Продовольственные карточки поддержат не только бедных, но и богатых. Зачем в россии вводят продуктовые карточки

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 Г. И ОТМЕНА КАРТОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Именно сельское хозяйство оставалось самым уязвимым звеном послевоенной экономики.

Тяжелым ударом по деревне стала денежная реформа. 14 декабря 1947 г. и А. Ждановым было подписано постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось, что реформа проводится с целью укрепления рубля и изъятия из обращения большого количества фальшивых денег. Кроме того, это должно было воспрепятствовать спекулятивным элементам, накопившим значительные суммы за годы войны, скупать товары после отмены карточной системы. Обмен старых денег на новые производился с ограничениями, а именно - 10 рублей в старых деньгах на 1 рубль в новых. Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях - вклады размером до 3 тыс. рублей включительно оставались без изменения, т. е. переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми. В постановлении 14 декабря 1947 г. отмечалось, что при проведении денежной реформы произойдут "известные жертвы". Объявлялось, что "большую часть жертв государство берет на себя. Ho надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва". Реформа привела к принудительному изъятию денег у всех, кто каким-либо образом накопил значительные суммы. Пострадали в основном те, кто хранил деньги в "кубышках", вне государственных сберегательных касс. Больше всего среди этой категории населения оказалось именно сельских жителей.

Одновременно с денежной реформой была проведена отмена карточной системы. В СССР это произошло раньше, чем в других странах – участницах Второй мировой войны. Устанавливались единые розничные государственные цены на продовольственные и промышленные товары. При этом цены на хлеб, муку, крупу и макароны были снижены на 10-12%; а на мясо, рыбу, жиры, сахар, соль, картофель, овощи и кондитерские изделия сохранялись на прежнем уровне. Одновременно отмечалось, что цены на молоко, яйца, чай, фрукты, а также на ткани, обувь, одежду "слишком низки". После проведения в жизнь реформы и упразднения карточной системы цены на потребительские товары стали выше прежних нормированных, но ниже коммерческих, соответствуя условиям рынка. При среднем размере заработной платы в стране, не достигающем и 500 рублей в месяц, это означало, что большая часть населения далеко не сразу почувствует на себе "повышение уровня материального благосостояния", обещанного постановлением от 14 декабря. Тем не менее денежная реформа позволила оздоровить финансы государства и способствовала восстановлению экономики в целом.

В последующие несколько лет в СССР регулярно проводились снижения розничных цен на товары народного потребления. Как правило, объявлялось, что эта мера связана с "успехами, достигнутыми в области промышленного и сельскохозяйственного производства, ростом производительности труда и снижением себестоимости продукции". Однако в основе данной политики лежала перекачка средств из сельского хозяйства. В значительной степени снижение цен было подчинено политическим, а не экономическим целям. Оно вырастало из колониальной политики по отношению к деревне и приводило к еще большему ухудшению материального положения крестьян.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ВВЕДЕНИЕ КАРТОЧЕК

В соответствии с приказом Наркомторга Союза ССР за № 275 от 16 июля 1941 г. в целях установления твёрдого порядка и организации бесперебойного снабжения населения г. Москвы основными продовольственными и промышленными товарами в условиях военного времени и недопущения очередей предлагаю:

По продовольственным карточкам:

Хлеба, хлебобулочных изделий и муки, крупы и макарон.

Сахара и кондитерских изделий.

Масла животного, растительного и маргарина, мяса, мясопродуктов.

Рыбы и рыбопродуктов.

По промтоварным карточкам:

Хлопчатобумажных, льняных и шёлковых тканей, швейных товаров.

Трикотажных товаров.

Чулочно-носочных товаров.

Кожаной и резиновой обуви.

Мыла хозяйственного и туалетного.

[Продажу всех других продовольственных и промышленных товаров производить без карточек.]

2. Установить нормы отпуска по карточкам хлеба, крупы, макарон, сахара и кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла животного и растительного согласно приложению № 2.

3. Установить, что продажа по карточкам хлопчатобумажных, льняных и шёлковых тканей, швейных товаров, трикотажных товаров, чулочно-носочных товаров, кожаной и резиновой обуви производится в пределах установленных норм отпуска этих товаров в одни руки по купонам карточек с предоставлением права выбора и покупки из перечисленных в приложении № 4 товаров, но не превышая следующего количества купонов:

Для рабочих и инженерно-технических работников....... 125 купонов

Для служащих.............................................................. 100 купонов

Для иждивенцев (включая детей и учащихся) ................... 80 купонов

Продажу мыла хозяйственного и туалетного производить по разовым талонам ежемесячно - по 1 куску хозяйственного и туалетного на 1 карточку.

4. Отпуск мясных блюд и хлеба в столовых производить по талонам продовольственных карточек в счёт установленных норм на хлеб и мясо в порядке, определенном прилагаемой инструкцией.

Распоряжение отдела торговли Мосгорисполкома «О введении в г. Москве карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары» №289 от 16 июля 1941 г.

«ТРЕБУЮТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ЖЕРТВЫ»

В СССР ликвидация последствий войны и денежная реформа проводятся не за счет народа. Количество занятых рабочих и служащих у нас не сокращается. У нас нет и не будет безработицы. Размеры заработной платы рабочих и служащих не только не снижаются, а наоборот - увеличиваются, ибо в несколько раз снижаются коммерческие цены, а на хлеб и крупу снижаются и пайковые цены, что означает повышение реальной заработной платы рабочих и служащих.

