Еврокоды в строительстве на русском. Еврокоды. назначение и применение. Введение еврокодов в нормативную базу рф

В зависимости от сложности строительства ЕВРОКОДЫ определяют 3 категории геотехнической сложности.

Конструкции или части конструкций, составляющие геотехническую категорию 1:

Легкие здания с максимальной нагрузкой от колонн 250 кН и от стен 100 кН без специальных требований, таких, как учет наклонной нагрузки, условий осадки и т. д., и использующие простейшие типы обычных фундаментов на естественном основании или свайных фундаментов;

Подпорные стены и ограждение выработок в случае, если различие в уровнях грунта не превышает 2 м и грунт не подвержен значительной перегрузке и не имеет уклонов;

Земляные работы, вовлекающие не более 3 м толщи грунта ниже дневной поверхности и т. д. или не более 1 м ниже поверхности грунта, на который опираются плиты пола;

Несущие плиты по грунту, которые могут проектироваться с использованием эмпирических подходов бездетального анализа;

Одно- и двухэтажные здания и сельские дома на обычных фундаментах на естественном основании или свайных фундаментах;

Малые выработки для дренажных работ, укладки труб и т. д.

Конструкции или части конструкций, составляющие геотехническую категорию 2:

Фундаменты мелкого заложения;

Плавающие фундаменты;

Свайные фундаменты;

Подпорные и ограждающие стены или другие конструкции, воспринимающие давление грунта и воды;

Выработки;

Мостовые опоры и береговые устои;

Набережные и земляные работы;

Грунтовые анкера и другие системы крепления.

Конструкции или части конструкций, составляющие геотехническую категорию 3:

Многоэтажные подземные основания;

Сооружения под напором воды;

— здания, вовлеченные в риск движением земной коры;

Сооружения для транспортных систем под сверхнормативными нагрузками;

Большие мосты и тоннели;

Машины с тяжелыми и динамическими нагрузками;

Электростанции;

Станции в открытом море;

Химзаводы, обрабатывающие опасные химикаты;

Здания и сооружения в сейсмически активной зоне;

Экскавации в сложных условиях, особенно в городах;

Сооружения, содержащие реактор;

Здания на структурно-неустойчивых или набухающих грунтах.

Надзор за строительством, мониторинг и техническое обслуживание

1. Цель и содержание. В зависимости от сложности регламентируется надзор за строительством, мониторинг и техническое обслуживание в после строительный период.

Для обеспечения безопасности и качества строительства предусматривается следующее:

Надзор за процессом строительства и квалификацией персонала;

Мониторинг состояния конструкции в процессе строительства и после его окончания.

Надзор за процессом строительства и квалификацией персонала должен включать в себя соответственно следующие меры:

Проверку обоснованности конструкторских решений;

Оценку фактического состояния грунта и сравнение с его характеристиками, принятыми в проекте;

Контроль за осуществлением строительства в соответствии с проектом.

Мониторинг состояния конструкции в процессе строительства и после его окончания должен включать в себя:

Наблюдение за состоянием конструкции и окружающих объектов во время строительства и проведение необходимых измерений для определения необходимости ремонтных работ, изменения последовательности строительства и т. д.;

Наблюдение за состоянием конструкции и окружающих объектов в период эксплуатации конструкции.

Уровень, качество и объем надзора и мониторинга должны отвечать соответствующей геотехнической категории и согласовываться с параметрами проекта и мерами безопасности. Конструкторские решения, требующие особого надзора и мониторинга, должны быть четко отмечены в проекте.

Инспектирование, контроль, полевые и лабораторные испытания, необходимые для осуществления надзора и мониторинга состояния конструкции, должны быть запланированы на стадии проектирования.

2 Надзор. Составляется план надзора, входящий в пояснительную записку проекта, который должен содержать критерии, ограничивающие уровень воздействий на конструкции и окружающие здания.

План должен определять тип, качество и частоту мероприятий надзора, которые должны соответствовать следующему:

Необходимости уточнения проектных решений в ходе строительства;

Сложности состояния грунта;

Возможности оперативного изменения проектного решения конструкций и применения корректирующих мер во время строительства.

3. Инспектирование и контроль . Визуальная инспекция является наиболее важным элементом надзора.

Результаты инспекции предоставляются разработчику для принятия зависящих от него конструктивных решений.

Инспектирование и надзор за правильной установкой и применением измерительных приборов должны осуществляться инженерами, знающими строительные требования и нормы и геотехнические проблемы. Состояние грунта должно быть тщательно определено и записано.

Должен быть выполнен тщательный анализ соответствия процесса строительства и последовательности операций фактическому состоянию массива грунта.

В ходе контроля необходимо фиксировать:

Значимые параметры грунта;

Точную последовательность выполнения работ;

Качество материалов;

Отклонения от проекта;

Исполнительные схемы и чертежи реально выполненной конструкции;

Результаты мониторинга и их анализ;

Наблюдения за физическим состоянием окружающей среды и т. д.

Также следует вести записи временных работ, перерывов в строительстве и условий его возобновления.

4. Оценка результатов. Оценка конструкции производится на основании результатов (инспекции). Оценка включает в себя сравнение предполагаемого и наблюдаемого поведения конструкции. При необходимости проект подвергается повторной оценке.

Состояния грунта;

Состояния грунтовых вод;

Воздействия на конструкции;

Изменения состояния окружающей среды, включая оползни и камнепады.

Программа надзора может ограничиваться визуальным наблюдением, простейшим контролем качества и качественной оценкой работы конструкции.

Требуются измерения параметров грунта и поведения конструкции.

Требуется комплекс измерений на основных стадиях строительства. Результаты сравниваются с предполагаемым поведением конструкции.

Комплекс измерений должен включать следующее:

Детальную информацию о состоянии грунта, измерении порового давления;

Измерение смещений (подвижек) возведенных и существующих конструкций.

5. Проверка состояния грунта и грунтовых вод.

А Грунты и скальные породы:

Во время строительства проводится контроль и описание геотехнических характеристик грунтов и скальных пород.

Описание грунтов и скальных пород категории 1 проводится следующим образом:

инспектирование строительной площадки;

определение типов грунтов в зоне, подверженной влиянию строительства;

подробное описание грунтов, встретившихся при проведении экскавационных работ.

Кроме пунктов, указанных в категории 1, производится исследование грунтов, на которых возводится данная конструкция. Проводится дополнительное обследование строительной площадки, отбор и испытание образцов с целью определения физических свойств, прочности и деформативности грунта.

Дополнительные требования могут включать в себя любое из указанных ниже:

детальное обследование тех свойств грунта, которые могут оказать существенное влияние на конструкции;

детальное определение свойств грунта с учетом неоднородности образцов;

тщательное описание непредвиденных изменений грунтов в зоне влияния строительства.

Необходимо проверить соответствие методов анализа, предусмотренных проектом, реальным свойствам грунтов и их возможным изменениям.

Следует также применять косвенные методы анализа состояния грунта (например, записи состояния грунта в процессе забивки свай).

Б. Грунтовые воды:

Уровень грунтовых вод, поровое давление и химический состав грунтовых вод, полученный во время строительства, сравниваются с соответствующими параметрами, предполагаемыми в проекте. Более тщательное обследование следует проводить на объектах, где обнаруживается или предполагается значительное разнообразие типов грунта и его проницаемости.

Проверки обычно основаны на предыдущем задокументированном опыте или косвенных показателях.

Непосредственное наблюдение за состоянием грунтовых вод проводится, если в результате проведения строительных работ может произойти их снижение.

Характеристики напора грунтовых вод и поровое давление обычно определяются при помощи пьезометров, которые устанавливаются до начала строительства, что позволяет оценить существующее состояние вод и возможные изменения характеристик.

Если во время проведения строительных работ наблюдаются изменения порового давления, которое может оказать влияние на работу конструкции, то измерение пьезометрами продолжают до окончания строительства или до тех пор, пока давление не придет в норму.

При производстве работ ниже уровня грунтовых вод мониторинг давления должен продолжаться до тех пор, пока конструкция не сможет уравновесить давление и предотвратить затопление.

Количество, тип и место установки пьезометров зависят от типа грунта, его характеристик и соответствия получаемых данных проекту.

Иногда возникает необходимость установки пьезометров на расстоянии нескольких сот метров от строительной площадки для мониторинга всей — системы. Это зависит от географии грунтовых вод, их движения и обычно требуется в застроенных районах.

Влияние строительства (включая такие работы, как дренаж, нагнетание и строительство тоннелей) на состояние системы грунтовых вод определяется по показаниям пьезометров.

Химический анализ циркулирующих вод производится, когда любая часть конструкции может быть подвергнута постоянному или временному воздействию химически активных веществ и коррозии.

6. Проверка конструкции . Методы возведения конструкций должны быть изложены в пояснительной записке проекта.

Постоянно должен производиться контроль соответствия проведения работ проекту.

Дальнейшие изменения должны быть обоснованы и рационально применены.

График проведения работ обычно не включается в проект и определяется подрядчиком.

В проекте может быть изложена последовательность проведения работ или же указывается, что принятие решения остается за подрядчиком.

Пояснительная записка проекта должна включать в себя график проведения работ, разработанный проектировщиком.

Во время проведения работ график должен подвергаться частой проверке и при необходимости корректировке с учетом следующего:

Реальные обнаруженные условия;

Назначение и состояние конструкции, влияние ее устройства на прилегающие конструкции и коммуникации;

Возможные повреждения грунта или режима грунтовых вод.

7. Мониторинг . Цели мониторинга:

Проверить правильность работы проектируемой конструкции и ее безопасность для окружающей среды;

Обеспечить надежность работы конструкции после окончания строительства;

Обеспечить безопасность строительства. Заказчик должен быть поставлен в известность о том,

какие измерения и наблюдения должны проводиться в процессе эксплуатации конструкции.

Программа мониторинга должна быть представлена в проекте и определять следующее:

Объект обследования и измерений, а именно части конструкции и места, которые должны подвергаться мониторингу;

Периодичность проведения измерений;

Методы оценки результатов;

Предельные значения величин, по которым оцениваются результаты;

Продолжительность мониторинга после окончания строительства;

Организации, ответственные за проведение обследований и мониторинга, анализ результатов и техническое обслуживание измерительных приборов.

Записи результатов обследований имеют очень большое значение для развития геотехники и поэтому результаты обследований по конструкциям категорий 2 и 3 должны тщательно собираться и храниться. Каждая запись должна сопровождаться полным описанием состояния и геотехническими характеристиками грунта, подвергающегося воздействию конструкции.

Должны быть выполнены измерения:

Деформации грунта, вызванной возведением данной конструкции;

Величины воздействий строительства на окружающую застройку;

Величины изменения контактного давления между грунтом и данной конструкцией;

Уровня грунтовых вод, порового давления и их изменения во времени;

Напряжений и деформаций (вертикальных и горизонтальных подвижек, вращения и повреждения) в элементах конструкции. Результаты измерений следует соотнести с визуальным обследованием строительных конструкций.

Продолжительность мониторинга после завершения строительства зависит от результатов наблюдений, полученных во время строительства. Для конструкций, которые могут оказать существенное влияние на окружающую среду или угрожать жизни людей, мониторинг может проводиться в течение 10 лет после окончания строительства.

Полученные результаты должны подвергаться качественной оценке и анализу. Простой сбор информации не обеспечивает достаточную безопасность конструкции.

Для конструкций, которые могут оказать вредное влияние на состояние грунта и грунтовых вод, следует учитывать возможность утечек и изменения всей системы грунтовых вод.

Примеры таких сооружений:

Опорные конструкции;

Конструкции, на которых необходим контроль за утечками (инфильтрацией) вод;

Тоннели;

Большие подземные сооружения;

Фундаменты глубокого заложения.

8. Техническое обслуживание . Приемы технического обслуживания конструкции, обеспечивающие ее безопасность, должны быть доведены до сведения заказчика и владельца.

Поисковые теги: Источник фото:

При внедрении Еврокодов главной задачей становится сохранение необходимого уровня безопасности строящихся зданий и сооружений

С 2010 года благодаря финансированию со стороны НОСТРОя были выполнены либо находятся на завершающей стадии переводы 44 частей Еврокодов, разработано 54 национальных приложения.

Нормативные технические документы в проектировании и строительстве являются основой безопасности, надежности и долговечности строительных объектов. И, несмотря на различные подходы к структуре и содержанию этих документов, в России и Европейском сообществе в основе расчетов этих показателей лежат достижения строительной науки.

У нас говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Еврокоды разрабатывались несколькими десятками специалистов из всех европейских стран в течение более 20 лет. И, конечно же, эти документы для России представляют интерес, тем более в условиях интеграции экономических систем и вступлении России в ВТО.

За все время существования человечества еще никому не удавалось создать универсальную систему технического нормирования в проектировании и строительстве. Попытка сделать это в рамках Европейского сообщества только подтвердила этот тезис. Но талантливые разработчики, тем не менее, нашли выход. Они создали систему нормативных документов - Еврокодов, которая может работать в любой из стран, но... в сочетании с национальными приложениями.

В 2010 году идея внедрения Еврокодов в Российской Федерации, в качестве альтернативы российским сводам правил, воплотилась в конкретную Программу, которая была подготовлена с участием трех Национальных объединений и одобрена Коллегией Министерства регионального развития.

Данная Программа включила в себя не только работы по техническому переводу Еврокодов и разработке национальных приложений к ним, но также и создание учебных программ, проведение сопоставительных расчетов и внедрение множества поддерживающих Еврокоды европейских стандартов. С момента начала реализации Программы прошло уже более полутора лет. Это дает нам возможность подвести промежуточные итоги и дать предложения по дальнейшей реализации необходимых для внедрения Еврокодов мероприятий.

С 2010 года благодаря финансированию со стороны НОСТРОя были выполнены либо находятся на завершающей стадии переводы 44 частей Еврокодов, разработано 54 национальных приложения. Кроме того, проведено сопоставление требований Еврокодов с аналогичными требованиями российских нормативных технических документов. Организованы работы по сопоставительному проектированию различных конструкций. Работы по остальным 14-ти частям Еврокодов были выполнены Национальными объединениями проектировщиков и изыскателей. Для проведения указанных работ Национальные объединения привлекали ведущих ученых-экспертов, имеющих большой опыт в проектировании конкретных объектов. В работах принимали участие специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова, МГСУ, НИЦ Строительство (ЦНИИСК, НИИЖБ, НИИОСП), а также другие научные и проектные организации.

Конечно, основной задачей для нас при внедрении Еврокодов остается сохранение необходимого уровня безопасности проектируемых, строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений. Переход инженерной школы России на новые принципы и правила проектирования конструкций не должен привести к неоправданным рискам и поставить под угрозу безопасность и здоровье людей. К сожалению, такие случаи периодически имеют место.

В последние годы немало европейских проектировщиков участвовало в конкурсах на проектирование и строительство в России сложных и уникальных объектов. Как правило, в случаях, когда объекты были спроектированы по зарубежным нормам, всегда приглашались российские специалисты, которые корректировали эти проекты с учетом местных климатических и геологических условий. В ряде случаев слепое заимствование отдельных зарубежных, в т. ч. европейских, нормативов приводило к обрушению некоторых конструкций и элементов зданий.

Для того, чтобы не допустить подобного развития событий, до начала использования Еврокодов необходимо провести ряд мероприятий, которые позволят сделать их эффективным инструментом в руках профессионалов.

Первое , что необходимо выполнить в ближайшее время - это провести максимально широкое обсуждение уже переведенных Еврокодов и разработанных проектов национальных приложений . Это повысит информационную доступность профессиональных переводов и определит необходимость и достаточность национальных параметров, учитывающих специфику территории Российской Федерации. Для того чтобы реализовать эту задачу, необходимо использовать различные ресурсы. Обсуждение переводов и проектов национальных приложениймогло бы проводиться через Ассоциацию строительных вузов, профессиональные союзы и объединения. Кроме того, можно было бы использоватьразличныеэлектронные информационные платформы, с которыми работают проектные и научные организации (например, Техэксперт, КСофт и др.).

Второе направление, предусмотренное Программой, - сопоставительное проектирование объектов по Еврокодам и СНиПам . Национальное объединение строителей проводит такую работу в 2012 году для 10 видов конструкций. НОСТРОЙ перевел новейшие методические пособия Европейского технического Комитета № 250 по расчету нагрузок на мостовые сооружения и сейсмостойкости на примере конкретных объектов . Необходимо проводить сопоставительные расчеты и по другим направлениям с привлечением более широкого круга специалистов, в т. ч. европейских.

Третьей важной проблемой, стоящей на пути внедрения Еврокодов, является перевод и внедрение Европейских стандартов на строительные материалы, методы испытаний и измерений . Уровень гармонизации национальных стандартов с европейскими уже достаточно высокий. Однако для полного обеспечения Еврокодов поддерживающими стандартами работы должны вестись целенаправленно. Ускорить решение данной проблемы можно было бы на базе более активного участия бизнеса в софинансировании этого направления.

В то же время прямое введение Европейских стандартов на материалы и изделия требует обновления испытательной базы. Российские лаборатории должны иметь возможность проводить оценку соответствия современных материалов, изготовленных по европейским стандартам. Кроме того, некоторые материалы и изделия могут быть неприменимы для российских климатических условий. В этом случае варианты их замены должны быть определены в рамках испытаний.

Четвертая , не менее важная, задача стоит и перед сферой образования . Российским строительным вузам необходимо обучать проектированию по Еврокодам не только студентов, но и работающих специалистов: проектировщиков, экспертов, работников органов строительного контроля и надзора. Московский государственный строительный университет проводит большую работу в данном направлении, и хотелось бы, чтобы его примеру последовали и другие профильные учебные заведения.

Все эти, а также другие важнейшие вопросы должны быть решены в сроки, установленные Программой внедрения Еврокодов в качестве документов, альтернативных Сводам правил, т. е. до 2015 года. Для того чтобы мы успели выполнить стоящие перед нами задачи, необходимо тесное взаимодействие всех участников процесса.

НОСТРОЙ и МГСУ сотрудничают в этом направлении на постоянной основе. Мы благодарны нашим зарубежным коллегам из Германии, Финляндии, Великобритании, Испании, Нидерландов, которые во время наших встреч делятся своим опытом по применению Еврокодов в своих странах, а также участвуют в качестве экспертов и консультантов в проводимых обсуждениях и дискуссиях по вопросам применения Еврокодов в России.

В настоящее время национальные объединения завершают работу по первому и второму этапу Программы. МГСУ также выполнил часть взятых на себя по Программе обязательств.

Очень надеюсь на то, что вновь созданный Госстрой России и Министерство регионального развития примут самое активное участие в дальнейшем продвижении полученных результатов и будут активно содействовать окончательному выполнению Программы.

Совместная работа позволит достичь нескольких целей. Первая - это внедрение взаимно понятных, а в ряде случаев - единых подходов к проектированию зданий и сооружений. Вторая - это создание равных конкурентных условий на российском рынке для российских и европейских проектировщиков и строителей. И, наконец, третья - высокий уровень безопасности и качества строящихся и эксплуатируемых объектов на территории от Лиссабона до Владивостока.

Ефим БАСИН
Президент Национального объединения строителей

В статье использованы официальные логотипы Eurocodes

Еврокоды в строительстве устанавливают общие принципы и подходы к разработке, проектированию и строительству зданий и сооружений гражданского назначения. Они имеют статус добровольного применения. Однако стандарты не могут применяться напрямую. Каждая страна участница Европейского сообщества может применять данные стандарты, если разработает национальные приложения к Еврокодам. Эти приложения должны содержать технические параметры, специфичные для данной страны.

Существует две ситуации, когда можно отказаться от разработки собственных национальных приложений. Еврокоды содержат рекомендуемые технические параметры. Если эти параметры приемлемы, то они могут быть приняты в качестве национальных приложений. Вторая ситуация - если собственная часть Еврокода неприменима для страны (например, часть по сейсмостойкости). В этом случае национальные приложения не разрабатываются, и сам Еврокод не применяется на территории страны.

Структура Еврокодов

Еврокоды в строительстве состоят из десяти основополагающих разделов. Они охватывают: принципы проектирования, нагрузки на строительные конструкции, проектирование для различных видов материалов, геотехническое проектирование и проектирование сейсмостойких конструкций.

Структура Еврокодов и их взаимосвязь может быть представлена в виде схемы.

  • Еврокод 0: EN 1990 – Основы проектирования;
  • Еврокод 1: EN 1991 – Воздействие на конструкции;
  • Еврокод 2: EN 1992 – Проектирование железобетонных конструкций;
  • Еврокод 3: EN 1993 – Проектирование металлоконструкций;
  • Еврокод 4: EN 1994 – Проектирование композитных металлических и железобетонных конструкций;
  • Еврокод 5: EN 1995 – Проектирование деревянных конструкций;
  • Еврокод 6: EN 1996 – Проектирование каменных и кирпичных конструкций;
  • Еврокод 7: EN 1997 – Геотехническое проектирование;
  • Еврокод 8: EN 1998 – Проектирование сейсмостойких конструкций;
  • Еврокод 9: EN 1999 – Проектирование алюминиевых конструкций.

Каждый из разделов делится на части. Эти части включают в себя требования по отдельным типам сооружений, таких как здания, мосты, трубопроводы, башни, мачтовые конструкции и т.п. В общей сложности, на сегодняшний день, разработано 58 частей Еврокодов.


Для каждого типа сооружения предусмотрена своя нумерация частей:

  • часть 1 – здания и сооружения гражданского назначения;
  • часть 2 – мосты;
  • часть 3 – башни, мачты, дымовые трубы;
  • часть 4 - силосы, резервуары, трубопроводы;
  • часть 5 – сваи;
  • часть 6 – крановые опорные конструкции.

Каждая часть может включать в себя подразделы. Для подразделов назначены обозначения. Однако эта нумерация соблюдается не всегда.

Общая структура Еврокодов представлена в таблице.

Еврокод Часть Подраздел
Обозначение Название Обозначение Название Обозначение Название
EN 1990 Основы проектирования нет нет нет нет
EN 1991 Воздействие на конструкции EN 1991-1 Основные воздействия на здания EN 1991-1-1:2002 Плотность, собственный вес, наложение нагрузок для зданий
EN 1991-1-2:2002 Воздействия на конструкции, подверженные огню
EN 1991-1-3:2003
EN 1991-1-4:2005
EN 1991-1-5:2003 Тепловые нагрузки
EN 1991-1-6:2005 Нагрузки во время выполнения работ
EN 1991-1-7:2006 Случайные воздействия
EN 1991-2:2003 Воздействия на мосты нет нет
EN 1991-3:2006 Воздействия кранов и машинного оборудования нет нет
EN 1991-4: 2006 Воздействия на силосы, резервуары, трубопроводы нет нет
EN 1992 Проектирование железобетонных конструкций EN 1992-1 Общие положения EN 1992-1-1:2004 Общие положения для зданий и строительных конструкций
EN 1992-1-2:2004
EN 1992-2:2005 Бетонные мосты - Проектирование и детализация правил нет нет
EN 1992-3:2006 Удерживающие жидкости и герметизации конструкций нет нет
EN 1993 Проектирование металлоконструкций EN 1993-1 Общие положения EN 1993-1-1:2005
EN 1993-1-2:2005 Строительное противопожарное проектирование
EN 1993-1-3:2006 Дополнительные правила для холодногнутых конструкций и профнастила
EN 1993-1-4:2006 Дополнительные правила для нержавеющей стали
EN 1993-1-5:2006 Конструктивные элементы из листовой стали
EN 1993-1-6:2007 Прочность и устойчивость пустотелых конструкций
EN 1993-1-7:2007 Прочность и устойчивость конструкций, подверженных поперечной нагрузки
EN 1993-1-8:2005 Проектирование соединений
EN 1993-1-9:2005 Усталостная прочность
EN 1993-1-10:2005 Твердость материалов и равнопрочностные свойства
EN 1993-1-11:2006 Проектирование конструкций с тросовыми компонентами
EN 1993-1-12:2007 Высокопрочные стали
EN 1993-2:2006 Стальные мосты нет нет
EN 1993-3 Башни, мачты, дымовые трубы EN 1993-3-1:2006 Башни и мачты
EN 1993-3-2:2006 Трубы
EN 1993-4 Силосы, резервуары, трубопроводы EN 1993-4-1:2007 Силосы
EN 1993-4-2:2007 Резервуары
EN 1993-4-3:2007 Трубопроводы
EN 1993-5:2007 Свайные сооружения нет нет
EN 1993-6:2007 Крановые опорные конструкции нет нет
EN 1994 Проектирование композитных металлических и железобетонных конструкций EN 1994-1 Общие положения EN 1994-1-1:2004 Положения и правила для зданий
EN 1994-1-2:2005 Строительное противопожарное проектирование
EN 1994-2:2005 нет нет
EN 1995 Проектирование деревянных конструкций EN 1995-1 Общие положения EN 1995-1-1:2004 Положения и правила для зданий
EN 1995-1-2:2004 Строительное противопожарное проектирование
EN 1995-2:2004 Основные положения и правила для мостов нет нет
EN 1996 Проектирование каменных и кирпичных конструкций EN 1996-1 Общие положения EN 1996-1-1:2005 Общие правила для армированных и неармированных каменных конструкций
EN 1996-1-2:2005 Строительное противопожарное проектирование
EN 1996-2:2006 Проектные решения, выбор материалов и выполнение каменной кладки нет нет
EN 1996-3:2006 Упрощенные методы расчета для неармированных каменных конструкций нет нет
EN 1997 Геотехническое проектирование EN 1997-1:2004 Общие положения нет нет
EN 1997-2:2007 Геологические изыскания и исследования нет нет
EN 1998 Проектирование сейсмостойких конструкций EN 1998-1:2004 Общие положения. Сейсмические воздействия и правила для зданий нет нет
EN 1998-2:2005 Мосты нет нет
EN 1998-3:2005 Оценка и реконструкция зданий нет нет
EN 1998-4:2006 Силосы, резервуары и трубопроводы нет нет
EN 1998-5:2004 Фундаменты, подпорные конструкции и геотехнические аспекты нет нет
EN 1998-6:2005 Башни, мачты и дымовые трубы нет нет
EN 1999 Проектирование алюминиевых конструкций EN 1999-1 Общие положения EN 1999-1-1:2007 Общие правила для конструкций
EN 1999-1-2:2007 Строительное противопожарное проектирование
EN 1999-1-3:2007 Конструкции подверженные усталости
EN 1999-1-4:2007 Холодногнутые конструкции и профнастил
EN 1999-1-5:2007 Оболочечные конструкции

Применение Еврокодов за пределами ЕС

Еврокоды в строительстве могут использоваться за пределами ЕС на основе добровольного применения. Они содержат полный набор стандартов проектирования, которые охватывают основные строительные материалы, направления проектирования и широкий спектр видов конструкций и строительных продуктов.

Структура Еврокодов достаточно гибкая. Каждая страна может учесть национальную специфику строительства за счет разработки приложений. Применение Еврокодов позволяет соответствовать Европейской системе стандартизации.

Это дает возможность:

  • производителям строительной продукции выйти на Европейский рынок;
  • изготавливать продукцию, соответствующую законодательству ЕС;
  • оказывать строительные и инжиниринговые услуги в странах ЕС;
  • сократить затраты на Европейскую сертификацию строительных материалов и изделий.

Европейская организация по стандартизации старается поддерживать любые действия, направленные на распространение результатов своей работы и призывает к принятию Еврокодов в качестве национальных стандартов в странах, не входящих в ЕС. Применение Еврокодов в строительстве является предметом соглашения между Европейской организацией по стандартизации и национальным органом по стандартизации той страны, которая хочет использовать стандарты.

Следует отметить, что разработка и выполнение процедуры внедрения европейских норм в области строительства в качестве альтернативы национальным стандартам и сводам правил представляет собой для страны фактически новую область технического права - освоение европейской нормативной базы.

Учитывая вышеизложенное, а также стратегическую необходимость сближения российской и европейской систем стандартизации, представляется целесообразным начинать внедрение Еврокодов в качестве национальных стандартов или сводов правил в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании» и руководством L «Внедрение и использование Еврокодов», применяемым в рамках Директивы ЕС по строительной продукции 89/106/ЕЕС. При этом должны быть учтены национальные интересы Российской Федерации, а также территориальная специфика осуществления строительной деятельности.

  • Использованы материалы доклада «Гармонизация российской и европейскойсистем нормативных документов в строительстве», представленного МинрегиономРоссийской Федерации (см. сайт www.oaiis.ru).
  • Были зафиксированы аварии зданий и сооружений с металлическими каркасами,запроектированных зарубежными проектировщиками по нормам европейских стандартов, например высотный склад в Домодедово, резервуары для хранения нефтивблизи Санкт-Петербурга, ряд зданий магазинов «Метро».

Кто сказал, что Еврокоды – лучше?! Тема внедрения Еврокодов в проектировании и строительстве продолжает волновать профессиональное сообщество, причем настолько сильно, что дело дошло до открытых писем Президенту Владимиру Путину. Именно с таким документом выступил координатор Национального объединения проектировщиков России по Сибирскому федеральному округу Юзеф Мосенкис. Предложения, высказанные в открытом письме, приняты на окружной конференции СРО проектировщиков Сибири, которая состоялась 19 июня 2014 года в г. Новосибирске.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаюсь с убедительной просьбой ознакомиться с предложениями проектировщиков Сибирского Федерального округа, принятыми на окружной конференции 19 июня 2014 года в г. Новосибирске по проблеме перехода на Еврокоды.

В целях повышения качества и эффективности проектов строительства Правительством РФ планируется с 2015 г. переход строительной отрасли России на применение Еврокодов.

Сторонники перехода на Еврокоды считают, что это приведет к повышению качества и эффективности проектных решений. Сообщество проектировщиков Сибири считает и эту точку зрения поддерживают подавляющее большинство наших коллег, что правильнее было бы коренным образом улучшить работу по совершенствованию отечественных нормативных документов, здесь уместно заметить, что в 1993 году ЮНЕСКО при ООН признало именно нашу Российскую систему СНиПов лучшей в мире.

Возникает вопрос: «Зачем нам отказываться от лучшего в пользу непонятной и худшей системы стандартов?». Кто определил, что Еврокоды лучшие нормы по сравнению с другими и почему многие страны не используют их? Как известно, подходы к расчету несущих конструкций по Еврокодам, приводит к увеличению расхода строительных материалов.

Еще раз необходимо отметить, что самым правильным будет совершенствовать свою Российскую систему нормативных документов до необходимого уровня. Призываем Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть вопрос о нецелесообразности внедрения Еврокодов при проектировании объектов капитального строительства на территории России, так как это приведет не только к многолетней неразберихе и усложнению процесса проектирования, но и возможному развалу проектного дела в России в виду вероятного массового прихода на рынок проектных услуг организаций западноевропейских стран.

В связи с утерей традиций отечественной школы проектирования, отсталостью отечественных технологий проектирования от европейского и мирового уровня, бессистемностью и непоследовательностью технического и правового регулирования в сфере строительства, падением престижа профессий архитектора и инженера-проектировщика происходит снижением качества проектно-сметной документации. Причинами такого положения является недостаточный уровень квалификации специалистов и плохое знание требований действующих отечественных нормативных документов. Несомненно, что в настоящее время возникают проблемы с применением действующих норм проектирования, что вызвано бурным развитием строительных технологий, материалов, машин и оборудования.

Наивно полагать, что переход на Еврокоды позволит переломить ситуацию к лучшему в кратчайшие сроки. Кроме того, подавляющее большинство специалистов строительной сферы не видели и не представляют себе, что такое Еврокоды и этот процесс потребует проведение дорогостоящей и трудоемкой процедуры переподготовки специалистов проектных, строительных и экспертных организаций, а также в образовательной сфере, работников строительной индустрии.

Перевод Еврокодов на русский язык и дополнение их приложениями в целях доведения их до статуса национальных стандартов с учетом наших природно- климатических условий потребует дополнительных финансовых затрат. Также потребуется значительное время на освоение новых нормативных документов специалистами проектировщиками, работниками экспертных организаций и контрольных строительных органов.

Ориентировочные предварительные расчеты показывают, что стоимость переподготовки одного специалиста обойдется проектной организации в 200 тыс. руб. и более, тогда как в настоящее время у многих проектных организаций имеются финансовые проблемы по оплате за повышение квалификации в сумме 7-8 тысяч рублей за одного специалиста.

Общая потребность в финансовых ресурсах процесса переподготовки специалистов по Еврокодам (численность проектировщиков, занятых проектированием строительных конструкций, составляет более ста тысяч человек) составит для проектных организаций 21-22 млрд руб. и 300-350 млн руб. для экспертных организаций.

По нашим сведениям в некоторых странах Евросоюза переход на проектирование по Еврокодам приостановлен и в Европейской комиссии происходит пересмотр концепции заключающейся в общих чертах в постепенном отказе от модели Еврокодов и движения в сторону сближения с системой технического регулирования в строительстве принятой в Российской Федерации.

На основании вышеизложенного предлагается:

1. Приоритетной задачей считать совершенствование отечественной нормативной базы, при этом следует исключить возможность альтернативного проектирования по Еврокодам для объектов на территории России. Освоение Еврокодов предлагается проектным организациям, которые намерены разрабатывать проекты для строительства объектов на территории западноевропейских стран.

2. Финансирование работы по совершенствованию нормативных документов и проведению научных исследований в строительной сфере осуществлять за счет капитализации средств компенсационных фондов национальных объединений изыскателей, проектировщиков и строителей, общая сумма фондов по данным национального агентства мониторинга и статистики составляет 77,1 млрд руб., при этом общая сумма капитализации составляет ежегодно не менее 4,0 млрд рублей, в связи с чем предлагается внести изменения в законодательные акты, разрешающие образование единого фонда национальных объединений по финансированию научных исследований, разработке нормативных документов, технических регламентов за счет средств капитализации компенсационных фондов.

Реализация вышеуказанных предложений позволит воссоздать отечественную базу нормативных документов на уровне, отвечающим современным требованиям, сократит многократно расходы проектных и экспертных организаций по освоению Российских нормативных документов, обеспечит проведение комплекса исследовательских работ в строительной сфере по программе, согласованной с Минстроем, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества и эффективности проектов для строительства объектов в нашей стране.

Юзеф Мосенкис,

Заслуженный строитель Российской Федерации,

кандидат технических наук,

председатель правления СРО НП «СПАС»