Виды географического положения страны. Географическое положение стран мира

Задание 1(К):Ассоциативный ряд (заполнение кластера)

А)(У)- на доске записано слово «Страна», какие ассоциации оно у вас вызывает?

Страна

В)Используя интернет-ресурсы дать определения:островная страна, полуостровная, архипелаг-страна

,внутриконтинентальная.

Дескриптор:

- определяет ассоциации к слову «Страна»

- дает определения терминам островная. полуостровная, страна-архипелаг.

Обратная связь : взаимопроверка, самопроверка.

1группа (Г):

Задание: Составить кластер ФГП .

    Дескриптор

    Отвечает на предложенные вопросы

    Составляет план

    Составляет кластер

    Защищает кластер

Обратная связь:

«Две звезды,одно пожелание »

2 группа:

Задание:

    Используя физическую карту мира, заполните таблицу:

«Классификация стран по географическому положению»

островные

Страна -архипелаг

континентальные

континент

Используя данные заполни таблицу (Португалия,Исландия,

Россия,ЮАР,Казахстан,Таиланд, Шри Ланка,Мальдив.Китай,Че-

хия,Сомали,Гаити,Индонезия,Польша,Боливия,Индия,Кипр, Великобритания,Австралийский Союз,Зимбабве,Оман,Мадагаскар,Япония,Мексика, Афганистан)

    Ответить устно на вопрос: К какому типу географического положения относится Казахстан?

Дескриптор

    определяет по карте островные государства мира;

    определяет по карте полуостровные государства

    определяет по карте страны-архипелаги;

    определяет по карте внутриконтинентальные

    государства мира;

    определяет по карте страна- континент;

    определяет тип географического положения

    Казахстана.

Обратная связь:

Метод «Большого пальца» (верно - палец вверх, неверно – вниз)

Задание (И) 3:Заполнить таблицу «Физико-географическое положение стран»

1.Прочитайте характеристику физико-географического положения Франции и составьте ФГП Казахстана?

2.Сравните ФГП Франции с ФГП Казахстана, найдите черты сходства и различия.

Дескриптор:

Читает характеристику ФГП Франции

Составляет характеристику ФГП Казахстана

Сравнивает ФГП Франции с Казахстана

Обратная связь:

Взаимопроверка метод «Сигнальные карточки».

Красный жетон –есть ошибки

Желтый жетон – затрудняется

Зеленый жетон – нет ошибок.

Физминутка: «Стороны горизонта »

Вытягивая руки,учащиеся показывают стороны горизонта,ориентируясь относительно окружающей местности или относительно карты.

Закрепление:

Задание 4:

На данном задании, использую метод ДЖИГСО.

Спикер каждой группы получают задания. После самостоятельного решения в группы собираются спикеры 1, 2 группы. Совместно обсуждают решение задания, пользуется помощью учителя. Каждый спикер возвращается к себе и первичная группа собирается снова. Каждый спикер по очереди, объясняет участникам своей группы, то что понял сам. Таким образом каждый участник освоит все задания.

Страны мира можно разделить по признакам:

    А) По размерам территории («гиганты»).

Б) По размерам территории («карлики»)

    По численности населения:(гиганты)

    По географическому положению:

А) расположенные по берегам морей, океанов (приморские)

Б) не имеющие выхода к морю

В) расположенные на множестве островов (страны на архипелагах)

Г) расположенные острове

Д) расположенные на полуострове

    По форме правления

А) республики

Б) монархии

С) По уровню развития хозяйства

А) аграрные

Б) индустриальные

В) постиндустриальные

Дескриптор

- изучает политическую карту

-определяет страны по размерам территории «гиганты»

- определяет страны по размерам территории «карлики»

- определяет страны по численности населения «гиганты»

- определяет страны республики

- определяет страны монархии

- определяет страны аграрные

-определяет страны индустриальные

-определяет страны постиндустриальные

Обратная связь:

Самопроверка по ключу, прием + / -.

Построение типологий стран является предметной областью экономической и социальной географии. Основное место здесь, есте­ственно, занимает типология стран по уровню социально-экономи­ческого развития. Важное значение имеет отбор показателей и спо­собы интерпретации как показателей, так и построенной на их основе типологии.

Типология стран представляет собой выделение групп стран мира, сходных по уровню, характеру и типу социально-экономиче­ского и исторического развития. Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, эконо­мических, социальных и других показателей развития. На втором эта­пе выявляются типологические особенности стран со сходным уров­нем развития и дается их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Б.М. Болотина, В.Л. Шейниса, В.В. Вольско­го, Я. Г. Машбица и других географов и экономистов.

Основной целью типологии является систематизация стран мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимо­связей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. При этом справедливо полагают, что типология стран мира по объективным показателям требует ее уточнения с помощью экс­пертной процедуры, в ходе которой учитывается специфика цивили-зационного подхода, знание исторических корней формирования стран, что способствуют пониманию их подлинных, а не конъюнк­турных современных особенностей.

Классификация стран мира, разработанная ООН, в современ­ном мире выделяет 22 цивилизационных макрорегиона.

Особенностью этой типологии является использование всего трех показателей из трех групп: социальных - одного из семи, уров­ня жизни - одного из десяти, структурных экономических - одного из трех. Минимум показателей в данном случае компенсируется тем, что каждый из них имплицитно содержит достаточно информации о состоянии соответствующей сферы общества.

Экономико-политическая классификация стран и регионов мира отражает центропериферическую структуру мирового хозяйства. Страны делятся:

На центр мирового хозяйства;

Полупериферию, интегрированную с центром;

Переходный тип от периферии к полупериферии;

Периферию, активно включенную в региональное экономиче­ское сотрудничество и мировое хозяйство;

Периферию, слабо включенную в мировое хозяйство (глубо­кая экономическая периферия);

Периферию, частично изолированную от мирового хозяйства (предполагается опора на собственные силы).

Несколько крупных стран (например, Россия, Канада, Австра­лия, Бразилия) разбиваются на регионы, принадлежащие к разным типам. Полупериферию и периферию в данной классификации со­ставляют развивающиеся страны.

Существуют и другие типологии развивающихся стран. Так, в частности, Международный валютный фонд выделяет категорию реформирующихся стран развивающегося мира, перешедших к стра­тегии либерализации экономики и внешнеэкономических связей. К этой категории относится 35 развивающихся стран. Также выделя­ются «задворки мировой системы», «медвежьи углы», к которым от­носится ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки.

С середины XX в. в зарубежной литературе получили распро­странение политико-географические исследования, посвященные типологии государств по военному, демографическому и экономиче­скому потенциалам, степени зависимости от внешних рынков, отно­шению к международным конфликтам, вовлеченности в территори­альные споры и претензии, морфологии и другим характеристикам государственных границ, оценке их «выгодности». На начальном этапе доминировала макрорегиональная проблематика (на уровне всей мировой системы или отдельных макрорегионов), в последние деся­тилетия появилось больше работ, посвященных исследованиям на уровне отдельной страны или ее частей. Одним из зачинателей поли­тико-географических исследований и политических классификаций стран мира на Западе многие считают американского ученого Р. Харт-шорна, сформулировавшего в 1950 г. функциональный подход в по­литической географии. Целью его исследования был анализ соотно­шения между центробежными и центростремительными силами, действующими в каждом государстве, выявление ключевой идеи, без которой, по его мнению, государству не удалось бы сохранить целост­ность своей территории и лояльность большинства граждан.

Наиболее распространена группировка стран по величине их тер­ритории и численности населения. Нередко применяется группиров­ка стран по особенностям их географического положения (см. при­ложения).

1. По размерам выделяют:

Самые большие страны;

Крупные;

Средние;

Небольшие;

Микрогосударства.

2. По численности населения выделяют:

Большие страны с населением более 50 млн человек;

Средние - с населением от 10 млн до 50 млн человек;

Малые - с населением до 10 млн человек.

Численность населения является определяющим фактором по­требительского спроса, который становится более разнообразным при многонациональном составе населения. Принято считать страну мно­гонациональной, если в ней проживают более пяти национальностей.

3. По географическому положению выделяют:

Приморские страны;

Полуостровные;

Островные;

Страны-архипелаги;

Внутриконтинентальные.

Примеры деления стран по географическому положению при­ведены в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 1 страница
  2. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 2 страница
  3. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 3 страница
  4. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 4 страница
  5. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 5 страница
  6. A. *Погана теплопровідність 1 страница
  7. A. *Погана теплопровідність 2 страница
  8. A. *Погана теплопровідність 3 страница
  9. A. *Погана теплопровідність 4 страница
  10. A. *Погана теплопровідність 5 страница
  11. A. *Погана теплопровідність 6 страница
  12. A. *Погана теплопровідність 7 страница

Поиск на сайте:

Тема 5. Типология государства.

Вопросы:

1. Понятие типологии государства.

2. Критерии классификации.

ТАБЛИЦА 35.

Основные типологизации и их характеристика.

Литература:

1. С.М.Баранов В.М. Толстик В.А.

Теория права государства в схемах и определениях. – М.,2010.

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999.

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001.

4. Пиголкин В.Н.

Основы права.-М.,2009.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.2009.

6. Интернет-ресурсы.

Типология Основные авторы Характеристика.
По формированию государства
Марксистская (формационная) – в зависимости от типов общественно-экономической формации К.

Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Лекция: Современная типология стран мира: классификация по определенным признакам

Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

Цивилизационная Цивилизационная 1 А.Тойнби На основании цивилизационных признаков А.Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества.

Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационная 2 Уолта Ростоу – в зависимости от уровня экономического развития По Ростоу тип государства связан со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения.

Согласно его теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: — традиционное; — переходное, в котором закладываются основы преобразований; — общество, переживающее процесс сдвига; — созревающее общество; — общество, достигшее высокого уровня народного потребления (государство всеобщего благоденствия).

Цивилизационная 3 А.С.

Пиголкина экспуататорское и социальное

Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода, точнее - дохода группы, контролирующей государственный аппарат.

На смену эксплуататорскому государству приходит социальное, критериями которого являются изменения в системах стратификации, степень расширения социальных прав и общественно-частная организация социального обеспечения.

В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивида. Типология Г. Эллинека: Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа.

Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первый тип – мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

В зависимости от путей и степени участия воли индивидуума в создании и укреплении правопорядка (уровень политической свободы) ТИПОЛОГИЯ Г. Кельзена Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы. В зависимости от путей и степени участия “воли индивидуумов” в создании и укреплении правопорядка, автор предложил различать два типа власти и соответственно государственно-правовых явлений: демократия и автократию.

В условиях демократии происходит полное соответствие “воли, представленной (заключающейся) в правопорядке государства”, воле всех субъектов права, или индивидуумов, поскольку последние принимают участие в его создании и укреплении. Напротив, в условиях автократии нет и не может быть соответствия между “волей, заложенной в правопорядке” и волей субъектов права.

Это объясняется тем, что последние полностью исключены из процесса создания и укрепления правопорядка. При этом Г. Кельзен обращал внимание на то, что названные типы государства в чистом виде не существуют, “демократия” и “автократия” выступают скорее как “идеальные типы”. “Каждое государство содержит в себе комплекс элементов, свойственных обоим типам”.

Типология в зависимости от уровня свободы Р.

Макайвер

Р. Макайвёр также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
В зависимости от политического режима Р.

Дарендорф

Дарендорф подразделяет государства на демократические и антидемократические на том принципе, что в результате постепенной демократизации общества классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возможным цивилизационное бытие.
В зависимости о господствующей идеологии Идеологизированные, деидеологизированные. Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т.

п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Типология государства Г. Спенсера Технократический подход к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Типология государства Э. Тоффлера Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

ТАБЛИЦА 36.Формационный подход к типологии государства основоположники:…(вписать )

Не делать.

Читайте в этой же книге:Цели и задачи учебно-методического пособия | Рекомендации по выполнению работ по УМК | Образец выполнения таблицы.

| Сущность государства (дать определение). | Греция и Рим: характеристика государства (государственно-политический анализ). | Тема 4. Формы государства. | Форма правления.монархия; виды монархий, их характеристика. | Возникновение социального государства. | Почему Коммунистическая утопия не была реализована в СССР? | НЕ ДЕЛАТЬ |mybiblioteka.su — 2015-2018 год.

Качество населения: образование и квалификация

Важными составными частями, характеризующими качество населения, служат также сведения о его образовательном уровне и квалификации трудовых ресурсов.

Согласно данным ЮНЕСКО, в 1950 г.

доля элементарно неграмотных среди взрослого населения мира (старше 15 лет) составляла 44 %. К 1990 г. уровень неграмотности снизился до 26,9 %, к 2000 г. – до 20,6 %. В таблице 53 приведены данные, характеризующие положение с неграмотностью в двух группах стран и отдельных регионах.

Из приведенных в таблице 53 данных вытекает, что в экономически развитых странах в 1980 г. элементарно неграмотных взрослых было 3,4 %. Однако и этот сравнительно невысокий показатель привлек к себе много внимания в связи с введением понятия о так называемой функциональной неграмотности.

Под функциональной неграмотностью понимают неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к структурным, техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые объяснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности и т. д. Поэтому функциональная неграмотность, которой в США были подвержены 23 млн, а в Великобритании – 6 млн человек, считается одной из главных причин безработицы. В бывшем СССР, согласно переписи 1989 г., неграмотным оказалось 2 % населения старше 15 лет, или 4,3 млн человек, а функциональная неграмотность была значительно выше.

