Что является объектом налогообложения по ндпи? Кто признается плательщиком ндпи

Расчет НДПИ производится пользователем недр самостоятельно по правилам, установленным ст. 340 НК РФ. Налог на недра является одним из самых специфичных налогов, поскольку при его расчете используются различные формулы и методы, а ставки дифференцированы. Именно этим вызвано наибольшее число судебных споров, связанных с применением гл. 26 НК РФ. Как правильно определить размер НДПИ, какие риски существуют при расчетах налоговых платежей, читайте в нашем материале.

НДПИ: правила определения налоговой базы и налоговой ставки

НК РФ установлено, что налогоплательщик может определять налоговую базу НДПИ либо в объеме извлеченного сырья, либо в размере его стоимости. Количественное определение налоговой базы исчисляется для таких полезных ископаемых, как уголь, нефть, природный и попутный газ, газовый конденсат, при условии освоения месторождения на территории РФ. Для определения налоговой базы принимается стоимостное значение по всем остальным видам добываемых ресурсов (п. 2 ст. 338 НК РФ).

ВАЖНО! Рассчитывая налоговую базу, обязательно учитывайте фактические потери ресурсов (исключение составляет определение налоговой базы по нефти).

Несмотря на определение налоговой базы в стоимостном выражении, для расчета НДПИ каждый плательщик обязан произвести расчет добытого сырья по количеству (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Существующие способы расчета добытого сырья указаны в п. 2 ст. 339 НК РФ:

  • прямой метод (при наличии возможности определить количество добываемого ископаемого с помощью приборов для измерения веса или объема);
  • косвенный метод (количественный размер вычисляется путем расчета доли полезного ископаемого в добытом сырье, применим во всех остальных случаях).

Налоговая ставка НДПИ может быть адвалорной (процентной) и специфической.

Как рассчитать НДПИ, используя специальные формулы?

Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст. 340 НК РФ:

  1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
  2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
  3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст. 339 НК РФ).
  4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Стоимость добытого ПИ = Количество добытого ПИ × Стоимость единицы добытого ПИ.

Стоимость единицы добытого ПИ = Выручка от реализации / Количество реализованного ресурса.

Стоимость единицы добытого ПИ = Расчетная стоимость / Количество реализованного ресурса.

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза - Сумма расходов плательщика по доставке ПИ, где ПИ — полезное ископаемое.

Законодательство предусматривает применение специальных коэффициентов для ряда полезных ископаемых, являющихся наиболее значимыми для экономики страны. Таким образом, расчетная формула налога в конечном счете зависит от вида добываемого сырья, условий и места добычи.

Льготы для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых

Ресурсодобывающие организации и предприниматели при расчете налога на добычу ископаемых активно используют льготы, которые в том или ином виде предоставляются им как плательщикам НДПИ.

В ряде случаев они не просто получают льготу, но и вовсе освобождаются от уплаты:

  • Налог не взимается, если добываемое сырье относится к перечню, приведенному в п.2 ст. 336 НК РФ, добывается ИП в собственных нуждах и относится к общераспространенным полезным ресурсам, а также извлекается из земли на глубине менее 5 м.
  • Добытый полезный ресурс относится к видам, указанным в п.1 ст. 342 НК РФ и облагаемым по льготной ставке в размере 0%. Общим случаем применения нулевой налоговой ставки является добыча некондиционного либо попутного ископаемого.

Условия применения вычетов зависят от особых факторов, например от несения расходов на повышение уровня безопасности труда (ст. 343.1, 343.2 НК РФ). Плательщик имеет право применять льготы по НДПИ в форме вычета одним из следующих способов (при условии его закрепления в учетной политике):

  • включать потраченные суммы в состав прочих расходов на производство и реализацию (подп.7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • уменьшать начисленный налог на ископаемые на сумму понесенных расходов (в порядке ст.1 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляют плательщикам право законно уменьшить сумму НДПИ. Заявляя вычеты по НДПИ, плательщик обязан не только обосновать их документально, но и доказать их экономическую целесообразность.

НДПИ: судебная практика

Налог на добытые полезные ископаемые вследствие запутанности формул, неопределенности положений и, как следствие, различного толкования норм НК РФ порождает огромное количество споров между плательщиками и налоговой службой.

Большинство исков в арбитражные суды подаются с целью оспаривания принятых решений ФНС о доначислении сумм НДПИ при проверках:

  1. Объем ископаемого, в отношении которого уплачивается НДПИ, рассчитывается исходя из общего количества добытого ресурса. Расчет исходя из объема чистого вещества в добытом ископаемом недопустим. Такое решение вынесли 3 арбитражные инстанции, рассмотрев материалы дела № А27-8159/2013. Решение ИФНС о доначислении налога организации, добывающей уголь и учитывающей для целей расчета налога только добытое чистое сырье без примесей, было признано законным.
  2. Частота отражения фактических потерь не зависит от воли налогоплательщика, а предопределяется особенностями технологического процесса добычи ресурса. Подобной позицией по делу № А40-91054/15 суд обязывает плательщиков НДПИ отражать реальные потери ресурса ежемесячно, а не тогда, когда это применяется в целях оптимизации налога.
  3. При отсутствии или несвоевременном утверждении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых все потери полезных ресурсов относятся к сверхнормативным до момента официального утверждения размера потерь. Право плательщика применять нулевую налоговую ставку не исчезает, а может быть реализовано в виде перерасчета после утверждения нормативов. Аналогичный вывод содержится в судебных актах по делу № А19-16360/2011 и А27-13282/2013.

