Актуальные глобальные проблемы современности и пути их решения. Глобальные проблемы современности

1

Информация всегда рассматривалась (особенно в эпоху бурного развития информационных технологий) как фактор, влияющий на различные сферы общественной жизни и на развитие общественных отношений в целом. В связи с этим данный феномен становился предметом исследования гуманитарных и технических наук. Осознание роли и значения информации в системе «индивид - общество - государство», в развитии личности и государства, привело к возникновению необходимости построения информационного общества и осознанию общих проблем его формирования, в том числе глобального характера.

Одной из глобальных проблем современности является «цифровой разрыв», под которым понимается как неравенство в доступе граждан к информации, так и различный уровень развития и использования информационно-коммуникационных технологий в странах мирового сообщества. Проблемы цифрового разрыва как негативная составляющая глобализации требуют научного осмысления и практического решения. С другой стороны осознание учеными причин глобальных конфликтов привело к выводу о тесной взаимосвязи этих проблем с информационной сферой (Семенюк Э.П., Урсул АД). Ноосферные идеи Вернадского В.И. получили новое направление развития. Принципиально важным становится изучение содержания стратегии перехода к новой стадии развития человечества во взаимосвязи с информацией и информационной проблематикой. Для ноосферных представлений стало характерным наряду с преобладающим значением науки и научной информации, признание важности иных видов социальной информации, составляющих основу формирования ноосферного потенциала человечества и предотвращения глобальных конфликтов.

Переход к модели устойчивого развития цивилизации требует соответствующей государственной политики, важнейшей составляющей которой является задача построения информационного общества. Поддержка развития информационно-коммуникационных систем, способствующих информационному взаимодействию, стимулирует экономические процессы. Тенденции мирового развития показали, что в наступившем столетии преобладает информационная доминанта развития общества и производства, в связи с чем определенные задачи освоения и активного использования информационных технологий встали перед образованием. Возможность личности использовать знания и реализовывать свой потенциал, обеспеченные широким привлечением частного сектора к использованию глобальных информационных технологий, позволит обеспечить рост производства, повышение уровня общественного благосостояния, укрепить демократию и международный диалог.

Особое значение в процессе формирования информационного общества отводится повышению информационной культуры. Каждый этап развития человечества сопряжен с развитием информационных связей. Эволюция информационного общества является отражением человеческой истории. Низкий уровень информационного взаимодействия влечет слабое эволюционирование (Семенюк Э.П.).

С другой стороны, построение информационного общества основано на таких фундаментальных принципах, как неукоснительное соблюдение правовых норм, приоритет информационных прав и свобод личности, информационная открытость власти, что способствует формированию гражданского общества и справедливого, правового государства.

Правовое государство и гражданское общество в его современном научном понимании предполагают друг друга. Индивиды в гражданском обществе являются свободными и равноправными, духовно, лично, нравственно независимыми. Только в гражданском обществе личность имеет возможность на основе полученной информации (научной, социально значимой, правового характера), отвечающей признакам полноты и достоверности, свободно развиваться и использовать полученные знания. Таким образом, гражданское общество предполагает информационное общество, информационное общество предполагает существование гражданского общества.

Свободное демократическое цивилизованное общество функционирует и развивается при существовании свободно циркулирующих информационных потоков. Это не исключает наличия правовых ограничений автономии индивида, содержащих санкции за соответствующие злоупотребления свободой искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

На пути к всеобщему благополучию и справедливости, воплощению идеи разумности жизни общества, наряду с важностью знаний, интеллекта человечества в созидании ноосферы, на повестку дня становятся задачи построения правового государства и гражданского общества, предполагающего наличие информационного общества. Доступность власти для граждан, повышение информационной культуры (в том числе базового образования), создание соответствующей нормативной базы, государственная политика, направленная на преодоление цифрового разрыва как на национальном, так и международном уровнях, способствует формированию информационного общества, а также преодолению международной разобщенности, позволяет развивать международный диалог и партнерство.

Построение информационного общества невозможно на уровне отдельного государства. Только являясь частью глобального информационного общества, основанного на знании, использующего преимущества глобальных информационно-коммуникационных сетей, конкретное государство имеет возможность обеспечить экономический рост, повышение уровня благосостояния населения, укрепить демократию и международную стабильность.

Библиографическая ссылка

Рожкова А. И. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 9. – С. 69-70;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13410 (дата обращения: 08.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

«____» ______________ 2005 г.

Примерная программа дисциплины

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И ЖУРНАЛИСТИКА

федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»

Научно-методическим советом по специальности «Журналистика»

УМО государственных университетов

Председатель Научно-методического совета

профессор

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. ;

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Нарастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения в жизни России, вызванные трансформацией ее политической, экономической, социальной, культурной сфер, оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решать которые предстоит молодому поколению журналистов. Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников факультетов журналистики к этой ответственной роли, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации , чтобы способствовать решению этих проблем.

ЗАДАЧИ КУРСА

В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие:

– познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые земной цивилизацией кризисные ситуации;

– помочь молодым людям осознать глобальный характер этих проблем и необходимость объединения усилий народов планеты для их решения;

– показать, как связаны с данными процессами внутренние проблемы российской действительности, остро обозначившиеся в условиях перехода страны к рыночной экономике и ценностям демократического общества;

– помочь студентам четко представить себе возможные для человечества пути выхода из кризисных ситуаций и место журналистики в этом процессе;

– обратить внимание на те направления деятельности СМИ, которые в данной связи представляются особо важными;

– познакомить будущих журналистов с позитивным опытом участия прессы в решении актуальных проблем современности и теми негативными тенденциями, проявление которых усугубляет процессы дестабилизации общества;

– помочь молодым людям сформировать установку на ответственность и компетентность как факторы, способствующие успешному выполнению журналистикой ее конкретно-исторических задач.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» предлагается студентам в 9 семестре, когда они уже освоили основные профессиональные дисциплины и приобрели некоторый опыт практической журналистской работы. В рамках этого курса они получают возможность обогатить свои представления новыми научными данными, новыми подходами и достичь более глубокого понимания процессов, в освещении которых им предстоит участвовать.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

Студенты должны продемонстрировать:

– знание основных проблем, в которых проявляют себя глобальные кризисные ситуации в разных сферах современной действительности;

– осведомленность в том, что делается для разрешения кризисных ситуаций, и понимание основных задач, которые выдвигает перед населением планеты время;

– глубокое осознание связи проблем российской действительности с глобальными проблемами Земли;

– понимание роли средств массовой информации в поисках адекватных ответов земной цивилизации на вызовы современности;

– знакомство с опытом участия российской прессы в решении тех конкретно-исторических задач, которые осознаются передовыми мыслителями человечества как первоочередные;

– осознание основных недостатков в деятельности российских СМИ по освещению актуальных проблем современности;

– умение применить полученные знания на практике (при анализе конкретных выступлений прессы, при разработке тематических планов того или иного средства массовой информации, при работе над собственным материалом).

Курс включает в себя три тематических раздела с проработкой материала как в лекциях, так и на семинарских занятиях . Первый раздел – «Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры» – посвящается анализу процесса нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества и характеристике тех проблем в сферах экологии, экономики, демографии, геополитики, культуры, этики, через которые проявляются кризисные ситуации планеты.

Второй раздел – «Актуальные проблемы российской действительности» – ориентирован на характеристику тех проблемных ситуаций, которые возникли в результате резкой трансформации политической, экономической, социальной, культурной сфер российского общества, а также изменений в системе его ценностей. Материал этого раздела должен раскрыть те глубокие связи, которые существуют между проблемами отдельной страны и глобальными проблемами земной цивилизации.

Третий раздел курса – «Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности». Он раскрывает основные задачи, которые встают перед журналистикой в условиях нарастания кризисных явлений в развитии земной цивилизации и глубоких преобразований российской действительности; дает характеристику основных направлений деятельности, необходимых для решения этих задач; знакомит с практикой участия СМИ в такой деятельности. Особое внимание обращается на осмысление условий и факторов, способствующих адекватному отражению в СМИ актуальных проблем современности и действенному участию в их решении.

Раздел 1. Итоги развития земной цивилизации

к третьему тысячелетию нашей эры

1.1. Социум на изломе тысячелетий

Научно-технический прогресс как историческая необходимость и как источник опасностей для развития земной цивилизации. Нарастание кризисных явлений и процессов в существовании социума. Признаки общепланетарного кризиса, задевающего сами основы человеческого бытия . Проявления общепланетарного кризиса в сферах экологии, демографии, экономики, геополитики, культуры и нравственности как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.

1.2. ХХ I век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Концепция глобального мира как результат осознания передовыми мыслителями планеты необходимости объединения усилий для сохранения земной цивилизации. Дискуссии вокруг понятий «глобальный мир», «глобализация », «глобалистика». Научные центры, изучающие глобальные проблемы современности. Основные исследовательские проекты. Данные, полученные в ходе осуществления этих проектов. Первоочередные задачи, которые выдвигает время перед населением Земли.

Раздел 2. Актуальные проблемы

российской действительности

2.1. Российская действительность на изломе тысячелетий

Трансформация экономического и общественно-политического устройства России в постсоветский период. Формирование гражданского общества, рыночной экономики, новой системы ценностей как процесс преодоления противоречий, проявляющихся через спад в развитии производительных сил страны и падение уровня жизни населения, через социальное расслоение и обострение этнических конфликтов, через рост преступности и снижение уровня нравственности общества. Российские исследовательские центры: мониторинг развития событий и рекомендации по оптимизации положения в стране. Комплекс проблем, разрешение которых относится к первоочередным задачам власти. Комплекс проблем, на разрешение которых должно быть направлено внимание гражданского общества.

2.2. Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Влияние дезинтегративных процессов в российском обществе на рассмотрение глобальных проблем современности. Трактовка глобализации как «ловушки», «заговора», посредством которого развитые страны хотят в собственных интересах навязать остальному миру свои ценности, свой образ жизни. Тенденции изоляционизма идеологий и культур как препятствие к объединению усилий народов планеты для сохранения земной цивилизации и тормоз в поисках выхода из проблемных ситуаций внутренней жизни России. Стремление к продуктивному диалогу своей страны с окружающим миром во имя согласованных действий – проявление истинного патриотизма.

Раздел 3. Роль средств массовой информации в поисках

адекватных ответов на вызовы современности

3.1. Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Степень осознанности журналистским сообществом реального положения дел и своей роли в поисках адекватных ответов на вызовы времени. Опыт позитивного участия прессы в осознании, изучении и разрешении актуальных проблем сегодняшнего дня. Негативные тенденции в деятельности СМИ, усугубляющие процессы дестабилизации общества и разрушения его нравственных основ. Понятие информационной безопасности в контексте данных социальной психологии.

3.2. Основные задачи журналистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Необходимость обогащения просветительских проектов печатной и электронной прессы, способствующих осознанию глубинных свойств земной цивилизации и проблем, с которыми она столкнулась.

Основные направления просветительской деятельности:

– ознакомление массовой аудитории с идеями глобалистики и данными мониторинга за развитием планетарного кризиса, полученными в научно-исследовательских центрах;

– ознакомление массовой аудитории с деятельностью научно-исследовательских центров, изучающих возможности нейтрализации деструктивных процессов на Земле;

– ознакомление массовой аудитории с идеями альтернативистики – направления футурологии, разрабатывающего «безопасные параметры» развития земной цивилизации;

– организация диспутов и дискуссий, посвященных осмыслению идей глобалистики и альтернативистики;

– ознакомление массовой аудитории с научными разработками, направленными на решение внутрироссийских проблем с учетом требований безопасного развития земной цивилизации.

Необходимость участия печатной и электронной прессы в мониторинге планетарного кризиса во всех его проявлениях, а также в управлении им, предполагающем следующие моменты:

– глубокое проблемно-аналитическое отражение имеющих общепланетарный смысл кризисных ситуаций;

– исследование возможных путей разрешения таких ситуаций с привлечением серьезных экспертов;

– широкое обсуждение наиболее состоятельных рекомендаций как акт самоопределения общественного мнения;

– привлечение внимания институтов власти к общественному мнению по той или иной проблеме как вектору при принятии решений.

Необходимость более интенсивного и конструктивного диалога в средствах массовой информации между представителями разных культур, этносов, религий и разных политических сил с целью сближения нравственных ориентиров, на основе которых может быть достигнута большая согласованность действий в мире, а также большее взаимопонимание между институтами власти и институтами гражданского общества.

3.3. Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

Свобода прессы как возможность осуществлять журналистскую деятельность в соответствии с ее внутренними законами. Экономические, политические, юридические основы свободы прессы.

Профессиональная позиция журналиста как совокупность установок на осуществление деятельности в соответствии с ее внутренними законами. Зависимость профессиональной позиции журналиста от нравственного климата общества и нравственного климата журналистского сообщества.

Профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста как фактор продуктивного участия СМИ в решении важнейших конкретно-исторических задач. Зависимость адекватного отражения и глубокого осмысления актуальных проблем современности в прессе от таких качеств журналиста, как компетентность, глубокое понимание своего профессионального долга, профессиональная ответственность.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с задачами и структурой курса самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы и наблюдение за деятельностью электронной и печатной прессы, ориентированное на подготовку рефератов по одной из предлагаемых тем.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ

Темы рефератов определяются преподавателями данной дисциплины; их направленность должна соответствовать ключевым задачам курса и предполагает углубленное самостоятельное изучение источников.

Осваивая первый раздел курса, студенты могут подготовить, например, следующие рефераты:

1. Ученые о причинах нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества.

2. Концепция глобального мира как предмет научных и политических дискуссий.

3. Основные экологические проблемы глобального характера (по данным исследовательских центров).

4. Проблемные ситуации в экономическом развитии земной цивилизации (заключения исследователей).

5. Футурология о возможных путях решения глобальных проблемных ситуаций.

При изучении второго раздела курса представляется целесообразной подготовка рефератов на следующие темы:

1. Особенности развития российской экономики в современный период с позиций исследователей-экономистов.

2. Динамика развития проблемных ситуаций в социальной сфере российской действительности (по данным исследовательских центров).

3. Сущность понятия «гражданское общество»: философские и социально-психологические аспекты.

4. Взаимоотношения государства и гражданского общества в России: причины напряженности, характерной для современного периода.

5. Конфликты ценностей в массовом сознании российского общества в свете исторического опыта России.

Для глубокого освоения материала третьего раздела целесообразно при подготовке рефератов сосредоточить внимание непосредственно на мониторинге деятельности прессы. Темы рефератов могут выглядеть так:

1. Опыт участия прессы в преодолении глобальных и локальных (внутрироссийских) кризисных ситуаций в области экологии (на примере конкретного средства массовой информации).

2. Диалог культур в отражении телевидения России: достижения и просчеты.

3. Проблемные ситуации экономического развития России в зеркале прессы: позитивные и негативные моменты деятельности (опыт конкретного средства массовой информации).

4. Этнические и геополитические конфликты в освещении печатной и электронной прессы (анализ конкретных ситуаций).

5. Осознание журналистским сообществом своих конкретно-исторических задач, связанных с разрешением глобальных проблемных ситуаций (на основе анализа документов международных журналистских организаций).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ

К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

Итоговые контрольные задания по курсу целесообразно предложить студентам не в виде вопросов, а в виде проблемных ситуаций

профессиональной деятельности , для решения которых требуется применить полученные теоретические знания и проявить понимание стоящих перед журналистикой задач. Ниже приводятся образцы подобных заданий:

1. Представьте себе, что вы работаете в «Независимой газете» и ведете полосу «В мире». Какие темы для этой полосы вы запланируете как ключевые на ближайшие три месяца? Мотивируйте ваши предложения на основе изученного материала и анализа текущих событий.

2. Представьте себе, что вы – политический обозреватель, работающий на канале РТР. Предложите для еженедельного вещания авторскую программу, которая отвечала бы задаче разрешения противоречий между государств ом и гражданским обществом. Назовите темы нескольких своих выступлений в этой программе и дайте обоснование их в свете изученного материала и наблюдений за развитием событий в стране и за рубежом.

3. Как бы вы реформировали полосу «Происшествия» в газете «Коммерсантъ», если бы вас пригласили туда работать с этой целью? Представьте в письменном виде ваши предложения и попытайтесь обосновать их с позиций изученного материала и анализа событий, происходящих в мире.

Пакет заданий подготавливается преподавателем заблаговременно и учитывает все аспекты пройденного материала.

Ш. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование

тем и разделов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоятельная работа

семинары

Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры

Социум на изломе тысячелетий

ХХI век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Актуальные проблемы российской действительности

Российская действительность на изломе тысячелетий

Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности

Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Основные задачи жур-налистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля является устный или письменный зачет по описанной выше методике.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Власть и человек // Политология: курс лекций. – М., 1999.

Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. – М., 1993.

Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2000.

Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Международные принципы журналистской этики // Право и этика в работе журналиста. – Екатеринбург, 1996.

MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

, Политические конфликты // Введение в политологию: учебник. – М., 2000.

Феномен журнализма. – М., 2000.

Социальный прогресс и глобальные проблемы современности // Философия: учеб. пособие. – Минск, 2000.

Актуальные проблемы журналистики. – М., 1997.

Эволюция и технический прогресс. – Новосибирск, 1991.

Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бестужев-Лада И. От «глобалистики» к альтернативистике // Альтернативная цивилизация: почему и какая? – Новосибирск, 1993.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 1999.

Бьюкенен Патрик Дж. Смерть запада. – М., 2003.

Политическая глобалистика: учеб. пособие. – М.: Логос, 2000.

Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

Несколько строк о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. – М.,1991.

Введение в политологию: учеб. для вузов. – М., 2000.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // Социология. – РЖ. – 1994.

Новое мышление и мир // Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. – М., 1985.

Диалог цивилизаций: восток – запад. Третий международный философский симпозиум: тезисы докладов и выступлений. – М., 1997.

Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Социальная экология. – СПб., 1999.

Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / под ред. . – М., 1997.

, Математическая модель глобальных демографических процессов. – М., 1996.

Матвеева С. Предисловие // Ахиезер: критика исторического опыта. – М., 1997.

Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. – М., 1993.

Цивилизация на переломе. Пути России. – М., 1996.

На грани третьего тысячелетия. – М., 1994.

Один мир для всех. Контуры глобального сознания. – М., 1990.

Русская цивилизация. – М., 1995.

Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М., 1992.

Россия в окружающем мире. – М., 1998.

Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

Альтернативный мир: модели и идеалы. – М., 1990.

Современный политический процесс в России. – М., 1998.

Россия в обвале. – М.: Русский путь, 1998.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1986.

Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории. – СПб., 1996.

Мировой порядок XXI в. – М., 2001.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М., 2003.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией? // Полис. – 1994. – № 1.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией. – М., 2002.

Россия в поисках себя. – М., 1998.

Этос глобального мира. – М., 1997.

Здравствуй читатель. Прошлый учебный год в образовательных организациях Краснодарского края был отмечен ", что год грядущий нам готовит? В школы поступило письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2017 № 47-12359/17-11 «О проведении в образовательных организациях информационных пятиминуток», а также рекомендации по использованию в работе организационной модели проведения «Информационных пятиминуток» в 2017-2018 учебном году. Особое внимание следует уделить соблюдению соответствия тематики возрастным категориям учащихся. "Информационные пятиминутки" (далее - пятиминутки) для обучающихся рекомендуется проводить еженедельно на первом уроке (4 раза в месяц). Подготовка информации осуществляется учителем совместно с детьми. В 1-5 классах данную работу осуществляет учитель, классный руководитель, в 6-8 классах в подготовке и проведении пятиминуток принимают участие как учитель, так и ученики, в 9-11 классах пятиминутки готовятся совместно с учителем, но ведутся учениками.

Пятиминутки распределяются по следующим тематическим направлениям:

Первая неделя — «Слава России».

При организации подготовки и проведении пятиминуток может использоваться исторический календарь школьника Г.А. Любимова «Слава России». В старших классах возможен формат сопоставления исторических событий России с событиями мировой истории.

Вторая неделя — «История говорит».

Чтение и обсуждение отрывков произведений детьми или учителями, прослушивание записей мастеров слова, которые не включены в школьную программу («Библиотека кубанского школьника», «100 книг» по истории, культуре и др.).

Третья неделя - Новостная неделя.

Информация об актуальных событиях современности (политических, общественных, культурных, социальных и пр.), просмотр видеозаписей, чтение периодических изданий, анализ событий.

Четвертая неделя-«На Кубани мы живем».

Информация об исторических фактах, подвигах и достижениях кубанцев, внёсших вклад в развитие и процветание Краснодарского края, воспоминания ветеранов ВОВ и труда, тружеников тыла, детей войны, а также почетных жителей муниципальных образований и края.

  • В начальной школе необходимо остановиться на двух тематических неделях «Новостная» и «На Кубани мы живем». В течение месяца они чередуются между собой.
  • Очередность проведения тематических недель в 6-8 классах зависит от выбора классного руководителя, В этой возрастной группе работа ведется по таким темам,как: «Слава России», «Новостная неделя», «На Кубани мы живем». Рекомендуем теме «Слава России» уделить особое внимание и проводить ее дважды в месяц.
  • В 9-11 классах реализуется только «Новостная неделя». План и темы проведения пятиминуток составляется инициативной группой (зам. директора по воспитательной и учебной работе, учителя истории, литературы, учителя начальных классов, классные руководители).

При проведении пятиминуток учитываются возрастные особенности учащихся. В первых классах рекомендуется проведение пятиминуток начинать со второй четверти, с учетом адаптационного периода ребенка к школе.

В именных школах на таких неделях уделяется внимание значимым фактам из жизни героя, в честь которого названа образовательная организация.

При наличии школьного радио возможно проведение дополнительных «Информационных пятиминуток» в общешкольном формате.

Письмо получено по электронной почте

Проблем действительно стало больше в минувшем столетии. ХХ век признан веком мировых потрясений. Над планетой впервые нависла угроза полного уничтожения в результате применения Распространение таких болезней, как рак и СПИД, различные виды гриппа, продукты с ГМО, истончение резкое увеличение населения Земли, падение нравственности...

Да, многого из перечисленного раньше не существовало, но было немало других проблем, которые порой просто не становились известны за пределами определенного города или государства. Актуальные проблемы своего времени описывали мыслители, писатели, философы прошлого. Эпидемии, голод, отсутствие гигиены, восстания, войны, гонения… Однако в настоящее время можно наблюдать то же самое плюс беды современности. Победив чуму и оспу, человечество приобрело массу новых неизлечимых заболеваний. Победив голод в развитых странах, человечество практически закрыло глаза на голодающее население Наделив граждан правами и свободами, правительство страны может в любой момент отправить их в горячую точку очередного военного конфликта.

Надо заметить, что актуальные проблемы современности носят глобальный характер - пожалуй, это пугает больше всего. От их решения зависит жизнь всего человечества, а не какой-то отдельной части населения. обеспокоены сложившейся ситуацией, однако надежды на ее улучшение пока призрачны. Особенность глобальных проблем в том, что для их решения требуется продуктивное взаимодействие всех стран и народов, деятельность в одном направлении, с одной целью. На данный момент такого не наблюдается. Политические распри отодвигают на дальний план вопросы здоровья и жизни миллиардов людей. развитие промышленности, катастрофические нарушения экологических норм медленно, но верно ведут планету если не к гибели, то к большим потрясениям. Актуальные проблемы обсуждаются политиками, экономистами, экологами, психологами, духовными лидерами и т.д., выдвигаются готовые теории, которые нет возможности реализовать на практике. Не это ли и есть самая большая беда современности - невозможность или нежелание действовать сообща на благо всей цивилизации?

Помимо глобальных проблем, в каждой стране существуют свои актуальные проблемы. О бедах России писали еще великие классики, однако с тех пор забот меньше явно не стало, а лишь прибавилось. Каждая смена политического режима несет с собой массу проблем, которые не решаются вплоть до новой революции или переворота.

Вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать» остаются всегда жизненными и открытыми. Сейчас, как никогда, требуют скорейшего решения актуальные проблемы экономики, политики, социальной и духовной сферы, образования, здравоохранения, под угрозой национальная безопасность России. Неудивительно, что большую часть российского народа не особенно волнуют глобальные проблемы, потому что насущных забот более чем достаточно.

Но насколько лучше с этим обстоят дела в других развитых странах? Призрак экономического кризиса держит всех в напряжении, в некоторых государствах уровень безработицы достиг рекордных значений, страны сотрясаются от политических скандалов и военных переворотов, то и дело в новостных сводках появляется информация о массовой гибели людей в мирное время.

Не нагнетают ли СМИ обстановку? Возможно, просто жизнь ускоряется, это закономерный этап развития цивилизации. И если не случится человечество просуществует еще долго, и через несколько десятилетий либо столетий так же будут изучаться актуальные проблемы, которые станут еще более ужасающими. Не исключено, что в России снова случится государственный переворот, а вопросы останутся прежними. История развивается по своим законам…

Актуальные проблемы современности и журналистики

В последние 10 лет жизнь общества претерпела множество изменений. Причин много: научно-технический прогресс, смена ценностей людей, трансформация культуры, переосмысление множества вещей, рост количества образованных людей и так далее. Все эти явления связаны между собой, имеют свои причины и последствия. На данный момент почти каждый человек имеет свой дом, образование, минимальный набор необходимой техники, права и обязанности, работу, доступ ко всем медикаментам и продуктам, разнообразные способы отдыха и развлечения. На словах все звучит хорошо и благополучно, но так ли это на самом деле? Неужели в 21 столетии у человека нет никаких проблем? Кажется, что лучше уже быть не может, человек всегда стремился к благополучию собственной жизни, разве что хочется, чтобы наука и техника развивались еще быстрее. Но это не совсем так. Современный мир очень сложный и порой не понятен даже нам самим. Сложен он тем, что на нас валится огромный поток информации, ритм жизни из-за технического прогресса, современной экономики и потребностей людей стал очень быстрым. Новые ценности современного общества не всегда приживаются в умах людей, а кто-то наоборот меняется слишком быстро, и нет никакого постоянства. Все чаще мы видим, что люди сходят с ума, кончают жизнь самоубийством, причиняют вред огромному количеству людей, не понимают, зачем живут, не знают, где истина. Человек, получив множество материальных благ, будто забыл про что-то, потерял какой-то ориентир. Даже это самое материальное благо в один момент может просто исчезнуть вследствие изменчивости нашего времени, но что же тогда останется с нами? журналистика пропаганда общество техника

В своем эссе я бы хотела разобраться в проблемах современного общества, в их причинах и последствиях. Также хотела бы уделить внимание журналистике, так как этот социально-культурный феномен является отражением нашей жизни, нашего общества, помогает ориентироваться в нем. Соответственно, если есть проблемы в современном обществе, то и в журналистике они есть, так как эти два явления неразрывно связаны и являются отражением друг друга. А может это журналистика создает эти самые проблемы, которые так влияют на нас? По-моему мнению, современная журналистика имеет огромное влияние на общество. Средства массовой информации в силе навязать определенные суждения, мысли, образы, даже мечты. Не даром СМИ называют "четвертой властью". Благодаря развитию техники, средства массовой информации принимают новые формы, ищут новые способы воздействия на наше сознание, и, как мне кажется, успешно. То есть, я придерживаюсь мнения, что средства массовой информации чаще всего создают новые проблемы для современного общества, периодически нагнетая их, направляя в нужное русло мыслительный процесс людей. Конечно, это происходит не во всех случаях, но все же, как показывает практика, в большинстве из них. Какие же основные проблемы в современном обществе и журналистике я вижу? Хотелось бы обсудить каждую из них. Я выделяю три главные, самые яркие проблемы нашего общества и журналистики, которые имеют прямую или косвенную связь друг с другом. Проблем, безусловно, гораздо больше, но нижеперечисленные пункты мне кажутся самыми актуальными. Во-первых, хотелось бы уделить внимание массовой культуре, точнее, ее последствиям. Во-вторых, как мне кажется, большая проблема журналистики - это ее тесная связь с политикой, проблема пропаганды, которая искажает понимание мира у людей, соответственно, это еще одна проблема современного общества. В-третьих, стремительное развитие техники, которое прямым образом повлияло на потребности общества и на качество журналистики. Теперь подробнее о каждой из проблем.

Массовая культура - "это культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т.д.". Благодаря массовой культуре журналистика получила ответвление - массовые коммуникации, реклама. Массовая культура начала образовываться еще в 20 веке, но своего апогея она достигла сейчас, в наше время. Признак "массовости" означает что-то некачественное, глупое, как очередная реклама жвачки. Многие из нас понимают, что массовая культура никакой пользы не приносит, но мы все равно идем на очередную бессмысленную комедию. Почему все так происходит? Я считаю, причина в том, что средства массовой информации с удовольствием потакают бессмысленной массовой культуре. Она везде и вокруг нас: например, женские журналы особенно любят массовую культуру - наполовину они состоят из рекламы ненужной продукции, наполовину - из сплетен, разговорах о моде и прочей ерунде. Телевидение - это массовая культура в квадрате. В последние пять лет на российском телевидении появилось множество передач, шоу, сериалов, но все ли они хороши? Я бы сказала, что нет. В своей массе передачи и сериалы не несут никакой смысловой нагрузки, но они настолько выглядят привлекательными на первый взгляд, что их смотрит большое количество людей. Человеку свойственно отвлекаться от серьезных проблем, забыть их, поэтому они пытаются это сделать с помощью такого легкого и доступного способа. Мне часто кажется, что средства массовой информации только и рады, давят на эту человеческую слабость для своих целей. Выгодно всем: журналистам особо напрягаться не нужно, никакая аналитика не нужна, собственные мысли никому неинтересны, легче дать очередную порцию "зрелищ" в "Пусть говорят". Также таким способом СМИ отвлекают от действительно важных проблем. Безусловно, все не настолько печально: есть множество аналитических и познавательных программ даже на федеральных каналах, но их показывают либо рано утром, либо поздно ночью. Рейтинги подобных передач намного ниже, чем у того же "Голоса". Массовая культура любит делать упор далеко не на самые лучшие качества человека, и из этого следует "культ потребления". Данный культ сквозит во всех средствах массовой информации. Та же реклама, которая есть во всех видах СМИ: в газете, радио и телевидении. Реклама приказывает нам бесконечно покупать, покупать, покупать. Потребителями являются не только зрители, но и герои сериалов, ток-шоу. Сейчас продать можно все, а информацию - и подавно. Отношение людей к информации стало такое же, как к походу в заведение фаст-фуда - быстро взять, проглотить и пойти дальше по своим делам. То есть я хочу сказать, что в большинстве своем качество журналистской работы ухудшилось: какая-либо новость может быть купленной, материалы делаются быстро, нет аналитики и личного мнения. Последствие массовости - безликость, материалы журналистов все чаще такие же. Чтобы какому-либо СМИ остаться на плаву, нужно быть "в тренде", а потребности современного общества порой оставляют желать лучшего. В идеальном понимании, культура - это нечто возвышенное, монументальное, заставляющее задуматься. А в свою очередь журналистика должна не только сообщать об очередном показе мод и рекламировать очередной йогурт, но и просвещать, помогать людям ориентироваться в окружающем мире. К сожалению, это происходит все реже и реже.

Теперь я перейду к связи политики и журналистики. Мы живем не просто в обществе, мы живем в государстве. Мы - и есть государство. Государство без политики сейчас не может существовать. Соответственно, политики и журналистика очень связаны между собой. Журналистам, чтобы нормально функционировать, не выгодно быть не в ладу с государством. В то же время, оппозиция должна быть всегда, как подтверждение инакомыслия и для развития общества и государства в целом, но, к сожалению, роль оппозиции в системе СМИ нашей страны крайне мала. Может всему виной опыт Советского Союза, тоталитарного государства? Так уж сложилось, что на протяжении нескольких десятилетий СМИ были средством политической пропаганды и ничем более. Сейчас много частных изданий, но это не слишком изменило ситуацию. Подобный факт не может исчезнуть раз и навсегда. Также возможно, что виноват менталитет русского человека, привычка отмалчиваться и терпеть, ведь в крайнем случае можно обсудить политику на кухне дома. Общественно-политическая журналистика в современных российских условиях не в состоянии решать основную для себя задачу -- объективное отражение действительности. Этому препятствует ярко выраженная политическая ангажированность СМИ -- их зависимость от имеющих власть людей и организаций, интересов крупных финансово-промышленных групп, оказывающих влияние на принятие политических решений в масштабах всей страны. Как следствие, многие журналисты, по их же собственным признаниям, ощущают существенные ограничения свободы слова, а в ряде редакций учредители средств массовой информации уже ввели предварительную цензуру, что принципиально расходится с положениями российского законодательства в области масс-медиа. В этих условиях недостижимым оказывается даже стремление к объективности информации, что ставит под сомнение профессиональные приоритеты журналистики. Можно не согласиться со мной, сказав, что все-таки свобода слова у нас есть, у нас она законна. Формально свобода есть. Только ее понятие у нас в стране совсем иное - не свобода мысли, а свобода в читателях и зрителях. Средства массовой информации могут доносить угодную государству идеологию, пропагандировать нужные властям вещи, лишь бы читатель и зритель не заметил ничего. Инакомыслие в средствах массовой информации относительно политической сферы встретить почти невозможно. В то же время информация преподается так грамотно, что порой веришь во все, что написано в каком-то издании или сказано по телевизору. Нам кажется, что по-другому быть просто не может, все, что нам сообщается - правда. Возможно, что лжи и правда не так много, другое дело, что страшно представить, сколько всего не договаривают сами политики и журналисты.

И теперь о последней проблеме - о техническом прогрессе, который произошел совсем недавно. Мы застали техническую революцию, которая очень ощутимо изменила нашу жизнь. Что-то усложнилось (нужны постоянно деньги на новую технику или на ее ремонт), что-то упростилось (общение людей, поиск информации, уделяется меньше времени на бытовые дела, покупки, работа и так далее). К сожалению, проблем у современных людей из-за техники не мало - начиная от портящегося зрения, заканчивая полной зависимости от техники, из-за нарушения работы которой могут пострадать люди. Есть тенденция у современных детей и подростков к замкнутости и предпочтение Интернет-пространству реальности. Журналистика, конечно же, тесно связана с техническими достижениями. С помощью техники информация передается быстро и легко. С каждым годом растет число сетевых изданий -- как электронных версий уже существующих газет, так и периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге. Ведут интернет-вещание телевизионные компании и радиостанции, возникают сетевые информационные и рекламные агентства. Современная журналистика стоит на пороге возникновения нового вида сетевой журналистики. Журналисты активно осваивают социальные сети, пишут новости, подвигают издания, в которых работают. С одной стороны, это замечательно для журналистики, но если копнуть глубже, то становятся заметными несколько проблем: во-первых, материал из интернета не всегда качественен, так как все делается быстро, получается поверхностным и порой создается даже не профессионалом. Сейчас средством массовой информации считается любой блог. С одной стороны, это развитие гражданской журналистики, но с другой, а кто сказал, что их слова никто не будет контролировать? Кто сказал, что любой блоггер это образованный и адекватный человек, на материалы которого можно положиться? Как ни крути, а профессия журналиста трудна и имеет множество нюансов. Во-вторых, в Интернете нет фильтрации информационного потока как такового, можно наткнуться на "утку" или на какой-нибудь недопустимый контент для определенной группы лиц. Чтобы найти что-то стоящее и полезное в сети Интернет, нужно уметь им пользоваться и очень постараться. Кстати, об умениях. Мало где можно научиться онлайн-журналистике, ее специфике. В университетах в основном преподают "классическую" журналистику, без технического уклона, хотя бы минимального. В данный момент нельзя отрицать сильное влияние новых технологий, в частности Всемирной Паутины, на нашу жизнь. Онлайн-журналистика в России есть, но она очень медленно развивается, чаще всего не профессиональна, не компетентна, не организованна. Журналистика должна быть на одной волне с происходящими тенденциями текущего времени, но у нас это не очень хорошо получается по причине экономической и технической. Трудно предположить, что с ней станет, и как она будет развиваться в ближайшем будущем. Кто-то утверждает, что Интернет сместит бумажные издания и телевидение, кто-то говорит, что вряд ли это произойдет в ближайшем будущем, так как людей, желающих получать информацию быстро не так много, чем консерваторов, которые будут верны исключительно результатам работы классических журналистов. Вообще, мне кажется, за онлайн-журналистикой будущее, обходить ее стороной ни в коем случае нельзя. Нужно лишь набраться опыта, умений и не бояться Интернета.

К сожалению, перечисленные мной проблемы современности и журналистики пока решаются с трудом. Они серьезные, многие их понимают, но оптимального выхода из этих ситуаций пока нет. Все будет зависеть от того, какими будут люди через следующие 10 лет, какие тенденции будут происходить в обществе, как на все это отреагирует журналистика, сможет ли она снова анализировать, подмечать и просвещать, или же произойдет нечто новое? Эти вопросы пока остаются открытыми.