Расходы икт. О расходах в сфере информационно-коммуникационных технологий

Бюджетная классификация, содержащая представляет собой группировку бюджетных показателей на всех уровнях по прибылям и тратам, а также все источники финансирования, которые привлекаются для покрытия дефицитов. Благодаря такой классификации можно сопоставлять показатели всех бюджетов. Коды видов расходов и доходов систематизированы для того, чтобы иметь полную информацию о формировании доходов и осуществлении бюджетных трат.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация РФ принята посредством в 1996 году, а в 2000-м он был значительно изменён и дополнен. В бюджетной классификации предусмотрены разделы коды видов доходов бюджетов, коды видов расходов бюджетов, источники финансирования дефицитов, операции сектора госуправления. Кроме того, указываются источники внутреннего финансирования в дефицит бюджетов и внешнее финансирование федерального бюджета, виды внутреннего долга Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований, а также виды внешнего долга страны. В данной статье основное внимание будет отдано одному из разделов, где перечислены коды видов расходов. осуществляют по следующим признакам.

Функциональный раздел отражает бюджетные средства, направленные на выполнение основной деятельности государства. Например, оборона, управление и тому подобное. Составляется классификация кодов видов расходов таким образом: от раздела через подразделы к целевым статьям, затем вскрываются непосредственно виды расходов. Вид ведомственной классификации связан со структурой управления, там отображается группировка юридических лиц, которые получают бюджетные средства, то есть они являются Вид экономической классификации демонстрирует деление государственных расходов на капитальные и текущие, там же отражается состав расходов на оплату труда, все материальные затраты и приобретение услуг и товаров. Классифицируется это по следующему принципу: от категории расходов в группы, затем из предметных статей в подстатьи.

Функциональная классификация

Функциональная классификация - это группировка расходов бюджета на всех уровнях системы Российской Федерации, где отражается расход средств (закупка товаров, оборонные нужды и тому подобное) для выполнения всех главных функций государства. Здесь четыре уровня классификации: от разделов к подразделам, из них выделяются целевые статьи, затем на каждую определяются виды расходов. Например, госуправление и местное самоуправление проходят под кодом 0100, а судебная власть под кодом 0200. Международная деятельность - 0300, национальная оборона - 0400, госбезопасность и правоохрана - 0500, содействие фундаментальным исследованиям, научному и техническому прогрессу - 0600, промышленность, строительство и энергетика - 0700, сельскому хозяйству и рыболовству отдан код 0800, а охране природных ресурсов, геодезии, картографии и гидрометеорологии - 0900.

Далее идёт транспорт, связь и информатика, дорожное хозяйство - 1000. Рынок и развитие его инфраструктуры - 1100, ЖКХ - 1200, МЧС - 1300, образование - 1400, искусство, культура и кинематография - 1500, СМИ - 1600, здравоохранение и физкультура - 1700. Социальной политике отдан код 1800, государственным долгам - 1900, государственные резервные средства и пополнение запасов проходят под кодом 2000. Бюджеты других уровней финансируются под кодом 2100, ликвидация и утилизация вооружений (в том числе и по международным договорам) - 2200, 2300 - специальные расходы по мобилизации экономики, космос - 2400. Под кодом 3000 проходят так называемые прочие расходы. А код КОСГУ (Классификации операций сектора государственного управления) 3100 принадлежит целевым бюджетным фондам. Далее происходит детализация, которую можно проследить на следующем примере. В разделе 0100 (госуправление и местное самоуправление) подраздел 0101 - деятельность главы государства (президент страны), целевая статья - 001, обозначающая содержание главы государства, вид расходов - 001, то есть денежное содержание Таким же образом выстроены бюджеты на каждом уровне с учётом специфики и конкретики. Функциональная классификация необходима для определения федеральных нужд, куда направляются бюджетные инвестиции.

Ведомственная классификация

Это группировка расходов относится к получателям средств из бюджета, и каждый год этот перечень заново утверждается законом, то есть бюджеты каждого субъекта Федерации и каждый местный бюджет должны быть утверждены соответственными органами власти. Сопоставительная таблица КОСГУ включает в себя все государственные органы, все внебюджетные фонды, все органы самоуправления и муниципальные учреждения, которые должны применять КВР (коды видов расходов). С 2016 года автономные и бюджетные учреждения применяют их обязательно. Код КОСГУ - это основная составная часть классификации бюджетных расходов. Структура такого кода: соответствующая группа, подгруппа и элемент от 18 до 20 разряда. Правила применения и перечень видов расходов одинаковы во всех бюджетах системы страны. Код 100 обозначает расходы на обеспечение функционирования муниципальных органов и органов управления внебюджетными государственными фондами, государственных учреждений. Код 200 - закупка товаров, услуг. Сюда же относятся и работы для муниципальных и государственных нужд. Код 300 - социальные выплаты гражданам. Код 400 обозначает капитальные вложения в муниципальную государственную собственность.

Под кодом 500 проходят межбюджетные трансферты. Субсидии автономным, бюджетным и некоммерческим организациям - код 600. Муниципальный государственный долг - код 700, а 800 - другие бюджетные инвестиции. Здесь классификация детализируется до подгрупп (например, 340, 110 и так далее) и элементов (таких, как 244, 119, 111). Для автономных и бюджетных учреждений перечень сильно урезан. Применяются только такие коды: 111, 112, 113 - заработная плата и другие выплаты трудящимся, 119 - страховые взносы, выплата пособий, 220 и 240 - закупка товаров, услуг, работ (для соцобеспечения такие закупки проходят под кодом 323), а социальные выплаты гражданам - 321. Стипендии - 340, гранты, премии отдельным физическим лицам - код 350, другие выплаты населению - код 360. Капитальные вложения - 416 и 410, а в капвложения в строительство - 417. Для исполнения судебных актов используется код 831. Уплата налогов, сборов и иных платежей - код 850. Взнос в международную организацию проходит под кодом 862, а платежи по соглашениям с международными организациями и правительствами других государств - 863.

Увязка по классификации

Распределение затрат требует обязательного руководства таблицей соответствия кодов КОГСУ и вышеперечисленных кодов, и это делают все госорганы и местное самоуправление, все учреждения и внебюджетные фонды. Специально для автономных и бюджетных учреждений Министерством финансов приведена дополнительная уточняющая таблица соответствия КОСГУ и КВР. Если оплату расходов производят по несоответствующим ведомственной детализации кодам, это считается нецелевым расходом бюджетных средств, за это полагается ответственность, в том числе и уголовная. Примеры увязки по классификации, которые приведены ниже, помогут правильно составлять подобную документацию.

Сегодня нельзя прожить без постоянных расходов на информационные и коммуникационные технологии ни одному учреждению или организации. Оплачиваются они по-разному на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, даже для автономных и бюджетных учреждений существуют некоторые особенности в оплате. Получателями бюджетных инвестиций являются разные органы. ИКТ федерального уровня оплачивается по коду 242 (относится к закупке товаров, услуг и работ - сфера ИКТ). На муниципальном и региональном уровне этот код применяется только при соответственном решении финансового органа субъекта РФ или муниципального образования. Если такое решение принято не было, ИКТ оплачивается по коду 244 (другие закупки товаров, услуг и работ). Таким же образом проводятся бюджетные расходы в территориальных внебюджетных фондах. Для автономных и бюджетных учреждений расходы на ИКТ предусмотрены по коду 244, а код 242 не предусмотрен.

Приобретение оборудования

Например, ситуация такая: как оформить затраты на приобретение аппаратуры ГЛОНАСС, чтобы оснастить транспортные средства, какой вид расходов здесь нужно применить? Если это оборонный заказ, то код вида расходов будет 219, если нет - то один из элементов вида 244 (другие закупки товаров, услуг и работ). Нужно точно определить статью, подстатью КОСГУ и затем отразить правильно эти расходы в бухгалтерской отчётности. Определение статьи не такое простое дело. Например, покупается автомобильная антенна, оплачивается установка и настройка (не оборонный заказ). Эти траты отражаются тоже под кодом 244, потому что к другим элементам вида расходов автомобильная антенна относиться не может. Это не код 241, потому что не научная и не исследовательская работа и не опытная конструкторская. Это не код 243, потому что данный товар нельзя отнести к целевому для капитального ремонта муниципального имущества. И это не код 242, потому что антенна не является средством связи сама по себе, а её установка не является услугой сферы информационных технологий.

Остаётся только код 244, и использование его в данном случае выход единственно правильный. Или другая ситуация. Устанавливается новая кабина лифта (не оборонный заказ), и нужно определить вид расходов подобных затрат. Установка лифта связана с заменой старой кабины новой (договор капитального ремонта) или устанавливается кабина лифта первоначально (изменение технических характеристик, договор на реконструкцию или строительство). В первом случае расходы нужно отражать по элементу 243 (закупка товаров, услуг, работ на капитальный ремонт муниципального имущества). Во втором случае - элемент с кодом 410 (бюджетные инвестиции). Или, например, покупается видеорегистратор. Если это оборонный заказ, расходы нужно отражать по элементу кода 219, а если нет, то снова нужный код - 244 (по тем же причинам, что и расходы на антенну).

Служебная командировка

В 2016 году муниципальные государственные учреждения при планировании бюджетов и исполнении их должны обеспечивать сопоставимость показателей, то есть вести аналитику начисляемых расходов по их видам, а не только по кодам КОСГУ, детализация по которым сохраняется. Теперь это нужно делать одновременно и по кодам КОСГУ, и по кодам ВР. Порядок отнесения на соответственные коды командировочных расходов тоже изменился. По какому коду оплачивается служебная командировка и услуги, с нею связанные (заказ билетов, их доставка, бронирование гостиниц и тому подобное)? Услуги эти оказываются сторонней организацией на основании договора, а потому отражаются они по элементу ВР с кодом 244.

Если в командировку поедет сотрудник муниципального государственного учреждения, то всё, что связано с его тратами в поездке, проходит под кодом 112 (другие выплаты персоналу кроме оплаты труда). Если же командированный трудится в любом государственном органе (далее подразделение на гражданские и военные органы), то его траты проходят под кодом 122 (другие выплаты персоналу муниципальных государственных органов кроме оплаты труда). Если командируется военнослужащий или лицо к нему приравненное, будет код 134 (другие выплаты персоналу со специальными званиями). И, наконец, если командированный является сотрудником аппарата внебюджетного госфонда, то код его расходов - 142 (другие выплаты персоналу кроме оплаты труда).

Расходы на проезд

Допустим, с неким гражданином заключается гражданский правовой договор на оказание каких-либо услуг или выполнение работ. Вопрос: как провести эти расходы, если компенсация его трат на проезд является частью оплаты по договору и если это оплачивается отдельно? В первом случае выплата отражается тем же кодом ВР, как и договор. Эти расходы оплачиваются в зависимости от уровня бюджета и типа учреждения - по элементу расходов 244 или 242. Во втором случае (когда отдельная компенсация), оплата проезда отражается по элементу ВР 244 (другая закупка товаров, услуг и работ для муниципальных нужд).

Далее нужно действовать соответственно элементам ВР группы 100 (расходы на выплату персоналу для функционирования государственных органов, органов управления внебюджетными госфондами, казённых учреждений), коды 142, 134, 122, 112, которыми отражается оплата проезда сотрудниками под отчёт. А вот во втором случае (когда заключался гражданский правовой договор) применять элементы ВР группы 100 ни в коем случае нельзя, потому что трудовое законодательство не распространяется на граждан, не являющихся сотрудниками госорганов и учреждений. И такие расходы не относятся к подгруппам 230, 220, 210, к элементам 243, 242, 241. Здесь подходит только один код - 244.

Представительские расходы

Расходы, связанные с приёмом официальных делегаций, нужно отражать по элементу РВ 244 (другая закупка товаров, услуг и работ для муниципальных нужд), потому что ни к одному другому элементу такой вид расходов отнести невозможно. Это не может пройти под кодом 241 как научные, исследовательские или опытные конструкторские работы, не подходит под код 243 как закупка товаров, услуг и работ для капитального ремонта муниципального имущества, никак нельзя обозначить эти расходы и кодом 242 как закупку товаров, услуг и работ сферы ИКТ.

В разделе III указаний, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации под номером 65Н от июля 2013 года указано, что все представительские расходы каждого учреждения нужно отражать по элементу ВР 244. Все остальные решения будут неправильными и могут повлечь за собой обвинение в нецелевой трате государственных средств.

Аутсорсинг

Аутсорсинг (предоставление нужного персонала по договору) тоже предполагает затраты по оплате услуг. Например, учреждению понадобился сторож, дезинфектор или сантехник. Отражать расходы на оплату подобного рода услуг согласно договору нужно по элементу ВР 244 (другая закупка товаров, услуг, работ для муниципальных нужд).

В законодательстве нашего государства такого понятия, как аутсорсинг не значится. Однако есть частные разъяснения, где специалисты Министерства финансов указывают, что заключение договора на аутсорсинг равно договору на оказание услуг или выполнение работ способом подряда. Затраты по договору рассматриваются как расходы на покупку услуг по охране (сторожа), по дезинфекции, по ремонту систем водоснабжения или канализации. Подобные расходы нельзя отнести ни к одному из элементов ВР, кроме элемента по коду 244. Точно так же, как в предыдущих примерах, этот вид расходов не подходит ни под код 241, ни под 242, ни под 243.

Предоставление субсидий

Часто складывается ситуация, когда предоставляется субсидия из бюджета области оператору в регионе (автономной некоммерческой организации), чтобы провести капитальный ремонт многоквартирных домов. Отражается перечисление субсидии по элементу ВР кода 630, параллельно в бухгалтерской отчётности обозначая эти расходы по подстатье КОСГУ с кодом 242. Органы власти имеют право предоставления субсидии АНО, не являющимися муниципальными и государственными, поскольку и создаются такие организации для выполнения именно таких функций.

Элемент вида расходов 630 и подстатья 242 отражают субсидии организациям (кроме муниципальных и государственных). Это полностью подходит под такую ситуацию, когда региональный оператор выполняет ремонт многоквартирных домов. Предоставление субсидии негосударственной организации и контроль за проведением ремонта не противоречит законодательству, более того - даже коды ВР для таких выплат предусмотрены.

Приобретаются компьютеры, расходные материалы к оргтехнике, комплектующие - детали, узлы (мониторы, системные блоки, клавиатуры), телефонные аппараты. Все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242.
По какому виду расходов отразить приобретение компьютера, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) в рассматриваемой ситуации могут быть осуществлены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

Обоснование вывода:
Согласно описанию вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" (пункт 5.1.2 "Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания N 65н)) по данному виду расходов отражаются расходы местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом муниципального образования о применении вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
При этом отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере ( Минфина России от 04.07.2016 N 02-05-10/38905).
Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационно-коммуникационных технологий находятся в компетенции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющего их в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно требованиям пункта 5.1.2 Указаний N 65н:
- расходы, относящиеся к сфере информационно-коммуникационных технологий, следует отражать по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий";
- расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, не отнесенных к элементам видов расходов 241-243 подгруппы 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244.
В рассматриваемой ситуации все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В Бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242. Все перечисленные условия позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) обоснованно могут быть осуществлены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
Если в Плане (документе) по информатизации в явном виде не указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).
В этом случае следует обратиться за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно указанные вышестоящие организации с учетом предложений получателей средств муниципального бюджета готовят обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете получателя появляется КВР 242. Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган (на федеральном уровне - в Минкомсвязи России). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22.01.2016 NN 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).
Обратите внимание: при применении тех или иных кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления муниципальными бюджетными и автономными учреждениями должна применяться их увязка, представленная в приложении 5.1 к Указаниям N 65н с учетом перечня видов расходов, применяемых бюджетными (автономными) учреждениями, в соответствии с Информацией Минфина России от 31.05.2016. Информацией Минфина России от 31.05.2016 применение вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" бюджетными и автономными учреждениями не предусмотрено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Порядок применения кодов видов расходов;
- . Подгруппа видов расходов 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.

Понятие вида расходов

Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.

Что относится к ИКТ

Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:

  • проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры;
  • приобретение прав на программное обеспечение (ПО), разработка (доработка) ПО;
  • приобретение оборудования (в т. ч. с предустановленным ПО), включая расходы на монтажные и пусконаладочные работы, в т. ч.:
  • средств связи (телефонных аппаратов, в т. ч. сотовых, раций, пейджеров, радиостанций и т. п.);
  • оргтехники (в т. ч. автоматизированных рабочих мест (АРМ), принтеров,сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов);
  • технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям, в т. ч.:
  • услуг телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);
  • услуг сотовой, пейджинговой связи;
  • расходы на использование сети Интернет;
  • предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);
  • эксплуатационные расходы (в т. ч. обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, закупку комплектующих);
  • оплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) ИКТ-оборудования (АРМ, коммуникационного, серверного, периферийного оборудования);
  • другие аналогичные расходы.

Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.

В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).

В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.

К обязательным типовым компонентам относятся:

  • общесистемное программное обеспечение (операционные системы, средства для работы с документами и электронными таблицами, презентациями, электронной почтой, для доступа в Интернет и т. п.);
  • средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета;
  • официальные сайты (интернет-представительство, системы управления сайтами);
  • система электронного документооборота (делопроизводства).

К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.

К типовым инфраструктурным компонентам относятся:

  • рабочие станции;
  • периферийное оборудование;
  • серверы и системы хранения данных, обеспечивающие работу типового общесистемного и прикладного программного обеспечения;
  • активное и пассивное телекоммуникационное оборудование для организации защищенных локальных сетей и доступа в Интернет.

К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.

Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:

  • капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т. ч. строительство специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала, иные капитальные вложения);
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам (в. т. ч. доступ к телефонной сети связи общего пользования; предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента));
  • обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий (разработка курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО) и пр.).

По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.

От чего зависит выбор кода?

Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).

Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».

Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.

Для справки

Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.

Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.

Приспособления и принадлежности

Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.

Пример

Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:

  • следует приобретать по коду 340 КОСГУ и коду вида расходов 242;
  • следует включать в состав соответствующего объекта основных средств и отражать в инвентарной карточке основного средства.

При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.

Пример

Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.

При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.

Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.

Пример

В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.

Запчасти

По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.

Пример

Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.

Многокомпонентные устройства

Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.

Пример

Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.

Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.

Пример

Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.

Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.

Дополнительные возможности

В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.

И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.

Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:

  • к спутниковому цифровому телевидению (приобретение и монтаж комплектов оборудования «Триколор», «НТВ-плюс», абонентская плата);
  • к данным спутниковых систем глобального позиционирования (приобретение и монтаж оборудования GPS и «Глонасс»).

Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:

  • переход к цифровому телерадиовещанию;
  • внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.