Основные элементы налогов и их характеристика. Элементы налогообложения и их характеристика

Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.

Налог – это принудительный характер изъятия в пользу государства определенной части финансовых средств организаций и физ. лиц.

Более точное определение налога дает НК РФ ч. 1:

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги устанавливают только органы законодательной власти: гос. дума, думы субъектов РФ, совет города/поселения.

Черты налога:

Обязательность,

Безвозмездность

Отчуждение принадлежащей налогоплательщику части имущества в денежной форме в пользу государства,

Финансовое обеспечение деятельности государства.

Функции налога как фин. категории:

1) фискальная – аккумуляция средств в бюджет,

2) регулирующая – государство решает задачи налоговой политики:

3 составляющих регулирующей функции:

- стимулирующая (льготы и освобождения),

- дестимулирующая (ограничение вида деят-ти, установление иного режима налогообложения, повышенные ставки),



- воспроизводственная – аккумулирование средств, связанных с восстановлением используемых природных ресурсов.

3) контрольная – количественно оцениваются налоговые поступления и сопоставляются с потребностями государства, она позволяет оценивать эффективность того или иного налогового канала и внести соответствующие изменения в налоговое законодательство;

Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения – это основные понятия, методы построения налогообложения (первые принципы положены А. Смитом).

Разделены на 3 группы:

1) экономические :

Удобства,

Простоты,

Учета интересов налогоплательщиков,

2) юридические (правовые):

Равное налоговое бремя,

Установление налогов законами (только законодательные органы власти в праве устанавливать налоги – фед, рег госдумы и представительные органы местного самоуправления),

Верховенство налогового закона над неналоговым.

3) организационные – основа построения налоговой системы:

Единство налоговой системы,

Множественность налогов,

Ограниченный перечень налогов

и другие.

Элементы налога и их характеристика.

Ст. 17 ч. 1 НК РФ налог считается установленным, когда определены плательщики и элементы налога.

1. Субъект налога – налогоплательщиком и плательщиком сбора признаются юридические и физические лица, на которые в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Различают два понятия: налоговый резидент и налоговый нерезидент. Резидент – физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а нерезидент – менее 183 дней в календарном году.

2. Объект налога – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

3. Налоговая база – стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения – количественное выражение объекта и основа для исчисления сумм налога, т.е. применительно к ней применяется ставка.

Определяется 2 методами:

1. Метод начисления (по отгрузке) – доходы признаются в том периоде, в кот они имели место независимо от фактического поступления денежных средств. Расходы признаются независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты за них. – НДС, налог на прибыль.

2. Кассовый метод (по оплате) – УСН, с/х налог, частично налог на прибыль (если сумма выручки за предыдущих год не превышает 4 млн). Дата получения дохода – день поступления средств на счетах в банках или в кассу; расходы – затраты после их фактической оплаты.

4. Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется налоговое обязательство. Это календарный год или иной период времени.

5. Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые – определяются в абсолютной сумме и долевые ставки – выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Пропорциональные – ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налог на имущество физических лиц взимается в размере 0,1% от стоимости). Прогрессивные – ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок. (например, подоходный налог с физических лиц). Регрессивные – понижаются по мере роста объекта налога (например, ЕС). Есть еще равные, повышенные (30, 35 по НДФЛ), пониженные (0, 10 по НДС) ставки.

6. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

3 вида льгот: налоговое освобождение, налоговый вычет, налоговый кредит (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит).

7. Порядок и способы исчисления – налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот.

Обязанность по исчислению налога может быть возложена и на:

Налогового агента – например, НДФЛ

Налоговые органы – в части начисления налога физическим лицам

8. Порядок и способы уплаты – способы внесения налога в бюджет: направление платежа, средство уплаты (в рублях), механизм платежа (наличный и безналичный). – уплата по декларации, - уплата у источника выплаты, - кадастровый способ – когда налог взимается на основе предполагаемой средней доходности имущества.

Элементы:

    Субъект налога – налогоплательщик, который представляет собой организации и физические лица, на который в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

    Объект налогообложения – юридический факт (их совокупность), с которыми законодательство о налогах и сборах возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объекты налогообложения можно сгруппировать в 4 группы:

    1. Имущественные права – право собственности на имущество.

