Сферы общественной жизни. Сферы общества

Что такое "общество"? Я думаю, что каждому приходилось слышать выражения такого типа: "Какое приятное общество собралось", "сливки общества", "общество защиты прав потребителей", "общество любителей пива", - да мало ли еще вариантов, когда термин "общество" кажется вполне уместным! Вместе с тем, философия изучает наиболее общие понятия, т.е. изучает общество в целом .

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

Общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", «союз", «объединение".

Общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово "общество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", «период".

Общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", «информационное общество", «традиционное общество" и т.д.). В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характеристика.

Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Так какие сферы совместной деятельности людей влияют на их общественную жизнь?

Общество. Сфера жизни.

Общество - это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Поэтому общество - это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов. Общество - это система совместной деятельности людей. К числу подсистем относят сферы общественной жизни:

1. Экономическая - связана с производством и распределением материальных благ для обеспечения жизни социума; 2. Социальная - включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования; 3. Политическая - включает в себя государственные, общественные и правовые институты регулирования общества, управления им; 4. Духовная - заключает в себе средства развития и удовлетворения нематериальных потребностей, а также механизмы становления и формирования общественного сознания (религиозные, идеологические и пр.).

Общество - понятие, непосредственно характеризующее организацию жизни людей в стране. Общество - это совокупность людей (индивидов), объединенных исторически сложившимися в ходе обеспечения материальных и духовных потребностей людей формами хозяйственной и социальной деятельности. В более узком смысле обществом можно назвать группу людей, объединенных сходством их происхождения и места в системе общественного разделения труда. Обществом называют также объединение людей для достижения каких-то целей.

Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья). Степень трудности перехода из одной группы в другую, а также неравноправности групп в системе общественных институтов является показателем уровня закрытости общества. Все многообразие обществ - объединенных на различной основе больших групп людей, существующих сейчас и уже исчезнувших, - разделяют на определенные типы. Существует множество способов классификации обществ. Если в качестве главного признака выбирается религиозный, то общества могут быть разделены на исламское, конфуцианское, христианское и т. п. Если язык - франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и многие другие. Если письменность - бесписьменные (дописьменные) и письменные. Положив в основу классификации способы получения средств к существованию, получают четыре основных типа общества: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие общества; аграрные общества; промышленные (индустриальные) общества. В марксистской теории тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы. Различались первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества, предполагался переход к коммунистическому. Производным от марксистского стало деление на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество, переход современных развитых стран к которому, как принято считать, постепенно происходит после Второй мировой войны. О путях дальнейшего развития человеческого общества не сложилось единого мнения. Оно или развивается поступательно (прогрессирует) (по теории К. Маркса), или движется к своему упадку (регрессирует) (по О. Шпенглеру). Согласно современной эволюционистской теории, общество в целом последовательно прогрессирует. В рамках циклической теории существует мнение, что система развития общества выглядит как спираль.

Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них соответственно изучается такими науками, как экономика (общая и социальная), социология, политология, философские дисциплины. Постараемся кратко рассмотреть основное содержание этих сфер.

Человек издревле пытался разобраться в устройстве общества и воспроизвести его структуру на бумаге. Однако социум имеет сложнейшую организацию, изобразить которую в виде одной схемы невозможно. В этой статье мы расскажем об одной из классификаций, в основу которой легли сферы общества.

Сферы жизни общества

Человек, являясь членом общества, взаимодействует с другими его представителями, вступая с ними в определенные отношения: продает и покупает, женится и разводится, голосует на выборах и вступает в ряды общественных организаций . Такие устойчивые взаимоотношения получили название сфер жизни общества.

Согласно общепринятой классификации, существует четыре основные сферы общества :

  • политическая. Затрагивает все, что имеет отношение к политике: государственное устройство, образование политических партий, политические процессы, происходящие в государстве;
  • экономическая. Представляет собой систему взаимоотношений, связанную с производством, реализацией и потреблением товаров и услуг;
  • социальная. Охватывает деление общества на нации , народы, классы, социальные группы и пр.;
  • духовная. Эта сфера охватывает вопросы морали, религии, искусства, образования, науки и т. п.

Сферы деятельности общества охватывают все процессы, которые протекают в государстве, а также людей, являющихся участниками этих процессов. Покупая продукты в супермаркете, вы приобщаетесь к экономической сфере деятельности общества, вступая в брак — к социальной, выходя на митинг — к политической, а отправляясь в Третьяковскую галерею — к духовной.

Духовная и социальная сферы общества

Спор о том, какая из сфер общества является доминирующей, длится давно, но ответ до сих пор не найден. Карл Маркс считал определяющей экономическую сферу деятельности, в эпоху Средневековья в качестве основной выделялась духовная. Давайте рассмотрим каждую подробнее и решим, какая из них важнее.

Духовная сфера общества

Духовная сфера деятельности общества представляет собой совокупность отношений, которые возникают в ходе формирования, передачи и освоения нематериальных (духовных) ценностей. К ним относятся верования, культурные традиции, нормы поведения, художественное достояние и т. п.

К духовной сфере общества относятся мораль, наука, искусство, религия, образование и право. Когда в детстве ребенка учат уважать старших, его приобщают к духовной сфере общества. Учась в школе и вузе, посещая выставки и концерты, путешествуя по миру и изучая традиции национальной культуры, мы приобщаемся к духовной сфере.

Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой совокупность отношений, возникающих в результате деятельности человека как члена социума. Каждый из нас занимает в обществе определенное положение, которое определяется нашим возрастом, семейным положением, образованием, местом жительства, половой принадлежностью, национальностью и социальным статусом. Все это характеризует место индивида в социальной сфере общества.

Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Понятие «общество» достаточно многозначно. В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. В историческом аспекте под обществом понимают фиксированные этапы его развития (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое). В более узком смысле общество рассматривается как отдельный комплекс (украинское общество, английское общество и т.д.).

Субъектное толкование рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное толкование полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное толкование рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Любое теоретическое определение общества, как правило, имеет ценность только в рамках определенным образом заданного исследовательского контекста, в то время как в других контекстах может обнаружиться несостоятельность определения, сопряженная с целым рядом проблем. Например:

характер определения основные положения проблемы
Общество как отдельный конкретный социально-исторический организм, представляющий собой относительно самостоятельную единицу исторического развития. Каждый социально-исторический организм составляют люди, подчинен­ные одной публичной власти. Каждый социально-исторический организм локали­зован во времени и простран­стве. Он занимает определенную территорию. Он обязательно когда-то возник, а многие родившиеся в свое время социально-историче­ские организмы давно уже исчезли, ушли с исторической сцены. Границы социально-исторического организма есть границы публичной власти. В применении к классовому обществу эти границы, как правило, совпадают с государствен­ными границами. Другими словами, синонимом понятия «общество» выступает «государство». Термин «государство» имеет два основных значения: первое - определенный аппарат вла­сти, аппа­рат принуждения, второе - достаточно четко отграниченная на­селенная людьми терри­тория, находящаяся под властью одной определенной государственной машины. Именно в этом втором смысле термин «государство» широко используется обозначения социально-исторических орга­низмов классового общества. Однако государство во втором значении этого слова не всегда сов­падает с социально-историческим организмом.
Общество как система социально-исторических организмов Между социально-историческими организмами и их системами не существует абсолютной, непроходимой грани. Система социально-исторических орга­низмов может превратиться в единый организм, а по­следний может распасться на множество са­мостоятельных социоров. Несколько региональных систем социально-исторических организмов могли в свою очередь образовывать социорную систему более высокого порядка. Предельной системой при этом была бы, конечно, такая, которая бы включала в себя все социально-исторические организмы без исключения. Такая система существовала не всегда, но совокупность всех не только существующих, но и существовавших социально-исторических организмов тоже всегда именовалась обществом. Границы социально-исторических организмов яв­ляются более или менее определенными, ибо совпадают с государствен­ными. Иначе обстоит дело с границами региональных систем социально-исторических орга­низмов. Разные исследователи проводят их по-раз­ному. Одни включают тот или иной социор в данную региональ­ную систему, другие, наоборот, исклю­чают. И обычно это никак не обос­новывается.
Общество как человечество в целом Общество – это все человечество, взятое в его прошлом, настоящем и будущем. Под «человечеством» нередко понимают просто биоло­гический вид.
Общество как общество (вообще) определенного типа Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозна­чающее его тип. Приме­рами могут послужить словосочетания: «первобытное об­щество», «традиционное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков. Конкретный социально-исторический организм, общество вообще определенного типа и общество вообще соотно­сятся как отдельное, особенное и всеобщее. Общество вообще определенного типа как таковое, т.е. как особое само­стоятельное явление, не существует. На этом основании некоторые исследова­тели утверждают, что феодальное общество вообще, капитали­стическое обще­ство вообще и т. п. представляют собой чистые мысли­тельные конструкции, что они существуют только в сознании ученых.
Общество как социальная материя (общество вообще) Общество как социальная материя не является произволь­ной мыслительной конструкцией. Оно имеет объективное содержание, ибо фик­сирует объективное общее, присущее всем социально-историческим орга­низмам без исключения. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество в та­ком смысле слова не может являться объектом исторических исследований, но является объектом исключительно философской рефлексии. Это «общество вообще».

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.), экономическую (производительные силы, производственные отношения), политическую (государство, партии, общественно-политические движения), духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

характеристика сущности взаимосвязь с другими сферами
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Основу образует материальное производство. В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Материальное производство включает в себя две стороны: производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила), выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства. Основное производственное отношение - отношение к собственности на средства производства. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил – это основной закон развития общества. Эта сфера не только исторически первая, она же и "прародительница" всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной. Она в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Политическая сфера есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу осуществления государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Политика есть концентрированное выражение экономики. Ее главной задачей является согласование интересов самых различных слоев общества.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Социальная сфера это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Она охватывает интересы различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Общество как социальная система, в рамках которой формируются и функционируют различные общности или группы - классы, нации, семьи, производственные коллективы и т.д., имеет достаточно сложную социальную структуру. Благодаря взаимосвязи и функционированию элементов социальной структуры обеспечивается целостность всего общества. Структурирование общества может производиться по самым различным основаниям, классовым, демографическим (пол, возраст), этнонациональным, классовым и т.д. Статусно-ролевой набор индивида определяется его принадлежностью той или иной социальной общности. Каждая из сфер жизни общества способствует формированию той или иной социальной структуры, определяет статусно-ролевой набор отдельных индивидов.
ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ Основу составляет духовное производство. Процесс духовного производства предполагает получение новых идей, прикладных и фундаментальных. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства - производство общественного мнения. В процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, нередко получает доминирующее значение идеологический момент. Важнейшим компонентом духовной сферы жизни общества является общественное сознание . Среди функций духовного производства определяющей является духовная деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

30. ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития. С этой системной точки зрения общество – это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется:

1) разнообразием элементов и связей между ними;

2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право);

3)саможостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования;

4)динамичностью и альтернативностью путей развития;

5)нелинейным характером социальных процессов.

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики. В работах Конта, Маркса, Вебера, Сорокина основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Именно деятельность является основанием классификации сфер общественной жизни и условием единства общества. Под деятельностью понимают специфически человеческую форму активных отношений к природному и социальному миру с целью его изменения и преобразования и удовлетворения на этой основе возникающих потребностей. Социальные же отношения – это разнообразные формы и способы связей и взаимодействий больших социальных групп, возникающих в процессе совместной деятельности в различных сферах общественной жизни. Разные авторы по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения. Именно они детерминируют виды деятельности и характер социальных связей. Вебер же в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Отсюда следует, что все причины, обуславливающие социальную динамику, можно разделить на объективные и субъективные. Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным или реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

Необходимо отметить тот факт, что процесс развития общества, то есть исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Но это не означает, что история общества фатально предопределена, а человек в истории всего только марионетка. В совместной организованной деятельности люди способны решать самые грандиозные задачи, достигать самые высокие цели, но при этом вынуждены считаться с теми объективными факторами, которые являются результатом предшествующей истории, от их воли не зависят и служат препятствием на пути произвольного субъективизма. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, который исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтаризма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор исторического процесса. В реальной же истории объективный ход событий дополняется сознательной целенаправленной деятельностью людей.

Именно люди, индивиды и их сообщества, выступают субъектами социального развития. Это народные массы, социальные группы, общественные объединения, исторические личности, которые своей деятельностью способствуют социальному прогрессу. Народ – это социальная общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Благодаря своей организованности и осознанию единства народ и выступает решающей силой исторического процесса. Сословия, классы, нации, объединяющие большие массы людей, в процессе своей деятельности решают наиболее значимые проблемы общественной жизни. Что же касается исторических личностей, то их роль в социальном процессе тем выше, чем более полно, последовательно и адекватно они выражают, защищают и проводят в жизнь интересы людей.

Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Вопрос этот в обществоведении решался неоднозначно. Одни исследователи общественной жизни отстаивали идею поступательного восхождения от простых и низших форм организации к более сложным и высшим и обосновывали концепцию социального прогресса. На позициях социального оптимизма стояли Сен-Симон, Конт, Гегель. Идея прогрессивного восхождения человечества из состояния дикости к коммунизму как “царству свободы” нашла свое обоснование в социальной философии Маркса. В ХХ ст. эта идея нашла воплощение в идеологии технократизма, основывающейся на вере в неограниченные возможности науки и техники и эффективность управления технических специалистов.

По-разному решалась и проблема критериев прогрессивного развития. Просветители, например, условием прогрессивного развития считали свободный разум. Марксизм критерием социального прогресса считал уровень экономического развития. В современном обществоведении утвердилось мнение, что критерием социального прогресса является комплексный показатель, который включает в себя положение человека в обществе, уровень его свободы, степень социальной и экологической безопасности, мера духовности.

С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею социального регресса и исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.

Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Эволюционные изменения осуществляются путем постепенного реформирования различных сторон социальной жизни и совершенствования законодательства в границах существующего строя. Революция же – это форма социального развития путем радикальных преобразований всей системы общественных отношений с коркнным изменением социально-классовой структуры и политических институтов. Революционные изменения осуществляются широкими массами людей и сопровождаются свержением существующего общественного строя. Чаще всего результаты эволюционного и революционного процессов бывают одинаковыми, но при этом революция сопровождается многочисленными потерями и жертвами, что ставит под сомнение оправданность этого пути развития.

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако если законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек, то в реализации законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма.


Похожая информация.


Сфера (подсистема) жизни общества - это разновидность социальной организации, обладающая особым предназначением, содержанием, закономерностями, своими субъектами, способами средствами их деятельности, определенными пределами распространенности. Социальным основанием выделения сфер жизни общества служат те цели и задачи, потребности и интересы, планы и программы субъектов, осуществление которых необходимо для успешной жизнедеятельности общества и требует обособления, относительно самостоятельного отграничения и функционирования. Данное основание является главным для разграничения сфер жизни общества. Индивид не только что-то берет от общества для удовлетворения собственных потребностей и интересов, но и живет, действует в обществе. Поэтому общество заинтересованно в том, чтобы развивать свою культуру, сохранять достигнутое, обеспечивать достойный для граждан уровень жизни. Общество заинтересовано также в своем общем, цивилизационном совершенствовании и авторитете среди других обществ. Исторически объективно, а также и в результате целеполагающей деятельности людей складывались необходимые и относительно самостоятельные сферы жизни общества, имеющие свое предназначение, признаки, систему отношений, функции и т.п. Общество требовало от индивидов квалифицированной деятельности в данных сферах, стало готовить для них кадры. Дадим краткую характеристику основным сферам жизни общества. I. Сфера материально-производственной жизни общества - это необходимая подсистема, содержание которой составляет воспроизводство, хранение, распределение и потребление материальных ценностей общества, удовлетворение материальных потребностей людей. Эго преимущественно вещная (предметная) и энергетическая сфера жизни, где действуют экономические законы и сами субъекты в системе экономики (хозяйства), где удовлетворяются материальнофизические потребности в трудовой активности. Основными критериями сферы выступают: материально-финан- совое богатство общества, развитость орудий труда, наличие новых, экологически и социально безвредных технологий, осуществление профессиональной подготовки специалистов в материальном производстве, материальный уровень жизни людей. В структуре материально-производственной жизни можно выделить: финансовую жизнь общества; жизнедеятельность субъектов промышленности; сельское хозяйство; сферу сервиса; жизнедеятельность людей в сфере транспорта и связи; торговлю; материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность; жизнедеятельность субъектов в ремесленно-кустарном производстве; научно-технический прогресс в материально-производственной сфере; общественное разделение труда; функционирование экономического сознания субъектов в данной сфере; систему норм и принципов материально-производственной деятельности; систему экономических отношений. 2. Социальная сфера жизни общества - это необходимая подсистема, содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов общностей и отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, уважения или презрения. Основными критериями социальной жизни общества выступают: статус личности в обществе и его реальное воплощение в жизни; положение различных демографических, профессиональных, социальных и других общностей в государстве; качество деятельности государства в данной сфере; качество и уровень жизни людей. Структура социальной сферы жизни общества может быть представлена по положению субъектов: 1) в демографическом аспекте - положение в обществе младшего, среднего и старшего поколений, мужчин и женщин; 2) по профессиональной деятельности - положение в обществе различных профессиональных групп; 3) по социальному признаку - положение в обществе пенсионеров, инвалидов, безквартирных, многосемейных и т.д. Структуру социальной сферы можно представить иначе - по основным слагаемым статуса личности или социальной общности: права личности или социальной общности, гарантии их реализации в обществе; свободы личности или социальной общности, гарантии их осуществления; обязанности субъектов перед собой, государством и другими субъектами; ответственность личности или социальной общности перед собой, государством и другими субъектами. 3. Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, а также реализация интересов граждан по отношению к собственности и власти. Жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием, использованием или утратой власти. Основными субъектами политической жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках - в политической организации общества Как совокупности политических институтов: государства, политических партий, движений, союзов и т.п. Важной характеристикой политической жизни является ее системность. В политическую систему жизни общества входят: политическая организация общества; политические отношения и деятельность субъектов; функционирование политического сознания; режим осуществления власти; политическая культура. Основными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны; наличие политических прав и свобод граждан, их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической и правовой деятельности субъектов общества; социальная направленность государственной деятельности. Структуру политико-правовой сферы общества составляют: политико-правовой статус субъектов общества (государства); система государственных и общественных (гражданских) политико-правовых отношений общества; совокупность действующих политических и правовых институтов; функционирование политико-правового сознания, мировоззрения и качеств субъектов; осуществление режима власти в стране. 4. Духовная жизнь общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. Духовная жизнь общества составляет ведущий процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; осознание человеком самого себя, своих отношений с природой и обществом; гуманистическая направленность типа общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан. Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности ее институтов и субъектов духовной жизни. Структуру сферы духовной жизни общества, как и других сфер, можно представить многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются: процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания, а также личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение соответствующих потребностей субъектов; образовательно-воспитательный процесс в рбществе; научная жизнь общества; художественно-эстетическая жизнь общества; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационная жизнь общества. В структуру духовной жизни общества определенной стороной включается и нравственная жизнь, с ее процессами осмысления роли и значения морали, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни. Основные понятия Материально-производственная сфера жизни общества, социальная сфера жизни общества, политикоправовая сфера жизни общества, духовная сфера жизни общества. 1.2.

2. Основные сферы жизни общества

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

2.2 Философские проблемы экономической жизни общества Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества

Из книги Социальная философия: Учебное пособие автора Алексеев Петр Васильевич

Глава III ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества Как отмечалось в предшествующей главе, с системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

1. Сферы функционирования общества как системы Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой: обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает

Из книги Реальность и человек автора Франк Семен

4. Ценности и их особая роль в жизни общества Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это «онаучивание» не должно порождать сциентистской эйфории, веры в способность науки решить в

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

9.4. Общественное сознание в жизни общества В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется

Из книги Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга - диалог) автора Толстых Валентин Иванович

3. ДВЕ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ЗАДАЧА ОГРАЖДЕНИЯ ЖИЗНИ ОТ ЗЛА И ЗАДАЧА ПРЕОДОЛЕНИЯ ГРЕХА Говоря выше (гл. IV, 5) о двойственности человеческого духа, мы указали, что она ведет к двойственности сфер человеческой жизни, – к различию между сферой чисто человеческого

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

13.1.2. Циклические и волновые теории жизни общества Рассматривая циклические (т. е. подразумевающие движение по кругу) теории социальной жизни, о развитии говорить уже не корректно. Скорее следует вести речь о жизни общества, которая имеет периоды подъема и спада и

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Основные даты жизни и творчества Э.В.Ильенкова 1924, 18 февраля - день рождения Э.В.Ильенкова, г. Смоленск.1928 - переезд семьи на жительство в Москву.1940 - закончил выпускной класс средней школы № 170, г. Москва.1941 - поступает в ИФЛИ им. Н.Г.Чернышевского. Эвакуируется в г.

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

Глава девятая Духовное в жизни общества Мы переходим к изучению самой возвышенной сферы жизнедеятельности общества и человека. Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной (и в действительности таковой является), ибо именно здесь воочию рождается и

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории Общество - это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

Из книги Формирование философии марксизма автора Ойзерман Теодор Ильич

Из книги автора

2. Основные сферы общественной жизни Марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации, об истории как естественноисторическом процессе предполагает изучение основных сфер общества, их особенностей и взаимосвязей. Особое значение разработка

Из книги автора

3. Политика и ее роль в жизни общества Политика – явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась

Из книги автора

9. Основные посылки исторического материализма. Объективное и стихийное в развитии общества. Свобода и необходимость Предпосылки материалистического понимания истории носят не умозрительный, а эмпирический характер. Это, разъясняют Маркс и Энгельс, реальные индивиды и