Забор воды из водных объектов. Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Относится к разряду федеральных сборов. Российская Федерация имеет богатые ресурсы, не только обширные территории, но и водные объекты: реки, моря, озёра.

Промышленное производство использует эти воды для различных целей, от забора до сплава древесины. Такие виды водопользования вместе с налогоплательщиками образуют систему налогообложения водного налога. Главными её элементами являются субъекты и объекты. О том, что они собой представляют, пойдёт речь в статье.

Субъекты

Субъекты водного налога, то есть его плательщики, оговорены в ст. 333.8 НК РФ. Это могут быть любые лица, физические и , а также отдельные бизнесмены. Они должны иметь на руках , так как их деятельность должна быть связана с особым использованием вод в промышленных целях.

Представляет собой документ, который устанавливает рамки использования водного объекта. В нём должны быть чётко прописаны:

  • сведения о лице, которое будет использовать водоём, вид его деятельности;
  • данные государственного органа, выдавшего документ;
  • площадь объекта для целевого использования;
  • срок для начала работ и срок окончания;
  • обязательства, связанные с ;
  • установленные лимиты;
  • требования по защите окружающей среды, по рациональному использованию водного объекта, которые должно соблюдать лицо в процессе разрешённого водопользования.

Водные объекты рассматриваются законодательством как недра, поэтому предоставление вод в пользование и выдача соответствующих лицензий регулируется Законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 года. Согласно его положениям одно лицо может иметь несколько лицензий, то есть осуществлять не один, а несколько видов особого водопользования. Поэтому часто одно крупное предприятие может иметь разрешение не только на забор воды, но и на использование акватории водоёма.

Вступивший с начала 2007 года Водный Кодекс устанавливает свои правила пользования водными объектами. С этого момента водопользователи заключают специальные договора и получают соответствующие решения от органов государственной власти. Поэтому не считаются субъектами водного налога организации и индивидуальные предприниматели, которые на основании Водного Кодекса осуществляют:

  • изъятие поверхностных вод;
  • использование акватории;
  • производство электричество на гидроэлектростанциях без забора воды.

После того, как у налогоплательщика закончится срок лицензии на водопользование, его деятельность попадает под действие Водного Кодекса. С этого момента с него снимается обязанность по уплате водного налога. Согласно положениям ВК РФ он обязуется вносить регулярные платежи за водопользование, однако теперь они будут носить неналоговый характер.

Таким образом, в настоящее время лица могут пользоваться водными объектами, как на основании лицензий, так и на основании договоров, заключенных после 01.01.2015 года. Наличие специального разрешения накладывает на предприятия, или физические лица обязанность и платить водный налог.

Объекты водного налога

Объектами налогообложения водного налога являются только определённые виды специального водопользования. Установлено только 4 случая, когда лицо приобретает обязательства по водному налогу:

  1. забор (изъятие) вод;
  2. пользование акваторией;
  3. отдельно выделено использование рек для сплава леса в специальных ёмкостях;
  4. для производства электроэнергии без изъятия вод.

Между тем статьёй 333.9 НК установлен более длинный список видов пользования водой, которые объектами налогообложения ВН не признаются. В нём перечислено 15 пунктов, среди них:

  • изъятие минеральных и термальных подземных вод;
  • использование воды для тушения огня во время бедствий и катастроф;
  • при изъятии вод водным транспортом для технологических нужд;
  • забор и использование вод для ловли рыбы;
  • эксплуатация акватории для плавательных средств, их стоянки и передвижения;
  • использование специальных сооружений для водоотвода;
  • при пользовании водоёмов для отдыха ветеранов, инвалидов или детей;
  • для оборонительных целей и государственной безопасности;
  • для нужд сельского хозяйства (полив, орошение, водопой животных).

Законом установлен закрытый перечень объектов ВН и тех видов водопользования, которые не входят в их число. Поэтому любой вид деятельности, не указанный в списке объектов налогообложения, к их числу не относится.

Большое значение имеет информация, указанная в лицензии у налогоплательщика. Например, у предприятия есть разрешение на забор воды из скважины, но эта вода используется только для тушения пожара. В этом случае предприятие не освобождается от водного налога, если в лицензии не будет указана цель использования вод для пожаротушения. Налогоплательщик должен будет внести в документ соответствующие изменения.

Важная информация

Любая деятельность по использованию водного объекта в промышленных целях должна быть лицензированной. Самовольное использование водоёма без оформления лицензии или специального договора в соответствии с КОАП РФ грозит привлечением ответственного лица к административной ответственности. При этом отсутствие специального разрешения на водопользование не освобождает организацию от уплаты водного налога.

Не соблюдение или уплаты налога приводит к административной ответственности в виде штрафа. Нарушением также считается уплата налога не в полном объёме или искажение налоговой базы.

Водный налог НК РФ обязывает уплачивать субъектов, определенным образом использующих водоресурсы. В нашей статье мы рассмотрим наиболее важные вопросы, касающиеся данного вида налога: кто признается его плательщиком, что выступает налогооблагаемой базой, а также регламент его вычисления и порядок внесения в бюджет.

Кто признается налогоплательщиками водного налога

Налогоплательщиками в данном случае выступают субъекты, использующие водный объект (далее — ВО) для подлежащей лицензированию деятельности (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).

Важно! К числу плательщиков такого налога также отнесены субъекты, пользующиеся подземными ВО в рамках лицензируемой деятельности в соответствии с законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Не признаются в данном случае плательщиками налога субъекты, использующие ВО на основании составленных после вступления в силу Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 НК РФ):

  • соглашений;
  • решений о передаче ВО в пользование.

С января 2007 года субъекты оформляют правоустанавливающие документы согласно требованиям водного законодательства (ст. 20-21 ВК РФ): вносят плату за пользование ВО, что не позволяет одновременно взимать с них водный налог (см. постановление АС Северо-Западного окр. от 03.09.2015 по делу № А56-86828/2014).

Что признается объектами налогообложения по водному налогу

Объектами налогообложения в рассматриваемой ситуации выступают регламентированные законом виды использования ВО (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • деятельность по забору водоресурсов;
  • использование водной поверхности для различных целей;
  • получение гидроэнергии;
  • осуществление сплава древесных пород.

Обратите внимание! Перечень видов водопользования, которые не могут рассматриваться в данном качестве, регламентирован п. 2 названной статьи.

Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК в 2018 — 2019 году

По НК РФ водный налог относится к федеральным, и особенности его исчисления, уплаты и сдачи отчетности определяются исключительно федеральным законодательством (п. 8 ст. 13 НК РФ).

Перечисление налога происходит в федеральный бюджет в соответствии с кодом бюджетной классификации (далее — КБК). В 2018 — 2019 году КБК для уплаты налога таковы (см. приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н):

  • для собственно налога — 182 1 07 03 000 01 1000 110;
  • пеней — 182 1 07 03 000 01 2100 110;
  • штрафов — 182 1 07 03 000 01 3000 110.

Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога

Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки (с учетом специального коэффициента) и налоговой базы по итогам квартала.

В т. ч. налоговой базой выступает (ст. 333.10 НК РФ):

  • объем воды, забор которой был осуществлен из ВО в течение отчетного периода, если ВО используется для забора воды;
  • площадь эксплуатируемой водной поверхности, если используется акватория ВО;
  • объем произведенной за отчетный период гидроэнергии, если ВО используется для получения данного вида энергии;
  • произведение объема сплавленной древесины (в тыс. кубометров) на расстояние сплава (число км / 100), если ВО используется в целях сплава древесных пород.

Данный налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа первого за завершившимся отчетным кварталом месяца (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок должна быть представлена и соответствующая отчетность (п. 2 ст. 333.15 НК РФ).

Ставки налога в 2018 — 2019 году

Важно! Налоговые ставки регламентированы на федеральном уровне и закреплены в ст. 333.12 НК РФ. Помимо прочего, они должны быть применены с учетом специальных коэффициентов. Например, налоговые ставки в 2018 — 2019 году должны быть умножены на 1,75 и 2,01 соответственно (п. 1.1 названной статьи).

Нужно помнить, что ставка налога увеличивается в следующих случаях:

  • 5-кратно — для объема воды, забранной из поверхностных ВО, или при добыче подземных вод для объема отобранной воды, выходящего за пределы утвержденных лимитов;
  • в 1,1 раза — если у плательщика отсутствуют приборы для измерения количества водоресурсов;
  • в 10 раз — в отношении подземных вод, которые в дальнейшем будут реализованы после их соответствующей обработки.

При этом перечисленные в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ коэффициенты также должны быть применены.

Итак, водный налог относится к категории федеральных. Налогоплательщиками считаются субъекты, занимающиеся определенными видами деятельности по использованию водных ресурсов. Объектами налогообложения являются установленные законом виды водопользования. Налог перечисляется в бюджет раз в квартал, в аналогичные сроки подается и отчетность.

Деятельность плательщиков этого налога подлежит обязательному лицензированию.

Общие сведения

Чтобы правильно уплачивать водный налог, необходимо понимать, что это за налог такой, какие существуют по нему льготы, а также сроки его уплаты и порядок составления отчётности.

Водный налог – это прямой или косвенный налог, и в какой бюджет он уплачивается? Это прямой налог, который уплачивается в федеральный бюджет.

Что это такое?

Водный налог – является налогом за пользование водными ресурсами и объектами в соответствии с действующим законодательством РФ.

Это налог введён в действие с 01 января 2005 года. До этого, пользователи водных ресурсов уплачивали налог за пользование водными объектами.

Водный налог не относится к региональным налогам, а является федеральным налогом, то есть он уплачивается в федеральный бюджет, а льготы по этому налогу, а также порядок и сроки его уплаты устанавливает государство.

Характеристика элементов

Любой налог, в том числе и водный, имеет свои элементы:

Наименование элемента Описание
Плательщики Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица
Объект налогообложения Факт, наличие которого обязывает уплачивать налог. В данном случае – наличие лицензии на пользование водными ресурсами и объектами.
Налоговая база Стоимостная характеристика объекта. В данном случае, она зависит от вида пользования водным объектом
Налоговый период В данном случае, квартал
Налоговая ставка Зависит от вида пользования водными объектами, а также экономической зоны, в которой расположены бассейны рек, озёр и морей. Если вода забирается в целях её предоставления населению, то плата взимается за водопользование в размере 81 рубля за 1000 кубических метров.

Объектами налогообложения водным налогом признаются:

  1. Забор воды из водных объектов.
  2. Использование водных объектов, кроме переправы леса на плотах и кошелях.
  3. Использование воды для целей гидроэнергетики.
  4. Использование воды для сплава леса на плотах и кошелях.

Может быть равной:

  • объёму забранной воды;
  • площади предоставленного водного пространства;
  • количеству произведенной электроэнергии;
  • объёму сплавленной на плотах и кошелях древесины.

В том случае, если в отношении водного объекта установлено несколько налоговых ставок, то сумма к уплате рассчитывается исходя из каждой ставки налога.

Налоговые ставки установлены в рублях за 1 000 куб. м. Их размер, в зависимости от экономических зон расположения акваторий, приведён .

Налоговые ставки, по которым начислен водный налог, и которые указаны в п. 1 данной статьи, учитываемые в соответствии с п. 2, 4 и 5 этой же статьи, в 2015 году применяются с поправочным коэффициентом 1,15.

При расчёте ставки с использованием этого коэффициента, её необходимо округлять до целого рубля. Копейки в расчёт не берутся.

Правовое регулирование

Водный налог регулируется главой 25. 2 НК РФ. Плательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются водными ресурсами на основании .

Не являются налогоплательщиками по этому налогу те физические лица, а также организации, которые пользуются водными ресурсами по договорам, которые были заключены до введения в действие .

Экономическая сущность

Водный налог – это какой налог с экономической точки зрения? Сущность водного налога заключается в платности пользования водными объектами, которые являются собственностью государства.

С введением в действие Водного кодекса, власти субъектов страны потеряли возможность самостоятельно устанавливать ставки за пользование водой.

Теперь круг налогоплательщиков значительно расширился – в него введены и физические лица. Плата за пользование водными ресурсами относится к категории, формирующей доходную часть федерального бюджета.

По сути, водный налог это выраженная в рублях стоимостная характеристика ценности водных ресурсов нашей страны. Как уже упоминалось, все водные объекты являются собственностью государства.

Муниципальная и частная собственность разрешается только на небольшие по площади водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с крупными водными объектами.

Эти лица могут пользоваться водными объектами на основании:

  1. Права ограниченного пользования – это водный сервитут.
  2. Права долгосрочного пользования.
  3. Права краткосрочного пользования.

Порядок исчисления и уплаты налога на потребление водных ресурсов

Сроки оплаты

Как сказано в ст. 333.14 НК РФ, водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-ого числа следующего месяца, который идёт за кварталом.

То есть, за 1-ый квартал необходимо уплатить до 20-ого апреля, за 2-ой квартал – до 20-ого июля, за 3-ий квартал – до 20-ого октября, а за 4-ый квартал – до 20-ого января.

Если 20-ое число приходится на выходной или праздничный нерабочий день, по крайний срок оплаты – первый рабочий день, следующий за 20-ым числом.

К этому же сроку необходимо представить и в налоговую инспекцию, находящуюся по месту нахождения используемого водного объекта. Налог платить на реквизиты этой же налоговой, то есть налог платить по месту нахождения водного объекта.

Если налогоплательщик водного налога относится к разряду крупных, то он сдаёт декларацию по этому налогу в ФНС по месту, где он состоит на учёте как крупный налогоплательщик. Налог уплачивается сюда же.

Если налогоплательщик является иностранным лицом, как юридическим, так и физическим, то уплачивать водный налог и сдавать копию декларации они обязаны в налоговую по месту нахождения органа, который выдал этим налогоплательщикам .

В какой бюджет необходимо уплачивать налог – в местный или федеральный? В соответствии со , водный налог в размере 100% зачисляется в федеральный бюджет.

Налоговые льготы

Налоговым законодательством не установлены льготы по уплате водного налога. Это означает, что власти субъектов федерации не имеют права предоставлять льготы на региональном уровне, так как это федеральный налог.

КБК

Чтобы правильно внести плату за пользование водными объектами, нужно не только правильно его рассчитать, но и правильно заполнить .

В поле 104 необходимо указать КБК – код бюджетной классификации. Он необходим для того чтобы налог, пени или штраф «ушли» по назначению. В противном случае, сумма платежа может оказаться в невыясненных, а у налогоплательщика образуется долг.

Бухгалтерский учет (проводки)

Для бухгалтерского учёта водного налога необходимо использовать следующие проводки:

Часто возникающие вопросы

Несмотря на всю прозрачность водного налога, у налогоплательщиков есть вопросы. Которые возникают довольно часто.

Проблемы водного налога

Введение в действие Водного Кодекса в 2005 году несколько усовершенствовало пользование водными объектами и получении платы за это. Однако уже и этот документ устаревает.

Последние несколько лет в Государственной Думе обсуждаются поправки, которые будут внесены в этот закон. В 2005 году, когда был введён ВК РФ, предполагалось, что роль государства будет достаточно сильной.

Однако это не так! Поэтому идёт активное осуждение поправок, которые бы вновь вернули государству контроль над водными объектами.

Исчисление налога в Крыму

Как известно, с марта 2014 года, Крым входит в состав РФ. Теперь эта территория называется республика Крым. Сейчас эта республика находится на переходном положении от налогообложения Украины к налогообложению России.

В связи с этим, Правительство Крыма утвердило .

В этом Положении сказано, что до начала 2015 года все предприятия и ИП, находящиеся в Крыму, должны присоединиться к России и применять налоговую систему нашей страны. Это говорит о том, что с 01.01.2015 года, водный налог в Крыму уплачивается по ставкам и в порядке, который установлен в РФ.

Если нет лицензии

Как известно, для пользования водными объектами и ресурсами, которые являются собственностью государства, у исполнительного органа по месту нахождения водного объекта, потенциальный налогоплательщик должен получить лицензию.

Видео: водный налог

Следовательно, водный налог уплачивается при наличии специальной лицензии. С 01.01.2007 года безлицензионная деятельность по использованию водных объектов запрещена.

Если же налогоплательщик имеет «на руках» , который заключён с органами исполнительной власти по месту нахождения объекта до 01.01.2007 года, то такой договор является аналогом лицензии на пользование водными ресурсами.

Водный налог в Крыму

Чтобы предприятие, находящееся в Крыму, смогло осуществлять свою деятельность в соответствии с российским законодательством, ему необходимо пройти перерегистрацию. Пройти такую регистрацию необходимо было до 01.01.2015 года.

Как только предприятие прошло регистрацию, с этого же дня оно перешло на российское налоговое законодательство, и начинает уплачивать налоги, в том числе и водный, по российским законам.

До прохождения такой процедуры, предприятие уплачивает налоги по законодательству Украины. Это сделано в целях избежание двойного налогообложения.

Однако в марте 2014 года, Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу законопроект, который подразумевает создание особой экономической зоны на территории полуострова Крым и г. Севастополь.

Согласно этому законопроекту, резиденты этой особой экономической зоны, имеют льготы по уплате налога на прибыль, а также полностью освобождены от уплаты земельного, транспортного и водного налогов.

Этот законопроект рассчитан до 2064 года, то есть Крым и Севастополь будут освобождены от уплаты этих налогов на протяжении 50 лет.

Как уже упоминалось, льготы будут иметь только организации – резиденты. Для того чтобы стать резидентом, мало находится на территории полуострова, необходимо внести 150 млн. рублей. Такой взнос даст право пользоваться льготой.

Деньги эти пойдут на развитие полуострова, его инфраструктуры, культуры, образования, медицины и других жизненно важных отраслей.

Как показывает практика применения этого законопроекта, организации предпочитают один раз заплатить необходимую сумму, но при этом не уплачивать налоги.

Пока законопроект разработан на ближайшие 10 лет, затем, при успешном его использовании, в него будут вноситься изменения и поправки. Согласно ему, организации – резиденты будут освобождены от уплаты водного налога на неопределённый срок.

Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена общими положения НК РФ.

Если налогоплательщик пропустит срок уплаты налога и сдачи декларации, то он должен будет уплатить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и в размере 5% от суммы указанной в декларации соответственно.

Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог. СодержаниеОсновные моменты Какая ставка применяется при уплате (таблица) Как рассчитать водный налог Особенности расчета Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при...

Как и при уплате любого налога, следует знать основные правила подачи отчетностей, ориентироваться в сроках и разбираться, как заполнять бланки. Это позволит своевременно погасить все задолженности перед государством и спокойно вести свой бизнес предпринимателям и юридическим лицам. СодержаниеЧто нужно знать Сроки сдачи...

Налоги платятся не только за недвижимость и транспортное средство, но и за использование водного объекта в различных целях. СодержаниеОсновные моменты Кто является плательщиком водного налога Контроль со стороны государства Кто относится к категории плательщиков такого налога? Какие нюансы стоит знать, чтобы...

  • 8. Налоговая система рф, ее структура и принципы построения.
  • 9. Налоговая политика государства, методы ее осуществления.
  • 10. Налоговое администрирование.
  • 11. Экономическая сущность налога. Кейнсианство и монетаризм.
  • 12. Налоговое бремя, исчисление и влияние на экономику. Кривая Лаффера.
  • 13. Функции налогов и их общая характеристика.
  • 14. Экономические функции налогов.
  • 15.Социальная функция налогов.
  • 16. Определение налога и сбора. (Ст. 8 нк рф).
  • 17. Элементы налога, их краткая характеристика.
  • 18. Федеральные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 19. Региональные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 20. Местные налоги и сборы в рф: перечень и порядок установления.
  • 21. Полномочия региональных и местных органов власти по установлению налогов и сборов.
  • 22. Субъект налогообложения, налоговые резиденты и нерезиденты.
  • 23. Объект налогообложения.
  • 24. Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.
  • 25. Налоговая база, примеры расчета налоговой базы.
  • 26. Налоговый и отчетный период.
  • 27. Налоговые ставки и их классификация.
  • 28. Налоговые льготы и их классификация.
  • 29. Способы и сроки уплаты налога.
  • 31. Прямые налоги в рф, их характеристика.
  • 32. Косвенные налоги в рф, их характеристика.
  • 33. Участники налоговых правоотношений, их краткая характеристика.
  • 34. Основные права и обязанности налоговых органов.
  • 35. Налоговая тайна.
  • 36. Учет налогоплательщиков, порядок постановки на учет, присвоение инн.
  • 37. Налоговая декларация. Назначение, состав, внесение изменений и дополнений (ст. 80).
  • 38. Пеня. Определение, порядок начисления и взыскание пени (ст.75).
  • 39. Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (ст.47).
  • 40. Исполнение обязанностей по уплате налога (ст.45).
  • 41. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.
  • 42. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
  • 43. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения.
  • 44. Основные права и обязанности налогоплательщиков.
  • 45. Основные формы налогового контроля.
  • 46. Налоговые правонарушения, виды и ответственность за их совершение.
  • 47.Камеральная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 48. Выездная налоговая проверка. Порядок проведения.
  • 49. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
  • 50. Налоговые санкции, давность взыскания налоговых санкций.
  • 51. Специальные налоговые режимы: виды и краткая характеристика.
  • 56. Ндс. Элементы налога и их характеристика.
  • 57. Акцизы. Принципы и особенность налогообложения
  • 60. Налог на имущество организаций. Элементы налога и особенности взимания.
  • 61. Земельный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 62. Транспортный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 63. Налог на имущество физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 64. Налог на доходы физических лиц. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 65. Налог на добычу полезных ископаемых. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 67. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 68. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 69. Упрощенная система налогообложения. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.
  • 70. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.
  • 71. Государственная пошлина. Особенности взимания пошлины. Виды услуг, юридически значимых действий, прав, документов подлежащих оплате. Порядок уплаты государственной пошлины.
  • 66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

    Водный налог - это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

    Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

    Налогоплательщиками признаются Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

    Объекты налогообложения . Виды пользования водными объектами:1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

    Налоговая база Определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта: 1)При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. 2)При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. 3)При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. 4)При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

    Налоговые ставки Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

    При заборе воды (При заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Балтийское 8,28; Белое 8,40; Баренцево 6,36)

    При использовании акватории (Территориальное море РФ и внутренние морские воды: Азовское 44,88; Черное 49,80 Каспийское 42,24.)

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии): Нева8,76; Енисей 13,70; Волга 9,84

    При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава): Волга 1 636,8; Енисей 1 585,2; Лена 1 646,4.

    При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

    Порядок Взимания : Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы.

    Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ: в федеральный бюджет – 40%; в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

    Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах.