Машиностроение европы таблица. Промышленность и сельское хозяйство зарубежной европы

Тем не менее промышленность была и остается «лицом» Европы. Из 20 крупнейших индустриальных держав мира 9 находятся в Зарубежной Европе – , Нидерланды, Франция, .

В старых промышленных странах Европы индустриальная база претерпевала структурные преобразования главным образом под влиянием ситуации, складывавшейся на мировом рынке. Если до второй мировой войны была основным поставщиком уникальной и сверхсложной продукции, то в первые послевоенные десятилетия в составе ее продукции все большее место занимает выпуск хотя и сложной, требующей квалифицированного труда, но массовой продукции.

Центром производства сверхсложной, наукоемкой продукции – стали . А Европа стала поставлять на мировой рынок изделия массовые, среднего уровня сложности: легковые автомобили, конторские машины, суда, станки, технологическое оборудование для новых, но не новейших производств. С другой стороны, на рынках товаров широкого потребления старопромышленные страны Европы сталкиваются с растущей конкуренцией и развивающихся государств.

С 70/х годов разрыв в техническом уровне производства между странами Европы и США стал сокращаться. Европа опять начала выступать как поставщик особо высококачественных товаров и пионер в таких областях, как, например, авиастроение. Одновременно внутри Европы наблюдается своеобразное « ». страны, которые позже стали на путь капиталистической индустриализации – , Испания, и в какой-то степени Италия – поставляют на внутриконтинентальные рынки дешевую, но трудоемкую и массовую продукцию. Так, Португалия, выступает на рынках Европы поставщиком дешевых швейных изделий, а Испания превратилась в крупного экспортера обуви.

Европа – родина машиностроения. В настоящее время это крупнейшая отрасль промышленности почти во всех европейских странах. Но уровень развития машиностроения в отдельных странах весьма различен. Так в Европе выделяется группа лидеров, имеющих весь комплекс машиностроительных отраслей, которые не только удовлетворяют внутренние потребности этих стран, но и экспортируют продукцию на внешний рынок. Есть также группа стран, имеющих одно или несколько высокоразвитых машиностроительных производств, потребности же во многих остальных видах машиностроения они удовлетворяют за счет импорта.

К первым относятся прежде всего Англия, Германия, и в меньшей степени Италия и Франция. Ко вторым относятся Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция.

Кроме того в Европе находится также группа стран с относительно мало развитым : , Дания, . Но даже в них имеются одна – две отрасли, завоевавшие мировое признание, например в Финляндии – производство целлюлозно-бумажного оборудования, в Норвегии – судостроение и т.д.

В целом на государства Европы приходится около 25% мировой продукции машин и оборудования. Страны Европы крупнейшие в мире экспортеры станков, технологического, электротехнического и текстильного оборудования, научных и контрольно-измерительных приборов, легковых и грузовых автомобилей, а также тракторов.

Еще одна авангардная отрасль современной индустрии – . Как и машиностроение, весь послевоенный период она развивалась темпами, намного превышающими средние по промышленности. Это было характерно для всей Зарубежной Европы. При этом химическая промышленность сменила свою сырьевую базу, перейдя на и ее полупродукты как главный источник органических химикатов, ставших основой продукции химической индустрии. Если до 2 мировой войны уровень развития определяется количеством выпущенной серной кислоты, то теперь он определяется размером производства пластмасс.

Химическая промышленность в странах Европы развита далеко не одинаково. Если Англия, Италия, Франция и Германия удовлетворяют свои потребности во всех видах химических продуктов и являются их крупными экспортерами, то , несмотря на сильное развитие отдельных производств (выпуск азотных удобрений) очень многое ввозят из-за рубежа.

Некоторые страны – Бельгия, Нидерланды, Швейцария – хотя и специализируются лишь на узкой гамме производств (Швейцария на фармацевтике, Бельгия и Нидерланды – на нефтехимикатах), все же тесно связаны с внешним рынком, экспортируя до 65% выпускаемой продукции.

Европейские страны в целом крупнейшие в мире экспортеры пластмасс, синтетических и искусственных волокон, красителей, изделий фармацевтики, азотных удобрений, лаков и красок. Однако при всем этом европейским государствам приходится в большом количестве импортировать много новых и новейших продуктов химии, главным образом из США. Но в последние десятилетия разрыв стал быстро сокращаться, притом не без «помощи» американских монополий, активно создающих в европейских странах предприятия по выпуску новых химических продуктов.

Итак, и химии во всей Европе прослеживается тенденция к росту. Иначе обстоит дело в других, традиционных для Европы областях некогда принадлежавших к числу ведущих: металлургической, текстильной, швейной, стекольной.

Страны Европы все больше импортируют текстильных и швейных изделий, обуви и другой продукции, требующей массового, но малоквалифицированного труда, из стран с дешевой рабочей силой. Упадок не может компенсироваться ростом производства изделий «узкого спроса»: мехов, ковров, ювелирных изделий.

Одна из крупнейших отраслей промышленности – – в настоящее время все сильнее смыкается с сельским хозяйством, формируя ядро агропромышленного комплекса. Однако уровень развития этого комлекса, включающего путь продвижения продукта «от ворот фермы до тарелки потребителя», во многом определяется уровнем развития сельского хозяйства.

Зарубежная Европа – это мировой лидер по масштабам промышленного производства, а также золотовалютному запасу и развитию туризма. Высокие экономические показатели региона определяет “авангардная тройка” европейских стран – Германия, Франция и Великобритания.

Общие характеристики Зарубежной Европы как промышленного региона

Как отмечалось выше, три страны задают курс Европы на лидерство, но и их вклад не является равным. Когда-то на первых позициях была Великобритания, но последние десятилетия передали эту роль Германии. Остальные страны имеют несколько меньший экономический вес, но лидеров стали догонять еще несколько государств.

Эти страны вносят все более активный вклад в отрасли промышленности Зарубежной Европы, каждая специализируясь на своем направлении. Обычно это та продукция, которая получила не только европейское, но и мировое признание. И именно они наиболее активно развивают экономические связи – лидером в этой области являются Нидерланды и Бельгия. Представленная ниже таблица наглядно продемонстрирует описанные общие характеристики:

Промышленное производство в регионе, в основном, развивается равномерно, но все же среди отраслей Западной Европы особое место занимает машиностроение.

Машиностроительная отрасль Зарубежной Европы

Основная характеристика промышленности Зарубежной Европы – это ведущая роль машиностроения, ведь эта часть мира является его родиной. Треть промышленности региона и две трети его экспорта – цифры напрямую говорят о том, что это главная отрасль в общем экономическом пространстве.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее развитой сферой является автомобилестроение – марки “Мерседес”, “Фиат”, “Вольво”, “Фольксваген”, “Ягуар” и другие известные во всем мире.

Сегодня британская марка “Ягуар” принадлежит индийской автомобилестроительной компании Tata Motors.

Рис. 1. Цех завода “Ягуар”

Основные ориентиры машиностроения – трудовые ресурсы, научные кадры и развитая инфраструктура, поэтому оно концентрируется вблизи или внутри крупных городских скоплений.

Химическая промышленность региона

Химическая промышленность занимает второе место в экономике Зарубежной Европы после машиностроения. Самой “химической” страной не только региона, но и мира считается Германия. Если до Второй Мировой войны эта сфера тяготела к каменноугольным бассейнам, месторождениям бурого угля, калийной соли и другого сырья, то современная химическая промышленность ориентирована на нефть. Это привело к тому, что заводы теперь базируются в областях нефтехимической переработки.

В Восточной Европе эта тенденция сдвинула химические заводы к нефтяным магистралям, по которым сырье поступает из России.

Европейские страны являются крупнейшими мировыми экспортерами фармацевтической продукции, пластмасс и искусственных волокон.

Металлургия и ТЭК

Если раньше в топливно-энергетическом комплексе Зарубежной Европы лидировал каменный уголь, то сегодня и эта отрасль переориентировалась на нефть, что привело к повышению уровня собственной добычи и импорта из развивающихся стран. А вот в странах восточной части региона ведущая роль все еще принадлежит углю, правда, бурому. Особенно привязаны к данному сырью Чехия и Польша.

На угольном сырье, в том числе привозном, работают и ТЭС, которые ориентируются не только на бассейны, но и на морские порты, поскольку работают на привозном сырье. Однако современная Зарубежная Европа все больше ориентируется на АЭС – особенно такие страны, как:

  • Германия;
  • Франция;
  • Чехия;
  • Словакия;
  • Венгрия;
  • Великобритания.

Рис. 2. АЭС в Великобритании.

Государства со значительными водными ресурсами включают в свой энергетический комплекс ГЭС, многие из которых стоят на Дунае, Верхнем Рейне, Роне. Только в Норвегии, Швеции и Швейцарии они играют основную роль, в остальных странах региона это вспомогательный источник энергии.

Что касается металлургии, то эта отрасль развивается в странах со значительным сырьевым запасом – в “авангардной тройке”, а также в Польше, Бельгии и Чехии. В современных условиях металлургия ориентируется на импорт и базируется вокруг морских портов.

Основные промышленные районы в области цветной металлургии – это Франция, Италия, Греция, Норвегия, Германия, Австрия и другие страны. Они в значительной степени ориентированы на производство алюминия и меди.

Остальные отрасли промышленности Зарубежной Европы

Лесная промышленность развивается в Финляндии и Швеции благодаря значительным сырьевым запасам.

Рис. 3. Лесозаготовка в Финляндии.

В то же время легкая промышленность постепенно утрачивает свое значение для Западной Европы и смещается в южную часть, располагающую дешевой рабочей силой. Сегодня производство обуви налажено в Италии, а специализацией Португалии является изготовление одежды.

Что мы узнали?

Какие страны Зарубежной Европы являются лидерами промышленного производства и вносят крупный вклад в экономику региона, каковы его общие характеристики. Выделили машиностроение как самую мощную отрасль промышленности и определили основные тенденции развития электроэнергетики, а также местоположение основных металлургических комбинатов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 142.

Общая характеристика хозяйства

Европа – регион с высоким общим уровнем развития экономики. Но государства отличаются между собой как по уровню экономического развития, так и по структуре хозяйственного комплекса.

Замечание 1

В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг. В промышленности лидируют обрабатывающие отрасли. первенство занимают электроэнергетика, наукоемкое машиностроение и химическая промышленность – авангардная тройка НТР. Но в хозяйстве таких стран, как Франция, Дания, Нидерланды сельское хозяйство высокоинтенсивное, высокотоварное, и играет важную роль в АПК страны. Западная Европа – крупнейший мировой финансовый центр. Финансовыми столицами считаются города Цюрих (Швейцария), Франкфурт-на-Майне (ФРГ), Лондон (Великобритания).

Европейские государства очень отличаются по прибыли на душу населения. Самые высокие показатели – у Люксембурга и Швейцарии, а наименьшие – у Молдовы.

Промышленность Европы сформировалась под влиянием трех основных факторов:

  • природно-ресурсного,
  • транспортного,
  • трудовых ресурсов.

На современное развитие промышленности большое влияние оказывает НТР.

Топливно-энергетический комплекс

На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Исландия использует внутреннюю энергию подземных недр. Но большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки, России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счет ГЭС. Также много ГЭС сооружено в районах Альп, Пиренеев, Балкан.

Машиностроение

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран Западной Европы. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Лидируют в машиностроении:

  • Франция,
  • Великобритания,
  • Нидерланды.

Замечание 2

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Беларуси, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии. Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции, Украине. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Металлургия

Европейская металлургия сформировалась еще в конце $XVIII$ века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьем машиностроение.

На собственном сырье развивается черная металлургия Германии, Великобритании, Франции, Польши, Швеции, Украины. Во второй половине $ХХ $ века такие страны как Италия, Нидерланды, Германия, Франция переориентировали свое производство на более дешевое импортное сырье.

Цветная металлургия представлена выплавкой алюминия и меди. Алюминий добывают на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Греции, Венгрии. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. Производство меди сосредоточено в Германии, Бельгии и Польше.

Химическая промышленность

Химическая промышленность стран Европы развивается на базе как собственного, так и импортного сырья (уголь, нефть, газ). Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

  1. Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.
  2. Минеральные удобрения производят на заводах Беларуси, Украины, Франции, Германии.
  3. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, Германии, Болгарии.

Легкая промышленность

Лесная промышленность развивается в лесоизбыточных регионах Европы. Таковыми являются Швеция, Финляндия, Беларусь. Главной отраслью здесь является целлюлозно-бумажная промышленность. Мебельная промышленность развита повсюду. Она ориентируется на потребителя и квалифицированные кадры.

Пищевая промышленность

Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда. Виноделием славятся Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Болгария, пивоварением – Германия и Чехия. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире. Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Подводя итог, можно сказать, что европейская промышленность в условиях интеграции способна существенно «выровнять» уровень развития отдельных стран и способствовать процветанию региона в целом.

Западная Европа – один из наиболее освоенных регионов мира. Как его политическая карта, так и территориальная структура хозяйства отличаются большой сложностью, разнообразием, мозаичностью, насыщенностью и узловыми, и линейными элементами опорного каркаса территории. Здесь есть страны с относительно невысоким уровнем «зрелости» территориальной структуры хозяйства, но их немного – Португалия, Греция, Ирландия. Есть несколько стран со средним ее уровнем, например Испания, Финляндия, Дания. Но большинство стран региона достигло уже высокого уровня «зрелости» территориальной структуры. Именно они оказали наибольшее воздействие на формирование макротерриториальной структуры всего западноевропейского региона, главной отличительной чертой которой можно считать наличие «Центральной оси развития».

Так принято называть ту часть Западной Европы, которая, протягиваясь с севера на юг примерно на 1600 км, образует главное ядро ее территориальной структуры расселения и хозяйства. Ограниченная условной линией Манчестер – Гамбург – Венеция – Марсель– Манчестер, она имеет, как часто говорят, форму банана. При этом в ее пределах оказывается большая часть Англии, западная часть ФРГ, северная и восточная части Франции, Швейцария, Северная Италия. Плотность населения на территории «оси» достигает 300 человек на 1 км 2 , что в шесть раз больше, чем вне ее. Здесь же находятся оба западноевропейских мегалополиса – Английский и Рейнско-Рурский, многие другие крупные городские агломерации. Здесь сконцентрированы 2 / 3 всего промышленного потенциала Западной Европы, расположены ее основные промышленные центры (рис. 65). Не менее важно и то, что территория «оси» как бы вобрала в себя главные высокоразвитые районы («районы-моторы») Западной Европы, которым принадлежит ведущая роль в сфере финансовой и информационной деятельности. Наиболее яркими примерами такого рода могут служить «мировые города» Лондон и Париж. Достаточно сказать, что в каждом из них – около 30 штаб-квартир крупнейших корпораций.

По мнению некоторых ученых, формирование «Центральной оси» началось еще во времена Римской империи. Однако большинство считает, что основным стержнем ее стал возникший значительно позднее меридиональный торговый путь по Рейну и Роне, а формирование самой «оси», как таковой, произошло уже в течение двух последних столетий – под воздействием сначала промышленных переворотов XVIII–XIX вв., а затем и современной НТР. Особенно важно отметить, что каждому из этих этапов соответствует свой тип промышленных районов, которых в пределах «Центральной оси» насчитывается несколько десятков.

Под влиянием природно-ресурсного фактора и ориентации на каменноугольные и железорудные бассейны или их сочетания еще в XIX в. сложились такие крупные угольно-металлургические районы, как Мидленд и Северо-Восточный в Великобритании, Рурский и Саарский в Германии, Северный и Лотарингский во Франции, Южный в Бельгии. С ориентацией на трудовые ресурсы возникли районы текстильной промышленности: Ланкашир и Западный Йоркшир в Великобритании, Мюнстерланд, Пфальц и Верхняя Франкония в Германии, Лионский район и Эльзас во Франции, Западная Фландрия в Бельгии. К началу НТР все они оказались в числе депрессивных и стали объектами региональной политики.

В первой половине XX в. в пределах «оси» возникли промышленные районы с ориентацией на новые отрасли промышленности – общее машиностроение, автомобилетроение, производство пластмасс, синтетических волокон и др. Природно-ресурсный фактор при этом отошел на второй план, уступив место факторам рабочей силы, потребительскому, транспортному. Примерами таких районов могут служить Ганноверский, Средне-Рейнский, Ронский, Швейцарский, Северо-Итальянский, да, собственно, также Лондонский и Парижский.

В 50-60-х гг. XX в., когда происходил сдвиг промышленности к морю, сложился хозяйственный профиль таких районов, как Роттердамский, Гамбургский, Нижняя Сена, Марсельский. Ядрами их стали портово-промышленные комплексы. Но одновременно началось формирование динамичных высокоразвитых районов, концентрирующих новейшие наукоемкие производства, НИОКР, наиболее квалифицированную рабочую силу. Их теперь нередко называют центральными, причем не только благодаря ЭГП, но и в связи с тем местом, которое они занимают в хозяйстве стран. Среди этих районов можно выделить многофункциональные столичные, в первую очередь Лондонский и Парижский. Но есть среди них и отнюдь не столичные, хотя и высокоурбанизированные, имеющие современную структуру экономики районы, возникшие в последние десятилетия почти «на пустом месте».

Рис. 65. Промышленные центры Западной Европы

Наиболее ярким примером такого рода может, пожалуй, служить ФРГ. Юг и Юго-Запад этой страны в довоенное время считались чуть ли не захолустьем. Здесь преобладало сельское хозяйство, а из отраслей промышленности получила развитие лишь текстильная. С началом НТР эти районы привлекли внимание избытком трудовых ресурсов. Затем сюда были подведены магистральные нефтепроводы, что помогло решить проблему обеспеченности топливом. Были созданы научные центры, большое влияние приобрел военно-промышленный комплекс. Вот почему еще в 1970-е гг. Бавария обогнала землю Северный Рейн-Вестфалия по общему объему промышленного производства, а Мюнхен как промышленный центр стал конкурировать с самим Гамбургом.

На территории Южной Баварии находятся штаб-квартиры и основные предприятия компаний, работающих в области роботостроения, лазерной и медицинской техники, а также военных концернов («Мессершмитт – Бёльков – Блом» и др.). Земля Баден-Вюртемберг стала «вотчиной» тонкого и точного станкостроения, электроники, нефтехимии и других современных отраслей. Здесь особенно выделяется промышленный район Штутгарта, где находятся ведущие предприятия концернов «Даймлер-Бенц» (автомобили, военная продукция) и «Роберт Бош» (электроника, автоматические системы управления). А по соседству, в районе Франкфурта-на-Майне (земля Гессен), концентрируются крупнейшие банки страны, фармацевтика, электронно-транспортное машиностроение.

Несмотря на относительное экономическое единство в пределах «Центральной оси развития», здесь существуют и определенные внутренние различия. Во-первых, два крупных природных рубежа – пролив Ла-Манш и Альпы – подразделяют ее территорию на три в какой-то мере обособленные части: северную, среднюю и южную. Во-вторых, экономико-географы нередко выделяют в ней еще отдельные «ядра», или так называемые промышленные треугольники. Например, в Великобритании это «треугольник» Бирмингем – Ливерпуль – Гулль, в низовьях Рейна это Антверпен – Амстердам – Кёльн, в Северной Италии – Милан – Турин – Генуя. При этом каждая из вершин такого «треугольника» имеет свои функции. Так, в Северной Италии Милан выполняет роль крупнейшего промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, да и в целом – экономической столицы страны. Турин – старый индустриальный центр с разнообразной промышленностью, в которой выделяется автомобильная: здесь находится завод «Мирафьори» – головное предприятие компании ФИАТ. Генуя же выполняет функции морских ворот с типичной «портовой» промышленностью.

Очень большое воздействие на географический рисунок «оси» оказывают интеграционные процессы в рамках Евросоюза. Они усиливают интернационализацию производства, капитала и информационной инфраструктуры, ослабляя тем самым барьерную и усиливая контактную функцию государственных границ. В результате в пределах «оси» возникли уже типичные трансграничные районы, где формируется единое экономическое пространство в миниатюре, выражающееся во взаимосвязях хозяйства, инфраструктуры, трудовых и культурно-бытовых поездках жителей.

Такие трансграничные районы ныне существуют на границах между Бельгией, Нидерландами и ФРГ, Нидерландами и ФРГ, Францией, ФРГ и Люксембургом, Францией и Швейцарией. Одно из наиболее типичных явлений для них – ежедневные трансграничные перетоки фронтальеров, т. е. лиц, которые живут в одних, а работают в других соседних странах. Например, общая численность французов-фронтальеров еще в начале 1990-х гг. превысила 100 тыс. человек.

Одним из примеров трансграничного района в пределах «Центральной оси развития» может служить образованный еще в 1976 г. район Маас – Рейн, объединивший бельгийские провинции Люттих и Лимбург, голландскую провинцию Лимбург, а также города Кёльн и Ахен в ФРГ. Население этого района – около 4 млн человек. Оно говорит на немецком, французском и голландском языках.

Другой пример – трансграничный район, сокращенно именуемый Саар – Лор – Люкс, который включает в себя территории четырех соседних стран: всего Люксембурга, французской Лотарингии, земли Саар и части земли Рейнланд-Пфальц в ФРГ, а также бельгийскую провинцию Люксембург. Рынок труда этого района (80 тыс. «трудовых челноков» в день) – крупнейший в ЕС, причем основная часть фронтальеров работает в Люксембурге (рис. 66). Здесь сформировались: крупный металлургический комплекс, связывающий железорудные, металлургические и коксохимические предприятия французской Лотарингии, германского Саара, Люксембурга и Бельгии; нефтехимический комплекс Кларенталь (Саар) – Карлин (Лотарингия) – Беш (Саар).

Рис. 66. Ежедневные прибытия фронтальеров в Люксембург из соседних стран

Третий пример – Базельский и Женевский трансграничные районы в Швейцарии и соседних с ней странах. Базельский район охватывает 5 швейцарских, 5 французских и 13 германских коммун с общим населением примерно 500 тыс. человек. Из всех этих коммун не менее 1 / 3 жителей ежедневно отправляются на работу в Базель. А кантон Женева имеет 100-километровую границу с Францией, откуда в этот город ежедневно приезжают на работу 50 тыс. фронтальеров.

Можно добавить, что в последнее время по примеру «Центральной оси развития» Западной Европы трансграничные районы стали возникать и в Центрально-Восточной Европе: на границе Германии и Польши, Германии и Чехии, Польши и Чехии. В 1993 г. было объявлено об учреждении подобного района «Карп а т ы» с населением 10 млн человек. В него вошли части территорий Польши, Словакии, Венгрии и Украины.

Отраслями европейской экономики, обеспечивающие ей глобальную конкурентоспособность являются:

Авиастроение (Франция, Германия, Великобритания);

Банковская деятельность (Великобритания, Нидерланды, Германия, Испания);

Биотехнологии (Германия);

Автомобилестроение (Германия, Франция);

Цифровое телевидение (Франция);

Финансовые услуги (Великобритания, Люксембург);

Страхование (Нидерланды);

Мобильная связь (Финляндия, Швеция, Великобритания);

Издательское дело (Германия);

Программное обеспечение (Германия, Бельгия, Ирландия);

Текстиль (Италия);

Водоснабжение (Франция).

Кроме того, Западная Европа имеет сильные экспортные позиции в производстве офисной оргтехники, телекоммуникациях и средствах связи, энергосиловом оборудовании, измерительных и научных приборах, точной механике и оптике, химической промышленности (синтетические красители, пластмассы и пр.).

Несмотря на глобальную конкурентоспособность вышеназванных отраслей, сильная социальная защита граждан в странах ЕС делает немобильным рынок труда и по сути дела дестимулирует развитие предпринимательства.

Европейцы выступают за государственные гарантии в страховании жизни, пенсионном обеспечении, пособиях по безработице, за жесткое регулирование трудовых соглашений. Благодаря поддержке избирателей, рассчитывающих на усиление социальных гарантий, в странах ЕС в настоящее время находятся у власти левоориентированные правительства, реализующие лейборизм. Довольно высокая степень социальной защиты, недостаточно высокая предпринимательская активность и макроэкономическая политика левых правительств в странах ЕС как раз и стоят за причинами рецессии начала 1990-х гг., а в настоящее время значительно сдерживают прогрессивное развитие обновленной Европы. Невысокие темпы экономического роста становятся, таким образом, платой за существующее социально-ориентированное хозяйство. Для успешной экономической конкуренции с США Европа нуждается в своем дальнейшем обновлении.



Ведущие страны Западной Европы

Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку (G7), и на относительно небольшие государства Западной Европы.

К ведущим странам Западной Европы относятся:

Германия;

Франция;

Великобритания;

Данные государства формируют костяк европейской экономики, они располагают наиболее мощным в регионе экономическим потенциалом, самой большой в Западной Европе численностью населения, они в достаточной степени интегрированы и в процесс мирохозяйственных связей. Велико и политическое влияние данных стран в мире.

Экономика Германии

Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики Германии после второй мировой войны. Её политическая реализация связана с личностями Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Людвиг Эрхард (https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрхард,_Людвиг) был первым министром экономики, а затем стал Федеральным канцлером ФРГ. Под его руководством в ФРГ была разработана, а затем реализована концепция социального рыночного хозяйства. Социальной задачей государства становилось не перераспределение социальных благ, а обеспечение рамочных условий деятельности индивидов, поощрение их сознательности, самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Результатом реализации этих принципов стало «экономическое чудо».

Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. Если этические принципы данной модели базируются на протестантстве, то социальные принципы заимствованы, несомненно, у католицизма. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества.

Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм» , характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

Еще одной особенностью экономики Германии является «сверхиндустриализация» , т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению с многими развитыми странами мира. Разве что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, т.к. специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих мест, создаваемых ими в экономике ФРГ. К примеру, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвесторы составляют 35%, в Великобритании - 25%, и даже во Франции - 12%, в Германии – 7,5%.

Наряду с незначительным притоком иностранного капитала в ФРГ наблюдается массовый отток за рубеж немецкого капитала. Немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда, а финансовые инвесторы предпочитают платить налоги на свои операции в странах с более либеральным налоговым климатом.

Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики.

В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета.

Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.

С уровнем ВВП 3,815 трлн. долларов США (ВВП по ППС) Германия в 2015 году находилась на пятом месте в мире (после США, Китая, Индии и Японии) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. По уровню жизни страна занимает 6 место в мире, согласно индексу развития человеческого потенциала (на 2015 год) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_человеческого_развития).

Доля Германии в мировом ВВП - 3,45 % (2015). Доля Германии в ВВП стран Евросоюза - почти 30 %.ВВП на душу населения - примерно 40 тыс.долларов США. В общем ВВП на промышленность приходится - 38 %, на сельское хозяйство - 2 %, на сферу услуг - 60 %. Государственный долг – 79,9% ВВП (2013).

Согласно официальным данным, в 2015 году среднее число безработных составляло 2,8 млн. чел. (6,4 % трудоспособного населения Германии).

Доля сельского хозяйства в экономике страны в послевоенный период значительно снизилась. Тем не менее немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественнном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питание удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством.

Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли промышленности, получает их государственного бюджета немалые субсидии, что делает его не слишком эффективным. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:

Автомобилестроение;

Транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

Общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

Электротехническая промышленность;

Точная механика и оптика;

Химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

Черная металлургия.

Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной, кожевенно-обувной и пищевкусовой промышленности. Промышленность Восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние её отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевую промышленность, точную механику и оптику.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен), морские порты (Гамбург, Бремен) и крупнейший в мире речной порт (Дуйсбург). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).

Электроэнергетика Германии, в основном, пользуется таким топливом как нефть, уголь и природный газ. Атомные электростанции вырабатывают только порядка 10% всей электроэнергии. Собственный энергетический потенциал страны не слишком силен: крайне велика зависимость Германии от внешних поставок нефти и газа.

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 2014 Германия находилась на третьем месте (после КНР и США) по объему экспорта товаров (1511 млрд. долл.) и импорту товаров (1233 млрд. долл.).

Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет около 25% ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12% экспорта и 11% импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7 и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург (6,8 и 6,0%).

Экономика Франции

Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Однако ни у правительства Шарля де Голля, ни среди предпринимателей не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области.

На протяжении 1945-1947 гг. были национализированы такие отрасли экономики, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиапромышленность, морское и воздушное судоходство, автомобильные заводы, крупнейшие банки и страховые компании.

В апреле 1948 г. Франция присоединилась в «плану Маршала» и в течении ряда лет получила от США массированную финансовую и сырьевую помощь (за 10 лет на 12 млрд. долл.)

В 50-60-е годы основное внимание стало уделяться переоснащению промышленности новой техникой. Стало широко применяться планирование. В отличии от СССР Французская система планирования носила не обязательный, а рекомендательный характер.

Сдерживающим фактором в развитии Франции в 50-е годы явились небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен. Возникла так называемая инфляционная спираль: рост цен, за которым следует рост номинальной заработной платы, перекрываемой новым ростом цен.

В конце 50-х к власти вновь пришел Ш. де Голль. Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиление их связей с государством. Предусматривалось развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название «индустриального императива» (пропорциональное развитие практически всех отраслей экономики)

В начале 80-х в экономике обострились кризисные явления. Как ответ французское правительство во главе с Ф.Миттераном провело масштабную национализацию. В результате этих действий Франция стала располагать самым крупным среди капиталистических стран государственным сектором экономики, который охватил примерно 25% промышленности.

Была принята «программа Делора» (министр экономики, финансов и бюджета). Главной целью программы было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита. Предусматривалось увеличение налогов, был объявлен принудительный заем, заморожены ассигнования на соц. нужды, увеличены коммунальные платежи. Однако необходимого роста добиться не удалось. Произошла смена правящей партии. Победил Ж. Ширак, который разработал программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Взял курс на приватизацию. Вместе с тем в отличии от тэтчеровского варианта реприватизации правительство Ширака оставило в неприкосновенности отрасли электроэнергетике, газоснабжения и телекоммуникаций.

Вторым направлением трансформации явилось сокращение масштабов налогообложения. Последняя часть реформ – дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия получили право сами устанавливать цену на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия. Все это в короткий срок позволило оживить экономику. Но к началу 90-х факторы роста исчерпали себя. В последующие годы экономическая политика Франции развивалась в рамках ЕС и интеграции экономики в европейскую и мировую хозяйственную систему.

Таким образом, в послевоенные годы во французской экономике произошли качественные сдвиги. На смену прежнему финансово-ростовщическому капитализму пришел капитализм с высокой степенью концентрации и значительной ролью государства в определении программ развития страны. Выравнивание экономической структуры сделало Францию равноправным партнером в ЕС.

Экономическая система Франции очень сильно напоминает немецкую. Здесь так же действует социально-ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (letat providence). Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют и этатистской моделью.

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет во Франции 54% ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет 24% всего числа занятых. Крупнейшие французские ТНК - это прежде всего предприятия с государственной долей участия, такие как Elf Aquitaine (позднее приватизирован) (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aerospaciale (самолеты «Аэробус» и ракеты «Ариан»).

Социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма сглаживало отрицательные черты капитализма во Франции, государство стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социально-рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. Заработная плата в государственном секторе, в частности, превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Государственные служащие получили кроме высокой заработной платы высокие пенсии, различные пособия. Уровень пособий по безработице также весьма высок. Сильные профсоюзы угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания.

Однако современная экономика Франции развивается в новых условиях: глобализация мировой экономики и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику. Для успешного глобального развития теперь необходима либерализация экономики, отмена внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые могут служить научно-технической базой экономического роста. В основе мирового НТП в настоящее время также стоят серьезные структурные изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.

Франция, по сути дела, страдает от тех же самых болезней, что и Германия: экономическому развитию страны серьезно мешает система социальных гарантий, значительное различие между государственным и частным секторами, утечка умов и проблема государственных финансов.

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50-55 лет выходят на пенсию, уровень их пенсии превышает уровень заработной платы. Пособия по безработице также превышают средний уровень заработной платы в стране. Такими социальными гарантиями Франция гордится, но гордость омрачают процесс старения населения и растущая безработица (уровень безработицы в стране составляет порядка 12-13% экономически активного населения).

Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков.

Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей. Так, если в США социальные взносы равняются 10,4% ВВП, в Швеции - 14,5, а в Великобритании и вовсе 6,3%, то Франция идет здесь впереди планеты всей: на социальные взносы приходится 19,3% ВВП страны. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Оказывается, что работающие французы содержат целую армию пенсионеров и безработных, а на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и свою семью, но и как минимум двух пенсионеров (Так, численность персонала на французских железных дорогах (Societe National de Chemine de Fer - SNCF) составляет около 190 тыс. человек. В то же время пенсионеры, ранее работавшие в SNCF, - это 350 тыс. человек. Каждый служащий-налогоплательщик, таким образом, содержит еще и двух пенсионеров). Однако высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальных гарантий, свойственных государственному сектору, там практически нет.

Различие между государственным и частным сектором экономики существует не только в уровне заработной платы и гарантий. Изначально экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству.

Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается не так уж и много. Высшие учебные заведения страны в первую очередь ориентировались на профессиональную подготовку государственных служащих. Частное предпринимательство было загнано в угол высоким уровнем налогов и предвзятым отношением государства к частному бизнесу. Даже в сфере НИОКР государство оказывает всемерную поддержку и субсидирует общественный сектор, а венчурный бизнес - реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий - не поощряется.

Отсутствие внимания государством по отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель менеджмента страдает своей неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс.

Утечка умов. В высших учебных заведениях Франции не прививают культуру бизнеса, а готовят, в основном, государственных чиновников. Оторванность системы высшего и профессионального образования во Франции от проблем развития частного бизнеса приводит к тому, что выпускники учебных заведений очень часто, не найдя работу в государственном секторе, остаются не у дел. Государственные ВУЗы Франции не способны гибко реагировать на спрос на рынке труда, в связи с чем выпускникам очень трудно адаптироваться в частном секторе экономики, а также вообще найти работу во Франции. В результате наиболее перспективная и хорошо образованная молодежь страны не находит спроса на рынке труда Франции и предпочитает работу за границей.

В 1997 г. пятая часть французских выпускников высших учебных заведений предпочла лучшую, чем во Франции и более высокооплачиваемую работу при низком уровне налогов в США и Великобритании.

Проблема государственных финансов во Франции пока еще не столь остра. Финансовые показатели страны соответствуют Маастрихтским критериям валютной конвергенции в 3% дефицита бюджета и 60% государственного долга по отношению к ВВП. Однако при сложившемся ходе дел социальная рыночная система Франции способна через какое-то время данные показатели ухудшить.

Занятость сокращается, темпы экономического роста замедляются, количество пенсионеров и уровень социальных доходов населения растет. Все это чревато нарушением сложившегося баланса финансовой системы страны, если в экономический курс правительства вовремя не будут внесены необходимые изменения.

Все вышеизложенное снижает конкурентоспособность Франции и в мировой, и в европейской экономике. Высокая стоимость французской рабочей силы точно так же, как и в Германии, делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страну с более благоприятным уровнем налогообложения и более гибким рынком труда. В стране нет стимулов для развития частного сектора, который в настоящее время служит двигателем экономики практически во всех развитых странах. Высокие налоги и отсутствие стимулирующей научно-технической политики государства имеет своим следствием нехватку инноваций во французской экономике. Назревает очевидный вывод, что социально-рыночная модель экономики Франции тоже нуждается в структурной перестройке. В противном случае экономическое и научно-техническое развитие страны может серьезно замедлиться.