Кадастровый учет земельных участков. Государственный кадастр недвижимости: роль и значение учётной деятельности

В настоящее время в Российской Федерации ведется активная работа по созданию кадастра недвижимости. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к недвижимости относится целый ряд объектов, в том числе земельные участки, здания сооружения и т.д. Решения о создании такого кадастра были приняты еще в 2004 году и выразились в организации специального ведомства – Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Однако реальное ведение кадастра недвижимости началось только в 2008 году после вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре). Данный закон стал естественным продолжением или развитием другого Федерального закона – «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году. Соответственно, основой нового кадастра послужил государственный земельный кадастр, имеющий богатую историю своего возникновения и развития.

Земля имеет особую социальную значимость, прежде всего, как природный ресурс, как территория и как недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага и выполняющая ряд других жизненно важных функций. Она является необходимым материальным условием существования человека и всякого процесса производства.

Исторически земельный кадастр возник по объективной необходимости получения сведений о земле как о первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения. Слово «кадастр» происходит от латинского «caput», что означало «податный предмет» и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. до н. э.). В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю - «caputigum». В дальнейшем это слово трансформируется в «cata-strum», позднее - «cadastre» (франц.), дословно «книга-реестр». Первый римский кадастр, называвшийся «Табулес Цензуалес», был введен в VI в. до н. э. Сервием Туллием. В этом кадастре проводилась съемка периметра недвижимого имущества, и устанавливался налог с учетом типа почвы, ее возделывания, качества и продуктивности.

Первые описания земель в России появились в IX в. Описания земель касались, главным образом, монастырских и церковных земель и служили основанием для наделения духовенства имуществом, в частности землей.

Со временем большое значение приобретает правовая сторона кадастра, которая включала земельно-регистрационные сведения и была связана с оформлением права собственности на землю. Земельный кадастр становится основой правового обеспечения земельной собственности и решения различных гражданских дел о границах владений и землепользовании.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками на которых возлагалось измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в «Писцовых книгах». Писцовые книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации.

В 1681 г. приступили к осуществлению размежевания не межеванных и спорных земель, но тотчас же убедились в необходимости распространить межевание на все земли без исключения. В писцовых наказах 1680-1684 гг. межевание впервые отделяется от описания земель и землевладельцев для целей налогообложения. Основной задачей валовых писцов являлось размежевание земель, но при этом им вменялось в обязанность проверять права на землю и отыскивать «примерные земли» (неправомерно прирезанные ко владению территории). На практике межевание по наказам 1680-1684 гг. ограничилось незначительными масштабами и в 1688 г. совершенно остановилось. Точных результатов оно и не могло бы дать не только потому, что большие леса были вовсе исключены из рассмотрения, но и потому, что орудиями измерения служили простая веревка и сажень.

При Елизавете Петровне в 1754 г. была обнародована основанная на писцовом наказе 1684 г. межевая инструкция. В ней было упразднено различие между вотчинными и поместными землями, а мерную веревку заменила десятисаженная цепь, за единицу меры принята десятина, и межевщик был снабжен астролябией. Межевщик, сопровождаемый геодезистом и военной командой, должен был измерять и межевать земли в порученном ему округе, проверять и утверждать права на владение в определенном пространстве или определенных границах.

Начатое в 1755 г. межевание продвигалось настолько медленно, что до 1762 г. не было окончено размежевание одного Московского уезда. Чуть ли не каждый шаг межевщика вызывал споры со стороны владельцев. Манифест о генеральном размежевании земель от 19 сентября 1765 г. возвестил учреждение межевания на новых основаниях. Задачей генерального межевания постановлено было исключительно «всех владельцев собственное спокойствие и развод по настоящим границам их владения». Отменялись ревизия прав и выявление примерных земель: надлежало «только межевать и класть на планы земли каждого владения».

Вместе с манифестом были обнародованы генеральные правила, которые затем были положены в основу новых инструкций: одной - землемерам (13 февраля 1766 г.), другой - межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам (25 мая 1766 г.). Правила предписали «все земли межевать не к именам владельцев, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям»; при этом, однако, каждому владельцу какой-то совокупности селений и пустошей постановлено было отмежевывать эту совокупность по внешней границе без межевания внутри нее. Споры о границах решались посредством вмешательства межевых канцелярий и контор, которые должны были утвердить на оспоренных местах межи, а затем поручить землемеру проведение их на местности. Отказавшись от полной конфискации примерных территорий, государство приобрело стимул для владельцев земли к полюбовному размежеванию: правила приписывали разыскивать у спорщиков примерные земли и оставлять их им в размере не более 10% , и не разыскивать такие земли у тех, кто воздерживается от спора.

В дореволюционной России сведения о землях содержались в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Межевой книге» описывались границы землевладений и отражались происходящие изменения в положении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. В «Поземельной книге» фиксировались обладатели прав на описанные в «Межевой книге» землевладения и отражались сведения о совершаемых с землей сделках. Такое «документирование» сведений о земле соответствовало сложившимся в то время земельным отношениям. Государство, имея такие сведения, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы, используя данные Межевой и Поземельных книг, могли защищать в суде свои права на землю и разрешать межевые споры.

После Октябрьской революции земельные отношения в России резко изменились. Вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью. Одновременно с этим она фактически перестала являться объектом налогообложения. В связи с этим отпала и необходимость в Межевой и Поземельной книгах. В тоже время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определялась построением в СССР плановой экономики. Эта же потребность определила и состав сведений «доперестроечного» Земельного кадастра и порядок его ведения.

На первых порах (1917-1920) главным было проведение земельных преобразований, изложенных в декретах «О земле», «О социализации земли». Необходимо было выявить и учесть все земли, подлежащие конфискации и передаче трудящемуся крестьянству, а также участки, на которых могли быть организованы совхозы и коллективные хозяйства. В это время Наркомземом РСФСР были утверждены Инструкция по учету земель и Инструкция о формах и порядке производства государственной записи землепользовании.

Важное значение в улучшении регистрации землепользовании и учета земель имели работы по выдаче колхозам государственных актов на вечное пользование землей и по внутреннему землеустройству, проводившиеся в 1935-1938 гг. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания» на землях колхозов была введена специальная земельно-учетная документация: в колхозах - Земельная шнуровая книга, в административных районах - Государственная земельная книга регистрации земель.

Кадастр советского периода, установленный Законом СССР от 13.12.1968 «Об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», представлял собой сведенные в единую книгу таблицы дифференцированных по пользователям сведений о качественных характеристиках земель России. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, а также осуществлявшаяся с 1955 года регистрация землепользований (постановление Совета Министров СССР от 31.12.1954 № 2529). Сведения о землях промышленности и территориях городов и других населенных пунктов (в силу их малого влияния на планирование промышленного и сельскохозяйственного производства) приводились в кадастре укрупнено и недостаточно объективно. Одним из нормативных актов, определявших правила ведения земельного кадастра являлось Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 10.06.1977 № 501. Основными документами кадастра являлись земельно-кадастровая книга юридического лица – пользователя земли, государственная земельно-кадастровая книга района (города), государственный земельный кадастр области, края и т.д., государственный земельный кадастр СССР.

Получение сведений о землях, предоставленных пользователям и владельцам, обеспечивалось принятой системой распоряжения землей. Любой переход права конкретных лиц на землю осуществлялся путем изъятия земельных участков целиком или их отдельных частей у одних лиц и предоставления их другим на основании решений органов власти. Такие решения закреплялись, как правило, государственными актами на право владения или пользования землей. Совокупность этих Актов (т.е. «необходимых» документов о земле) являлась второй составной частью земельного кадастра.

На этапе «перестройки» земельные отношения в России претерпевали значительные изменения. Земля вновь становилась объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Распоряжение землей (т.е. переход прав на целые земельные участки или их отдельные части от одних землевладельцев к другим) осуществляется по воле этих лиц без издания нормативных актов органов власти. Это приводит к тому, что органы местной и государственной власти не располагают информацией фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и собирать плату за землю. Резко активизировался оборот очень большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать межевые споры, которые невозможно разрешить цивилизованным путем из-за отсутствия в Земельном кадастре сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки. Все это создало предпосылки для возникновения необходимости фиксировать границы земельных участков в Земельном кадастре. Перечисленные изменения нашли свое отражение при реализации Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Итак, основой кадастра недвижимости является земельный кадастр. В силу объективных причин для включения в государственный кадастр недвижимости сведений об иных объектах недвижимости, в частности зданиях, сооружениях, помещениях и объектах незавершенного строительства, установлен переходный период, срок которого продлен до 01.01.2013 года. В результате в государственном кадастре недвижимости, так же как и земельном кадастре, содержатся сведения о земельных участках и в качестве справочных сведений, обеспечивающих соблюдение правил ведения кадастра, - сведения о правах на соответствующие земельные участки, ограничениях таких прав и о правообладателях.

Кроме того, Законом о кадастре предусмотрено включение в кадастр таких сведений как сведения о границах территорий субъектов Российской Федерации в виде границ между субъектами Российской Федерации), границ муниципальных образований и населенных пунктов, сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, а также о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки на территории муниципальных образований.

Существенно изменились технологии, применяемые при ведении кадастра недвижимости: кадастр стал электронным, на бумажных носителях хранятся только документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Переход на электронные технологии, в том числе с использованием цифровых карт, предъявляет более высокие требования к квалификации специалистов, осуществляющих ведение кадастра. Кроме того, при использовании государством имеющейся информации возникает насущная потребность создания агрегированного на уровне Российской Федерации и субъекта Российской федерации информационного ресурса, а не распределенного по территориям муниципальных образований. Одним из инструментов создания агрегированного информационного ресурса является централизация обработки представленных для государственного кадастрового учета и внесения иных сведений в кадастр документов, включая принятие решения о проведении кадастрового учет. В настоящее время такие мероприятия выполнены в 14 субъектах Российской Федерации. Постепенная реализация мероприятий по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета позволяет существенно повысить качество ведения кадастра и предоставления сведений кадастра, обеспечить единообразие при ведении кадастра, т.е. исполнить требование закона о применении единой методики или технологии ведения кадастра на всей территории Российской Федерации. В течение 2010 года должны быть завершены мероприятия по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета более чем в 20 субъектах Российской Федерации. Управление кадастра недвижимости подготовлен соответствующий проект приказа Росреестра.

Одним из первых данный закон предусматривает возможность в ряде случаев необходимые для кадастрового учета документы представлять не в бумажном виде, а в электронном, и более того, использовать для этой цели каналы связи общего пользования. В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации готовится к изданию приказ, определяющий правила направления и подтверждения приема электронных документов.

Предоставление сведений кадастра недвижимости также шагнуло на качественно новый уровень по сравнению с кадастром земельным. Так, подготовленным к изданию Министерством экономического развития Российской Федерации приказом, определяющим способы и формы предоставления сведений кадастра недвижимости, приоритетной как для подачи запроса о предоставлении сведений, так и для собственно предоставляемых сведений является форма электронного документа.

Кроме этого, Законом о кадастре установлена обязанность органа кадастрового учета осуществлять предоставление сведений кадастра неопределенному кругу лиц в виде публичной кадастровой карты путем размещения ее на официальном сайте органа кадастрового учета. Состав сведений публичных кадастровых карт установлен приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 № 416.

Государственный земельный контроль.

Государственный земельный контроль является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

На протяжении длительного времени государство формировало основу для осуществления контроля за использованием земель посредством внедрения системы Генерального межевания, которое успешно длилось в России почти сто лет (1765 - 1861 годы) и было связано с закреплением земельной собственности методами землеустройства.

Законодательное закрепление институт государственного земельного контроля в нашей стране получил в период проведения крестьянской реформы 1861 года. До этого времени функция контроля за охраной и использованием земель принадлежала самим землевладельцам, которыми был выработан целый комплекс природоохранных мер, направленных на сохранение качества земельного фонда.

Одной из задач, которую предстояло решить государству в ходе реформы 1861 года, стала задача обеспечения фискального и казенного интереса в процессе использования земли. Для этого была создана четкая система государственных органов управления земельным фондом, в полномочия которых входило осуществление земельного контроля. Деятельность указанных органов была достаточно эффективной, о чем говорит тот факт, что данная система государственных органов просуществовала вплоть до революции 1917 года, и не была затронута в ходе преобразований аграрной реформы 1906 года.

В отличие от дореволюционной России (где функцию земельного контроля выполняли и органы государственной власти, и органы местного самоуправления), введение исключительной государственной собственности на землю предполагало полный контроль советского государства за ее использованием.

Сложившаяся система просуществовала вплоть до начавшегося с 1990 года реформирования земельного строя России.

Государственный земельный контроль как функцию исполняли: Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство по земельной политике, строительству и ЖКХ, Федеральная служба земельного кадастра России, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный контроль в настоящее время осуществляется специально уполномоченными государственными органами (Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в форме плановых и внеплановых проверок.

Землеустройство.

Землеустройство в России имеет многовековую историю. Землеустройство всегда было и останется средством осуществления земельной политики государства, оно тесно связано с экономическими и социальными задачами, решаемыми на каждом историческом этапе. Со времен создания первого государственного органа, ведающего землеустроительными, межевыми и земельно-кадастровыми работами прошло более 450 лет.

Землеустройство в дореволюционной России являлось одним из приоритетных направлений государственной деятельности.

Вехами в развитии землеустроительного дела в России можно назвать проведение Генерального межевания, предпринятое по Манифесту 19 сентября 1765 года, которое было направлено на разграничение земель и укрепление границ владений; осуществление землеустройства на основании специальных крестьянских положений 1861 г. при освобождении крестьян от крепостного права; столыпинскую аграрную реформу как крупнейшее землеустроительное мероприятие в отношении общинных крестьянских земель; создание Комитета по землеустроительным делам (1907 г.), принятие Положения о землеустройстве (Высочайше утверждено 29 мая 1911 г.), ставшего основным законом, регулировавшим землеустроительную деятельность.

В землеустроительной науке начала XX в. землеустройство и межевание рассматривались в разных ипостасях: как самостоятельные институты; межевание как часть землеустройства; землеустройство и межевание противопоставлялись. Русское межевание в действительности никогда не носило характера одного лишь установления границ поземельных владений, но всегда считалось с теми или иными формами изменения земельных отношений, т. е. землеустройством.

Положение о землеустройстве (Закон от 29 мая 1911 г. о землеустройстве) - первый законодательный акт, в котором систематизировались основные положения об организации землепользования в Российской империи.

Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи к началу XX в. была нарушена в связи с принятием большевистскими органами власти целого ряда актов, в том числе Декрета «О земле» (1917 год). Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения.

Следующим актом, регулировавшим вопросы землеустройства, стал Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Согласно Земельному кодексу землеустройство имело своей задачей упорядочение существующих и образование новых землепользовании.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. вводит понятие «государственное землеустройство». Согласно этому Земельному кодексу под землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

В 1990-х годах налицо застой в землеустроительных работах, что было вызвано, по мнению специалистов по землеустройству, главным образом проблемой недофинансирования, что привело к нарушению всей системы землеустройства.

Принятие Земельного кодекса РФ 2001 года, Федерального закона «О землеустройстве», а также целого ряда подзаконных нормативных актов вывело зем­леустройство на новый качественный уровень.

Мониторинг земель.

Термин «мониторинг» возник в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века и впервые стал использоваться при проведении научных изысканий, связанных с изучением динамики различных процессов. Понятие мониторинг расшифровывалось как «слежение, выявление, устранение или предотвращение».

Статья 109 Земельного кодекса РСФСР, принятого 25.04.1991, закрепила термин «мониторинг земель» как систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Год спустя Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.07. 1992 № 491 «О мониторинге земель», а в 1993 году постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 100 была утверждена Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993- 1995 годы.

Программа предусматривала поэтапное введение на территории Российской Федерации мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Исполнителем программы были определены Роскомзем, Минприроды России и заинтересованные министерства и ведомства.

Начиная с 1996 года, в Российской Федерации создается информационная база мониторинга земель, налаживается система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.

Наиболее полно содержание государственного мониторинга земель нашло отражение в статье 67 ныне действующего Земельного кодекса Российской Федерации, принятого 25.10. 2001 – это система наблюдений за состоянием земель.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель помимо своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов являются: информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2009, осуществляет государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Три факта из истории земельного кадастра

1. Отмена крепостного права послужила толчком для проведения первых земельно-оценочных работ в России.В 1861 г. провозглашен Манифест об отмене крепостного права, утвержден Александром II, и началось перераспределение помещичьих земель в собственность или временное пользование крестьян. Возникла необходимость в проведении по всей стране земельно-оценочных работах и определении доходности земель. Тогда как до этого земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание. Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

2. Официально понятие «земельный кадастр» появилось в 1969 году. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик (1969 г.) содержали специальный раздел, определяющий цели, назначение и составные части государственного земельного кадастра. Министерство сельского хозяйства СССР 19 июля 1972 года утвердило «Указания по государственной регистрации землепользований и государственному учету земель», Земельную шнуровую книгу, а также новую форму документации - Государственную шнуровую книгу. В 1976 году этим же ведомством была утверждена Общесоюзная методика оценки земель. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. было принято Положение о ведении государственного земельного кадастра.

3. В конце 80-х годов в СССР возвращается понятие частной собственности на землю. В период с ноября 1989 по март 1990 года Верховным Советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и земле. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 года узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков.


Примечательно, что в соответствии с статьей 27 превышение площади земельного участка, полученной в результате проведения кадастровых работ, по сравнению с площадью, содержащейся в кадастре, также не должно быть больше 10% от значения площади, содержащегося в кадастре.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение нормативно-правовой основы кадастрового учета и определение порядка государственного учета объектов недвижимости. Техническая оценка объекта недвижимости города Уфы и составление его кадастрового паспорта в государственном кадастровом учете.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2014

    Нормативно-правовая и информационная основа ведения государственного кадастрового учета земель. Кадастровое деление Саратовского района, формирование кадастрового квартала и объекта кадастрового учета земельных участков, прием и регистрация заявок.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2012

    Организация учёта земель в сельскохозяйственном предприятии. Корректировка планово-картографического материала, выполнение графического учета количества и качества земель по угодьям, выделение земель с особым правовым режимом. Земельно-учетные документы.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Документы кадастрового учета объекта недвижимости, инвентаризация. Кадастровая съемка земель. Регистрация прав на недвижимость. Подготовка сведений для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества. Составление кадастрового паспорта.

    отчет по практике , добавлен 23.01.2016

    Обзор основных методических и законодательных положений образования и формирования новых объектов кадастрового учета. Экономические условия развития исследуемой территории. Проблемы и пути совершенствования землеустройства. Оценка объектов недвижимости.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2014

    Организация учёта земель в землепользовании. Ведение земельно-кадастровой книги района. Учет земель в административном районе с использованием компьютерных технологий. Определение интегральных значений и кадастровой стоимости единицы площади объекта.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2011

    Государственный кадастровый и технический учет объекта недвижимости: порядок предоставления сведений и процедура оценки земельных угодий. Кадастровые процедуры при внесении сведений в реестр объектов недвижимости. Методика присвоения кадастрового номера.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2015

Кадастровый учет земли ведется с целью получению систематизированной информации о состоянии земель, находящихся на территории России.

После реформ земельного законодательства, земля была включена в перечень объектов недвижимости, в результате чего, возникла необходимость учета индивидуализированных признаков земли.

Процесс кадастрового учета представляют собой действия уполномоченных субъектов по внесению в реестр сведений о количественных и качественных характеристиках земли. Наделение земельного участка индивидуально определенными признаками позволяет совершать действия по приобретению и отчуждению прав на землю.

Так, например, чтобы отдать в аренду часть земельного участка, гражданин должен отмежевать части земельного участка и получить на каждый кадастровый номер.

В этой статье:

Состав кадастрового учета земли

Кадастровый учет земли включает в себя несколько разделов: реестр участков земли, кадастровые дела и кадастровый паспорт. Реестр содержит запись о земле в текстовом формате.

Кадастровое дело представлено систематизированным сводом документов и информации по земле. А кадастровый паспорт сочетает в себе графическую и текстовую информацию о конкретном земельном участке.

В состав государственного кадастра принято включать следующие компоненты по земле:

  • Номер и дата постановки на учет земельного участка
  • Расположение участка на местности с указанием границ
  • Площадь земельного участка
  • Субъект права на землю, а также смежные землепользователи
  • Сведение о праве на участок земли, например, право собственности
  • Указание на целевое назначение и разрешенное использование участка
  • Иные сведения, идентифицирующие участок земли

Порядок ведения кадастра земель

Ведение кадастрового учета земли происходит путем постановки на кадастровый учет заинтересованными лицами по их заявлению. Направлять обращение необходимо в органы Росреестра. Общий срок для постановки участка земли на учет составляет 18 дней.

При подаче заявления прилагается пакет документов:

  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Межевое дело на участок, которое должно быть сформированным на момент постановки на государственный учет
  • Документ, подтверждающий согласование границ со смежными землепользователями
  • Данные об объектах недвижимости, расположенные на участке
  • Документы, подтверждающие право на землю
  • Документ, определяющий целевое назначение земли, например, для земель промышленности, транспорта, связи

По результатам проведенного учета земли, гражданину или иному субъекту земельных отношений выдается кадастровый паспорт. В дальнейшем для совершения сделок с землей, гражданин может получить выписку из реестра кадастрового учета.

Обязательность прохождения кадастрового учета земли

Все земельные участки, находящиеся в границах территории России и составляющие единый земельный фонд прошли государственный кадастровый учет.

Цель постановки на данный вид учета, как уже было отмечено выше, наделение участка индивидуализирующими признаками, получение сведений о количественных и качественных свойствах участка. В том числе земли подлежат кадастровой оценке, для начисления земельного налога исходя из его кадастровой стоимости.

Нужно ли гражданину проходить кадастровый учет земли?

Если, земля получена , гражданин должен зарегистрировать право на данный земельный участок

Чтобы совершить регистрационные действия, гражданину необходимо поставить земельный участок на кадастровый учет, если наследодатель ранее этого не сделал.

Так же не редко встречаются ситуации когда земля передавалось без постановки на кадастровый учёт. В этой ситуции необходимо определить границы земельного участка и поставить его на кадастровый учёт и только после этого можно оформить на него права.

А в целом, как правило за редким исключением, земельные участки располагаются в границах муниципального образования, которые прошли государственный учет и получили кадастровую оценку.

Централизованный кадастровый учет недвижимости в Московской области

«Практическое значение централизованного кадастрового учета недвижимости для участников земельных отношений в конечном итоге является важнейшим индикатором эффективности реализации программы», - считает Татьяна Турчанова заместитель директора ФГУ «Кадастровая палат» по Московской области.

Андрей Осипов

О сновные организационно-технические мероприятия по переходу в Московском областном кадастровом округе на технологию централизованного государственного кадастрового учета недвижимости были проведены в 2009-2010 годах. Эти мероприятия осуществлялись на основе концептуальных подходов к процессу централизованного ведения государственного кадастра недвижимости , определенных подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)» .

Напомним, ФЦП в рамках повышения доступности и качества кадастровых услуг предусматривает централизованное (по общим правилам) ведение кадастра на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации, объединение данных обо всех объектах недвижимости в одном информационном ресурсе, обеспечение непротиворечивости кадастровых сведений, построение продуктивной системы контроля за деятельностью органов кадастрового учета и разделение технологических функций, связанных с кадастровым учетом.

На базе данных положений и исходя из мероприятий по внедрению на региональном уровне технологии централизованного учета, запланированных приказом Роснедвижимости от 23 декабря 2008 года № П/0558 , ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области была утверждена организационно-распорядительная схема реализации технологии централизованного учета, в основу которой положены следующие принципы:

1) общие начала деятельности по ведению кадастра и кадастровому учету, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» :

  • принцип технологической унификации деятельности по ведению кадастра, согласно которому кадастровый учет осуществляется по единой общеобязательной технологии независимо от места нахождения объекта кадастрового учета (часть 1 статья 4 Закона № 221-ФЗ);

  • принцип публичности и достоверности кадастровых сведений, согласно которому кадастровые сведения, по общему правилу, носят общедоступный характер и подлежат постоянной актуализации (части 1, 8 статьи 4, часть 1 статьи 14 Закона № 221-ФЗ);

  • принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и аутентичности кадастровых сведений с документами-источниками кадастровой информации (часть 1 статьи 4 Закона № 221-ФЗ);

  • принцип преемственности кадастровых сведений, согласно которому ранее проводившийся кадастровый учет - до начала реализации технологии централизованного учета - признается юридически действительным, а сведения о ранее учтенных объектах подлежат внесению в автоматизированную информационную систему, предназначенную для ведения кадастра , независимо от истечения определенного периода со дня завершения кадастрового учета, изменения требований к точности или способам определения подлежащих внесению в кадастр сведений, изменения геодезической или картографической основы кадастра, включая систему координат, используемую для его ведения (часть 6 статьи 4, части 1 и 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ);

  • заявительный принцип кадастрового учета, согласно которому кадастровый учет проводится на основании обращения об этом и представленных в орган кадастрового учета необходимых документов; при этом никто не вправе требовать, иначе как на основании решения суда, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости (части 2, 4 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).
2) специальные положения, направленные на обеспечение действия механизма централизованного учета, вытекающие из ФЦП:
  • принцип организационно-технологического разделения полномочий органа кадастрового учета, согласно которому места непосредственной работы с лицами, обращающимися за выполнением кадастровых процедур и (или) предоставлением кадастровых сведений (места приема и выдачи документов), отделены от мест принятия решений об осуществлении кадастрового учета;

  • принцип создания и единого администрирования базы данных АИС ГКН на уровне кадастрового округа, исключающий доступ к указанной базе данных на уровне кадастрового района;

  • принцип централизованного хранения кадастровых дел, согласно которому постоянное хранение документов - оснований внесения сведений в кадастр осуществляется на уровне кадастрового округа .
На основе принципов централизованного учета предстояло эффективно модернизировать структуру Кадастровой палаты, учитывая рекомендации, содержащиеся в письме Роснедвижимости от 12 июля 2006 года № ВК / 1039 «О порядке реформирования структуры ФГУ «КП» по субъектам Российской Федерации» . Принимая во внимание интенсивность оборота недвижимости в Московской области и сопутствующих такому обороту обращений за оказанием государственных услуг в сфере ведения кадастра и предоставления его сведений (порядка 4 тысяч в день), а также количество земельных участков, в отношении которых проводится администрирование кадастровых сведений (около 3,3 миллиона единиц), было принято решение о сохранении офисов приема и выдачи документов на базе ранее созданной филиальной сети Кадастровой палатой - всего 68 мест приема и выдачи документов. При этом выполнение кадастровых процедур и ведение базы данных кадастровых сведений осуществляется в аппарате управления Кадастровой палаты.

Действующая схема функциональных связей при реализации Кадастровой палатой технологии централизованного учета выглядит следующим образом (см. таблицу):

Таблица 1.

Действующая схема функциональных связей при реализации Кадастровой палатой технологии централизованного учета

Наименование / количество структурных подразделений Основные функции Администри-руемые кадастровые районы Штатная численность
Территориальный отдел / 57 1. Прием документов, представляемых для выполнения кадастровых процедур и для предоставления кадастровых сведений.
2. Сканирование и перевод документов в электронный вид (в формате, принятом для ведения АИС ГКН).
3. Удостоверение и выдача кадастровых сведений.
4. Хранение документов кадастровых и учетных дел на бумажных носителях (до их передачи на централизованное хранение в архив Кадастровой палаты).
... ...
Межмуниципальный отдел / 4 1. Проведение проверки на отсутствие ошибок конвертации баз данных ПК ЕГРЗ в АИС ГКН и устранение ошибок.
2. Ввод в АИС ГКН данных об объекте в соответствии с документами, представленными для выполнения кадастровых процедур.
3. Формирование по запросам в АИС ГКН выписки из кадастра, уведомлений об отсутствии сведений либо решений об отказе в предоставлении кадастровых сведений (за исключением копий документов кадастровых дел).
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
Отдел обработки документов / 4 1. Проверка документов, поступивших для выполнения кадастровых процедур, на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом № 221-ФЗ оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастровых процедур.
2. Подготовка протоколов проверки с удостоверением факта проверки в АИС ГКН.
3. Формирование проектов решений органа кадастрового учета.
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
Отдел кадастрового учета / 4 1. Контроль соответствия результатов проверки документов, представленных для выполнения кадастровых процедур, требованиям законодательства (подтверждение результатов проверки).
2. При подтверждении результатов проверки по основаниям, предусмотренным Законом № 221-ФЗ, принятие решения органа кадастрового учета.
3. При принятии решений о выполнении кадастровой процедуры подтверждение внесенных записей в АИС ГКН; формирование и удостоверение выписки из кадастра.
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
для отдела № 1 - ...;
для отдела № 2 - ...;
для отдела № 3 - ...;
для отдела № 4 - ...
Отдел расчета кадастровой стоимости / 1 1. Обеспечение расчета кадастровой стоимости земельных участков в случаях, установленных законодательством.
2. Принятие решения по вопросам исправления ошибок в сведениях кадастра о кадастровой стоимости.
3. Подготовка разъяснений и ответов на обращения по вопросам определения кадастровой стоимости.
... ...
Отдел сканирования / 1 1. Сканирование подготовленных в результате выполнения кадастровой процедуры документов и приобщение электронных образов документов к учетному делу.
2. В случае принятия решения о выполнении кадастровой процедуры формирование в АИС ГКН кадастрового дела.
... ...
Отдел приема и отправки документов / 1 1. Наряду с территориальным отделом - прием заявлений и необходимых для кадастрового учета документов, представленных в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, независимо от места нахождения объектов кадастровых процедур и вида запрашиваемых сведений кадастра.
2. Обеспечение приема и отправки документов, подготовленных в структурных подразделениях аппарата управления Кадастровой палаты в рамках реализации функций органа кадастрового учета.
... ...

Проанализировав «архитектуру» централизованного учета, ответим на вопрос о его практическом значении для участников земельных отношений, что в конечном итоге также является важнейшим индикатором эффективности реализации ФЦП.

Во-первых, унифицированные подходы к технологии ведения кадастра (на уровне кадастрового округа) позволяют обеспечить правильное и единообразное применение положений законодательства, касающихся формирования и определения характеристик земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества и земельных отношений.

Отметим, действовавшая до внедрения технологии централизованного учета практика принятия сотрудниками 59 территориальных подразделений Управления Роснедвижимости по Московской области решений о выполнении кадастровых процедур, совмещавших прием документов для кадастрового учета, участие в деятельности местных администраций по выбору земельных участков и одновременно взаимодействующих с кадастровыми инженерами, работающими на территории определенного муниципального образования, во многом носила субъективный характер, требуя постоянного административного контроля и оперативной коррекции на региональном уровне.

В итоге наличие факторов «локализации» всех полномочий органа кадастрового учета по месту приема и выдачи документов в известной степени приводило к проявлению коррупциогенных факторов, неправильному применению правовых норм и отсутствию единообразия при принятии решений по одним и тем же основаниям. Например, при наличии пробела в федеральном законодательстве по вопросу о правилах присвоения адресов земельным участкам в качестве основания для изменения кадастровых сведений органом кадастрового учета рассматривалась справка администрации поселения об адресе домовладения, расположенного на земельном участке; при этом в других случаях такой документ не принимался, а по мнению того же органа адрес считался официально присвоенным после издания муниципального правового акта в форме постановления или распоряжения .

В этом аспекте заслуживают внимания унифицированные подходы к применению земельного законодательства (учитывающие обобщенную судебную практику, акты прокурорского надзора и официальную позицию Минэкономразвития России и Росреестра), которые удалось реализовать Кадастровой палате при внедрении технологии централизованного учета: за счет передачи полномочий по принятию решений о выполнении кадастровых процедур с уровня кадастровых районов (57 территориальных отделов, 64 кадастровых района) на уровень кадастрового округа - 4 отдела кадастрового учета центрального аппарата.

Характерным примером является методологическая позиция Кадастровой палаты по вопросу о предмете проверки документов, предназначенных для выполнения кадастровых процедур, выработанная исходя из рекомендаций Минэкономразвития России и Росреестра и реализуемая в условиях централизованного учета. Речь идет о требованиях, не допускающих отказ в кадастровом учете по формальным основаниям, не влияющим на достоверность и обоснованность кадастровых сведений.

Так, в письмах Минэкономразвития России от 27 июля 2010 года № 13293-ИМ / Д23 и Росреестра от 2 октября 2009 года № 14-7828-ВК рекомендовалось не рассматривать в качестве причины отказа в осуществлении кадастрового учета ошибки, допускаемые при оформлении таких элементов межевого плана, как поля, шрифты, тип и толщина линий, размеры ячеек таблиц, размеры специальных условных знаков, нумерация столбцов или строк, иные формальные недостатки, допущенные при подготовке межевого плана, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а также на возможность внесения указанных сведений в кадастр.

В то же время количество обжалуемых решений об отказе в кадастровом учете, принятых по сугубо формальным основаниям, оставалось существенным, что отмечалось в письмах Росреестра от 2 октября 2009 года № 14-7828-ВК, от 29 января 2010 года № 14-601-ВК, касающихся практики принятия таких решений на уровне кадастровых районов Московской области .

С момента концентрации полномочий по принятию решений о выполнении кадастровых процедур на уровне кадастрового округа (в рамках внедрения технологии централизованного учета, способствующей минимизации негативных факторов отсутствия организационно-технологического разделения полномочий органа кадастрового учета) в деятельности Кадастровой палаты устойчиво проявляется практика, направленная на исключение отказов в кадастровом учете по формальным основаниям. Так, начиная с 15 сентября 2010 года Кадастровой палатой принято 8400 решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по причине ошибок в оформлении межевого плана, что более чем на 15 % меньше аналогичного периода прошлого года до внедрения технологии централизованного учета.

Рис. 1. Технология централизованного кадастрового учета недвижимости в Московском областном кадастровом округе

В качестве примера прикладного значения централизованного учета для реализации единых подходов к проблемным вопросам применения земельного законодательства также можно отметить вопрос об основаниях определения и внесения в АИС ГКН сведений о разрешенном использовании земельных участков, по которому Кадастровой палатой была выработана следующая методологическая позиция (применяющаяся независимо от места нахождения земельного участка в границах того или иного муниципального образования).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 4 и 4.1 Закона № 191-ФЗ.

Однако в указанной норме не определено, какой именно уровень органов местного самоуправления следует понимать в словосочетании «местная администрация». С учетом того, что разработка и утверждение правил землепользования и застройки, определяющих в общем порядке разрешенное использование земельного участка, осуществляются администрацией поселения (городского округа) , по мнению Кадастровой палаты данные полномочия могут осуществляться органами местного самоуправления поселения (городского округа), в границах которого расположен земельный участок . С учетом этого в качестве оснований для изменения сведений кадастра о разрешенном использовании земельных участков могут рассматриваться копии актов тех муниципальных органов, которые уполномочены принимать решения об утверждении правил землепользования и застройки.

Подчеркнем: на наш взгляд, до установления законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких участков (за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий), может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 191-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено законодательством . При этом результаты публичных слушаний не могут рассматриваться и оцениваться органом кадастрового учета на предмет соответствия законодательству, поскольку документы об их проведении не представляются для осуществления кадастрового учета (части 2, 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ) .

Перечисленные и другие унифицированные алгоритмы решения проблемных вопросов применения земельного законодательства апробированы Кадастровой палатой в рамках деятельности по централизованному учету.

Кроме того, введение технологии централизованного учета способствовало созданию эффективных условий для реализации на региональном уровне мероприятий Концепции формирования единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Важнейшими элементами Концепции, принципы которой получили развитие в нормах Федерального закона от 21 декабря 2009 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является обеспечение оперативного (без дополнительной административной нагрузки на правообладателей недвижимости) отражения в кадастре сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, являющиеся объектами кадастрового учета, синхронного внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в связи с изменением (уточнением) кадастровых сведений об объектах недвижимости, а также исключение обязанности правообладателей представлять для государственной регистрации прав кадастровые паспорта земельных участков.

В целях исполнения данных положений наиболее эффективным представляется именно централизованное ведение и администрирование базы данных кадастровых сведений с реализацией функции «загрузки» изменений из ЕГРП в период не реже 1 раза в 3 дня. Указанное было закреплено в соглашении об информационном обмене между Кадастровой палатой и Управлением Росреестра по Московской области от 22 декабря 2010 года.

Безусловно, своевременная актуализация кадастровых сведений о принадлежности земельных участков, достигаемая в том числе за счет перехода на технологию централизованного учета, направлена на обеспечение достоверности информации об объектах налогообложения земельным налогом, а также позволяет правообладателям совершать распорядительные действия, включая преобразование, в отношении земельных участков с последующим их кадастровым учетом.

Нельзя не отметить значение централизованного учета для информационного обеспечения деятельности по управлению земельными ресурсами на уровне муниципальных образований. В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета ежеквартально предоставляет на безвозмездной основе органам местного самоуправления кадастровые карты территорий муниципальных образований в порядке, определенном соглашениями об информационном взаимодействии, которые заключены между органом кадастрового учета и указанными органами. Состав сведений, содержащихся в указанных кадастровых картах, определен приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2009 года № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт».

В связи с изложенным на основе централизованного использования базы данных кадастровых сведений Кадастровой палатой разработано типовое соглашение об информационном взаимодействии с муниципальными органами, которое в ближайшее время планируется апробировать в большинстве муниципальных районов и городских округов Московской области.

1. Далее - кадастровый учет, централизованный учет.
2. Далее - кадастр.
3. Далее - ФЦП. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1105). «Собрание законодательства Российской Федерации», 16 февраля 2009 года, № 7, ст. 834.
4. Размещен в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
5. Далее - Кадастровая палата.
6. Далее - Закон № 221-ФЗ («Собрание законодательства Российской Федерации», 30 июля 2007 года, № 31, ст. 4017).
7. Далее - АИС ГКН.
8. По мере создания для этого необходимых материально-технических условий.
9. Размещено в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
10. В дальнейшем в соответствии с приказом Росреестра от 8 февраля 2010 года № П / 41 такие функции выполняли территориальные отделы Управления Росреестра по Московской области (до передачи полномочий органа кадастрового учета Кадастровой палате в соответствии с приказом Росреестра от 11 марта 2010 года № П / 93).
11. В большинстве случаев такое участие ограничивалось совещательным форматом.
12. По данному вопросу см. также письмо Минэкономразвития России от 14 сентября 2009 года № Д23-2986. Размещено в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
13. Письмо Кадастровой палаты от 2 сентября 2010 года № 1391 «О проверке сведений о земельных участках и содержащих такие сведения документов, предназначенных для выполнения кадастровых процедур».
14. Размещены в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
15. Размещены в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
16. Далее - Закон № 191-ФЗ («Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 200 года, № 1 (часть 1), ст. 17).
17. Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 6 октября 2003 года, № 40, ст. 3822).
18. Такая позиция изложена в письмах Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления (от 13 августа 2009 года № 3.4-32 / 581), Прокуратуры Московской области (от 28 августа 2009 года № 7 / 3-877-2009), Минэкономразвития России (от 27 сентября 2010 года № Д23-3850).
19. По данному вопросу см. также письмо Минэкономразвития России от 14 сентября 2009 года № Д23-2986. Размещено в электронной информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
20. Подробно см. письмо Кадастровой палаты от 17 декабря 2010 года № 2269 «О разъяснениях по вопросам внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка».

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт управления, экономики и финансов

Отделение развития территорий

Кафедра географии и картографии

Направление подготовки:05.03.03. Картография и геоинформатика

Профиль подготовки: геоинформатика

3 курс, 14.5-370 группа

Курсовая работа

Тема:

ГИС-технологии в системе кадастрового учёта

Выполнил:

Логунов Алексей Владимирович

Руководитель:

______/___________ /ст. преподаватель Аввакумов Олег Васильевич/

Казань – 2016

Введение

Земля, как и другие объекты недвижимости – является важнейшей частью окружающей природной среды. Она же и является для людей одной из основных составляющих национальное богатство, тем более у россиян. Учет земли как национального богатства способствует обеспечению гарантий прав на земельные участки, развитию системы налогообложения земли и иной недвижимости.

В условиях города земля представляет собой в целом не средства производства, а основу для размещения городских объектов. Осуществление инвестиций, предпринимательства или строительства невозможно без земельных участков. А в условиях провинциальной (сельской) местности земля представляет, в большей степени, сельско-хозяйственную производственную площадку.

В целевых программах ”Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 года) ” и “Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) ” подчеркивается актуальность разработки новых технологий кадастрового учета для решения стратегических задач в области структурной перестройки российской экономики в части земельно-имущественных отношений. В данных программах также фигурирует ГИС-технологии.

ГИС-технологии используются в системе Государственного земельного кадастра (ГЗК) на территории РФ давно и достаточно широко. Работы с применением ГИС выполняются в рамках Федеральной целевой программы создания автоматизированной системы Государственного земельного кадастра, а также в ряде международных проектов.

В настоящее время государственный кадастровый учет земельных участков является основной функцией государственного земельного кадастра, заключающийся в описании и индивидуализации земельных участков в Едином государственном реестре земель, после чего каждый земельный участок получает такие качественные и количественные характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

В курсовой работе представлено исследование особенностей влияния ГИС-технологий на кадастровую систему РФ. Актуальность данной работы обусловлена, во-первых, интересом к теме, в которой обособляется влияние ГИС-технологий на систему кадастра, во-вторых недостаточным внедрением ГИС в систему кадастров и разработанностью этой сферы. При этом государственный кадастровый учет является основным инструментом описания земельного участка как объекта права и налогообложения.

В соответствии с этим, были поставлены следующие цели и задачи:

Целью исследования является выявление перспектив и основных проблем взаимодействия ГИС и системы кадастрового учёта в РФ. В связи с выбранной целью были отобраны следующие задачи:

· дать определение основным понятиям системе кадастрового учёта

· проанализировать объект и предмет исследования

· выяснить, необходимы ли ГИС-технологии в системе кадастрового учёта

· определить основные функции деятельности кадастрового учёта

· оценить перспективы использования ГИС в ГКН

· определить главные проблемы взаимодействия ГИС и ГКН

Объект исследования - ГИС-технологии в сфере кадастра.

Предметом исследования является влияние ГИС на систему кадастрового учёта и принцип их взаимодействия.

Теоретические основы изучения кадастрового учета

1.1. Методика формирования кадастрового учёта

Прежде чем выяснить каким образом формируется кадастровая система, стоит отметить само понятие «кадастр» - это есть систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны. В целом такое понятия, как «кадастр», используется во всем мире, за исключением стран Скандинавии, где используют термин «реестр».

Кадастр - это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Иным словами, реестр, содержащий данные по земле, кому она принадлежит. Так же кадастр имеет такую особенность, как привязывать каждому объекту собственности свой номер – идентификатор. В более широкой среде он известен как «кадастровый номер». Данный идентификатор привязывается после процесса технического и кадастрового учёта. Возможность разглядеть такую информацию можно на крупномасштабных картах. В РФ понятие кадастровый номер и кадастровый учёт регулирует Закон РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости ».

Регулированием кадастровых отношений, являясь правовой основой, занимается Конституция РФ, а также следующие кодексы РФ: Гражданский, Земельный, Водный, Градостроительный, Лесной, Жилищный.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Если быть точнее, то Федеральной кадастровой палатой.

Ведение ГКН выполняется по принципу единства технологии. Т.е. на всей территории РФ ведется обеспечение общедоступности и непрерывности сведений, которые располагаются в ГКН. А также соблюдается сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, которые находятся в других государственных информационных ресурсах.

Существует такое понятие, как «кадастровая съёмка», в пределах которой производится съемка границ участков недвижимой собственности. Кадастровая система включает также своего рода, другую систему данных, которая нужна для сбора налогов с земельных участков, собственности при необходимой регистрации юридических прав.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

· фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения(также известен как налоговый);

· юридический - для защиты прав владения собственности;

· многоцелевой - для решения ряда правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также для борьбы с проблемами управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр несёт в себе информацию об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях и т.д.

Напоминая о порядке проведения государственного кадастрового учёта, стоит вновь обратиться к ФЗ о ГКН. Представление документов для проведения государственного кадастрового учёта строится следующим образом:

Заявление о проведении государственного кадастрового учета подается:

1) лицом, обладающим вещным правом на объект недвижимости;

2) правопреемником собственника объекта недвижимости;

3) лицом, которое обязано зарегистрировать свое право на объект капитального строительства (его часть);

4) лицом, в отношении которого было вынесено решение о предоставлении земельного участка;

5) лицом, в отношении которого вынесено вступившее в силу судебное решение о признании его вещного права на объект недвижимости;

6) органом государственной власти или органом местного самоуправления, (или соответствующим уполномоченным органом либо лицом) в случае принятия им решения: о резервировании или изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, об установлении сервитута, об образовании объекта недвижимости, необходимого для охраны земель, природы, культурного наследия народов Российской Федерации, установлении или изменении границ правовых зон и (или) иных существенных характеристик;

7) иным лицом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Если объект перестал существовать как недвижимость, то лицо, являющееся собственником этого объекта недвижимости, обращается в орган кадастрового учета, где прикрепляет заявление о снятии объекта с государственного кадастрового учета.

Полную информацию о методике формирования кадастрового учёта можно получить, ознакомившись с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». А именно глава №2, которая имеет одноимённое название, включающая статьи с 6-ой по 10-ую.

Публичная кадастровая карта (ПКК) содержит информацию об учтённых земельных участках, сведения о которых располагаются в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Она размещена на сайте Росреестра в электронном варианте, и предназначена для получения первичной информации о земельном участке на территории РФ.

Может возникнуть вопрос: Зачем и самое главное, Для кого создана публичная кадастровая карта земельных участков?

ПКК земельных участков появилась в интернете в 2010 году. Карта опубликована в мировой системе координат в цилиндрической проекции Меркатора на сфере, которая основана на сфероиде WGS84 – WebMercator WGS 84.

Цель создания публичной кадастровой карты – предоставление кадастровых сведений неограниченно широкому кругу лиц. Среди них: риелторы, юристы, работники межевых организаций и все остальное население, разумеется.

Сведения государственного кадастра недвижимости являются, согласно российскому законодательству, общедоступными. Правда раньше получить доступ к таким сведениям вызывало некую трудность. Была необходимость отстоять очередь, чтобы просто получить общие сведения о земельном участке. В 2010 году, после создания публичной карты всё стало гораздо проще.

Давайте подробнее рассмотрим, какую информацию может нам совершенно бесплатно дать публичная кадастровая карта.

Информация о земельном участке, предоставляемая ПКК:

1. Кадастровый номер земельного участка.

2. Адрес земельного участка, внесенный в ГКН.

3. Статус кадастровых сведений о земельном участке (учтенный, ранее учтенный, временный).

4. Дата постановки на кадастровый учет

6. Вид использования.

7. Площадь земельного участка.

8. Кадастровая стоимость

9. Форма собственности.

10. Кадастровый инженер или наименование организации, которая поставила объект недвижимости на кадастровый учет.

11. Дата обновления сведений о земельном участке на ПКК.

12. Дата обновления сведений о кадастровом округе на ПКК.

13. Список обслуживающих подразделений территориального органа Росреестра с указанием наименования подразделения, адреса и телефона офиса приема.

Таким образом, с помощью данной карты можно получить первичные сведения о земельном участке – в каком квартале расположен, учтен или нет, кадастровый номер, кадастровые номера смежных землепользователей. Уже потом уже заказать выписку, где будет более точная и актуальная информация о земельном участке.

1.2 Специфика кадастрового учёта в других странах

Сведения кадастрового учета в большинстве стран мира оказывают большое влияние на общую землеустроительную политику страны, поэтому максимально точные сведения о размерах и состоянии земельных ресурсов чрезвычайно важны, а отсюда повышенное внимание к кадастровому учету.

Кадастр, в большинстве государств, представлен в формате информационной системы, в которой присутствуют сведения о земельных владениях и записи о правах собственности на объекты.

Интерес более подробного изучения кадастровых систем в странах с высоким уровнем экономического развития вызван тем, что данная процедура позволит сделать вывод о существенных различиях в понятиях земельного кадастра, его организационной структуре, содержании и способах ведения.

Учитывая интересы исследования, стоит отметить, что правовое регулирование ведения кадастрового учета в большинстве стран отличается, но принципиально можно разделить системы по основным типам:

· наполеоновская;

· немецкая;

· англоязычная;

· скандинавская.

Каждый из перечисленных форматов кадастровых систем имеет свои особенности и используется в определенных странах при управлении землей, в правовой сфере, для фискальных, административных и регистрационных целей, для контроля использования земельных ресурсов, для обеспечения сохранности и развития землеустройства, а также для регулирования перехода прав собственности на земельные участки и недвижимость.

Теперь можно выделить каждый тип кадастровой системы и вкратце описать принцип его устройства.

Наполеоновская система

Данный тип характерен для стран: Италия, Франция, Бельгия, Испания, Греция и другие государства западной, южной и юго-западной Европы.

Ведение кадастра в этих государствах, а также составление реестра по объектам недвижимости производится под руководством Министерства финансов и экономики страны. Вот и выходит, что кадастровый учет производится только с целью учета и сбора сведений, которые нужны для расчета налогооблагаемой базы, которая, в свою очередь, формируется по земельным участкам.

Реестры недвижимости применяются для учета и защиты прав собственности, они содержат информацию о действительных правах субъекта (собственника) на землю и объекты недвижимости. Также в реестры заносятся все данные о переходе прав, правовых актах в отношении объекта, правах третьих лиц и прочие сведения.

Специфические данные о состоянии грунта, особенностях рельефа местности, наличии природных ресурсов и т.п. собираются и анализируются Минэкономики и Министерством сельского хозяйства.

Также кадастры наполеоновской системы имеют территориальные особенности. К примеру, системы кадастра государств южной Европы имеют более выраженный фискальный формат, нежели системы центральных европейских стран.

Во Франции исторически сложилась своя довольно сложная система информационного обеспечения управления земельными ресурсами, в которой задействованы различные министерства и ведомства.

Кадастровый план является основным кадастровым документом, он используется для установления местоположения, иначе говоря - локализации земельного участка и идентификации строений. План составляется для каждой коммуны и полностью охватывает ее территорию.

«Парцелла» является базовой кадастровой единицей. Она представляет собой участок земли, принадлежащий одному собственнику. Каждая парцелла идентифицируется по уникальному номеру внутри кадастровой секции.

Сводным документом для учета и оценки имущества, а также для определения земельного налога застроенных и незастроенных земельных участков служит кадастровая матрица.

В соответствии с программой соглашении между налоговыми управлениями и местными органами власти продолжается сканирование кадастровых планов. Файлы со сканированными планами заменяют бумажные копии и служат базой для векторизации. Эти файлы ежегодно обновляются. Их можно получить для пользования за определенную плату.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08