Все же при проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва. Обмен наличных денег на новые, ввиду указанных ограничений, затронет почти все слои населения. Однако этот порядок обмена ударит прежде всего по спекулятивным элементам, накопившим крупные запасы денег и держащим их в "кубышках". Потери же подавляющего большинства трудящихся, связанные с обменом денег, будут кратковременны и незначительны и будут полностью перекрыты благодаря отмене высоких коммерческих цен и снижению существующих пайковых цен на хлеб и крупу.

Одновременно с проведением денежной реформы Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) решили провести отмену карточной системы на продовольственные и промышленные товары, отменить высокие коммерческие цены и перейти к продаже товаров по единым государственным ценам при снижении пайковых цен на хлеб и крупу. Тем самым для населения создаются большие материальные выгоды.

Отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары будет осуществлена на следующих основах.

Во-первых. Продажа продовольственных и промышленных товаров будет производиться в порядке открытой торговли без карточек.

Во-вторых. Вводятся единые государственные розничные цены взамен существующих коммерческих и пайковых цен.

В-третьих. Единые цены на хлеб и крупу устанавливаются на более низком уровне, чем нынешние пайковые цены, причем пайковые цены на хлеб снижаются в среднем на 12%, на крупу - на 10%, а по сравнению с нынешними коммерческими ценами снижаются более, чем в два с половиной раза.

В-четвертых. Единые цены на другие продовольственные товары в основном сохраняются на уровне действующих пайковых цен.

В-пятых. Единые цены на промышленные товары устанавливаются на несколько повышенном уровне по сравнению с низкими пайковыми ценами, а по сравнению с коммерческими ценами снижаются в среднем более, чем в три раза.

Таким образом, в результате денежной реформы, отмены карточек и перехода к открытой торговле по единым ценам население вместо ныне обращающегося рубля с пониженной покупательной способностью получит полноценный рубль. Упорядочение денежного обращения, рост производства товаров широкого потребления и розничного товарооборота сделают возможным снижение цен и в дальнейшем, т.е. приведут к новому повышению реальной заработной платы и доходов колхозников.

Постановление Совмина СССР, ЦК ВКП(б) от 14.12.1947 N 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»

АФЕРА БЕРИИ

Берия признал, что перед проведением в 1947 году денежной реформы он поручил Людвигову тайно разместить в различных сберкассах значительную денежную сумму (более 40 тыс. рублей), чтобы избежать переоценки денег. Людвигов выполнил это преступное распоряжение Берия (т. л. д.).

Из Постановления Президиума ЦК КПСС от 1 июля 1954 г. о проекте обвинительного заключения на П. А. Шария, С. С. Мамулова, Б. А. Людвигова, Г. А. Ордынцева, и Ф. В. Муханова

РЕАКЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

С 30 ноября в городе Москве повысился спрос покупателей в коммерческих магазинах на продовольственные товары, пригодные для длительного хранения (копченая колбаса, сыры, балыки, консервированные продукты, масло, конфеты, чай, сахар и др.). В связи с этим по распоряжению Московской конторы "Главособгастроном" во всех магазинах с утра 30 ноября эти продукты были изъяты из продажи. Значительно повысился также спрос на водку, в результате чего магазины Московской конторы "Особгастроном" на 30 ноября выручили против обычных дней на 3 000 000 рублей больше. 1 декабря магазины этой системы закрыты ввиду выходного дня. Торгуют только два магазина №№ 5 и 19, в которых нормирован отпуск продуктов, например, масло продается по 100 граммов в одни руки. С 29 ноября увеличился приток посетителей в московские рестораны. Сумма выручки ресторанов возросла в несколько раз… предъявляется большой спрос на кондитерские изделия, особенно на шоколад. В "Восточном ресторане" отдельные лица в пьяном виде вынимали из карманов пачки денег и выкрикивали: "Вот сколько бумаги"

Из 12-ти магазинов "Ювелирторга" 1 декабря работает только 3 магазина. Остальные 9 магазинов закрыты на учет. В торгующие магазины были выпущены в продажу вещи, лежавшие в витрине 3-4 года, которые были проданы. В Скупочном ювелирном пункте поступило от населения золота всего лишь на 2 000 рублей…

Магазин № 8 имел 12 пианино, из которых с 1 октября по 28 ноября было продано только одно. 30 ноября и 1 декабря были проданы 11 пианино. Покупатели брали эти инструменты, совершенно не интересуясь их качественным состоянием. В этом же магазине имелось в наличии большое количество патефонов, которые в обычные дни реализовывались по 1-2 в день, а 1 декабря продано 100 патефонов. Также распроданы 4 аккордеона и 12 баянов, не имевшие ранее спроса. 1 декабря усилился также спрос покупателей на струнные инструменты: скрипки и дорогие гитары.

В магазине Узбекской промкооперации (Петровский пассаж) долгое время находились тюбетейки стоимостью от 150 до 350 рублей; 28, 29 и 30 ноября все тюбетейки были распроданы, несмотря на то, что даже в летний период спрос на них совершенно отсутствовал.

На рынках г. Москвы большой наплыв населения, желающего купить дорогостоящие вещи. Так, например, слесарь завода № 1 Уваров П. Е. купил отрез темно-синей шерсти за 3500 рублей. На вопрос, откуда у него такие деньги, он объяснил, что продал корову (...)

Из разговоров населения и по письмам, отправляемым из Ленинграда, распространившиеся слухи сводятся к следующему:

а) с 15 декабря будут отменены хлебные карточки и установлены средние цены между коммерческими и карточными. Высказывается предположение относительно норм отпуска продуктов и товаров в одни руки;

б) с 15 по 30 декабря будет проведена денежная реформа. При этом будут меняться все деньги с курсом замены одного рубля новых за два рубля старых. При этом меняться будут не больше двух окладов зарплаты на каждого человека;

в) курсируют также слухи о том, что деньги будут аннулированы и никакой замены не будет.

Этим объясняют выдачу зарплаты за ноябрь месяц досрочно.

Большое отрицательное влияние оказывают на жителей Ленинграда приезжающие москвичи за товарами в ленинградские магазины.

[Из] полученных от периферийных органов МВД данных видно, что источниками распространения слухов о предстоящей замене денег в ряде случаев являются работники финансовых органов. Так, МВД Украинской ССР сообщает, что 30 ноября с. г. гражданин Кашинчук, дочь которого работает в Киевской областной конторе госбанка, в разговоре со своими знакомыми заявил: "В госбанке, который помещается на Институтской улице, на днях происходило совещание представителей областных контор госбанка. На совещании в присутствии представителя из Москвы рассматривался вопрос об обмене денег".

Начальник УМВД Рязанской области сообщает, что "распространение слухов об обмене денег активно пошло после возвращения с совещания из Москвы торговых и финансовых работников Рязанской области".

Докладная записка министра внутренних дел СССР Круглова о распространении слухов о подготовке денежной реформы и реакции населения на эти слухи Товарищу Сталину И В товарищу Берия Л. П. товарищу Вознесенскому Н. А. товарищу Кузнецову А. А от 2 декабря 1947 г.

Причина заключалась в росте цен на продук­ты питания и их остром дефиците, вызванном усиленным спросом на предметы продовольствия со стороны армии и их масштабными государственными заготовками (см. Заготовки сельскохозяйственной продукции государственные). Появлению карточной системы предшествовало введение регулирования губерна­торами и городскими управами цен на предметы первой необхо­димости в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1914. В 1915 в городах возникли комиссии по регу­лированию цен и продовольственные отделы. Органы городского самоуправления развернули самостоятельные заготовки с целью сдержать рост дороговизны. Заготовленные товары продавались насе­лению с минимальными наценками. Это не принесло ожидаемого эффекта, а только усилило ажиотаж на рынке. Во второй половине 1915-16 продовольственные управы городов начали нормирован­ное распределение товаров по продовольственным карточкам. По мере увеличения набора товаров, отпускаемых по карточкам, в большинстве городов появились целые продовольственные книжки, удостоверявшие право горожан на ежемесячное получе­ние в городских лавках определенного количества различных товаров.

В 1917 карточная система охватывала широкую номенклатуру товаров - сахар, мука, крупа, соль, мыло, спички и другое. Круг то­варов, распределяемых по карточкам, и нормы снабжения со временем могли меняться. В 1917 сельское население стало получать по карточкам сахар и некоторые другие товары через кооперативные продовольственные лавки. В сельской местности карточная система в годы Граж­данской войны не получила широкого распространения. В городском снабжении она, напротив, укрепилась. К нормиро­ванным товарам добавились водка, ткани, обувь. Во многих городах снабжали по карточкам мануфактурой, рыбой, мясом, овощами, керосином, дровами и др. Но выдача нормированных товаров осуществлялась крайне нерегу­лярно. Часто карточки не отоваривали из-за отсутствия запасов, выдавали товары по сниженным нормам, взамен одних товаров выдавали другие. Карточная система открывала широ­кие возможности для злоупотреблений. По сообщениям прессы, не только работники городских лавок, но и руководи­тели продовольственных управ, отвечающие за организацию закупок продо­вольствия, оказывались причастны к спекуляции. Населе­ние возмущали факты, когда карточки не отоваривались, а отсутствующие в городских лавках товары свободно продава­лись на рынке по спекулятивным ценам. Другим поводом для недовольства становилась сама организация распределения. До потребителей многие товары доходили ненадлежащего качест­ва, их получение часто было связано с простаиванием в больших очередях. Тем не менее подавляющая часть на­селения требовала ужесточения карточной системы.

В 1929 в городах СССР, в том числе расположенных в восточных регионах, введена нормированная продажа хлеба и других продовольственных товаров. Государство, искусственно поддерживая закупочные цены на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции на низком уровне, спровоцировало в 1927/28 хозяйственном году хлебный кризис. Перебои в снабжении хлебом в городских поселениях Урала, Сибири и Дальнего Востока возникли уже в 1928.

С введением карточек городское население разделялось на 4 категории: в 1-ю входили рабочие, пайщики пот­ребительской кооперации ; во 2-ю - рабочие, не состоявшие ее членами; в 3-ю - служащие, члены потребительской коопера­ции ; в 4-ю - дети, иждивенцы и все остальные. По по­вышенным нормам и в первую очередь снабжались те, кто имел карточки 1-й категории. Лишенные избирательных прав, не получали карточек. С 1931 было введено обес­печение населения по спискам (особый список, списки № 1, 2, 3), в которые местные власти включали различные ка­тегории населения. Деление осуществлялось не только по социальной принадлежности людей, но и по степени при­оритетности, важности их труда в общем народнохозяйственном комплексе, в жизни общества. Установленные нормы полу­чения продуктов по карточкам должны были обеспечи­вать необходимый минимум потребления. По карточке рабочего, включенного в список № 1, можно было ку­пить 800 г хлеба в день, 4,4 кг мяса, 2,5 кг рыбы, 3 кг крупы, 1,5 кг сахара, 400 г масла, 10 шт. яиц в месяц. Но «отоварить» карточки, т. е. выкупить продукты по этим нормам, удавалось далеко не всегда. Поступавших в сибирские города товарных ресурсов, как правило, не хватало, нормы выдачи сокращались, в магазинах необходимо было выстоять огромные очереди. Часто срок действия карточки оканчивался раньше, чем ее удавалось «отова­рить». В 1929-30 были введены карточки не только на продовольствие, но и на промышленные изделия повседневного спроса. Свободно купить любые товары в системе государственной торговли стало невозможно.

Данные о структуре розничного товарооборота отражают низкий уровень жизни городского населения Сибири в 1930-е гг. Покупки продовольствия составляли в общем товаро­обороте в 1933-37 56-60%, в том числе около 1/3 всех затрат на продовольственные товары шло на водку и другие алкогольные напитки. Из промышленных товаров, составлявших 40-44% розничного то­варооборота, покупались в основном готовая одежда, обувь, ткани, на покупки мебели приходилось только 0,5%, культтоваров - 4%.

Нормированное распределение товаров породило осо­бую систему торговли : закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие коллективы крупных предприятий или нескольких мелких. Рабочие и служащие по месту работы при­креплялись к ЗРК, где могли покупать товары народного потребления по так называемым заборным книжкам. Карточная система создала благодатную почву для различных махинаций, хищений и спекуляции. Постоянные проверки выявляли расхож­дения в числе прикрепленных к ЗРК и реально рабо­тающих на предприятии, количестве проданных продуктов и карточек, включение в особый и 1-й список лиц, не имевших на это права. Похищенные из нормированной тор­говли товары продавались на «черном» рынке. Помимо него существовала система коммерческой торговли , в которой товары народного потребления можно было купить свобод­но, но по высоким (в 2-3 раза выше обычных) ценам. В ряде сибирских городов открылись и магазины «Торгсин» (система торговли с иностранцами, где товары прода­вались за валюту или золото).

Дефицит товаров вызывал массовое недовольство, тормозил развитие экономики из-за снижения материальных сти­мулов, что заставило руководство страны принять меры по улучшению снабжения населения. С 1 января 1935 были отменены карточки на хлеб, с 1 октября 1935 - на мясо, рыбу, картофель, жиры, сахар. В 1936 постепенно от­меняются карточки на промышленные товары. Вместо разделения торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам вновь создается единая система торговли.

Карточная система в годы ВОВ

С начала Великой Отечественной войны продовольственные ре­сурсы страны резко сократились, что обусловило введе­ние жесткой системы нормированного распределения. С сентября 1941 в Омске , Новосибирске , Красноярске , Иркутске и других крупных городах стали продаваться по карточкам хлеб и сахар. В ноябре карточная система распространилась на мяс­ные и рыбные продукты, жиры, крупу, макаронные изделия и др. Продовольственное снабжение горожан производи­лось дифференцированно. Устанавливались 4 группы карточек: для рабочих и ИТР, служащих, иждивенцев, детей до 12 лет. Кроме того, все работающие распреде­лялись по 2 категориям в зависимости от значимости их предприятий для обороны страны. Норма на хлеб была дневной, на остальные продукты - месячной. Рабочим, снабжавшимся по 1-й категории, ежедневно полагалось 800 г хлеба, по 2-й - 600 г, детям и иждивенцам - по 400 г. Более резко различались нормы на другие продтовары. Трудящиеся крупных оборонных заво­дов могли приобрести в месяц 2,2 кг мяса или рыбы, 1,5 кг крупы и макаронных изделий, 600 г жиров. На других предприятиях рабочий паек весил гораздо меньше. Из-за нехватки продовольственных ресурсов одни продукты заменялись другими, худшего качества. Вместо мяса выдавались субпродукты, сахар заменялся низкосортной караме­лью, росло использование на пищевые цели отходов производства мясо-молочной промышленности: сыворотки, обрата, пахты, потрохов и костей. В целях экономии муки до­пускалось повышение влажности хлеба, разрешались различные примеси. С апреля 1942 были уменьшены нор­мы на сахар, и до конца войны для рабочих они не пре­вышали 400 г. в месяц. Осенью 1943 полегчала хлебная пайка. Трудящиеся, снабжавшиеся по 1-й категории, стали получать 600-650 г хлеба в день, по 2-й - 500 г. Вместе с тем с осени 1942 руководству предприятий предо­ставлялось право премировать ударников и стаханов­цев дополнительным пайком. Напротив, для тех, кто не выполнил производственное задание, допустил опоздание на работу или иное нарушение трудовой дисциплины, хлебная норма уменьшалась на 200 г.

Несмотря на суровые законы военного времени, рас­пространились различного рода злоупотребления с вы­дачей и отовариванием карточек. Часть хлебных ресурсов разворовывалась, реализовывалась по запискам руко­водителей. В начале 1942 контрольные органы отмечали отсутствие должного порядка в расходовании хлеба в Новосибирской области , и особенно в Новосибирске. Толь­ко в январе 1942 перерасход хлеба в областном центре составил 1 тыс. т, в феврале - 800 т. Большие масштабы злоупот­реблений проявились и в других городах страны, что вы­нудило правительство создать особые контрольно-учетные бю­ро, которые принимали от торговых организаций талоны и купоны продовольственных карточек в подтверждение реализации нормированных продуктов, а также ежемесячно проверяли контингенты, подлежащие снабжению.

По мере накопления продовольственных ресурсов у государства появи­лась возможность улучшать централизованное обеспечение населения продуктами питания. В годы войны это до­стигалось не повышением норм, а переводом потребите­лей с одних, низких норм на другие, более высокие. В середине 1942 только 2 /5 городского населения получали хлеб по карто­чкам для рабочих и служащих, остальные - по нормам для иждивенцев и детей. К концу 1944 уже половина горожан снабжалась по нормам для рабочих и служащих. Если в I квартале 1943 дополнительное питание получили 12% всех рабо­чих, то в I квартале 1945 - около 50%. При этом удельный вес трудящихся, снабжавшихся по повышенным нормам, в городах Урала и Сибири был одним из самых высоких в стране. В ходе голода 1946 количество населения, снаб­жавшегося по карточкам, было сокращено с 87,8 млн до 60 млн человек в конце 1946. Для отдельных групп городского населения, главным образом для иждивенцев, были урезаны нормы выдачи хлеба. Одновременно уменьшались фонды коммерческой торговли хлебом. Это решение сталинского руководства стало причи­ной резкого роста смертности в ходе голода .

Отмена карточек

Карточная система была отменена специальным постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с прове­дением денежной реформы конфискационного типа. Некоторые элементы нормированного распределения товаров народного по­требления сохранялись на протяжении всего советского пери­ода. Периодически вводились нормы отпуска дефицитных товаров в одни руки, списки на предприятиях и в уч­реждениях на приобретение товаров. Последним прояв­лением нормированного распределения в конце 1980-х гг. стала система талонов на приобретение дефицитных товаров, в том числе продуктов питания.

Лит.: Букин С.С. Продовольственная проблема в городах За­падной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы труда и быта городского населения Сибири (1940-1990-е гг.). Ново­сибирск, 1992; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Косых Е.Н. Цены в Томске в 1917 году // Вопросы экономической истории России XVIII-XX вв. Томск , 1996; Осокина Е.А. За фаса­дом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.

Отмена карточной системы в СССР - дата очень важная. Но прежде чем говорить об этом событии, необходимо разобраться, что собою представляла данная система. Карточная система широко использовалась многими государствами в кризисные периоды войн, спадов в экономике, революций. Отмена карточной системы свидетельствовала об улучшении экономического и социального состояния в стране.

Что такое карточная система

Карточная система подразумевает под собой определенный механизм распределения продовольствия среди населения. В развитых в ХХ веке данная система служила, чтобы обеспечить пропитанием социально незащищенные слои населения. Карточки (или талоны) выдавались из расчета норм месячного потребления человеком тех или иных продуктов. При отмене карточной системы продовольствие вновь оказывалось в свободной продаже.

История карточной системы в мире

Первые упоминания о нормах выдачи продуктов появились еще в Древнем Риме. В дошедших до нас римских документах говорится о «тессерах» - бронзовых или железных жетонах, в обмен на которые простые горожане могли получить определенную меру оливкового масла, вина и зерна. Очень популярной была карточная мера в годы Французской революции (1793-1797 гг.). Французы получали карточки, которые давали им право на приобретение жизненно необходимых продуктов. Сперва талоны выдавались только на хлеб, а потом эта система распространилась на мыло, сахар, мясо.

Карточная система в современном понимании использовалась в Европе во время Первой мировой войны. Далеко не все государства прибегли к такому методу распределения продовольствия, но несколько воюющих держав эффективно его применяли. Отмена карточной системы происходила спустя некоторое время после завершения военных действий. Вновь стала популярной эта система в годы Второй мировой войны и в голодные месяцы после нее. В прошлом веке эта система применялась для борьбы с продовольственным дефицитом в странах социалистического лагеря.

Карточная система в дореволюционной России

В нашей стране выдача продовольствия по талонам впервые осуществлялась при императоре Николае II. Это была вынужденная мера, вызванная жесточайшим пищевым дефицитом в результате войны. Весной 1916 года карточки были введены во многих губерниях.

Особенно нелегко пришлось любителям сладостей: из-за масштабных военных действий Польша оказалась в оккупации и не смогла снабжать Россию продуктами производства своих сахароперерабатывающих заводов.

Выдача продуктов по талонам в СССР

29.04.1917 года эту систему решило использовать и Временное правительство. В ряде крупных городов была введена «хлебная монополия». В соответствии с требованием правительства, все зерно считалось собственностью государства. Таким образом, крестьяне, собирающие урожаи зерна, лишились своего основного источника дохода.

Позже неконтролируемый выпуск печатных денег привел к краху финансовой системы. Пытаясь найти выход из кризисной ситуации, правительство решило продолжать использование карточной системы и даже расширить ее. Уже летом 1917 года по талонам выдавалось мясо, крупы и сливочное масло. Осенью того же года карточная система распространилась на куриные яйца и растительное масло. Зимой из обихода исчезли кондитерские изделия и чай.

Первая отмена карточной системы в СССР (дата - 11 ноября 19121 года) была обусловлена переходом к новой экономической политике (НЭП). Эта мера была предложена ведущими советскими экономистами. Ее целью являлась стабилизация положения на внешнем и внутреннем рынках. Данная денежная реформа и отмена карточной системы были весьма успешным политическим ходом и смогли бы восстановить экономическую систему страны, если бы не необдуманные действия коммунистического правительства.

В 1929 году надвинулась вторая волна талонной системы. Нарастая, как снежный ком, вскоре она приобрела характер централизованного масштабного мероприятия.

В 1931 году были охвачены практически все а чуть позже поглощены и промышленные товары.

Система распределения талонов среди населения

Интересен тот факт, что продукты и другие товары первой необходимости выдавались в строгом соответствии с классовой принадлежностью. Карточки первой категории предназначались для рабочего класса (800 г хлеба в день). Членам семей рабочих выдавалось по 400 г хлебобулочных изделий в сутки.

Вторая категория распространялась на служащих, которые получали по 300 грамм хлеба на себя и на иждивенцев. Тяжелее всего приходилось «нетрудовому элементу». Представители торговли и священнослужители вообще не имели прав на получение талонов. Также были вычеркнуты из системы крестьяне и лица, которые были лишены политических прав.

Таким образом, жители страны, не получающие карточки, составляли 80 % населения СССР. Эта несправедливая система функционировала 5 лет. Отмена карточной системы произошла 1 января 1935 года. Однако легче людям не стало, так как буквально через несколько дней после упразднения талонов цены на муку и сахар подскочили почти в два раза.

Вторая мировая война и карточная система

Когда началась Великая Отечественная война, государству пришлось идти на жесткие меры, чтобы спасти от голодной смерти многотысячное население страны. Во время Второй мировой войны на карточную систему пришлось перейти многим государствам - участникам сражений. Продукты выдавались в обмен на талоны в Японии, Великобритании, США, Канаде и ряде других стран. Так, в Соединенных Штатах Америки в 1942 году по карточкам люди могли получить мясные продукты, сахар, бензин, автомобильные шины, велосипеды и многое другое. На неделю американскому гражданину полагалось 227 грамм сахара, а с ухудшением продовольственной ситуации - по 129 грамм. Очень жестко регулировались нормы выдачи бензина лицам, не занимающимся оборонной деятельностью (11-13 литров бензина в неделю).

Произошла отмена карточной системы в год окончания Второй мировой войны, но не на все продукты. По мере восстановления продовольственного и промышленного рынка талоны постепенно отменялись.

В фашистской Германии карточная система была введена еще в 1939 году и включала в себя более 60 наименований товаров, которые были недоступны для обычной продажи.

В 1939 году введена карточная система и в Чехии. Там по талонам выдавались топливо, хлеб, сахар, ткани и даже одежда и обувь. Отмена карточной системы после войны в этой стране не произошла, талоны существовали вплоть до 1953 года.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Великобритании. Карточки на топливо, сладости и мясо были отменены только в 1950-1954 годах. Япония отказалась от карточной системы в 1949 году, а в 1952-м государство перестало тотально контролировать цены на внутреннем рынке. В Израиле карточная система просуществовала всего три года (с 1949 по 1952), но быстро была отменена в связи с ее неэффективностью.

Самый жесткий этап карточной системы в СССР

В 1941 году начинается третья волна использования централизованной карточной системы. Летом этого года талоны на многие продовольственные и некоторые промышленные товары были введены в Москве и Ленинграде. К концу 1942 года получение продуктов в обмен на карточки осуществлялось уже в 57 крупных городах СССР. После войны произошла очередная отмена карточной системы, дата которой пришлась на 1947 год.

Это означало, что страна потихоньку выбирается из голодного кризиса. Заводы и фабрики возобновили работу. Начавшаяся еще в конце 1945 года отмена карточной системы в СССР в 1947 году стала окончательной. Сначала перестали выдаваться по талонам хлеб и крупы, а последними были отменены карточки на сахар.

Борьба с продуктовым дефицитом в СССР

Четвертая волна талонной системы настигла нашу страну относительно недавно, поэтому многие помнят все неудобства, связанные с жизнью «по карточкам».

Малоизвестным фактом является введение в 1983 году талонов на колбасные изделия в Свердловске. С одной стороны, приобретение продуктов по карточкам доставляло массу неудобств, но, с другой стороны, жители многих областей вообще не могли купить колбасу в розничных магазинах.

В 1989 году карточная система распространилась на все регионы СССР. Отличительной особенностью данного периода является отсутствие единообразия при распределении талонов. В каждой области система строилась с учетом экономических и промышленных особенностей. Некоторые заводы выдавали свою продукцию только тем, кто трудился на их производстве.

Внешний вид талонов

Карточки на продукты и промышленные товары печатались огромными тиражами, поэтому до дизайнерских изысков при их оформлении дело не доходило. Однако российский коллекционер талонов Я. Яковлев утверждает, что в некоторых областях выпускались оригинальные карточки.

Так, в Чите были популярны так называемые «ежики» (универсальные талоны). В Зеленоградской области рядом с наименованием продукта наносилось его изображение. В Алтае на водочных талонах была надпись «Трезвость - образ жизни», а в Братске на талонах на водку красовались зеленые чертики с рюмками в лапах.

К карточной системе быстро привыкли. Отмена карточной системы в СССР, дата которой постепенно приближалась, уже не выглядела столь заманчивой. Появилась возможность получить по талонам качественные импортные товары. Повсеместно распространился «бартер», когда на рынках продавались втридорога приобретенные по карточкам товары. Отмена карточной системы в СССР, на этот раз последняя, произошла в 1992 году в связи с распространением свободной торговли.

Древний мир

Впервые карточки на получение продовольствия («тессеры») были отмечены ещё в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793-1797).

Карточная система широко использовались в Советской России с момента его создания в 1917 году, в связи с политикой «военного коммунизма ». Первая отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа . В январе 1931 г. по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения СССР ввел всесоюзную карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам. Вне государственной системы снабжения оказались крестьяне и лишенные политических прав (лишенцы), вместе составлявшие более 80 % населения страны. . 1 января 1935 года отменили карточки на хлеб, 1 октября на другие продукты, а вслед за ними и на промтовары.

Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг. Количество продаваемой рыбы, если она, как и все прочее, вообще появлялась в продаже, уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г счастливцам доставалось лишь по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г.

Вскоре, однако, неминуемо последовали новые кризисы снабжения (1936-1937, 1939-1941), локальный голод и стихийное возрождение карточек в регионах. Страна вступила в мировую войну в состоянии обостренного товарного кризиса, с многотысячными очередями.

Вторая мировая война

Германские продовольственные карточки, 1940-е годы

Дефицит в СССР

Карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х гг.

С начала 70-х годов 20-го столетия начинается проявляться дефицит продуктов, в частности - колбасы , мяса, гречки. В малых городах (например, Ярославской обл.) ещё и масла. Но талоны в то время введены не были. Некоторые предприятия имели возможность обеспечить своих сотрудников этими продуктами. Практиковалось приобретение продуктов в столице и больших городах во время командировок, поездок на отдых и тп, а также по знакомству. Предприятиями в канун праздников устраивались специальные поездки в Москву за продуктами автобусами и так называемыми "колбасными электричками" из ближайших к столице городов. В это же время стали появляться кооперативные магазины от сельскохозяйственных предприятий, где эта продукция продавалась по завышенной примерно в два раза цене. Но обилия всё равно не наблюдалось. Дефицит мясных продуктов был относительно не ощущаемый в Москве, Ленинграде, северных городах, районах строительства АЭС и тп. Но там были колоссальные очереди из-за приезжих.

Первые талоны на продукты появились в период такой называемой "гласности", то есть в период, предшествующий эпохе частного капитала. Наибольшее распространение талонная система получили в 90-е годы, когда инфляция стала ощутимой населением в виде появляющихся пустых полок с продуктами, причем продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое. Талоны были в период с 1990 по 1993 годы. Непродовольственные товары также начали продавать по талонам, но граждане приобретали в основном продукты. Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон , разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии - для студентов ВУЗов). По месту работы (обычно, в профкоме) были организованы распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления. Первоначально талоны внедрялись как элемент системы мотивации. Отличившемуся сотруднику выдавался талон на приобретение дефицитного товара (например, телевизора или женских сапог). Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Однако впоследствии повсеместно талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табачные изделия , водка , колбаса , мыло , чай , крупы, соль , сахар , в некоторых, крайне редких, случаях, в отдаленных местностях, хлеб , майонез, стиральный порошок, женское бельё и т. д.). Целью введения талонов было обеспечить население минимально гарантированным набором товаров. Спрос должен был снизиться, так как без талона соответствующие товары в государственной сети торговли не продавали. На практике иногда не удавалось использовать талоны, если соответствующих товаров в магазинах не было. Некоторые товары, если они были в избытке, продавали без талонов,хотя талоны выдавались, например, соль.

Скрытой формой карточной (талонной) системы можно считать существование так называемых «столов заказов», где жители, имеющие соответствующую прописку и приписанные к данному столу заказов могли с определенной периодичностью и в ограниченном количестве приобретать определенные товары, исчезнувшие из свободной продажи.

Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с «отпуском» цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше (в Ульяновске они были окончательно отменены только в 1996 году ).

Продуктовые карточки в США

См. также

Ссылки

  • Полстопки... за вход на выставку (выставка «Карточно-распределительная система в России: четыре волны») / УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР №2 (02) сентябрь 2003

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карточная система" в других словарях:

    карточная система - способ учета каких либо данных или регистрация каких либо сведений путем занесения каждого определенного факта, цифры или сведения на карточки, заранее разграфленные по определенной форме; удобство этой системы заключается в том, что путем… … Справочный коммерческий словарь

    Карточная система - КÁРТОЧНАЯ СИСТÉМА, см. Нормированное снабжение … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    система - , ы, ж. Форма, способ, принцип устройства, организации чего л. * Карточная система. Способ нормированного распределения материальных благ при социализме. ◘ В 1934 году ноябрьский пленум ЦК ВКП(б) принял решение об отмене карточной… … Толковый словарь языка Совдепии

Когда введут продуктовые карточки для малоимущих в России в 2019 году. Основные понятия по теме, выделяемая сумма, перечень доступных продуктов, механизм оформления льготы – данные аспекты затронуты в предложенной статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране оказывает влияние на благополучие россиян. На сегодняшний день большое количество людей и семей считаются малоимущими. В связи с этим государством предпринимаются различные меры по улучшению качества жизни граждан.

Одной из перспективных нововведений является предоставление населению социальных продуктовых карточек. Как считают эксперты, данное новшество улучшит экономическое состояние в стране.

Общая информация

Идея ведения в обиход продуктовых карточек для малоимущих граждан России была выдвинута Минпромторгом в 2015 году. Сегодня распространение данного вида помощи уже не кажется нереализуемым.

Продуктовые карточки предполагаются для граждан, которые не могут в полной мере обеспечить свою жизнь. Малоимущими людьми в России признано более 22 млн человек.

Это официальная цифра, на практике их гораздо больше. Предполагается, что около 15% населения нуждается в дополнительной поддержке государства.

  • помощь малоимущим гражданам РФ, многодетным семьям и другим уязвимым категориям людей;
  • поддержка отечественных производителей, укрепление экономики России;
  • повышение качества питания населения.

Главные понятия

Основные понятия по теме статьи представлены в таблице:

Малоимущие граждане Это граждане РФ, чей ежемесячный доход ниже размера прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе
Продуктовые карточки Это талоны для приобретения продуктов питания, выдаваемые малообеспеченным категориям граждан
Минпромторг Это министерство торговли и промышленности Российской Федерации
Прожиточный минимум Это сумма, достаточная для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечения его здоровья, основных потребностей в питании, непродовольственных товаров, минимального набора услуг

Кто имеет право на них

Продовольственные карточки будут предоставлены малоимущим семьям и гражданам в ближайшее время.

Для этого им нужно будет подтвердить свое затруднительное финансовое положение, а именно доказать факт того, что их ежемесячный доход является ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте проживания гражданина.

Для этого лицу необходимо произвести подсчет своих доходов следующим образом:

  • малоимущие граждане;
  • многодетные семьи;
  • матери-одиночки;
  • безработные (лица, состоящие на учете на бирже труда).

Правовая база

Основной документ, регламентирующий порядок присвоения и оформления продовольственных карточек — Документ Минпромторга «Стратегия развития торговли РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 года».

В нем рассматриваются следующие вопросы:

  • сельскохозяйственные рынки;
  • развитие торговли в России;
  • продовольственная поддержка населения, считающегося малообеспеченным.

Вопросами продовольственных карточек также занимается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Основная цель – регулирование агропромышленного комплекса и рынка сельскохозяйственной продукции.

Программа введения продовольственных карточек все еще находится на стадии разработки, однако она уже близится к завершению и осуществлению в ближайший год.

Интересующие вопросы

Специалисты считают, что введение продуктовых карточек заметно улучшит положение граждан Российской Федерации, а также поддержит отечественную экономику.

Данные цели будут достигаться за счет того, что средства из бюджета государства можно будет тратить только на продукты российского производства.

В 2019-19 годах планируется введение в России электронных продуктовых карточек или сертификатов на покупку товаров.

На них ежемесячно будут перечисляться средства (различные в каждом регионе России), которые будут сгорать при неиспользовании. Такими картами можно будет расплачиваться в любом продуктовом магазине за товары первой необходимости.

Какая сумма будет выделяться

Старт программы Минпромторга в тестовом режиме назначен на вторую половину 2019 года. В полную силу нововведение вступит в 2019 году.

Размер выплат на одного участника программы составит около 10 тысяч рублей в год. Средства будут начисляться на электронные карты каждый месяц. Картой можно расплачиваться в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Однако с нее нельзя переводить средства и снимать наличные, поскольку система обслуживается будет бальной.

Система поддержки будет заключаться в начислении баллов, при этом один балл будет эквивалентен одному рублю.

Гражданам будут предоставлены специальные пластиковые карты, на которые ежемесячно будут поступать баллы (от 850 до 1200 рублей в зависимости от региона проживания граждан). Не потраченные средства будут сгорать в конце месяца.

Пополнение карты может осуществляться и самим держателем, при этом около 40% от суммы собственного пополнения будет начисляться в качестве бонуса. А вывод наличных с карты будет невозможен во избежание траты средств на иные нужды.

Перечень продуктов, которые можно приобрести

Предоставляемые продуктовые карточки можно будет потратить только на определенные виды товаров, без которых нельзя составить сбалансированный рацион человека.

Минпромторг пока не представил точный перечень продуктов, однако известны товары, которые точно будут в него входить.

К ним относятся:

  • мясные и рыбные продукты;
  • хлебные изделия, мука;
  • яйца, молочные продукты;
  • соль, сахар, специи;
  • свежие овощи и фрукты;
  • сухофрукты;
  • вода;
  • растительное масло.

Также к числу предоставляемых продуктов могут добавиться корма для домашних питомцев, средства гигиены человека (мыло, стиральный порошок), семена и саженцы для дачников.

Рассматривается вопрос о внесении в список предоставляемых продуктов лекарственных препаратов. Безусловно, на алкогольную и табачную продукцию льгота распространяться не будет.

Важным моментом здесь является то, что на продуктовые карточки можно будет приобрести исключительно товары российского производства. Данное правило ввели для поддержки отечественных производителей и укреплении российской экономики.

Механизм оформления продуктовых карточек для малоимущих

Точный механизм оформления продуктовых талонов пока не известен. Однако, бесспорно то, что карта будет предоставлена только после официального подтверждения гражданином своего малообеспеченного состояния.

Основной требуемый документ при этом – справки, которые подтверждают низкий уровень доходов семьи. Также потребуется написать заявление и пройти собеседование со специалистом.

Документы на оформление продовольственных карточек необходимо будет предоставлять в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Поддержка будет исключительно адресной, то есть ее смогут получить люди, которые официально признаны малоимущими.

После получения продовольственной карты, ей можно расплачиваться за покупки в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Отличие лишь в том, что деньги нельзя переводить и снимать, а оплачивать можно только товары, находящиеся в перечне допустимых.

В конце месяца неиспользованные баллы будут сгорать. Данная функция введена во избежание накопления средств и стимулирования населения покупать свежие продукты.