Основные признаки капитализма. Сущность и основные черты капитализма

Ольга Нагорнюк

Капитализм: мифы и реальность

Школьный курс истории доступно и толково объясняет, что такое капитализм, и описывает периоды его становления и развития. Но академическая точка зрения на этот общественный строй не дает полного представления о характерных ему положительных и отрицательных сторонах. Мы решили восполнить эти пробелы.

Что такое капитализм? Из истории термина

Капитализмом называется система общественно-экономического устройства, основанная на принципах частной собственности, свободного предпринимательства и юридического равенства. Цель капитализма — получение прибыли и максимальное накопление капитала.

В теории, эта экономическая система представляет собой свободный рынок, живущий по принципам конкуренции. На практике в деятельность рынка часто вмешивается государство, регулируя процессы, протекающие в экономике. Например, правительство для развития собственного автопрома может ввести таможенные пошлины на импортные автомобили, а с целью снижения цен на социально значимые продукты произвести их госзакупку, чтобы потом предложить в розничную продажу, но с уже более низкой стоимостью.

Как ни странно, но впервые слово «капитализм» было использовано не ученым, а писателем — английским романистом Уильямом Теккереем в середине XIX века. Правда, употребил он этот термин совершенно в другом значении. О том, что такое капитализм, писал и Карл Маркс, но современный смысл в данный термин вложил Дуэ в своей книге «Лучшие времена», назвав им общественно-экономическую формацию.

Принципы капитализма

Капитализм, пришедший на смену феодализму с его натуральным хозяйством, вассальной зависимостью и тягой к абсолютизму, основывается на следующих принципах:

1. Частная собственность на средства производства. Другими словами, фабрики и заводы находятся во владении отдельных лиц, которым достается и капитал, вырученный от продажи товаров, произведенных на данных предприятиях.

До капитализма ни фабрик, ни заводов не существовало, а экономика базировалась на натуральном хозяйстве, когда все необходимое для жизни производилось в пределах замка. Лишнего не выпускали, а потому торговать было особо нечем.

2. В основе капиталистической экономики лежит производство товаров и услуг, причем большая их часть выпускается для продажи. Отсюда — интенсивное развитие торговли и свободных рынков, основанных на конкуренции.

3. Использование наемной рабочей силы. Во времена рабовладельческого строя и феодализма рабы и крестьяне находились в прямой зависимости от хозяина и сеньора, отдавая ему либо весь свой доход, либо большую его часть.

Капитализм исключил рабский труд и дал возможность пролетариям зарабатывать себе на жизнь. Правда, размер зарплат на заре капитализма был мизерным, но рабочий был волен сменить нанимателя, тогда как средневековый крестьянин был обязан служить одному феодалу.

Капитализм неразрывно связан с классовой борьбой . Много денег в руках одних (буржуазии) и нищенские зарплаты других (пролетариат) приводит к противостоянию в обществе, а иногда и к социальному взрыву — революции.

Современный капитализм: мифы и реальность

Казалось бы, такое общество — предел мечтаний: народ сам выбирает власть, имеет социальные гарантии и живет в условиях, приближенных к идеальным. Однако при ближайшем рассмотрении многие постулаты капитализма оказываются пустышками. Так, португальский экономист Гильермо Алвес Коэльо развенчивает мифы о капитализме, показывая недостатки данного строя.

Например, ученый не согласен с утверждением, что при капитализме каждый, кто много и упорно работает, может стать богатым. Коэльо считает: богатство, за исключением редких случаев, является не следствием долгого и тяжелого труда, а результатом мошенничества, политического влияния или власти. «Американская мечта» поддерживает дух рядовых граждан и их веру в свои возможности, а потому выгодна обществу.

Не согласен ученый и с утверждением, что капитализм — это мир равных возможностей, где все получают свою долю капитала. Целью данной общественно-экономической системы было и остается накопление капитала, он концентрируется в руках меньшинства и не доступен большинству. Посмотрите на владельцев международных корпораций. Разве их доходы и возможности соизмеримы с доходами и возможностями рядового клерка?

Капитализм построен на свободе — данное утверждение тоже подвергается сомнению португальским экономистом. Ни о каких свободных рынках сегодня не может быть и речи. Стратегические решения принимаются руководителями крупнейших банков и транснациональных корпораций. Международные организации имеют возможность вмешиваться во внутренние дела развивающихся стран.

Выборы, проходящие в капиталистическом государстве, гарантируют демократичность системы. Увы, сегодня политологи и пиарщики научились умело манипулировать общественным мнением, приводя во власть людей, чьей заботой является не благосостояние народа, а личное благополучие.

Сегодня на вопрос, что такое капитализм, можно ответить: это социально-экономическое устройство общества, построенное на классовом неравенстве и на принципе накопительства. У него масса недостатков, однако, несмотря на это, человечество еще не придумало ему альтернативу.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Многие даже понятия не имеют о том, что делать, если упал на рельсы метро: можно ли пытаться залезть обратно на платформу, в какую сторону туннеля идти, откуда к вагонам поезда подводится ток... Поэтому мы подготовили для вас подробную инструкцию о том, как себя правильно вести при падении в метро.

социализму - первой фазе коммунизма. Основные признаки Капитализм : господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости . По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и др. общественные институты, Капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии Капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализм присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие Капитализм между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

Возникновение Капитализм было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. В процессе возникновения Капитализм на одном полюсе общества образовался класс капиталистов, сосредоточивших в своих руках денежный капитал и средства производства, а на другом - масса людей, лишённых средств производства и потому вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам. Развитому Капитализм предшествовал период т. н. первоначального накопления капитала , суть которого состояла в ограблении крестьян, мелких ремесленников и захвате колоний. Превращение рабочей силы в товар и средств производства в капитал означало переход от простого товарного производства к капиталистическому. Первоначальное накопление капитала было одновременно процессом быстрого расширения внутреннего рынка. Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наёмных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления. Средства производства, которые концентрировались в руках меньшинства, превращались в капитал. Создавался внутренний рынок средств производства, необходимых для возобновления и расширения производства. Великие географические открытия (середина 15 - середина 17 вв.) и захват колоний (15-18 вв.) обеспечили нарождавшейся европейской буржуазии новые источники накопления капитала (вывоз из захваченных стран драгоценных металлов, ограбление народов, доходы от торговли с др. странами, работорговля) и привели к росту международных экономических связей. Развитие товарного производства и обмена, сопровождавшееся дифференциацией товаропроизводителей, служило основой дальнейшего развития Капитализм Раздробленное товарное производство уже не могло удовлетворять растущий спрос на товары.

Исходным пунктом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация , т. е. совместный труд многих людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Источником дешёвой рабочей силы для первых капиталистических предпринимателей было массовое разорение ремесленников и крестьян в результате имущественной дифференциации, а также «огораживаний» земли, принятия законов о бедных, разорительных налогов и др. мер внеэкономического принуждения . Постепенное укрепление экономических и политических позиций буржуазии подготовило условия для буржуазных революций в ряде стран Западной Европы (в Нидерландах в конце 16 в., в Великобритании в середине 17 в., во Франции в конце 18 в., в ряде др. европейских стран - в середине 19 в.). Буржуазные революции, осуществив переворот в политической надстройке, ускорили процесс смены феодальных производственных отношений капиталистическими, расчистили почву для созревшего в недрах феодализма капиталистического строя, для замены феодальной собственности капиталистической. Крупный шаг в развитии производительных сил буржуазного общества был сделан с появлением мануфактуры (середина 16 в.). Однако к середине 18 в. дальнейшее развитие Капитализм в передовых буржуазных странах Западной Европы натолкнулось на узость её технической базы. Созрела необходимость перехода к крупному фабричному производству с использованием машин. Переход от мануфактуры к фабричной системе был осуществлен в ходе промышленного переворота , который начался в Великобритании во 2-й половине 18 в. и завершился к середине 19 в. Изобретение парового двигателя привело к появлению целого ряда машин. Рост потребности в машинах и механизмах привёл к изменению технической базы машиностроения и переходу к производству машин машинами. Возникновение фабричной системы означало утверждение Капитализм как господствующего способа производства, создание соответствующей ему материально-технической базы. Переход к машинной стадии производства способствовал развитию производительных сил, возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей. Он сопровождался дальнейшим усилением эксплуатации наёмных рабочих: более широким использованием женского и детского труда, удлинением рабочего дня, интенсификацией труда, превращением рабочего в придаток машины, ростом безработицы , углублением противоположности между умственным и физическим трудом и противоположности между городом и деревней . Основные закономерности развития Капитализм характерны для всех стран. Однако в различных странах имелись свои особенности его генезиса, которые определялись конкретными историческими условиями каждой из этих стран.

Классический путь развития Капитализм - первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство, капиталистическая фабрика - характерен для небольшого числа западно-европейских стран, главным образом для Великобритании и Нидерландов. В Великобритании раньше, чем в др. странах, завершился промышленный переворот, возникла фабричная система промышленности, в полной мере проявились преимущества и противоречия нового, капиталистического способа производства. Чрезвычайно быстрый (по сравнению с др. европейскими странами) рост промышленной продукции сопровождался пролетаризацией значительной части населения, углублением социальных конфликтов, регулярно повторяющимися (с 1825) циклическими кризисами перепроизводства. Великобритания стала классической страной буржуазного парламентаризма и одновременно родиной современного рабочего движения (см. Международное рабочее движение ). К середине 19 в. она добилась мировой промышленной, торговой и финансовой гегемонии и была страной, где Капитализм достиг наивысшего развития. Не случайно, что теоретический анализ капиталистического способа производства, данный Капитализм Марксом, основывался главным образом на английском материале. В. И. Ленин отмечал, что важнейшими отличительными чертами английского Капитализм 2-й половины 19 в. были «громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 405).

Формирование капиталистических отношений во Франции - крупнейшей западно-европейской державе эпохи абсолютизма - происходило медленнее, чем в Великобритании и Нидерландах. Это объяснялось главным образом устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. Обезземеливание крестьян происходило не путём «огораживаний», а через налоговую систему. Большую роль в формировании класса буржуазии играли система откупа налогов и государственных долгов, а позднее протекционистская политика правительства в отношении зарождавшегося мануфактурного производства. Буржуазная революция произошла во Франции почти на полтора века позднее, чем в Великобритании, а процесс первоначального накопления растянулся на три столетия. Великая французская революция, радикально устранив феодальную абсолютистскую систему, мешавшую росту Капитализм , одновременно привела к возникновению устойчивой системы мелкого крестьянского землевладения, наложившей отпечаток на всё дальнейшее развитие капиталистические производственные отношений в стране. Широкое внедрение машин началось во Франции лишь в 30-е гг. 19 в. В 50-60-е гг. она превратилась в промышленно развитое государство. Главной особенностью французского Капитализм был его ростовщический характер. Рост ссудного капитала, основанный на эксплуатации колоний и выгодных кредитных операциях за рубежом, превратил Францию в страну-рантье.

В др. странах генезис капиталистических отношений был ускорен воздействием уже имевшихся очагов развитого Капитализм Так, США и Германия вступили на путь капиталистического развития позже Великобритании, но уже к концу 19 в. вошли в число передовых капиталистических стран. В США не существовало феодализма, как всеобъемлющей экономической системы. Крупную роль в развитии американского Капитализм сыграло вытеснение коренного населения в резервации и освоение фермерами освободившихся земель на западе страны. Этот процесс определил так называемый американский путь развития Капитализм в сельском хозяйстве, основой которого был рост капиталистического фермерства. Бурное развитие американского Капитализм после Гражданской войны 1861-65 привело к тому, что уже к 1894 США по объёму промышленной продукции заняли первое место в мире.

Историческое место Капитализм Как закономерная стадия в историческом развитии общества Капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда. Капитализм Маркс и Ф. Энгельс писали ещё в середине 19 в.: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, - какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 429). С тех пор развитие производительных сил, несмотря на неравномерность и периодические кризисы, продолжалось ещё более ускоренным темпом. Капитализм 20 века смог поставить себе на службу многие достижения современного научно-технической революции: атомную энергию, электронику, автоматику, реактивную технику, химический синтез и т.д. Но общественный прогресс в условиях Капитализм осуществляется ценой резкого обострения социальных противоречий, растраты производительных сил, страданий народных масс всего земного шара. Эпоха первоначального накопления и капиталистического «освоения» окраин мира сопровождалась уничтожением целых племён и народностей. Колониализм, служивший источником обогащения империалистической буржуазии и т. н. рабочей аристократии в метрополиях, привёл к длительному застою производительных сил в странах Азии, Африки и Латинской Америки, способствовал сохранению в них докапиталистических производственных отношений. Капитализм использовал прогресс науки и техники для создания разрушительных средств массового уничтожения. Он несёт ответственность за огромные людские и материальные потери в участившихся разрушительных войнах. Только в двух мировых войнах, развязанных империализмом, погибло свыше 60 млн. чел. и 110 млн. были ранены или стали инвалидами. На стадии империализма экономические кризисы приобрели ещё более острый характер. В условиях общего кризиса Капитализм происходит неуклонное сужение сферы его господства, в силу быстрого развития мировой социалистической системы хозяйства, доля которой в мировом производстве неуклонно растет, а доля капиталистической системы мирового хозяйства уменьшается.

Капитализм не может справиться с созданными им же производительными силами, которые переросли капиталистические производственные отношения, ставшие оковами их дальнейшего беспрепятственного роста. В недрах буржуазного общества в процессе развития капиталистического производства созданы объективные материальные предпосылки для перехода к социализму. При Капитализм растет, сплачивается и организуется рабочий класс, который в союзе с крестьянством, во главе всех трудящихся составляет могучую общественную силу, способную свергнуть отживший капиталистический строй и заменить его социализмом.

В борьбе против империализма, являющегося олицетворением Капитализм в современных условиях, объединились три революционных потока - мировой социализм, антимонополистические силы в развитых капиталистических странах во главе с рабочим классом и мировое национально-освободительное движение. «Империализм бессилен вернуть утраченную им историческую инициативу, повернуть вспять развитие современного мира. Магистральный путь развития человечества определяют мировая социалистическая система, международный рабочий класс, все революционные силы» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969, с. 289).

Буржуазные идеологи с помощью апологетических теорий пытаются утверждать, что современный Капитализм представляет собой строй, лишённый классовых антагонизмов, что в высокоразвитых капиталистических странах якобы вообще отсутствуют факторы, порождающие социальную революцию (см. «Государства всеобщего благоденствия теория» , Конвергенции теория , «Народного» капитализма теория . Однако действительность разбивает такие теории, всё более обнажая непримиримые противоречия Капитализм

В. Г. Шемятенков.

Капитализм в России. Развитие Капитализм в России совершалось в основном по тем же социально-экономическим законам, что и в др. странах, но имело и свои особенности. История Капитализм в России делится на два основных периода: генезис капиталистических отношений (2-я четверть 17 в. - 1861); утверждение и господство капиталистического способа производства (1861-1917). Период генезиса Капитализм состоит из двух этапов: возникновение и формирование капиталистического уклада (2-я четверть 17 - 60-е гг. 18 вв.), развитие капиталистического уклада (70-е гг. 18 в. - 1861). Период господства Капитализм также делится на две стадии: прогрессивного, восходящего развития (1861 - концу 19 в.) и стадию империализма (началу 20 в. - 1917). (Вопрос о генезисе капиталистических отношений сложный и спорный в истории русского Капитализм Одни историки придерживаются изложенной выше периодизации, другие начинают генезис Капитализм с более раннего времени, с 16 в., третьи, наоборот, относят начало его к более позднему периоду, к 60-м гг. 18 в.). Важной особенностью развития Капитализм в России является замедленный генезис капиталистических отношений, растянувшийся в условиях господства феодальных отношений в экономике более чем на два столетия.

Со 2-й четверти 17 в. в промышленности получает всё большее развитие простая капиталистическая кооперация. Одновременно устойчивой и всё более растущей формой производства становится мануфактура . В отличие от западно-европейских стран, которые знали в основном капиталистическую мануфактуру, рус. мануфактуры по своей социальной природе делились на три типа: капиталистические, на которых использовался наёмный труд, крепостные, основанные на принудительном труде, и смешанные, на которых применялись оба вида труда. В конце 17 в. в стране насчитывалось более 40 металлургических, текстильных и др. мануфактур всех типов. Значительное развитие капиталистические отношения получили на речном транспорте. В 1-й половине 18 в. развивается простая капиталистическая кооперация, растет количество мануфактур. В конце 60-х гг. 18 в. было 663 мануфактуры, в том числе 481 в обрабатывающей и 182 в горнозаводской промышленности. Характер социальных отношений в промышленном производстве в этот период претерпевает важные и противоречивые изменения. В первые два десятилетия 18 в. в обрабатывающей промышленности складывались главным образом предприятия капиталистического типа. Однако узость рынка рабочей силы и быстрый рост промышленности вызывали нехватку свободных рабочих рук. Поэтому правительство начало широко практиковать приписку к заводам государственных крестьян. Указ 1721 разрешил купечеству покупку крепостных крестьян для работы на предприятиях. Особо широкое применение этот указ получил в 30-40-е гг. 18 в. В это же время издаются законы, по которым вольнонаёмные рабочие прикреплялись к тем предприятиям, где они работали, увеличивается приписка государственных крестьян. Ограничивается промышленная деятельность крестьян и посадских людей. В результате ведущее положение в горнодобывающей промышленности, преобладавшее вплоть до 1861, заняла крепостная мануфактура. Возрастает в 30-40-х гг. 18 в. использование несвободного труда и в обрабатывающей промышленности. Однако в этой отрасли феодально-крепостнический строй лишь на короткое время затормозил развитие капиталистических отношений. С начала 50-х гг. применение вольнонаёмного труда в обрабатывающей промышленности снова стало быстро расти, особенно на вновь строящихся предприятиях. С 1760 прекращается приписка крестьян к мануфактурам. В 1762 отменяется указ 1721. Постепенно снимаются ограничения для промышленной деятельности крестьян и посадских лю

Статья про слово "Капитализм " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 47634 раз

Возник и функционирует на основе частной собственности на средства производства, рынка свободной конкуренции, определенного уровня техники, денежного обращения, рациональной организации процесса производства, предпринимательства и деятельности предпринимателя как собственника и организатора производства с целью получения прибыли. Генезис капитализма является преодолением традиционализма и утверждением принципа рациональности (сопоставления полезности и затрат) во всех сферах общественной жизни (религии, науке, праве, государственном управлении, организации предприятий). Тенденция к рационализации социально-экономической жизни является основой развития капитализма. Он всегда имеет конкретно-историческую характеристику (торговый, буржуазно-промышленный, который сформировался в Северо-Западной Европе в XVI-XVП вв. и тому подобное). В становлении капитализма важное значение имели взаимосвязи между религиозными идеями и экономической организацией общества. Протестантизм (лютеранство, особенно кальвинизм), который провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни, бережливость и накопление капитала, стремление к получению законной прибыли как следствие высокого профессионализма, порядочность, верность слову и деловитость, стимулировал трансформацию религиозной этики в деловой предпринимательский тип хозяйственного поведения и появление нового капиталистического строя.

Капитализм как форма цивилизации

Является целостным историко-культур-ным феноменом или типу, возникшего на основе территориальной, этнической, языковой, политической, психологической общности. Хозяйственная система является частью общества, его движущей силой является "дух народа", или ментальность.

На рубеже XIX-XX вв. в условиях роста экономического значения крупных корпораций происходят разграничение собственности и управления, формирования управленческих структур в сфере бизнеса. Растет государственная бюрократия, регулирующего экономику. М. Вебер отмечал, что власть - это возможность подчинения своей воле других субъектов. Желание власти является важным поведенческим фактором. Надежду на предупреждение развития бюрократизма ученый связывал с возникновением новых общественных институтов, способных совместить творческую деятельность и управленческие способности в специфической для определенного человека форме.

Вернер Зомбарт

(1863-1941) - профессор Бреславльського и Берлинского университетов, автор трудов: "Современный капитализм" (1902), "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913), "Три политические экономии" (1929), "Немецкий социализм" (1934) и др.

Взгляды. Зомбарта эволюционировали от приверженности к марксизму до консервативного национализма. Труд "К критике экономической системы Карла Маркса" была оценена Ф. Энгельсом как удачное изложение марксистских идей. Позже в трудах "Социализм и социальное движение в XIX в." (1896), "Пролетариат. Очерки и этюды" (1906), "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?" (1906) ученый выступал как сторонник либерального реформизма, позиций "катедер-социализма". Признание ученому принесло фундаментальное исследование "Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от его зарождения до современности" (1902), в котором предпринята попытка осмыслить генезис, периодизация и формы развития капитализма.

Основные положения учения. Зомбарта:

o Использовал понятие "хозяйственная система" и "хозяйственная эпоха". Хозяйственная система - абстрактно-теоретическая конструкция, лишенная исторической специфики и предназначена для систематизации эмпирических фактов, организация хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. Хозяйственная эпоха - реально существующая хозяйственная система.

Ученый выделил:

Структуру хозяйственной системы, охватил три группы элементов: 1) технологический способ производства (субстанции); 2) форму или общественные отношения (совокупность социальных, правовых, политических); 3) хозяйственный дух (побудительный мотив развития);

Факторы эволюции хозяйственной системы: технико-экономические, социально-организационные (институциональные) и социально-психологические (общественное сознание, типы мышления и идеология);

Элементы системы капиталистической экономики: а) стремление к получению максимальной прибыли; б) институциональная организация (господство частной собственности, свободная продажа рабочей силы, центральная роль предпринимателя в производстве и распределении доходов, незначительная роль государства); в) прогрессивная техническая основа (средства производства).

o Эволюция хозяйственной системы является многофакторной и интегральной. Считал движущей силой развития "хозяйственный дух*9, который состоит из "духа предпринимательства" и "бюргерского духа". Первый - это синтез готовности к риску, жажда денег и приключений, авантюризм. Основой бюргерского (мещанского) духа является бережливость, хозяйственность, осторожность, умение считать.

Зомбарт предпринимательство характеризовал как стремление к "бесконечного", к самоопределению и власти. Выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей: разбойников (участников военных походов и заморских экспедиций за золотом и экзотическими товарами), феодалов (занятых коммерцией, горным делом и т. п), государственных деятелей (которые способствуют развитию торговых и промышленных компаний), спекулянтов (ростовщиков, банкиров, игроков на бирже, учредителей акционерных обществ), купцов (вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ), ремесленников (совмещают в одном лице мастера и коммерсанта). Функциями предпринимателей ученый считал: организаторскую, основанную на умении подбирать и объединять факторы производства в работоспособное целое; сбытовую, которая предусматривает умение вести переговоры, завоевывать доверие и побудить к покупке предложенных товаров; учетную, связанную с точным количественным подсчетом и сопоставлением затрат и результатов.

o Используя понятие "хозяйственный дух" как критерий периодизации развития капитализма, В. Зомбарт анализировал три стадии: раннего капитализма (и молодости), когда хозяйственная деятельность направлена на накопление богатства в денежной форме и преобладали первые три типа предпринимателей; зрелого (развитого) капитализма как хозяйственной системы, подчиненной производству исключительно ради прибыли; позднего капитализма (старости). На последних двух стадиях типичными являются спекулянты, купцы и ремесленники. Благодаря В. Зомбарту термин "капитализм" стал общеупотребительным.

Вместе с тем ученый не отрицал таких факторов генезиса капитализма, как переселение народов, колонизация, открытие месторождений золота и серебра, развитие техники и технологии.

В теории организованного капитализма было положено начало концепции эволюционного перерастания капитализма в социализм и социального плюрализма, согласно которым развитие общества происходит не путем изменения хозяйственных систем, а путем их сосуществования, присоединение основных элементов нового уклада в предыдущих. Будущее капитализма - это "смешанная" хозяйственная система, в которой будут гармонично сочетаться частные, кооперативные, общественные, коллективные, крупные и мелкие, крестьянские и ремесленные хозяйства. Развитие различных укладов и усиление влияния государства будут способствовать трансформации капитализма в стабильное и высокоэффективное общество будущего.

o Развивая теорию кризисов, ввел в экономическую теорию понятие экономической конъюнктуры, с которой связал цикличность капиталистической экономики в зависимости от динамики развития предпринимательства и ожидания доходов, что вызывает развертывания спекуляции и укрупнение производства. Расширение производства предопределяет диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями, объемами основного и денежного капиталов, что неизбежно приводит к спаду экономики. Чередование периодов подъема и периодов спада является необходимой предпосылкой развития "капиталистического духа", поскольку период подъема способствует развитию новаторства и риска, а в период спада возрастает значение расчетов и улучшения организации, направленных на внутреннее совершенствование капиталистической системы. Фактором уменьшения циклических колебаний капиталистической экономики являются процессы концентрации производства и централизации капитала, монополизации экономики.

Артур Шпітхоф

(1873-1957) был ведущим исследователем экономической конъюнктуры в Германии. Он утверждал, что не только национальную экономику, но и каждый этап ее развития необходимо изучать с точки зрения отдельной экономической теории.

Труды ученых исторической школы является важным вкладом в развитие экономической теории. Они способствовали исследованию морально-этической природы общественно-исторических процессов, менталитета нации как определяющего фактора экономического поведения, институциональных рамок хозяйственной деятельности и факторов их изменения, экономической истории.

Выдающийся ученый И.А. Шумпетер, анализируя достижения исторической школы, приводит такие их идеи:

1. Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельной является идея существования общепринятых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов опровергается положением об исторической причинности социальных событий.

2. Положение о единстве социальной жизни и неразрывную связь между его элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин.

3. Антираціоналістичний подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение выдвигалось в форме этических аргументов и в психологическом анализе поведения индивидов и масс

4. Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал.

5. Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формируются конкретные условия, а также что конкретно их приводит, а не общие причины всех социальных событий.

6. Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различными индивидуумами и над ними, позже заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, которые составляют национальную, находятся в тесной зависимости друг от друга.

Социальное направление в политической экономии.

на Протяжении 80-90-х годов XIX века. - 30-х годов XX века, в Германии и Австрии возникло и развивалось экономическое учение, получившее название "социальная школа" (социальное направление в политической экономии, социально-правовая школа). Социальная школа считается наследницей новой исторической школы, но, в отличие от нее, не отрицала значение экономической теории, а пыталась создать экономическую теорию с этико-правовым подходом к экономическим явлениям. ее представители цель экономической деятельности определяли правом, политикой и идеологией, исследовали экономическую жизнь общества как совместную деятельность людей, связанных нормами права.

Начало социального направления экономических исследований было обусловлено формированием новой системы организации рыночной экономики (процессами монополизации, акционирования и корпоратизации, возрастанием роли государства и рабочих объединений), обострением проблем социального неравенства и социальной защиты, необходимостью идеологического противостояния марксизму.

Социальная школа не была целостным экономическим учением, она охватывала такие течения:

o социально-правовое, или социально-этическую, которую характеризуют труда Рудольфа Штольцмана (1852-1930) "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве", Рудольфа Штаммлера (1856-1938) "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), Альфреда Амонна (1883-1962) "Предмет и основные понятия политической экономии" (1911), Карла Дол я (1864 - 1943) "Теоретическая политэкономия" (1916), Франца Петри "Социальное содержание теории стоимости Маркса" (1916);

o теорию либерального социализма, изложенную в труде Франца Оппенгеймера (1864-1943) "Учение Маркса о основной закон общественного развития" (1903);

o теорию универсализма Отмара Шпанна (1878-1950), который возглавлял социальное направление в Австрии.

Объединяют представителей социального направления в политической экономии такие методологические принципы:

o отрицание объективных экономических законов, утверждение, что социальные законы - это законы человеческого поведения;

o трактовка производства как сугубо технического вечного процесса взаимодействия факторов производства, который не связан с определенным социальным устройством;

o социальный подход к анализу хозяйственных явлений, их исследование с позиций социологии - науки об обществе как целостной системе. Отрицался определяющее влияние экономических факторов на социальные, политические, правовые, духовные процессы общественного развития. Экономика рассматривалась как составляющая социальной системы, хозяйственные процессы анализировались как результат взаимодействия экономических, политических, правовых, идеологических и социальных факторов. Признавался примат правовых и этических аспектов эволюции экономических явлений и процессов. Это свидетельствовало о институциональный характер идей ученых;

o защита частной собственности, отрицание эксплуатации наемного труда, обоснование необходимости социальных реформ и государственно-правового регулирования производства;

o применение принципа историзма и системного подхода к анализу хозяйственной жизни, обоснование эволюционного развития капитализма.

Социальная школа внесла значительный вклад в экономическую теорию.

Экономическое развитие рассматривался как совместная деятельность людей, связанных нормами права. Собственное правовое регулирование определяет форму общественного устройства. Правовые факторы определяют этические нормы. Предлагался новый метод познания экономических процессов - телеологічний1, согласно которому задачей экономики является исследование отношений между целевыми установками и средствами их достижения. Основными целями считались стремление к удовлетворению потребностей, обеспечения "достойного существования" граждан. А. Шпанн в труде "Фундамент народного хозяйства" (1918) изложил концепцию универсализма, в которой обосновал необходимость усиления государственно-правового регулирования экономического развития.

Большинство представителей социальной школы отвергали теорию ценности.

Да-А. Амонн анализировал теорию ценности представителей математической школы, ценность отождествлял с ценой, которая рассматривалась как равнодействующая субъективных оценок определенного товара покупателями и продавцами. Г. Штольцман обработал "соціологічний19 вариант теории предельной полезности, объединив теорию предельной полезности с "социальной теорией распределения". По мнению Ф. Оппенгеймера, причиной ценности "полезность блага", стоимость трактовалась им как нечто идеальное. Однако К. Диль отрицал любое значение теории стоимости, считал, что формирование цены - это чисто эмпирический случайный процесс, лишенный закономерностей.

Много внимания представители социальной школы уделяли отношениям распределения. Они трактовали их с социально-правовых и социально-этических подходов, анализировали независимо от теории стоимости или противопоставляли последний (Кол. Диль), рассматривали теорию распределения как первоначальную теории стоимости (Г. Штольцман). Исследовались классовые противоречия между рабочими и предпринимателями путем анализа их доли в общественном продукте. Противоречия воспринимались как нормальные явления, связанные со стремлением каждого из классов получить больше доходов. Сторонники социального направления подчеркивали важность функций предпринимателей как организаторов производства, их праве получать вознаграждение для обеспечения социально обусловленного прожиточного минимума ("единицы прогодовування"). Так же и работник должен быть обеспечен прожиточным минимумом согласно его социального положения. А. Шпанн в теории обратной прибавочной стоимости отмечал, что капиталист эксплуатирует рабочих, а наоборот, поэтому марксистская концепция прибавочной стоимости является ошибочной. Ф. Оппенгеймер идеализировал капитализм свободной конкуренции, который отождествлял с простым товарным производством и частной собственностью, считал естественным и трактовал как либеральный социализм - свободный от эксплуатации общественный строй, основанный на частной собственности и рыночном обмене.

Основой нового социально справедливого общественного устройства, по мнению ученых, должна быть рыночная экономика с акционерной формой собственности и корпоративной организацией производства, которые способны обеспечить единство интересов рабочих и предпринимателей.

Методология и традиции новейшей исторической и социальной школ повлияли на дальнейшее развитие экономической теории, в первую очередь на развитие институционального напряму1.

Капитализм (capitalism ) - это экономическая система и общественный строй, где отличительными чертами являются частная собственность на средства производства, использование наемного труда и свобода предпринимательства.

Капитализм как общественный порядок пришел на смену феодализму. Этот переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в различных странах имел свои особенности (например, Английская буржуазная революция XVII в., Нидерландская буржуазная революция XVI в. и т.д.). Одним из главных и решающих экономических значений для возникновения капитализма был процесс так называемого первоначального накопления капитала , когда мелкие производители (в основном это были крестьяне) насильственным методом лишались всяких средств и становились юридически свободными, а средства производства, напротив, концентрировались в руках у буржуазии.

Как экономический строй, капитализм характеризуется тремя основными признаками: частным распоряжением средствами производства; рыночно-ценовым механизмом координации деятельности индивидов; максимизацией дохода, пользы как цели хозяйствования. В такой экономической системе на первый план выдвигается проблема эффективности распределения и использования ресурсов. И решается эта проблема прежде всего каждым индивидом. Поэтому капитализм (европейская модель) предполагает личную свободу, индивидуализм, субъективизацию и рационализацию. Положение человека теперь не определяется социальным статусом его семьи, религиозными нормами. Он сам утверждает себя в соответствии со своими способностями, становясь мерой всех вещей. Как показал немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920 гг.), в становлении капитализма огромную роль сыграла протестантская этика, для которой характерны: ответственность человека перед собой, перед обществом, перед богом; самоценность труда и дохода, полученного честным путем (заработанного дохода). Такая этика утвердилась в ходе религиозной реформации (XVI-XVII века) и пришла на смену католической этике, проповедовавшей не труд, а потребление, наслаждение, освящавшей социальное неравенство и право грешить, так как грехи могут быть прощены.

Для стран, совершающих революционный и весьма болезненный переход от плановой к рыночной экономике, чрезвычайно важно понять, что представляет собой общество, которое нужно построить. Для этого необходимо избавиться от иллюзии совместимости рынка и социализма , то есть рынка без частной собственности, эффективной экономики без капитализма. В постсоветском сознании слово "капитализм" ассоциируется с эксплуатацией, несправедливостью, с борьбой всех против всех по принципу "человек человеку волк". Трудно предположить, что основанное на таких нравственных нормах общество могло бы просуществовать двести-триста лет.

Капитализм не только и не столько экономическая система, сколько форма общества, которое объединяет свободных индивидов, предъявляя к ним огромные моральные требования. Эти нравственные нормы жизни и определяют жизнеспособность рыночного экономического механизма. Они не порождаются рынком, а предшествуют ему. Капитализм как возникшая в ходе эволюции форма общества предполагает:

  1. свободу как возможность действия в соответствии с поставленной самостоятельно целью и ответственность за свой выбор как отсутствие заведомых ограничений, кроме нравственных;
  2. гражданское общество как совокупность институтов, союзов, ассоциаций достаточно сильных, чтобы исключить возможность узурпации власти, тирании, и в то же время достаточно свободных, позволяющих человеку беспрепятственно к ним присоединяться или их покидать, иначе говоря, это общество структурировано, но его структура подвижна, способна к совершенствованию;
  3. модульного человека, способного включаться в те или иные структуры, ассоциации, но не подчиняться им, сохраняя свою свободу и права выхода из этих союзов, ассоциаций, партий и т.д., и в то же время готового к активным действиям против тех, кто ограничивает его свободу, его права, как и права других;
  4. демократию, то есть форму правления, предполагающую политическую свободу и действия избранного народом правительства в соответствии с интересами и волей избирателей (управляемых), что, в свою очередь, предполагает конституционное согласие и наличие эффективных механизмов, ограничивающих власть и функции правительства;
  5. частную собственность как общественный институт, дающий всем членам общества равные права по владению ресурсами;
  6. рыночную систему, включающую рынок капиталов, рынок труда , рынок земли;
  7. свободу предпринимательства и рыночную конкуренцию;
  8. ограниченную роль правительства.

Названные черты, свойства капиталистического общества можно определить как капиталистическую идеологию, то есть систему ценностей, взглядов, на которых зиждется это общество и которые признаются абсолютным большинством его членов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Начну с «Капитала» Карла Маркса. Маркс - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.

В «Капитале» Маркс разрешил одно из противоречий, которое, в свое время, привело к гибели школу Рикардо: невозможность согласовать взаимный эквивалентный обмен овеществлённой стоимости на труд (в форме зарплаты) с рикардовским определением стоимости через труд. Заменив в товарном обмене категорию «труд» на «рабочую силу» (способность к труду), Маркс нашёл решение этого противоречия.

Так же Маркс вывел, что стоимость товара включает в себя стоимость предметов производства (сырье), средств производства (орудия труда) и собственно самого труда в форме заработной платы. То есть, эта формула будет иметь примерно такой вид:

Сырье+Орудия труда+Труд=Товар (1)

А для того, чтобы буржуазии было выгодно заниматься своим нелегким делом, Маркс вводит понятие прибавочной стоимости, которая и составляет ту прибыль, ради которой буржуазия затеяла революцию во Франции и вытеснила в конце концов представителей феодализма. И эта же прибыль формирует в дальнейшем капитал, который усиливает буржуазию и формирует из буржуа капиталиста.

Я же утверждаю, что эта формула не соответствует действительности и, на самом деле, прибавочная стоимость является эквивалентом труда и именно труд формирует тот самый капитал, а носитель труда, то есть пролетариат, имеет полное право претендовать на всю прибыль и, соответственно, капитал.

Изобразим упомянутую выше формулу в следующем виде, добавив в правую часть прибавочную стоимость (это важно):

С+От+Тр=Тов+Пс, где (2)

С - сырье,

От - орудия труда,

Тр - труд,

Тов - товар,

Пс - прибавочная стоимость.

Представим, что мы оказались на заре буржуазной эпохи на месте гончара, который решил производить посуду из глины. Это дает нам возможность выбросить из формулы орудия труда, так как гончар может накопать глины используя простую палку, а после дождя - просто руками. В этом случае наша формула примет следующий вид:

С (глина)+Тр (лепка)=Тов (посуда)+Пс (прибыль) (3)

Теперь попробуем представить себе посуду, которую изготовил наш гончар. Допустим, что это глиняная тарелка. Если мы возьмем ее в руки, то что мы увидим? Мы увидим тот же кусок глины, что и до процесса изготовления, которому гончар просто придал определенную форму. Но глина осталась глиной, скорее всего, даже и вес ее не изменился. Никакого труда мы на ней не обнаружим. То есть, труд - это категория нематериальная и, оценивая внешне готовый продукт, мы никак не сможем оценить то количество или качество труда, которое было в него вложено. То же самое можно сказать и о прибавочной стоимости - оценивая внешне продукт, мы не сможем оценить размер прибавочной стоимости, которая, кстати, может измеряться как деньгами, так и натуральными эквивалентами. Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей последней формуле сырье и товар тождественны между собой, а следовательно тождественны и труд с прибавочной стоимостью. Более того, есть виды труда, в которых не используется даже сырье, например, такой вид спорта, как бокс. В этом случае наше тождество становится еще более очевидным, т. к. наша формула примет следующий вид:

Тр (бокс)=Пс (гонорар) (4)

Кроме того, труд является первичным по отношению к прибыли, то есть является причиной возникновения прибыли, так же как и сырье (глина) является первичным по отношению к товару (тарелке). Из этого делаем вывод, что прибавочная стоимость (прибыль), есть не что иное, как результат труда, а, соответственно каждый носитель труда (пролетарий) имеет полное и неоспоримое право на результат собственного труда, то есть на прибыль. И никакой буржуа или капиталист не смеет утверждать, что вложенный капитал дает ему полное право на распоряжение прибылью, т. к. его капитал является производным от вложенного в него, ранее пролетариатом, труда. Только труд может породить капитал. А, так называемая, пресловутая предприимчивость - это не что иное, как хитрость, с помощью которой буржуа и капиталисты оболванивают непросвещенных пролетариев.

Часть 2. Экономика капитализма и социализма

Теперь давайте перейдем на более высокий уровень экономических отношений. Для начала, рассмотрим факторы производства. На данный момент к факторам производства и, соответствующим им доходам, относят следующие:

Земля - рента

Труд - зарплата?

Капитал - процент

Предпринимательство (буржуазия) - прибыль?

Информация - роялти

Я не согласен с данной схемой и поэтому пары труд-зарплата и предпринимательство-прибыль поставил под вопрос. Конечно, с точки зрения капитализма и буржуазии эта схема правильна, но, с точки зрения социализма и коммунизма эта схема абсолютно не приемлема. Давайте рассмотрим принципиальные идеологические отличия капитализма от коммунизма. Я бы выразил это простыми зависимостями:

Капитализм - индивидуализм - личная выгода

Коммунизм - коллективизм - общественные блага

Давайте рассмотрим по отдельности эффективность экономик капитализма и коммунизма.

Капитализм

Если рассматривать факторы производства при капитализме, то получится такая схема (извините, картинки не отображаются, пришлось делать ссылки):

То есть, основные факторы производства, можно сказать, конвертируют труд пролетариата в прибыль, которую затем, конвертируют в капитал, а капитал становится высшей целью капитализма. Какая же эффективность может быть у капиталистической экономики, если все усилия направлены на прирост капитала, а реальному сектору достаются крохи в виде налогов, которых может хватить, разве что, на поддержание штанов? Очевидно, что такая схема неидеальна, т. к. капитал - это искусственный фактор, произошедший от денег, а деньги - это всего лишь эквивалент ценности, а не сама ценность. Поэтому капитализм периодически сталкивается с кризисами.

Коммунизм (социализм)

Теперь давайте рассмотрим эффективность экономики социализма на примере той модели, которую создал И.В. Сталин.

1945-1953 гг. В этот период под руководством И.В.Сталина государство успело:

1. Разгромить гитлеровскую Германию. (7 гитлеровских солдат из 8 были уничтожены на Восточном Фронте, то есть Советскими войсками под руководством Сталина).

2. Разгромить вооружённые силы Японии.

3. Восстановить на своей территории разрушенное в ходе войны.

4. Больше чем на половину перевооружить армию с учётом опыта завершившийся войны.

5. Ликвидировать ядерную монополию США.

6. Оказывать помощь странам, вступившим на социалистический путь развития.

7. Заложить фундамент для своего лидерства в науках и высоких технологиях (космос и т.д.).

8. НАЧАТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ ЕЖЕГОДНО СНИЖАТЬ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ МАССОВОГО СПРОСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ!!! (Средние цены с 1947 по 1953 год на основные продукты питания и товары народного потребления были снижены в 1,5-2 раза

Особенно показательным будет послевоенный период, т. к. есть сравнительная статистика с темпами роста экономик других стран. Прирост производства промышленной продукции в СССР и в капиталистических странах (в процентах к 1929 году):

Таблица 1

За четверть века, или точнее за 26 лет Советский Союз, несмотря на огромный урон!!!, причиненный его народному хозяйству войной, увеличил промышленное производство более чем в 20 раз, в то время как США, находившиеся в исключительно благоприятных условиях, смогли поднять производство лишь немногим более чем в 2 раза, а в целом промышленность капиталистического мира не дала даже такого прироста.

СССР, потерявший на фронтах, на временно оккупированной территории, в концлагерях более 20 млн. людей, 1 710 городов и 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. пром. предприятий и 65 тыс. км железных дорог, 98 тыс. колхозов, 1 876 совхозов и 2 890 МТС, 7 млн. лошадей и 17 млн. крупного рогатого скота и других ценностей на общую сумму 679 млрд. руб. (в ценах тех лет), ОДИН, БЕЗ ЧЬЕЙ-ЛИБО ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ, не только выполнил, но и перевыполнил план 4-й пятилетки восстановления народного хозяйства (1946–1950), который предусматривал:

В области промышленности - превысить довоенный объем производства на 48%;

В области кап. строительства – восстановить и построить 5 900 крупных предприятий, 85 млн. кв. м в городах и 3,6 млн. кв. м в селах;

В области сельского хозяйства – не только восстановить довоенный уровень производства продуктов земледелия и животноводства, но и превысить его, обеспечивая дальнейшее внедрение в сельское хозяйство новейших достижений агротехнической науки и передового опыта.

Этим планом предусматривался значительный подъем материального благосостояния и культурного уровня советских людей, определялись новые задачи на пути завершения построения социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму.

В 1947 г. в стране была отменена продуктовая карточная система, а с 1948 года до смерти Сталина (1953) ежегодно (весной) снижались цены на продуктовые и промышленные товары (причем: реально, весомо, вызывая искреннюю радость, воодушевление всего населения).

До начала индустриализации технический уровень нашей страны был в 4 раза ниже уровня Англии, в 5 раз ниже Германии, в 10 раз ниже США. За годы первой (1929–1932) и второй (1933–1937) пятилеток возникли многие новые отрасли промышленности, далеко вперед шагнули черная и цветная металлургия, химия, энергетика, машиностроение. Валовая продукция всей промышленности СССР в 1937 году выросла по сравнению с 1929-м почти в 4 раза, а если сравнить 1913 год и год предвоенный, то по машиностроению и металлообработке выпуск валовой продукции увеличился в 35 раз. За годы довоенных пятилеток было построено около 9 тысяч крупных промышленных предприятий, создана новая мощная индустриальная база на востоке страны, которая так пригодилась нам в годы Великой Отечественной войны. В целом СССР по объему промышленного производства, по техническому оснащению вновь построенных предприятий вышел на первое место в Европе и на второе в мире.

В чем же кроется такая разница в эффективности капиталистической и коммунистической экономик?

Давайте вернемся к факторам производства и построим схему их взаимодействия в условиях экономики социализма. На мой взгляд, она примет следующий вид:

Такой фактор, как капитал исчезает, а труд конвертируется сразу в реальный сектор экономики и общественные блага. Как говорится, почувствуйте разницу! Другими словами, весь эквивалент капитала, который сосредотачивается в капиталистической экономике в руках узкой группы людей и обращается только на фондовом рынке, в социалистической экономике полностью питает экономику, следовательно и развитие идет колоссальными темпами.

Часть 3. Новая экономическая модель

У многих, наверное, возникнет вопрос: Если экономика социализма настолько эффективнее капиталистической, то почему развалился Советский Союз, который и использовал модель экономики социализма?

Я попробую ответить на этот вопрос и сформулировать условия, при которых экономика социализма будет защищена от деградации и разрушения.

Безусловно, Сталин был гением и, как любой гений, открыв новую экономическую модель, он не задумывался о негативных последствиях, к которым может привести его открытие. Так же как и гении-ученые, которые изобрели оружие массового поражения, были фанатами своего дела и вовсе не задумывались о тех последствиях, к которым может привести их изобретение.

Значит, чтобы трудовой народ получил полное право на результаты своего труда, он должен получить право собственности на средства производства, а так же и на факторы производства. Индивидуальную, то есть частную собственность мы сразу отбрасываем, как не эффективную, значит мы можем использовать только коллективную собственность. Будем учитывать при нашем выборе, что в сталинской модели нужно рассматривать не отдельные предприятия или организации, как объекты собственности, а всю совокупность предприятий и организаций экономики, как единую корпорацию, которая работает как часовой механизм в абсолютно разных сферах экономики, от добывающей промышленности до сферы услуг. То есть объектом собственности трудового народа должна стать эта самая мегакорпорация. В этом случае, наиболее подходящей, из существующих на сегодняшний день форм коллективной собственности, нам идеально подходит артель или, современным языком - кооператив. Это самая демократичная форма коллективной собственности, так как все члены артели обладают равными правами при голосовании, при избрании тех или иных органов, при распределении доходов и т. д., а самое главное, что высшим руководящим органом артели является общее собрание членов артели. Все вопросы, касающиеся назначения и снятия членов правления, председателя артели, членов наблюдательного совета, ревизионной комиссии, открытия филиалов, определения суммы пая, принятия и исключения новых членов, распределения прибыли и др. чисто юридически прописываются в уставе артели.

Еще один важный вопрос на сегодняшний день, как вернуть ту сталинскую модель экономики? В сложившихся политических условиях это действительно невозможно и никакая победа на выборах не даст возможности ни коммунистам, ни социалистам изменить модель экономики, т. к. для этого придется менять не просто законодательство, а принимать абсолютно новую конституцию, что в условиях политической конкуренции с демократическими и либеральными силами практически невозможно. Я предлагаю пойти другим путем, путем не политических, а экономических преобразований. Необходимо создать народную артель не на государственной основе, а отдельно от государства и на ее основе, грубо говоря, построить государство в государстве. Начав с мелкого производства и используя эффективность сталинской модели, в которой труд работников конвертируется не в капитал одного или нескольких владельцев, а в развитие и расширение производства, можно будет в кратчайшие сроки построить достаточно мощную быстро развивающуюся организацию. Эта народная артель должна устанавливать социальные и экономические стандарты в обществе, чтобы люди, работающие на частный сектор, могли сравнить преимущества работы в нашей народной артели и склоняться к переходу на работу к нам. В перспективе, наша народная артель будет развивать собственную социальную инфраструктуру, то есть, для членов артели будут строиться детские сады, школы, другие учебные заведения, поликлиники, больницы, другие оздоровительные учреждения, гостиницы, пансионаты, базы отдыха, в общем, все то, что трудовой народ потерял после развала Советского Союза. Нужно будет так же создать свою социальную сеть, которая так же будет использоваться как база данных работников для идентификации личности, а так же как инструмент для голосования на общем собрании артели. Так же, в рамках этой социальной сети, можно будет создать свою денежную систему по аналогии с электронными валютами сетей ВКонтакте и Одноклассников или Яндекс.Денег.

В общем, в этом направлении открываются неограниченные перспективы, а используя эффективность сталинской модели экономики и достижения технического прогресса современного мира, можно добиться колоссальных успехов в самые кратчайшие сроки!

© Заяц Стас / 2016 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора