Схожи рыночная и командная экономика. Плюсы и минусы рыночной и командной экономики

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);

Стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

Хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев.

Исходя из этого, различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

Представив основные черты командной и рыночной экономической систем, можно дать их сравнительную характеристику в виде следующей таблицы 5.

Таблица 5.



Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной.

Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

l обеспечение занятости;

l полное использование производственных мощностей;

l стабилизация цен;

l параллельный рост заработной платы и производительности труда;

l равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы.

Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Спор о том, какая экономическая модель выгоднее и эффективнее, ведётся не одно десятилетие. Как показывают объективные данные, идеального устройства национального хозяйства не существует. Названные модели нигде не воспроизводятся в чистом виде, однако стремление к их построению во многом определяет политику государств. Во всём цивилизованном мире общепринято мнение, что идеальным вариантом является смешанная экономика. Чем больше её функций отдано на откуп гражданскому обществу и частному бизнесу, тем лучше.

Определение

Командная экономика – это тип хозяйственно-экономической системы, основанный на национализации, главенствующей роли государства. Потребности общества определяются путём планирования производства, которое далеко не всегда является объективным. Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка. Частная собственность сведена к минимуму, в то время как приоритет отдаётся именно государственной.

Рыночная экономика – это тип хозяйственно-экономической системы, при котором ведущую роль играет частный бизнес. Роль государства сведена к минимуму, оно выступает в роли «ночного сторожа», борясь лишь с монополизацией национального хозяйства, перепроизводством, демпингом и другими негативными факторами. Количество товаров, цены, целевые группы формируются рынком. Как государственная, так и частная собственность находятся в равных условиях, а все противоречия и споры разрешаются в гражданско-правовом порядке.

Сравнение

Командно-административная и рыночная экономики имеют свои достоинства и недостатки. Как показывает практика, первый тип порождает коррупцию, дефицит продукции и убивает свободу выбора, так как решения о выпуске товаров и их распределении принимаются узким кругом лиц. Тем не менее, командная экономика не допускает социального расслоения общества, но это – «равенство в нищете».

Рыночная экономика даёт шанс прославиться и заработать много денег. Её девиз – «Разбогатей или умри в попытках», стал своеобразным символом нового времени. Однако рынок порождает социальную напряжённость, перепроизводство, постоянную борьбу между конкурентами, которая зачастую приобретает нецивилизованный характер. На данный момент именно рыночная экономика показала большую жизнеспособность и склонность к развитию.

Выводы сайт

  1. Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.
  2. Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.
  3. Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.
  4. Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.
  5. Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

Каким будет состояние экономики в стране, зависит от многих факторов. Одним из них является выбранная правительством экономическая система. Выгодной для государства является командная экономика. Предлагаем выяснить, что характеризует командную экономику.

Что такое командная экономика?

Данный вид экономики является противоположностью рыночной экономики, где производство, ценообразование, инвестиции принимаются владельцами средств производства на основании собственных интересов, а не относительно всеобщего планирования. Командная экономика – это такая экономическая система, в которой государство управляет экономикой. В системе с ней правительство принимает все решения относительно производства и употребления товаров и услуг.

Признаки командной экономики

Правительство каждой страны должно понимать, что свойственно командной экономике:

  1. Чрезмерное влияние правительства на экономику. Государство жестко занимается регулированием производства, распределения и обмена продукции.
  2. Устанавливаются конкретные планы по производству определенной продукции.
  3. Чрезмерная централизация производства (более 90% предприятий – государственная собственность).
  4. Диктатура производителя.
  5. Бюрократизм аппарата управления.
  6. Направленность значительной части дефицитных ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса.
  7. Низкое качество продукции.
  8. Использование административных методов приказов, товаропроизводственных требований.

Где существует командная экономика?

Известно, что командная форма экономики существует в Корейской Народно-Демократической Республике. Страна представляет собой суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего народа. Власть здесь принадлежит рабочим и интеллигенции. По той причине, что своя экономическая статистика в стране не ведется, все данные о состоянии экономики – экспертные оценки других стран. После реформ в сельском хозяйстве здесь начали возникать семейные предприятия. Площадь пригодных для использования под сельское хозяйство земель составляет более 20%.


Чем отличается рыночная экономика от командной?

Экономисты говорят, что командная экономика и рыночная имеют немало различий:

  1. Производство . Если командная экономика навязывает собственную волю и указывает, сколько и для кого производить, то рыночная стремится к стабильности благодаря диалогу между всеми участниками процесса.
  2. Капитал . При командной экономике основные средства находятся под контролем государства, а при рыночной – в руках частного бизнеса.
  3. Стимулы развиваться . Командная система призвана реализовать волю правящей власти, а рыночная экономика порождает конкуренцию.
  4. Принятие решений . Командная система не считает должным считаться с другими, а рыночная экономика ответственные шаги делает путем диалога власти и общества.
  5. Ценообразование . Рыночная экономика предусматривает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Что касается административной модели, то она способна формироваться за счет запрещенных к обороту товаров. Командная система самостоятельно формирует цены.

Плюсы и минусы командной экономики

Известно, что командный характер экономики имеет не только недостатки, а и преимущества. Среди положительных сторон такого вида экономики – возможное создание уверенности в завтрашнем дне и социальная защищенность населения. В числе недостатков – низкая производительность труда, в следствии препятствования развития хозяйственной инициативы.

Командная экономика - плюсы

Принято выделять такие плюсы командной экономики:

  1. Очень удобное управление – возможность осуществления тотального административного контроля. Данный вид экономики с точки зрения власти является безупречным.
  2. Командная экономика создает иллюзии стабильности и социальной защищенности населения, уверенности в завтрашнем дне.
  3. Воспитывается и поддерживается очень высокий уровень морали и .
  4. Средства и ресурсы сосредотачиваются в самых значимых направлениях.
  5. Гарантированная занятость населения – нет необходимости беспокоиться о своем будущем и будущем детей.

Командная экономика - минусы

Данный вид экономики имеет немало недостатков. Называют следующие минусы командной экономики:

  1. Негибкость командно-административной системы – она очень медленно может адаптироваться к каким-либо переменам, с трудом способна реагировать на особенности местных условий. Результат – однотипные шаблонные подходы к решению хозяйственных проблем.
  2. Несовершенные трудовые отношения.
  3. Низкая производительность труда по причине препятствий развития хозяйственной инициативы и отсутствия к производительному труду.
  4. Постоянный дефицит продуктов и потребительских товаров.
  5. Падение темпов экономического развития, порождение стагнации производства и острого политического кризиса. В итоге под угрозой может оказаться существование самого государства.

Способ ценообразования в командной экономике

Способом ценообразования в данном виде экономики является установление цен на многие товары в централизованном порядке государственными властями. В этом состоят особенности командной экономики. Одно из его достоинств такого способа – отсутствие кризисов и стабильное развитие экономики. Недостатки командной экономики в незаинтересованности производителей в эффективности своего труда, снижение управляемости народным хозяйством. Помимо того, один из минусов – постоянный дефицит товаров и невосприимчивость к научно-техническому прогрессу.

Чем командная экономика отличается от рыночной? На этот вопрос постараемся ответить кратко в данной статье.

Частная собственность

В рыночной, в отличие от преобладает Государство не вмешивается в дела компаний. Хозяйственные субъекты имеют право на свободу в предпринимательстве.

Роль государства в экономике

В рыночной, в отличие от командной экономики, роль государства сводится к минимуму. Ценообразование происходит за счет баланса спроса и предложения. Государство не ставит план, как это было когда-то в СССР, по производству определенного количества товара, и не приобретает его у предприятий по фиксированным ценам. Каждая фирма вправе устанавливать цену самостоятельно.

Долгое время преобладали сугубо либеральные идеи о том, что государство должно не вмешиваться в экономические процессы. «Невидимая рука рынка» все расставит по местам. Такая практика применялось и в нашей стране либеральным правительством Е. Гайдара, но она только усугубила экономические проблемы нашего государства.

Свобода предпринимательской деятельности

В рыночной, в отличие от командной экономики, каждый хозяйственный субъект имеет право на:

  • выбор стратегии развития компании;
  • самостоятельный партнеров вне зависимости от политического курса страны;
  • свободное распоряжение прибылью, капиталом в рамках законодательства;
  • свободу в ценообразовании.

В нашей стране некоторые пункты не выполняются. Хорошо это или нет, зависит от конкретных ситуаций. Например, недавнее охлаждение дипломатических отношений между Россией и Турцией серьезно ударило по многим отраслям экономики. Причем решение о сворачивании всех отношений принадлежит именно нашей стране. Конечно, сбитый самолет - серьезное преступление с точки зрения международного права, однако «рубить под корень» десятилетиями налаженные связи не стоило. Ущерб понесли как турецкие, так и российские компании.

Нельзя говорить, что только наша страна не является эталоном рыночной экономики. Достаточно вспомнить недавние демарши Польши и Прибалтики по ухудшению свободного передвижения для жителей Калининградской области на приграничных районах. Многие европейские компании построили бизнес именно на с нашими гражданами.

Это говорит о том, что даже страны ЕС сегодня отказываются от эталонной рыночной экономики. Примером также служат санкции.

Личный экономический интерес

В рыночной, в отличие от командной экономики, участники рынка материально заинтересованы в прибыли. Хочется вспомнить крылатую фразу в эпоху СССР: «Государственное, значит, ничье». Выражение наглядно показывает отношение людей к государственным компаниям.

Отличия и сходства командной и рыночной экономики

Перечислим отличия и сходства рыночной экономики и командной.

Итоги

Итак, в рыночной экономике, в отличие от командной, присутствует личная заинтересованность, конкуренция, свобода в предпринимательской деятельности. Однако не стоит забывать, что сегодня мало государств, которых можно назвать эталоном командной экономики или рыночной. Каждая, даже самая либеральная, система имеет смешанные черты. Исключение, пожалуй, составляет КНДР и ряд тоталитарных стран. В них роль государства в экономике, как и в других сферах, ключевая. в отличие от рыночной, не допускает неподконтрольных людей. Некоторые государства допускают частную собственность, но только к ограниченным сферам, например, такая система практикуется в Беларуси.

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

    Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно