Налоговая тайна общедоступные сведения. Налоговая тайна: что это такое, какие сведения к ней относятся

"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 12

Деятельность налоговой службы напрямую связана со сбором информации о налогоплательщиках, ее хранением, обработкой (проверка, обобщение, анализ, сравнение и пр.) и в предусмотренных законом случаях передачей иным пользователям. Нередко эта информация конфиденциальна и составляет налоговую тайну. Известны примеры как излишне широкого, так и слишком ограниченного толкования этого понятия, в равной мере обусловленного пробелами в налоговом законодательстве.

Понятие налоговой тайны

Институт налоговой тайны как разновидности конфиденциальной информации регулируется законодательством весьма лаконично. Правила, устанавливающие режим сведений, составляющих налоговую тайну, в основном сосредоточены в сравнительно небольшой ст. 102 Налогового кодекса РФ. Общее понятие конфиденциальной информации определено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).

Согласно п. 4 ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения их конфиденциальности, а также ответственность за разглашение устанавливаются федеральными законами. Понятие конфиденциальности определено п. 7 ст. 2 Закона об информации: обязательное для исполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать сведения третьим лицам без согласия их обладателя. Обладателем информации о налогоплательщике является сам налогоплательщик, выступающий одновременно источником этих сведений.

Условия отнесения конфиденциальной информации к сведениям, составляющим налоговую тайну, установлены законодательством о налогах и сборах. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 21 во взаимосвязи с п. п. 2 и 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ к таким сведениям относится информация, касающаяся не только налогоплательщиков, но и плательщиков сборов и налоговых агентов (далее для удобства изложения все эти лица будут именоваться налогоплательщиками). В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговой службой, органами внутренних дел, государственным внебюджетным фондом и таможенным органом.

Сведения о налогоплательщике могут быть отнесены к налоговой тайне с момента постановки его на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 НК РФ). Таким образом, режим налоговой тайны действует только в отношении информации, полученной после постановки на учет, а в отношении конкретных сведений - с момента первого получения доступа к ним любым должностным лицом указанных органов. Можно предположить, что режим налоговой тайны в отношении организации действует до снятия ее с учета в связи с ликвидацией, а в отношении физического лица - до его смерти (признания умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ).

Конфиденциальность сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена п. 2 ст. 102 НК РФ: "Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом". Между тем составы лиц, приведенных в определении налоговой тайны, и лиц, обязанных обеспечивать ее соблюдение, не совпадают.

Под разглашением информации в первую очередь понимаются способы ее раскрытия, предусмотренные п. п. 8 и 9 ст. 2 Закона об информации. Это действия, в результате которых сведения становятся известными определенным лицам (предоставление информации) либо неопределенному кругу лиц (распространение информации). Разглашением налоговой тайны признается, в частности, использование либо передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу (привлеченному специалисту или эксперту) при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК РФ). К разглашению налоговой тайны приравнивается также утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ).

Учтите, что с 1 января 2008 г. к коммерческой тайне отнесены исключительно секреты производства (ноу-хау), т.е. сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др., в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах ведения профессиональной деятельности), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, не имеющим к таким сведениям свободного доступа на законном основании. В отношении таких сведений их обладатель вводит режим коммерческой тайны. Этот вывод следует из сопоставления определения "содержание информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства)" из п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98 "О коммерческой тайне" и определения "секрет производства (ноу-хау)", приведенного в ст. 1465 части четвертой <1> Гражданского кодекса РФ. Понятие "производственная тайна" в законодательстве отсутствует.

Анализ норм ст. 102 НК РФ показывает, что на сведения, составляющие коммерческую тайну налогоплательщика, ставшие известными должностному лицу государственного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей, одновременно распространяется режим налоговой тайны. Однако не все подобные сведения являются коммерческой тайной, поскольку режим налоговой тайны в равной степени распространяется на иные виды конфиденциальной информации, к коммерческой тайне не относящиеся (например, персональные данные).

Для определения принадлежности сведений к информации, составляющей налоговую тайну, используется их общее описание с перечислением общих признаков и установление закрытого перечня данных, которые к такой информации не относятся. Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ к налоговой тайне, в частности, не относятся сведения об идентификационном номере налогоплательщика, а также о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них. Также не признается раскрытием налоговой тайны:

  • разглашение информации самим налогоплательщиком либо с его согласия;
  • представление сведений налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами;
  • информирование в соответствии с законодательством о выборах избирательных комиссий о размере и источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Вопрос, какие сведения не являются налоговой тайной, не решен налоговым законодательством в полной мере. Например , НК РФ не определен статус сведений, которые подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ, в частности об акционерных обществах, ценных бумагах, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Многие специалисты считают, что такие сведения не относятся к налоговой тайне даже в случае их получения государственным органом, так как фактически разглашаются налогоплательщиком самостоятельно.

Вместе с тем раз налоговая тайна является разновидностью конфиденциальной информации, то понятие налоговой тайны и информацию, к ней не относящуюся, необходимо определять не только на основании положений ст. 102 НК РФ, но учитывать еще Закон об информации. Таким образом, не может быть налоговой тайной общедоступная информация (ст. 7 Закона об информации), т.е. сведения, которые по своей природе не могут быть конфиденциальными (например, наименование налогоплательщика-организации, имя индивидуального предпринимателя, под которыми они выступают в гражданском обороте).

К слову сказать, имеется и факт излишнего нормативного регулирования. Так, сведения об идентификационном номере налогоплательщика не могут быть отнесены к налоговой тайне в соответствии с самим понятием налоговой тайны, поскольку ИНН присваивается налоговым органом по местонахождению (месту жительства) налогоплательщика и квалифицировать такие данные как полученные налоговым органом достаточно затруднительно. Так что упоминание ИНН в п. 1 ст. 102 НК РФ представляется ненужным.

На основании изложенного перечислим признаки принадлежности информации к налоговой тайне. Итак, сведения должны:

  • касаться налогоплательщика по своему содержанию;
  • быть получены должностным лицом налоговой службы, органа внутренних дел, государственного внебюджетного фонда и таможенного органа (в зависимости от субъекта, первым получившего к ним доступ);
  • не относиться к общедоступным согласно ст. 7 Закона об информации либо не входить в перечень сведений, приведенный в п. 1 ст. 102 НК РФ.

Источники сведений, составляющих налоговую тайну

Сведениями, которые касаются налогоплательщика и относятся к налоговой тайне, могут располагать как сам налогоплательщик, так и иные лица. Как правило, такие сведения налоговые органы получают:

  • от иностранных государственных органов в порядке, предусмотренном международными договорами РФ (ст. 7 НК РФ);
  • налогоплательщиков и налоговых агентов - организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23, пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ);
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК РФ);
  • банков (п. 3.1 ст. 60, п. 5 ст. 76 НК РФ);
  • учреждений и организаций, чья деятельность связана с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ);
  • органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК РФ).
Обратите внимание: не относятся к налоговой тайне сведения, полученные налоговым органом при осуществлении функций, возложенных на него нормативно-правовыми актами, не относящимися к законодательству о налогах и сборах, в частности Федеральными законами:
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
  • от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Налоговый контроль как информационный процесс

Первый и основной источник информации о налоговых обязательствах (полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога) - налоговая отчетность налогоплательщика. Этот источник информации является также окончательным, поскольку используется, пока не доказана его недостоверность. Второй, дополнительный источник - первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, сведения из которых формируют налоговую отчетность. Эти сведения служат для проверки информации, полученной из первого источника.

Предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, первичных документах, регистрах бухгалтерского и налогового учета и в бухгалтерской отчетности, достоверно отражают фактические результаты реальной экономической деятельности налогоплательщика, а его действия, совершенные в рамках гражданского законодательства и имеющие своим результатом предусмотренные законодательством о налогах и сборах последствия, не имеют характер злоупотребления правом. Эта презумпция достоверности документов налогоплательщика предполагает, что полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике относятся к налоговой тайне, если не установлена их недостоверность.

Лица, обязанные хранить налоговую тайну

Согласно определению налоговой тайны ее режим устанавливается с момента получения налоговой службой, а также органами внутренних дел, внебюджетным фондом, таможенным органом, их должностными лицами сведений о налогоплательщике и далее в отношении данной информации.

Должностные лица органов внутренних дел на основании п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных проверках. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу России в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами, в том числе о налогах (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Относительно государственных внебюджетных фондов отметим, что они не выступают непосредственно субъектами отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Статья 34.1 НК РФ, ранее устанавливающая полномочия органов государственных внебюджетных фондов в налоговых отношениях, в настоящее время утратила силу <1>, однако ст. 243 Кодекса предусматривает представление налогоплательщиками в ПФР и ФСС РФ отчетности по ЕСН. Таким образом, в отсутствие общих полномочий государственные внебюджетные фонды в настоящее время все же не лишены возможности непосредственно получать информацию о налогоплательщиках.

Как было отмечено, в п. 2 ст. 102 НК РФ установлен более широкий по сравнению с данным в п. 1 этой статьи определением налоговой тайны перечень субъектов, на которых лежат обязанности по ее сохранению. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговой службой, органами внутренних дел, внебюджетными фондами и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. Представляется, что дополнительное включение в этот перечень экспертов и специалистов, которые участвуют в проведении конкретных действий в рамках налогового контроля на основании п. 1 ст. 95 и п. 1 ст. 96 НК РФ, продиктовано стремлением законодателя обеспечить сохранность налоговой тайны лицами, являющимися вторичными пользователями конфиденциальной информации, получившими ее от первичных пользователей.

Сведения о налогоплательщике, полученные непосредственно самим экспертом и (или) специалистом в процессе налогового контроля (например, в ходе проверки), в силу определения налоговой тайны к ней не относятся. Но эксперт и (или) специалист не имеют права разглашать полученную в процессе проверки от должностного лица налогового либо таможенного органа информацию, которая составляет налоговую тайну.

Отметим, что должностными лицами органов внутренних дел, экспертами и специалистами перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, потенциально способных получить сведения о налогоплательщике, не ограничивается. К ним также относятся:

  • Минфин России и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (сведения о налогоплательщике могут стать им известны в рамках дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах);
  • переводчики;
  • понятые;
  • избирательные комиссии.

Никаких требований конфиденциальности к информации о налогоплательщике, полученной указанными лицами, законодательство о налогах и сборах не содержит. Необходимо признать наличие пробела в законодательном регулировании. Отсутствие упоминания таких лиц в перечне субъектов, обязанных не разглашать налоговую тайну, исключает саму возможность передачи конфиденциальных сведений этим лицам от налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, экспертов и специалистов, т.е. первичных и вторичных пользователей данной информации.

На практике упомянутый пробел несколько нивелируется лишь в отношении переводчиков - включением в договор условия о неразглашении ими сведений о налогоплательщике. Напомним, что переводчики для проведения конкретных действий в рамках налогового контроля привлекаются на договорной основе (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них

Теперь перейдем к информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за такие нарушения, которая по законодательству не относится к налоговой тайне. По нашему мнению, к такой информации могут быть отнесены сведения как о совершенных налоговых правонарушениях, так и о нарушениях налогового законодательства, за которые не установлена налоговая ответственность. Однако ФАС Центрального округа в Постановлении от 29 августа 2007 г. по делу N А14-15673-2006/614/34 высказал мнение, что, исходя из системного толкования норм ст. ст. 45, 72, 75, 106, 107 НК РФ, а также гл. 16 НК РФ, под сведениями о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения законодатель подразумевает только информацию о налоговых правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена НК РФ.

По мнению автора, этот вывод не соответствует законодательству о налогах и сборах, поскольку НК РФ под нарушениями данного законодательства понимает любое несоблюдение его норм. Например , согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе проведения проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно составить акт по установленной форме. Вопрос о том, квалифицировать ли выявленное нарушение как налоговое, решается не проверяющими, а руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

Следуя логике суда, если выявлены только налоговые правонарушения, акт налоговой проверки не должен составляться, что, конечно же, неправильно. Также вызывает сомнение утверждение об отнесении к налоговым лишь правонарушений, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений организации и физические лица несут в случаях, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. Обе главы входят в разд. VI Кодекса, посвященный налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение, которая получила наименование "налоговая", поскольку является отраслевой ответственностью.

Возникает вопрос: насколько подробными и детализированными могут быть сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, если они не составляют налоговую тайну? Полагаем, что в таком случае сведения не могут ограничиваться только информацией о положениях законодательства о налогах и сборах, нарушенных налогоплательщиком, норме НК РФ, предусматривающей налоговую ответственность, и мере ответственности, т.е. размере штрафа. Очевидная возможность определения сумм, на основе которых были рассчитаны соответствующие штрафы (путем обратного счета исходя из сведений о примененной мере ответственности), не позволяет отнести к налоговой тайне и сведения об этих суммах. Так как в соответствии со ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок, т.е. одна из составляющих частей задолженности (остальное - это пени и штраф), сведения о суммах задолженности тоже не относятся к налоговой тайне.

Такое же мнение, хотя и недостаточно уверенно, высказано МНС России в Письме от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252. В нем сообщается, что сведения о неисполнении конкретным налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок (о задолженности налогоплательщика) не могут составлять налоговую тайну. Указанная позиция сохраняет свою актуальность и сейчас, потому как до настоящего времени это Письмо не отменено и используется в работе налоговых органов.

Состав налогового правонарушения в ряде случаев предусматривает указание на способ его совершения. Логично было бы предположить, что обстоятельства совершенного правонарушения, а равно и нарушения законодательства о налогах и сборах также не есть налоговая тайна.

Итак, отдельные сведения о налогоплательщике не признаются налоговой тайной. Означает ли это, что все лица, обратившиеся в налоговый орган за такой информацией, должны ее получить? Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не следует приравнивать к информации о законодательстве о налогах и сборах, бесплатное предоставление которой в качестве обязанности налоговых органов предусмотрено ст. 32 НК РФ.

Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 13 сентября 2007 г. по делу N Ф03-А51/07-2/3620 указал, что налоговые органы обязаны предоставлять бесплатно лишь информацию, указанную в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. Информация же о нарушении субъектами предпринимательской деятельности законодательства о налогах и сборах не является составной частью указанных в ст. 32 Кодекса сведений. ФАС Уральского округа в Постановлении от 27 июня 2005 г. по делу N Ф09-2678/05-С7 пришел к выводу, что законодательством не установлена обязанность налоговых органов предоставлять хозяйствующим субъектам информацию о нарушениях налогового законодательства иными субъектами предпринимательской деятельности. Значит, отказ налогового органа в ее предоставлении является правомерным и не нарушает права и законные интересы обратившихся за этой информацией лиц.

Проявление необходимой степени осмотрительности в выборе контрагента не означает, что у участников гражданского оборота есть право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну третьих лиц. Так, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 4 июля 2007 г. по делу N А40-13290/07-117-90 справедливо указано, что проверка соблюдения контрагентами требований налогового законодательства не только не входит в обязанности общества, но и прямо запрещена законом. Фискальный суверенитет государства предполагает возможность проведения подобных проверок исключительно уполномоченными государственными органами. В этих целях любые сведения о налогоплательщике отнесены законом к налоговой тайне (ст. 102 НК РФ).

Незаконное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, является уголовным преступлением (ст. 183 УК РФ). Каждый из налоговых органов по местонахождению контрагентов налогоплательщика однозначно отклонил бы его запрос об исполнении контрагентами требований налогового законодательства. Попытки же получить такую информацию из иных источников привели бы к уголовному преследованию должностных лиц налогоплательщика.

Отметим, что режим налоговой тайны предполагает сохранение конфиденциальности информации в отношении третьих лиц, но никак не налогоплательщика, поскольку последний является ее обладателем. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона об информации обладателем информации считается лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать либо ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Налоговая тайна в суде

Согласно ст. 11 АПК РФ разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Закрытое судебное заседание допускается, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Судебная практика по данному вопросу немногочисленна.

Пример. Заявитель ходатайствовал о проведении закрытого судебного заседания, ссылаясь на ст. 11 АПК РФ и мотивируя это необходимостью сохранения налоговой и банковской тайны. Ведь в материалах дела содержатся сведения о суммах налогов, влияющих на показатели операций по движению денежных средств по банковским счетам заявителя, а также имеются документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.

Это ходатайство апелляционным судом было отклонено, поскольку заявитель в силу ст. 159 АПК РФ не обосновал, каким образом открытое судебное разбирательство по правилам арбитражного судопроизводства может привести к разглашению сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну. С доказательствами, имеющимися в материалах дела и содержащими сведения о заявителе как о налогоплательщике, согласно ст. 41 АПК РФ вправе знакомиться только лица, участвующие в деле (налогоплательщик и налоговый орган в лице их представителей, действующих по доверенности и на основании п. 1 ст. 31 НК РФ). Неограниченному кругу лиц материалы дела для ознакомления не предоставляются.

Информация, которая должна содержаться в судебном акте в силу ст. 201 АПК РФ по налоговому спору, предметом которого является ненормативный правовой акт налогового органа, по мнению апелляционного суда, не нарушает ни налоговую, ни банковскую тайну, так как не содержит в себе сведений, их составляющих. Сама по себе информация о представлении налогоплательщиком декларации по НДС в налоговый орган не является какой-либо тайной, а сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). При таких условиях ходатайство заявителя судом признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2007 г. по делу N 09АП-4290/2007-АК)

Представляется, что аналогичными доводами можно обосновать отсутствие необходимости проводить закрытое судебное заседание в любом случае, предусмотренном ст. 11 АПК РФ. Открытость рассмотрения дела означает, что любое лицо может присутствовать во время судебного процесса в зале суда и фиксировать все происходящее, в том числе посредством звуко- и видеозаписи. Однако такое лицо, присутствуя на заседании и не являясь участником судебного разбирательства, не сможет ознакомиться с доказательствами, имеющимися в материалах дела. Значит, вопрос о правомерности проведения открытых судебных заседаний по налоговым спорам остается нерешенным.

С.А.Тараканов

Заместитель начальника

отдела методологии автоматизации

налогового контроля и организации

межведомственного взаимодействия

Управления контрольной работы ФНС

Налоговая тайна представляет собой термин в юриспруденции, который начали использовать с 1 января 1999 года. Согласно определению, содержащемуся в законодательстве России, такой тайной будут считаться все известные сведения и информационные данные о лице, считающемся налогоплательщиком, и которые поступают непосредственно в службу налогообложения, а также в правоохранительную систему, следственные органы и таможенную службу. Все вышеуказанные данные должны защищаться специальным режимом строгого ограничения доступа и требовать серьезной секретности.

На степень доступности к данным не должна влиять юридическая статусность лица (физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Что к ней относится?

Все налоговые органы имеют широкий доступ практически ко всей информации, касающейся материального и имущественного состояния любого налогоплательщика. Открытие доступа к данной информации может нанести серьезный вред как интересам конкретного гражданина, так и целой организации. Именно поэтому и появилось такое понятие, как тайна налоговой информации.

По данным законодательства к ее содержимому относятся:

  • данные, содержащиеся в документах первичного характера всех налогоплательщиков;
  • информация обо всех официальных доходах или расходах;
  • информационные данные о материальном состоянии лица, являющегося налогоплательщиком;
  • задокументированная информация об уплаченных налоговых обязательствах;
  • личная информация конкретного налогоплательщика либо же информация коммерческого характера какой-либо организации.

Последние изменения законодательства касательно данного вопроса разобраны на следующем видео:

Кто обязан ее хранить?

Всю информацию, которая подходит под соблюдение налоговой тайны, не должны разглашать лица, получившие вышеуказанные данные в ходе своей профессиональной деятельности.

В число таких лиц входят работники следующих ведомств и организаций:

  • налоговая система;
  • правоохранительные органы, в том числе следственный комитет и органы внутренней безопасности;
  • таможенные организации;
  • различные внебюджетные фонды;
  • различные сторонние работники и эксперты, привлекаемые для работы в вышеуказанные организации.

Что не подходит под это понятие?

Все разновидности информационных данных, которые не подходят под вышеуказанное понятие, перечислены в статье 102 Налогового Кодекса РФ. Среди них можно выделить следующие виды данных:

  • Общедоступная информация . При рассмотрении граждан как физических лиц данные, охраняющиеся налоговой тайной, совпадают с данными, входящими в Федеральный Закон «О персональных данных» №152. Согласно этому ФЗ, к информации в общем доступе относят:
    • фамилию, имя и отчество гражданина Российской Федерации;
    • дату и место его рождения;
    • номера домашнего, рабочего и сотового телефона;
    • информационные данные, касающиеся профессиональной принадлежности и места работы.

    Общедоступная информация об индивидуальных предпринимателях и компаниях включает в себя следующие пункты:

    • как полное, так и сокращенное наименование;
    • форма организационной собственности;
    • фактический, а также юридический адрес расположения офиса фирмы;
    • общая структура компании;
    • доступные данные об управляющем организацией, как о физическом лице (то есть фамилия, имя, отчество и различные контактные данные).

    Список вышеперечисленных данных может быть расширен в том случае, если физическое или юридическое лицо дало письменное разрешение на раскрытие какой-либо добавочной информации.

  • Сведения об ИНН . ИНН не будет относиться к данным, включенным в тайну, так как он не требует соблюдения строгой секретности. Узнать его можно даже в интернете после введения в определенную форму данных на физ. лицо или название конкретного юр. лица.
  • Информация об имеющихся нарушениях , имеющих налоговый характер. Данные о подобных нарушениях той или иной организации можно обнаружить на специальных сайтах в интернете, например в или . Кроме самого факта нарушения, там же можно обнаружить конкретные меры, которые были приняты в отношении данного налогоплательщика.
  • Информация о результатах проведенной налоговой проверки . Такая информация может быть обнародована лишь в исключительных случаях, например, при проверке лица, баллотирующегося в депутаты. Кроме того, полученные данные могут быть отправлены лишь конкретно в адрес избирательной компании, а не выложены в общем доступе. Получить же информацию о материальном положении обычного гражданина нельзя.
  • Разновидность режима налогообложения конкретного налогоплательщика. Не будут относиться к секретным данным и сведения о каком-либо специализированной системе налогообложения.
  • Информация, отправляемая органам местного самоуправления . Указанная информация не будет входить в неразглашаемые данные в том случае, если она передается касаемо контрольных плательщиков налоговых сборов.

Ответственность за разглашение

К рассекречиванию налоговой тайны можно отнести применение информации лицом, получившим ее, либо ее последующая передача третьим лицам.

Все данные, которые хранятся в базах налоговых структур, должны иметь особо строгий режим доступа и хранения. Это является необходимой мерой, так как потеря документов, содержащих указанную информацию, либо передача их другим лицам влечет за собой ответственность, мера которой предусмотрена в российском законодательстве.

Передача информации, относящейся к налоговой тайне, по официальному запросу от судебных органов или органов следствия не будет считаться нарушением закона.

В статье №102 НК РФ предусматривается два различных вида нарушения конфиденциальности по отношению к секретным сведениям:

  • необоснованное разглашение информационных данных лицами, получившими к ним допуск вследствие осуществления своей прямой профессиональной деятельности;
  • утеря документации, в которой содержатся подобные сведения.

В прямой зависимости от степени полученного ущерба и конкретной ситуации, существуют три вида ответственности, которую несет лицо или организация, по вине которой произошло разглашение:

  • материальная — по статье №1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации (возмещение материального ущерба физическому или же юридическому лицу происходит из средств государственного бюджета);
  • административная — на виновное лицо или организацию накладывается административное взыскание в виде денежного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей;
  • уголовная — по статье №183 УК России (данная ответственность предусматривает лишение лица свободы на общий срок от 3 до 5 лет после оценки тяжести нанесенного ущерба).

К налоговой тайне относятся, в первую очередь, любые сведения, связанные с налогообложением налогоплательщика, но также информация иного характера, которая в ходе выполнения должностных обязанностей стала известна сотрудникам налоговых, правоохранительных, следственных, таможенных органов и работникам внебюджетных фондов.

Форма представления сведений не имеет значения. Информация, имеющая отношение к налоговой тайне, может поступить как на любых электронных носителях, так и в печатном варианте. Это могут быть документы, фотографии, аудиофайлы, видеозаписи.

Важно отметить, что каждый налогоплательщик имеет право потребовать соблюдения режима конфиденциальности только касательно сведений, имеющих отношение непосредственно к нему. Однако информация о других лицах, ставшая известной налоговым или другим органам, также должна находиться под охраной, но как профессиональная тайна. На практике может возникнуть ситуация, когда разглашение налоговой тайны в соответствии с требованием федеральных законов приведет к непреднамеренному раскрытию профессиональной.

Налоговую тайну составляют лишь те сведения, которые были получены в ходе законных действий государственных органов и при исполнении их сотрудниками должностных обязанностей. Налоговой тайной не являются сведения, размещенные в открытых источниках.

В налоговом кодексе нет перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Тем не менее, к таким сведениям можно отнести:

  • информацию, отраженную в первичных документах налогоплательщика. Это могут быть кассовые документы, платежные поручения, товарные накладные, акты оказанных услуг и т.п.;
  • финансовую отчетность и документацию, не опубликованную в открытом доступе;
  • информацию о налоговых и страховых отчислениях во внебюджетные фонды;
  • сведения личного характера и информацию, относящуюся к коммерческой тайне организации;
  • сведения, имеющие отношения к научно-техническим разработкам, патентам, и т.п.

Законодательство в области налоговой тайны регламентирует не только ее сбор и порядок получения, но также обеспечивает соблюдение режима секретности, защиту от несанкционированного доступа, вводит уголовную, дисциплинарную и административную ответственность за ее разглашение и незаконную передачу третьим лицам.

Соблюдение режима налоговой тайны обеспечивает защиту конституционных прав, коммерческих и экономических интересов налогоплательщиков.

Налоговая тайна имеет некоторое сходство и взаимосвязь с понятием «банковская тайна». Банки и финансовые учреждения хоть и не заинтересованы в разглашении персональных данных своих клиентов, но тем не менее в ряде случаев, предусмотренных федеральными законами, обязаны предоставить требуемые данные налоговым, следственным и другим государственным органам. Отметим также, что с 2018 года начнет действовать глобальная система обмена финансовой информацией (CRS), в которую входит также и Россия, а это значит, что произойдут значительные изменения в принципах сохранения банковской тайны.

ФНС откроет налоговую тайну, а главбуха накажут вместо директора

На кого гендиректор сможет переложить ответственность, чем опасны зарубежные счета и какие данные о вашей компании рассекретят? Узнайте о последних новостях в налоговой сфере из статьи электронного журнала «Генеральный директор».

Какая информация не входит в содержание налоговой тайны

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне, подробно перечислены в ст. 102 Налогового кодекса РФ. В отношении этих сведений конкретный налогоплательщик не может требовать соблюдения режима конфиденциальности.

Общедоступная информация

Защита персональных данных физических лиц, относящихся к налоговой тайне, регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Закон определяет, какие личные данные относятся к открытой информации:

  • ФИО – фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • номера личных телефонов (мобильных и «домашних»);
  • сведения о профессии (место работы, должность и т.п.).

К общедоступным сведениям о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях принято относить:

  • наименование компании;
  • форму собственности и ведения бизнеса (ООО, ЗАО, ОАО, полное или смешанное товарищество);
  • адрес ведения деятельности ИП, юридический и фактический адреса организаций;
  • ФИО ИП и руководителя компании, а также ФИО членов совета юридического лица;
  • структуру органов управления ЮЛ.

Сведения об ИНН

ИНН налогоплательщика также является общедоступной информацией. Идентификационный номер налогоплательщика можно узнать, используя информационные сервисы налоговой службы.

Данные о нарушениях налогового законодательства

Данная информация имеет большое значение при выборе контрагента для осуществления сделок. Узнать о налоговых долгах организации можно по запросу в налоговую инспекцию. Также проверить возможную задолженность контрагента по уплате налогов и сборов можно на сайте ИФНС, используя ИНН налогоплательщика.

Данные о результатах налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, а также информация о доходах и имущественном положении кандидата, а также его супруги (супруга) должна быть представлена членам избирательной комиссии, сформированной для проведения федеральных или региональных выборов. И хотя данная информация по своим признакам не относится к налоговой тайне, однако члены избирательной комиссии не имеют права разглашать ее третьим лицам.

Сведения о налоговом режиме налогоплательщика

Информация о выбранном режиме налогообложения также является открытой и не подлежит соблюдению конфиденциальности. Организация или ИП может быть на общем или специальном режиме налогообложения. К ним относят УСН, ЕНВД, ЕСХН, налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции.

Данные, предоставляемые органам местного самоуправления

Сведения, предоставляемые налогоплательщиком в органы МСУ для расчета местных налогов и сборов.

1 мая 2016 года Федеральный закон №134-ФЗ внес значительные изменения по налоговой тайне в НК РФ. Существенно расширился список сведений, не относящихся к данному понятию. Отчасти это связано с необходимостью избегания противоречий с законодательными актами, требующими от отдельных категорий ЮЛ обязательного размещения в средствах массовой информации данных . Таким образом, с 1 июня 2016 года к налоговой тайне больше не относят:

  • сведения о доходах и расходах за прошлый календарный год в соответствии с бухгалтерской отчетностью;
  • данные о среднесписочной численности работников за предыдущий отчетный период;
  • информацию по недоимкам, пеням и штрафам;
  • сведения по суммам уплаченных налогов и сборов за прошедший календарный год.

Данная информация находится на информационном портале ФНС в свободном доступе.

  • Защита коммерческой тайны от нечестных конкурентов: важнейшие аспекты

Как получить доступ к налоговой тайне

Чтобы получить доступ к налоговой тайне, во-первых, необходимо направить письменный запрос на получение данной информации. Во-вторых, должны быть соблюдены следующие условия.

  1. Запрос предоставляется на фирменном бланке организации с указанием всех необходимых реквизитов, так как это официальное письмо, которое должно быть зарегистрировано.
  2. Способ отправления может быть любой: посредством электронной почты, курьерской службой, Почтой России и т.п.
  3. Письмо обязательно должно быть подписано руководителем организации/учреждения или лицом, исполняющим его обязанности, должностным лицом. Электронный документ должен быть заверен ЭЦП.
  4. Запрос должен содержать ссылку на нормативно-правовой акт или иной документ, предоставляющий право заявителю на получение сведений конфиденциального характера.
  5. Следует указать цель получения сведений, составляющих налоговую тайну, с указанием реквизитов конкретных документов (например, определения суда, судебные постановления, уголовное дело и т.д.), в которых обоснована необходимость получения информации.

Если при отправлении запроса не соблюдено хотя бы одно из этих условий, налоговый орган имеет право отказать в предоставлении сведений.

Ответная информация может быть выдана в бумажном или электронном варианте в зависимости от технических возможностей заявителя и налогового органа.

Кто может запрашивать сведения, составляющие налоговую тайну

1. Государственные органы и их сотрудники в рамках своей работы (судебные дела, проверки, следственные мероприятия и т.п.).

2. Информацией, составляющей налоговую тайну, могут интересоваться контрагенты налогоплательщика (поставщики, покупатели, кредитные учреждения, поручители, организации-займодавцы и т.д.). Может запрашиваться следующее:

  • персональные данные в отношении определенного физического лица;
  • данные о финансовом положении налогоплательщика, стоимости его активов и т.д.;
  • сведения коммерческого характера, маркетинговые исследования, производственные технологии, научно-технические разработки, стратегически планы развития – все, что можно отнести к коммерческой тайне.
  • сведения, охраняемые в режиме банковской тайны (информация о банковских операциях, выданных кредитах, вкладах, выписки с расчетного счета и т.д.).

Также часто запрашивают устав, копии учредительных документов, лицензии на осуществление деятельности, прочие разрешительные документы.

Целью получения такой информации является проверка надежности потенциального партнера перед осуществлением сделки. В некоторых случаях закон обязывает ее участников обмениваться документами и информацией такого рода до подписания договора, например, при проведении аукционов, тендеров, торгов. В остальных случаях истребование сведений, составляющих налоговую тайну, может являться доказательством проявления осмотрительности при выборе, например, поставщика. Отсутствие должной осторожности в таких ситуациях может являться основанием для отказа в вычете НДС и непризнания расходов для целей налогового учета, если контрагент оказался недобросовестным. Однако налогоплательщик имеет право ответить отказом на подобный запрос.

В этом случае можно обратиться в налоговую инспекцию с запросом на предоставление сведений, в отношении которых не соблюдается режим налоговой тайны.

Кроме того, могут запрашиваться сведения следующего содержания.

Документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность. Отметим, что контрагенты налогоплательщика имеют право на ознакомление с бухгалтерской отчетностью за прошедший год. Для кого представляют интерес сведения, содержащиеся в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках? Для поставщиков, покупателей, инвесторов, кредитных учреждений, поручителей и т.д. Данные бухгалтерского учета могут размещаться публично и носят общедоступный характер.

Иная ситуация складывается с данными налогового учета, так как они уже являются налоговой тайной налогоплательщика согласно статье 84 (пункт 9) и статье 102 НК РФ. Государственные органы и внебюджетные фонды не имеют права распространять данную информацию, кроме случаев, когда организация выражает согласие на разглашение налоговой тайны. Кроме того, закон не запрещает организации добровольно и по своему усмотрению передавать эти сведения заинтересованным лицам.

Если в своей политике организация относит документы налогового учета к коммерческой тайне, они будут также регулироваться и охраняться соответствующим Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Кроме того, к данной категории информации могут быть отнесены сведения экономического, финансового и другого характера, если они нигде не размещены в свободном доступе. Для этого нужно:

  • подготовить соответствующие документы, в частности, прописать сведения, относящиеся к коммерческой тайне, в локальном нормативном акте;
  • определить общий порядок и принципы работы со сведениями и документами такого рода;
  • обозначить круг лиц, которые в силу своих должностных обязанностей сопричастны к данной информации, и проинформировать их об ответственности за разглашение сведений;
  • установить режим защиты коммерческой тайны, обеспечить должный контроль за его соблюдением;
  • нанести соответствующий гриф на все необходимые документы и другие носители информации.

Следует иметь в виду, что если утаивание какой-либо информации может угрожать общественным интересам, то такие сведения априори не могут относиться к коммерческой тайне.

Банковская карточка, банковские счета. При открытии расчетного счета в банковском учреждении оформляется банковская карточка с образцами подписей лиц, имеющих право заверять платежные и прочие банковские документы. Это могут быть образцы подписей руководителя, главного бухгалтера и других доверенных лиц на усмотрение руководства. Обязательность оформления данной карточки регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И, однако в этом законодательном документе нет указаний на необходимость ее предоставления каким-либо третьим лицам, например, при подписании договоров.

Тем не менее, участники сделки по взаимному согласию могут обменяться копиями банковских карточек в целях осуществления принципа должной осмотрительности при выборе контрагента. В качестве компромиссного варианта можно предоставить образец подписи только руководителя организации. Отказ от предоставления карточки также вполне правомерен.

Паспортные данные учредителей, директора. Все сотрудники организации имеют право на защиту персональных данных (дата рождения, адрес прописки и проживания, семейное положение, паспортные данные и т.д.) в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ и утвержденным в организации локальным нормативным актом «О персональных данных работников». Следовательно, за передачу сведений такого рода третьим лицам (в том числе контрагентам и партнерам компании) без письменного согласия сотрудников работодатель несет ответственность. Прописанные в договоре условия о передаче персональных данных и прочие договоренности являются прямым нарушением действующего законодательства.

Разглашение налоговой тайны

Сотрудники налоговых органов, внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, ФСС и ФФОМС, а также ряд экономических фондов), правоохранительных и следственных органов, таможенных органов, а также привлекаемые для работы экспертные организации и специалисты обязаны соблюдать налоговую тайну.

Кроме того, в обязанность вышеуказанных учреждений входит создание и соблюдение особого режима сбора, обработки, хранения и защиты информации, составляющей налоговую тайную. В государственных органах должен быть утвержден список должностных лиц, имеющих право на доступ к сведениям этой категории.

Разглашение налоговой тайны сотрудниками вышеперечисленных госорганов происходит в случаях:

  • распространения и передачи (в том числе продажи) сведений третьим лицам и организациям, если это не предусмотрено федеральными законами;
  • непреднамеренной потери документов и иных носителей информации.

Отдельно стоит сказать о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН). На практике организации могут объединяться в крупный холдинг с целью минимизации налогообложения, условия создания которого регулируются главой 3.1 Налогового кодекса. В этом случае не является разглашением налоговой тайны получение сведений одним из участников КГН в отношении всех остальных членов холдинга.

Сведения о налогоплательщике могут быть выведены из-под налоговой тайны и перестать носить конфиденциальный характер. Это относится к следующей информации:

  • данные бухгалтерской отчетности;
  • результаты налоговых проверок;
  • данные выписок с банковских счетов, состояния лицевого счета;
  • сведения об обособленных подразделениях организации, филиалов, дочерних компаний;
  • сведения, содержащиеся в лицензиях, разрешительных документах и т.п.;
  • расчетные данные налоговых деклараций;
  • сведения о налоговых обязательствах, суммах начисленных и перечисленных в бюджет налогов, сборов, страховых взносов и т.п.;
  • сведения о доходах физических лиц из утвержденных форм налоговых деклараций.

Для того чтобы обеспечить свободный доступ к вышеперечисленной информации для заинтересованных лиц, требуется согласие налогоплательщика на разглашение налоговой тайны.

Письменное согласие необходимо отправить в налоговую инспекцию, к которой прикреплена организация согласно юридическому адресу или физлицо по адресу прописки. Предоставить документ можно лично или через доверенное лицо.

Кроме того, разместить письмо-согласие можно на официальном сайте ФНС через личный кабинет налогоплательщика.

Если налогоплательщик имеет усиленную ЭЦП, можно предоставить согласие в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи (ТКС).

Чтобы у налогового органа не возникло повода для отказа в принятии согласия, необходимо полностью указать все реквизиты налогоплательщика:

  • полное наименование организации (для ИП – ФИО);
  • юридический адрес (адрес офиса для ИП);
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • подписи с расшифровкой ФИО руководителя или доверенного лица.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ.

Часть 1 статьи 183 определяет ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Подкуп – получение информации или попытка получения за денежное, материальное или иное вознаграждение сотруднику организации или должностному лицу государственного органа.

Похищение – незаконное завладение информацией путем грабежа, кражи, обманным способом или в результате разбойного нападения.

Угроза – присвоение информации с помощью шантажа или угрозы физическим насилием, нанесением урона имуществу, представляющему материальную ценность для лица, владеющего необходимыми сведениями.

Также к преступлениям можно отнести завладение информацией с помощью прослушивающих устройств, компьютерных программ, позволяющих копировать контент с персонального компьютера и т.п.

Виды наказаний:

  • штраф в размере годового дохода обвиняемого или в размере до 500 000 рублей;
  • исправительные работы по основному месту работы на срок до 1 года;
  • принудительные работы на срок до 2 лет с удержанием из заработка, полученного в местах отбывания наказания, в пользу государства (но не более 20%);
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

К данной части статьи 183 относят преступления незначительной степени тяжести.

Привлечь к ответственности за подобные правонарушения могут любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 статьи 183 устанавливает ответственность за распространение информации, относящейся к налоговой тайне, без согласия налогоплательщика. При этом сведения могут быть проданы, бесплатно переданы заинтересованному лицу или в обмен на материальные ценности, информацию, услуги.

Разглашение информации может исходить как от сотрудника организации, имеющего доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, так и должностных лиц государственных органов, владеющих информацией в силу своих рабочих обязанностей.

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере заработка (дохода) привлеченного к ответственности лица за 2 года или до 1 000 000 рублей;
  • исправительные работы на срок до 2 лет, если преступление определено как небольшое или средней тяжести;
  • принудительные работы сроком до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, если судебное наказание ограничено штрафом, с обвиняемым должен быть расторгнут трудовой договор и введен запрет на работу в определенных должностях либо на осуществление видов деятельности, перечень которых определяется в судебном порядке. Срок действия запрета – максимально до 3 лет.

Часть 3 предусматривает ответственность за нарушения, указанные в частях 1 и 2 статьи 183 УК, но характеризующиеся более тяжкими последствиями и наличием злого умысла в действиях осужденного. К тяжким последствиям здесь относят причинение крупного ущерба вследствие утраты информации ее владельцем. Это могут быть как реальные финансовые или имущественные потери, так и упущенные возможности по получению дохода. Также к этой части статьи 183 относят преступления лиц, действовавших с корыстной заинтересованностью, собирая или распространяя информацию ради материальной выгоды.

Мера наказаний:

  • штраф в размере заработка (дохода) виновного лица за 3 года или до 1 500 000 рублей, а также аналогично части 2 статьи 183 осужденный лишается права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности. Срок запрета также составляет до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Исправительных работ в качестве наказания здесь не предусмотрено, так как обычно их применяют при совершении преступлений небольшой степени тяжести.

Часть 4 определяет ответственность за тяжкие преступления при особо отягчающих обстоятельствах. К таковым может относиться, например, повторное совершение правонарушения, совершение преступления с особой жесткостью, с применением физического насилия, с использованием оружия, химических, ядовитых веществ и т.п.

В зависимости от степени тяжести последствий для владельца информации в качестве наказания могут быть предусмотрены:

  • принудительные работы сроком до 5 лет – может быть альтернативой лишению свободы, только если преступление совершено впервые;
  • лишение свободы сроком до 7 лет.

В ряде случаев утечка информации, составляющей налоговую тайну, из налоговых, таможенных органов или органов внутренних дел может быть связана с ненадлежащим исполнением сотрудником указанных государственных учреждений своих обязанностей. Если в конечном итоге потеря документов привела к причинению крупного ущерба, такие действия должностного лица расцениваются как халатность, и за них предусмотрена ответственность по статье 293 Уголовного кодекса.

Потери и убытки, полученные налогоплательщиком в результате халатности должностных лиц, незаконных действий сотрудников госорганов или их бездействий, возмещаются в полном объеме из федерального бюджета. На это указывают статья 1069 Гражданского кодекса, статьи 35 и 103 Налогового кодекса и статья 13 Федерального закона «О налоговых органах.

Некоторые юристы считают, что при разглашении сведений, составляющих налоговую тайну и имеющих отношение к личной жизни налогоплательщика, может произойти причинение морального вреда, которое также необходимо компенсировать (на основании статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса). Но на сегодняшний день не сложилось достаточной судебной практики по данному вопросу.

Даже если преднамеренные или непреднамеренные действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов не привели к причинению крупного ущерба и тяжкого вреда, тем не менее в отношении виновных лиц предусматривается дисциплинарная ответственность согласно Федеральному закону от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». В качестве наказания может быть вынесение замечания или выговора, решение об увольнении и т.п.

Если нарушения, совершенные сотрудниками государственных органов, расценены как незначительные, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности, что подразумевает уплату штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей.

Не является правонарушением предоставление сведений по требованию суда или запросу правоохранительных органов в ходе проведения следственных мероприятий.

Данное понятие появилось в России в 1999 году, именно с этого момента оно стало широко использоваться в юриспруденции. Однако несмотря на практически 20-летнее существование определение понятия вызывает множество споров и противоречивых мнений.

Налоговая тайна – это все сведения относительно персоны налогоплательщика, которые поступают в налоговые, правоохранительные, следственные и таможенные органы, а также во внебюджетные организации. Такая информация считается конфиденциальной и имеет ограниченный режим доступа.

Данная особенность одинакова для всех налогоплательщиков вне зависимости от их статуса – частное лицо, предприятие или ИП.

Итак, налоговым органам доступно иметь информацию о финансовом и имущественном состоянии налогоплательщика, распространение которой может нанести вред как личной жизни частного лица, а она согласно закону является неприкосновенной, так и финансовому положению предприятия.

Что такое налоговая тайна и какие сведения к ней не относятся вы можете узнать в этом видео:

Что входит в налоговую тайну и кто несет ответственность

Согласно ст.102 НК РФ о налоговой тайне нет определенного перечня, что именно относиться к этому понятию, однако такой перечень приведен другим законодательным актом – письмо от 2011 года Минфина, согласно которому налоговая тайна, это:

  • Содержание налогоплательщика;
  • Данные о движении средств из декларации;
  • Информация об имущественном состоянии;
  • Личные сведения;
  • Информация о налоговых платежах и дивидендах. вы можете узнать, как происходит выплата дивидендов учредителям ООО;
  • Секреты производственного характера;
  • Коммерческая тайна.

За сохранность конфиденциальных данных ответственны сотрудники, которые в ходе своей профессиональной деятельности получили доступ к ее изучению.

К списку таких людей имеют отношение служащие следующих ведомств:

  • Налоговые структуры;
  • Таможенные органы;
  • Правоохранительные ведомства, в том числе следственный комитет и органы внутренней безопасности;
  • Внебюджетные учреждения;
  • В том числе сторонние специалисты, привлеченные для профессиональной деятельности в данные структуры.

Коммерческая тайна

Это режим конфиденциальности информации, благодаря которому субъект обладает возможностью при существующем положении дел получить выгодный доход, избежав при этом неоправданных расходов, сохранить свой статус на коммерческом рынке по предоставлению услуг или получить другую какую выгоду.

Перечень данных не подлежащих к разглашению должен быть:

  • Реальным;
  • Доступным только для определенного круга лиц;
  • Легитимным.

К данным сведениям могут иметь отношения, которые согласно законодательству не имеет статуса общедоступных:

  • Организационные;
  • Технические;
  • Коммерческие;
  • Производственные.

К примеру, в банковской сфере согласно ФЗ №98 в сохранности должны содержаться данные клиентов и проводимых ими операций, при этом соблюдение подобных требований контролируется на государственном уровне.

Также банки могут отнести к коммерческой тайне преимущественные технологические разработки, которые делают их продукт конкурентоспособным.


Что такое налоговая тайна?

Налоговая тайна налогоплательщика

Сведения имеющиеся в налоговой декларации считаются конфиденциальными, так как любая фирма или ИП заинтересованы в сокрытии данный относительно поставщиков и клиентов.

С 1 апреля 2017 года законодательные акты о налоговой тайге получили новые дополнения согласно которым налогоплательщик имеет право самостоятельно сделать свои конфиденциальные сведения в полном или частичном объеме общедоступными.

Важно: выполнить такое заявление о собственных данных налогоплательщик может посредством специальной формы утвержденной Приказом ФНС от ноября 2016 года.

Перечисленные в форме сведения стали доступными к просмотру заинтересованными лицами с 25 июля согласно Приказу ФНС от 29.12 20126 года на официальном портале налоговой службы.

Банковская тайна

Является важным юридическим аспектом в законодательствах многих государств, согласно которому финансовые учреждения берегут данные о своих клиентах, их операциях, счетах, вкладах, а также их личные сведения.

Перечень сведений подпадающих под данное понятие в каждой стране существует свой, но основные пункты практически одинаковые.

В России с 2014 года банковская тайна практически отсутствует, так как в этом году вступили в действие законодательные приложения к актам, согласно которым банки обязаны подавать отчет о выполненных операциях гражданами и предприятиями в ФНС.

Важно: при этом финансовые учреждения обязаны отчитываться по остаткам на счетах и движении средств в любое время по первому требованию налоговой в течение 3 дней.

Такие поправки сделали максимально прозрачными доходы лиц, которые работают нелегально посредством интернета и на предприятии, или же доходы предпринимателей использующих серые схемы.

Важно: при этом срока исковой давности в этом случае нет, то есть ФНС имеет право потребовать уплату налога за любой из прошедших годов. Как на практике осуществляется – читайте по ссылке.


Какие сведения не являются налоговой тайной?

Что не является налоговой тайной

Законодателем предусмотрен перечень сведений, которые не могут выступать в качестве налоговой тайны:

  1. Общедоступная информация – согласно ФЗ №152 к таким данным относятся:
  • Дата и город рождения;
  • Профессия;
  • Номер телефона.

Если вопрос касается предприятия, это:

  • Наименование;
  • Форма собственности;
  • Юридический адрес;
  • Структура;
  • Сведения о руководителе.

Важно: если было заявление самого лица или руководителя фирмы, то перечень доступных сведений может быть расширен.

  1. ИНН – данный номер любого гражданина не является секретной информацией, его можно найти посредством интернета указав полные ФИО. содержится информация о том, как получить ИНН физическому лицу через интернет.
  2. Сведения о налоговых правонарушениях – этот пункт по большей мере касается предприятий и ИП, он очень важен для контрагентов, которые в будущем предполагают сотрудничество с данной организацией. На специальных порталах ЕГРЮЛ и доступно найти сделанные нарушения закона и их последствия.
  3. Итоги налоговых проверок – этот пункт актуален для кандидата в государственные эшелоны власти, к таким данным могут иметь доступ только члены избирательной комиссии, обычный гражданин не сможет получить ответ на запрос об имущественном состоянии кандидата и его семьи.
  4. Сведения о налоговом режиме налогоплательщика не имеют статуса конфиденциальной информации.
  5. Сведения для органов местного самоуправления – сюда входят данные относительно уплаты сборов, подконтрольных данным органам.

Важно: информация касаемо международных отношений, которая передается правоохранительным органам другой страны и предусмотрена соглашением между странами.

Ответственность за сохранность тайны

Сохранность тайны относительно налогоплательщиков предусмотрена законодательством, все данные, которые подпадают под акты о налоговой тайне должны иметь доступ особо секретного режима, за их разглашение существует ответственность.

Предусмотрены 2 вида нарушения хранения тайны, это:

  • Поступление информации выполняющим свои обязанности лицам;
  • Утеря документов с секретными данными.

При этом определение нарушения конфиденциальности наступает согласно нескольким правовым признакам:

  • Нанесение лицу, относительно которого произошло разглашение тайны прямого ущерба;
  • Противоправное поведение должностного лица, ответственного за сохранность данных;
  • Причинно-следственная связь между действиями чиновника и получением ущерба налогоплательщиком.

Ответственность в данном случае наступает в зависимости от вида нарушения тайны:

  • Материальная – нанесенный ущерб госорганами лицу возмещается из казны государства;
  • Административная – предусмотрено взыскание штрафа от 4 000 до 5 000 рублей;
  • Уголовная – предусмотрено лишение свободы до 3 лет, а при нанесении особо крупных размеров ущерба до 5 лет.

Порядок получения сведений

Получение необходимой информации может произойти путем официального запроса на основании законодательных актов, такой запрос могут выполнить в целях совершения правосудия, борьбы с коррупцией, контроля выполнения налоговых обязательств, формирования информационных государственных ресурсов:

  • Судебные инстанции;
  • Органы прокуратуры;
  • Следственные отделы;
  • Статистики;
  • Пенсионного фонда;
  • Медицинского страхования;
  • Налоговой и архивной службы России;
  • Аудиторской проверкой.

Совершая такой запрос, орган должен соблюдать все требования законодательства и делает его в специальной форме с разрешения руководителя инстанции с указанием даты запроса и ФИО запрашивающего сотрудника.

Запрос может быть выполнен только в случае проверки налогоплательщика по факту сокрытия доходов или для получения относительно него необходимой документации.

При этом работник учреждения по месту обращения должен принять запрос под расписку, если он выполнен на бумаге.

Важно: налогоплательщика о проведении данных мероприятий органы не обязаны уведомлять.

Заключение

Налоговая тайна – это способ защиты личной информации гражданина или предприятия, доступность которой для общественности может оказать большой вред коммерческой деятельности и личной жизни.

С каких налоговых сведений сняли гриф секретности вы можете узнать тут:

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность. Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной. Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1-13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.
  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну .
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок. Под данными, составляющими налоговую тайну , понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков. В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Налоговая тайна — часть информации, носящей конфиденциальный характер. Организация заинтересована в сокрытии информации о своих клиентах и поставщиках, о способах и методах осуществления своей предпринимательской деятельности и пр. Данная информация защищена понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регулируется одноименным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Ст. 5 данного закона устанавливает перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Налоговые декларации не упомянуты в этом перечне. Следовательно, налоговые декларации могут являться коммерческой тайной, что организация может закрепить в своем нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Узнать, утечку какой информации можно защитить положением о коммерческой тайне, скачать его образец можно в статье .

Итоги

Взаимодействуя с налоговыми органами, руководство любой организации надеется на сохранность конфиденциального характера передаваемой информации. Конфиденциальности, по мнению налогоплательщиков, должно способствовать наличие статьи в налоговом кодексе, посвященной налоговой тайне. Она регламентирует, какая именно информация обязана оставаться скрытой, а какая может быть доступна общественности. В последнее время наблюдается тенденция вывода все большей информации о налогоплательщиках из-под грифа «налоговая тайна».