Какие компании ушли с рынка осаго. Страховщики массово покидают рынок осаго. Мошенничество с электронными полисами

На днях зампред ЦБ Владимир Чистюхин в эфире «Вести FM» заявил, что убыточность ОСАГО для страховых вышла на критический уровень, если ее рост продолжится и не сможет покрываться прибылью от иных видов страхования, компании будут сдавать лицензии. По данным газеты «Ведомости», с рынка ОСАГО уже ушли «Уралсиб» и «Альянс».

Однако, не все считают угрозы страховщиков выполнимыми. Свернуть бизнес или снизить долю на рынке ОСАГО не просто, ведь страховые премии на счета компании поступать перестанут, а обязательства по уже проданным полисам никто не отменял, потому выплаты могут длиться довольно долго, говорит управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. Это большие затраты, которые, по мнению аналитиков, смогут потянуть лишь компании с портфелями «автогражданки» до 10% от общего оборота либо аффилированные с банками.

Сами же страховщики в большинстве своем утверждают, что имеют достаточные резервы для ухода с рынка, но с решением не спешат. Например, в «Ингосстрахе» хотят для начала оценить результаты реформы ОСАГО, и через год, посчитав убытки и прибыль, принять то или иное решение, а «ВСК» уходить с рынка и вовсе не планирует, хотя и расширять свою долю на рынке ОСАГО тоже пока не собирается. К слову в графиках, приведенных на сайте «Ведомостей», среди 10 крупнейших страховых компаний, в прошлом году убытки превысили доходы лишь у «Росгоссраха», все прочие остались в плюсе. Напомним, за последний год средняя выплата по ОСАГО увеличилась на 23% и составляет 71 347 рублей.

Вас заинтересует:

При написании новости использовалась информация:
Ведомости

Страховой рынок в 2018 году покинут 20% действующих компаний, предсказывают страховщики, опрошенные экспертами КПМГ. Среди других их прогнозов - рост рынка на 7%, увеличение сделок M&A и новый рекорд убыточности в сегменте ОСАГО

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

​Страховой рынок в течение 2018 года могут покинуть почти 50 страховых компаний — к концу года их останется 168 против 217 в феврале, следует из результатов июньского опроса топ-20 крупнейших страховщиков. Итоги опроса представлены в исследовании аудиторско-консалтинговой компании КПМГ «Обзор рынка страхования в России. 2018 год» (есть у РБК).

К концу первого квартала, по данным ЦБ, в стране действовали 204 страховые компании. По итогам 2017 года рынок покинули 30 страховых компаний (на конец года их было 226). Основная причина ​— добровольный отказ от лицензий (16 страховщиков), еще пять — в связи с реорганизацией, а у девяти лицензия была отозвана из-за нарушения законодательства.

При этом, по оценкам крупнейших компаний — респондентов КПМГ, в 2018 году страховые сборы вырастут на 7%, в основном за счет деятельности топ-20 страховщиков (по итогам 2017 года был рост 8%). Основным драйвером рынка останется страхование жизни, которое в течение ближайших двух лет будет показывать ежегодный прирост на уровне 30% и выше. А вот рынку ОСАГО участники рынка предрекли рекордную убыточность в текущем году, несмотря на принимаемые ЦБ меры по либерализации тарифов, которые, как ожидается, осенью вырастут на 20%.

Естественный отбор

Среди основных причин ухода страховых компаний с рынка в КПМГ указывают усиление контроля ЦБ за соблюдением страховщиками регуляторных требований. Уже сейчас они должны соблюдать новые требования по открытому стандарту представления отчетности (формат XBRL), единому плану счетов, а впереди внедрение новых стандартов международной финансовой отчетности (МСФО 17) и директива Solvency II (аналог банковского «Базель II» для страхового рынка), говорит партнер, руководитель практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ Юлия Темкина. Для реализации всех этих требований нужны инвестиции — как в технологии, так и в профессиональные кадры. Для небольших компаний это зачастую неподъемно, и их бизнес в результате просто перестает быть прибыльным, отмечает эксперт. «Им сложно еще и потому, что, как правило, это нишевые или кэптивные игроки, не имеющие диверсифицированных портфелей в отличие от крупных компаний», — указывает Темкина.

В «АльфаСтраховании» ожидают коэффициент убыточности в 2018 году в районе 85%, но комбинированный КУ может вырасти до 115%, говорит руководитель управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Денис Макаров. В «РЕСО-Гарантии» считают, что убыточность в текущем году в лучшем случае останется на прежнем уровне. «Регулятор проводит очень активную работу по улучшению ситуации на рынке, однако мы видим и противоположные тенденции (например, рост мошенничества в электронных полисах), по совокупности этих факторов ситуация в лучшем случае останется на прежнем уровне», — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

В «Ингосстрахе» не берутся предсказывать убыточность ОСАГО по итогам года, так как с 1 июня в два раза увеличился размер лимита на выплату по европротоколу (без вызова полиции) — до 100 тыс. руб. «Как это скажется на убыточности, не знает никто», — поясняет глава дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Тарифы помогут

Чтобы снизить убыточность ОСАГО, ЦБ . В рамках первого этапа предполагается расширение коридора базовых ставок на 20% вверх и вниз до 2746-4942 руб. (сейчас 3432-4118 руб.), что позволит страховщикам повышать или понижать тарифы в более широких пределах. После расширения коридора средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб., зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Но запланированная либерализация ОСАГО не успеет оказать значительного влияния на убыточность страховых компаний до конца года, говорит Юлия Темкина. В этом году на убыточности все еще будут сказываться инициативы, принятые ранее, — «Единый агент» и электронное ОСАГО. В КПМГ считают, что тарифы вырастут главным образом в глубоко убыточных регионах, в то время как «хорошие» регионы (с точки зрения выплат по ОСАГО) могут показать даже снижение стоимости полисов.

Страховщики склонны консервативно оценивать динамику убыточности — это усиливает их позицию по вопросу о целесообразности повышения тарифов, предупреждает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. По его мнению, расширение тарифного коридора приведет в большей степени к повышению тарифов, чем к понижению. С другой стороны, эта мера негативно скажется на покупательной активности клиентов: может возрасти количество поддельных полисов (предлагаемых якобы по более низким тарифам) либо же часть населения просто откажется от страхования.

Сроки перехода рынка ОСАГО к безубыточности зависят от того, когда начнут действовать принципы либерализации, запланированные ЦБ, говорит представитель РСА. «В лучшем случае комбинированный коэффициент убыточности будет равен порядка 100%», — отметил он.

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 000 до 75 800 рублей, а средняя премия упала на 4% - с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировала треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%. Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор страховой отрасли, Министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года. Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Одно из важнейших событий прошлого года - поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивании ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии, - 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%. Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток. Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладывается в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать, а детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению. При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов. Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему - на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде - системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно - на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество. По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО. Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно - постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».

МОСКВА, 8 авг - РИА Новости, Наталья Дембинская. Последние несколько лет страховщики активно добиваются либерализации тарифов ОСАГО - по сути это переход к свободному тарифообразованию, который должен позволить им снизить колоссальную убыточность в этом секторе. В многострадальный закон об ОСАГО едва ли не каждый месяц вносят какие-то поправки.

Защитить автовладельцев вызвался Минфин . Он предложил запретить страховщикам устанавливать повышающие стоимость полиса коэффициенты, разрешить продавать полисы с лимитами до 1-2 млн рублей, и продавать ОСАГО cроком на три года. Эксперты указывают: предлагаемые нововведения говорят лишь о том, что отрасль находится в системном кризисе, водители по-прежнему будут переплачивать, а страховщики быстрее уйдут с рынка, чем снизят стоимость полиса. О том, что происходит с рынком ОСАГО, и можно ли вывести его из порочного круга - в материале РИА Новости.

Чем обернулось «натуральное ОСАГО»

В конце апреля в России вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натурального возмещения перед денежной компенсацией при наступлении страхового случая. Это стало одним из ключевых изменений, за которое ратовали страховщики. Игроки объясняли: такой подход позволит им охладить пыл нечистых на руку автоюристов, выкупающих у водителей права требования по ОСАГО, и выбивающих со страховых внушительные суммы.

Защитники прав автовладельцев сразу же заявили, что для владельцев ОСАГО такая инициатива сомнительна: стремление заинтересованных сторон к экономии грозит им низким качеством ремонта и запчастями с разборок. Споры о «натуралке» не утихают до сих пор, но не прошло и трех месяцев, как выяснилось: переход на натуральное возмещение начал работать против страховых компаний, лишь повысив убыточность ОСАГО. Если в прошлом году, рынок потерял на обязательной «автогражданке» 60 млрд рублей, то в этом году убытки будут еще больше, констатировали крупнейшие игроки.

Почему закон, на который отрасль возлагала огромные надежды не оправдал ожиданий и принес новые потери?

Забыли про износ

Прямое урегулирование - это правильный шаг в сторону клиентоориентированности: где купил полис, там и отремонтировал, указывают эксперты. Но здесь есть нюанс - по правилам, выплаты между страховщиками осуществляются с учетом износа, а натуральная форма возмещения износа не предполагает. На практике это получается так:

Вася въехал в Алену. Алена застрахована в Ингосстрахе , а Вася - в Росгосстрахе . Чтобы получить возмещение Алена обращается по прямому урегулированию в свою компанию - Ингосстрах. По нормам РСА Ингосстрах ремонтирует Алене машину без учета износа (то есть, как новую), а страховая компания ответчика - Росгосстрах компенсирует Ингосстраху расходы с учетом износа автомобиля Алены. В итоге Ингосстрах теряет деньги.

Печальные итоги

Таким образом, система в ее нынешнем виде сама мотивирует страховщиков уходить от натуральной формы возмещения, за которую они сами вроде бы и ратовали.

"Крупные страховщики саботируют «натуралку», и выбирают выплаты деньгами. По сути ничего не изменилось, система не работает, мошенники продолжают мошенничать, а автоюристы - работать на свой карман", - констатирует Максим Ханжин, президент Ассоциации по защите прав автострахователей.

В условиях, когда страховщики уходят с рынка, растут убытки и средний чек по ОСАГО, страховые компании просто не могут взять и опустить цены, указывает Ханжин.

Готовый иностранный опыт

Одной из главных ошибок наблюдатели считают передачу натуральной формы возмещения страховым компаниям - чтобы те определяли сервис, куда направляют автовладельца. Дело в том, что страховщики оказывают ценовое давление на сервисы, и чем крупнее компания, тем оно выше:

"Они говорят авторемонтникам: если хотите получить объем, то - минус 30% от единой методики расчета (cтоимости ремонта). В результате качество ремонта страдает, автовладельцы недовольны, сервисы и разоряются. Довольны только страховщики", - поясняет Ханжин.

Гораздо эффективней, по его словам, было бы рассмотреть иностранный опыт: снять ответственность по ремонту со страховщиков, и передать ее саморегулируемым организациям (СРО), куда вошли бы заинтересованные сервисы, отвечающие требованиям Минтранса и ЦБ .

При таком подходе компенсационный фонд будет у СРО, а страховщики не смогут оказывать давление на сервис.

"Только тогда все будут довольны, и можно проводить либерализацию рынка. Сейчас же пока - нужно дисциплинировать страховщиков и ужесточить над ними контроль", - считает Ханжин.

Спорные предложения

Наблюдатели неохотно комментируют новые предложения Минфина в части ОСАГО, и расходятся в оценках того, каким будет эффект от нововведений. Разногласия, например, вызывает подход, который позволяет покупать различный объем ответственности.

"Очевидно, если вы живете в поселке городского типа, где преимущественно отечественные автомобили - 400-х тысяч хватит за глаза, а если в столице, где вокруг дорогие машины, то это смешная сумма", - отмечает Игорь Пушкарь, руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования. По его мнению, приобретать полисы на срок больше года - тоже неплохая идея.

В РСА же опасаются: продажа «улучшенных» полисов с лимитами 1-2 млн рублей вызовет новую волну мошенничеств.

"Черные" автоюристы" смогут покупать полис себе на 2 млн хоть каждый год, и страховщик не сможет отказать. А платить мошенник будет всего в три раза больше, чем честный водитель", - соглашается Михаил Анохин , исполнительный директор «Лаборатории умного вождения». Он указывает и на то, что, например, трехлетний полис ОСАГО может подстегнуть недобросовестных игроков - они будут собирать страховую премию за несколько лет, а потом пропадать.

Лоскутное одеяло

Закон об ОСАГО наблюдатели сравнивают с лоскутным одеялом: возникла какая-то проблема - тут же вносятся изменения в закон, экономически плохо просчитанные. А позже выясняется, что, то уже узаконили, не решает проблему - возникает следующая проблема, и так шаг за шагом.

Пушкарь выделяет несколько причин, по которым на рынке ОСАГО воцарился хаос. Во-первых, изначально на него были допущены любые компании, порог входа был минимален, а получить лицензию было очень легко.

"В результате очень много мелких компаний собрали деньги, и ушли с рынка, оставив эти долги Российскому союзу автостраховщиков. Все эти компенсационные выплаты серьезно ударили по РСА", - отмечает эксперт.

Проблемой стало и отсутствие диалога между страховым сообществом и организациями, которые представляют интересы автовладельцев.

Наконец, в отрасли нет единого регулятора. Сначала это был Департамент страхового надзора при Минфине, потом Федеральная служба по ценным бумагам, а сейчас ЦБ. Не успеет один регулятор вникнуть в практику и суть закона, происходит какая-то административная реформа, полномочия по регулированию страховой отрасли уже передаются другому регулятору, и так далее. Такой пинг-понг, в итоге, приводит к отсутствию единого взгляда на отрасль.

Заказ-наряд на обслуживание автомобиля