Как видно из приведенных примеров, НДПИ — довольно специфичный налог, а с учетом сложившейся экономической обстановки в стране перечень судебных споров по нему только увеличивается.

Поскольку этот вид деятельности достаточно ресурсоемок и трудозатратен, действующее законодательство предоставляет плательщикам налога на полезные ископаемые право уменьшить расчетную сумму отчислений на вычеты и льготы, использовать нулевую ставку. При расчетах и определении ставки налога на добычу полезных ископаемых необходимо соблюдать точность, поскольку большое количество споров по НДПИ связано именно с неверным учетом добычи полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской . Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также на нефть.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются и , признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра могут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 Федерального закона «О недрах») для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр и иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид недропользования может формировать объект налогообложения, а именно — добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с российским законодательством;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

Таким образом, при определении объекта налогообложения, ключевым является понятие «добытого полезного ископаемого». Добытое полезное ископаемое — это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Эта продукция — первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, или иным стандартам (отрасли, региональным стандартам, международным или стандартам предприятия, если иных нет) продукция. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукцией перерабатывающей промышленности.

Зачастую у налогоплательщиков возникают определенные сложности при отнесении добываемого полезного ископаемого к конкретному виду полезных ископаемых в соответствии с установленными стандартами. Как следует из текста ст. 337 НК, в основе отнесения полезного ископаемого к конкретному виду лежат, во-первых, государственные, во-вторых, региональные, в-третьих — международные и только, в-четвертых — стандарты качества, установленные самой добывающей организацией. Порядок, в котором перечислены указанные виды стандартов, указывает на последовательность их применения. Так, обращаться к региональным стандартам можно только в случае отсутствия государственных, а к стандартам предприятия только в том случае, если нет ни государственных, ни региональных, ни международных.

Такой подход к определению «добытого полезного ископаемого» означает, что предприятия, осуществляющие весь комплекс операций по добыче полезных ископаемых, их обогащению и дальнейшей переработке и реализующие уже не продукцию добывающей промышленности, а переработанное сырье, должны для целей налогообложения применять специальные методы определения стоимости и объемов собственно добытого полезного ископаемого.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения (ст. 337) относит:
  • антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье;
  • природные алмазы и другие драгоценные камни;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.
Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:
  • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и некоторые иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как объем добытого полезного ископаемого в натуральном выражении. Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов полезного ископаемого как специфические или как адвалорные. Так, по большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти и природному газу — специфические.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 341 НК).

Сегодня российское законодательство оперирует фактически с четырьмя моделями исчисления данного налога. Различие между моделями связано с порядком определения налоговой базы и характером установленных налоговых ставок..

Первая модель — общая схема, описанная в 26-ой главе Налогового кодекса, под которую подпадает подавляющее (по перечню видов) число полезных ископаемых. При этой модели налоговая база определяется как стоимость добытого полезного ископаемого, а налоговые ставки установлены как адвалорные.

Вторая модель — налогообложение природного газа, которое предполагает оценку добытого полезного ископаемого в физических измерителях (кубических метров) и применение к ней специфической налоговой ставки.

Третья модель — исключение, предусмотренное 26-ой главой НК для драгоценных металлов. При этой модели налоговая база определяется либо как стоимость драгоценных металлов, оцененная исходя из цен реализации химически чистого продукта либо исходя из цен фактической реализации (при добыче самородков) и в обоих случаях применяется адвалорная налоговая ставка.

Наконец, четвертая модель — предусмотренная Налоговым кодексом при добыче нефти. При этой модели налоговая база определяется в натуральных физических измерителях (тоннах) и к ней применяется специфическая налоговая ставка, скорректированная на два коэффициента Кц и Кв. С определенной долей условности такая ставка может быть определена как специфическая плавающая ставка.

Для трех указанных моделей имеют место различия в определении таких существенных элементов налога как порядок формирования налоговой базы и установление налоговой ставки. Все иные элементы налога для них совпадают и установлены Налоговым кодексом.

Важным элементом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытых полезных ископаемых и порядок его (количества) определения. Так, устанавливает, как следует определять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок определения стоимости всего добытого полезного ископаемого (ст. 339 НК).

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым способом, так и косвенным. При использовании прямого способа количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса). Косвенный способ — это определение объема добытого полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Косвенный метод применяется в тех случаях, когда применение прямого невозможно.

В соответствии с оценка стоимости полезного ископаемого может определяться одним из трех методов.

Первый метод предполагает использование сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета полученных государственных субвенций. Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета (при реализации на территории РФ). Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя (в том случае если в соответствии с договором поставки расходы на транспортировку несет поставщик). В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, которая может быть вычтена из выручки от реализации, в частности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, расходы по обязательному страхованию перевозимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добытого полезного ископаемого расчетным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реализации. В этом случае определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых. Для этого учитываются все произведенные в связи с добычей расходы. В частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации, начисленной по имуществу, связанному с добычей полезных ископаемых, расходы на ремонт соответствующего оборудования, расходы на освоение природных ресурсов и некоторые другие виды расходов, связанные с добычей оцениваемого полезного ископаемого. Перечень этих расходов установлен п.4 ст.340 НК РФ.

Рассмотрим второй и третий способы оценки на условных примерах (первая модель).

Пример 1 . Допустим, что на одном участке недр добывается железная руда. Объем добычи за истекший налоговый период составил 5 тыс. тонн. Допустим, что оптовая цена реализации железной руды составляет 400 руб. за тонну, в том числе НДС 61 руб. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Государственные субвенции отсутствовали. Налоговая база по НДПИ в этом налоговом периоде составит: 5 тыс. тонн * (400- 61) руб. за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке 4,8% (см. табл.18) сумма налога составит 81,36 тыс. руб.

Пример 2 . Допустим, что АО АБВ ведет добычу калийных солей и хлористого натрия на одном участке. Поскольку налогообложение этих двух видов полезных ископаемых осуществляется по различным ставкам (табл.18.), необходимо определить налоговую базу по каждому полезному ископаемому отдельно. Допустим, что ни в текущем, ни в предшествующем налоговом периоде реализация продукции не производилась. Общая сумма расходов составила 72 тыс. руб. Было добыто 150 тонн солей, в том числе 45 тонн калийной соли и 105 тонн натриевой соли. Ставки НДПИ составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по хлористому натрию.

В этом случае общая сумма расходов распределяется между двумя добытыми полезными ископаемыми пропорционального доле каждого из них в общем объеме добычи. Так, на долю калийных солей приходится 30% (45 т / 150 т) расходов или 21,6 тыс. руб., а на долю натриевой соли 70% (105 т/150 т) расходов или 50,4 тыс. руб.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых составит:
  • по калийной соли: 21,6 тыс. руб. * 0,038 = 0,82 тыс. руб.;
  • по натриевой соли: 50,4 тыс. руб. * 0,055 = 2,77 тыс. руб.

Самостоятельную проблему представляет определение стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (третья из выделенных нами моделей). Оценка налоговой базы в этом случае производится исходя из цен реализации химически чистого металла без учета , уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке до получателя (ст. 340 НК). Таким образом, Налоговый кодекс РФ фактически делает исключение из общего порядка определения налоговой базы для драгоценных металлов. Еще раз подчеркнем, что по всем иным видам полезных ископаемых налоговая база оценивается по первому продукту и не может оцениваться по продуктам дальнейшей переработки (обогащения). А по драгоценным металлам — оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела.

Существенное отличие порядка определения налоговой базы по драгоценным металлам связано с тем, что в Законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Исходя из такого определения уже в Налоговом кодексе приходится определять иной порядок формирования налоговой базы (и отчасти иной объект налогообложения) для группы драгоценных металлов, чтобы не допускать противоречий между нормативными актами.

В этом случае (драгоценных металлов) стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. При этом стоимость единицы химически чистого металла уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке продукции до получателя.

Поясним это на примере.

Пример 3 . Предположим, что на золоторудном месторождении AAA было получено 700 кг золотосодержащего сплава. При его переработке на аффинажном заводе получено 428 кг золота. Процент выхода продукции из золотосодержащего сплава составил: (428 кг / 700 кг) * 100% = 61,1 %.

Допустим, что затраты на аффинаж 1 грамма сплава составляют 70 коп.

Налогоплательщик в отчетном периоде реализовал 420 кг золота со скидкой 2,5% от биржевой цены. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Биржевая цена на золото в рассматриваемом периоде составила 365 руб. за 1 грамм.

Определим цену реализации золота налогоплательщиком с учетом расходов на аффинаж:

  • (365 руб. * (1 — 0,025)) — 0,7 руб.) = 355,175 руб. за грамм.

Определим налоговую базу по НДПИ:

  • 420 кг * 355175 руб. за кг * 0,611 = 91145008,5 руб.

Ставка НДПИ при добыче золота составляет 6% (табл.18). Таким образом, сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, налогоплательщиком AAA по итогам налогового периода составит: 91145008,5 руб. * 0,06 = 5468700,51 руб.

Налоговым кодексом установлен особый порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых уникальных самородков драгоценных металлов. Налоговая база в этом случае определяется исходя из фактических цен реализации (третья модель вариант Б в табл. 18).

Уникальные самородки, не подлежащие переработке, учитываются отдельно и в расчет общего количества добытого полезного ископаемого не включаются. Оценка и сертификация уникальных самородков осуществляется Госфондом, эта же организация выкупает некоторые самородки. Невыкупленные Госфондом самородки возвращаются добывшим их организациям или реализуются с аукциона. При этом договорная (или аукционная) цена самородка не может быть ниже стоимости драгоценного металла, содержащегося в нем (цена определяется по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи).

Если добытые организацией самородки не относятся к числу уникальных, то они могут продаваться по договорным ценам самими добывающими организациями (в порядке, установленном российским законодательством). Если же самородок реализовать невозможно, организация может направить его на аффинаж и в этом случае учитывает его в составе общего количества добытого полезного ископаемого.

Поскольку не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы, самородки, предназначенные для формирования минералогических коллекций, не подлежат налогообложению.

Рассмотрим теперь четвертую из выделенных нами моделей обложения НДПИ, применяемую при налогообложении добычи нефти.

Количество добытых полезных ископаемых в этом случае определяется, как это было описано выше, прямым способом. Налоговая ставка же устанавливается как специфическая — в размере 419 рублей за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц) и поправочным коэффициентом Кв (в некоторых случаях). Оценка проводится для сорта нефти «Юралс» (именно к этому сорту относится нефть, добываемая на территории России).

Коэффициент Кц ежеквартально определяется налогоплательщиками самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц — 15) * P/261 ,

  • Ц — средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;
  • Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ. Среднее значение курса определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса, устанавливаемого Центральным банком РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент Кв характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр и также определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если степень выработанности запасов (N/V ) конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 — 3,5 * N/V ,

  • N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
  • V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, превышает 1 , коэффициент Кв принимается равным 0,3 . Если степень выработанности запасов менее 80%, то коэффициент Кв принимает значение равное единице. Фактически применение подобной схемы расчета коэффициента Кв позволяет организациям, добывающим нефть на давно разрабатываемых и значительно истощенных участках недр использовать понижающий общую ставку НДПИ коэффициент.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых по нефти должна быть исчислена следующим образом:

∑НДПИ = V*419*Кц*Кв , где V — объем добытой в налоговом периоде нефти.

Установление ставки НДПИ по нефти как специфической с автоматическим индексированием в зависимости от динамики мировых цен на этот продукт позволяет в случае устойчивого повышения цен на нефть (что имело место на протяжении 2002 — 2007 гг.) наращивать поступления этого налога в бюджет, при падении цен на нефть (что имело место в 2008 — 2009 гг.) напротив, снижать фактическую ставку налога.

Таким образом, если по итогам некоевого налогового периода средний уровень цен на нефть сорта «Юралс» составил 58,1 долл. США за баррель, а курс 32 руб. за доллар, то повышающий налоговую ставку коэффициент составит:

Кц = (58,1 — 15) * 32/261 = 5,16

Это означает, что при указанных выше мировых ценах на нефть и курсе доллара фактическая ставка НДПИ составит 2162,75 руб./т.

Необходимо обратить внимание на то, что при снижении цены на российскую нефть ниже 15 долл. за баррель, налог на добычу полезных ископаемых фактически не уплачивается — коэффициент приобретает отрицательное значение.

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча . Именно по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, налогоплательщик должен встать на налоговый учет (ст. 335 НК).

Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога должна распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле полезного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем объем добычи. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

Как уже отмечалось выше, налог на добычу полезных ископаемых был введен с 1 января 2002 г. и сразу стал основным платежом за пользование природным ресурсами. Так, по итогам 2009 г. на его долю пришлось более 90% всех ресурсных платежей и 7,9% всех доходов консолидированного бюджета России.

Его законодательная база описана в 26 главе Налогового Кодекса, а поступления от него идут в бюджет регионов, где и происходит добыча. О том, какие применяются ставки, и в зависимости от чего дифференцировано установлены, а также о том, как рассчитать НДПИ — далее в статье.

Ставки НДПИ

Одним из основных моментов налогообложения всегда считается ставка. Поскольку НДПИ очень специфичный вид налога, он не исчисляется одинаково для каждого вида добывающей промышленности. Его расчёт и ставки будут зависеть от нескольких факторов:

  • вида сырья;
  • местности, на которой ведётся добыча;
  • добытого количества;
  • стоимости этого ископаемого;
  • ставки НДПИ.

Эти ставки бывают двух видов: адвалорные, представляющие собой привычное выражение в процентной доле, и специфические. Чем они отличаются друг от друга?

Адвалорные и специфические, базовые налоговые ставки , песок и т.п. рассмотрены далее.

Про ставки и расчет НДПИ расскажет это видео:

Адвалорные (процентные)

Адвалорные ставки обозначают процент от базы начисления. Они колеблются от минимального размера в 3,8% (для калийных солей) до максимального значения в 8 % (для руд цветных металлов, алмазов, драгоценных камней). В зависимости от вида ископаемого, а их сейчас добывают великое множество, будет устанавливаться и ставка.

Здесь важно упомянуть, что существует и льготная нулевая ставка (0-ставка НДПИ) для следующих видов ископаемого сырья:

  • потери при добыче, но не больше нормативных значений;
  • попутный газ;
  • низкокачественные остатки сырья;
  • побочных продуктов в виде грунтовых вод;
  • минеральные воды для лечебного и курортного использования;
  • горнодобывающей отрасли.

При расчёте НДПИ эти категории не относятся к базе начисления налога.

Специфические ставки налога НДПИ описаны ниже.

Специфические

Наиболее распространёнными и нужными для человека видами ископаемого сырья считаются:

  • нефть и углеводороды;
  • природный газ;
  • уголь;
  • антрациты;
  • руды.

Именно на добычу этих ископаемых введены специфические ставки, которые выражаются в стоимостном выражении за единицу добытого сырья (1 тонну или 1000 кубических метров).

  • Налоговые ставки НДПИ для добытчиков разных видов угля, антрацитов и многокомпонентных руд применяются в самом простом виде: цена за 1 тонну извлечённого ископаемого, в отличие от нефте- и газодобычи.
  • Налогообложение нефти, горючего газа и газового конденсата имеет ряд особенностей, которые заключаются в использовании целого перечня разных коэффициентов. Они учитывают такие немаловажные факторы, как колебания мировых цен на сырьё и сложность разработки месторождений, которая зависит от местности добычи.

Расчёт налога

Налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается несколькими методами, с использованием определённых правил в зависимости от вида полезного ископаемого и налоговой базы. Попробуем более детально разобраться, что же представляет собой налоговая база НДПИ, и какие правила применяются для её расчёта.

Правила

Правила расчёта НДПИ оговорены в ст. 340 НК РФ. и бизнесмены, извлекающие полезное сырьё из недр и реализующие его, должны самостоятельно рассчитывать налоговую базу. При этом она рассчитывается отдельно:

  • на каждую категорию ископаемого;
  • по каждому участку месторождения;
  • по итогам каждого месяца.

Это общее правило действует на территории всей страны и для всех видов сырья.

Подходы

В зависимости от вида ископаемого используется два подхода для вычисления налоговой базы:

  1. Количественный. Применяется в налогообложении нефти, газа, угля и комплексных руд на месторождениях Красноярского края.
  2. Стоимостной. Используется для расчёта НДПИ на другие виды сырья, а также для нефте- и газодобытчиков, ведущих разработку новых морских шельфов.

Объёмы добытого полезного ископаемого очень важно рассчитывать правильно, так как налоговые проверки будут проводиться на основе первичных отчётных документов. Налоговые инспекторы могут дополнительно затребовать, например, эксплуатационные рапорты о ежемесячной добыче, отчёты по нефтяным скважинам.

Методы

Добывающие компании самостоятельно рассчитывают массу или объём ископаемого в месяц. Для этого возможно применять один из следующих методов:

  • прямой;
  • косвенный.

Применение одно из них исключает применение другого.

Прямой метод исчисления предполагает применение измерительных приборов. При этом обязательным условием является завершение комплекса технологических операций по извлечению сырья из недр именно в отчётном налоговом периоде. А также при расчёте НДПИ вычитают объём фактических потерь, нормативы которых установлены законодательством.

Когда непосредственное измерение добытого количества полезного ископаемого провести невозможно, применяют косвенный метод измерения. Он представляет собой расчёт исходя из средних данных по процентному содержанию извлекаемого вещества в минеральном сырье.

Что касается стоимости добытого сырья, то её определение можно проводить по одной из следующих методик:

  • по действующим ценам реализации;
  • по ценам реализации за вычетом субсидий;
  • по расчётной стоимости за налоговый период, когда отсутствовала реализация сырья.

Однако при таком расчёте не предусматривается, что может поменяться хозяйственная ситуация, а из-за этого может быть не выгодно применять выбранный метод оценки.

При расчёте налоговой базы в её состав также не входит стоимость упаковки или тары. Их цена представляет собой отдельную статью расходов.

Коэффициент

Самыми важными видами полезных ископаемых, реализация которых формирует бюджет страны, являются:

  • нефть;
  • уголь;
  • драгметаллы.

При расчёте налоговой базы для этого сырья применяют различные коэффициенты. Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.

Нефть

Расчёт по нефти ведётся без учёта примесей воды и соли. Ставка налога, учитывающая специфику нефтедобычи, равна цене за тонну. Однако в формуле налогового расчёта НДПИ могут присутствовать ещё такие коэффициенты:

  • К ц корректирует сумму налога в соответствии с мировыми ценами;
  • К в учитывает выработку месторождения;
  • К з производит коррекцию с учётом запаса участка;
  • К д учитывает сложность работы на каждом месторождении;
  • К ДВ дифференцирует ставку в соответствии со степенью выработки места добычи (только для углеводородов).

Коррекция налоговой ставки происходит за счёт умножения её на один из этих коэффициентов. Их самостоятельно рассчитывают налогоплательщики, используя данные на конец налогового периода. Ключевую роль здесь играет мировая цена в нефтедолларах за баррель.

Газ

Природный газ измеряется в единицах объёма, поэтому ставка специфического типа соответствует цене за кубический метр добычи. Корректирующими коэффициентами являются:

  • Т г вносит изменения в соответствии с транспортными расходами от места добычи к потребителю;
  • Е ГУТ переводит расчёт к условным единицам.

Иногда ещё учитывается и сложность работы, затраченной для извлечения газа. Коррекция происходит за счёт коэффициента К с. Не облагаются налогом использование попутного газа для поддержания давления в месте разработки, а также применение газового конденсата при сжижении газа в месторождениях на территории Ямало-Ненецкого АО.

Уголь

Поскольку существует несколько видов добываемого угля, на каждый из них существует своя фиксированная ставка. Она выражена в рублёвом эквиваленте за тонну добычи. Коррекция налоговой ставки происходит за счёт применения дефляторов, специфических коэффициентов двух типов:

  • первого дефлятора, установленного для каждого сорта угля;
  • второго – того, что использовался в более ранних периодах.

Значение коэффициента первого вида можно узнать в официальных правовых базах. Там они устанавливаются поквартально соответствующими федеральными актами. Каждое предприятие угледобывающей отрасли вольно выбирать самостоятельно, какой их этих дефляторов применять в расчёте НДПИ.

Формула

В самом обобщенном виде формула НДПИ очень простая:

  • Налог = НБ х ставка, где
  • НБ – налоговая база.

Сложность расчёта заключается в определении этой самой базы. Она может быть выражена как в стоимости сырья, так и в его добытом количестве. А также в формуле могут присутствовать различные корректирующие коэффициенты, учитывающие особенности налогообложения некоторых ископаемых.

О расчете НДПИ на уголь поведает данное видео:

Пример

Предприятие за один месяц добыло 24 225 т песка (неметаллическое сырьё, используемое в основном в строительной индустрии, ставка = 5,5 %). Сначала нужно вычислить доход от реализации:

Исходные данные:

  • Продали – 12 000 т;
  • Цена за тонну – 306 рублей;
  • НДС – 45 рублей;
  • Расход на транспортировку – 556 707 рублей.
  • Доход от реализации равен 12000х(306-45)-556707=2575293 рублей;
  • Средняя стоимость 1 тонны песка: 2575293/12000=215 рублей;
  • Рассчитываем налоговую базу: 215х24225=5208375рублей;
  • Тогда НДПИ: 5208375х5,5%=286461 рубль.

Оплата

Рассчитанная по сумма НДПИ должна погашаться ежемесячно, не позднее 25 числа последующего месяца. В 2017 году срок уплаты НДПИ за январь истёк 27 февраля. Несвоевременная уплата чревата начислением пени.

За следующий налоговый период должна составляться отдельная декларация, без суммирования итоговых результатов. Место уплаты налога определяется по расположения участка добычи. В соответствии с этим налогоплательщики определяют и другие реквизиты оплаты.

Важная информация

  • Постановка налогоплательщика на учёт как плательщика НДПИ осуществляется в тридцатидневный срок после прохождения процедуры .
  • Обязанность расчёта налоговой базы НДПИ ложится на плечи самих плательщиков.
  • Предшествовать оплате налога должно представление отчётности по итогам каждого периода без суммирования за предыдущие месяцы. То есть подача декларации по НДПИ и его уплата производится 12 раз в год.
  • Налогоплательщикам НДПИ за добычу угля предусмотрен вычет по налогу на расходы, затраченные на безопасность производства и охрану труда.

Об изменениях ставки НДПИ на нефть расскажет этот видеосюжет:

Налог па добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен в действие в 2002 г. гл. 26 НК РФ. Размеры поступлений от НДПИ в федеральный бюджет весьма значительны и занимают второе место после НДС. Это обусловлено тем, что добывающие отрасли составляют в экономике России существенную долю.

Следует отметить, что НДПИ выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Так, для поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, использования новых технологий для повышения нефтеотдачи пластов в традиционных регионах добычи нефти были введены нулевые налоговые ставки.

Существующий порядок исчисления НДПИ в нефтегазодобыче учитывает условия разработки месторождений полезных ископаемых - добыча полезных ископаемых может осуществляться и из низкодебитных и высокообводненных нефтяных скважин с применением прогрессивных методов добычи. Недропользование - объективно постадийный (при воспроизводстве минерально-сырьевой базы) и поэтапный (при разработке месторождений) процесс, включающий региональные геологические исследования, поиски, оценку, разведку, опытно-промышленную эксплуатацию, доразведку, промышленную добычу полезных ископаемых. Финансово-экономические показатели освоения месторождения изменяются в процессе эксплуатации. Максимальные затраты недропользователь несет на начальном этапе освоения месторождения и завершающем этапе поддержания падающей добычи. Поэтому необходимы экономические стимулы на этих этапах жизненного цикла нефтедобывающего предприятия. В противном случае освоение и разработка новых месторождений либо становятся неэффективными, либо сопряжены с большими финансовыми рисками. В связи с этим платежи при пользовании недрами должны быть разными на каждой стадии воспроизводства минерально-сырьевой базы и на каждом этапе разработки месторождения, что, естественно, невозможно при установлении твердой ставки налога. Поэтому введены корректирующие коэффициенты к ставке НДПИ в зависимости от условий добычи нефти.

ИЗ ИСТОРИИ

Правовую природу НДПИ относят к таким доходным источникам бюджета, как регалии. Изначально регалии определялись как казенные (государственные) предприятия, к которым относились и так называемые горные регалии, включающие добычу полезных ископаемых. Постепенно горные регалии, не устраняя частного пользования недрами, приобрели исключительно фискальное значение.

Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства, так называемым регалиям в широком смысле, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д. В узком смысле слова регалии - это такие права частноправового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе нрав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на правах публичной власти, регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам .

Во Франции и в Пруссии уже в XIX в. существовал НДПИ. Во Франции он назывался "постоянный налог" и "пропорциональный". При этом постоянный налог взимался с площади, занимаемой недропользователем, а пропорциональный - с дохода от добычи полезных ископаемых. Причем оценка дохода производилась особыми комитетами на основании правил, изданных в 1874 г. В Пруссии согласно горному уставу 1865 г. горные промыслы были обложены 2%-м налогом с валового дохода, который оценивался ежегодно.

В Англии "регальное право было постепенно сведено к полицейскому наблюдению за работами в рудниках и к обложению горного промысла подоходным налогом на общем основании, принимая, однако, во внимание, что горный промысел по характеру своему неизбежно хищнический: добываемые продукты не нарастают вновь, и эксплуатируемая площадь из года в год истощается до полного обесценивания, так что в состав дохода непременно входит и часть капитала" .

В советский период право природопользования являлось социалистическим, т.е. производным от права государственной собственности на недра, и осуществлялось через систему государственных народно-хозяйственных планов. Пользование объектами природы, в том числе недрами, являлось бесплатным.

Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. радикально меняли государственную и налоговую политики в сфере недропользования. В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах". При этом платежи, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были неощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства.

До 2001 г. налоговая система включала в себя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также многочисленные платежи за природные ресурсы, установленные Законом РФ "О недрах" и включенные в налоговую систему. При этом важнейшие положения налогообложения недропользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении платежей, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, налоговые льготы устанавливались межведомственными инструкциями. По плате за пользование недрами ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение платежей в бюджет не только в денежной форме, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми .

НДПИ закрепил основные элементы налогообложения. Причем понятие "полезное ископаемое", применяемое в НК РФ, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании. Понятие "полезное ископаемое", используемое в законодательстве о налогах и сборах, шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Нельзя не отметить, что НДПИ довольно часто применяется в мировой практике в территориально небольших странах, в которых природные различия месторождений незначительны, в то время как Россия имеет огромную территорию и месторождения очень сильно различаются между собой.

НДПИ по экономической сущности представляет собой механизм изъятия абсолютной ренты, порождаемой недропользованием в тех странах и в том случае, если рентабельность подавляющего числа предприятий добывающей отрасли выше рентабельности предприятий других отраслей производства в данной конкретной стране.

Использование же ренты на природные ресурсы, в частности на добычу полезных ископаемых, как налогооблагаемой базы имеет следующие преимущества: 1) облегчается начисление налогов (оценить ренту легче, чем доходы);

2) налогообложение становится более справедливым, так как рента - это непроизводственный доход; 3) налог на ренту меньше искажает экономику, так как налогом облагается сверхприбыль, а не труд.

Таким образом, установление и введение в действие с 1 января 2002 г. НДПИ упорядочило систему налогообложения природных ресурсов в России, были законодательно разделены налоги и многочисленные неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, регулируемые не законодательством о налогах и сборах, а законодательством о природопользовании. НДПИ реализовал рентный принцип налогообложения в этой сфере .

Налогоплательщиками НДПИ в ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Пользователи недр определяются в соответствии с Законом РФ "О недрах".

НК РФ в ст. 336 определяет в качестве объекта НДПИ следующие полезные ископаемые:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых па основании международного договора), на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

При этом не признаются объектом налогообложения НДПИ:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся па государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 6) метан угольных пластов.

Налоговая база НДПИ количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база по НДПИ в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых , за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Полезным ископаемым в соответствии с п. 1 ст. 337 Н К РФ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. З ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

При определении добытого полезного ископаемого ключевым моментом является то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, соответствующая стандарту качества. Кроме того, полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) .

Используемое в законодательстве о налогах и сборах понятие "полезное ископаемое" шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Это объясняется тем, что из одного добытого минерала может быть произведено несколько видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе, определяется Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2012 № 265. При этом в целях налогообложения в НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории РФ, признаваемое объектом налогообложения по НДПИ.

Группировка добытых полезных ископаемых по видам приведена в п. 2 ст. 337 НК РФ. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в п. 1 ст. 337 НК РФ.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 т, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.

В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменяется только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

НК РФ в ст. 340 устанавливает, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет первый способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Третий способ оценки используется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом способе расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налоговый период НДПИ, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, установлен как календарный месяц.

Налоговые ставки по НДПИ определены в ст. 342 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ . Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии со ст. 343 НК РФ по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Сроки уплаты НДПИ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  • Озеров И. X. Основы финансовой науки М., 1999. Вып. 1. С. 100.
  • Налоговое право: учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. М. : Юристъ, 2005. С. 295.
  • Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004. С. 244.
  • Моисеенко М. Л. Финансово-правовое регулирование федеральных налогов и сборов, специальных налоговых режимов: учеб, пособие / под ред. И. И. Кучерова. М.: ВПІА Минфина России, 2012.
  • Моисеенко М. Л. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. № 1.
  • Моисеенко М. А. Правовые проблемы налогообложения нефтедобычи в России // Финансовое право. 2010. № 1.

Пользователи недр обязаны платить налог на добычу полезных ископаемых. Начисление и уплата его производится согласно НК РФ и Закону «О недрах». Этот налог представляет собой плату государству за возможность пользования природными богатствами. Каков порядок его начисления? Какие нюансы следует учесть при расчете этого платежа? Расскажем в статье.

Элементы налога на добычу полезных ископаемых

Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:

Элементы Расшифровка Характеристики
Субъекты Плательщики налога Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика
Объект Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд
Ставки Процент платежа, подлежащий уплате Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%.
База То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно
Льготы Не предусмотрены Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке
Порядок перечисления Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно
Период Период времени, за который производится начисление налога Налоговый период определен в один месяц

Что облагается налогом, какие недра?

Налогом облагаются добытые полезные ископаемые. При этом речь идет только об объектах, добытых:

  • из недр РФ;
  • из отходов добывающей промышленности;
  • из недр арендованных РФ участков за рубежом.

Не являются объектом налогообложения те ископаемые, которые не состоят на балансе государства, коллекционные, палеонтологические и прочие ресурсы согласно НК РФ.

База налога на полезные ископаемые

В основу облагаемой базы по этому платежу может быть заложено:

  • количество;
  • или стоимость добытого ископаемого.

Количественный показатель является основным при расчете платежа, если предмет добычи – нефть и газ. По остальным ресурсам в основу при расчете величины платежа берется их стоимостная оценка. И тот и иной показатели рассчитываются плательщиком самостоятельно.

Число добытых в отчетном периоде ископаемых налогоплательщик может рассчитывать одним их двух способов:

Организация обязана утвердить в учетной политике, какой способ расчета количества ископаемых будет применяться на протяжении всего времени добычи. Впоследствии его можно изменить, только если возникают существенные корректировки в техническом проекте или в технологии производственного процесса. Стоимость добытых ресурсов можно рассчитать одним из трех вариантов:

Вычет по налогу на недра

Налоговый вычет по НДПИ заключается в возможности уменьшения платежа на совершенные в отчетном периоде расходы при расчете базы налога. Такие издержки делятся на прямые и косвенные. Прямые включают в себя расходы материалов, на зарплату сотрудникам, принимающим непосредственное участие в производстве продукции, реализации товаров, работ и услуг, на социальное страхование, затраты на амортизацию производственных фондов.

Остальные издержки кроме внереализационных расходов, относятся к косвенным. Величина налога уменьшается на издержки, связанные с модернизацией и реконструкцией оборудования, охраной труда. Косвенные расходы полностью включаются в затраты текущего периода, а прямые – по мере продажи продукции.

Величина расходов, которая может быть принята к зачету, имеет ограничения. Она не должна превышать определенного значения, равного сумме налога за отчетный месяц, умноженной на коэффициент. Коэффициент устанавливается дифференцированно для каждого участка. Его значение в обязательном порядке отражается в учетной политике юридического лица и не может превышать 0,3.

Если возникла ситуация, что расходы произведены, а сумма налога не начислена, их можно зачесть в том месяце, когда налог будет начислен. Если в отчетном месяце расходы превысили предельную величину вычета, то разницу можно зачесть на протяжении последующих трех лет.

Например, ООО «Карьер» добыло в январе 20 тонн бурого угля и 30 тонн антрацита. Ставка налога по бурому углю составляет 11 рублей за тонну, по антрациту – 45 рублей за тонну. В январе предприятием было потрачено на мероприятия по охране труда 4500 рублей. Значение коэффициента по НДПИ зафиксировано в учетной политике предприятия на уровне 0,25. Остальной вычет можно применить в течение трех лет после отчетного месяца.

Ставка налога по разным видам ископаемых

Ставка налога различается по видам добытых ресурсов. По НДПИ различают:

  • адвалторные (в процентах);
  • специфические (в рублях);
  • нулевые ставки.

Нулевая ставка применяется по отношению к некондиционным ископаемым, минеральным водам, подземным водам для нужд сельского хозяйства и другим видам ресурсов, предусмотренным ст.342 НК РФ.

Там же прописана величина прочих налоговых ставок. Например, по торфу она составляет 4%, а по соли – 6%. Поскольку основным показателем для определения налоговой базы по добыче нефти и газа является количественное выражение, то ставка налога определяется не в процентах, а в рублях. На некоторые виды ископаемых распространяется ставка 30%.

Перечисление платежа и предоставление отчета

Перечисление в бюджет проводится не позднее 25 числа месяца после отчетного. Ежемесячную декларацию разрешается предоставлять как на бумажном носителе, так и в электронном формате. Крупные налогоплательщики сдают электронную декларацию.

Особенности и нюансы налогообложения

Расчет НДПИ имеет определенные тонкости. Нюансы касаются нефтепромысла, добычи газа, драгоценных металлов и угля.

Налог при добыче нефти

При расчете НДПИ по нефтедобыче применяется специфическая ставка. Она определена в денежном измерении за 1 тонну продукции. По отношению к ней применяется коэффициент корректировки, отражающий динамику расценок на нефть в мире. Этот показатель рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом средней стоимости барреля нефти «Юрлас» и среднего отношения доллара к рублю.

При определении величины НДПИ в отношении добычи нефти применяются также коэффициенты:

  • обозначения;
  • степени выработки участка;
  • величины запасов участка;
  • степени сложности добычи;
  • степень выработанности углеродного сырья.

Эти показатели рассчитываются недропользователем самостоятельно согласно требованиям законодательства в области налогообложения добычи природных ресурсов.

Ставка налога по газу

Ставка налога по газу также определена в стоимостном выражении за 1 кубический метр ископаемого. Величина налога корректируется с учетом коэффициентов расхода на доставку газа до места обработки и единицу условного топлива. Эти показатели определяются налогоплательщиком по окончании месяца в порядке, установленном налоговым законодательством. По некоторым видам газа, полученного на полуострове Ямал или в ЯНАО, применяется нулевая ставка НДПИ.

Налогообложение при добыче угля

При налогообложении его добычи также используются твердые ставки в стоимостной оценке на 1 тонну полученного угля. Они меняются по разновидностям угля. К налоговой ставке применяется коэффициент-дефлятор, устанавливаемый нормативными актами. Сумма НДПИ в отношении добычи угля может быть снижена на величину расходов по охране труда. Этот вычет применяется либо при расчете НДПИ, либо налога на прибыль.

Налоговый учет драгоценны металлов

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. За текущий месяц добыча полезного ископаемого в ООО «Рассвет» составила 141600 рублей с учетом НДС и акцизов. Сумма акцизов составила 36600рублей, а расходов по доставке добытой продукции 2600 рублей. Ставка НДПИ 10%. Как определить сумму налога на добычу ископаемых?

  • В первую очередь необходимо отделить НДС из общей суммы стоимости продукции:

141600/118*18 = 21600 рублей.

  • Стоимость ископаемых без НДС:

141600-21600 = 120000 рублей.

  • Далее необходимо вычесть акцизы из стоимости продукции:

120000 – 36600 = 83400 рублей.

  • Из полученной величины вычитаем сумму расходов:

83400 – 2600 = 80800 рублей – чистая стоимость полезного ископаемого.

80800*10% = 8080 рублей.

Вопрос №2. Нужно ли платить НДПИ, когда добываемые предприятием ископаемые, применяются для последующей переработки, а не продаются на сторону?

Да, в таком случае у недропользователя возникает обязанность по начислению и уплате НДПИ. Поскольку полученный продукт не продается, а применяется для дальнейшей обработки, то налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из его расчетной стоимости.

Вопрос №3. Возникает ли обязанность уплаты НДПИ по продукции, полученной из отходов собственного перерабатывающего производства?

Когда предприятие получило полезное ископаемое в результате переработки какого-то природного ресурса, НДПИ можно не перечислять. Для этого должно выполняться условие документального подтверждения факта того, что оплата этого налога была произведена ранее при добыче ископаемого. Но если на получение ископаемых из отходов требуется отельная лицензия, то НДПИ необходимо перечислить в любом случае.

Вопрос №4. Как производятся расчеты по НДПИ, если у предприятия отсутствует лицензия на добычу полезных ископаемых?

Если добыча полезных ископаемых осуществлялась без лицензии, то недропользователь не обязан перечислять НДПИ в бюджет. Но в таком случае возникает необходимость компенсировать государству те убытки, которые были нанесены самовольным недропользованием без разрешения.

Вопрос №5. Если добыча полезных ископаемых приостанавливается, нужно ли сдавать декларацию по НДПИ?

В том налоговом периоде, когда начата добыча ископаемых, у недропользователя возникает обязанность предоставлять декларацию. Если добыча приостановлена, то обязанность сдачи отчетности за налогоплательщиком сохраняется.