Начало экономической реформы а н косыгина год. Реформа, погубившая ссср

Предыстория

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 году промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций) , и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста . Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новшеств .

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС [ ] . Поддержку предложениям Либермана высказали экономисты В. С. Немчинов , С. Г. Струмилин , эксперты Госплана СССР , руководители предприятий и др.

Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов , подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила название либерманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова , с 1962 года развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС , которая должна была базироваться на создававшейся Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ) .

Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин - самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, - выбрал реформу Либермана [ ] .

Реформа

Основные положения

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 1960-х годов «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и секторы народного хозяйства:

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп следующих мероприятий.

  • Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства , созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  • Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  • Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  • Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  • Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в статье 16 Конституции СССР 1977 года :

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт , прибыль , себестоимость , другие экономические рычаги и стимулы.

Реализация

Распределение прибыли предприятий до и после реформы

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки (1966-1970 годы). К осени 1967 года по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 года - 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966-1979 годы среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 %. Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы , внедрение автоматизированных систем управления на предприятиях, развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий. Объём промышленного производства вырос на 50 % . Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти.

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар - деньги», уменьшилась «штурмовщина », увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения .

Щёкинский эксперимент

Суть эксперимента заключалась во внедрении на предприятии элементов хозрасчёта с целью повышения производительности труда . В частности, предприятию был определён стабильный фонд зарплаты на 1967-1970 годы, а вся экономия этого фонда при повышении производительности труда и при сокращении числа работников оставалась в распоряжении коллектива предприятия . За два года такой работы число рабочих на комбинате сократилось на 870 человек, за 10 лет объём выпускаемой продукции вырос в 2,7 раза, производительность труда в 3,4 раза, почти в 4 раза повысилась рентабельность, расходы заработной платы на рубль товарной продукции снизились с 13,9 до 5 копеек . Через некоторое время эксперимент фактически прекратился - в 1976 году комбинат добился 143 % использования проектной мощности, но с планом не справился, что привело к лишению тринадцатой зарплаты и потере выплачиваемой надбавки . Этот опыт получил одобрение ЦК и в 1967-1969 годах щёкинский эксперимент был внедрён на многих предприятиях . Так в составе Дальневосточного морского пароходства на начало 1975 года на 140 судах было высвобождено 730 человек, но сказался износ: пароходство за пятилетку сократилось на 20 судов, а поступило лишь три современных судна .

Развитие реформы

В 1970-е годы Совет Министров и Госплан СССР приняли решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы - тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе с принесением в жертву инновационного развития), обеспечивающие наиболее высокие показатели по т.н. «валовой выручке», поскольку именно этот показатель присутствовал в государственном плане.

Постановлением СМ СССР «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» от 21 июня 1971 года были восстановлены, начиная с 9-го пятилетнего плана 1971-1975 годов , директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.

В 1970-е годы многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух- и трёхзвенную (министерство - объединение - предприятие; министерство - хозрасчётный комбинат - шахтоуправление). Соответственно, были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.

В 1970 году существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 году - 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), например: ЗИЛ , АЗЛК , Воскресенскцемент, Электросила , АвтоГАЗ , АвтоВАЗ , КамАЗ , Уралмаш , Позитрон, Большевичка .

Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.

Были отмечены и негативные тенденции: быстрый износ основных средств без их своевременного обновления, уклон интереса к «сиюминутной» выгоде без заинтересованности в реализации стратегических целей, повышение криминализации отношений как внутри предприятий, так и между ними (расцвет «цеховиков »).

Постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» от 12 июля 1979 года вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции, учитывавший вновь созданную стоимость - зарплата плюс усреднённая прибыль. Его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.

В пореформенный период в экономике СССР происходил выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора - увеличения числа занятых, - что было характерно для 1930-1950-х годов.

Соотношение факторов экономического роста, %
1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1979
Прирост национального дохода 37 45 32 19
Среднегодовой темп прироста 6,5 7,7 5,7 4,4
Производительность общественного труда 31 39 25 14
Среднегодовой темп прироста 5,6 6,8 4,6 3,3
Занятые в материальном производстве (прирост) 10,2 6,0 6,4 3,9
Среднегодовой темп прироста 2,00 1,20 1,25 0,95
Динамика фондоотдачи (отношение роста национального дохода к росту основных производственных фондов) 0,86 0,98 0,87 0,89
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период 1,00 0,99 1,03 1,00

Во второй половине 1960-х - 1970-е годы реформа подверглась критике «слева» со стороны группы учёных, авторов т. н. системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ). К ним относились директор Центрального экономико-математического института АН СССР Н. П. Федоренко , А. И. Каценелинбойген , С. С. Шаталин , И. Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым . Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе предложили создать конструктивную экономико-математическую модель социалистической экономики . Будучи альтернативой «описательной» политической экономии, СОФЭ должна была полностью вытеснить товарное производство , заменив его системой экономико-математического планирования и учёта. Впервые СОФЭ была представлена на научно-теоретической конференции в 1967 году. СОФЭ находила поддержку в , аппарате ЦК КПСС. Оппонентами выступали Совет Министров, Госплан, Институт экономики АН СССР: профессора Я. А. Кронрод и Н. А. Цаголов , Л. И. Абалкин .

Несостоятельность СОФЭ была признана расширенным совещанием Госплана СССР с участием ведущих учёных-экономистов в 1970 году . Политизируя вопрос, сторонники СОФЭ ставили в вину Косыгину заигрывание с Западом, непростительные уступки ему, «предательство» социализма, «перетаскивание» на советскую почву чуждых народу идей, чем содействовали торможению и определённому затуханию реформаторских усилий .

Свёртывание реформы

Структура внешней торговли СССР в 1970 г.

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 года . По воспоминаниям заместителя Косыгина Н. К. Байбакова , особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и его замом Н. А. Тихоновым . Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР, с одной стороны, и Министерством обороны - с другой. Маршал Д. Ф. Устинов выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков.

Неблагоприятным фактором для развития реформ мог также быть рост поступлений от экспорта нефти (так, открытое в 1965 году Самотлорское нефтяное месторождение было пущено в эксплуатацию через четыре года, а нефтяной кризис 1973 года поднял цены на нефть в разы), позволивший консервативному крылу советского руководства маскировать экономические проблемы СССР, в частности покрывать дефицит продовольствия за счёт поставок по импорту: закупок кормового зерна в Канаде и мороженной говядины и китового мяса в Австралии [ ] .

А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 году: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду» .

Итоги

В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче [ ] :

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году - 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…

Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-1980-е годы, следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:

В ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному экономическому росту, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики .

Наработки реформы 1965 года использовались при подготовке экономической реформы 1987-1988 годов, в том числе Закона «О государственном предприятии».

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . www.libussr.ru. - «... 12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности. Прибыль должна быть источником образования фондов предприятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий.». Проверено 24 апреля 2018.
  2. Совет Министров СССР «Об утверждении положения о социалистическом государственном производственном предприятии» от 04.10.1965 № 731 (неопр.) . www.libussr.ru. - «14. Прибыль предприятия (а для предприятия, планом которого не предусмотрено получение прибыли, - экономия от снижения себестоимости) распределяется в соответствии с его балансом доходов и расходов (финансовым планом) и в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. ... Прибыль, полученная от реализации товаров широкого потребления и изделий производственного назначения, изготовляемых из отходов производства, полностью остается в распоряжении предприятия (фонд ширпотреба) и используется в порядке, установленном Советом Министров СССР.». Проверено 24 апреля 2018.
  3. Постановление Совмина СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 04.10.1965 № 729 (неопр.) . www.libussr.ru. - «4. ... В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, следующими показателями: по производству: общий объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель - объем отгруженной продукции; важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатели качества продукции; по труду - общий фонд заработной платы; по финансам: общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств); платежи в бюджет и ассигнования из бюджета; по капитальному строительству: общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений; по внедрению новой техники - задания по освоению производства новых видов продукции и по внедрению новых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли; по материально-техническому снабжению - объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией.». Проверено 24 апреля 2018.

Экономическая реформа 1965 года в СССР - реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965-1970 годы. В СССР известна как «Косыгинская реформа», на Западе как «реформа Либермана».

Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Однако, к сожалению, на практике реформа не достигла поставленных целей. Из-за хозрасчета предприятий начался развал легкой и пищевой промышленности. Чудовищный размах принял поток низкосортного вала продуктов питания, одежды, обуви, всего вообще ассортимента продукции повседневного спроса. Когда отрицательные результаты доложили А. Н. Косыгину, именно для него правда оказалась неожиданной. Каких-либо изменений не последовало. Затратная хозрасчетная практика, в сущности инфляционная, продолжилась дальше. Деньги на счетах предприятий накапливались, но не имели ресурсного обеспечения — признает тогдашний руководитель Госплана СССР Н. К. Байбаков (Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. — М.: 1998. С. 181.).

Проблема решалась все в том же духе смягчения последствий: за счет импорта в обмен на экспорт нефти и газа. В крайних случаях отваживались на изъятие прибыли: Проанализировав состояние отраслевой экономики, Косыгин пришел к выводу, что предоставив предприятиям право свободно маневрировать ресурсами, мы не сумели наладить должный контроль за их использованием. В итоге заработная плата росла быстрее, чем производительность труда. Пришлось пойти на временное, как нам казалось, заимствование средств для покрытия расходов госбюджета из доходов предприятий. Но, позаимствовав один раз, остановиться уже не смогли... (Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. — М.: 1998. С. 172-174.).
Долго состояние дележа прибавочной стоимости между государством и противостоящими ему предприятиями длиться не могло. Регулярные изъятия прибыли только усугубляли раскол, да еще формировали теневой сектор, куда уводились доходы, полученные вследствие понижения качества и сортности, наращивания промежуточных оборотов, завышения цен, дотаций и т. д. Товарный дефицит превратился в хроническое явление. Стало ясно, что рынок не будет обеспечен продуктами, а следовательно, окажется невозможным покрыть рост заработной платы товарами первой необходимости. В июле-августе 1972 года при составлении плана на 1973 год мы едва свели концы с концами — один процент роста производительности труда к одному проценту роста заработной платы (Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. — М.: 1998. С. 175).
Хотя, необходимо отметить, реформа на своем начальном этапе дала положительные результаты. Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965-1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции). На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966-1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 %. Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий. Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар - деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

Таблица
Среднегодовые темпы роста, %

Из таблицы видно значительное замедление развития экономики СССР к началу 80-х годов.
Обобщая все вышесказанное, можно понять, почему, в общем-то, достаточно грамотная экономическая реформа А.Н. Косыгина не была доведена до конца и соответственно, не дала нужного результата. Это было обусловлено экономическими с одной стороны, причинами и, с другой стороны — политическими.
Экономические причины провала реформы необходимо разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические факторы (на уровне экономики предприятия), можно выделить следующие:
- половинчатые решения в области предоставления предприятиям хозяйственной самостоятельности. С внедрением ряда стимулов по оплате труда не внедрены стимулы по снижению себестоимости готовой продукции. Что вызвало рост фонда оплаты труда и при этом не обеспечило рост производительности труда;
- жесткое государственное регулирование конечной цены изготовленной продукции, товаров, работ, услуг. Что не способствовало развитию производства, увеличению объемов выпуска готовой продукции, обновлению технологической базы;
- бюджетное дотирование заведомо убыточных предприятий, что, несомненно, лишало их стимулов для развития производства и повышения его рентабельности, внедрению новых технологий, новых методов организации труда и т.д.
К основным макроэкономическим факторам провала реформы можно отнести следующие:
- значительный рост объемов добычи нефтяного и газового сектора, обусловленный достаточно высокими мировыми ценами на нефть и газ. Эта тенденция способствовала общей стагнации экономики СССР, позволяла компенсировать за счет импорта нехватку отечественной продукции. Лишала в целом стимулов для развития новых технологий, призванных обеспечить рост производительности труда, улучшение выпуска качества готовой продукции и т.д.;
- значительный рост объемов продукции военного назначения, иногда вопреки всякому здравому смыслу и объективной оборонной достаточности. Достаточно сказать, что на 1991 год на вооружении только Советской армии состояло 60 000 танков, и это не считая танковых частей в войсках МВД и КГБ СССР. Это больше чем во всех странах блока НАТО вместе взятых. В этот же фактор можно отнести и Афганскую войну 1979-1989 годов, которая также требовала огромных финансовых затрат;
- кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.). Значительные поставки материальных ресурсов и военной продукции «дружественным» режимам, которые были не в состоянии их оплатить;
- принятие ряда социальных программ 70- годов. Сокращение рабочего времени. Увеличение заработной платы. Что также требовало значительных финансовых ресурсов, но одновременно не подкреплялось ростом производительности труда;
- необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений. Проще говоря, необходимость содержать ряд союзных республик, входивших в состав СССР, неспособных самостоятельно себя обеспечить.
К политическим факторам сворачивания реформы можно отнести следующие:
- боязнь политического руководства СССР предоставлять слишком много прав и хозяйственных свобод предприятиям;
- ужесточение внутриполитического курса после событий 1968 в Чехословакии, так называемой «Пражской весны»;
- также, на мой взгляд, одним из серьезных факторов, обуславливавшем в целом неэффективность ряда экономических решений является – значительное падение трудовой дисциплины и в целом значительное снижение ответственности руководящих партийных и хозяйственных работников. Дело в том, что экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно развиваться только в условиях железной дисциплины рядовых работников и безграничной ответственности руководителей всех уровней;
- еще одним фактором, способствовавшим, неэффективности экономики СССР в конце 1970-х годов начале 80-х является — отсутствие мотивации у большинства трудящихся, вовлеченных в процесс воспроизводства. Отсутствие частной собственности, невозможность участвовать в процессе распределения прибыли, «уравниловка» в оплате труда, независимо от результатов деятельности. А также смещение оплаты труда в сторону «оборонного сектора». Создавалась абсолютно абсурдная ситуация, когда в отрасли экономики, которая не приносит национальный доход, уровень заработной платы был значительно выше, чем в реальных производственных отраслях;
- также можно выделить следующий фактор – недостаточное использование достижений научно-технического прогресса в гражданской промышленности и производстве. Это обусловлено, прежде всего, тем, что лучшие силы науки были задействованы на решение задач оборонного характера в военной промышленности.

В результате всех вышеперечисленных факторов экономика СССР к началу 80-х годов подошла в состоянии стагнации, т.е. резкого замедления темпов развития и значительного падения производительности труда. Ситуацию удавалось нивелировать за счет роста нефтегазовых доходов государственного бюджета, что было обусловлено благоприятной конъюнктурой цен на нефть и сырье на мировых рынках. Но и этот ресурс был исчерпан, в начале 80-х годов прошлого века значительно снизились цены на нефть и газ на мировом рынке.
Такая ситуация сохранялась вплоть до 1985 года. Мартовский пленум ЦК КПСС в 1985 году выдвинул на пост генерального секретаря КПСС М.С. Горбачева. Совершенно очевидно, что к 1985 году назрела необходимость экономической и политической реформы. Не буду подробно останавливаться на «горбачевских реформах», отмечу только, что в результате его деятельности СССР исчез с политической карты мира. Во внешней политике были утрачены практически все союзники, сданы позиции во всех сферах внешней политики. Экономика СССР практически перестала существовать, а именно ее производственная отрасль. Военно-промышленный комплекс также был «развален», оставленный без заказов со стороны государства. Более благополучно держалась на плаву нефтегазовая отрасль. Вся деятельность Горбачева привела к распаду СССР, который юридически был оформлен 8 декабря 1991 года в результате так называемых «Беловежских соглашений». Развал СССР только усугубил и без того катастрофическое положение экономики РСФСР (России).

Косыгинская реформа (Реформа Либермана) - экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Кроме того, она известна как Реформа Либермана - в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 г. в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование. С 1919 по 1921 г. он служил в армии на военно-полевом строительстве участка дороги между Петроградом и Мурманском, после чего вернулся в город и стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома. В этом же году он поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого отправился в Новосибирск. В 1927 г. Косыгин стал членом ВКП(б), а в 1930 г. вернулся в Ленинград и поступил в Ленинградский текстильный институт.

После окончания института карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 г. он работал сначала простым мастером, затем начальником смены, а после и директором фабрики «Октябрьская». В 1938 г. его назначили на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а уже спустя год избрали членом ЦК ВКП(б). С этого момента началась политическая карьера Косыгина, который стремительно поднимался по карьерной лестнице в партии.

В начале войны его назначили во главу группы комиссаров Комитета по гражданской обороне. Комитет занимался эвакуацией и поставками пропитания для мирных жителей в осажденный Ленинград. В ходе своей работы Косыгин стал одним из участников группы, создавшей и распланировавшей знаменитую «Дорогу жизни», что во многом и способствовало его дальнейшим успехам в политической деятельности.

После войны Косыгина назначили председателем Оперативного бюро Совета народных комиссаров , а в 1946 г. он стал Председателем Совета министров СССР и членом политбюро ЦК КПССС. Именно на этих должностях и прошла его основная политическая и экономическая деятельность, одно из самых заметных мест в которой занимает экономическая реформа 1965 г.

Косыгинская экономическая реформа

После того как в октябре 1964 г. пост главы государства покинул Н.С. Хрущев , закончилась и знаменитая хрущевская оттепель, во время которой в СССР активно проводились разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. На смену им пришли уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не вернулась к сталинизму, начался ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

  • ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;
  • сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;
  • переход на экономические стимулы;
  • ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;
  • новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями: аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 г. стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно-управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии). Кроме того, сказалась банальная нехватка денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 гг.

В 1980 г. Косыгина освободили от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 г., он умер. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но и внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

Реформы Косыгина можно назвать апогеем «развитого социализма». Результатом их было существенное повышение уровня экономического развития страны, а также уровня жизни населения.

К сожалению, период нахождения Косыгина у руля советской экономики был недолгим, и вслед за «золотой пятилеткой» (1966 – 1970 годы) наступила эпоха «застоя».

Огромное производство

Предпосылкой для проведения реформ была гигантская производственная база Советского Союза. В середине 60-х страна имела более 300 отраслей, 47 тысяч предприятий и более 12 тысяч строительных организаций.

Жёсткое централизованное управление не могло привести в порядок всю эту машину. Проблемы возникали на всех звеньях производства – и с поставками, и со сбытом продукции, и с распределением зарплаты. Алексей Николаевич Косыгин взялся оздоровить советскую экономику.

Суть реформ

Как отмечали современники министра, Косыгин был деятелем, которого интересовала только экономика, поэтому он не желал заниматься политикой. Будучи настоящим экономистом, он гораздо лучше других членов правительства понимал важность прибыли, рентабельности, заинтересованности работников в результатах своего труда и других составляющих народного хозяйства.

Реализованные им реформы вступали в известное противоречие с тоталитарным политическим режимом страны.

  1. Предприятиям была предоставлена значительная самостоятельность. Теперь они сами определяли, что собираются производить, на собственные средства модернизировали производственный процесс, договаривались с поставщиками и потребителями, распоряжались прибылью, устанавливали численность работников в штате, размер их зарплаты. За нарушение договора предприятие подвергалось денежному штрафу.
  2. Из 30 прежних плановых показателей реформа оставила только 9.
  3. При оценке деятельности предприятия главное внимание уделялось прибыли и рентабельности. Прибыльное предприятие могло формировать различные фонды – материального поощрения, развития производства, культурный и т. д.
  4. Предприятия стали более самостоятельными в формировании цен на продукцию.
  5. В сельском хозяйстве были повышены закупочные цены на продукцию, снижены налоги с крестьян, удешевилась сельхозтехника и запчасти к ней.

Все эти реформы стимулировали производственный процесс, что привело к невиданным прежде результатам. Было построено огромное количество крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти, начавший производить самые массовые советские легковые автомобили.

Предприятия финансировали социальное развитие страны, культурную жизнь, на собственные средства строили благоустроенное жильё для работников. Однако косыгинские реформы имели и свои слабые стороны, к примеру – повышение цен. В последующие годы эти недостатки пытались устранить.

Почему же дальнейшее развитие реформ было остановлено?

Казалось бы, реформы Косыгина привели к быстрому и всестороннему развитию советской державы. Однако консервативная часть правительства во главе с Н. В. Подгорным сделала всё возможное, чтобы не дать реформам продолжения. Деятельность Косыгина назвали почти ругательным словом «волюнтаризм» и вернулись к жёсткому режиму внутренней политики.

Министра-новатора давно уже тихо ненавидели – ещё со времён Хрущёва; после подавления «пражской весны» правители-мракобесы нашли себе оправдание и «с чистым сердцем» прекратили реформы. Последовавший за этим резкий спад экономики некоторое время удавалось маскировать посредством нового источника доходов – нефтедобычи. Однако страна медленно, но верно катилась в пропасть.

Косыгинская реформа (реформа Либермана) – экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 году, однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 года, после чего реформа была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Также эта реформа известна, как «Реформа Либермана» - в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Основная суть реформы, заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Косыгинская экономическая реформа

После того, как в октябре 1964 года пост главы государства покидает Н.С. Хрущев , заканчивается вместе с ним и знаменитая «хрущевская оттепель», во время которой в СССР активно проводились самые разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. на смену им приходят уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

    Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;

    Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;

    Переход на экономические стимулы;

    Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;

    Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.