Новый школьный предмет — финансовая грамотность. Финансовая грамотность стала обязательным школьным предметом

Минфин хочет сделать основы финансовой грамотности обязательным элементом таких предметов, как математика, история, литература, право в школах и вузах. Учить детей попробуют на ошибках таких героев, как Раскольников и Чичиков.

Об этом "Российской газете" сообщил директор проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" Андрей Бокарев, также возглавляющий в министерстве департамент международных финансовых отношений.

По его словам, проект продлили до конца 2020 года, а сейчас идет работа над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры будут охватывать половину страны.

Андрей Андреевич, в каком формате сейчас преподают в школах основы финансовой грамотности? Это факультатив или обязательный предмет?

Андрей Бокарев: Есть несколько подходов. Первый - вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому мы выбрали два других варианта.

Федеральный закон об образовании позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить основы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, город вправе это решить сами.

Помимо девяти регионов, где у нас проект идет на протяжении нескольких лет (Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области. - Прим. ред.), ряд других субъектов Федерации и школ используют наши наработки и методические материалы и внедряют преподавание основ финансовой грамотности по своему усмотрению.

85 процентов школьников копят деньги, больше 70 - делают покупки в Интернете

Мы работаем над тем, чтобы отдельные аспекты, связанные с финграмотностью, включили в обязательные к преподаванию курсы в школе. В первую очередь, это математика, обществознание, основы экономики, география, история, ОБЖ и литература.

Кстати, в начале апреля в рамках недели финграмотности для детей и молодежи на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоится конференция "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев". Школьники 7-11-го классов представят результаты исследований на основе, например, "Мертвых душ" Н. Гоголя, "Преступления и наказания" Ф. Достоевского и других писателей.

Когда элементы основ финансовой грамотности в школах и вузах станут обязательными?

Андрей Бокарев: Работа идет по нескольким направлениям с точки зрения расширения или уточнения федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, в области обществознания. Это означает, что теперь уже во всех учебных пособиях, которые станут по этому предмету выпускать, будет присутствовать аспект финансовой грамотности.

В дисциплине "право" есть раздел "гражданское право", и мы предлагаем, например, в рамках этой темы рассматривать аспекты, связанные с заключением договоров между кредитором и заемщиком, или с защитой прав потребителей финансовых услуг. Здесь мы ведем работу с Банком России и даем предложения минобрнауки.

Проект минфина и Всемирного банка заканчивается в 2019 году, но до 2023 года действует национальная стратегия в этой области. Для школ, желающих участвовать в проекте, что-то изменится?

Андрей Бокарев: Сейчас мы работаем над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры охватят половину страны (более 40 регионов). Кроме того, мы стали активно использовать возможности и практику постоянных участников проекта, чтобы они делились опытом с другими регионами. Например, в Томской области есть региональный центр финансовой грамотности, который предоставляет возможность обучения представителям соседних регионов. К ним приезжают коллеги, чтобы каждый раз не обращаться в Москву. То есть, по сути, мы переходим на упрощенную схему работы.

Также мы приняли решение продлить проект до конца 2020 года для того, чтобы обеспечить максимально широкое распространение уже созданных в его рамках продуктов и материалов по всей стране.

Недавно при поддержке минфина для взрослого населения были сняты видеоролики о финансовых услугах на примере работы девушки в банке. Причем авторы касались не только темы защиты прав потребителей финансовых услуг, но и банальной порядочности, воспитания. Планируете снимать ролики для школьников?

Андрей Бокарев: Мы над этим работаем. Очевидно, что такая форма подачи очень востребована. Мы снимаем не только видео, но и делаем инфографику, а в этом году запустили "Азбуку финансовой грамотности" со "Смешариками". Регионы и все учебные заведения имеют возможность использовать эти материалы на семинарах, фестивалях. В случае проявления заинтересованности мы стараемся оказать техподдержку в организации мероприятий.

По вашему мнению, насколько сегодня смышленое подрастающее поколение?

Андрей Бокарев: Исследования демонстрируют, что школьники по всему миру становятся все более активными пользователями финансовых услуг. Если говорить о России, то 85 процентов подростков копят деньги из разных источников, больше 70 процентов делают покупки через Интернет, каждый второй оформлял страховой полис на разные случаи. Цифры говорят сами за себя.

Начиная с 2012 года мы участвуем в оценках, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Сейчас методология предусматривает оценку уровня знаний 15-летних школьников мира. В 2015 году мы поднялись на четвертое место с десятого в 2012-м. Позади остались, например, Австралия, Нидерланды. За это время можно говорить о существенном прогрессе российских школьников. Причем важно обратить внимание, что исследование ОЭСР применительно к России проводилось в 42 регионах, то есть оно репрезентативно.

Немалую роль в повышении уровня финансовой грамотности наших школьников сыграли мероприятия минфина. К следующему году число подготовленных педагогов, получивших сертификаты методических центров на обучение школьников, достигнет 30 тысяч по стране, включая учителей сельских школ. Это в два раза больше, чем в начале этого года. Правда, сюда входит часть тех преподавателей, которые пройдут повышение квалификации заново.

Родители могут проверить сертификаты на подлинность? Где гарантия, что тот, кто учит ребенка, сам разбирается в предмете?

Андрей Бокарев: Конечно, сертификат можно проверить. Все преподаватели, кто официально проходит эти курсы обучения, получают сертификат установленного образца, который подтверждает, что они прослушали определенный курс. Кроме того, существует система тестирования оценки знания, поэтому ситуация, когда на выходе будет стоять галочка за участие и присутствие, исключена. Только в случае успешной сдачи теста педагог получает сертификат.

Совет

Как обучить ребенка финансовой грамоте

Андрей Бокарев: Начните включать ребенка в обсуждение семейных вопросов в части финансов, спрашивать его мнение. К сожалению, более чем 70 процентов российских семей, имеющих детей до 16 лет, о финансах с детьми вообще не говорят. Безусловно, это не значит, что мы должны детально, до малейших подробностей обсуждать с детьми бюджет семьи, но они должны быть причастны к этой теме, понимать, что у них тоже есть право голоса и они могут высказать пожелания. Это позволит им лучше понимать объем семейного бюджета, уровень доходов, что на данном этапе семья себе может позволить, а что - нет. В этом случае снижается риск, что ребенок будет просить от родителей больше, чем они могут себе позволить.

Все-таки стоит предоставить ребенку возможность принимать самостоятельные решения по распоряжению деньгами. Пусть это будут небольшие суммы - карманные деньги, которые выдают на завтраки или еще какие-то цели, но у него должна быть возможность самому попытаться принять финансовое решение. Всегда можно и нужно иметь возможность помочь советом, но если ребенок будет понимать, что он сам выбрал игрушку или книгу, то через такие шаги начнет воспитывать в себе соответствующее отношение к деньгам. Можно вместе спланировать покупку, потом проанализировать ее с ребенком, ответив на вопросы: "насколько тебе это было нужно", "какие задачи ты решил, купив эту вещь", "действительно ли это то, что ты хотел". Если у ребенка проявляется интерес к финансам, то его лучше поддерживать, чтобы дать возможность узнать что-то новое. Сейчас, с учетом тех продуктов, которые созданы в рамках проекта минфина, с учетом того, что большинство из них в открытом доступе, можно просто дать ребенку что-то прочитать, посмотреть образовательные мультфильмы и так далее. И самое главное - надо начинать с себя. Подавайте собственному ребенку пример путем ответственного финансового поведения. Если он будет видеть, что родители уделяют этому аспекту внимание, обсуждают в семье бюджет, принимают взвешенные решения и так далее, то, естественно, ребенок будет воспринимать это как пример для подражания, и такая модель поведения будет постепенно формироваться и у него.

Анонс

C 9 по 22 апреля пройдет IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, в ее рамках запланировано более 30 тысяч мероприятий, в которых могут принять участие все желающие, в том числе взрослые. Узнать, где они пройдут в вашем регионе, можно на сайте

C 1 сентября в российских школах начались занятия по финансовой грамотности. Пока - факультативно, а в дальнейшем - в рамках предметов обществознание, ма-тематика, ОБЖ, история и география. Первопроходцы - Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края.

Корреспондент "РГ" ознакомился с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги со 2-го по 11-й классы. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ".

О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал директор проекта Андрей Бокарев.

Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты... И все это - подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?

Андрей Бокарев: Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финграмотности, скорее уверенный "середнячок". Есть очевидные лидеры - Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.

Что отличает именно нас?

Андрей Бокарев: Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца. Другая проблема - люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.

Люди привыкли учиться финансовой грамоте на своих ошибках. Видимо, лучше, если знания и навыки прививают с детства. Но с какого возраста и нужно ли?

Андрей Бокарев: Однозначно нужно. Дети в школах проходят много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность.

В прошлом году 5 регионов попробовали пройти курс финграмотности. Сколько россиян сделали первый шаг?

Андрей Бокарев: В тестировании тогда участвовали более семи тысяч детей, родителей и педагогов. Учебники получили одобрение, и уже с нового учебного года многие школы в пилотных регионах начинают по ним преподавать финансовую грамотность. Сейчас под эгидой минобрнауки идет работа по включению основ финансовой грамотности в курс обществознания. Впоследствии мы планируем включить отдельные аспекты курса в другие школьные предметы, к примеру, в курс математики. Это может быть цикл задач на решение простейших ситуаций семейного бюджета.

Допустим, школа выразила готовность обучать детей финграмотности. Кто будет ее преподавать?

Андрей Бокарев: Сейчас мы занимаемся созданием федеральных и региональных методических центров. До конца 2017 года в этих центрах пройдут обучение свыше 15 тысяч преподавателей, которые в дальнейшем будут в школах вести уроки. Пройти курс и получить сертификат может учитель любой квалификации. Но мы полагаем, что львиная доля участников придется на учителей обществознания.

Родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Какой суммой, на ваш взгляд, следует ограничиться, чтобы не избаловать ребенка?

Андрей Бокарев: Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Однозначного ответа нет. С точки зрения того, нужно ли это делать, считаю, что карманные деньги у детей должны быть. Дети должны на личном опыте ощутить ценность денег.

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, 77 процентов российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах. Нет такой традиции, нет и практических навыков.

Финансовой грамоте обучат воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

В свое время британские коллеги столкнулись с тем, что больше 60 процентов молодых людей, заканчивающих школы и колледжи, оказались закредитованными. И неудивительно: подростки снимают жилье, активно пользуются гаджетами, делают покупки в Интернете. Именно эта ситуация заставила британцев прививать основы финграмотности детям еще в школе.

Вот у ребенка есть деньги от мам-пап, бабушек-дедушек. Что делать дальше: навязчиво советовать ребенку, как лучше потратить средства, или позволить ему распоряжаться первыми финансами?

Андрей Бокарев: Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

Очень показателен простой арифметический расчет. Предложите ребенку, к примеру, отказаться от вредных лакомств - чипсов или газировки. Таким образом, в день он сможет сэкономить условно 50 рублей - на первый взгляд кажется немного, а в месяц - уже полторы тысячи рублей, за год набегает 18 тысяч. Или предложите поделить деньги на две части: первую пусть он тратит на что угодно, вторую - в копилку. Даже если он не послушает вас и решит "спустить" деньги на мелкие каждодневные радости, не надо его за это "пилить". Просто в следующий раз, когда он заведет разговор о новом телефоне, дайте ему понять, что пустые траты не ведут к осуществлению мечты.

77 процентов семей в России не говорят с детьми о деньгах, так как родители не ведут учет своих расходов и доходов

А как у вас происходит в семье?

Андрей Бокарев: Моему сыну шесть лет. И он достаточно сдержан в своих желаниях. У нас не бывает такого, что, проходя мимо витрины магазина, он тыкал пальцем в игрушки с криками: "Хочу, хочу, хочу!" С ним совершенно спокойно можно гулять по детским магазинам. Если ему что-то понравится, он может аккуратно потянуть за руку и признаться в этом, безо всяких истерик. Сейчас он поехал с бабушкой и дедушкой отдыхать, и я ему, конечно же, с собой выдал денежку. Знаю, что он хотел водяной пистолет, и он там его себе купил. Но заодно он купил и подарок маме с папой. Хотя ему никто не говорил, что он должен что-то привезти. Он сделал это сам.

Школа является важнейшим социальным институтом, который помогает учащимся адаптироваться к условиям взрослой жизни. Современные дети, еще учась в школе, активно оперируют деньгами, покупают товары и пользуются банковскими картами, являясь участниками торговых взаимоотношений. Это требует от них владения определенным уровнем финансовой грамотности.

Разработка программы

Курсы финансовой грамотности включены в школьную программу в рамках предмета «Обществознание». Введение обучения детей финансовой грамотности как отдельной дисциплины пока нецелесообразно из-за объема информации и ее специфики: часть информации актуальна для детей начальных классов, часть будет полезна для учеников 6-7-х классов, на что-то следует обратить внимание в 8-м классе, когда проходит изучение экономических систем. Более подробно говорить о финансовой грамотности стоит в 10-11-м классе.

С 1 сентября 2016 года в российских школах стартовали занятия по финансовой грамотности. Первыми их включили в свою программу Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Саратовская, Калининградская, Томская области, Татарстан. В 2018 году обучение осуществляется уже в 72 регионах страны.

Необходимость введения новых предметов не говорит о том, что размываются границы традиционного образования. Это скорее попытка разнообразить формы и содержание обучения. Так, например, ранее был внедрен курс формирования антикоррупционного мировоззрения, сейчас добавилась программа обучения финансовой грамотности. В ближайшее время планируется запуск курсов правовой и цифровой грамотности.

Задачи проекта

Линия финансовой грамотности выделена в отдельный компонент школьного образования для подготовки ребенка не только к будущей жизни, но и к жизни настоящей. Задачами проекта обучения финансовой грамотности являются:


Работа педагогов

Для успешной реализации обучения финансовой грамотности в школах требуется решение двух главных вопросов:

  • обеспечение и подготовка необходимых информационных материалов;
  • подготовка педагогов для обучения новой дисциплине.

Проблема предоставления качественных учебных материалов с учетом возрастных особенностей учеников на сегодняшний день благополучно решена. Для их составления были привлечены специалисты банковского сектора, преподаватели вузов, финансисты, сотрудники отдела образования и другие компетентные участники.

Что касается второго пункта, то обучение педагогов финансовой грамотности было осуществлено на специальных курсах повышения квалификации, где они получили возможность ознакомиться с основами финансово-экономических связей в обществе. Что содержалось в плане обучения:

  • понятие инвестиций, ценных бумаг, кредита;
  • банковские операции;
  • виды мошенничества и способы защиты;
  • создание собственного бизнеса.

Как правило, такая программа рассчитана на 72 академических часа. К 2018 году в установленных федеральных учебных центрах прошли обучение 19 тысяч учителей, которые имеют право проводить обучение финансовой грамотности в школе.

Мировая практика внедрения обучения финансовой грамотности в школах показывает отличный результат. С чем должен ознакомиться ребенок в ходе занятий:

  • национальная денежная валюта и ее история;
  • иностранные, коллективные виды валют;
  • операции с деньгами;
  • семейный бюджет и его планирование;
  • защита от мошенников;
  • организация и оптимизация семейного бюджета;
  • долгосрочное управление финансами;
  • финансовые институты и взаимодействие с ними;
  • сбережения, кредиты, налоги, пенсии, страхование;
  • правовые аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников, трудоустройство и карьерный рост;
  • денежные вознаграждения;
  • организация частного предпринимательства;
  • управление личными финансами с учетом развития экономики.

Развивающая программа для дошкольников

Грамотности дошкольников в детских садах сегодня практически не проводится. Основной груз лежит на родителях: они объясняют ребенку, что то, что ему хочется, покупается на деньги, которые перед этим необходимо получить на работе.

В возрасте 4-7 лет должно сформироваться понятие о том, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает большие возможности, дарит радость. На этом этапе объясняются нормы поведения в магазине, транспорте (оплата проезда) и так далее в форме ролевых игр.

Начальные классы

В начальной школе дети начинают делать первые шаги во взрослую жизнь. Чтобы не растеряться и совершать меньшее количество ошибок, ребенку необходимо быть знакомым с азами финансовой грамотности, научиться считать и понимать, для чего существуют деньги. Введение в дисциплину начинают со 2-го класса, курс рассчитан:

  • 8 часов во 2-м классе;
  • 8 часов в 3-м классе;
  • 16 часов в 4-м классе.

В этот период дети знакомятся с понятием денег, их историей, видами и выполняемой функцией, а также определением семейного бюджета. Ознакомление происходит на уроках математики и окружающего мира.

Средние и старшие классы

На школьников 5-11-х классов в первую очередь ориентировано обучение финансовой грамотности. Дети этого возраста уже имеют базовые знания о деньгах, финансовых институтах, товарно-денежных отношениях. Они уже являются потребителями, начинают осваивать финансовые продукты и инструменты, пользуются информационными ресурсами (Интернет, приложения смартфонов).

Целью обучения является создание прямой связи между приобретаемыми знаниями и их применением в жизни. На уроках ребята в интерактивном формате ситуационного моделирования и ролевых игр учатся оценивать и принимать обоснованные решения. В такой форме подростки легче усваивают знания о финансовых рынках, продуктах и услугах, выстраивают адекватное восприятие рисков в этой сфере.

Методика

Для школьников начальной школы обучение проходит в более понятной игровой форме с учетом возрастных особенностей:

  • игры;
  • исследования;
  • проекты.

В ходе обучения формируются навыки работы с таблицами и схемами, анализа выступлений.

Методика обучения финансовой грамотности для школьников среднего и старшего возраста сводится к следующим способам:

  1. Ознакомление с материалом проходит в форме лекций, бесед. Текст стилистически должен быть адаптирован с учетом возрастной категории.
  2. Использование информационно-раздаточных материалов: буклетов, плакатов, брошюр, карточек.
  3. Применение телевизионных и мультимедийных средств, проекторов.
  4. Проведение игр, соревнований, тестов, конкурсов, открытых уроков, олимпиад.
  5. Разбор конкретных ситуаций в экономической области и поиск выхода из них.

Прикладные аспекты

Результативность программы обучения финансовой грамотности можно отследить по возрастанию интереса к участию в различных мероприятиях, конкурсах, форумах, олимпиадах, выставках, онлайн-соревнованиях, например:

  • региональные и городские конкурсы «Лучший предпринимательский проект среди учащейся молодежи»;
  • всероссийский конкурс «Финансовый баттл»;
  • научно-практические конференции;
  • конкурс «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»;
  • конкурс проектных работ «Горизонты открытий»;
  • фестиваль «Северное созвездие» и другие.

Результаты обучения

После прохождения курса финансовой грамотности и успешного его усвоения в школе ученики для прикладного применения должны:


Неоценимо родительское участие в решение таких вопросов: как потратить карманные деньги, как накопить на нужную вещь, как приобрести качественную, но недорогую вещь и так далее. При совместной работе родителей и учителей полученные знания у детей помогут снизить напряжение в потребительском секторе, повысить финансовую грамотность, чтобы во взрослом возрасте не возникало денежных проблем и человек мог более уверенно себя чувствовать.

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Бизнес - это один из важнейших базовых элементов рыночной экономики. Для России, не имеющей такой длительной истории развития бизнеса, как, например, в Западной Европе, США, сегодня очень важно развивать сложившиеся бизнесы и создавать условия для появления новых. Особое место в структуре бизнеса имеет малый бизнес. Такой бизнес часто возникает как ответ на нерешённые проблемы в конкретном районе, городе, посёлке. Он аккумулирует энергию инициативных самостоятельных членов общества, создавая тем самым новый (или уже известный, но необходимый именно в этом месте) продукт или оказывая важную услугу. Создание малых бизнес-предприятий отчасти решает проблему безработицы, увеличивает объём производимых товаров и услуг и в целом развивает экономику страны.

В современной России количество малых и средних предприятий бизнеса значительно меньше (по отношению ко всему населению), чем в развитых и в некоторых развивающихся странах. Одной из причин медленного развития малого и среднего бизнеса является финансово-экономическая и юридическая безграмотность части населения страны, потенциально способной заниматься собственным бизнесом. Между тем, как показывают специальные психологические и педагогические исследования, многие умения, необходимые для создания и управления бизнесом, лучше всего формируются именно в возрасте 15—18 лет. В первую очередь речь идёт о самоопределении обучающихся, о том, чтобы в учебной (а лучше всего в игровой) форме они приобрели опыт самостоятельного ведения дел, могли брать на себя ответственность, научились оценивать риски, разрабатывать альтернативы решения проблем, познакомились с основными видами деятельности бизнесмена. В ходе учебной деятельности, организованной в форме моделирования простейших бизнес-ситуаций, у обучающихся формируется мотивация к дальнейшему изучению этой сферы деятельности, и тогда выбор своей будущей профессии они делают осознанно. Обучающиеся, которые, попробовав создавать свой бизнес в ходе учебной деятельности, поняли, что такое занятие не для них, тоже получат определённый важный результат. В частности, многие из бывших учеников будут работать наёмными работниками, в том числе и на разнообразных предприятиях бизнеса. Для них тоже немаловажным является понимание того, как именно устроен бизнес, что в этом бизнесе зависит от их труда.

Вместе с тем в ходе изучения данного модуля у обучающихся формируются многие метапредметные умения (заявленные во ФГОС для 10—11 классов), необходимые для жизни любого члена современного быстро меняющегося общества.

Особое место в изучении модуля отводится интерактивным формам обучения и проектной деятельности обучающихся, развивающих их инициативу, активность, ответственность, целеустремлённость.

Финансовая грамотность: учебная программа. Модуль «Собственный бизнес» (10 - 11 классы, СПО)

В программе описаны цели, особенности и планируемые результаты обучения по модулю «Собственный бизнес». Представлен тематический план, раскрыто содержание дидактических единиц по всем темам курса.

Учебная программа (PDF, 942 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии рассказывается о возможностях, трудностях и основных правилах создания и ведения собственного бизнеса. Раскрываются источники средств, которые могут быть использованы для запуска предпринимательского проекта, правила выбора профиля бизнеса, квалифицированной оценки его возможных финансовых результатов и многие другие вопросы. Пособие написано лёгким, хорошо понятным обучающимся языком и может использоваться не только в учебном процессе, но и при подготовке проектов.

Материалы для учащихся (PDF, 21.22 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии подробно раскрываются все темы учебного курса. Привлечение большого дополнительного понятийного и фактографического материала по проблеме создания и развития собственного бизнеса в условиях экономики России обеспечивает преподавателю возможность хорошо подготовиться к занятиям. Особое место занимают материалы для организации контроля знаний обучающихся.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.97 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии содержатся материалы по каждой теме курса, с которой обучающиеся будут знакомиться на занятиях. Ознакомление с этими материалами даст возможность родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по проблемам предпринимательства, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы, разработке концепции собственного бизнеса.

Материалы для родителей (PDF, 464 Кб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Модуль «Собственный бизнес»

Задания КИМов позволяют проверить как предметные, так и метапредметные знания и умения обучающихся. Предложено несколько типов заданий: тесты, требующие краткого ответа, задания с выбором нескольких ответов, практические задачи, темы эссе и проектов. Количество заданий намного превышает то, которое может использоваться на занятии. Это даёт возможность учителю выбрать задания, в максимальной степени отвечающие поставленным целям.

С начала учебного года российские школьники изучают новую дисциплину - финансовую грамотность. О том, как обустраивать порядок в личных финансах, как налаживать экономическую стабильность в семье, будут учить, начиная со вторых классов.

Пока проект реализуется как экспериментальный, уроки проводятся в качестве факультативов. В будущем планируется изучение данного предмета на уроках обществознания, ОБЖ, математики. Первыми принимают участие в эксперименте школы Калининградской, Волгоградской, Саратовской, Томской областей, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев и в Татарстане.

Экспертами из Министерства финансов разработан проект учебного пособия, призванного совершенствовать финансовую грамотность российского населения, развивать массовое экономическое образование. Причем развивать финансовую грамотность будут не только сами школьники, но также их родители, а также воспитанники детских домов и интернатов.

Возглавляет проект внедрения нового предмета Андрей Бокарев, руководитель международного департамента финансов при Минфине. По его мнению, российские граждане занимают примерно среднее место в мире по уровню финансовой грамотности, то есть мы, конечно, не лидеры, но при этом и не аутсайдеры. Однако есть проблема: наши сограждане мало внимания уделяют вопросам планирования семейного и личного бюджета. Как показывают данные социальных исследований, 90 процентов граждан России не составляют планы расходов на период более одного месяца.

Еще одним слабым местом глава международного департамента назвал неосведомленность населения о том, где и как они могут отстаивать свои права в тех ситуациях, когда им не оказали качественных финансовых услуг. Большинство полагает, что по таким поводам следует обращаться в отделения Сбербанка. О том, что можно обратиться в Роспотребнадзор или Центробанк, многие, к сожалению, даже не слышали. Редко кто вспоминает про организации защиты прав потребителей.

При этом, даже те граждане, которые знают о своих правах и том, в какой организации должны принимать их претензии, как правило, никуда не обращаются. Так происходит из-за крайне низкого уровня доверия к таким организациям. Большая часть российского населения не верит в возможность выиграть свое дело в споре с представителями банков. С другой стороны, как отмечает Андрей Бокарев, ситуация отнюдь не безнадежна: если дело все-же слушается в суде, то чаще всего (по данным исследования, около 90%) решения по искам принимаются в пользу пострадавшего потребителя.

Вот о том, где и как защищать свои финансовые права, и будут учить российских школьников в рамках нового проекта. Дети должны понимать ценность денежных средств, их зарабатывают трудом, а не достают из тумбочки. Поэтому школьники должны научиться считать деньги, правильно их хранить, делать накопления.

Также проблемой нашего общества является уверенность в том, что все финансовые потери, возникающие при неудачном инвестировании, непродуманно взятых кредитов, должно как-то компенсировать государство. То есть необдуманные решения сделаны гражданами самостоятельно, а отвечать предлагается государству. Такой несколько инфантильный менталитет россиян сложился в силу исторических причин, традиций и опять-таки недостаточного уровня финансовых компетенций.

Организаторы проекта с введением нового школьного предмета считают своей задачей изменить эту ситуацию, повысить уровень экономических представлений граждан, научить их грамотно планировать свой бюджет, вдумчиво относиться к вопросам кредитования, займов и личной ответственности за свою финансовую активность.

Каким должен быть финансово грамотный человек?

По мнению экспертов из Министерства финансов, это, во-первых, человек, который планирует личный бюджет на год вперед.

Во-вторых, финансово грамотный гражданин анализирует рынок банковских услуг, а не приходит в первый попавшийся банк заключать договор. Ведь вполне возможно, что в соседней финансовой организации можно получить более выгодные условия.

В-третьих, цивилизованный и грамотный человек знает все о своих правах, как и где их можно отстаивать.

В-четвертых, важное условие стабильности в любом бюджете, в том числе личном – наличие подушки безопасности. Должен быть определенный запас средств, чтобы продержаться в черные дни. Обстоятельства могут быть самые разные, можно потерять работу, может разориться банк. У грамотно планирующего свой бюджет человека должен быть запас денежных средств не менее заработка за три или четыре месяца.

Большинство наших людей, к сожалению, привыкли учиться на ошибках. Но ведь это совсем не обязательно. Пусть дети в школе получат знания о том, как правильно обращаться с деньгами. В школе у них много предметов, которые могут не пригодиться в жизни. Если вы не инженер и не математик, вряд ли когда-нибудь вам потребуется знание косинусов и котангенсов. А продукты питания мы покупаем каждый день. Это реальная жизнь, к ней надо тоже готовиться и распоряжаться своими средствами правильно, как цивилизованный финансово грамотный человек.