Таблица 53

РАСЧЕТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НЕГРАМОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ

В последнее время статистика ООН публикует лишь выборочные сведения о неграмотности в развитых странах.

По ним можно судить о том, что в Европе, например, несколько большей долей неграмотных на общем почти нулевом фоне выделяются страны южной ее части – Испания, Греция и в особенности Португалия (8 % у мужчин и 16 % у женщин).

Что же касается развивающихся стран, то, как вытекает из данных таблицы 53, по абсолютной численности неграмотных в 1980 г.

выделялись Южная и Восточная Азия благодаря прежде всего Индии (251 млн человек), Китаю (219 млн), а также Пакистану (43 млн), Бангладеш (42 млн), Индонезии (27 млн человек). Нетрудно подсчитать, что более половины всех неграмотных в мире тогда приходилось на две, правда самые многонаселенные, страны – Индию и Китай.

За этими двумя регионами следовала Африка к югу от Сахары.

Генеральная Ассамблея ООН по инициативе ЮНЕСКО провозгласила 1990 год Международным годом грамотности. Итоги его затем были рассмотрены органами ООН, которые приняли соответствующие решения о мерах по дальнейшему преодолению и предупреждению неграмотности в ее различных формах и по внедрению образования для всех.

К 2000 г. было намечено сократить численность неграмотных до 22 % и обеспечить охват начальным образованием всех детей. Хотя в полной мере осуществить эти планы не удалось, однако некоторые перемены к лучшему произошли. Так, к 2005 г. доля неграмотных среди лиц старше 15 лет в Африке к югу от Сахары снизилась до 38 %, в арабских странах Ближнего и Среднего Востока – до 30 в Латинской Америке – до 11,8, в Восточной Азии – до 12, в Южной Азии – до 34 %.

Некоторые развивающиеся страны теперь тратят на образование 7-10 % своего ВВП (Ботсвана, Намибия, Зимбабве, Тунис, Лесото), превосходя в этом отношении большинство развитых стран мира.

Тем не менее доля неграмотных среди населения старше 15 лет во многих развивающихся странах продолжает оставаться еще очень большой (табл.

Таблица 54

ДВАДЦАТЬ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН С САМОЙ БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ НЕГРАМОТНЫХ В НАСЕЛЕНИИ СТАРШЕ 15 ЛЕТ

В таблице 54 представлены 15 стран Африки, 4 страны Азии и одна страна Латинской Америки.

Обращает на себя внимание значительно более низкий уровень грамотности среди женского населения. А «рекордсменом» мира по доле неграмотных среди всего населения, и в частности среди женщин, выступает Буркина-Фасо.

Из развивающихся стран, сведения о которых не вошли в таблицу 54, можно назвать несколько крупных государств, где доля неграмотных людей во всем населении остается еще довольно значительной.

Из стран Азии это Индия (36 % неграмотных), Иран (20), из стран Африки – Египет (35), Алжир (30), из стран Латинской Америки – Боливия (18), Бразилия (17), Мексика (15 %).

1.1. Классификация стран мира

В Китае доля неграмотных составляет 9 %, и в том числе среди женщин – 15 %. К этому нужно добавить, что огромный разрыв между развитыми и развивающимися странами в сроках обучения также продолжает сохраняться. В группе развитых стран средняя продолжительность обучения составляет 10 лет (в США, Канаде, некоторых странах Западной Европы – 12 лет и даже больше), а в развивающихся странах – около четырех лет.

Главный же вывод, который можно сделать на основе анализа таблицы 54, неутешителен: за 20 лет (1980–2000 гг.) общее число неграмотных в мире даже несколько увеличилось – прежде всего за счет Южной Азии, арабских государств и Африки к югу от Сахары.

Для характеристики состояния высшего образования пользуются разными показателями.

Например, таким, как численность студентов из расчета на 100 тыс. жителей, который большей частью коррелируется с общим уровнем развития страны и душевым ВВП (табл. 55).

Таблица 55

ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НА 100 ТЫС.

ЖИТЕЛЕЙ ПО СТРАНАМ МИРА

Другой показатель того же ряда – доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет.

По этому показателю с большим отрывом от других стран лидируют США (24 %). В группу стран, где этот показатель находится в пределах от 10 до 15 %, входят страны Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, страны Северной Европы), а также Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Наконец, качество населения (трудовых ресурсов) характеризуется также квалификацией рабочей силы, как ведущего компонента производительных сил.

В свою очередь, такая квалификация зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство и т. д. Все это, вместе взятое, формирует так называемый благоприятный деловой климат, который в большинстве случаев влияет не только на развитие, но и на размещение производства.

Особенно большое значение квалификация трудовых ресурсов приобрела на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии.

Это непосредственно связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества. Говорят даже о революции в трудовых ресурсах, начавшейся в конце XX в.

Считается, что для повышения конкурентоспособности работника он должен пройти три последовательные стадии: 1) общее школьное образование; 2) получение профессионального образования, обучение в аспирантуре; 3) реализацию полученных знаний в сфере трудовой деятельности при совмещении ее с дальнейшим образованием и самообразованием. Не случайно в большинстве стран современного мира ныне осуществляются реформы образования – как среднего, так и высшего.

В США уже в середине 1990-х гг. доля лиц, получивших среднее образование, составила в структуре рабочей силы 90 %, а получивших законченное и незаконченное высшее образование превысила 55 %.

Россия была и остается одной из самых образованных стран мира.

И ныне она сохраняет достаточно высокий образовательный уровень: почти 1/3 всех занятых в ее народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование.

В России более 7 млн студентов. Однако социально-экономический кризис 1990-х гг., остаточный принцип финансирования образования, рост безработицы не могли не сказаться на количестве и качестве трудовых ресурсов. По мнению многих исследователей, современное состояние рабочей силы России не соответствует требованиям рынка.

Во многих отраслях, в особенности в машиностроении, в 1990-е гг. произошла существенная потеря квалифицированных кадров, поэтому отношение к образованию и соответственно к качеству трудовых ресурсов должно быть пересмотрено исходя из того, что они являются важнейшими компонентами национальной безопасности страны.

Методическая разработка Итогового теста по истории

Пояснительная записка

Итоговый тест по истории предназначен для студентов 3 курса СПО по программе подготовки специалистов среднего звена.

Программа курса рассчитана в соответствии с требованиями ФГОС СПО на 48 часов.

После прохождения программы итоговый зачет проходит в виде – итогового теста. Выполнение теста рассчитано на 90 минут.

Тематика итогового теста соответствует пройденному материалу и предполагает проверку знаний обучающихся с 1985 года по настоящее время. Материал теста меняется каждые 1-2 года и соответствует современным событиям происходящими в стране и в мире.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Тест состоит из 48 вопросов.

Время, отведенное на его выполнение составляет – 90 минут.

Инструкция:

1. внимательно прочитайте вопрос;

2. выберите один правильный ответ;

3. за каждый выполненный ответ – дается 1 балл.

Критерии оценки:

«5» — 44-48 баллов;

«4» — 37-43 балла;

«3» — 30-36 баллов.

Чем характеризуется современное развитие стран мира:

а) холодной войной; б) глобализацией; в) агрессией; г) ростом численности населения.

2. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены :

а) падением объемов производства;

б) макроэкономической стабилизацией;

в) развитием военно-промышленного комплекса;

г) увеличением доходов большинства населения.

Какое событие 20 века послужило толчком к созданию Организации Объединенных Наций?

а) начало освоения космоса; б) открытие атома;

в) создание лекарств; г) Вторая мировая война.

4. Ограниченный контингент советских войск присутствовал в Афганистане в период

а) 1990 – 1999гг.; б) 1970 – 1989гг.; в) 1979-1989 гг. г) 1999 – 2000гг.

Лидер партии ЛДПР в РФ:

а) Г. Явлинский; б) М. Прохоров; в) В.Жириновский г) Г. Зюганов.

6. Террористический акт в Беслане произошел:

7. Кто, наряду с Д. А. Медведевым, являлся одним из претендентов на пост Президента РФ в марте 2008 года:

а) В. В. Путин; б) Г. А. Зюганов; в) М. М. Касьянов; г) Б. Н. Ельцин.

Какое название носит денежная единица европейского характера введенная в 1999 году: а)франки; б) европейские доллары; в) евро; г) иена.

9. Дефолт в РФ произошел в:

а) 2000 г.; б) 1995 г.; в) 1993 г.; г) 1998 г.

Как называется организация в занимающаяся вопросами ядерной энергии:

а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЭ; г) ЕВРАТОМ.

11. На чем специализируется экономика стран Латинской Америки:

а) кредитах; б) сельском хозяйстве; в) машиностроении; г) ядерном производстве.

Перонизм – это направление социальной политики стран:

а) Европы; б) Латинской Америки; в) США; г) Тихоокеанского региона.

13. Главой государства в современной Великобритании является –

а) Барак Обама; б) королева Виктория; в) королева Елизавета II; г) императрица Митико.

14. С какого процесса начался распад СССР:

а) «деколоницазия»; б) «модернизация»; в) «перестройка»; г) «парад суверенитетов».

Цель программы «Партнерство во имя мира» принятой НАТО:

а) подавление революций;

б) стабильность и безопасность в мире;

в) пропаганда национализма;

г) экономическое сотрудничество.

Основные типологии стран мира. Классификация стран по географическому положению

«Шоковая терапия» — это политика проводимая в:

а) странах НАТО; б) Российской Федерации; в) Великобритании; г) Японии.

17. Какая специализированная организация в составе ООН занимается вопросами образования, науки и культуры:

а) ВОЗ; б) ЮНИСЕФ; в) ЮНЕСКО; г) МВФ.

18. Кто руководит ООН:

а) Генеральный секретарь; б) президент; в) премьер-министр; г) секретарь.

Причина политики перестройки:

а) распад СССР;

б) стремление демократов быстрее прийти к власти;

в) экономический и политический кризис;

г) приход на пост Генерального секретаря М. С. Горбачева.

20. Кризис 1993 года в Российской Федерации касался:

а) создания ГКЧП и захвата им власти;

б) противоречий между президентом и парламентом;

в) распада СССР;

г) недоверия Б.

Н. Ельцину.

21. Цель создания и работы ВТО:

а) единый рынок; б) преодоление войн; в) обеспечение деньгами; г) интеграция.

22. Цель международной политики стран мира:

а) раздел мира на сферы влияния;

б) интеграция во всех сферах жизни;

в) стремление к гегемонии;

г) разобщенность.

23. Страны, какого региона лидируют в области нефтедобычи и продажи:

а) Юго-Восточной Азии; б) Арабского Востока; в) Российская Федерация; г) Латинская Америка.

Основной проблемой современного развития стран Азии является:

а) низкий уровень жизни; б) локальные конфликты; в) колониальные режимы; г) «экономическое чудо».

25. Какой политический режим характерен для Китайской республики:

а) демократия; б) неоконсерватизм; в) социализм; г) коммунизм.

На чем основаны правящие режимы стран Азии:

а) на правах и свободах граждан; б) на диктатуре; в) опоре на церковь; г) армии.

27. Когда было подписано Беловежское соглашение:

28. Время создания ООН:

а) 1999г.; б) 1990г.; в) 1945г.; г) 1949г.

Одной из самых острых проблем современности является:

а) международный бандитизм; б) международный терроризм; в) антиглобализм; г) национализм.

30. Когда был совершен террористический акт против США вследствие которого в корне поменялись международные отношения и международная политика:

На каких идеях основан современный терроризм:

а) на исламе; б) на буддизме; в) на нацизме; в) на пацифизме.

32. В современной Великобритании у власти находится партия:

а) либералов; б) демократов; в) лейбористов; г) консерваторов.

33. Кто возглавляет пост премьер-министра Великобритании:

а) Тереза Мэй; б) Н. Саркози; в) А.

Меркель; г) Б. Обама.

34. Современная цель развития РФ:

а) усиление своих позиций в мире;

б) конкурентоспособная экономика;

в) подавление экстремистских движений на Востоке;

г) расширение территорий на Восток.

После распада СССР страны входящие в него создали международный блок:

а) НАТО; б) СЭВ; в) СНГ; г) ЕС.

36. Стабилизация внутреннего и внешнего развития РФ произошла:

а) при Б.Н. Ельцине; б) при Г. Н. Зюганове; в) В.В. Путине; г) Д.А. Медведеве.

37. Процесс совершенствования и перестройки науки и научных достижений второй половины ХХ начала XXI вв. называется:

а) неолитическая революция; б) НТР; в) промышленная революция; г) чудо.

Конституция РФ была принята:

а) в 1992г.; б) в1991г.; в) в 1993г.; г) в 1996г.

39. Страны Восточной Европы к строительству демократического общества перешли от:

а) капитализма; б) фашизма; в) социализма; г) консерватизма.

В 2000 году страны Восточной Европы и страны Прибалтики вошли в международный блок:

а) СНГ; б) ОВД; в) НАТО; г) ООН

Самый острый конфликт, происходящий в Югославии:

а) в Боснии и Герцеговине; б) в Македонии; в) в Словакии; г) в Косово.

42. К современным направления НТП относят :

а) атомное строение; б) роботостроение; в) микроэлектроника; г) генная инженерия.

43. Генеральным секретарем ООН является:

а) Коффи Аннан; б) Ким Эр Сен; в) Мао Цзедун; г) Пан Ги Мун.

Российская Федерация не входит в:

а) НАТО; б) ООН; в) СНГ; г) ВТО.

45. Какая террористическая организация является основным организатором мировых терактов:

а) Сыны Аллаха; б) Абу Нидаль; в) Абу Сайяф; г) Аль Каида.

Какая организация в составе ООН занимается вопросами сельского хозяйства:

а) ЮНЕСКО; б) ЮНИСЕФ; в) ФАО; г) ВТО.

47. Какой международный блок, был создан для совместного решения проблем европейского региона:

а) ООН; б) НАТО; в) ЕС; г) «большая восьмерка».

Какая политическая партия занимает лидирующее место в политической системе страны:

а) «Справедливая Россия»; б) ЛДПР; в) КПРФ; г) «Единая Россия

Составила: Полушина Светлана Владимировна, ГАПОУ СО "Полевской многопрофильный техникум им.

В.И. Назарова"

Австралия, Америка… Эти два государства расположены в разных полушариях Земли, на расстоянии в 10 тысяч километров друг от друга. Но именно в эти страны стремятся попасть миллионы людей с разных уголков нашей планеты. Австралия и США привлекают многих достойным уровнем жизни, высокими зарплатами, качественной медициной.

Что же общего между этими двумя государствами?

И какова разница между Америкой и Австралией?

Австралия – Америка: географическое положение

США и Австралийский Союз, по сути, находятся на разных концах планеты. Государства разделены огромным Тихим океаном.

Площади обеих стран примерно сопоставимы по размеру – 7,6 млн. кв. км. у Австралии против 9,5 млн. кв. км. у США. Австралия занимает пространство между 11-м и 43-м градусами южной широты. Соединенные Штаты расположены в Северном полушарии, между 71-м и 24-м градусом северной широты.
Первое существенное отличие Америки от Австралии – климатическое. Климат Австралии – тропический и засушливый. Сухость ее территории усиливается холодным Западноавстралийским течением, которое практически не оставляет шансов для формирования влажных циклонов.

Оптимальные климатические условия для жизни человека характерны лишь для крайнего севера Австралии, юго-западного и юго-восточного побережья материка.

Климат США, в отличие от австралийского, намного разнообразнее. Здесь представлены почти все климатические зоны планеты: от субэкваториального на юге до арктического на крайнем севере (в пределах Аляски).

Австралия – Америка: природа и ландшафты

Примерно три четверти территории Австралии занимают пустыни и полупустыни со скудной растительностью.

Тем не менее, в этой стране можно увидеть и тропические джунгли, и субальпийские луга. Главной изюминкой австралийской природы можно назвать ее эндемичность. Материк развивался в условиях полной географической изоляции от остального мира. Поэтому здесь сформировалась уникальная флора и фауна, с большим количеством тех видов растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире.

Самые известные эндемики Австралии – коала, ехидна, страус Эму, утконос, кенгуру и собака Динго.

Природа Америки поражает своим разнообразием и богатством. Холодная тундра и густые хвойные леса, дикие прерии, безлюдные пустыни с кактусами, тропические лагуны с зарослями лиан – все эти ландшафты можно увидеть в пределах одного государства США.

Австралия – Америка: культура и история

Историческое развитие примерно общее между Америкой и Австралией.

До момента открытия европейцами, эти земли представляли собой слабозаселенные коренными народами территории (индейцами и аборигенами).

В XVI-XVIII веках проходил процесс активной колонизации Америки и Австралии европейскими народами (прежде всего, британцами).

Главное историческое отличие между этими двумя государствами заключается в том, что Австралия оставалась под фактическим контролем Британской короны вплоть до середины ХХ века, а Соединенные Штаты начали войну за свою независимость еще в 1773 году.

В плане культурного развития и достижений, США намного опережают Австралию. Штаты подарили миру множество великих ученых, мыслителей, литераторов, архитекторов и художников.

Американский Голливуд был и остается главным центром мировой киноиндустрии.

Австралия – Америка: население и менталитет

Сравнение Австралии и США по социально-демографическому признаку помогает глубже понять историю заселения и развития этих территорий.

По большому счету, современное население обеих стран – это потомки бывших мигрантов из Европы, которые активно переселялись сюда в поисках лучшей жизни на протяжении XIX и XX веков. И США, и Австралию, главным образом населяют выходцы из Англии, Шотландии и Ирландии.

Численность населения США в 15 раз превышает количество жителей Австралии. Коэффициент миграционного прироста населения США составляет 0,3 % в год, Австралии – почти 0,8 %.

Менталитеты американцев и австралийцев существенно отличаются друг от друга.

Классификация стран по географическому признаку

Хотя есть и общие черты. Американцы – очень патриотичны и практичны. Они часто улыбаются и стараются всегда быть оптимистами. Для современной Америки характерна высокая степень разделения труда. Это значит, что каждый американец – профессионал своего дела.

Он, к примеру, может первоклассно чинить бытовые электроприборы, но никогда не станет сам менять масло в моторе своего автомобиля. Ведь для этого существуют автосервисы!

Австралийцы – очень трудолюбивый, неприхотливый и дружелюбный народ. Они любят и уважают свою страну, но не проявляют при этом излишнего фанатизма. В Австралии нет проявлений ксенофобии. Здесь мирно уживаются «белые», «черные» и «азиаты». Само понятие «иностранец» в этом государстве практически лишено какого-либо смысла.

Австралия – Америка: уровень жизни и социальные стандарты

Чтобы проанализировать уровень жизни в этих двух государствах, мы сравним четыре важных параметра:

  • уровень доходов;
  • уровень преступности;
  • качество медицины;
  • дороги.

По размеру национального дохода на душу населения Австралия находится на седьмом месте (около 65 000 долларов в год), а США – на десятом (55 000).

Австралия известна своим крайне низким уровнем преступности (это одна из самых безопасных стран во всем мире).

А вот в США с преступностью, убийствами, терактами и похищениями дела обстоят куда хуже.

По уровню и качеству медицины однозначно лидируют Штаты. На систему здравоохранения здесь отведены огромнейшие денежные и человеческие ресурсы. Австралийская медицина достаточно качественная, но она, разумеется, сильно уступает американской по техническому оснащению и кадрам.

Если сравнивать дороги, то в Австралии они пребывают в идеальном состоянии.

Австралийские дороги – это качественное твердое покрытие и чистые обочины. Чего не скажешь о дорогах США.

Австралия или США: где лучше жить?

Австралия vs США – какая из этих стран лучше для жизни? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Ведь это, во многом, дело вкуса и личных предпочтений каждого человека. Кому-то будет интереснее в перспективной и амбициозной стране под названием США.

А кому-то будет вполне комфортно жить в тихой, немного провинциальной и ни на что не претендующей (в геополитическом и глобальном плане) Австралии.

www.velikol.ru 1
Тест

В мире на сегодняшний день существует свыше двух сотен стран. Все они отличаются друг от друга по размеру, количеству жителей, уровню социально-экономического развития и так далее. Для чего нужны классификации стран? Ответ предельно прост: для удобства. Раскроить карту мира по каким-либо признакам - это удобно и для ученых-географов, и для экономистов, и для простых обывателей.

В этой статье вы найдете различные классификации стран - по численности населения, по площади, форме правления, объему ВВП. Узнаете, чего в мире больше - монархий или республик, и что означает термин "третий мир".

Классификации стран: критерии и подходы

Сколько в мире стран? Однозначного ответа на этот вопрос у географов нет. Одни говорят - 210, другие - 230, третьи уверенно заявляют: не менее 250! И каждая из этих стран - уникальная, самобытная. Тем не менее, отдельные государства можно объединить в группы по тем или иным критериям. Это необходимо для осуществления научного анализа и прогнозирования развития региональных экономик.

Существует два основных подхода к типологии государств - региональный и социально-экономический. Соответственно, выделяются различные системы классификации стран. Региональный подход подразумевает группировку государств и территорий по географическим признакам. Социально-экономический подход учитывает, прежде всего, экономические и социальные критерии: объем ВВП, уровень развития демократии, степень открытости национальных экономик и т. п.

В этой статье мы рассмотрим различные классификации стран по ряду критериев. Среди них:

  • Географическое положение.
  • Площадь территории.
  • Численность населения.
  • Форма правления.
  • Уровень экономического развития.
  • Объем ВВП.

Какими бывают страны? Типология по географическому принципу

Итак, существует множество разнообразных классификаций стран - по площади, количеству населения, форме правления, специфике государственного устройства. Но мы начнем с географической типологии государств.

Исходя из особенностей географического положения, выделяются страны:

  • Внутриконтинентальные, то есть, не имеющие выхода к морям или океанам (Монголия, Австрия, Молдова, Непал).
  • Приморские (Мексика, Хорватия, Болгария, Турция).
  • Островные (Япония, Куба, Фиджи, Индонезия).
  • Полуостровные (Италия, Испания, Норвегия, Сомали).
  • Горные (Непал, Швейцария, Грузия, Андорра).

Отдельно стоит упомянуть о группе так называемых стран-анклавов. В переводе с латыни слово «анклав» означает «закрытый, ограниченный». Это страны, которые со всех сторон окружены территорией других государств. Классические примеры анклавов в современном мире - это Ватикан, Сан-Марино и Лесото.

Историко-географическая классификация стран делит весь мир на 15 регионов. Перечислим их:

  1. Северная Америка.
  2. Центральная Америка и Карибский бассейн.
  3. Латинская Америка.
  4. Западная Европа.
  5. Северная Европа.
  6. Южная Европа.
  7. Восточная Европа.
  8. Центральная Азия.
  9. Юго-Западная Азия.
  10. Южная Азия.
  11. Юго-Восточная Азия.
  12. Восточная Азия.
  13. Австралия и Океания.
  14. Северная Африка.
  15. Южная Африка.
  16. Западная Африка.
  17. Восточная Африка.

Страны-гиганты и страны-карлики

Современные государства очень разнятся по своим размерам. Подтверждает этот тезис один красноречивый факт: всего 10 стран мира занимают половину всей площади земной суши! Самое крупное государство планеты - Россия, а самое крошечное - Ватикан. Для сравнения: Ватикан занял бы всего половину территории московского парка имени Горького.

Общепринятая классификация стран по площади делит все государства на:

  • Страны-гиганты (свыше 3 млн кв. км) - Россия, Канада, США, Китай.
  • Большие (от 1 до 3 млн кв. км) - Аргентина, Алжир, Индонезия, Чад.
  • Значительные (от 0,5 до 1 млн кв. км) - Египет, Турция, Франция, Украина.
  • Средние (от 0,1 до 0,5 млн кв. км) - Беларусь, Италия, Польша, Уругвай.
  • Малые (от 10 до 100 тыс. кв. км) - Австрия, Нидерланды, Израиль, Эстония.
  • Небольшие (от 1 до 10 тыс. кв. км) - Кипр, Бруней, Люксембург, Маврикий.
  • Страны-карлики (до 1000 кв. км.) - Андорра, Монако, Доминика, Сингапур.

Важно отметить, что большой размер территории значится и в списке преимуществ, и в списке недостатков государства. С одной стороны, значительная площадь - это обилие и разнообразие природных и минерально-сырьевых ресурсов. С другой стороны, огромную территорию центральной власти значительно труднее охранять, осваивать и контролировать.

Страны густозаселенные и слабозаселенные

И здесь снова разительные контрасты! Плотность населения в разных государствах планеты очень разная. Так, например, на Мальте она в 700 (!) раз выше, нежели в Монголии. На процессы расселения земного населения, в первую очередь, влияли и влияют природные факторы: климат, рельеф местности, удаленность от моря и крупных рек.

Классификация стран по численности населения делит все государства на:

  • Крупные (свыше 100 млн человек) - Китай, Индия, США, Россия.
  • Значительные (от 50 до 100 млн человек) - Германия, Иран, Великобритания, ЮАР.
  • Средние (от 10 до 50 млн человек) - Украина, Аргентина, Канада, Румыния.
  • Небольшие (от 1 до 10 млн человек) - Швейцария, Киргизия, Дания, Коста-Рика.
  • Мелкие (менее 1 миллиона человек) - Черногория, Мальта, Палау, Ватикан.

Абсолютные лидеры по количеству жителей в мире - это Китай и Индия. На эти две страны приходится почти 37% земного населения.

Страны с королями и страны с президентами

Под формой правления государства подразумевают специфику организации верховной власти и порядок формирования ее ключевых органов. Более простыми словами, форма правления отвечает на вопрос о том, кому (и насколько) принадлежит власть в стране. Как правило, она существенно влияет на менталитет и культурные традиции населения, но абсолютно не определяет уровень социально-экономического развития государства.

Классификация стран по форме правления предусматривает разделение всех государств на республики и монархии. В первом случае вся полнота власти принадлежит президенту и (или) парламенту, во втором - монарху (или же совместно монарху и парламенту). На сегодняшний день в мире гораздо больше республик, чем монархий. Примерное соотношение: семь к одному.

Существует три вида республик:

  • Президентские (США, Мексика, Аргентина).
  • Парламентские (Австрия, Италия, Германия).
  • Смешанные (Украина, Франция, Россия).

Монархии, в свою очередь, бывают:

  • Абсолютные (ОАЭ, Оман, Катар).
  • Ограниченные или конституционные (Великобритания, Испания, Марокко).
  • Теократические (Саудовская Аравия, Ватикан).

Существует еще одна специфическая форма правления - директория. Она предусматривает наличие некого коллегиального органа управления. То есть, исполнительная власть принадлежит группе лиц. Сегодня примером такой страны может считаться Швейцария. В ней наивысшим органом власти является Федеральный Совет, состоящий из семи равноправных членов.

Страны бедные и богатые

Теперь давайте рассмотрим главные экономические классификации стран мира. Все они были разработаны крупнейшими и влиятельными международными организациями, такими как ООН, МВФ или Всемирный банк. Причем подходы к типологии государств у этих организаций заметно разнятся. Так, классификация стран от ООН опирается на социальные и демографические аспекты. А вот МВФ на первый план ставит уровень экономического развития.

Рассмотрим для начала классификацию стран по ВВП (предложена Всемирным банком). Напомним, что валовой внутренний продукт (ВВП) - это общая рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных за год на территории определенного государства. Так, по этому критерию выделяются страны:

  • С высоким ВВП (свыше 10725 долларов на душу населения) - Люксембург, Норвегия, США, Япония и др.
  • Со средним ВВП (875 - 10725 долларов на душу населения) - Грузия, Украина. Филиппины, Камерун и пр.
  • С низким ВВП (до 875 долларов на душу населения) - таких государств по состоянию на 2016 год всего четыре - это Конго, Либерия, Бурунди и ЦАР.

Данная классификация дает возможность сгруппировать государства по степени экономической мощи и выделить, прежде всего, уровень благосостояния их граждан. Однако ВВП на душу населения - недостаточно емкий критерий. Ведь он не учитывает в полной мере ни характер распределения доходов, ни качество жизни населения. Поэтому более точной и более комплексной является классификация стран по уровню экономического развития.

Страны развитые и развивающиеся

Наиболее популярной является классификация, предложенная ООН. Согласно с ней, в мире выделяется три группы государств:

  • Экономически развитые страны (Advanced economies).
  • Страны с переходной экономикой (Emerging market).
  • Развивающиеся страны (Developing countries).

Экономически развитые страны занимают ведущее место на современном мировом рынке. Им принадлежит свыше 50% общемирового ВВП и промышленного производства. Почти все эти государства политически стабильны и имеют солидный уровень доходов на душу населения. Как правило, промышленность этих стран работает на привозном сырье и выпускает качественную, ориентированную на экспорт, продукцию. К экономически развитым государствам относят так называемую группу G7 (США, Франция, Германия, Великобритания, Япония, Италия, Канада), а также страны Западной и Северной Европы (Дания, Бельгия, Австрия, Швеция, Нидерланды и другие). Нередко к ним также причисляют Австралию и Новую Зеландию, иногда - ЮАР.

Страны с переходной экономикой - это бывшие государства социалистического лагеря. Сегодня они перестраивают свои национальные экономики на рельсы рыночной модели хозяйствования. И некоторые из них пребывают уже на завершающей стадии этих процессов. К этой группе относят все бывшие республики СССР, страны Восточной Европы и Балканского полуострова (Польша, Хорватия, Болгария и др.), а также некоторые государства Восточной Азии (в частности, Монголия и Вьетнам).

Развивающиеся страны - наиболее многочисленная из этих трех групп. И максимально неоднородная. Все развивающиеся страны очень отличаются друг от друга по площади, темпам развития, экономическим потенциалом, уровнем коррупции. Но есть у них и одна общая черта - почти все они являются бывшими колониями. Ключевые государства этой группы - Индия, Китай, Мексика и Бразилия. Кроме этого, сюда относят еще около сотни слаборазвитых стран Африки, Азии и Латинской Америки.

Страны-нефтедобытчики и страны-арендодатели

Помимо вышеописанных, в экономической географии принято выделять еще и такие группы государств:

  • Новые индустриальные страны (НИС).
  • Страны переселенческого капитализма.
  • Нефтедобывающие государства.
  • Страны-арендодатели.

Группа НИС - это свыше десятка преимущественно азиатских государств, в которых за последние три-четыре десятилетия произошел качественный скачок всех социально-экономических показателей. Самые яркие представители этой группы - так называемые «азиатские тигры» (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг). Во второй половине ХХ века эти страны, опираясь на собственную дешевую рабочую силу, сделали ставку на производство массовой бытовой техники, компьютерных игр, обуви и одежды. И это принесло свои плоды. Сегодня «азиатские тигры» отличаются высоким качеством жизни и широким внедрением в производство новейших технологий. Здесь активно развивается туризм, сфера услуг и финансовый сектор.

Страны переселенческого капитализма - это Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль. Общее в них одно - в определенный этап истории все они образовались как переселенческие колонии выходцев из других государств (в первых трех случаях - из Великобритании). Соответственно, все эти страны до сих пор сохранили основные экономические, политические черты и культурные традиции своей «мачехи» - Британской империи. Израиль в этой группе занимает обособленное место, так как он образовался в результате массовой миграции евреев со всего мира после Второй мировой войны.

В отдельную группу относят страны-нефтедобытчики. Это около десяти государств, в экспорте которых доля нефти и нефтепродуктов превышает 50 %. К ним чаще всего причисляют Саудовскую Аравию, ОАЭ, Иран, Кувейт, Катар, Оман, Ливию, Алжир, Нигерию и Венесуэлу. Во всех этих странах посреди безжизненных песков можно увидеть роскошные дворцы, идеальные дороги, современные небоскребы и фешенебельные отели. Все это, разумеется, построено на средства, вырученные от продажи на общемировом рынке «черного золота».

Наконец, так называемые страны-арендодатели - это ряд островных или приморских государств, расположенных на пересечении важных транспортных путей. Поэтому они с радостью принимают у себя судна флотов ведущих держав планеты. К странам этой группы относятся: Панама, Кипр, Мальта, Барбадос, Тринидад и Тобаго, Багамские острова. Многие из них, пользуясь удачным географическим положением, активно развивают на своих территориях и туристический бизнес.

Рейтинг стран по индексу человеческого развития

Еще в 1990 году специалисты ООН разработали так называемый индекс человеческого развития (сокращенно - ИЧР). Это обобщенный показатель, характеризующий уровень социально-экономического развития разных стран. Он включает в себя следующие критерии:

  • продолжительность жизни;
  • оценка бедности;
  • уровень грамотности населения;
  • качество образования и пр.

Значения индекса ИЧР варьируют от нуля до единицы. Соответственно, данная классификация стран предусматривает разделение на четыре уровня: очень высокий, высокий, средний и низкий. Ниже представлена карта мира по индексу ИЧР (чем темнее цвет - тем выше индекс).

По состоянию на 2016 год, страны с наиболее высоким ИЧР - это Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания и Германия. К аутсайдерам рейтинга относят ЦАР, Чад и Нигер. Величина данного индекса для России - 0,804 (49-е место), для Беларуси - 0,796 (52-е место), для Украины - 0,743 (84-е место).

Список стран «третьего мира». Сущность термина

Что мы представляем себе, когда слышим выражение «страна третьего мира»? Бандитизм, нищета, грязные улицы и отсутствие нормальной медицины - как правило, наше воображение рисует примерно такой ассоциативный ряд. На самом деле, изначальная сущность термина «третий мир» совсем иная.

Впервые этот термин был употреблен в 1952 году французским ученым Альфредом Сови. Первоначально он относился к тем странам, которые во времена так называемой холодной войны не примкнули ни к западному миру (под покровительством США), ни к социалистическому лагерю государств (под эгидой СССР). Полный список стран «третьего мира» включает в себя свыше сотни государств. Все они отмечены на карте ниже зеленым цветом.

На рубеже XX и XXI веков, когда потребность в разделении мира на «коммунистов» и «капиталистов» отпала, «третьим миром» почему-то стали именовать слаборазвитые страны планеты. Прежде всего, с подачи журналистов. И это довольно странно, ведь к ним изначально причисляли Финляндию, Швецию, Ирландию и несколько других довольно благополучных в экономическом плане государств.

Любопытно, что в 1974 году известный китайский политик Мао Цзэдун предложил еще и свою систему деления планеты на три мира. Так, к «первому миру» он причислял Советский Союз и США, ко «второму миру» - их союзников, к «третьему миру» - все остальные, нейтральные государства.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Таблица 2. Классификация стран по географическому признаку.

Таблица 3. Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к Океану)

Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка
1. Андорра 1. Афганистан 1. Ботсвана
2. Австрия 2. Бутан 2. Буркина-Фасо
3. Венгрия 3. Лаос 3. Бурунди
4. Люксембург 4. Монголия 4. Замбия
5. Лихтенштейн 5. Непал 5. Зимбабве
6. Македония 6. Лесото
7. Словения СНГ 7. Малави
8. Чехия 8. Мали
9. Словакия 1. Молдова * 9. Нигер
10. Швейцария 2. Армения 10. Руанда
3. Казахстан 11. Свазиленд
Америка 4. Узбекистан 12. Уганда
5. Кыргызстан 13. ЦАР
1. Боливия 6. Таджикистан 14. Чад
2. Парагвай 7. Туркменистан 15. Эфиопия
* Молдова имеет маленький участок берега (менее 500 м) в устье Дуная, у селения Джурджулешты. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта. Но для этого необходимо как минимум еще 4,5 - 5 км береговой линии на Дунае. Молдавия несколько лет безуспешно просит Украину уступить ей такой участок.

Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.

Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.

Таблица 4. Семерка крупнейших стран мира (площадь более 3 млн. км 2)

Задачи и тесты по теме "Классификация стран по географическому признаку"

  • Страны мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9

  • Эпоха Великих географических открытий

    Уроков: 8 Заданий: 10 Тестов: 2

  • Географические знания в Древней Европе - Развитие географических знаний о Земле 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Современные географические исследования - Развитие географических знаний о Земле 5 класс

    Уроков: 7 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Географические координаты - Изображения земной поверхности и их использование 5 класс

    Уроков: 6 Заданий: 8 Тестов: 1

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.

>> Типы стран современного мира

§ 2. Типы стран современного мира

Страны мира различаются не только по размерам и географическому положению , но и по уровням социально- экономического развития. Исходя из этого уровня их принято подразделять на два главных типа: 1) экономически высокоразвитые страны, 2) развивающиеся страны. В основу этой типологии обычно кладется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в расчете на душу населения (хотя для получения полной картины желательно учитывать уровень образования, среднюю продолжительность жизни и некоторые другие показатели).

К числу экономически высокоразвитых стран мира относят свыше 40 государств Европы , Азии, Северной Америки , Африки, Австралии и Океании, которые отличаются наиболее высоким уровнем социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют показатели их ВВП из расчета на душу населения (табл. 14).

Однако группа экономически высокоразвитых стран отличается довольно большой внутренней неоднородностью, так что в ее составе обычно выделяют три подгруппы. Во- первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада), на долю которой приходится около У2 всего мирового ВВП . Во-вторых, это высокоразвитые небольшие страны, преимущественно в Западной Европе, также имеющие очень высокие показатели душевого ВВП и принимающие активное участие в мировой торговле. Фактически к ним примыкают и так называемые «страны переселенческого капитализма» - бывшие владения Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). В-третьих, это некоторые новые высокоразвитые страны, например Сингапур, Республика Корея.

Таблица 14

Десять первых стран мира по показателю ВВП из расчета на душу населения, 2008 г.

К числу развивающихся стран ООН относит все остальные государства мира. В большинстве своем это страны Азии, Африки и Океании, добившиеся политической независимости после Второй мировой войны, а также страны Латинской Америки, получившие такую независимость значительно раньше. Огромный разноликий мир развивающихся стран гораздо более неоднороден. Поэтому в нем можно выделить пять основных подгрупп. Во- первых, это так называемые ключевые страны - Китай, Индия, Бразилия и Мексика, которые во многом являются лидерами развивающегося мира. Например, эти четыре страны производят значительно больше промышленной продукции, чем все остальные развивающиеся страны, вместе взятые. Во-вторых, это новые индустриальные страны (НИС), преимущественно азиатские, которые в 1980-1990-х гг. по темпам социально-экономического развития совершили такой скачок, что их стали называть «тиграми», или «драконами». Примерами таких стран служат уже упоминавшиеся Республика Корея, Сингапур, а также Малайзия, Таиланд. В-третьих, это страны, экспортирующие нефть, - Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и некоторые другие, где благодаря притоку нефтедолларов размеры душевого ВВП нередко выше, чем в Западной Европе и США. В-четвертых, это «классические» развивающиеся страны с низким уровнем социально-экономического развития и душевым ВВП, обычно не превышающим 3-4 тыс. долларов. К данной подгруппе относится подавляющее большинство стран Африки и многие страны Азии и Латинской Америки. В-пятых, это 50 наименее развитых стран, в которых среднедушевой ВВП составляет всего 1-2 тыс. долларов в год. Почти все они находятся в Тропической Африке. Примерами самых бедных стран мира могут служить Мозамбик и Эфиопия.

Третий тип стран - это страны с переходной экономикой. К нему принято относить все постсоциалистические страны, то есть 15 стран, ранее входивших в состав СССР, 12 бывших социалистических стран Центрально- Восточной Европы и Монголию. Все они в конце 1980- начале 1990-х гг. начали переход от прежнего, во многом авторитарного политического строя к демократическому строю, основанному на гражданском обществе, многопартийности, соблюдении прав человека. Активные преобразования стали проводиться и в хозяйственной сфере, где фактически уже произошел переход от прежней административно-командной системы и централизованного планирования к рыночной экономике.

К особому подтипу стран следует отнести Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, которые, согласно их конституциям и программам руководящих партий, продолжают идти по социалистическому пути развития.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки