрос на кредит.

    8. Подходы и методы решения основных экономических проблем в различных экономических системах.

    Экономическая система это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

    1.Рыночная экономика свободной конкуренции. В данной системе основные экономические проблемы и задачи решаются прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность людей.

    Предприниматели стремятся получить все больший доход, предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные способности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

    2.Современная рыночная экономика. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые проблемы и задачи экономики получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей.

    Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования.

    Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложения в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, совершенствование медобслуживания, на социальные нужды.

    3.Традиционная экономическая система. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освещенными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождя или феодалов.

    4.Административно-командная система. В соответствии с идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами.

    Централизованное распределение материальных благ, и ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Распределение созданной продукции также жестко регламентировалось центральными органами управления. Таким образом, мы видим, что все основные проблемы и задачи решаются центральными органами.

    9. Собственность, ее сущность и исторические формы. В условиях разделения труда многочисленные производители, производящие разнообразную продукцию, вступают друг с другом в отношения и связи по поводу производства, обмена и потребительских средств и результатов производства по назначению. Одни используют продукцию для возмещения потребляемых в прошлом средств производства, другие – для расширения производства. По поводу присвоения необходимого продукта между производителями возникают, всегда существуют и развиваются определённые отношения.

    Эти отношения выражаются при помощи категории собственность.

    Собственность – это исторически меняющееся отношение между производителями, по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.

    Из определения понятия собственность выделяют 3 момента:

      Собственность всегда имеет как-то вещественное содержание (машины, сырьё…).

      Собственность всегда выступает в виде отношений между людьми по поводу вещи.

    Развитие общества представляет расширение объектов (вещей собственности), смены одной формы собственности другой, сосуществование различных форм собственности.

    Наиболее известны следующие формы собственности:

      Индивидуальная частная собственность.

      Коллективная ЧС, т.е. группа людей объединяется для совместнй деятельности в кооперативы, товарищества, акционерные общества и т.д.

      Государственная собственность.

    Собственность общественных организаций.

    10. Сущность рынка и рыночных отношений. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений НТП, интенсификация производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

    Можно дать несколько определений рынка:

    Рынок -это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

    Рынок -это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

    Рынок -это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

    Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

    Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности:1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.

    Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

    Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

    Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда. Во многом зависит эффективность производственного процесса.

    Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

    Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнит, что возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длинного исторического развития.

    11. Структура и основные критерии классификации и регулирования рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков,элементов «БОЛЬШОГО»рынка.Структура рынка : 1.Рынок рабочей силы.2.Финансовый рынок(рынок ссудных капиталов)3.Рынок средств производства.3.Потребительский рынок.4.Рынок услуг.5.Рынок технологий.6.Рынок духовных благ.Функции рынка: 1.Информационная.2.Посредническая.3.Ценообразующая 4.Регулирующая.5.Санирующая(конкуренция). Функция регулирующая – самая важная.Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики,и прежде всего на производство.Рынок даёт ответ на вопросы: что производить?для кого?как производить?Рынок немыслим без конкуренции.Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда,технический прогресс,повышение качества продукции.Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения,сущесвенно влияющее на цены.Растёт цена- это сигнал к расширению производства,падает цена –сигнал к его сокращению.В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.Регулирующая роль рынка продолжает сохраняться,во многом определяя сболансированность народного хозяйства. Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег, доходов, перемещающихся с целью взаимного обмена. Непрерывность и масштабность обмена зависит от денежных доходов, сформировавшихся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. В целом это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособленный рынок. Рынок - это совокупность сделок купли-продажи товаров. Основные виды рынков: 1. Рынки товаров и услуг: а) товаров потребления (продукция); б) услуг (быт, транспорт, коммунальные); в) жилья и зданий произвольного назначения. 2. Рынки фактического производства: а) недвижимость; б) орудий труда; в) сырья и материалов; г) энергетических ресурсов; д) полезных ископаемых. 3. Финансовые рынки: а) капиталов (инвестиций); б) кредиты; в) ценных бумаг; г) валютно-денежные. 4. Рынки интеллектуального продукта: а) инновации, изобретения, информационные услуги и т. д. 5. Рынки рабочей силы. 6. Региональные рынки: а) международные; б) региональные

    Экономическая система - это упорядоченная совокупность элементов, которая обладает организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые не могут осуществить отдельные элементы.

    Экономическая система – это определенным образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем.

    Любая экономическая система должна решить три главные проблемы:

    1) что производить (т. е. определить объем и номенклатуру, создаваемых благ);

    2) как производить (т. е. установить, какие затраты допустимы при производстве продукта);

    3) для кого производить (т. е. определить, как будут распределены созданные блага, кто станет их потребителями).

    В экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.

    Существует 2 способа координации хозяйственной деятельности в экономических системах:

    1) Спонтанный способ: Экономические субъекты самостоятельны в принятии решении, принимают решения, ориентируясь на ценовые сигналы.

    2) Иерархический способ: Проблемы решает государство. Оно принимает решения и доводит их до конкретных исполнителей.

    Вопрос 6. Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и её роль в экономической жизни общества.

    По способу координации деятельности выделяют несколько типов экономических систем:

    1) Традиционная экономика - первый тип хозяйственной организации общества, характеризующийся натуральным хозяйством, в котором продукты производятся для собственного потребления. Процесс производства не претерпевает каких-то значительных количественных и качественных изменений. Приемы, способы создания благ, их распределение базируются на обычаях и религиозных догмах. Из поколения в поколение передается информация о том, что, как и для кого производить. Решение данных вопросов основывается на традиции поступать так, как поступали в прошлом. Традиционная экономика для многих стран - пройденный этап, но в некоторых экономически слаборазвитых государствах она частично сохраняется и сейчас. Так, при формальном и неформальном кастовом построении общества распределение труда осуществляется по традиционным критериям. В результате трудовые ресурсы используются нерационально.

    2) Командная система характеризуется тем, что экономическая деятельность осуществляется на основе приказов, директив, идущих сверху вниз. Вопросы о том, как, что и для кого производить решаются в центре, и информация в последующем передается нижестоящим звеньям. Такие взаимоотношения называются иерархией. Принятие экономических решений требует информации, которая постоянно изменяется. Сосредоточить ее в едином центре и оперативно принимать решения, как показала практика хозяйствования при социализме, невозможно. Управление экономикой на основе иерархии в бывшем СССР и других социалистических странах сопровождалось постоянными диспропорциями, хроническим дефицитом, экономической отсталостью по сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику.

    3) Рыночная экономика предполагает высокую степень экономической свободы производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Они вольны как в выборе деятельности, так и в выборе приобретаемых благ. Конечно, экономическая свобода не предполагает, что производитель руководствуется только субъективными желаниями, блага он создает не для собственного потребления, а для продажи. В связи с этим он производит то, что полезно для покупателей и пользуется спросом на рынке. Сведения о том, как, откуда производитель получает информацию, что, как и для кого производить, дает сам рынок посредством ценовых сигналов. Таким образом, рынок действует как саморегулирующийся механизм, без какого-либо внешнего воздействия обеспечивая потребности общества необходимыми товарами и услугами. Такой порядок координации называется спонтанным.

    4) Современная хозяйственная система развитых стран именуется смешанной экономикой – это экономическая система, сочетающая в себе черты рыночной системы и черты командно-административной системы, то есть сохраняется рыночный механизм ценообразования, а государство устраняет провалы рынка. В ней сосуществуют спонтанный порядок и иерархия. Различные формы координации экономической деятельности людей в значительной степени определяются трансакционными издержками (данный термин впервые ввел в экономическую науку в 1937 г. известный американский ученый Р. Коуз). Трансакционные издержки есть издержки, связанные не с производством блага (затраты на сырье, оплата труда и пр.), а сопутствующие ему. К ним относятся издержки поиска информации, издержки заключения хозяйственного договора, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.

    Во всех экономических системах существуют один экономический фактор, который предопределяет содержание функционирования экономической системы, все правила игры в хозяйственной деятельности. Этот фактор – собственность.

    Особенность подхода:

    1) Оперирует не привычным понятием «собственность», а использует термин право собственности. Не сам ресурс является собственностью, а «пучок» прав по использованию ресурсов. Полный «пучок» прав состоит из 11 элементов (Право владения (Право исключительного физического контроля над благом), право использования (Право на извлечения полезных качеств объекта), право управления (Право определять дальнейшую юридическую судьбу объекта), право на доход (Получать доход со сдачи объекта в аренду)) и в этих 11 элементов есть и обязанности. Права собственности понимаются в данной теории как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и их использованием. Эти отношения являются нормами поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать во взаимоотношениях с другими людьми, либо нести издержки за их несоблюдение, то есть права собственности – это определенные правила игры, принятые в обществе.

    2) Понятие собственности выводится из проблемы ограниченности ресурсов. Отношение собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. С точки зрения авторов данной теории, исключить из доступа к ресурсам третьих лиц означает специфицировать права собственности на них.

    Рыночная экономика - это такой тип хозяйства, где связь производителей и потребителей осуществляется посредством купли-продажи. В настоящее время существует несколько разновидностей рыночной экономики. Это социально - рыночное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика. Важнейшими критериями их разграничения являются: целевая направленность государственных программ, принципы регулирования экономики, доля государственного сектора в народном хозяйстве. О возможности формирования рыночной экономики есть и у России, что связано с появлением разных форм собственности и хозяйствования, наличием традиций регулирования и социальной направленности развития экономики, развитием рыночных отношений.

    В рыночной экономике основные экономические проблемы решаются с помощью собственного механизма (спрос, предложение, цена, конкуренция). Однако, даже в условиях рынка свободной (совершенной) конкуренции не все проблемы разрешимы. А, следовательно, в экономические процессы должен вмешиваться еще какой-то механизм, кроме рыночного - государство.

    Какие же проблемы не может решить рынок?

    1. Обеспечивание экономики необходимым количеством денег. В любой момент в каждой стране в обращении должно быть строго определенное количество денег. Различают операционный спрос на деньги , связанный с затратами на товары и услуги, который зависит от цен на эти блага, их количество и скорости оборота денежных единиц; спекулятивный спрос , который зависит от средней нормы прибыли. банковского процента, курса акций, т.е. этот спрос на деньги связан с более выгодным их применением. И только государство,обладающее правом эммиссии денег, в состоянии обеспечить операционный спрос на деньги. Если Центральный банк не подчинен правительству, то он может обеспечить два вида спроса на деньги путем манипуляции банковским процентам.

    2. Деятельность производителей и потребителей порождает внешние эффекты , которые влияют на всех граждан страны. Например, загрязнение окружающей Среды наносит вред всем людям, и без участия государства здесь не обойтись. Первым анализ внешних эффектов начал англ. экономист А. Пигу в Кембриджском университете, отсюда и пошло название “ налог Пигу”, “ эффект Пигу”.

    3. Обеспечение населения “ общественными товарами” , которые предназначены для коллективного пользования и нужны всем без исключения: государственное управление, национальная оборона, охрана общественного порядка и др. Затраты на эти товары осуществляются из центрального (государственного) и местных бюджетов. Но государство должно установить такую плату (налоги) за них, чтобы они оказывали одинаковое влияние на материльное благосостояние всех граждан независимо от их доходов. К.Виксель (1851-1926) - один из видных экономистов шведской школы предложил устанавливать более высокие налоги для богатых и низкие - для бедных. Это вошло в мировую экономическую теорию и практику под названием “Критерий К.Викселя”. Речь шла о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения, которая бы позволяла, во-первых, обеспечить поступление достаточных средств в госбюджет и, во-вторых, способствовала бы более справедливому распределению доходов населения.

    Названные три функции государства типичны для свободного, совершенного рынка. А поскольку сегодня практически во всех странах мира преобладает рынок несовершенной конкуренции, то регулирующая роль государства значительно возрастает. Оно должно обеспечивать условия для эффективного развития производства; перераспределять доходы хозяйствующих субъектов и населения в целом; оказывать поддержку малообеспеченным; регулировать рынок рабочей силы; смягчать цикличность развития экономики; проводить антиинфляционную и антикризисную политику; способствовать развитию конкуренции, т.е. проводить антимонопольную политику; стимулировать развитие фундаментальных научных исследований и многое другое.

    Регулирование экономики государство осуществляет посредством правовых, административных и экономических инструментов. Среди последних важное

    6. Сущность, функции и типы рынка. Характеристика современного российского рынка.

    Причины возникновения рынка таковы: общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, их самостоятельность. А кроме того, появлению рынка способствовала ограниченность всех ресурсов производства, что побуждает каждого искать пути повышения его эффективности.

    С появлением денег рынок стали определять как форму товарного обмена, товарно-денежного обращения.

    По субъектам рыночных отношений рынок можно определить как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу купли-продажи товаров.

    Теперь понятие рынка расширяется, до представления его элементом воспроизводства совокупного общественного продукта. И рынок определяется как совокупность экономических отношений в сфере обращения продукта в товарно-денежной форме.

    Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений между покупателями и продавцами, а также посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

    Через рыночные отношения реализуются экономические отношения субъектов рынка: продавцов и покупателей (производителей и потребителей). Первые стремятся при продаже товаров не только покрыть затраты на их производство и реализацию, но и получить прибыль; а вторые - удовлетворить платёжеспособный спрос, т.е. с наименьшими затратами более полно удовлетворить свои потребности.

    Рынок выполняет множество функций , но наиболее важными являютсяследующие:

    Информационная : рынок даёт информацию о состоянии экономики данного региона или страны в целом, в зависимости от вида рынка.

    Ценообразующая: рынок как бы нивелирует индивидуальные затраты товаропроизводителей и признаёт лишь общественно необходимые затраты труда, обслуживающие рыночные цены.

    Посредническая: рынок сводит производителей и потребителей и помогает каждому выбрать нужного партнёра.

    Стимулирующая: рынок заставляет производителей постоянно совершенствовать производство, сокращать индивидуальные затраты до общественно необходимых, производить то, что нужно покупателю. Покупателей рынок заставляет заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретаемые товары.

    Регулирующая: в ходе конкуренции рынок формирует соответствующую структуру экономики, т.е. даёт ответы на вопросы: что производить, как производить, для кого производить.

    Созидательно-разрушительная: рынок не только поддерживает сбалансированность экономики, но и даёт сигнал о необходимости структурной перестройки хозяйства.

    Санирующая: рынок как бы очищает экономику от неконкурентоспособных производителей и неплатёжеспособных покупателей и даёт дорогу жизнеспособным отраслям, предприятиям и платёжеспособным покупателям, потребителям.