Продавец продает шапку стоит 10 руб. Задача про шапку от Льва Толстого. А у вас получилось ее разгадать

Помимо того, что Лев Николаевич Толстой был великим русским писателем, он еще был известен как талантливый педагог. Его подход заключался в отсутствии традиционной школьной дисциплины и в индивидуальном отношении к каждому ученику. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами и жизненными задачами, а если будет интерес, то и ребенок сам захочет узнать и научиться большему.

По легенде, данная задачка придумана Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. Сейчас её правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов ВУЗов и только 10% работников банков и кредитных учреждений. Условие задачи таково:

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.На сколько обманули продавца?

На первый взгляд, решение лежит на поверхности. Однако многих задача вводит в заблуждение и вызывает много споров.

Решение

На самом деле, решений существует множество. “Классический” ответ звучит так:

Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25 рублей.

Если этот ответ ввел вас в недоумение, попробуем объяснить решение на примере бухгалтерской формы:

На самом деле, получается, что продавец по сравнению с начальной ситуацией (до всех сделок) остался:

  • без шапки;
  • без 15 рублей в кассе (по сравнению с той суммой, которая была изначально).

Вот такая мудрая задачка от Льва Толстого, которая по сей день вызывает множество споров! /via/

Сегодня на работе и в семье и с друзьями активно решали загадку на соображалку, распространяемую по вотсапу. загадка про шапку не сложная, вот она:

Есть вариант решения? Тогда продолжим.....

Учитывая что среди знакомых возникло неожиданно много вопросов, попробую пояснить максимально подробно.

Итак начнем с главных героев. Покупателя обозначим буквой "П". Продавца буквой "П" уже не обозначить, но с легкой руки Мурата и учитывая общее негативное отношение к любым представителям бизнеса в нашем обществе, Продавца обозначим буквой "Б" - барыга. Соседка будет - "С". Мальчик инкассатор, в силу того, что оказывает свои услуги бесплатно и никак не влияет на состояние кассы и складов в расчет браться не будет, хотя к нему все равно придется вернуться, в самом конце.

Далее, примем как данность, что в период происходящих событий Национальный банк России не эмитировал дополнительных рублей, не проводил деноминаций, не корректировал курс рубля к шапке, не было квантовых скачков, которые могли бы привести к неожиданному задвоению или схлопыванию шапки в ноль, т.е. в целом на финансовом рынке и в физическом поле все было стабильно, а значит на всю систему можно распространить закон сохранения энергии, денег и вещей, который гласит - бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Следующий важный момент, на котором сдыхают банкиры, поэтому их там мало среди правильно решивших загадку - нужно понимать, что движение фальшивых рублей не приводит к движению активов в системе. Т.е. цена фальшивого рубля = 0. Банкиры со мной поспорят, потому что они, как ни кто другой, знают, что и настоящий рубль, точнее любая условно нефальшивая банкнота, в любой момент может оказаться тоже равна нулю. Еще вопрос, кому больше доверять. Но наша загадка про шапку больше математическая, а не банковско-уголовную, поэтому в системе фальшивый рубль равен нулю.

Посчитаем стоимость активов. У Покупателя активы = 0. У Барыги есть шапка, актив не высоколиквидный, но в условиях системы этим можно пренебречь, поэтому барыга имеет активов на 10 рублей. Соседка имеет 25 рублей. Итого общая сумма активов в системе = 0+10+25=35 рублей.

Теперь расписываем все транзакции. Потратил немного времени и набросал ход операции:

В конце сумма активов все также =35

Обратите внимание, что по сути, несмотря на длинный текст, реальных транзакций было совсем немного. Учитывая, что от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется, мы можем расположить транзакцию №4 рядом с №2 и увидеть, что они взаимно компенсируют друг друга. Т.е. весь спектакль с соседкой был задуман только для того, чтобы нас запутать. Про него можно вообще забыть и не рассматривать. Ну дала, ну взяла. Делов то. С таким же успехом в загадку можно включить выпуск деривативов, приобретение коротких фьючерсов, IPO и выплату дивидентов акционерам барыги, приобретение пары цементных заводов с последующим их банкротством и запуск пары стартапов. Пурги будет много, а реального эффекта - ноль.

После исключения соседки загадка про шапку и фальшивые рубли становится совершенно примитивной. Покупатель математически не имел денег и ничего с ними не делал. Барыга просто отдал ему шапку, ценой 10 рублей и 15 рублей «сдачи» таким образом на ровном месте потерял 10+15=25 рублей.

Откуда у него взялись лишние 15 рублей история умалчивает, хотя вот тут банкиры возвращаются в игру. Для них -15 рублей денег вполне нормальная ситуация.

А что же с мальчиком-инкассатором? Тут даю слово Мирхату, который профессионально проанализировал всю ситуацию и высказал предположение, что возможно конечным бенефициаром в этой ситуации выступил совсем не покупатель. Если предположить, что купюру ….. подменил пацан. А вы как считаете?

Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами, жизненными задачами, а если будет интерес...

Лев Николаевич Толстой, как известно, был не только «великим русским писателем», но и талантливым педагогом. Его подход заключался в индивидуальном отношении к каждому ученику и отсутствию традиционной школьной дисциплины.

В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами, жизненными задачами, а если будет интерес, то и ребенок сам захочет узнать и научиться большему (вот такая «толстовская майевтика»).

И одним из примеров умения заинтересовать учеников явилась знаменитая задача про шапку, и эта задача сегодня реинкарнировала и стала настоящим интернет-мемом.

Условие задачи таково:

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р.

Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р.

Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять.

Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб.

Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги.

Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.

На сколько обманули продавца (включая стоимость шапки)?

На первый взгляд условия просты, но практика показывает, что неправильных ответов больше, чем правильных. И если вы хотите проверить себя, попытайтесь найти ответ самостоятельно перед тем, как перейдете к решению (подсказка: в задаче нет подвохов, которые призваны отвлечь внимание, а также нет двойственной интерпретации терминов )

Ответ и решение

Перед тем как показать вам решение данной задачи, хочется отметить, что решений существует множество. Но я отметил, что редко можно встретить такое решение, которое смогло бы с первого раза доказать свою истинность абсолютно для любого человека.

Самое популярное решение звучит примерно так:

Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25 рублей.

Мне некоторые выводы кажутся сомнительными, так как являются энтимемами (то есть для них опускается ряд посылок). Поэтому давайте попробуем разобраться в ситуации с использованием простой бухгалтерской формы:


Действительно, получается, что продавец по сравнению с начальной ситуацией (до всех сделок) остался:

  • Без шапки
  • Без 15 рублей в кассе (по сравнению с той суммой, которая была изначально)

Также хочется отметить, что часто, когда люди дают изначально неправильное решение, они начинают заниматься демагогией. Например, придираются к слову «обманули», говоря, что, может быть, покупатель и не знал, что дает фальшивые деньги (но в этом случае, обманули те, кто произвел фальшивую купюру).

Либо говорят, что в итоге продавцу должны вернуть фальшивую купюру, которая тоже чего-то стоит. Естественно, любая задача является моделью жизненной ситуации и она не описывает все тонкости, а особенности нашего языка позволяют любые слова толковать как угодно.

Но многие из данных аргументов являются достаточно слабыми, что позволяет нам говорить, что правильное решение данной задачи всё-таки: 25 рублей.опубликовано

Лев Николаевич Толстой, как известно, был не только «великим русским писателем», но и талантливым педагогом (кстати, на 4brain есть полезный для учителей). Его подход заключался в индивидуальном отношении к каждому ученику и отсутствию традиционной школьной дисциплины. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами, жизненными задачами, а если будет интерес, то и ребенок сам захочет узнать и научиться большему (вот такая «толстовская »).

И одним из примеров умения заинтересовать учеников явилась знаменитая задача про шапку, и эта задача сегодня реинкарнировала и стала настоящим интернет-мемом. Условие задачи таково:

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько обманули продавца (включая стоимость шапки)?

На первый взгляд условия просты, но практика показывает, что неправильных ответов больше, чем правильных. И если вы хотите проверить себя, попытайтесь найти ответ самостоятельно перед тем, как перейдете к решению (подсказка: в задаче нет подвохов, которые призваны отвлечь внимание, а также нет двойственной интерпретации терминов ).

Любите загадки, развивающие игры, головоломки и тесты? Получите ко всем интерактивным материалам на сайте, чтобы развиваться эффективнее.

Ответ и решение

Перед тем как показать вам решение данной задачи, хочется отметить, что решений существует множество. Но я отметил, что редко можно встретить такое решение, которое смогло бы с первого раза доказать свою истинность абсолютно для любого человека.

Самое популярное решение звучит примерно так:

Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25 рублей.

Мне некоторые выводы кажутся сомнительными, так как являются (то есть для них опускается ряд посылок). Поэтому давайте попробуем разобраться в ситуации с использованием простой бухгалтерской формы:

Действительно, получается, что продавец по сравнению с начальной ситуацией (до всех сделок) остался:

  • Без шапки
  • Без 15 рублей в кассе (по сравнению с той суммой, которая была изначально)

Также хочется отметить, что часто, когда люди дают изначально неправильное решение, они начинают заниматься демагогией. Например, придираются к слову «обманули», говоря, что, может быть, покупатель и не знал, что дает фальшивые деньги (но в этом случае, обманули те, кто произвел фальшивую купюру). Либо говорят, что в итоге продавцу должны вернуть фальшивую купюру, которая тоже чего-то стоит. Естественно, любая задача является моделью жизненной ситуации и она не описывает все тонкости, а позволяют любые слова толковать как угодно.

Но многие из данных аргументов являются достаточно слабыми, что позволяет нам говорить, что правильное решение данной задачи всё-таки.