Водный налог в году. Водный налог. Как определяется ставка по водному налогу

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Если вы проживаете вблизи крупного или среднего водоема (море, озеро, река, водохранилище и пр.) и желаете заняться деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов, ознакомьтесь с актуальным законодательством. Возможно, ваш бизнес-план или проект подпадают под действие налогообложения. Для этого существует особый водный налог.

Кто должен платить водный налог?

Список лиц, признанных плательщиками водного налога, дан в статье 333.8 главы 25.2 Налогового кодекса России.

Плательщики налога на воду – это физические (включая ИП) и юридические лица (организации), которые пользуются водными объектами, их ресурсами и акваторией, если их деятельность нуждается в лицензировании в соответствии с законодательством РФ.

Закон содержит и другие условия, включая описание объектов налогообложения.

За что взимается?

Объектами для государственного сбора оплаты за пользование водными ресурсами, согласно законодательству , признаются такие виды действий, как:

  • Изъятие воды из водных объектов;
  • Эксплуатация объекта и/или его акватории (исключение – сплав древесины);
  • Выработка гидроэнергетических ресурсов.

Под водными объектами признаются как крупные источники водных ресурсов (море, река, озеро), так и более мелкие объекты (каналы, болота), включая подземные источники.

Что не является объектом налогообложения?

Действия с водными ресурсами и их источниками, не подпадающие под обложение налогом , это:

  • Изъятие подземных вод (термальных, лечебных и пр.);
  • Эксплуатация воды для пожаротушения, устранения последствий ЧП, стихийных катастроф и пр.;
  • Водозабор для регулирования расхода и/или ее уровня воды в нижнем бьефе водохранилища в санитарных, судоходных или иных целях;
  • Изъятие воды для нужд рыбоводческой отрасли, действия с воспроизводством водных биоресурсов;
  • Плавание на небольших судах (катера, катамараны и пр.), малая воздушная авиация (взлеты/посадки на воду);
  • Использование акватории для парковочных целей, под стоянку и иные нужды, если деятельность организации связана с водоохраной либо мониторингом объекта и его прилегающей территории. Также в этот пункт входят связанные с водным объектом топографические, гидрографические и прочие научные исследования и работы.

Также не являются объектами налогообложения следующие процессы и виды эксплуатации водных ресурсов:

  • Рекреация льготных групп населения (ветераны, инвалиды, дети) при задействовании водных ресурсов;
  • Работы по углублению дна, прокладке коммуникаций и сооружений, связанных с судоходством и объектами гидротехники, рыбохозяйственным реестром, мелиорацией и пр.;
  • Эксплуатация под нужды государства и оборонного комплекса.

Полный список исключений из налогообложения приведен .

Налоговая база

Стоимость, физические и другие характеристики объекта налогообложения для водного налога зафиксированы в главе 25.2, а также в статьях 333.8 – 333.12 НК РФ.

Данный акт определяет, что:

  • Права на пользование водоемом получаются плательщиком при составлении соответствующего договора либо вынесения вердикта о возможной эксплуатации ресурса;
  • Если договор или решение вынесены до того, как был введен Водный кодекс , лица, использующие водоем в соответствии с условиями данного договора или решения, не считаются плательщиками;
  • Лица, упомянутые в предыдущем пункте, должны выплачивать за использование ресурса сбор неналогового характера.

Также в документах, содержащих описание и условия к регулированию налоговой базы по водному налогу, устанавливается ежегодная индексация ставок с корректированием на повышение коэффициента.

Ставки водного налога

Применяемые в отношении водного налога ставки зависят от нескольких факторов, а именно:

  • Типа водопользования;
  • Расположения объекта (над/под землей);
  • Экономического региона, где развернута деятельность налогоплательщика;
  • Вида самого водного объекта (река, озеро, море).

Детальное описание каждой ставки по всем видам водных объектов заключено в статье 333.12 НК Российской Федерации. Ставка определяется в рублях, а при расчете суммы к выплате все показатели умножаются между собой.

Еще один необходимый элемент для подсчета – корректирующий ставку коэффициент. На 2019 год он составил 2,01, а уже к следующему году его увеличат до 2,31.

К 2025 г. правительство планирует достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.

Как рассчитывается водный налог?

Налоговая база * ставку, скорректированную на повышающий коэффициент.

Значение упомянутого коэффициента дается в пункте 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ. Если нужно ввести другие коэффициенты, ставка будет рассчитана с учетом их значения.

Возьмем гипотетический пример: условия – расходы компании, расположенной в Северном экономическом регионе, которая использует воду из реки Нева. За первые три месяца календарного года (квартал) ею были потрачены объемы ресурса в размере 33 тысяч кубометров воды. Налоговый кодекс устанавливает ставку для данного региона и водного ресурса в размере 348 рублей за тысячу кубометров.

При расчете используем указанную формулу и получаем выражение:

33 * 348 = 11 484 руб.

Данное значение корректируется на коэффициент ставки водного налога 2019 г.: умножаем 11 484 на 2,01 и получаем итоговую сумму в размере 23 082 рублей . Это сумма, которую следует уплатить в качестве водного налога.

Налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

    забор воды из водных объектов;

    использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

    забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

    использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

    забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

    При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за .

    При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

    При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

    при заборе воды мира;

    при использовании акватории;

    при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

    при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

    с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Водный налог: подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2018 года

    Основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями... лицензии, водопользователь признается плательщиком водного налога и уплачивает водный налог по ставкам, установленным... во внимание, что объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования, налоговая... при отсутствии соответствующей лицензии, уплачивать водный налог по общей ставке, установленной... не предусмотрено и увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, ...

  • Важные правовые позиции КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. Судами установлено, что в 4 ... отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2017

    Которого применяется пониженная налоговая ставка. Водный налог Определение от 16.11.2017 ... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта... углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за июнь 2017 года

    02/14572 Пятикратное увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, требующего... не предусмотрено. В данном случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за февраль 2019
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года

    И природного газа взимаются соответственно водный налог (глава 25.2 НК РФ...

  • Обзор правовых позиций КС и ВС РФ за второе полугодие 2016 года по вопросам налогообложения

    ... (по жалобе Ворониной Т.Е.). Водный налог. 22. Осуществление забора воды для... случае льготной ставки водного налога является неправомерным. Основанием для начисления водного налога послужил вывод... ставка применялась налогоплательщиком при исчислении водного налога в отношении объема воды, отпущенной... неправомерным применение обществом пониженной ставки водного налога для указанных учреждений, судебные инстанции...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за август 2016 г.

    ЕНВД при совершении спорных сделок Водный налог Определение от 19 августа 2016 ... в целях применения льготной ставки водного налога. Суды пришли к выводу, что... с чем применение льготной ставки водного налога является не правомерным. Вопросы добросовестности...

  • Об утверждении контрольных соотношений декларации по водному налогу

    Водному налогу" Для проверки правильности заполнения налоговой декларации по водному налогу... опубликованы контрольные соотношения ее показателей. Налоговая декларация по водному налогу... КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ Федеральная налоговая служба в... контрольные соотношения показателей декларации по водному налогу. Государственный советник Российской Федерации... отчетности Налоговая декларация по водному налогу Идентификация документа, утверждающего форму...

  • Обзор ФНС по правовым позициям КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. письмо ФНС

  • Обзор правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. прочий ФНС

Уплачивать водный налог и отчитываться по нему нужно ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 20 апреля 2017 г. налогоплательщики должны уплатить водный налог за 1 квартал 2017 г. в ИФНС по месту водопользования, а также подать декларацию за этот период.

Кто обязан платить налог и отчитываться по нему, как рассчитать водный налог, каковы его ставки в 2017 году и как заполнить декларацию – обо всем этом расскажем в нашей статье.

Водный налог в 2017 году

Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ. Он уплачивается организациями, ИП и физлицами, которые на основании лицензии занимаются водопользованием, а именно:

  • производят водозабор из водных объектов,
  • используют акватории водных объектов,
  • используют водные объекты для гидроэнергетики без водозабора,
  • сплавляют лес.

Все это образует объект водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Если водопользование осуществляется на основании договоров, или решений о предоставлении в пользование водных объектов, заключенных после введения нового Водного кодекса РФ 01.01.2007г. - налог не платится.

Налоговая база зависит от вида водопользования и по каждому из них определяется отдельно. Чтобы рассчитать водный налог, необходимо учесть:

  • при водозаборе – объем забранной воды за налоговый период; если измерительные приборы отсутствуют, то объем рассчитывается из времени работы и мощности технических средств, либо применяются установленные нормы потребления;
  • для акваторий – площадь предоставленного водного пространства, согласно лицензии, или договора;
  • для гидроэнергетики – количество электроэнергии, произведенной за налоговый период;
  • при лесосплаве - объем сплавляемой древесины в тыс. куб. м, умноженный на расстояние сплава в км, поделенные на 100.

Ставки налога

Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2017 г. действует коэффициент 1,52.

Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:

  • 5-кратный – при водозаборе сверх установленного лицензией лимита,
  • 10-кратный – при добыче подземных вод с целью их продажи, кроме минеральных, термальных и промышленных,
  • коэффициент 1,1 – если налогоплательщики не имеют измерительных средств для учета объема водозабора.

Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2017 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2018 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.

Декларация по водному налогу

Бланк декларации по водному налогу и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС РФ от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497.

Форма содержит титульный лист и два раздела: в разделе 1 указывается сумма налога к уплате, в разделе 2 производится расчет водного налога, причем для расчета налога при водозаборе выделен отдельный подраздел 2.1, а все остальные виды водопользования отнесены к подразделу 2.2.

Если водных объектов несколько, то для каждого из них, и для каждой лицензии заполняется отдельный подраздел 2.1 и 2.2.

Как рассчитать водный налог

По всем видам водопользования налог исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, скорректированные на повышающие коэффициенты. Расчет производится в декларации по водному налогу.

Рассмотрим пример

ООО «Бриз» производит водозабор из артезианской скважины, оборудованной учетными приборами и расположенной в Центральном экономическом районе (бассейн прочих рек). Лимит водопользования, согласно лицензии – 100 тыс. куб. м. В 1 квартале 2017г. объем водозабора составил 110 тыс. куб. м, из них 10 тыс. куб. м – сверхлимитные.

По объектам водозабора расчет водного налога производится в подразделе 2.1 декларации. В пределах лимита было забрано 100 тыс. куб. м воды. Ставка налога составляет 336 руб. за 1 тыс. куб. м (п. 1 ст. 333.12 НК РФ), повышающий коэффициент в 2017 г. – 1,52:

100 тыс. куб. м Х 336 руб. Х 1,52 = 51 072 руб.

Для водозабора сверх лимита налог считается по 5-кратной ставке, а сумма налога со сверхлимитного объема равна:

10 тыс. куб. м Х (336 руб. Х 5) Х 1,52 = 25 536 руб.

Общая сумма налога за водозабор из скважины составляет 76 608 руб. (51 072 руб. + 25 536 руб.).

Допустим, что у ООО «Бриз» есть еще один объект водопользования: акватория озера в Центральном экономическом районе. Согласно лицензии, площадь объекта – 3 кв. км. Рассчитаем налог в разделе 2.2 декларации.

Налоговая ставка – 30,84 тыс.руб. за 1 кв. км акватории, она годовая (п. 2 ст. 333.12 НК РФ), поэтому полученную сумму налога нужно разделить на 4:

3 кв. км Х 30 840 руб. Х 1,52: 4 = 35 158 руб.

Сумма водного налога к уплате за 1 квартал 2017 г.: 111 766 руб. (76 608 руб. + 35 158 руб.).

Водный налог регулируется главой 25.2 Налогового кодекса и представляет собой федеральный платеж. Вся основная информация об этом налоге, актуальная для 2016 года, собрана в данном материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто должен платить водный налог в 2016 году
  • От чего зависит размер водного налога
  • Какие коэффициенты нужно применять в отдельных случаях

Плательщики водного налога

Водный налог платят организации и граждане, осуществляющие специальное или особое водопользование (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). А именно это две категории лиц:

1) организации и предприниматели, которые используют поверхностные водные объекты на основании лицензий, выданных до 1 января 2007 года (дата введения Водного кодекса). Водный налог в данном случае нужно платить до окончания срока действия лицензий;

2) организации и предприниматели, пользующиеся подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 29.12.2014).

Отметим, что лица, которые используют воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, плательщиками водного налога не являются при условии, что документ получен после 1 января 2007 года (п. 2 ст. 333.8 НК РФ).

Объект обложения водным налогом

Водным налогом облагаются следующие виды водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Водные объекты, которые не облагаются водным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т. д.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

База по водному налогу

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом обложения водным налогом, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Так, налоговая база при заборе воды - это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период - квартал. Показатель рассчитывается на основании данных водоизмерительных приборов, отраженных в журнале учета использования воды. Если водосчетчиков нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления.

Налоговая база при использовании водных объектов в гидроэнергетике (без забора воды) - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Налоговая база при использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) - это площадь предоставленного водного пространства.

Налоговую базу по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях, нужно определить расчетным путем по формуле:

Налоговую базу, повторим, нужно определить по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования (ст. 333.10 НК РФ). Например, при заборе воды из нескольких рек базу нужно рассчитывать отдельно по каждой реке, даже если налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Ставки по водному налогу

Ставки водного налога указаны в статье 333.12 НК РФ. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы. Размер ставки зависит от вида водопользования. Кроме того, ставки различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

С 1 января 2015 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 статье 333.12 НК РФ (по всем видам пользования, кроме забора воды из водных объектов для водоснабжения населения), подлежат индексации (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году действует коэффициент в размере 1,32. В 2015 году размер коэффициента - 1,15.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз с учетом коэффициентов (п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит.

Если у компании (предпринимателя) нет измерительных приборов, нужно уплачивать водный налог с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).

Для всех налогоплательщиков установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Так, с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно ставка равна 93 руб./тыс. куб. м водных ресурсов, забранных из водного объекта. В 2015 году тариф составлял 81 руб./тыс. куб. м.

Расчет водного налога

Общая сумма водного налога - это результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Уплата водного налога

Налог нужно перечислить в бюджет по итогам отчетного квартала по месту нахождения объекта (по месту осуществления водопользования). Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 333.14 НК РФ). То есть в 2016 году сроки следующие: не позднее 20 января (за IV квартал 2015 года), 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

Отчетность по водному налогу

По водному налогу представляется налоговая декларация (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). Форма отчетности утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. Показатели в ней нужно отражать в полных рублях.

О заполнении декларации по водному налогу ФНС России выпустила разъяснения. Речь в них идет о декларациях за 2015 год. Однако на документ можно ориентироваться и в 2016 году.

Так, при заполнении декларации по водному налогу за отчетные кварталы 2016 года учитывайте следующее.

Если плательщик забирает воду больше установленного лимита, водный налог за такой забор нужно платить в пятикратном размере. Тогда в разделе 2.1 декларации в строке 110 нужно показать величину ставки налога, увеличенной на коэффициент 1,32 и на 5.

При заборе воды для водоснабжения населения в 2016 году в разделе 2.1 декларации по строке 100 нужно показать ставку водного налога 93 руб. При этом даже если вода использована сверх лимита, установленного в лицензии, пятикратную ставку применять не нужно.

Если у плательщика нет измерительных приборов, в разделе 2.1 декларации по строке 100 показывают величину налоговой ставки, умноженной на коэффициент 1,32 и на коэффициент 1,1.