Жалоба на действие налоговой инспекции образец. Порядок заполнения электронной формы. Как подать жалобу в налоговую онлайн

С несправедливыми действиями представителей налоговой инспекции сталкивался, наверное, каждый бухгалтер. Сегодня мы расскажем, как правильно составить жалобу на решения, действия (бездействие) нерадивых налоговиков. А также о том, куда в зависимости от обстоятельств надо подать жалобу.

Вводная информация

Когда речь заходит о правилах обжалования действий и решений налоговых органов (а именно так официально называется данная процедура) нужно различать две сферы обжалования. В первую попадают не связанные с результатами налоговых проверок (как выездных, так и камеральных) жалобы на действия или бездействие инспекторов, а также изданные ими документы (требования, запросы, инкассо, и т.п.). Вторую группу составят решения, изданные по итогам проверки. Это может быть как решение о штрафе, так и о взыскании сумм налогов, пеней без привлечения к ответственности.
Теперь поговорим о каждой из сфер в отдельности.

Если проверки не было

Если налоговый инспектор «обидел» бухгалтера вне рамок налоговой проверки (например, потребовал документы, требовать которые не имеет права или не ответил на заявление организации о зачете), то добиться справедливости можно двумя равнозначными путями.

Во-первых, можно подать мотивированную жалобу вышестоящему начальству. Причем жаловаться можно непосредственно руководителю ИФНС, в Управление по субъекту или сразу в ФНС — выбор остается за бухгалтером (ст. 138 НК РФ). Более того, законодательство не запрещает направить сразу несколько жалоб: например, непосредственному руководителю и в УФНС. Или в УФНС и ФНС.

В жалобе нужно четко и конкретно изложить факты. То есть указать на действия (бездействие), которые допустил инспектор; нормы Налогового кодекса или других актов, которые при этом были нарушены; последствия, к которым привело данное нарушение. Затем нужно привести свое требование — отменить решение инспекции, применить меры дисциплинарного воздействия и т.п. К жалобе можно приложить копии документов, подтверждающих правоту организации, а если обжалуется официальный документ, выпущенный инспекцией (например, требование), то обязательно нужно приложить и копию этого документа.

Жалобу подписывает руководитель или уполномоченное им лицо (в этом случае нужно приложить копию доверенности, если у инспекции ее еще нет, либо указать на то, что доверенность у инспекции имеется). Наконец, нужно составить два экземпляра описи документов, входящих в «жалобный» пакет.

Теперь жалобу можно либо принести лично и сдать в экспедицию, получив штампик о приеме на втором экземпляре описи, либо направить по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Во-вторых, можно жаловаться сразу в суд. Этот путь предпочтителен в тех случаях, когда действия (бездействие) или решения инспекции затрагивают финансовые интересы организации. Например, выставлено инкассо на счет, или отказано в зачете/возврате налога. В этих ситуациях, как показывает практика, надеяться на восстановление справедливости вышестоящим начальством не стоит. Подача такой жалобы лишь затянет процесс.

Опять же, как показывает практика, подготовку заявления в суд лучше доверить юристу, поскольку ошибки, допущенные при этом могут либо затянуть процесс (если суд вернет заявление или оставит его без движения), либо стать причиной проигрыша дела. Поэтому организации, где нет своих специалистов-«арбитражников», лучше не скупиться и потратиться хотя бы на одну консультацию у адвокатов. Заметим, что этим траты не ограничатся — обращение в суд, в отличие от обжалования в вышестоящий орган, облагается государственной пошлиной.

Обжалование результатов проверки

Теперь поговорим о том, как обжаловать результаты проверки. Тут у бухгалтера гораздо меньше вариантов поведения. Первое, что нужно учитывать — обратиться в суд можно только после того, как была направлена жалоба вышестоящему руководству. Это правило действует с 2009 года, благодаря поправкам, внесенным в ст. 101.2 НК РФ.

При этом жаловаться вышестоящему руководству можно по-разному. Налоговый кодекс позволяет направить жалобу как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. Давайте посмотрим, в чем разница между этими процедурами и какая из них выгоднее.

Как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы весьма короткий — всего 10 рабочих дней с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). Но положительной стороной такого «ускорения» является то, что решение не вступит в силу вплоть до его утверждения вышестоящим органом. А на это НК РФ отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК РФ). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.

Дело в том, что обжалование решения, не вступившего в силу, НК РФ признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Что касается процедуры подачи жалобы, то она передается через инспекцию, вынесшую решение (п. 3 ст. 139 НК РФ), поэтому направлять пакет документов непосредственно в УФНС не нужно.

Которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако срок этот «обманный». Дело в том, что, устанавливая его, законодатели никак не соотнесли этот срок со временем, которое отводит на судебное обжалование решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс. А в нем черным по белому написано: заявление в суд можно подать в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что о нарушении своих прав организация узнает в тот момент, когда вступает в силу полученное ей решение налогового органа.

Таким образом, выходит, что, если держать в уме возможность дальнейшего обжалования вступившего в силу решения инспекции в суде, то подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган нужно не позже, чем через месяц после вступления его в силу. Дело в том, что НК РФ отводит инспекторам на рассмотрение жалобы один месяц, но, если речь идет о жалобе на вступившее в силу решение, то этот срок может быть увеличен на 15 рабочих дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов (п. 3 ст. 140 НК РФ). Вот и выходит, что у инспекции есть почти два месяца для законной проверки доводов, изложенных в жалобе, а отведенный Налоговым кодексом налогоплательщику на составление жалобы год сжимается до одного месяца. Так что затягивать с обжалованием решения, уже вступившего в силу, тоже не стоит. Обратите внимание, что в этом случае жалобу надо направлять непосредственно в УФНС, а не в инспекцию, принявшую решение.

Примечание

Ситуации, связанные с обжалованием решений об отказе в возмещении НДС, мы рассмотрим в следующей статье.

Содержание:

В соответствии с действующим законодательством РФ каждый налогоплательщик имеет право подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа, а также обжаловать любые акты и решения налоговой инспекции. Поэтому любой гражданин Российской Федерации должен знать, куда жаловаться на налоговую инспекцию и как правильно оформить заявление.

Куда обжаловать действия налоговиков?

Жалоба на налоговую инспекцию может быть подана:

  • - вышестоящему должностному лицу или органу;
  • - в суд.

Действия или бездействия сотрудников налоговой инспекции могут быть обжалованы в вышестоящий орган в течение трех месяцев после того, как гражданин узнал о нарушении своих законных прав. В случае нарушения установленного законом срока, заявитель имеет право обратиться с просьбой о его продлении.

Не следует забывать и о подведомственности . Так, например, жители Москвы имеют право оспорить действия налогового инспектора сначала в Управление ФНС по Москве , а лишь затем обращаться в ФНС России. Поэтому прежде чем отправить заявление, необходимо четко выяснить, куда оно должно быть адресовано.

Что касается судебного органа, то подача жалобы на действие или бездействие представителей налоговой инспекции, а также порядок обжалования результатов проверки и других актов, начисление штрафных санкций за несвоевременную уплату налога ничем не отличается от решения других гражданско-правовых споров.

Современные налогоплательщики не так давно получили возможность жаловаться на действия представителей ИФНС по интернету онлайн. Такая возможность позволяет существенно сэкономить время заявителей, поэтому следует рассмотреть ее более подробно.

Подача онлайн-заявлений

Развитие научно-технического прогресса позволило максимально ускорить и упростить процедуру рассмотрения жалоб на действия или бездействия налоговых органов. Воспользовавшись сервисом налог.ру, каждый желающий может не только задать вопрос, ознакомиться с изменениями в законодательстве, скачать необходимые бланки, но и подать жалобу. Такие нововведения позволили значительно разгрузить сотрудников налоговой инспекции и дать им возможность более детально изучить каждое обращение.

Навигация сайта настолько проста и удобна, что справиться с задачей сможет даже не слишком уверенный пользователь компьютера. Заявителю придется выполнить такие действия:

  • - зайти на сайт;
  • - выбрать раздел услуг для физических лиц;
  • - из перечня выбрать «Подачу жалобы в налоговые органы»;
  • - из списка предложенных жизненных ситуаций выбрать ту, которая более соответствует тематике обращения.

Для подачи обращения необходимо войти в свой личный кабинет. Это поможет системе идентифицировать заявителя.

В случае необходимости можно обойтись и без регистрации. Для этого необходимо заполнить форму обращения и указать, каким образом будет удобнее получить ответ. Письмо может быть отправлено на электронный адрес или по почте.

При этом не стоит забывать, что самый простой способ подать корректную жалобу – это обратиться за помощью к опытному юристу, заявку Вы можете оставить на нашем сайте.

Когда вышестоящий орган может оставить заявление без рассмотрения?

Обращение к вышестоящему лицу или органу может быть оставлено без рассмотрения в таких случаях:

  1. Пропущен срок подачи обращения, а ходатайство о его продлении отсутствует;
  2. Отсутствие четко сформулированной просьбы и обоснований;
  3. Подача заявления лицом, не имеющим права представлять интересы налогоплательщика;
  4. Наличие подтверждений о том, что обращение было также подано вышестоящему органу или лицу и находится на рассмотрении;
  5. Вступление в законную силу решения суда по данному вопросу.

Если обстоятельства, которые стали причиной отказа, можно устранить, то заявителю будет предложено внести исправления и обратиться с жалобой повторно.

Какое решение может принять вышестоящий орган или лицо?

Жаловаться на действия налоговой инспекции имеют право как физические лица, так и организации. Получив заявление, вышестоящее должностное лицо или орган может принять такое решение:

  • - оставить обращение без удовлетворения;
  • - отменить оспариваемый акт и назначить дополнительную налоговую проверку;
  • - отменить принятое решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • - внести свои коррективы в ранее принятое решение или вынести свое.

Налоговый орган или должностное лицо должны рассмотреть поступившую жалобу в течение одного месяца. В течение трех дней после рассмотрения обращения они обязаны в письменной форме направить ответ заявителю.

Подача заявления вышестоящему лицу или органу не лишает налогоплательщика права пожаловаться на действия налогового инспектора в суд. Заявление можно подать одновременно или после того, как ИФНС России примет свое решение.

Обращение в суд

Куда пожаловаться на действия налоговой инспекции, если обращение в вышестоящие органы ИФНС не принесло ожидаемого результата? Этот вопрос интересует каждого, кому хоть раз в жизни приходилось оспаривать решения фискальной службы.

Если налогоплательщик уверен в своей правоте, то можно пожаловаться в суд. Но для этого необходимо знать не только, куда именно направлять заявление, но и как его правильно оформить. Составление документа можно доверить юристу, специализирующемуся на решении налоговых споров.

Судебная инстанция имеет право рассматривать налоговые споры достаточно долго. По закону для этой цели отводится не более 3-х месяцев. Если речь идет о изучении более сложного дела, судья, на свое усмотрение, может продлить этот период до 6-ти месяцев.

Представляю образец жалобы в Управление ФНС России. Образец возражения на акт налоговой проверки можно посмотреть по ссылке:

Вы можете бесплатно получить оценку перспектив Вашего спора с налоговым органом. Для этого на указанный на сайте адрес электронной почты Вам нужно отправить письменный запрос с подробным описанием возникшей проблемы. Будьте готовы прислать копию обжалуемого решения налогового органа.

Стоимость услуг адвоката зависит от объема предполагаемой работы. Без ознакомления с проблемой клиента и без оценки перспектив спорной ситуации оценить объем работы невозможно. Поэтому мы не обсуждаем стоимость наших услуг до изучения проблемы клиента. При этом в любом случае наши клиенты оплачивают бОльшую часть гонорара "по результату" на основании договора об оказании юридических услуг.

В Управление ФНС России по г. Москве
125284, г.Москва,
Хорошевское шоссе,12А

От
ООО «Ромашка»
ИНН … / КПП …
123456, г. Москва,
улица … , дом…

Жалоба
на Решение ИФНС России №... по г. Москве
№... от 12 февраля 2016 года
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

ИФНС России № ... по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО «Ромашка» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с... по … 2014 г. По результатам проверки Обществу предложено уплатить недоимку в сумме... руб. Начислены пени за несвоевременную уплату налогов по состоянию на 12.02.2016 года в сумме … руб. Также ООО «Ромашка» привлечено к налоговой ответственности в размере … руб. По результатам налоговой проверки ИФНС России №... по г. Москве приняла Решение №... от 12 февраля 2016 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (далее – Решение).
ООО «Ромашка» считает, что указанное выше Решение не соответствует закону.

В результате проведения выездной налоговой проверки в связи с тем, что руководитель ООО «Ромашка» не найден, документы для проведения выездной налоговой проверки не представлены, в соответствии с пп. 7 п.1 статьи 31 НК РФ инспекция определила суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем. Однако расчеты инспекции противоречат налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике, а также допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является основанием для отмены Решения.
На странице 2 Акта выездной налоговой проверки ООО «Ромашка» № ... от … года (далее – Акт) в пункте 1.6. указано, что бухгалтерская отчетность и налоговые декларации представлялись ООО «Ромашка» в налоговые органы в полном объеме и в установленные законодательством сроки. Представленная информация легла в основу вычисления налоговым органом сумм налогов, подлежащих уплате расчетным путем.
Однако, в нарушение пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ исчисление налоговым органом налога на прибыль и НДС, подлежащих доплате Заявителем, было осуществлено со следующими нарушениями: ...

1. Согласно пп. 7 п. 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Инспекция анализирует данные об иных аналогичных налогоплательщиках. Как указано на странице 3 Решения №... от 12 февраля 2016 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»: «для определения суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет были отобраны аналогичные налогоплательщики ООО «А», ООО «В», ООО «И», ООО «Т», при выборе которых были учтены следующие критерии аналогичности: конкретный вид осуществляемой деятельности, среднесписочная численность, объем выручки, место осуществления деятельности».

Но выбор аналогичных налогоплательщиков осуществлен Инспекцией необоснованно, так как...

Позицию ООО «Ромашка» подтверждает и судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС... округа от.... по делу № ... суд отклонил довод инспекции о том, что...

Избранные налоговым органом организации не являются аналогичными по отношению к ООО «Ромашка», так как...

Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Как указывается в Постановлении... суда от... N ... по делу № ... : «Инспекцией не проведен анализ... ».

Как указано в Определении ВАС РФ от... года № ... по делу № ... : «Признавая недействительным решение инспекции в оспариваемой части, суды апелляционной и кассационной инстанций оценили представленные доказательства и сделали вывод о том, что инспекция не обосновала размер начисленных налогов, пеней, штрафов, поскольку, применяя положения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, не ДОКАЗАЛА, что использовала данные об аналогичных налогоплательщиках... ».

Расчет налога на прибыль не обоснован и произведен неверно, и, соответственно, инспекция не доказала наличие у Общества недоимки по налогу на прибыль в размере, указанном в оспариваемом Решении.

2. Неверный расчет подлежащего доплате НДС.

Расчет подлежащего доплате НДС приводится инспекцией на страницах 6 – 10 Решения №...от 12 февраля 2016 года.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган имеет право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках
В соответствии с п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
...

В пункте 7 статьи 166 Кодекса законодатель предусмотрел возможность исчисления расчетным путем НДС, причитающегося к уплате по операциям, подлежащим налогообложению у налогоплательщика. Поскольку сумма налоговых вычетов не влияет на определение налоговой базы по НДС, то показатели вычетов не могут быть использованы в отношении расчета НДС, подлежащего уплате.

...

3. Процессуальное нарушение.

Как указано на странице 2 Акта выездной налоговой проверки ООО «Ромашка» № ... от … года «на основании Решения заместителя начальника ИФНС России № ... по г. Москве... от … года № … выездная налоговая проверка была приостановлена с … года». «На основании решения заместителя начальника ИФНС России № ... по г. Москве... от … года № … проверка возобновлена с … года».

Между тем, ниже на странице 2 Акта указано, что … года произведен осмотр помещения, расположенного по адресу: ... Составлен протокол осмотра территории, помещений, документов, предметов № б/н от … года.

Согласно пункту 2 статьи 92 НК РФ «2. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра».

Так как осмотр осуществлен в период приостановления выездной налоговой проверки, его результаты не являются надлежащим доказательством и не могут учитываться при вынесении Решения инспекции.
Такой же позиции придерживается и судебная практика. Так в Постановлении ФАС... округа от … по делу № ... указано: «…что, поскольку осмотр производился вне рамок выездной проверки и без согласия налогоплательщика, его результаты не являются надлежащими доказательствами».

4. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Акт не был направлен налогоплательщику.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ «Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма».

Между тем, из Реестра отправленной заказной корреспонденции ИФНС РФ №... по г. Москве не следует, что акт налоговой проверки был своевременно, до вынесения Решения, направлен налогоплательщику. ...

Акт проверки не был получен Обществом до вынесения Решения, в связи с чем были нарушены следующие права Общества: ...

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ "Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом".

На основании вышеизложенного, пункта 3 статьи 101.2 НК РФ и п.2 статьи 140 НК РФ ООО «Ромашка»
ПРОСИТ
Управление ФНС России по г. Москве

отменить Решение Инспекции ФНС России № ... по г. Москве №...от 12 февраля 2016 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и прекратить производство по делу.

12.02.2016 г. адвокат Гладилин А.Н.

Здравствуйте!

Я надеюсь, что информация на сайте была для Вас полезна.

В свою очередь прошу Вас сообщить, какой важной для Вас информации Вы не нашли на сайте.

Я и моя команда стремимся отвечать на наиболее актуальные вопросы посетителей сайта, поэтому прошу сообщить мне, что именно было полезно, а какой информации оказалось не достаточно, на какие вопросы ответы найти не удалось.

Пишите в комментариях или на адрес электронной почты, указанный на сайте.

С наилучшими пожеланиями, адвокат Гладилин Андрей Николаевич.

Кому надо знать: руководителю, бухгалтеру, юристу.

С введением института обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщик уже привык к тому, что до направления заявление в суд, необходимо подготовить соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Применительно к обжалованию решений можно сказать, что в сознании рядового налогоплательщика сформировалось представление о том, что вышестоящими налоговыми органами могут быть только Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Данные представления основаны и на текстах решений налоговых инспекций, в которых разъясняется право налогоплательщика обжаловать указанное решение в конкретное управление.

Вместе с тем, вышестоящим по отношению к любому налоговому органу городского, районного или межрайонного уровня (далее - ИФНС), а равно по отношению к Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) является Федеральная налоговая служба, то есть ее центральный аппарат.

Таким образом, налогоплательщик вправе последовательно обжаловать неустраивающее его решение налогового органа низового уровня в УФНС и далее - в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России).

К подаче жалобы в ФНС России применимы все правила, установленные ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе касающиеся сроков подачи жалобы и ее рассмотрения.

Ниже рассмотрим два случая исчисления сроков в зависимости от того, было ли решение нижестоящего налогового органа обжаловано в УФНС в апелляционном порядке или нет.

Допустим, что налогоплательщик пропустил десятидневный срок обжалования решения в УФНС, тогда вступившее в силу решение налогового органа по усмотрению заинтересованного в обжаловании лица можно обжаловать в течение одного года в УФНС или ФНС либо также в годичный срок написать жалобу в УФНС, дождаться ответа на нее и не позднее трех месяцев обжаловать данный ответ в ФНС России.

Если же налогоплательщик воспользовался правом апелляционного обжалования, то вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа и решение УФНС по жалобе, которым было утверждено решение ИФНС, могут быть обжалованы в трехмесячный срок в ФНС России.

Срок рассмотрения обращения налогоплательщика в ФНС России составляет один месяц со дня регистрации соответствующего обращения и может быть продлен еще на 15 дней в случае необходимости запроса документов от ИФНС.

Жалобу налогоплательщику следует подавать непосредственно в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23). Для контроля срока получения жалобы ФНС России мы рекомендуем направлять жалобу с уведомлением о вручении либо отлеживать движение регистрируемого почтового отправления с помощью сервиса сайта www.russianpost.ru.

О результатах рассмотрения жалобы налогоплательщика можно узнать, получив входящий номер в экспедиции ФНС России - подразделении, отвечающим за прием и регистрацию обращений, и затем обратившись в соответствующий отдел, которому поручено подготовка ответа на обращение.

Стоит обратить внимание на то, что ФНС России по телефону не сообщает налогоплательщику, удовлетворена его жалоба или нет, ограничиваясь указанием даты направления ответа в адрес обратившегося. Данное «молчание» ФНС можно, как правило, преодолеть, сделав звонок в отдел досудебного аудита соответствующего УФНС, до которых центральный аппарат доводит информацию по жалобам в оперативном порядке с использованием электронной почты. По крайне мере так дела обстоят в Свердловской области.

Теперь о выгодах обжалования решений в ФНС России на примере одного из дел, в котором принимали участие специалисты нашей компании.

Налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки были начислены налоги, пени и штрафы. Представление индивидуальным предпринимателем возражений привело к назначению дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проверки информации налогоплательщика и подтверждения первоначальных выводов ИФНС.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий налоговый орган направил предпринимателю уведомление о назначении места, времени и даты рассмотрения материалов проверки (с учетом дополнительно полученных сведений). Посчитав, что налогоплательщик был надлежаще уведомлен, ИФНС вынесло решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик направил апелляционную жалобу в УФНС, а затем, когда УФНС полностью в своем решении поддержало нижестоящий налоговый орган, и в ФНС России.

Как было уставлено в ходе рассмотрения жалоб, уведомление налогоплательщику, во-первых, вручено не было, а, во-вторых, было подписано не начальником или заместителем начальника налогового органа, а инспектором, проводившим проверку. Что интересно, указанные нарушения порядка рассмотрения материалов налоговой проверки были оценены УФНС как несущественные и не влекущие автоматическую отмену решения нижестоящего налогового органа, тогда как, по мнению ФНС России, допущенные ИФНС отступления от установленной Налоговым кодексом процедуры настолько серьезны, что решение налогового органа, а также решение УФНС по апелляционной жалобе следует признать незаконными в полном объеме и отменить.

Иными словами, несмотря на желание УФНС всеми способами сохранить честь мундира, закрыв глаза на явные нарушения нижестоящего налогового органа, центральный аппарат ФНС России все же имеет в определенных случаях смелость рассмотреть дело объективно, чем необходимо пользоваться каждому налогоплательщику, настроенному на свою активную защиту.

Жалоба – это законный способ борьбы с нарушением прав физических и юридических лиц. Отстоять свои интересы, в случае неправомерных действий со стороны Федеральной налоговой службы, можно начав с написания жалобы. Рассмотрим вопрос подробнее.

Если налоговые органы нарушили ваши права и у вас есть доказательства этого, то обжаловать неправомерные действия возможно. На законодательном уровне порядок подачи, сроки рассмотрения жалоб на действия или бездействие налоговых органов описаны в статье 139 НК РФ. Начать необходимо с написания текста жалобы. В ней следует:

  1. указать данные налогового органа, в который вы обращаетесь(наименование, адрес)
  2. указать данные вашей организации или ИП(реквизиты компании, ФИО, ваша должность, ОГРН, ИНН, контактные данные)
  3. изложить текст самой жалобы, с указанием свидетельств неправомерного действия или бездействия налоговой, сканы или скрины документов(акта проверки)
  4. четко выразить вашу позицию, привести основания и ссылки на нормы Налогового Кодекса РФ
  5. обозначить позицию налоговой по вашему вопросу
  6. указать какого решения вы хотите добиться: отмены акта налогового органа или же изменение решения.

Подать жалобу можно через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС в режиме онлайн(там же можно проверить текущее состояние вашей жалобы и решение по ней), лично или через представителя - в канцелярию или окно приёма документов налогового органа, отправить документы заказным письмом Почты России, желательно с описью вложения.

Куда направить жалобу на налоговую

Подать жалобу на незаконные действия или бездействие со стороны налоговой/ее сотрудника можно в течение одного года. Важно, что этот срок отсчитывается с момента выявления нарушения(согласно ст. 139 НК РФ). После подачи жалобы налоговый орган в течение трех дней обязан направить ее в главную управляющую инстанцию. Направить жалобу можно:

  • В вышестоящий орган ФНС, поскольку он может отменить действия нижестоящих. Управление Федеральной налоговой службы отменяет решения региональных налоговых.
  • В суд. Судебные органы рассматривают жалобы любого типа, но будьте готовы к затягиванию процесса. Рассмотрение жалобы в суде – дело небыстрое. Хотя в ряде случаев писать в вышестоящий налоговый орган и добиваться положительного будет значительно дольше.
  • В прокуратуру. Но вопрос дойдет до рассмотрения, только если он имеет уголовный уклон. Например, злоупотребление служебными полномочиями.

Программа для магазинов Бизнес.Ру позволит вам:

  • автоматизировать бухгалтерскую и налоговую отчетность,
  • всегда быть в курсе всех взаиморасчетов с сотрудниками,
  • контролировать денежные потоки в компании,
  • а личный календарь напомнит вам о важных событиях.

Образец жалобы

Название налогового органа и адрес

Наименование юр.лица, ФИО ИП

ОГРН, ИНН/КПП

Юридический и почтовый адреса.

Контактные данные

Жалоба
на действия/бездействие должностных лиц конкретного налогового органа
либо название и реквизиты обжалуемого акта и наименование налогового органа, его принявшего

Суть жалобы: опишите обстоятельства, способствовавшие, нарушению его прав и законных интересов со стороны должностных лиц налогового органа. В случае обжалования конкретного акта налогового органа, излагаются доводы заявителя в свою защиту со ссылкой на нормы законодательства, документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

В связи с изложенным, прошу: просьба заявителя разобраться в сложившейся ситуации в случае обжалования действий (бездействия)должностных лиц налогового органа и признать действия или бездействие должностных лиц незаконным либо отменить обжалуемый акт налогового органа.

Приложения:
1. Документы (заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности.

Должность, ФИО, подпись, дата


В течение трех дней с момента подачи жалобы в налоговую, она должна будет направлена в вышестоящий орган. Решение по делу выноситься в течение 15 дней со дня принятия заявления. Но указанием главы управления этот срок может увеличиться еще на 15 дней.

ФНС может оставить жалобу без рассмотрения в нескольких случаях:

  • если она подана с нарушением порядка, прописанного в ст. 139.2 НК РФ
  • в заявлении отсутствуют ненормативные акты налоговой, не указаны конкретные действия, в результате которых были нарушены права налогоплательщика
  • нарушены сроки подачи
  • жалоба отозвана самим заявителем
  • жалоба с тем же составом уже направлялась от этого же заявителя
  • до вынесения решения налоговый орган устранил заявленные нарушения

О том, что жалоба будет оставлена без рассмотрения ФНС обязан уведомить в течение пяти дней со дня ее получения или заявления об отзыве. Однако это не лишает вас права на повторное обращение с жалобой (ст. 139.3 НК РФ).

В результате рассмотрения жалобы Управление ФНС вынесет одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение

Если решение вышестоящего налогового органа вас не устраивает, то его можно обжаловать апелляционной жалобой.

Программа для упрощения работы и финансовой отчетности магазина Бизнес.Ру обладает большим набором возможностей и решений для автоматизации вашего бизнеса.

Она позволит вам:

  • автоматизировать налоговую и бухгалтерскую отчетность,
  • ускорит выписку документов и исключит возможные ошибки при заполнении,
  • а также позволит вести полноценный складской, торговый и финансовый учет в магазине.


Если орган ФНС по субъекту вынес решение, с которым вы не согласны, следует обратиться в Федеральную налоговую службу или в суд. Срок, в течение которого можно написать исковое заявление в суд, составляет 10 дней с момента получения постановления по делу со стороны вышестоящей инстанции ФНС. Требования к оформлению апелляционной жалобы аналогичны требованиям к оформлению жалобы.

Апелляционная жалоба подается в вышестоящую инстанцию, но через налоговый орган, чьё решение обжалуется. Для Инспекций ФНС России вышестоящим налоговым органом является Управление ФНС России по соответствующему субъекту. Для Управлений ФНС России по субъектам и для Межрегиональных инспекций ФНС вышестоящим налоговым органом является Федеральная налоговая служба.

Решение по апелляционной жалобе выносят в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть увеличен до двух месяцев. Следует отметить, что получив апелляционную жалобу, ФНС понимает, что ее решение не вступило в силу, и не выставляет требований по уплате налога, пени, штрафа по обжалованному решению.

Читайте статьи о налогах и отчетности магазина: