Предмет и основные методы экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и методы

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.

Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.

Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Алле писал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

Графики - это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 2.3 а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста

Br>
В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2.4).

Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером может быть схема 2.1 или 2.2.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда и Э. Мейо, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

Экономика как наука - это системное описание действительности на основе отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни.

На всех этапах развития общественного производства несоответствие между потребностями и благами для их удовлетворения предопределяет необходимость поиска экономической наукой ответов на следующие основные экономические вопросы (экономические проблемы) общества:

1) что производить (какие блага и в каком количестве);

2) как производить (какие выбрать ресурсы, какие использовать технологии);

3) для кого производить (кому достанутся произведенные блага).

Таким образом, экономическая теория – это наука выбора. Предмет экономической теории состоит в изучении рациональных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.

Экономические процессы и явления могут рассматриваться как на уровне отдельных субъектов экономических отношений, так и на уровне национальной экономики в целом. Соответственно уровням анализа в экономической теории выделяются микро- и макроэкономика.

Микроэкономика – это часть экономической теории, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, функционирование отдельных рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Микроэкономика объясняет, каким образом фирмы планируют объемы производства, как на решения потребителей влияют изменения цен товаров и их доходов, чем определяется взаимодействие предприятий различных отраслей и др.

Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целого с помощью совокупных величин. Макроэкономика направлена на объяснение установления общего равновесия, то есть достигаемого на всех рынках одновременно – товарном, ресурсном, денежном. Она исследует возможности влияния государства посредством определенных инструментов (денежно-кредитной политики, налоговой политики и пр.) на основные макроэкономические параметры - национальный объем производства, общий уровень цен, общий уровень занятости, процентную ставку.

Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод. Экономическая теория использует различные методы научного познания - научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство исторического и логического, системный подход, позитивный и нормативный методы, статистический метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и другие.

Научное абстрагирование состоит в отвлечении в исследуемых процессах от единичного, случайного и выделении типичного, устойчивого. Чем точнее подобраны существенные элементы, тем в большей мере теоретический образ соответствует реальности. Обобщение устойчивых связей и зависимостей находит выражение в формулировании экономических категорий, законов и моделей.

Экономическим законом называются наиболее существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от последних осуществляются не сами по себе, а через действия людей. Их познание позволяет управлять экономическими процессами. Многие экономисты считают, что экономические законы должны выражать высокую степень точности и всеобщность применения. Но поскольку реальная экономика слишком сложна, то более правомерным для ее описания является использование экономических моделей.

Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых сторон или свойств экономической действительности. Экономическая модель состоит из предпосылок, позволяющих установить взаимосвязи между экономическими переменными. Экономические модели могут быть словесными, графическими и символическими (математическими). Поскольку модель отражает экономическую действительность лишь в определенной степени, для правильности результатов важно, чтобы не анализируемые в данный момент характеристики экономической системы оставались неизменными. Данное условие выражается допущением «при прочих равных условиях ».

Анализ состоит в расчленении исследуемого явления на составные элементы и исследовании каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое. Анализ начинает процесс раскрытия сущности, а синтез его завершает. Раскрытию сущности явлений служат также индукция и дедукция.

Индукция означает движение мысли от частного к общему, логическое выделение на основе частностей общих положений. Дедукция означает движение мысли от общего к частному.

Метод единства исторического и логического позволяет рассматривать экономические явления, с одной стороны, в том виде, в каком они существовали, то есть исторически; с другой стороны, в виде освобождения от случайностей процесса, то есть логически.

Системный подход исходит из взаимосвязанности всех процессов в реальном мире круговой причинностью.

Статистический метод состоит в сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности экономических явлений и процессов в связи с их качественным содержанием

Познание экономических явлений может осуществляться на основе позитивного и нормативного подходов. Позитивный подход состоит в описании, анализе и систематизации экономических фактов такими, какими они выступают в реальной действительности, без их оценки. Позитивное утверждение может быть подтверждено (принцип верификации) или опровергнуто фактами (принцип фальсификации). Нормативный подход основан на оценочных суждениях, он имеет дело с тем, что должно быть. Нормативное утверждение зависит только от взгляда автора.

Место и роль экономической теории как науки определяются теми функциями, которые она выполняет. Познавательная функция экономической теории состоит в изучении общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.

Теоретическая функция состоит в выявлении общих принципов и законов экономического поведения субъектов, раскрытии тенденций экономического прогресса.

Выполняя методологическую функцию , экономическая теория выступает исходной фундаментальной базой для конкретных экономических дисциплин.

Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики, разработке принципов и методов рационального хозяйствования.

Поскольку у различных людей как представителей определенных социальных групп имеется разное представление о сущности экономических процессов, то экономическая теория несет также ту или иную мировоззренческую функцию .

Основные понятия

Контрольные и дискуссионные вопросы

1. Почему людям приходится осуществлять экономическую деятельность?

2. Что является объектом познания в экономической теории?

3. Каковы основные этапы развития экономической теории?

4. Охарактеризуйте основные экономические вопросы, стоящие перед любым

обществом.

5. Что является предметом экономической теории?

6. Какие источники экономической информации Вы знаете?

7. Рассмотрите основные методы исследования, используемые при изучении экономических явлений и процессов.

8. В чем различия между позитивной и нормативной экономикой?

9. Как связаны между собой микро- и макроэкономика?

10. В чем состоит социально-экономическое значение экономической теории?

Контрольные задания

1. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения:

1.1. Экономия – это наука о национальном богатстве.

1.2. Физиократы совершили маржиналистскую революцию.

1.3. Макроэкономический метод предполагает использование совокупных величин.

1.4. Анализ относится к формам умозаключения.

1.5. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в бизнесе.

2. Определите утверждения, относящиеся к микро- или макроэкономике:

2.1. Поздние заморозки обусловили невысокий урожай черешни в южных районах России.

2.2. Минимальный размер (базовая часть) пенсии по возрасту в 2005 году составил в нашей стране 900 рублей.

3. Определите, какое утверждение является позитивным, а какое нормативным. Обоснуйте свою точку зрения.

3.1. Поскольку людям не следует курить, необходимо увеличить налоги на табачные изделия.

3.2. Если налоги на табачные изделия возрастут, то объем потребления табачных изделий снизится.

4. Выберите правильный ответ.

4.1. Что не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей.

4.2. Какой из примеров иллюстрирует экономическую модель:

а) в 2007 году падения промышленного производства в России не будет;

б) рост безработицы способствует замедлению инфляции;

в) торговля на Лондонской фондовой бирже.

4.3. Что нельзя отнести к общественным институтам:

а) обычай обмена дарами;

б) акционерные предприятия;

в) Липецкий государственный технический университет.

4.4. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство в масштабах всей экономики;

б) экономические явления в течение короткого периода времени;

в) взаимодействие отдельных экономических субъектов.

Решение контрольных заданий

1.1. Неверно.

Экономия – это прикладная наука о ведении хозяйства. Наука о национальном богатстве – это политическая экономия.

1.2. Неверно.

Маржиналистскую революцию совершили экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

1.3. Верно.

Макроэкономический уровень – это исследование таких совокупных величин как темп инфляции, уровень безработицы в стране, общий объем национального производства и другие.

1.4. Верно.

В процессе анализа исследуемое явление расчленяется на составные части. Такое расчленение происходит мысленно, в уме.

1.5. Неверно.

Цели изучения экономической теории определяются ее предметом и функциями. Хотя, бесспорно, что человек с образованием имеет больше шансов сделать успешную карьеру, чем не имеющий специальных профессиональных знаний.

2.1. Микроэкономика.

Невысокий урожай повлияет на предложение и рыночную цену конкретного продукта (черешни). Функционирование отдельных рынков является предметом исследования в микроэкономике.

2.2. Макроэкономика.

Пенсия – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые государством своим гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности и прочего; одна из форм социальной защиты граждан, осуществляемой в масштабах всей страны.

3.1. Нормативное утверждение.

Нормативное утверждение содержит оценку – людям не следует курить – и исследует, как должно быть – необходимо увеличить налоги на табачные изделия. Нормативное утверждение, как правило, содержит рекомендации для осуществления каких-либо действий.

3.2. Позитивное утверждение.

Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений в форме констатации факта, который относится к прошлому, настоящему или будущему. Обратившись к статистическим данным, мы сможем подтвердить или опровергнуть факт снижения объема спроса на табачные изделия вследствие увеличения налогов на них.

Позитивное утверждение может относиться к настоящему времени, прошлому и будущему.

4.1. б) Неограниченные производственные ресурсы.

Если бы ресурсы для удовлетворения потребностей людей были бы неограниченными, не было бы потребности в осуществлении экономической деятельности.

4.2. б) Рост безработицы способствует замедлению инфляции.

Экономическая модель должна описывать взаимосвязь (например – рост одного способствует замедлению другого) между определенными экономическими переменными (например - безработицей и инфляцией).

В пункте а) имеет место сообщение факта.

В пункте в) называется конкретная экономическая деятельность.

4.3. в) Липецкий государственный технический университет.

Термин «институт» охватывает большую совокупность явлений и процессов экономического и внеэкономического порядка в широком смысле, например: государство, корпорации, общественные организации, обычаи и привычки людей и т.д.

Общественные институты – это конкретные структуры, а также нормы поведения, совокупность культурных образцов и т.п. явлений, с помощью которых упорядочиваются отношения между людьми. ЛГТУ – это отдельный элемент, частная форма такого общественного института как государственная система высшего образования.

4.4. в) Взаимодействие отдельных экономических субъектов. Микроэкономика охватывает индивидуальное принятие решений.

Пункт а) имеет отношение к макроэкономике.

Пункт б) может иметь отношение и к микроэкономике и к макроэкономике.

В этой теме мы начинаем знакомство с предметом и методом экономической теории. Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М. Кейнс, - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой экономической теории.

Что изучает экономическая теория. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и социальных групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при огр аниченных ресурсах.

Характеристика предмета экономической теории как поведения людей и их групп не означает отказ от изучения производственных отношений, то есть тех отношений, где акцент делается не на их объекте (средства производства, предметы потребления), а на субъекте этих отношений - человека. Так, А.Смит выделил основные элементы теоретической модели, оказавшейся методологической основой (научной парадигмой) теоретических исследований в области экономики. Таких основных элементов три: 1. это «экономический человек» как специфический субъект экономических отношений; 2. это «невидимая рука» - образное определение общественного механизма, который направляет в целом развитие национального хозяйства в условиях множества экономических интересов в рамках рыночной экономики; 3. это « богатство»- выступающее объектом экономических отношений и образующее их своеобразную целевую функцию. Источником создания богатства является труд. Труд - это природное качество, имманентное человеку. Присваивая труд работников, человечество создаёт собственность, а присваивая его результаты в виде потребительных стоимостей или в форме товаров, оно создаёт богатство. Конечно, все эти элементы со временем А.Смита не оставались неизменными. Современный человек - это в основе своей «экономический человек», действующий под влиянием своего эгоистического интереса в рамках подчиняющей его экономической необходимости.

Таким образом, экономическая теория - это:

наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной воспроизводственной динамике;

наука об использовании ограниченных ресурсов для производства благ и услуг и их обмена в целях удовлетворения потребностей;

наука о видах деятельности по воспроизводству, обмену материальных благ;

наука об общественном богатстве.

Как видно из данных определений, общество по мере своего развития, стоит перед решением одной и той же проблемы - поиска законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства.

Однако, важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, имеют две стороны - объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Объективная сторона связана с действием объективных экономических законов, субъективная сторона связана с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учётом вышесказанного, экономическая теория изучает и экономические законы. Что такое экономический закон? Экономический закон - это многократно проверенные и подтверждённые обобщения экономических процессов, это форма выражения экономических отношений. Как отмечал А.Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки», экономические законы - это обобщение экономических тенденций, позволяющих определить поведение человека с целью реализации своих побудительных мотивов. Экономические законы не столь просты, точны или чётко выявляются, как например, законы природы. Они носят исторически ограниченный характер в зависимости от продолжительности действия на разных уровнях хозяйствования. Хотя экономический анализ охватывает длительные исторические периоды и обширные регионы, тем не менее каждую эпоху и каждую страну отличают присущие только им проблемы, а каждое изменение социальных условий выдвигает потребность в дальнейшем совершенствовании экономических теорий. Таким образом, любая экономическая теория представляет собой не более чем теоретическое обобщение реальных экономических процессов с учётом места и времени. Меняются реальные экономические процессы, меняются и теории их отображающие. Конечно любая теория несёт в себе положения, остающиеся верными для всех времён и народов. Однако роль этих общих положений крайне ограничена.

Экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг и др.), межотраслевых (экономическая география, статистика, демография и др.). Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, правоведением и др., без учёта которых полученные выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Как никогда актуальны суждения Й.Шумпетера о взаимосвязи предметных областей экономической теории, её междисциплинарности «… схематические построения экономической теории должны вписываться в институциональный контекст, который даёт нам экономическая история; только она может сообщить нам каково было то общество, к которому мы хотим применить теоретические схемы». Экономическая теория тесно связана с экономической генетикой, т.к. экономическое развитие имеет имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наследственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития.

Методы экономической теории

Экономическая теория обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы, а с другой, выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод является одновременно и результатом процесса исследования и его предпосылкой.

Метод исследования формируется на базе определённой методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определённый метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования (формально - логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют своё значение и в современной науке.

Первым методом, который использовала экономическая наука была формальная логика. Формальная логика - это изучение мысли со стороны её структуры, формы. Формальная логика разработала обширный набор методов и приёмов познания. Важнейшие из них - это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определённые законы мышления.

При изучении экономики должны быть использованы разные виды экономического анализа, при помощи которых объект может быть проанализирован достаточно полно и с разных позиций.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны исследования каждой из этих частей отдельно. Путём синтеза экономическая теория воссоздаёт единую целостную картину.

Можно выделить следующие виды анализа.

Сущностный вид, в ходе которого экономическое явление берётся в очищенном от влияния привходящих, случайных, непостоянных обстоятельств. Задачей сущностного анализа является формулирование экономических законов.

Конъюнктурный анализ, в котором в отличие от сущностного на первый план выходят именно случайные, привходящие, конъюнктурные факторы, без учёта которых экономический анализ будет неполным.

Исторический анализ даёт возможность с иных позиций углубить знание об экономических процессах.

Количественный анализ экономики необходим в условиях потребности в прогнозировании важнейших процессов.

Мотивационный анализ раскрывает побудительные мотивы деятельности в экономике.

Сравнительный анализ, занимающийся сопоставлением различных моделей экономического развития.

Функциональный анализ, примером является «экономикс» в раскрытии сущности тех или иных процессов и понятий на основе функциональных зависимостей между основными экономическими параметрами и величинами.

Индукция - это метод познания, идущий от фактов и теории, от частного явления к общему. Познание начинают с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются, чтобы можно было вывести обобщения или принципы. Дедукция - метод познания от общего к частному, от теории к фактам. Дедуктивный метод или гипотетический начинает с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Экономисты могут опереться на случайное наблюдение, логику, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Диалектический метод предполагал единство диалектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического. Метод абстракции (по-латински «абстракцио» - отвлечение) представляется как момент целого, как простое, одностороннее, а конкретное - как целое, сложное, всестороннее, развитое. При помощи абстрактного метода происходит раскрытие сущности экономических явлений. Так, экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (государства, населения) пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т.п.). Конкретное исследование всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах.

В исследовании экономических явлений важное место занимает исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Этот метод в общем виде позволяет ответить на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему.

В экономике существуют два разных уровня анализа - это микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика: 1.метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса - предпринимателей (предприятий) и потребителей; 2.раздел экономической науки, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений (предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственные деятельности, экономических отношений между ними). Макроэкономика: 1.метод экономического анализа, основанный на оценке агрегированных (всеохватывающих) показателей; 2. экономическая наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие её секторы (домохозяйство, бизнес, госсектор и т.д. или по другой классификации - промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.).

Экономические исследования и обоснование экономической политики: позитивная и нормативная экономика, экономические цели.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определённость. Поэтому экономическая теория хорошо использует системный метод исследования, который строится на экономико-математическом моделировании. Экономические исследования позволяют установить закономерности и оценить ожидаемую эффективность процессов, протекающих в экономических сферах, в сочетании с анализом и выработкой рекомендаций для управления этими процессами. Количественные методы экономических исследований строятся на математико-статистических, экономико-математических дисциплинах. С помощью их решаются задачи управления запасами, распределения ресурсов и назначения, замены оборудования и др. Так, на этапе формулирования целей определяется численный критерий оценки действий, или показатель эффективности (целевая функция). Здесь активно используются, например, теория вероятностей и математическая статистика, которые позволяют определить тенденции и диапазон изменения конечных количественных характеристик поставленной цели. Немалую роль играет в экономическом исследовании и качественный анализ.

Системный метод исследования - это метод XX века. Предпосылки этого метода стали возникать ещё в XIX в. с появлением математической логики, а это послужило развитию экономико-математического моделирования. Различаются модели на абстрактно-теоретические, конкретно-экономические; по сфере охвата (микро-макро); по времени (1,5,15-20 лет); по характеру действия (статические, динамические).

От теоретической экономики следует отличать экономическую политику. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства. Содержание экономической политики, её цели, средства определяются характером экономического строя, внутренними и международными условиями развития страны.

Так, в качестве примера можно показать, как происходит связь между фактами, принципами, экономической политикой.

Переходя от уровней фактом и принципов к уровню обоснования экономической политики мы совершаем резкий скачок от позитивной экономической науки к нормативной. Позитивная экономика имеет дело с уже систематизированными фактами, перешедшими на уровень теоретического осмысления. Нормативная экономика отражает суждение тех, кто определяет, что должно быть при сложившейся экономической ситуации. Пример позитивного утверждения: безработица составляет 7% . нормативное утверждение на ту же тему: «Безработицу следует сократить». Позитивная экономика предполагает анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принципы экономического поведения. Нормативная экономика - направление в экономической теории, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, какими должны быть цели экономического развития, соответственно, экономической политики. Иначе можно сказать, что позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная экономика выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Таким образом, цель экономической теории - найти подходы к рациональному решению сложных экономических задач. Такими задачами могут быть, прежде всего:

Достижение экономического роста.

Достижение полной занятости.

Повышение экономической эффективности.

Достижение стабильного уровня цен.

Обеспечение справедливого распределения созданного продукта.

Формирование системы социальной защиты.

Цели определяют выбор ориентиров и направленности процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни населения. Цели зависят не только от желания (субъективная сторона), но и от реальных возможностей. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества.

Экономическая теория находится сегодня перед лицом трёх «вызовов» современности, на которые должна дать соответствующие ответы.

Первый вызов - усиливающиеся тенденции постиндустриализма. Так как экономическая теория (политэкономия), возникшая как самостоятельная область научного знания около четырёх веков назад, это детище индустриально-рыночного хозяйства. Поэтому эти тенденции создают существенные проблемы как для предмета, так и для самого объекта исследования.

Второй вызов - растущая интернационализация экономических процессов, охватывающих сегодня не только целые континенты, но и распространяющих своё влияние в более широких масштабах. Экономическая теория сложилась как теория функционирования национальных экономик. Национальный фактор сегодня, в частности, в российских условиях вновь выдвигается на авансцену. Но экономическая теория всегда рассматривала и межнациональные отношения. Нарастающие тенденции интернационализации экономическая теория не может игнорировать.

Третий вызов - развернувшиеся в бывших социалистических странах переходные процессы, представляющие переход от новой экономики к рыночной. Реальные экономические процессы, развернувшиеся в переходной российской экономике, качественные изменения, расширение теоретической базы их исследования привели к существенному пересмотру многих теоретических постановок: о структуре и формах собственности, о роли рыночных отношений, характер распределительных отношений, источниках дохода и др.

Английский экономист А.Хайнис отмечал «Надежда на будущее заключается в синтезе, который будет включать всё лучшее из теории Д.Рикардо, Маркса, Кейнса и неоклассиков. Этот синтез восстановит претензии экономической теории на то, чтобы стать теорией всего общества». Если этот синтез будет осуществлён, то мировая экономическая наука может превратиться, по мнению французского экономиста Мориса Аллэ «в единую теорию поведения людей».

Задания. Тесты.

Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) даёт учёным возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

Качество экономической модели определяется тем, насколько:

а) точен прогноз, составленный на её основе;

б) много реалистических предпосылок в ней содержится;

в) легко её проверить;

г) много уравнений она содержит.

  • 10. Сущность собственности и раскрытие ее содержания на основе ряда категорий-элементов.
  • 11. Типы и формы собственности по субъектам.
  • 12. Натуральное хозяйство и товарное производство, их основные черты.
  • 13. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.
  • 14. Возникновение и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.
  • 15. Понятие рынка, его функции, преимущества и недостатки.
  • 17. Структура и инфраструктура рынков. Классификация рынков.
  • 19. Круговорот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. Методы регулирования рыночной экономики.
  • 20. Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса.
  • 22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Регулирование рыночного равновесия государством.
  • 24. Точечная и дуговая эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.
  • 25. Эластичность предложения по цене, ее виды, показатели, факторы. Влияние фактора времени на эластичность предложения.
  • 26. Эластичность проса по цене и общий доход товаропроизводителя.
  • 27. Влияние налогов на рыночное равновесие.
  • 28. Экономические субъекты рынка.
  • 29. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
  • 30. Правила потребительского поведения и максимизации полезности.
  • 31. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения.
  • 32. Экономическая сущность предпринимательской фирмы. Виды фирм.
  • 33. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства. Изокванта.
  • 34. Общий, средний и предельный продукты переменного фактора производства. Закон убывающего предельного продукта.
  • 35. Бюджетные ограничения фирмы. Изокоста. Условие минимизации затрат.
  • 36. Содержание издержек производства и их классификация. Экономический и бухгалтерский подходы к издержкам.
  • 37. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки. Графическая интерпретация издержек.
  • 38. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
  • 39. Понятие дохода фирмы. Общий, средний и предельный доходы.
  • 40. Сущность прибыли, ее функции и виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
  • 41. Рентабельность и ее виды.
  • 42. Факторы повышения эффективности производства.
  • 43. Национальная экономика и ее характеристика.
  • 44. Валовой внутренний продукт и способы его расчета.
  • 45. Номинальный, реальный и потенциальный ввп. Чистый национальный продукт (чнп), национальный доход (нд), личный доход (лд).
  • 46. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.
  • 47. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 48. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика.
  • 49. Функция потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Правила совокупного потребления.
  • 50. Функция сбережений. Средняя предельная склонности к сбережению.
  • 51. Взаимосвязь потребления и сбережений. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережения.
  • 52. Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 53. Основные проявления макроэкономической нестабильности. Циклические и нециклические колебания.
  • 54. Промышленный цикл и его фазы. Экономический кризис перепроизводства.
  • 55. Содержание и виды современной безработицы.
  • 56. Сущность и показатели измерения инфляции.
  • 1 . Предмет, функции, структура экономической теории. Экономическая теория есть наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей, о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной трудовой жизни людей, связанной с добычей средств для существования, об общественном богатстве. Важный вклад в развитие экономической теории сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория , три предмета экономической теории:1) эффективное использование ресурсов для более полного удовлетворения потребностей, возрастания качества;2) взаимодействие производительных сил и производственных отношений;3) вся система общества, включающая производительные силы, производственные отношения и надстройку (политику). Таким образом, предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии во взаимодействии их с производственными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и в потреблении на различных уровнях и звеньях микро- и макроэкономики. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (праграматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом. Здесь имеется в виду разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства и т.д.Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной методологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функциональные (прогнозирование развития экономики, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); отраслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.). Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства явлений, целесообразность их использования.

    Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограничено и слишком дорогостояще. Что касается использования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития. Такую задачу с 50-60 гг. стали выполнять экономисты во многих странах.

    2. Методы экономической теории.

    Каждая наука пользуется определенными методами познания своего предмета. Под методом обычно понимается способ, подход к исследуемым явлениям внешней реальности, приемы их анализа и описания. Кратко рассмотрим наиболее существенные методы экономических исследований, которые достаточно широко используются и другими науками.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    В экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического в их единстве. Каждая экономическая система представляет собой органическое единство составных элементов, в котором все взаимосвязи представляют собой логическую систему.

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    3. Школы экономической теории.

    Первой школой научной политэкономии был меркантилизм (от итальянского слова «меркантэ» -- торговец, купец). Эта школа исходила из того, что источником богатства общества является торговля. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. Затем возникает школа классической западной политэкономии. Ее представителями были физиократы во главе с Франсуа Кене. Они первые перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. В дальнейшем возникает школа классической буржуазной политэкономии, блестящими представителями которой были У. Петти, А.Смитт, Д. Рикардо и С. Сисмонди. В 19 столетии К. Маркс и Ф. Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщающее название – марксизм. В границах этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях. Во второй половине 19-20 столетия в западной политэкономии складывается несколько школ: 1.Австрийская школа, которая обосновала теорию предельной полезности благ. В соответствии с этой теорией полезность хозяйственных благ зависит от редкости и определяется той пользой, которую приносит последняя единица запаса. 2. Кембриджская школа (Великобритания). Ее родоначальником был Альфред Маршалл, основной труд которого «Принципы политической экономии». 3.Американская школа. Возглавил ее Джон Бейц Кларк. Главное в концепции Кларка – теория предельной производительности факторов, что прежде всего имеет важное значение для микроэкономики. 4.Лазанская школа. Лидер этой школы Леон Вальрас. Это математическая школа, школа математического моделирования. Леон Вальрас ввел в экономическую науку понятие экономического равновесия и разработал макроэкономическую теорию общего экономического равновесия. Леон Вальрас рассмотрел рыночную экономику, как систему, способную достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. Современные экономические школы

    Кейнсианство. Представители: Кейнс. Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

    Институционалисты. Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году вышла книга "Благосостояние для всех" Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства.

    Василий Леонтьев - американский экономист, автор модели "Затраты и выпуск".

    Монетаристы. Представители: Фридмен. Предлагали регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики.

    Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

    1. Материальные блага включают: a. естественные дары природы (земля, воздух, климат); b. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности; c. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.); d. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). 2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

    Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д. Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

    Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ. Экономические блага делят на долговременные , предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные , исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

    Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно" , в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

    Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

    Разделы экономической теории:

    · микроэкономика;

    · макроэкономика;

    · мировая экономика.

    Экономическая теория - это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.

    Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

    Экономическая теория выполняет следующие функции:

    · теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, http://rudiplom.ru/ которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;

    · практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;

    · методологическая - экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

    · социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

    2 .Предмет и метод изучения экономических процессов.

    Специфика предмета экономической теории предполагает использование определенных методов исследования. Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе.

    Первым способом изучения экономических явлений и процессов стал эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Этот метод является основным и незаменимым способом получения исходной информации об экономике. В данном случае выявленные и собранные факты служат основой для научного обобщения. Особенностью экономико-статистического метода является сбор и обработка количественных данных об экономических явлениях и процессах. Метод абстракции предполагает выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечение (абстрагирование) от всего второстепенного, случайного. С помощью этого метода формулируются экономические категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели. Материалистический метод предполагает рассмотрение экономических процессов и явлений в непрерывном движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Особую роль среди используемых методов экономической науки играет эксперимент. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

    3.Экономические законы и категории. Их объективный характер.

    Экономические законы - наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причин­но-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества.

    В своей совокупности экономические законы образуют сис­тему экономических законов развития общества, формируют за­кономерности развития общества. Различают специфические, общие и особенные экономические законы. Специфические эко­номические законы действуют в пределах исторически определен­ных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хо­зяйствования ее законы прекращают свое существование. На­пример, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекра­тила действие специфических законов рыночного хозяйства. Об­щие экономические законы свойственны всем формам хозяйство­вания, связывают их в единый исторический процесс поступа­тельного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. Приме­ром может служить закон возвышения потребностей, т. е. посто­янный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества. Особенные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняют­ся условия для их реализации. Экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения. Общая экономиче­ская теория, как и любая другая наука, развивается через откры­тие, познание и использование своих законов.

    Общая экономическая теория кроме экономических законов изучает экономические категории. Экономическая категория - логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономиче­ская категория - абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономи­ческой жизни общества - спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие.

    4.Структура экономики,

    Структура экономики отражает соотношение отраслей, регионов, производства средств производства и предметов потребления, стоимостных элементов воспроизводства (фондов возмещения, потребления и накопления).

    На отраслевую структуру существенное влияние оказывают:

    · структура потребностей общества;

    · темпы экономического развития;

    · наличие естественно природных ресурсов (полезных ископаемых, земли и др.);

    · развитие интеграционных процессов;

    · характер и темпы НТП.

    К факторам, определяющим региональную структуру, относятся:

    · распределение платежеспособного спроса населения по территории страны;

    · необходимость выравнивания уровня жизни населения различных экономических районов и обеспечения их комплексного развития;

    · размещение источников сырья, топлива, энергии;

    · распределение рабочей силы по территории страны и решение проблемы ее занятости с учетом возможной миграции населения

    · Стоимостная структура экономики формируется под влиянием отраслевых структурных изменений, необходимости решения проблем повышения эффективности общественного производства (снижение материало-, энерго- и фондоемкости). Усиление ресурсосбережения и совершенствование организации производства способствует росту национального дохода. Снижение удельного веса материало- и энергоемких производств обеспечивает уменьшение доли фонда возмещения.

    5. Позитивная и нормативная экономика…

    На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

    Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теорияимеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

    Позитивный подход анализирует:

    § к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

    § при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

    § какова будет цена ее достижения

    Кроме того позитивный подход предполагает:

    § объяснение и прогнозирование экономических явлений;

    § изучение общеэкономических закономерностей;

    § выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

    Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

    6.Основные экономические поблемы общества.

    Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что , как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

    Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

    Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

    Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

    Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

    Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

    Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

    7. Становление и развитие экономической мысли: основные научные школы экономики (меркантилизм, физиократы, классическая школа политэкономии, марксизм)

    В развитии экономической науки условно можно выделить четыре фазы: фазу до научного развития (до XVIII века), фазу рождения экономической науки (1750-1870 годы), фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870-1930 годы) и фазу современных теоретических исследований и разработок. Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. стал меркантилизм* , который эмпирически установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала, выделял в качестве ведущей и решающей для накопления богатства сферу обращения. Меркантилисты считали, что деньги и их накопление в виде золота и серебра составляют богатство нации. Запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, не эквивалентный обмен во внешней торговле по принципу «разори соседа», превышение экспорта над импортом позволит привлечь в страну зарубежное золото. Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам* . Эта школа возникла во Франции в середине XVIII века. Ее основателем был придворный медик Франсуа Кенэ. Физиократов считают предтечей появления классической школы. Одной из основных заслуг этой школы является то, что в отличии от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды. К особым теориям XIX века следует отнести марксизм* , который основывался на теоретических посылках классической школы обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества. К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма. В главном произведении «Капитал» К. Маркс изложил основы своих экономических и социалистических воззрений, дал критику капитализма и предрек его неизбежную гибель. Убежденность в неизбежном крахе капитализма основана на теории классов, классовой борьбе между пролетариатом и буржуазией.

    8. Современные школы экономической мысли

    С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. В последней трети XIX в. классическую политическую экономию дополнила маржинальная* экономическая теория, наиболее яркими представителями которой являлись К. Менгер, Е. Бем-Баверк и Ф. Визер. Работы представителей австрийской школы основывались на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, как на это указывали представители классической школы, а сфера потребления. С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ в. Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.

    9.Русская экомомическая мысль в 20веке.

    Главным предметом теоретических исследований А.В. Чаянова является семейно-трудовое крестьянское хозяйство в его взаимоотношениях с окружающей экономической средой. Такое хозяйство нацелено в первую очередь на удовлетворение потребностей самих членов семьи. Чаянов рассматривает его как главным образом натуральное хозяйство, втягивающееся в процесс рыночного обмена с целью продажи излишков и лучшего удовлетворения собственных нужд. В отличие, скажем, от работ русских марксистов, Чаянов в своих дореволюционных исследованиях интересовался не процессом образования российского рынка и капитализма в их влиянии на хозяйство крестьянина, а самим этим хозяйством во взаимодействии его натурально-потребительских и (в меньшей степени) товарно-рыночных черт. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора Чаянов усматривал в массовом распространении кооперации, при которой от семейно-трудового хозяйства постепенно отпочковывались бы и переходили в ведение крупных кооперативных товариществ операции по переработке, хранению, сбыту крестьянской продукции, закупке и обслуживанию техники, заготовке, минеральных удобрений, семян, племенная, селекционная работа, кредитное дело, словом, все те операции, где крупное хозяйство имеет явный перевес над мелким. Большая часть десятилетия 1920-х гг. была заполнена также напряженной работой Н.Д. Кондратьева по разработке теории народнохоэяйственных планов. Ученый не раз подчеркивал, что в послереволюционных условиях государство, используя национализированную собственность (на землю, преобладающую часть промышленности, транспорта, кредитной системы и значительную часть торговли), способно оказывать значительно более сильное воздействие не только на общественный, но и на частный сектор, народное хозяйство в целом. Концепция больших циклов Н. Д. Кондратьева распадалась на три основные части: 1) эмпирическое доказательство существования “большой модели цикла”, 2) некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, 3) попытка их теоретического объяснения, или собственно теория больших циклов конъюнктуры.

    10Собственность в экон. и юридическом смысле

    Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. Статика отношений собственности выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного или личного непроизводственного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

    Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

    В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

    Право собственности, с точки зрения юридической, может быть определено в объективном и субъективном смысле.

    11. сущность, субъекты и объекты собственности

    В системе экономических отношений любой формации собственность занимает центральное место. Она определяет:

    1. экономическую структуру общества;

    2. экономическое положение социальных групп общества;

    3. цель производства и средства ее достижения;

    4. экономическую форму производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

    Субъекты и объекты собственности

    Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В строгом смысле слова субъекты собственности – заведомо одушевленные лица, хотя нередко их заменяют категориями типа "государство", что приводит к "бессубъектной" собственности, являющейся абстракцией. В принципе, "государство" можно свести к группе лиц, образующих аппарат государственного управления, однако более точным является его понимание как социального института, представляющего все общество (в этом смысле объем понятий "общество" и "государство" совпадают).

    Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

    Различают три вида объектов собственности:

    1. недвижимое имущество (земельные участки, водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.п);

    2. движимое имущество (деньги, ценные бумаги и другие вещи, не относящиеся к недвижимости);

    3. интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

    11.Изменение отношений собственности в россии в западных странах.

    Оценивая длительный исторический переход к смешанной структуре собственности, можно сделать важные обобщения.

    1. «Чистый капитализм» с его единоличным частным присвоением в основном в XIX в. исчерпал свои способности к ускорению человеческой цивилизации.

    2. В национальной экономике прочно заняли ведущее место два вида общей собственности – акционерная и государственная. Именно они стали мощными локомотивами научно-технического и экономического прогресса.

    3. Государственная собственность укрепила господствующий строй и приспособила его к лучшему использованию высших достижений материальной и духовной культуры в интересах всего общества.

    Стало быть, так своеобразно сложилась история эволюции (медленных и постепенных) изменений имущественных отношений, которая привела к преодолению их крайних состояний.

    Совершенно по-иному развивались отношения собственности в XX в. в России. в РоссииВ начале XXI в. начался новый этап приватизации. Он связан с повышением роли государства и права в регулировании структуры и характера развития отношений собственности в стране. Такое регулирование основывается на Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» (принят в декабре 2001 г.).

    Этот закон вводит в действие, в частности, такие важные положения:

    Приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества субъектов собственности;

    Вводится планирование приватизации государственного и муниципального имущества вместе с разработкой и принятием федерального бюджета на очередной финансовый год;

    Детально устанавливается порядок и все способы приватизации государственного и муниципального имущества;

    Определяется оплата и распределение денежных средств от продажи имущества.


    Похожая информация.