Инвестиции в возобновляемую энергетику грузии. Состояние и развитие энергосистемы грузии Энергетика грузии

Вплоть до 2005−2006 гг. Армения поставляла до 15% потребляемой в Грузии электроэнергии. Поставки осуществлялись через ЛЭП «Алаверды», находившиеся в пользовании российской «Интер РАО ЕЭС».

Однако, инициированная грузинскими властями реформа энергетики привела к тому, что сегодня экспорт из Армении в Грузию осуществляется преимущественно во время аварий в грузинской энергосистеме. При этом электроэнергетический диалог, по сути, происходит по закрытой бартерной формуле, сводящейся к поэтапному возврату ранее импортированной из Армении электроэнергии. В условиях реализации электроэнергетического коридора «Север-Юг» (Иран-Армения-Грузия-Россия) такая картина выглядит вполне пессимистично для армянского экспорта.

Конечно, проблемы коридора выходят далеко за пределы грузинского рынка. Например, в условиях профицита энергетических мощностей на юге России потребность в недешевом импорте выглядит вполне сомнительно. Небезоблачна также судьба армяно-иранского сотрудничества в сфере электроэнергетики, что преимущественно обусловлено возведением в Иране новых мощностей (взять хотя бы планы по строительству двух новых ядерных блоков в Бушере мощностью 1060 МВт каждая) и наличием серьезных потенциальных конкурентов (того же Туркменистана, который нацелен на экспорт в иранском направлении). Конечно, все эти вопросы тесно взаимосвязаны и зачастую обуславливают друг друга. Однако попробуем сфокусироваться на Грузии - традиционно главном направлении экспорта армянской электроэнергии. Потеряла ли Армения этот рынок или все же есть надежда на восстановление позиций? Вот, пожалуй, основной вопрос, для ответа на который следует, прежде всего, разобраться в том, что же это такое - «грузинская энергетическая реформа».

Либерализация по-грузински

Итак, грузинские власти сегодня ведут активную политику, направленную не только на повышение уровня самообеспечения, иными словами - энергетической независимости, но также на международное позиционирование в качестве страны-экспортера электроэнергии. Это приобрело особую актуальность в связи с разработкой энергомоста «Азербайджан-Грузия-Турция», способного обеспечить экспорт и транзит электроэнергии в Турцию до 700 МВт. Правда, пока взаимные перетоки в рамках энергомоста происходят преимущественно между Грузией и Турцией, энергосистема которой до запуска АЭС «Аккую», видимо, продолжит оставаться дефицитной. Однако характерно, что энергомост позволил диверсифицировать энергобезопасность Грузии: в аварийных случаях грузинские энергетики звонят уже не только в Ереван, но и в Анкару.

Однако еще 10 лет назад грузинская энергосистема переживала переходный период. Участившиеся в 90-е и продолжающиеся в нулевые аварии, неуплата платежей и, как следствие, образование гигантских долгов в энергосистеме, изношенность гидроэнергетических инфраструктур, нерегулярные поставки и прочие укоренившиеся негативные факторы привели к необходимости осуществления реформ. Суть последних вкратце сводилась к модернизации энергетических инфраструктур посредством привлечения частных инвестиций. Но в сложившейся ситуации грузинская энергосистема была не сильно привлекательной для частников. Возникла необходимость либерализации рынка.

Изначально было принято решение о ликвидации всех регулирующих и посреднических органов (например, Оптового рынка электроэнергии) и создании двух объединенных компаний East и West (в дальнейшем слившихся), действующих, соответственно, на востоке и западе страны. Причем они могли конкурировать между собой: электроэнергию можно было покупать как у первой, так и у второй компании. Этому сопутствовало решение о разделении трех функций - генерации, передачи и дистрибуции электроэнергии, что полностью вписывалось в логику либерализации рынка. Как и практически во всех странах, высоковольтная передача осталась в ведении государства. Все участники рынка начали работать по прямым контрактам - еще одно свидетельство либерального подхода. В Грузии появился новый оператор - ESCO, покупающий излишки электроэнергии и торгующий ими как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, сами генерирующие компании избавились от головной боли, зачастую возникающей из-за неумения продавать излишки генерации. В рамках осуществления реформы было принято компромиссное решение также по единственному государственному энергообъекту - Ингурской ГЭС, расположенной на грузино-абхазской границе. После конфликта в 1993 г. агрегаты ГЭС остались на территории Грузии, распределительный щит - на территории Абхазии, забирающей до 40% генерируемой на ГЭС электроэнергии с частичной передачей в Россию.

Пожалуй, ключевым решением в рамках реализации реформы стало создание неправительственной Национальной комиссии по регулированию энерготарифов. Проводимая комиссией политика нацелена на обеспечение трехступенчатого принципа тарифообразования, проведение торгов между потребителем и производителем и пр. В результате сегодня Грузия предлагает самые дешевые энерготарифы в регионе. Например, для крупнейшей в энергосистеме страны Ингурской ГЭС в настоящее время установлен тариф в 2 тетри (примерно 4 армянских драма) за 1 кВт.ч. Тарифы для малых ГЭС - еще ниже. При этом удельный вес гидроэнергетики в энергобалансе Грузии составляет 85%, остальные 15% - тепловые электростанции, работающие на импортируемом азербайджанском газе. Данные цифры говорят сами за себя и в целом объясняют конкурентоспосбность грузинских энерготарифов.

Армения - импортер электроэнергии?

Вернемся, однако, к Армении. В 2015 г. новым владельцем активов ЗАО «Электрические сети Армении» стал российский холдинг «Ташир». Участие российской компании в развитии армянской энергетики сегодня оценивается крайне неоднозначно ввиду привлекаемых из международных структур кредитных средств с заложением капитала «ЭСА» (более 70%), что увеличивает кредитное бремя армянской энергосистемы, приближающегося к $ 1 млрд. Параллельно с этим в 2017 г. на основе концессионного управления холдингу были передана компания «Высоковольтные электросети Армении», связывающая энергосистему страны с Ираном, Грузией и Нагорным Карабахом (Арцахом), а также выступающая ключевым актором реализации электроэнергетического коридора «Север-Юг» (Иран-Армения-Грузия-Россия). Активно холдинг вовлекается и в генерационную сферу, инициируя возведение ГЭС «Шнох» мощностью 76 МВт и параллельно владея активами Разданскиой ТЭС - одним из крупнейших в Армении теплоэнергетических объектов. Основное противоречие, связанное с деятельностью холдинга «Ташир», сводится к тому, что компания не совсем вписывается в программу либерализации армянского рынка электроэнергии, принятую правительством Армении в июле 2017 г. Не лишним будет напомнить, что традиционная модель либерализации предполагает четкое разделение функций генерации, поставок и распределения. Как видим, в случае с «Ташир» наблюдается обратная тенденция.

Однако проблема даже не в этом. Либерализация - не самоцель. Наряду с либерализацией рынка программа включает в себя комплекс вопросов, связанных с развитием межгосударственной торговли, что прописано и в самом названии документа. И все бы ничего, но участившееся поглядывание «Ташира» в сторону Грузии уже начинает порождать некоторые опасения. Особенно при сопоставлении с тезисами программы правительства. Поглядывание это далеко не робкое. Регистрация трейдинговой «дочки» в Грузии - ООО «Каскад Джорджия» (95% которой является собственностью компании «Каскад ЭнергоБит», входящей в «Ташир») - свидетельствует о нацеленности армянского оператора на импорт более дешевой грузинской электроэнергии. Конечно, подход «только бизнес, ничего личного» с первого взгляда может быть вполне оправдан. По ценовой составляющей армянская энергосистема сегодня не может конкурировать с грузинской. Взять хотя бы гидроэнергетику. Чуть выше я уже приводил тарифы, установленные для грузинских ГЭС - около 2 тетри (4 драма). Для сравнения отметим, что в Армении тариф для ГЭС доходит до 17 драмов без учета НДС.

Очевидно, импорт дешевой грузинской электроэнергии будет направлен не столько на понижение тарифов для армянского потребителя, сколько на повышение маржинальности «Электрических сетей Армении», накопленные долги которой оцениваются до $ 100 млн. Отсюда, кстати, и нацеленность «Ташира» на привлечение внешних кредитов (преподносимых общественности как инвестиции).

В рамках бизнес-логики поведение холдинга понять можно. Однако при рассмотрении вопроса с позиций государственной политики, конечно, мы неизбежно будем сталкиваться с большим количеством противоречий. Пожалуй, главное из них сводится к тому, что обладая профицитом энергетических мощностей и принимая участие в реализации коридора «Север-Юг», Армения должна быть нацелена на поиск внешних рынков, чего пока не наблюдается. Для этого, в свою очередь, необходимо реализовывать последовательную политику по понижению себестоимости производимой в Армении электроэнергии. Активизация же экспорта неизбежно приведет к оздоровлению внутреннего электроэнергетического рынка. Подойти к решению этих вопросов необходимо уже сегодня. Время явно играет не в пользу армянской энергетики.

Ваге Давтян, кандидат политических наук, доцент Российско-Армянского университета

в Избранное в Избранном из Избранного 1

Первая гидроэлектростанция Грузии была построена в 1892 м году, на реке Лиахви, в селе Кехви, севернее города Цхинвали. Электростанция была построена энтузиастами из "Общества развития электричества" и имела мощность 0.5 МВт — годовую выработку 2 млн.кВт·ч. Главной целью постройки была реклама возможностей электричества. Параллельно с электростанцией была построена линия электропередачи Кехви — Цхинвали — Гори. Кроме освещения улиц Цхинвали и Гори с рекламной целю была освещена горийская крепость, которая как бы парила над городом.

Через 3 года был осуществлен коммерческий проект: на реке Кура, в местечке Игоети, между городами Гори и Мцхета построенна гидроэлектростанция, которая имела мощность 1.05 МВт — годовую выработку 3.78 млн.кВт·ч. а еще через год, в 1896 была построена гидроэлектростанция Оками, в том же районе (1.6 МВт — 5.76 млн.кВт·ч), а линия электропередачи соединила Гори, Мцхета и Тбилиси. Проект был осуществлен на средства "Дворянского Банка" и "Общества развития электричества". Энергия была использована для освещения улиц и подачи воды.

Успех проектов был усилил интерес государства к гидро энергии и для электрификации Тбилиси был разработан и в 1897 году начато строительство Дигомской электростанции на реке Кура. В 1900 году Дигомская электростанция была торжественно открыта. Она имела мощность 18 МВт — годовую выработку 85 млн.кВт·ч. На 80% проект был осуществлен средствами государства.

Параллельно началось развитие электростанций на Западе Грузии. В 1901 году была построена Кинтриша ГЭС -около Кобулети (мощность 5 МВт — годовая выработка 30 млн.кВт·ч) а в 1905 была завершено строительство уникальной для того времени Сухумской ГЭС, (мощность 19.125 МВт — годовая выработка 120 млн.кВт·ч, Расчётный напор 215 м). В 1908 введена в строй Гуматская ГЭС-1 (мощность 22.8 МВт — годовая выработка 138 млн.кВт·ч). В тоже время было построено около 50 электростанций, мощностью до 0.5 МВт.

К 1908 году, в Грузии мошность элекростанций дотигла 85 МВт, а выработка электроэнергии достигла 403 млн.кВт·ч.

В течении последующего периода были построены следующие электростанции: Фоничала 1 (18 МВт — 85 млн.кВт.ч), в 1910, и Фоничала 2 (18 МВт — 85 млн.кВт.ч) в 1913, на Куре; Аджарис-Цкальская ГЭС (16 МВт -103 млн.кВт. ч) в 1914 на Аджарис-Цкали. Ахметская ГЭС (9.5 МВт — 44 млн.кВт.ч) в 1912, и Алазани ГЭС 1 (6.2 МВт — 32 млн.кВт.ч) в 1913 на реке Алазани. С этого периода электричество начало использовался для нужд промышленности в Тбилиси и Батуми. Выработка электроэнергии в районе Тбилиси достигла 600 млн.кВт.ч однако - даже этого не было достаточно для развития электрометаллургии и зарождавшейся химической промышленности (аммиак, нитрат калия). Для решения проблемы было принято решение и спроектированы Земо-Авчальская ГЭС (36 МВт — 180 млн.кВт.ч), Дзегвская ГЭС (16 МВт — 74 млн.кВт.ч), Ортачальская ГЭС (8 МВт — 80 млн.кВт.ч), таким образом после строительства этих ГЭС полностью использовались энергоресурсы в районе Тбилиси. Строительство Дзегвская ГЭС и Земо-Авчальская ГЭС начато в 1914 году, однако Первая Мировая Война помешала планам. Дзегвская ГЭС была завершена в 1920 году a Земо-Авчальская ГЭС в 1924. На строительстве этих ГЭС использовался труд военнопленных.

К 1924 году, в Грузии мощность электростанций достигла 255 МВт, а выработка электроэнергии достигла 1205 млн.кВт.ч. в районе Тбилиси 510 млн.кВт.ч.

В связи с присоединением Баку к Советской России и перенаправлением потоков горючего в порт Новороссийск а также из-за сезонности выработки электроэнергии в период зимней межени было принято решение построить около Тбилиси тепловую электростанцию работающей на грузинском угле. В 1928 году была открыта электростанция в Гардабани мощностью 50 МВт.

Строительство электростанций возобновилось в полной мере после 1924 года и в течении 1925-1940 были построены следующие значительные электростанции: Ортачальская ГЭС (8 МВт - 80 млн.кВт.ч)-1929, Бжужская ГЭС (12.2 МВт — 65 млн.кВт.ч) — 1932, Читахевская ГЭС (21 МВт — 109 млн.кВт.ч) — 1935, Земо-Лентехи (30 МВт - 130 млн.кВт.ч)-1935, Гуматская ГЭС-2 (44 МВт — 230 млн.кВт.ч) - 1939.

К 1940 году, в Грузии мощность электростанций достигла 450 МВт, а выработка электроэнергии достигла 2250 млн.кВт.ч.

Вторая мировая воина и послевоенный кризис помешали но не остановили строительство. Электроэнергия Грузии сыграла значительную роль в производстве алюминия для Советского Союза. 1940-1949 были построены: Рионская ГЭС (48 МВт — 290 млн.кВт.ч) — 1944, Ткибульская ГЭС (80 МВт — 164 млн.кВт.ч) — 1946, Шаорская ГЭС (40 МВт — 144 млн.кВт.ч) 1948, Храми ГЭС-1 (110 МВт — 310 млн.кВт.ч) — 1949.

К 1950 году, в Грузии мощность электростанций достигла 760 МВт, а выработка электроэнергии достигла 3680 млн.кВт.ч.

В 1950-1959 годах начала развиваться электрометаллургия на побережье Черного моря. Электростанции строились в основном в западной Грузии, самые значительные Ладжанурская ГЭС (110 МВт — 490 млн.кВт.ч) — 1952, Шуахеви ГЭС (170 МВт — 425 млн.кВт.ч) — 1953, Коромхети ГЭС (150 МВт — 460 млн.кВт.ч) — 1954, каскад Бахви ГЭС (1-3) (45 МВт — 233 млн.кВт.ч) — 1956, Храми ГЭС-2 (120 МВт — 370млн.кВт.ч) — 1958, Цагери ГЭС (110 МВт — 570 млн.кВт.ч) — 1959 а также каскад электростанции на оросительных каналах Иори (40 МВт — 206 млн.кВт.ч) 1952. Мощность Гардабанской ТЭС была увеличена до 150 МВт.

К 1960 году, в Грузии мощность электростанций достигла 1750 МВт, а выработка электроэнергии достигла 7670 млн.кВт.ч.

В 1960-1969 годах Развитие ГЭС все больше увеличивало сезонность производства электроэнергии, в связи с чем была спроектирован Ингурский каскад ГЭС (электростанция пиковой нагрузки, с сезонным регулированием стока) с выработкой до 6000 млн.кВт.ч электроэнергии. Строительство началось в 1961 году. Параллельно строились менее крупные электростанции: Дарьялская ГЭС (108 МВт — 521 млн.кВт.ч) — 1962, Паравани ГЭС (85 МВт — 425 млн.кВт.ч) — 1963, Хоби 1-2 ГЭС (87 МВт — 468 млн.кВт.ч) — 1965, Жинвальская ГЭС (130 МВт — 484 млн.кВт.ч) — 1966. Мощность Гардабанской ТЭЦ была увеличена до 300 МВт, начался импорт угля и природного газа.

К 1970 году, в Грузии мощность электростанций достигла 3080 МВт, а выработка электроэнергии достигла 13130 млн.кВт.ч.

В 1970-1979 годах развитие ГЭС продолжилось, особенно крупных. Начавшийся в 1974 году нефтяной кризис несколько увеличил расходы на строительство, но из за развития гидроэнергетики экономика Грузии перенесла кризис относительно легко. С этого периода параллельно строились одна крупная и несколько средних ГЭС. В 1974 завершилось строительство Варцихские ГЭС (1-4) (184 МВт — 1050 млн.кВт.ч), 1976-1977 завершилось строительство Ниала ГЭС и Хертвиси ГЭС (82 МВт — 295 млн.кВт.ч) каждая, в 1979 году — Шавшетская ГЭС (115 МВт — 444 млн.кВт.ч). В 1978 году была завершена Ингурская ГЭС (1300 МВт — 4430 млн.кВт.ч) с каскадом Варднили ГЭС (1) (220 МВт — 700 млн.кВт.ч), Варднили ГЭС (2-4) (120 МВт — 381 млн.кВт.ч). Мощность Гардабанской ТЭЦ была увеличена до 900 МВт.

К 1980 году, в Грузии мощность электростанций достигла 6150 МВт, а выработка электроэнергии достигла 22130 млн.кВт.ч.

В 1982 завершена Они ГЭС 1 (153 МВт — 765 млн.кВт.ч). В 1986 (на 2 года позже плана) году завершена Худонская ГЭС — Ингурского каскада (700 МВт — 1660 млн.кВт.ч), а выработка каскада увеличилась на 900 млн.кВт.ч. В 1989 году завершен каскад Ненскра ГЭС (210 МВт — 1200 млн.кВт.ч), выработка каскада увеличилась на 250 млн.кВт.ч. Мощность Гардабанской ТЭЦ была увеличена до 1500 МВт.

К 1990 году, в Грузии мощность электростанций достигла 8170 МВт, а выработка электроэнергии достигла 28700 млн.кВт.ч.

С начала 90-х годов начался экспорт электроэнергии в Турцию и Азербайджан а импорт угля заменен на природный газ (Россия, Туркменистан). В 1994 году построена Они ГЭС 2 (125 МВт — 625 млн.кВт.ч), в 1996 году построена Они ГЭС 3 (130 МВт — 650 млн.кВт.ч). В 1998 году завершилось строительство Намахванского каскада ГЭС (1-4) (494 МВт — 2470 млн.кВт.ч). В 1997 году завершена первая стадия Чорохского каскада Борчха ГЭС (300 МВт — 850 млн.кВт.ч). Мощность Гардабанской ТЭЦ была увеличена до 2400 МВт.

К 2000 году, в Грузии мощность электростанций достигла 10370 МВт, а выработка электроэнергии достигла 35900 млн.кВт.ч.

К 2000 году в Грузии гидроресурсы были фактически использованы кроме сросшегося Чорохского каскада, Сванетии и горной Абхазии. В 2001 году завершена вторая стадия Чорохского каскада — Кларджети ГЭС — (670 МВт — 1918 млн.кВт.ч), в 2003 году третья стадия Чорохского каскада — Артануджи ГЭС — (340 МВт — 916 млн.кВт.ч), в 2006 году четвертая стадия Чорохского каскада — Пархали ГЭС — (540 МВт — 1705 млн.кВт.ч), в 2008 году так же на Чорохи была построена Спери ГЭС (236 МВт — 788 млн.кВт.ч), 2010 — Тетри-Цкали ГЭС (120 МВт — 390 млн.кВт.ч), 2010 — Тетри-Цкали ГЭС (120 МВт — 390 млн.кВт.ч), 2012 Тао ГЭС (96 МВт — 285 млн.кВт.ч). Таким образом строительство Чорохского каскада было завершено — а производство достигло 7795 млн.кВт.ч. В 2013 году построена последняя крупная ГЭС — Лентехи ГЭС (118 МВт — 590 млн.кВт.ч). В Сванетии и горной Абхазии - В Сванетии и горной Абхазии было решено не строить новых ГЭС.

К 2010 году, в Грузии мощность электростанций достигла 13330 МВт, а выработка электроэнергии достигла 43880 млн.кВт.ч.

К 2013 году, в Грузии мощность электростанций достигла 13450 МВт, а выработка электроэнергии достигла 44470 млн.кВт.ч.

К вопросу как можно было построить такие электростанции в Грузии:

1) В Швеции и Норвегии в тот же период были построены — Porjus — 1910-1915 — 480 МВт, — Vemork — 1906-1911, 60 МВт

2) В 1914-1915 на средства "Дворянского Банка" была построена Кахетинская железная дорога, (Тбилиси-Телави) 109 км, за 18 млн. рублей

3) В наше время строительство гидро электростанции стоит 1- 2 млн. долларов на 1 МВт а 1 км жд — ~15 млн. Однако в 1910-1920 годах ж-д стоила ~ 1 км — 50,000-75,000 долларов а 1 МВт — 70-100,000 долларов. т.е. Грузия может построить гидроэлектростанцию 70-80 МВт, за счет средств одного банка.

4) Построенные гидро электростанции приносят прибыль, чем можно продолжать строительство электростанции

5) Окупаемость инвестиции в электростанции до 10-15 лет — т.е. есть возможность повторно вкладывать средства в электростанции — как бы электростанции сами строят себя 6) В таблице представлен рассчет годовых инвестиции в ВВП (для альтернативного мира), экономика может без особых проблем производить капитальные вложения в размере 0.3% -1.1%.

Существуют несколько источников финансирования строительства электростанций:

1) Коммерческие Банки — для мелких и средних электростанций

2) Государственные Инвестиции

3) Государственный долг — правительства — для крупных проектов — обычно с обязательной закупкой турбин из этой страны. Обычно выдавались США после ВМВ. (Aldeadávila Dam, http://en.wikipedia.org/wiki/Aldead%C3%A1vila_Dam)

4) Международные организации (МВФ, Европе́йский банк реконстру́кции и разви́тия) после 70-х годов.

5) Частные и государственные пенсионные фонды после 70-х годов, как идеальный вариант для долгосрочных инвестиций — низкий риск, гарантированные денежные потоки.

ЭКОНОМИКА СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭНЕРГОСЕКТОРА ГРУЗИИ СТРАН И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ

Г.Ш. Церетели, Р.Б. Абесадзе

После обретения Грузией независимости ее энергетический сектор охватил глубокий кризис: вдвое уменьшился объем выработки электроэнергии, до критического уровня снизилось производство нефти, почти полностью прекратилась добыча угля. Несмотря на определенные положительные сдвиги, положение в энергетике остается крайне тяжелым. В таких условиях становится необходимым привлечение в страну иностранной помощи. Естественно, в первую очередь это касается такой, имеющей огромный энергетический потенциал, страны, как Россия. В настоящее время Грузия из России получает почти все виды энергоносителей. В будущем считаем целесообразным, чтобы энергетическое сотрудничество между Россией и Грузией развивалось по следующим основным направлениям: расширение экспорта и импорта энергоносителей; участие российских энергетических компаний в частном энергетическом секторе Грузии; участие России в реабилитации энергетики Грузии; синхронное объединение энергосистем России и стран Закавказья (Грузии, Азербайджана, Армении).

После обретения Грузией независимости ее энергический сектор оказался перед лицом сложных проблем: вдвое уменьшился объем выработки электроэнергии, до критического уровня снизилось производство нефти, практически полностью прекратились добыча угля и подача природного газа, что обусловило расстройство теплохозяйства. Страну

охватил острый энергетический кризис, который в основном продолжается по сегодняшний день.

Из основных причин энергетического кризиса в Грузии можно назвать следующие:

отсутствие в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов;

отставание развития энергетики в годы советской власти от темпов роста экономики республики, что проявилось в недостаточности базисных мощностей в электроэнергетике;

низкий уровень освоения гидроэнергоресурсов, ошибки, допущенные при проектировании, монтаже и эксплуатации гидроагрегатов;

наличие в отрасли большого количества как физически, так и морально устаревшего энергетического оборудования, неудовлетворительное состояние электросетей;

работа энергосистемы в нестабильном режиме;

сложившаяся в прошлом традиция расточительного потребления энергии, неплатежи за потребленную энергию;

нарушение сложившихся хозяйственных связей после распада Советского Союза;

возникшие в первые годы обретения Грузией независимости политическая нестабильность и тяжелая криминогенная ситуация;

неплатежеспособность страны в силу экономического спада;

сложности перехода отрасли на рыночную экономику.

Вкратце охарактеризуем положение, сложившееся сегодня в различных отраслях, определяющих состояние энергетики Грузии.

В последние годы существования советской власти добыча нефти в Грузии составляла в среднем 180 тыс. тонн в год. При этом осуществлялись значительные работы по разведке новых месторождений. После распада СССР в ставшей независимой Грузии прекратилось централизованное финансирование и материально-техническое снабжение отрасли из государственного бюджета, в результате чего стало невозможным продолжение дорогостоящих геолого-поисковых работ и нефтедо-

бычи. В 1995 г. добыча нефти катастрофически упала и составила лишь 42 тыс. тонн в год. Были прекращены буровые работы. Кроме того, создавшееся в стране положение способствовало хищениям нефти как из нефтепроводов, так и из нефтяных скважин различными криминальными группировками, что в силу нарушения эксплуатационно-технологического режима поставило перед катастрофой всю отрасль.

В такой ситуации вывод отрасли из критического состояния был бы нереальной задачей без привлечения иностранных инвестиций. В этом направлении значительная работа была осуществлена руководством компании «Грузнефть». В 1998 г. в Грузии уже функционировало 6 совместных нефтедобывающих предприятий. Ими были вложены в отрасль значительные инвестиции, что сделало возможным реабилитацию большей части эксплуатационного фонда и соответственный рост объема добычи нефти. В 1998 г. добыча нефти составила приблизительно 120 тыс. тонн. По прогнозным данным, в ближайшем будущем ожидается открытие крупного нефтяного месторождения.

В составе бывшего СССР Грузия была одной из самых газифицированных республик. В ее энергобалансе на долю природного газа приходилось 60-65%. В начале 90-х годов снабжение Грузии газом осуществлялось из Туркмении. В 1994 г. из-за неплатежеспособности подача природного газа прекратилась почти по всей территории страны. Газовое хозяйство оказалось в тяжелом положении. Во всей системе развились коррозийные явления, в связи с чем газопроводы испытывали интенсивный износ. За последние годы за счет собственных средств были проведены частичные реабилитационные работы, в результате чего подача газа во многие города и населенные пункты была возобновлена. По завершении реабилитационных работ подача природного газа будет восстановлена всем тем потребителям, которые получали его в конце 80-х годов. В настоящее время природный газ в Грузию поступает из России. В 2000 г. его импорт в

Г.Ш. Церетели, Р. Б. Абесадзе

страну составил около 1100 млн м3, т.е. всего 22% к уровню 1990 г.

Добыча угля в Грузии сравнительно больших масштабов достигла в конце 50-х годов, когда в год добывалось 3,5 млн тонн. В дальнейшем же массовый переход на относительно дешевые и удобные газовое и жидкое топливо вызвал сокращение объема добычи угля. В 1990 г. она составила лишь 996 тыс. тонн. После обретения независимости в условиях прекращения централизованного финансового и материально-технического обеспечения добыча угля в Грузии почти прекратилась. Развитие указанной отрасли сегодня зависит от появления потребительского спроса на рынке угля. Здесь возможны несколько вариантов: использование угля в бытовой и коммунальной сферах; использование угля в различных отраслях промышленности вместо жидкого и газового топлива; строительство работающей на угле ТЭЦ и др.

Из возобновляемых энергоресурсов в Грузии значительными являются гидроэнергоресурсы, солнечная энергия, энергия ветра и геотермальная энергия.

Особенно богата Грузия гидроэнергоресурсами. Теоретически суммарная энергия всех водных потоков в Грузии составляет 229 млрд кВт ч. Отсюда подлежащий техническому освоению потенциал с использованием возможностей малых рек на сегодня определяется в 90 млрд кВт ч. Вместе с развитием техники этот показатель может возрасти. В настоящее время уровень освоения гидроэнергетических ресурсов в стране очень низок и составляет лишь 10-12% их технического потенциала.

Работы по преобразованию солнечной энергии в тепловую в Грузии начались в начале 50-х годов. В стране существует специальное управление «Спецгелиотепломонтаж», которое начало интенсивно создавать и внедрять тепловые солнечные коллекторы. Грузия признана регионом, где целесообразно и экономически оправдано использование солнечной радиации. Наилучшие условия для этого имеются на Черноморском побережье, в низменных районах Восточной и Южной Грузии, а также в высокогорных районах Кавказа.

Установленная мощность ветровых электростанций в мире постепенно возрастает. Сегодня в Грузии ветровые установки, используемые для освещения, отопления и снабжения населения теплой водой, имеются лишь в Абашском и Гардабанском районах. Совместно с иностранными фирмами разрабатываются различные проекты в сфере использования энергии ветра.

Грузия богата и геотермальными водами. Здесь к настоящему времени выявлено до 300 водных источников с температурой воды 30-110° С и суммарным дебитом 200 тыс. м3 в сутки. Действующие в настоящее время геотермальные источники совместно дают 90 тыс. м3 воды 60-110-градусной температуры в сутки1. В Грузии термальными водами снабжались Тбилиси, Зугдиди, Самтредиа и некоторые другие города. В 1993 г. прекратилась эксплуатация почти всех месторождений, кроме Тбилисского месторождения Лиси. Сооружение геотермальных циркуляционных систем на месте покинутых муниципальных теплоустановок сделает возможным решение проблемы снабжения Тбилиси горячей водой.

Как уже отмечалось, значительно снизился в Грузии уровень выработки электроэнергии. На сегодняшний день технико-эконо-мические показатели электроэнергетической системы страны крайне неудовлетворительны. Например, на выработку одного кВт ч электроэнергии расходуется приблизительно 500-600 г условного топлива, удельный вес потерь электроэнергии в электросетях составляет 25%, а коэффициент использования установленных мощностей - лишь 17,2%. В 2002 г. в Грузии было выработано всего 7256 млн кВт ч электроэнергии (что составляет приблизительно 51% к уровню 1990 г.), импорт электроэнергии составил 792 млн кВт ч, а экспорт - 527 млн кВт ч, т.е. дефицит рав-

1 Зубиташвили Д., Меладзе Н.В., Меладзе H.H.

Использование возобновлямых видов энергии и пер-

спективы их развития в Грузии. // Энергия, 1997, № 3 (на груз, яз.) С. 47.

нялся 165 млн кВт ч, хотя в случае полного удовлетворения потребности в электроэнергии величина дефицита была бы намного больше.

Исходя из важнейшего значения энергетики для развития экономики, новому грузинскому государству следовало бы с самого начала объявить ее основной приоритетной отраслью. Что же касается государственного регулирования энергетики, оно должно было еще более усилиться, но в действительности произошло обратное. Конечно, речь не идет о том, что нам следовало отказаться от формирования рыночных отношений в энергетическом секторе. Реформы должны были носить планомерный характер, который основывался бы на научно разработанной программе, и за осуществлением которых последовали бы не разрушение и деградация в энергетике, а рост энергопроизводства на основе рационального использования преимуществ государственного и частного секторов. Фактически же происходящие в энергетике Грузии процессы приобрели хаотический характер.

Однако после создания Министерства топлива и энергетики реформы стали более целенаправленными. Во всех отраслях энергетики были осуществлены преобразования в направлении реструктуризации и реорганизации. В частности, в электроэнергетике было создано три самостоятельных сектора: генерации, передачи-диспетчеризации и распределения. Указом Президента Грузии от 19 декабря 1996 г. был утвержден план приватизации электроэнергетического сектора, в соответствии с которым широкомасштабный приватизационный процесс должен осуществиться в два этапа: сначала должна произойти приватизация распределительных сетей, а в последующем - объектов генерации. На сегодняшний день уже приватизированы акционерное общество «Теласи», а также девятый и десятый энергоблоки Тбилисской ГРЭС.

Значительным шагом вперед в направлении проведения реформ в энергетике следует считать совершенствование законодательной базы. Принят закон об электроэнергетике

и природном газе. В соответствии с указанным законом создана Национальная комиссия по регулированию энергетики Грузии, основными функциями которой являются:

установление и регулирование оптовых и розничных цен и тарифов в сфере производства, передачи и потребления электроэнергии, а также транспортировки, подачи и потребления природного газа;

регулирование диспетчеризации, распределения, импорта и экспорта электроэнергии;

надзор над деятельностью рынка электроэнергии и утверждение рыночных правил.

В Грузии с 1 июля 1999 г. функционирует оптовый рынок электроэнергии, целью которого является базирующееся на развитии конкуренции повышение эффективности производства, передачи, распределения, импорта, экспорта и потребления электроэнергии, а также создание благоприятной инвестиционной среды в секторе, установление надежных, справедливых и стабильных отношений между лицензиатами, создание прочной единой энергосистемы. Но следует отметить, что из-за неплатежей и дефицита электроэнергии функционирование указанного рынка пока неэффективно.

В 1996 г. в нефтяной промышленности Грузии были проведены структурные изменения, целью которых было дальнейшее совершенствование отрасли в соответствии с требованиями рыночной экономики. Нефтяное хозяйство было разделено на четыре основных звена: нефтепоисковое, нефтедобывающее, нефтеперерабатывающее и нефтеобслужива-ющее. На будущее предусмотрена постепенная приватизация входящих в эти звенья предприятий.

С целью создания единой правовой базы освоения нефтяных и газовых ресурсов в Грузии был принят Закон о нефти и газе. В соответствии с этим законом было создано Государственное агентство по регулированию нефтяных и газовых ресурсов Грузии, основной функцией которого является выделение территорий инвесторам для проведения нефтяных и газовых операций, организация и

Г.Ш. Церетели. Р.Б. Абесадзе

проведение тендеров и аукционов, выдача необходимых лицензий.

В угольной промышленности реформы в основном выразились в том, что департамент «Грузуголь» в 1997 г. был преобразован в государственное предприятие, назначением которого является добыча и реализация угля из месторождений Грузии.

Несмотря на то, что в энергетике Грузии проведены определенные мероприятия и реформы, направленные на рост энергопроизводства, желаемые результаты все же не достигнуты. Отрасль все еще находится в кризисном состоянии, а эффективность экономических реформ низка. В таких условиях усиление государственного регулирования энергетики является необходимым. Цель его - вывод страны из энергетического кризиса, реорганизация отрасли и только после этого - формирование устойчивых рыночных отношений в этой сфере.

Можно рассмотреть различные направления государственного регулирования энергетики в Грузии, из которых, по нашему мнению, основными являются следующие:

продолжение процесса реабилитации энергетики;

обеспечение энергетической безопасности страны;

не формальное, а реальное размежевание политических и хозяйственных функций в системе энергетики;

совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере энергетики, борьба с коррупцией;

привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций и повышение эффективности их использования;

создание условий для развития частного сектора, формирование конкурентной среды;

обеспечение осуществления эффективного управления предприятиями государственной собственности;

осуществление тарифной политики; проведение правильной таможенной и налоговой политики, установление льгот на первом этапе, особенно в сфере добычи ка-

менного угля и освоения нетрадиционных энергоресурсов;

усиление политики энергосбережения; включение энергетики Грузии в мировой энергетический рынок, стимулирование экспорта и импорта энергии, развитие энерготранзита;

проведение единой научно-технологи-ческой политики;

подготовка новых кадров энергетики -энергоменеджеров, энергоаудиторов и энергоэкологов;

модернизация и реконструкция энергетического производства с использованием безотходной энергосберегающей и экологически чистой технологий:

осуществление мероприятий по охране окружающей природной среды.

В Грузии стратегическим направлением развития энергетики следует считать максимальное использование всех возможностей -будет ли это освоение собственных энергоресурсов или получение необходимого количества энергии извне. Неимение собственных энергоресурсов не должно стать непреодолимым препятствием для развития экономики страны. В этом отношении большое значение приобретает сотрудничество с таким энергетически мощным государством, как Россия, из которой сегодня Грузия получает почти все виды энергоносителей: электроэнергию, природный газ, уголь, дизельное топливо, автомобильный бензин, топливный мазут, керосин, сжиженный газ и др.2

Электроэнергия из России в Грузию поступает по межсистемным линиям электропередач: Кавкасиони (500 кВ), Сапхино (220 кВ) и Дариали (110 кВ). Природный газ поступает по газопроводу Владикавказ-Тбилиси, проходящему через имеющие весьма сложные рельефные и климатические условия места, в связи с чем его эксплуатация связана с большими трудностями, а надежность работы недостаточна.

2 Чомахидзе Д. Энергетическая безопасность Грузии. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). С. 170.

Считаем целесообразным, чтобы энергетическое сотрудничество между Россией и Грузией развивалось по следующим основным направлениям:

расширение экспорта и импорта энергоносителей;

участие российских энергетических компаний в частном энергетическом секторе Грузии, участие России в реабилитации энергетики Грузии;

синхронное объединение энергосистем России и стран Закавказья (Грузии, Азербайджана, Армении).

Россия представляет собой страну с богатейшими энергетическими ресурсами, поэтому стимулирование экспорта и импорта энергоносителей между ней и Грузией как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе для нашей страны имеет огромное значение. С целью повышения уровня энергообеспеченности и усиления конкуренции на энергорынке является также целесообразным участие энергетических компаний России в частном секторе энергетики Грузии, в первую очередь, в сфере создания новых объектов.

Особое значение придается участию России в реабилитации энергообъектов Грузии. В начале марта 2003 г. на встрече президентов России и Грузии были поставлены вопросы о восстановлении трех гидроэлектростанций, находящихся на территории Абхазии, - Перепадной ГЭС, Сухуми ГЭС и Ингу-ри ГЭС - и о возобновлении строительства Худони ГЭС.

Каскад Перепадных ГЭС был введен в эксплуатацию в 1971 г. Он состоит из четырех гидроэлектростанций, среди которых одна имеет мощность 220 мВт, а мощность каждой из остальных составляет 40 мВт. Проектная выработка составляет 1,1 млрд кВт ч электроэнергии. Сейчас три из этих станций находятся в затопленном состоянии. Неотложной реабилитации требует и проводящий канал четвертой ГЭС, без чего может быть парализован весь каскад Ингури ГЭС.

Сухуми ГЭС была введена в эксплуатацию в 1948 г. Ее установленная мощность рав-

на 19 мВт, а годовая проектная выработка -102 млн кВт ч. В результате разразившегося на территории Абхазии в 1992 г. военного конфликта и последовавших событий ГЭС остановлена и не функционирует.

Ингури ГЭС введена в эксплуатацию в 1978 г. Ее установленная мощность составляет 1300 мВт, годовая проектная выработка -4,3 млрд кВт ч. Из существующих здесь пяти агрегатов один был остановлен в аварийном порядке в 1991 г. и до сих пор не действует.

В соответствии с соглашением президентов двух стран в настоящее время сформирована совместная рабочая группа грузинских и российских специалистов, главной целью которой является составление бизнес-планов реабилитации ГЭС в Абхазии и электропередаточных линий высокого напряжения, подготовка предложений по возобновлению строительства Худони ГЭС, а также определение механизмов реализации выработанной на вышеуказанных электростанциях избыточной электроэнергии. Практическая реализация упомянутых предложений значительно повысит уровень электроснабжения Грузии. Более того, у энергосистемы Грузии появится возможность осуществлять экспорт электроэнергии в соседние страны, особенно при пиковых нагрузках.

Следует отметить, что синхронное объединение энергосистем соседних стран имеет большое значение для повышения надежности электроснабжения, улучшения качества электроэнергии и других технико-эко-номических показателей. Такое объединение энергосистем России, Грузии, Армении и Азербайджана, естественно, существовало во времена СССР. Оперативное управление им производилось из диспетчерского центра, расположенного в г. Тбилиси. Сегодня необходимо восстановление этой системы регионального оперативного управления. Поскольку соответствующая организация функционировала в Тбилиси и основное ядро ее сохранилось по сегодняшний день, именно Грузия должна стать центром управления вновь воссоздаваемого регионального энергообъединения. Нес-

мотря на то, что ряд объединяющих энерго- В ОТДЕЛЕНИИ

системы Грузии, Армении и Азербайджана ПКТТТКГ"ТЛТТННЪТУ

передаточных линий выведен из строя, боль- иоЩЛ,^ 1 пг^ППШЛ

шая их часть все же пригодна для эксплуата- НАУК РАН

ции, и их применение является вполне возможным для энергоперетоков. В 2000 г. было проведено испытание связывающих энергосистемы этих стран и России линий электропередач, которое показало, что какой-либо значительной проблемы с обменом электроэнергией между этими странами не существует. Восстановление указанной объединенной энергосистемы означало бы начало создания регионального энергорынка на Кавказе. Для этого необходимо заключение взаимовыгодного соглашения между всеми четырьмя странами региона.

Развитые страны давно уже осознали важность природных ресурсов и дорожат ими, уделяя большое внимание развитию малой энергетики. Энергетические установки малой мощности работают по всей Европе. Большой потенциал развития малой энергетики существует и в Грузии.
Грузия обладает одним из самых высоких в мире потенциалов в сфере гидроэнергетики. Об этом говорится в стратегии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), разработанной по Грузии.
Как отмечается в документе, Грузия обладает потенциалом для производства 7,3 мегаватт электроэнергии на душу населения в сфере возобновляемой энергетики, что существенно превосходит возможности Норвегии и Канады, имеющих значительные гидроресурсы. Около 320 из 26 тыс. рек Грузии имеют существенный энергетический потенциал.

В настоящее время потенциал местной гидроэнергетики используется лишь на 20%. Огромный неиспользуемый потенциал водных ресурсов – около 80% – обусловлен нехваткой денежных ресурсов на их освоение.

С целью содействия привлечению инвестиций, инвесторам в Грузии предлагается целый ряд льгот в том числе довольно мягкое требование к их собственникам оставлять в Грузии только 20% выработанной электроэнергии; передача инвесторам государственной земли под объекты возобновляемых источников энергии по нормативной цене- отметил генеральный директор АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF) Георгий Бежуашвили.
Правительством страны для поддержки инвестиций и развития сектора возобновляемых источников энергии в 2010 году был создан АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF). Уставной капитал фонда составляет 30 млн. лари.

Министерство энергетики Грузии предлагает инвесторам солидный перечень потенциальных электростанций с предварительно проведенными расчетами для технико-экономического обоснования.
У Грузии есть большой потенциал развития ветровой энергии, среднее количество оценено в 4 млрд кВт.ч. Черное море и географически близкое расположение Каспийского моря, Кавказские горы и Триалетский комплекс — все это создает эффект тоннеля, что позволяет на сравнительно небольших площадках разместить большее количество достаточно мощных ветроэнергетических турбин, что экономически выгодно.
Наибольшим потенциалом ветроэнергетики обладает центральная часть Грузии. В результате проведенных исследований были выявлены несколько площадок для строительства ветровых электростанций. В том числе — Поти, Чорохи, Кутаиси, Мта- Сабуети -1, Мта-Сабуети -2, Гори-Каспи, Каравани Самгори, Рустави. Общая мощность ветростанций может составить 1450 МВт, и годовая выработка — 4160 млн. кВт.ч.
Подробную информацию о перспективных электростанциях, которые Грузия желала бы построить на своей территории, можно почерпнуть на сайте Министерства энергетики Грузии — http://www.energy.gov.ge
Сегодня турецкая сторона изучает возможности ветровой энергетики по всей Грузии.После завершения этой исследовательской работы министерство энергетики объявит конкурс на строительство ветровых станций. Если появится хороший инвестор, то значительная часть энергии, вырабатываемой силой ветра, будет продаваться в Турцию. Это направление развитие тоже весьма приоритетно, ибо направлено на укрепление экспортных возможностей страны.
АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF) отбирает коммерчески выгодные проекты и участвуют в них на начальной стадии (в качестве акционерной компании), а в дальнейшем фонд выходит из проекта, чтобы обеспечить частному капиталу свободу для развития.

В 2016 году Фонд планирует запустить первую ветровую станцию в Грузии. Мощность первой Грузии ветровой станции составит 20 МВт, расходы на 1 МВт установленной мощности — 1,1-1,3 млн. евро, в сумме инвестиции на строительство станции составят от 22 до 26 млн. долларов.

Строительство ветровой станции планируется начать в этом году, станции расположится в Горийском муниципалитете региона Шида Картли (Восточная Грузия).Закупка оборудования и строительных работ, необходимых для ветряной электростанции произойдет за счет финансирования ЕБРР.

В долгосрочной перспективе, после завершения строительства, планируется создать план расширение проекта до 100 МВт, а затем передать проект инвестору. Грузинский фонд развития энергетики также инвестировал в Дарьяльскую ГЭС и ряд проектов по строительству малых ГЭС.

Эксперт по вопросам энергетики и гидроресурсам проекта USAID Гиоргий Чиковани считает, что сегодня в Грузии существует благоприятная инвестиционная среда для развития малых ГЭС. Малыми по грузинскому законодательству являются ГЭС с мощностью менее 13 МВт. В настоящее время при участии Чиковани ведется работа над моделью создания энергетической биржи в Грузии, на которой будут проводиться торги электроэнергией.
По словам Чиковани, необходимо упростить процедуры, чтобы сделать энергетический рынок более привлекательным для местных и иностранных инвесторов. Все это позволит прогнозировать доходы на основе установленных цен, будет содействовать развитие частного сектора в направлении гидроэнергетики, способствует усовершенствованию инструментов торговли и уменьшит инвестиционные риски.
Также Грузия работает над усовершенствованием нормативной базы и приведению ее в соответствие с международными стандартами — согласно европейским директивам.
Как отметил эксперт, после подписания Грузией в Брюсселе соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего вхождение в зону углубленной и всеобъемлющей свободной торговли Европы, Грузия взяла ряд обязательств. Эти обязательства затрагивают и сферу энергетики, в частности разработку энергетической стратегии и политики, развитие конкурентоспособных, прозрачных и эффективных энергетических рынков, энергоэффективное использование энергии, региональное сотрудничество в сфере энергетики и возможное подписание Грузии Договора об энергетическом сообществе и другие. Переговоры о вступлении в Энергетическое сообщество продолжаются, и дата вступления должна быть определена в ближайшем будущем. В случае, если Грузия не подпишет соглашения с Энергетическим сообществом в течение 2 лет, будут проведены новые переговоры, и сроки будут определены новые в соответствии с Соглашением об ассоциации.
Также сделаны шаги в сторону прогресса в сфере энергетики: Документ энергетической политики, который уже представлен в парламенте Грузии, также подписанное между Грузией и Турцией Международное соглашение о сотрудничестве в области энергетики, – отметил Чиковани.
Согласно документу, грузинская и турецкая стороны попытаются совместно запланировать и развить новые проекты генерации, необходимую инфраструктуру и торговлю электроэнергией. Впервые в кавказском регионе, до конца 2016 года будет подготовлен совместный долгосрочный план развития сети передач, связующих Грузию и Турцию. Указанное двустороннее международное соглашение охватывает необходимость усиления работы с точки зрения освоения ресурсов гидроэнергетики, обновляемой энергии, а также эффективности. На основании соглашения, технический оператор турецкой энергосистемы поделится с грузинской стороной своим опытом в ведении процесса интеграции в Объединение операторов систем электропередач Европы (ENTSO-E).
Грузинские производители электроэнергии сегодня продают энергию в Турцию и Армению. Новые ГЭС смогут продавать свою энергию в Турцию через недавно построенный трансформаторный терминал для передачи энергии с ЛЭП напряжением 500 киловольт (старый советский стандарт) на ЛЭП напряжением 400 киловольт (европейский стандарт), который обеспечивает обмен энергией через Ахалцихе-Борчха между Турцией и Грузией.
После завершения строительства терминала у Грузии появилась возможность экспортировать до 700 МВт мощности. Новые линии электропередач с Арменией и Россией находятся в стадии разработки. Если говорить о сложностях для малых ГЭС, объем выработки энергии может быть недостаточен для приоритетного доступа к приграничной торговле.
Препятствиями к сооружению грузинских малых ГЭС является то, что турецкая сторона технически не может предоставить долгосрочные договора купли-продажи мощностей.
По словам технического директора компании «Трансэлектрика», бывшего министра энергетики Грузии Давида Мирцхулава, турецкий рынок — наиболее динамично развивающий и очень привлекательный для продажи электроэнергией, но необходимо развивать и грузинский рынок. В Грузии — дешевая стоимость генерации электроэнергии на ГЭС. Если стране не удастся продавать энергию по существенно более высокой цене в Турции, то для компаний возникнут риски, связанные с низкими ценами на электроэнергию на местном грузинском рынке. Сегодня грузинские владельцы генерации могут реализовывать энергию только с помощью приграничной торговли. Турецкие компании закупают эту электроэнергию и затем сами перепродают внутри страны.
Рынок Турции более совершенен: там создана энергетическая биржа.Сегодня регулирующая комиссия по энергетики Турции выдает лишь краткосрочную лицензию на право поставок электроэнергию – всего на год. Подобные краткосрочные договора являются препятствием для получения финансирования со стороны банков, так как устойчивой гарантией сбыта продукции ГЭС являются лишь долгосрочные договора.
Согласно некоторым исследованиям, цены на турецком рынке выглядят не очень оптимистично. Это связано как с глобальными процессами в экономике, так и с девальвацией турецкой лиры. Но сложности могут возникнуть в течение двух-трех ближайших лет, что естественно повлияет на проекты по малой энергетике, но если рассматривать в долгосрочной перспективе, то именно турецкий рынок остается наиболее привлекательным для продажи электроэнергии. Если оценить в целом, то Грузия сегодня — энергодефицитная страна, ежегодно импортирующая 700- 800 млн. кВт.ч в зимний период из России. Цена закупаемой энергии повышается до 9,2 цента за кВт.ч.
Для улучшения ситуации необходимо строительство крупных ГЭС, которые выдают энергию в период, когда цена максимальна. К примеру, если взять Худони ГЭС сможет выдавать до 700 мВт пиковой мощности. Проект, инвестиционная стоимость которого составляет 1 миллиард долларов, подразумевает строительство ГЭС на реке Ингури в Западной Грузии. В то же время малые ГЭС имеют абсолютно другое назначение и являются подспорьем в общем электроснабжении страны.
При строительстве малых ГЭС существуют экологические преимущества, не затопляются большие площади, но с другой стороны инвесторам и будущим владельцам таких электростанций сложно прогнозировать свои доходы. Анализ ситуации на рынке, дает четкое понимание того, что привлечение капитала – вопрос проблематичный. Впрочем, помочь Грузии и предоставить собственные ресурсы готовы многие финансовые институты. К примеру, крупный инвестиционный фонд Глобал Шульц, который вошел на финансовый рынок Грузии совсем недавно, готов вкладывать в малую энергетику до 100 млн. долларов. Фонд готов войти в капитал, а после 5-6 лет выйти из проекта. На данные проекты готовы выделить деньги и ведущие грузинские банки.
Заместитель директора «Банка Грузии» Муртаз Кикория говорит; «Мы — универсальный банк, который покрывает все сегменты финансирования. В частности, у банка есть большой опыт в финансировании энергетического сектора. По данным за прошлый, 2014, финансовый год, 8,1 процента портфеля кредитов корпоративного банковского обслуживания приходилось на энергетический сектор. На сегодняшний день иностранные финансовые институты Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) и Немецкий государственный банк (KfW) выделили долгосрочные финансовые ресурсы банку для осуществления проектов в сфере возобновляемой энергии – в основном для строительства и реабилитации малых ГЭС. Объем финансирования составил 40 млн долларов».
Основной интерес со стороны инвесторов проявляется к строительству малых ГЭС. В среднем на каждый мегаватт необходимы инвестиции в размере 1 млн. долларов. Создаются совместные компании между иностранными и местными компаниями для осуществления проектов.
Что касается строительства ветровых станций и установки солнечных батарей, то в случае заинтересованности банк готов профинансировать эти проекты. Интерес со стороны инвесторов постоянно растет, и одновременно растет потребление электроэнергии как в регионе, так и внутри Грузии.

С целью повышения надежности транзита и энергобезопасности национальных потребителей «Грузинская нефтяная и газовая корпорация» («GOGC») в 2014 г. приступила к изучению возможностей строительства на территории нефтяного месторождения «Самгорского южного свода» подземного хранилища газа мощностью 230-250 куб. м, что составляет примерно ¼ годового потребления газа РГ.

Предварительные сроки начала строительства ПХГ - 2018 г., окончания работ - 2020 г. Стоимость данного объекта оценивается более чем в 250 млн. долл. США. Предполагается, что проект будет финансироваться как из собственных средств «GOGC», так и с привлечением иностранного капитала.

Хранилище газа может использоваться не только для создания запасов топлива, но и в ходе реализации различных схем транзита и торговли газом, например, при экспорте сырья из Ирана через территорию Армении и Грузии, обменных поставках энергоносителей с участием компаний Ирана, России, Туркмении и Армении и др.

Электроэнергетика . В секторе генерации РГ доминируют средние и малые гидроэлектростанции. Большинство из них способны функционировать в круглогодичном режиме. В 2016 г. суммарная мощность 59-ти ГЭС составила 2,7 ГВт, трех тепловых электростанций - 700 МВт. В структуре производства электроэнергии на долю ГЭС приходилось около 78%, ТЭЦ - 22%. Гидропотенциал страны освоен примерно на 25%, поэтому РГ располагает возможностью создания 30-40 ГВт новых мощностей.

В 90-е годы правительство реформировало отрасль, разделив ее на сектор генерации и сетевое хозяйство. На фоне деградации экономики это привело к системным неплатежам по всей торгово-производственной цепочке: потребитель - распределительная компания - генерирующие предприятия. В условиях действия низких тарифов генерирующие компании не могли компенсировать затраты.

В 2003 г. правительство, пришедшее к власти после «революции роз», признало данную систему неэффективной и разрешило предприятиям осуществлять вертикальную интеграцию. В 2006 г. в тарифную политику были внесены изменения. Цена электроэнергии стала зависеть от времени суток и объемов потребления, платежная дисциплина улучшилась. Предпринятые меры позволили улучшить инвестиционный климат в отрасли и продолжить распродажу собственности. Некоторые зарубежные компании проявили высокую активность в приобретении грузинских активов. Так, чешская фирма «EnergoPro» «скупала все, что плохо лежит» и в итоге превратилась в крупнейшую энергетическую компанию Грузии. Единственный объект, который остался неприватизированным, - это достаточно крупная «Ингурская ГЭС».

Отметим, что «Ингурская ГЭС» (1,3 ГВт) является самой крупной гидроэлектростанцией на Кавказе. Она была построена в 70-х годах прошлого века. После событий 90-х годов плотина «Ингури ГЭС» оказалась на грузинской стороне, система генерации - в Абхазии. Уже более 25 лет ГЭС находится в совместном пользовании Грузии и Абхазии, при этом 40% электроэнергии потребляет Абхазия, 60% - Грузия. В 2015 г. из-за критически слабого наполнения чаши водохранилища, впервые за последние 40 лет, возникла угроза отключения потребителей Абхазии.

В первой половине 2000-х годов правительством РГ был взят курс на восстановление базовых ГЭС и тепловых электростанций, составляющих основу отрасли, и постепенное развитие децентрализованных объектов генерации - гидроэлектростанций, ветроэнергетических установок, термальных, солнечных, угольных и газовых электростанций малой мощности, располагающихся в регионах, где это экономически целесообразно.

Программа реконструкции крупных электростанций и их инфраструктуры осуществлялась при поддержке международных финансовых институтов. В период с конца 90-х до середины 2000-х годов на эти цели было израсходовано около 700 млн. долл. США, поступивших в страну в виде кредитов «Всемирного Банка» и «Европейского банка реконструкции и развития» .

В 2011-2015 гг. внутреннее производство электроэнергии стабильно увеличивалось. По годовым показателям выработка превышала потребление, но в зимние месяцы, ввиду сезонности работы гидроузлов, традиционно возникал дефицит данного энергоресурса. Нехватка восполнялась поставками из России по высоковольтным линиям передачи ВЛ 500 кВ «Кавкасиони» и ВЛ 220 кВ «Салхино», Азербайджана - по ВЛ 500 кВ «Мухранис Вели» и ВЛ 330 кВ «Гардабани», Армении - по ВЛ 220 кВ «Алаверди». В 2020 г. ожидается рост спроса на данный энергоноситель на 70%-75% по сравнению с аналогичным показателем 2011 г.

Во втором десятилетии страна приступила к более активным действиям по развитию энергетики путем создания децентрализованных систем генерации, наметив соответствующие программы и изменив подходы к регулированию отрасли, взяв за основу принципы и нормы ЕС. В 2015 г. начато строительство 17-ти ГЭС суммарной мощностью 820 МВт. Всего в ближайшие 10-15 лет намечено создать до 60-ти гидроэлектростанций суммарной мощностью около 4ГВт с целью полного отказа Грузии от тепловой генерации. Строительством гидроузлов и развитием сетевого хозяйства РГ занимаются как национальные компании, так и предприятия Турции, Норвегии, Индии, Чехии, Китая, России и др.

В настоящее время интерес иностранных инвесторов к гидроэнергетике обеспечивают либеральное законодательство, низкая цена выработки электроэнергии по сравнению с аналогичным показателем в соседних государствах (в первую очередь в Турции) и возможность поставок данного энергоресурса за рубеж без существенных административных ограничений.

Республика Грузия экспортирует электроэнергию собственного производства (в том числе по схемам, предусматривающим возмещение импорта), обеспечивает ее транзит в соседние государства. В 2011-2015 гг. в структуре экспорта электроэнергии на долю России приходилось более 50%, Турции - 30%, Армении - 15%.

В таблице и на рисунке приведены данные, характеризующие ситуацию на национальном рынке электроэнергии.

Таблица Производство, потребление и внешняя торговля электроэнергией Грузией в 2011-2015 гг., ТВт*ч

Год/Показатель

Потребление

Производство

Баланс

Импорт

Экспорт

2011 г.

10,1

2012 г.

2013 г.

10,1

2014 г.

10,2

10,4

2015 г.

10,4

10,8

2018 г.*)

14,7

2020 г.

16,1

Источник: составлено по данным «Национального Инвестиционного Агентства Грузии», URL : https://www.investingeorgia.org/ru/keysectors/energy , « USAID », URL : http :// pdf . usaid . gov / pdf _ docs / PA 00 JZZT . pdf .

Одновременно с сектором генерации развивались электрические сети, укрепляющие каркас отрасли и расширяющие связи с соседними государствами. В 2012-2014 гг. было завершено строительство магистральных ЛЭП высокого напряжения, соединяющих энергосистемы Грузии и Азербайджана (ВЛ 50 кВ), Грузии и Турции (ВЛ 400 кВ, мощность 860 МВт).

В дальнейшем предполагается наращивать пропускную способность межсистемных ЛЭП с целью повышения надежности энергообеспечения внутренних потребителей и увеличения объемов трансграничных поставок. В период до 2020 г. планируется расширить мощности передачи Россия-Грузия и Грузия-Армения. Для владельцев генерирующих объектов Грузии привлекательным рынком сбыта является соседняя Турция, испытывающая нехватку электроэнергии в летние месяцы, поэтому в ближайшие годы намечено построить новую линию электропередач высокого напряжения «Батуми-Муратли» ВЛ 154 кВ мощностью 350 МВт.

После выполнения Республикой Армения программы по развитию национальной ЕЭС (в 2021-2015 гг.) и расширению на своей территории энергетического коридора «Север-Юг» пропускной способностью 1 ГВт, Грузия может стать участником транзита электроэнергии из Ирана, Армении и России в страны объединенной Европы.

В период до 2022 г. пропускную способность линий электропередач, соединяющих Грузию и Азербайджан, увеличивать не планируется. В таблице приведены данные о мощности трансграничных ЛЭП Республики Грузия.

Таблица. Мощность трансграничных систем передачи электроэнергии Республики Грузия в 2016-2022 гг., МВт.

Страна/Показатель

2016 г.

2018-2022 гг. (прогноз)

Планируемое увеличение

Россия

1860

1000

Турция

1560

Азербайджан

1200

1200

Армения

Источник: Национальное Инвестиционное Агентство Грузии , URL : https :// www . investingeorgia . org / ru / ajax / downloadFile /875/ Investment _ Opportunities _ in _ Energy _2016.

В электроэнергетике страны ведущие позиции занимают « EnergoPro-Georgia » (Чехия), «Теласи» (Россия-Грузия), « SC Kakheti Energy Distribution » (с 2008 г. - дочерняя компания литовского концерна « Concern Achema Group »), холдинг «Georgian Industrial Group».

Компания «EnergoPro-Georgia» (филиал «EnergoPro», владеет десятками электростанций в Болгарии, Турции и Чехии) контролирует около 70% электросетей РГ и является собственником 15-ти средних и малых гидроэлектростанций и одной газовой ТЭС суммарной мощностью 469,25 МВт (около 14% генерирующих мощностей Грузии).

В активе российского холдинга «Интер РАО» - две гидроэлектростанции «Храми-1» (113 МВт) и «Храми-2» (114 МВт) и 75% доли в уставном капитале распределительной компании АО «Теласи» (25% - у правительства страны). Предприятие АО «Теласи» управляет электрическими сетями суммарной протяженностью около 5 тыс. км с числом абонентов более 450 тыс. и обслуживает столичный регион, поставляя в г. Тбилиси о область около 80% электроэнергии, потребляемой городским конгломератом. Компания АО «Теласи» во время событий 2008 г. проявила лояльность к правительству РГ, поставляя электроэнергию на объекты, вовлеченные в военные действия, равно как Грузия в тот период времени не решилась на прекращение поставок электроэнергии в Россию. Развитие делового сотрудничества в формате « business as usually » вполне соответствует логике и принципам экономической политике страны.

Предприятие « SC Kakheti Energy Distribution » находится под «зонтиком» многопрофильного холдинга «Concern Achema Group» (Литва). Одно из направлений развития «Concern Achema Group» - солнечная и ветроэнергетика.

Промышленный холдинг «Georgian Industrial Group» («GIG») занимается такими видами деятельности, как: производство, передача и распределение электроэнергии, добыча каменного угля на месторождение «Ткибули-Шаорском» месторождении (в планах компании увеличить добычу до 1 млн т в год), торговля углем и газом, в том числе с использованием сети газонаполнительных станций. В секторе генерации «GIG» контролирует несколько газовых электростанций суммарной мощностью 600 МВт, ГЭС (49 МВт) и угольных станций малой мощности (13 МВт). В национальном производстве электроэнергии на долю «GIG» приходится 20%.

Планы развития холдинга предусматривают значительное увеличение угольной генерации (на 300 МВт), строительство ветропарков (50 МВт) и ГЭС (50 МВт). В газовом секторе предполагается создать новые хранилища и расширить сеть газонаполнительных станций. В октябре 2016 г. руководство холдинга «GIG» и представители «Dongfang Electric Corporation» (Китай) подписали несколько протоколов о намерениях и соглашений, предусматривающих увеличение притока китайских инвестиций в энергетику Грузии, строительство электростанций и силовых сетей, поставку оборудования (котлов, турбин и др.) .

Потребление энергоносителей . В 90-е годы удельное потребление первичной энергии резко снизилось. Негативная тенденция была сломлена в первом десятилетии и к 2014 гг. данный показатель увеличился почти в два раза - с 650 кг/человека до 1,1 т/человека. Не большой вклад в рост удельного энергопотребления внесло сокращение на 16% численности населения - с 4,42 млн. до 3,72 млн. человек. Соответствующие данные приведены на рисунке.

Рисунок Удельное потребление энергии и численность населения (правая ось) Республики Грузия в 2000-2014 гг.

Источник : World Bank, URL: http://data.worldbank.org/indicator/EG.USE.PCAP.KG.OE?locations=GE&name_desc=false&view=chart.

В 1995 г. в структуре расходной части энергобаланса по приблизительным подсчетам на долю природного газа приходилось около 54%, нефти и нефтепродуктов - 35%, ГЭС - 8%, древесное топливо - 3%. В 2015 г. удельный вес газа и нефти/нефтепродуктов сократился почти на 10 п.п. - до 43% и 27% соответственно. Освободившиеся ниши заместились гидроэнергией, биомассой, в меньшей степени - углем и геотермальной энергией (таблица).

Показатель

Кол-во, тыс. т н.э.

Доля суммарного потребления, %

Газ

2016,5

42,7

Нефтепродукты/нефть

1272,2/14,7

26,9/0,3

ГЭС

726,9

15,4

Биомасса

398,3

Уголь

271,8

Геотермальная энергия

18,5

В структуре спроса на первичную энергию в отраслевом разрезе на частные домовладения и транспорт приходится около 60%. Примерно одинаковые показатели для промышленности и сектора услуг -17%-18%. Доля сельского хозяйства минимальна - 3%. (таблица).

Таблица. Структура спроса на первичную энергию в Республике Грузия в 2012 г.

Сектор экономики

Удельный вес, %

Домашние хозяйства

Транспорт

Промышленность

Коммерческий сектор

Прочие

Сельское хозяйство

Формально (производство минус потребление) за счет собственной нефтедобычи добычи Грузия могла бы полностью обеспечивать внутренние потребности не только химической отрасли, но и транспортного сектора, но в РГ, как уже отмечалось, отсутствуют крупнотоннажные НПЗ.

В 2010 г. в страновом разрезе наибольшая доля суммарных продаж нефтепродуктов принадлежала Азербайджану (41%), Румынии (26%) и Болгарии (21%). Аналогичный показатель для Греции был минимальным - 6%. В 2015 г. в лидеры вышла Румыния (52%), Болгария переместилась на вторую позицию, увеличив долю рынка на 7 п.п (до 28%), а удельный вес Азербайджана снизился почти в два раза - до 20%. Среди других поставщиков находились Россия и Туркмения.

Российская Федерация в 2013-2015 гг. планомерно наращивала ввоз нефтепродуктов, которые приобрели популярность из-за более низкой цены при сопоставимом качестве (ввоз осуществляется морским транспортом, затем - по железной дороге через территорию Азербайджана). В 2016 в грузинском рейтинге поставщиков наша страна заняла второе место. Данные, характеризующие импорт нефтепродуктов РГ, приведены в таблице.

Показатель/Год

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Структура импорта

в 2016 г., доля в %

Всего

1397,9

1391,5

1432,2

1241,6

1036,5

100,0

Азербайджан

349,5

285,1

251,2

142,3

392,4

37,9

Россия

68,2

118,3

59,6

94,0

176,7

17,0

Румыния

227,3

287,5

283,1

185,3

173,3

16,7

Болгария

194,68

130,12

127,96

100,31

76,32

Туркмения

28,5

44,9

109,8

71,6

Иран

46,2

47,5

34,7

27,1

Турция

12,7

11,7

12,1

14,1

Казахстан

10,4

Прочие

473,1

460,1

581,0

556,9

94,6