      Неимущественные права (право на определённый вид деятельности).

      Действия экономического субъекта (реализация товаров, работ/услуг, операции с ценными бумагами, ввоз или вывоз товаров с территории РФ).

      Результаты хозяйственной деятельности (доход, выручка, прибыль).

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учёта при наличии подтверждающих документов, а по налогу на прибыль – с учётом ограничений и исключений, установленных в главе 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Например, налоговая база по НДС – выручка организации от реализации товаров, работ/услуг.

    Налоговый период – период времени, по окончанию которого формируется налоговая база и исчисляется сумма налога. Календарный год – временной период, применимый к отдельным налогам. Следует различать 2 понятия: налоговый и отчётный периоды. Налоговый период, как правило, включает в себя несколько отчётных периодов. Отчётные периоды – 1-ый квартал, полугодие и 9 месяцев.

    Налоговая ставка – величина налоговых исчислений на единицу измерения в налоговой базе. Бывают экономические и маржинальные (законодательные). По федеральным налогам налоговые ставки устанавливаются в порядке и пределах, установленных НК РФ. Региональные и местные налоговые ставки установлены НК РФ, но региональные и местные органы власти имеют право изменять их, но только в порядке, установленным НК РФ. Налоговые ставки бывают:

    1. Твёрдые – для каждой единицы измерения налоговой базы зафиксированы определённый размер ставки.

      Процентная ставка – предусмотрен определённый процент обязательных платежей. Процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

      Смешанные ставки (адвалонные) включают в себя твёрдую и процентную ставку одновременно.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. Исключением являются земельный и транспортный налог для физических лиц. Они исчисляются налоговыми органами. Для каждого налога установлен свой порядок исчисления. Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и представляют собой период времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Согласно статье 1.6 НК РФ сроки устанавливаются днями и если срок уплаты налога установлен в календарный день, то это должно быть прописано в той статье главы НК РФ, которая посвящена определённому налогу.

Элементы налога, это структура налога – набор сведений, который позволяет конкретно выявить обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения, а также границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами это, основные характеристики налога, его элементы, составляющие.

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В нем сказано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст.3 НК РФ). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, то есть к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать удобным для себя способом.

Принято различать: обязательные элементы налога , которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства; факультативные элементы , которые не обязательны, но могут определены законодательным актом по налогам.

Обязательные элементы налогообложения :

объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

К факультативным элементам относятся :

Налоговый оклад- сумма налога, исчисленная на весь объект за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд;

Единица обложения- единица измерения объекта (например, по подоходному налогу- рубль, налогу на землю- гектар);

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог;

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;

Порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;

Ответственность за налоговые правонарушения;

Согласно статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты) и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;


4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога;

Субъект налога (налогоплательщиком и плательщиком сбора) признаются юридические или физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

1. Объектом налогообложения , признается имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог.

2. Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливается НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом.

3. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания и до конца данного года. При этом днем ее создания признается день государственной регистрации организации. В том случае, если организации зарегистрирована в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной регистрации до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если же организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные настоящими пунктами правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации либо реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4. ст.55 НК РФ).

Если организация была создана в течение календарного года и ликвидирована или реорганизована до конца этого года, то налоговым периодом для нее признается период с момента ее создания до дня ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные правила ст. 55 НК РФ не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

4. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по федеральным налогам и размеров сборов по федеральным сборам устанавливается НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки . Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных , которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные . Пропорциональные- ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные- ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок.

Согласно принципу определенности налогообложения, сформулированному А. Смитом, налог, который лицо обязано платить, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно для плательщика и для другого лица.

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах.

Принцип определения элементов налога в российском законодательстве закреплен п. 6 ст. 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Таким образом, в законе о каждом конкретном налоге должен содержаться исчерпывающий перечень информации: лицо, обязанное платить налог; размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Совокупность элементов налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Это положение закреплено в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называютсущественными элементами налога (табл. 1.2).

Следует отметить, что в Налоговом кодексе некоторые элементы налога укрупнены. Например, налоговую базу невозможно рассчитать без определения предмета и масштаба налога, а также единицы налогообложения.

Предмет налога обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание конкретного налога. Так, объектом транспортного налога является право собственности на транспортное средство, а не само транспортное средство, например легковой автомобиль. Сам по себе автомобиль не порождает налоговых последствий. Обязанность по уплате налога возникает при определенном состоянии субъекта по отношению к предмету налога, в данном случае – собственность.

Таблица 1.2

Существенные элементы налога

Элемент налога

Определение

В соответствии с НК РФ

Субъект налога

Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

Организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст. 19 НК РФ)

Объект налога

Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог

Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38.1 НК РФ)

Налоговая база

Количественное выражение предмета налогообложения,основа налога, к которой применяется ставка налога

Стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговая ставка

Размер налога, установленный на единицу налогообложения

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговый период

Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т. е. оклада налога

Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ)

Порядок исчисления налога

Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т. е. нарастающим итогом)

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)

Срок уплаты налога

Календарная дата, истечение вре­мени со дня события или конкретное событие, которые обусловливают обязанность уплатить налог

Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст. 57 НК РФ)

Порядок уплаты налога

Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд)

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу

Масштаб налога – единица измерения предмета налога, принятая за основу для его исчисления.

Единица налогообложения – единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Например, масштабом транспортного налога является мощность двигателя автомобиля, которая может быть определена в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица мощности и будет являться единицей налогообложения.

Кроме указанных элементов, существуют факультативные элементы налога, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

    порядок удержания и возврат неправильно удержанных сумм налога;

    ответственность за налоговые правонарушения.

Данные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о конкретном налоге. В РФ вопросы взимания недоимок и возврата налогов, вопросы ответственности применительно ко всем налогам решены в части первой НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком». В этой связи к факультативным элементам можно отнести налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

    Классификация налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Права органов государственной власти субъектов РФ и органов власти муниципальных образований по введению соответствующих налогов.


Введение

1.3 Налоговая база

1.4 Налоговая ставка

1.5 Налоговый период

1.6 Порядок исчисления налога

1.7 Порядок и сроки уплаты налога

2. Практическое задание

Заключение


Введение


Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.


1. Элементы налога и их характеристика


1.1 Субъект налогообложения (налогоплательщик)


К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах возложена обязанность, уплачивать налог. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К основным особенностям, связанным с субъектом налогообложения как элемента налога относится следующее:

Налог должен сокращать доходы субъекта налогообложения. Согласно ст. 19 НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода.

Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. «Если рассматривать понятие носитель налога как экономическую категорию, то оно означает физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, когда оно не является субъектом налогообложения (налогоплательщиком) по конкретным видам налогов».

Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов представлено в таблице 1.1.


Таблица 1.1. Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов


Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства ), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

По налоговому законодательству большинства стран физической лицо рассматривается как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом периоде, или имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство).

Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран (таблица 1.2).


Таблица 1.2. Виды субъектов налогообложения по принципу резиденства.

Резиденты

Нерезиденты

Постоянное местопребывание в государстве

Непостоянное местопребывание в государстве

Налогообложению подлежат доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность)

Налогообложению подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность)

Проживание гражданина на территории РФ, иностранца или лица без гражданства не менее 183 дней в календарном году

Проживание гражданина на территории РФ, иностранца или лица без гражданства менее 183 дней в календарном году


1.2 Предмет и объект налогообложения

Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Объектами налогообложения могут являться:

1) операции по реализации товаров, (работ, услуг);

2) владение имуществом;

3) совершение сделки купли-продажи;

4) вступление в наследство;

5) получение дохода.

Отличие объекта от предмета налогообложения представлено в табл. 1.3.


Таблица 1.3. Отличие объекта от предмета налогообложения


«Следует отличать объект налогообложения от источника налога. Под источником налога понимается доход (или имущество), из которого налогоплательщик уплачивает налог. Источником налога в хозяйственной деятельности предприятия выступают экономические показатели: себестоимость, финансовый результат; прибыль».

Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды: права имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности. Под имущественными правами понимается право собственности на имущество, право пользования имуществом. Под неимущественными правами понимается право на вид деятельности. Действие субъекта предполагает: реализацию товаров, работ, услуг; операции с ценными бумагами. Под результатом хозяйственной деятельности принято понимать добавленную стоимость, доход, прибыль.

«Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; при этом его можно рассматривать как ориентир, с помощью которого законодатель может связывать возникновение (происхождение) налога. В качестве объекта налогообложения понимается: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также иное экономическое обоснование».


1.3 Налоговая база


«Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения». Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

Налоговые базы различают:

1) со стоимостными показателями - сумма дохода;

2) объемно-стоимостными показателями - объем реализованных услуг;

3) физическими показателями - объем добытого сырья.

Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе полученных в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме.

«Существуют различные способы определения налоговой базы: прямой ; косвенный ; условный ; паушальный способ .

Прямой способ основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика. Косвенный способ основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Условный способ учитывает вторичные признаки условной суммы дохода, а паушальный - вторичные признаки условной суммы налога».

В практике налогообложения важную роль играют методы формирования налоговой базы.

Существуют два основных метода формирования налоговой базы:

Кассовый (метод присвоения) - при котором доходом считаются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы (при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования)

Накопительный - при котором доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности, а расходами - сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде (при исчислении подоходного налога с физических лиц).


1.4 Налоговая ставка


В соответствии со ст. 53 Кодекса «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом, а в отдельных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

В общем виде, ставки разделяются на твердые и долевые (процентные).

«Твердые ставки устанавливаются в определенном размере (абсолютной сумме) на единицу (объект) обложения независимо от получаемого плательщиком размера дохода. Твердые ставки характерны для реальных налогов с земельных участков, домов, для индивидуальных акцизов, таможенных пошлин. Твердые ставки являются одной из форм льготного обложения. В условиях инфляции для тех, кто эффективно использует объект обложения, твердые ставки уменьшают уровень налогообложения. В то же время верно и другое утверждение, согласно которому при использовании твердых ставок в период экономического спада отсутствие взаимосвязи с реальными доходами экономических субъектов может привести последних к разорению и банкротству».

Долевые (процентные) ставки устанавливаются в виде доли (процента) от объекта налогообложения. Долевые (процентные) ставки устанавливаются при обложении имущества, прибыли юридических лиц и доходов физических лиц, результатов тех или иных действий, например, при добыче минерального сырья. Долевые ставки могут быть пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого фиксированного процента (доли) к объекту обложения независимо от его величины. Например, по пропорциональной ставке облагаются операции с ценными бумагами.

Прогрессивные ставки характеризуются тем, что процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения. Прогрессия может быть простая (ступенчатая) и сложная (скользящая). Простая (ступенчатая) прогрессия состоит в том, что процент изъятия увеличивается по мере роста объекта обложения и применяется ко всей его величине.

Сложная (скользящая) прогрессия характеризуется тем, что объект обложения делится на части и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке. Таким образом, скользящая профессия обеспечивает плавное, постепенное нарастание размеров обложения.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста размера облагаемой базы.


1.5 Налоговый период


"Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи".

Статьей 55 НК РФ пунктами 2-4 регламентированы правила определения налогового периода в зависимости от особенностей и момента возникновения объекта налогообложения:

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (ликвидация юридического лица, реорганизация юридического лица). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации). Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Указанные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.


1.6 Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Согласно ст. 52 НК РФ "налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот". В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

2. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам.

3. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Применяются следующие системы исчисления налога:

Некумулятивная - обложение налоговой базы предусматривается по частям (налог на добавленную стоимость);

Кумулятивная - исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц).

1.7. Порядок и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налогов регламентирован ст. 58 НК РФ. Основными положениями этой статьи являются:

1) уплата налога производится в установленный срок разовой вы платой всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном Кодекса и другими актами законодательства о налогах и сборах;

2) подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым органом в установленные сроки;

3) уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплатить налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. На обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов;

4) порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ;

5) порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления».

Срок уплаты налога - календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога.

Правила определения сроков уплаты налогов приведены в ст. 57 НК РФ:

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу;

Изменение установленного срока уплаты налога допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ;

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом;

Сроки уплаты налога определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию;

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Правила изменения срока уплаты налога, а также пени определены ст. 61-63 НК РФ.

Общие условия изменения срока уплаты налога, а также пени регламентированы ст. 61 НК РФ:

Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок;

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога;

Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога;

Срок уплаты налога может быть изменен: по федеральным налога - Министерством финансов РФ; по региональным и местным налогам - соответственно финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования; по налога, подлежащим уплате в связи с перемещением то варов через таможенную границу РФ, - Государственным таможенным комитетом РФ или уполномоченными им таможенными органами; по государственной пошлине - уполномоченными органами, осуществляющими контроль за уплатой государственной пошлины; по налогам, поступающим во внебюджетные фонды, - органами соответствующих внебюджетных фондов.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

3) имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительство.


2. Практическое задание


Задача: Место нахождения ООО «Вега» - Мурманск. В собственности организации в 2005 году имеются следующие транспортные средства:

1. Яхта с двигателем мощностью 100 л.с. (приобретена в марте 2005 г.);

2. Моторная лодка с двигателем мощностью 5 л.с.;

3. Автобус с двигателем мощностью 160 л.с.;

4. Легковой автомобиль с двигателем мощностью 75 л.с. (продан в апреле 2005 г.).

Определить сумму транспортного налога организации за 2005 год.

Решение и расчеты:

В соответствии с Законом Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Мурманской области от 22.04.2003 N 394-01-ЗМО, от 22.04.2003 N 395-01-ЗМО, от 20.11.2003 N 440-01-ЗМО, от 05.01.2004 N 463-01-ЗМО.

1. Налоговые ставки устанавливаются настоящим Законом соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:


Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт о 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с аждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда,имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Организации-налогоплательщики по итогам налогового периода (календарного года) самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства путем умножения соответствующей налоговой базы на налоговую ставку. В случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 - числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты (числа) принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.

Организации - налогоплательщики по месту нахождения транспортных средств, производят уплату транспортного налога и представляют в налоговый орган налоговую декларацию по транспортному налогу. Порядок и сроки уплаты налога, срок представления налоговой декларации устанавливаются законами субъектов РФ (пункты 1, 2 ст. 363 НК РФ).

Юридические лица (предприятия и организации) рассчитывают транспортный налог самостоятельно и уплачивают его не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Юридические лица представляют в ИФНС РФ по месту регистрации декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. Расчет данных для заполнения декларации и уплаты налога.


Данные для заполнения декларации

Моторная лодка

Легковой автомобиль

Общая мощность двигателей, кВт


Общая мощность двигателей, лошадиных сил

Количество полных месяцев владения:

Код налоговой льготы

Коэффициент:

Ставка налога:

Сумма налога (руб.):


Сумма транспортного налога составит за 2005 год

1). на яхту - 8 330 рублей,

2). моторная лодка не является объектом налогообложения транспортным налогом (по пункту 2 статьи 358 Кодекса) - от уплаты транспортного налога освобождаются весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил. Код налоговой льготы 10300.

3). на автобус - 8 000 рублей,

4). На легковой автомобиль - 619 рублей,

Общая сумма транспортного налога организации за 2005 год составит 16 949 рублей.


Заключение


В современных экономических условиях знание дисциплины «Налоги и налогообложение» играет приоритетную роль в подготовке специалистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и налогообложения.

Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.

Действующим налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрена достаточно жесткая мера ответственности за налоговые правонарушения; знание налоговых норм, регулирующих эту сферу отношений, позволяет хозяйствующим субъектам избежать налоговых санкций и тем самым повысить прибыльность и конкурентоспособность выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).


Список использованной литературы


1.Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010).

2. Закон Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Мурманской области от 22.04.2003 N 394-01-ЗМО, от 22.04.2003 N 395-01-ЗМО, от 20.11.2003 N 440-01-ЗМО, от 05.01.2004 N 463-01-ЗМО.

3.Жидкова Е.Ю., Налоги и налогообложение: Учебное пособие. Изд:Эксмо.,2009.- 480с.

4.Миляков Н.В., Налоги и налогообложение,серия Высшее образование,Изд."Инфра-М",2009 г. - 520 с.

5.Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ф. Н. Филина., Изд-во: ГроссМедиа, РОСБУХ: 2009 г. - 156 с.

6.Семенихин В.В., Все налоги России. Изд-во«ЭКСМО», 2009.- 1040 с.

7.Тарасова В.Ф, Семыкина Л.Н, Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение. 3-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2007. - 320 с.