Формирование территорий опережающего развития. Все про территории опережающего развития

Российская Федерация - огромное по территории государство с колоссальными региональными различиями, носящими в том числе объективный географический характер. Следовательно, для Российской Федерации актуальным является вопрос о проведении грамотной региональной политики, то есть “деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающей как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой” . Инструментами региональной политики Российской Федерации являются: налоговое регулирование, бюджетное регулирование, стратегическое планирование, особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Особый интерес представляют три последних инструмента в первую очередь из-за неочевидности различий между ними.

Целью исследования является выяснение целесообразности одновременного существования сразу трех правовых конструкций, предусматривающих, по сути, особый режим ведения предпринимательской деятельности. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач: 1) выявление сходств и различий в данных инструментах посредством сравнительного анализа, 2) оценка результатов реальной практики применения трех инструментов в Российской Федерации.

Для сравнения трех инструментов региональной политики использовались тексты соответствующих федеральных законов. Ключевые критерии сравнения вынесены в таблицу.

Таблица 1. Сравнительный анализ трех инструментов региональной политики

Критерий

Особая экономическая зона (ОЭЗ)

Зона территориального развития (ЗТР)

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Нормативная база

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

Цели создания

  1. развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики
  2. развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур
  3. разработка технологий и коммерциализации их результатов
  4. производство новых видов продукции

ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

  1. формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций
  2. обеспечение ускоренного социально-экономического развития 3) создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения

оформляется постановлением Правительства РФ

оформляется постановлением Правительства РФ

Инициатор создания

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования

  1. Правительство РФ
  2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Уполномоченный федеральный орган по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления

Границы особой экономической зоны образуют земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и отведенные под создание ОЭЗ

Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития (в границах одного субъекта РФ)

На территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Нормативная база всех трех инструментов создана на федеральном уровне посредством принятия соответствующих федеральных законов в 2005, 2011 и 2014 годах для ОЭЗ, ЗТР и ТОСЭР соответственно. Наиболее проработанным и детализированным является федеральный закон, посвященный ОЭЗ. Это можно связать с более ранним появлением данного инструмента региональной политики - с момента принятия закона в 2005 году в него внесено 19 правок, что в итоге и позволило создать достаточно детализированную нормативную базу этого инструмента региональной политики.

Сравнивая определения данных инструментов, нельзя не заметить наличие в определении ЗТР и ТОСЭР формулировки “часть территории субъекта РФ”, в то время как в определении ОЭЗ используется формулировка “часть территории РФ”. Данное различие может натолкнуть на ошибочную мысль, что субъект федерации вправе самостоятельно принимать решение о создании на своей территории ЗТР и ТОСЭР. Это не так: решение о создании во всех трех случаях принимается Правительством и оформляется соответствующим постановлением. Однако инициаторы создания во всех трех случаях разные.

Для ОЭЗ цели прописаны наиболее детально: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики и т.д. Цели ЗТР предельно лаконичны: ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Цели ТОСЭР включают: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития, создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Теоретически, именно различие в целях оправдывает существование трех различных инструментов региональной политики с различными сроками действия.

Наличие нескольких различных целей ОЭЗ обуславливает наличие четырех типов ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. По логике законодателя, достижение этих целей возможно за 49 лет - срок создания ОЭЗ. Срок создания ЗТР намного меньше - всего 12 лет, именно за это время планируется обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие региона. Причем создание ЗТР возможно только на территории определенных субъектов РФ, утвержденных Правительством в соответствии со списком критериев. На сегодняшний день таких субъектов 20, в том числе: Республика Алтай, Еврейская АО, Магаданская область, Ивановская область, республики Кавказа и т.д. Это именно те субъекты, которые нуждаются в ускоренном социально-экономическом развитии, то есть отвечают утвержденным Правительством РФ критериям. Цели ТОСЭР более обширны, чем цели ЗТР, потому и срок создания ТОСЭР больше - 70 лет.

Не будет ошибкой сказать, что глобальная цель всех трех методов едина - “привлечение инвестиций (в отрасль или регион), создание определенной формы государственно-частного партнерства. Данное государственно-частное партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории” .

Учитывая, что данные инструменты подразумевают развитие несырьевых отраслей экономики, введены ограничения для резидентов на осуществление некоторых видов деятельности. Однако для ТОСЭР такие ограничения не установлены.

Важен вопрос о мерах господдержки, предусмотренных каждым из инструментов для резидентов. Меры во всех трех инструментах разные, но очевидно направлены на достижение схожих целей. Подразумевается, что меры господдержки будут направлены на создание в регионе инфраструктуры, объектов капитального строительства (за счет средств бюджетов разных уровней), а также упрощение ведения резидентами предпринимательской деятельности (налоговые льготы, предоставление в аренду резидентам земельных участков на льготных условиях), иные меры поддержки, предусмотренные законодательно.

Юридическое содержание понятия “резидент” для всех трех инструментов одинаково: по общему правилу, это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке и прошедшее особую процедуру регистрации в качестве резидента. Различны лишь процессуальные подходы к допуску для осуществления этой самой деятельности.

Интересны различия между инструментами, связанные с административными границами, в которых они осуществляются. Так, по смыслу закона, ОЭЗ создается в границах земельных участков государственной, муниципальной или частной собственности, отведенных в установленном порядке под создание ОЭЗ и отвечающих определенным требованиям. Данный факт свидетельствует о предельной локальности инструмента. Иначе обстоит дело с границами ЗТР и ТОСЭР, которые совпадают с границами муниципального образования, на территории которого они образованы. И здесь можно проследить связь с целями инструментов: ЗТР и ТОСЭР, в отличие от ОЭЗ, созданы в том числе для ускорения социально-экономического развития, а значит, должны распространяться на всё муниципальное образование, а не только на отведенные земельные участки. При этом ТОСЭР не может создаваться в границах ОЭЗ или ЗТР. В состав ТОСЭР не может входить ОЭЗ или ЗТР. Иначе говоря, все три инструмента являются взаимоисключающими и не могут использоваться на одной территории.

Рассмотрение практик реализации инструментов региональной политики авторы предлагают начать с оценки масштабов их использования в Российской Федерации.

Таблица 2. Масштабы применения исследуемых инструментов региональной политики

Такой инструмент региональной политики, как особые экономические зоны, используется в РФ достаточно долго по сравнению с другими рассматриваемыми инструментами. Поэтому уже существуют реальные результаты применения этого инструмента. Согласно отчёту Минэкономразвития РФ, по состоянию на 1 июля 2014 г. на территории Российской Федерации создано 28 ОЭЗ четырех типов:

  • 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях);
  • 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, в Московской области, Республике Татарстан);
  • 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в том числе туристический кластер, состоящий из 9 ОЭЗ, а также в Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области и Приморском крае);
  • 3 ОЭЗ портового типа (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском крае).

Можно отметить, что данный инструмент направлен и на проблемные, и на в целом развитые регионы в равной мере. Это можно объяснить тем, что ОЭЗ имеют отраслевую направленность и предназначены для стимулирования конкретного вида экономической деятельности на определенной территории.

В отчёте также приведены результаты оценки эффективности ОЭЗ, а именно результаты сравнения фактических показателей функционирования ОЭЗ с плановыми показателями, предусмотренными перспективным планом развития ОЭЗ, за исключением ОЭЗ, в которых ещё не утверждены плановые показатели. Минэкономразвития РФ оценивает функционирование ОЭЗ за период с начала их существования как в целом “достаточно эффективное”. Все поддающиеся оценке эффективности ОЭЗ по результатам её проведения были разбиты на несколько групп.

Представим результаты оценки по группам эффективности в разбивке по типам ОЭЗ.

Таблица 3. Группы эффективности функционирования ОЭЗ за период с начала их существования

Группа эффективности по результатам оценки

Типы особых экономических зон

Промышленно-производственного типа

Технико-внедренческого типа

Туристско- рекреационного типа

Портового типа

Наиболее эффективные

Липецкая область,

Республика Татарстан,

Самарская область

Московская область,

г. Москва,

г. Санкт-Петербург,

Достаточно эффективные

Алтайский край

Республика Бурятия

Ульяновская область

Условная эффективность

Свердловская область, Калужская область

Республика Алтай

Низкая эффективность

Республика Чечня

Неэффективные

Республика Татарстан

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что наиболее успешно были реализованы ОЭЗ промышленно-производственного типа: ни одна из них не была признана низкоэффективной или неэффективной. Напротив, ни одна из оцененных ОЭЗ туристско-рекреационного и портового типов не была признана наиболее эффективной, что свидетельствует о проблемах в реализации ОЭЗ данных типов.

Авторы исследования видят причины низкой эффективности в том, что прогнозно-плановые значения показателей функционирования ОЭЗ были завышены, а низкие темпы строительства инфраструктурных объектов ОЭЗ влекут малую активность резидентов. Но тем не менее за время существования ОЭЗ по состоянию на конец 2014 года на территориях всех ОЭЗ зарегистрировано 375 резидентов, создано 13 608 рабочих мест, а также осуществлено инвестиций в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на общую сумму 142 344 млн. рублей.

Приведенные данные говорят о широких масштабах применения такого инструмента региональной политики, как ОЭЗ. Можно сделать вывод, что данный инструмент является наиболее изученным, предсказуемым, а значит и привлекательным методом стимулирования развития определенной отрасли экономики региона.

Вызывает интерес ситуация, сложившаяся с зонами территориального развития. С момента вступления в силу Федерального закона о зонах территориального развития прошло четыре года. С момента определения методик оценки субъектов РФ и составления перечня субъектов, на территории которых допускается создание ЗТР, — 2 года. На данный момент не издано ни одного Постановления Правительства РФ о создании ЗТР. Очевидно, процесс создания таких зон остановился на более низких уровнях принятия решений.

Для анализа практики создания ЗТР авторами рассмотрена нормативно-правовая база, которая должна создаваться на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований. Согласно федеральному закону «О зонах территориального развития в Российской Федерации…» для подачи заявки на создание ЗТР следует сопроводить её следующими документами: стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание зоны территориального развития; решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; реквизиты документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития. Для поиска данных документов использовались сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Правительств субъектов РФ, Министерств экономики субъектов РФ, а также Федеральный регистр нормативно-правовых актов РФ . К сожалению, далеко не всегда удаётся найти нормативно-правовые акты, опубликованные в электронном или хотя бы отсканированном виде. Поэтому результаты анализа могут иметь неточности. Данные по полученным результатам анализа приведены в следующей таблице.

Таблица 4. Нормативно-правовой процесс создания зон территориального развития

Субъект РФ

Предпринятые меры на региональном и муниципальном уровнях

Упоминание о ЗТР в Стратегии социально-экономического развития Субъекта РФ

Республика Алтай

Утвержден перечень МО (всего 5)

Отсутствует

Республика Бурятия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден перечень МО (всего 13), а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (1 МО)

Отсутствует

Республика Калмыкия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, были заявлены планы о создании нормативно- правовой базы

Отсутствует

Карачаево-Черкесская Республика

Отсутствуют

Указаны две ЗТР, объединяющие 3 и 4 МО для первой и второй соответственно

Республика Карелия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Республика Северная Осетия - Алания

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден порядок формирования перечня МО

Указаны 2 ЗТР - МО, определены целевые показатели

Республика Тыва

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Чеченская Республика

Отсутствуют

Поставлена задача создания ЗТР и определены меры по её исполнению

Забайкальский край

Был утвержден перечень МО, создана рабочая группа по документационной подготовке, а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Указаны 8 ЗТР - МО,

приведен список из 67 инвестиционных проектов,

определены меры поддержки и сроки программы: с 2015 по 2026 годы

Камчатский край

Был утвержден план мероприятий, органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Сделаны выводы о невозможности создания ЗТР на территории 10 МО и нецелесообразности данных мероприятий на территории оставшихся МО

Ивановская область

Отсутствуют

Указаны задачи по созданию на территории субъекта ЗТР

Курганская область

Утверждены критерии определения очередности удовлетворения заявок резидентов ЗТР

Указана одна ЗТР (“Восточная” зона), расположенная на территории шести МО, определены этапы создания и целевые показатели

Еврейская автономная область

Был создан координационный совет по созданию ЗТР

Отсутствует

Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Амурская область, Магаданская область - данные субъекты не упоминают о ЗТР в стратегии социально-экономического развития субъекта, а также не приняли иных мер на региональном и муниципальном уровнях, хотя формально имели такую возможность. Согласно полученным результатам только 13 субъектов РФ из 20, обозначенных в перечне , осуществляют деятельность, направленную на создание ЗТР. Из этого числа только восемь субъектов произвели корректировку своих Стратегий социально-экономического развития, предусмотрев в ней создание ЗТР. Стоит отметить Забайкальский край, который является наиболее преуспевающим в применении данного инструмента. По результатам анализа на данный момент Забайкальский край находится на этапе заключения соглашений с МО и окончательной подготовки к подаче заявки. Также интересна позиция Камчатского края. Данный субъект РФ определил создание таких зон нецелесообразным. Сложно оценить реальную эффективность ЗТР как инструмента региональной политики, так как не существует ни одной функционирующей ЗТР.

Анализ территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как инструмента региональной политики начнём с рассмотрения постановлений Правительства РФ о создании соответствующих территорий.

Таблица 5. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Название

Устанавливающий документ

Финансирование инфраструктуры

Мин. объем капитальных вложений резидентов

Свободная таможенная зона

1) Приамурская

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 879 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Приамурская"

500 тыс. рублей

2) Белогорск

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 875 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Белогорск"

за счет средств бюджета Амурской области, бюджета городского округа Белогорск и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 46,2 млн. рублей

500 тыс. рублей

3) Индустриальный парк "Кангалассы"

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 877 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы"

за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета городского округа "город Якутск" и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 87 млн. рублей

500 тыс. рублей

4) Михайловский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 878 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Михайловский"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджетов Михайловского муниципального района, Спасского муниципального района и Черниговского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2219 млн. рублей

500 тыс. рублей

5) Беринговский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 876 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Беринговский"

за счет средств внебюджетных источников

500 тыс. рублей

6) Камчатка

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 899 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка"

за счет средств бюджета Камчатского края, бюджетов МО и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2737,44 млн. рублей

500 тыс. рублей

7) Комсомольск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 628 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 329,64 млн. рублей.

500 тыс. рублей

8) Хабаровск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 630 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1103,11 млн. рублей.

500 тыс. рублей

9) Надеждинская

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 629 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Надеждинская"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджета Надеждинского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1986,1 млн. рублей

500 тыс. рублей

Анализ вышеупомянутых постановлений Правительства РФ позволяет выявить общие для всех ТОСЭР черты: требование к резидентам о минимальных капитальных вложениях в осуществление экономической деятельности в размере 500 тысяч рублей, а также введение на территории всех ТОСЭР таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом предусмотренное бюджетное финансирование всех ТОСЭР разное, некоторые и вовсе его лишены - предусматривается лишь финансирование из внебюджетных источников.

На сегодняшний день создано 9 территорий опережающего социально-экономического развития, все - на территории Дальневосточного федерального округа. Закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" содержит норму, что после трех лет со дня вступления в силу соответствующего федерального закона ТОСЭР могут создаваться и на других территориях. То есть к 2018 году можно прогнозировать появление ТОСЭР в других федеральных округах, если данный инструмент региональной политики оправдает возложенные на него надежды. Учитывая, что первые ТОСЭР были созданы лишь в текущем году, говорить о конкретных результатах и делать выводы об эффективности преждевременно. Однако работа уже ведется: на статус резидентов созданных ТОСЭР претендуют десятки инвестпроектов на сотни миллиардов рублей. “Из них уже подписаны первые 6 инвестиционных соглашений на 15,7 миллиарда рублей” , - подчеркивает Александр Галушка, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. То есть созданные дальневосточные ТОСЭР уже получили первых резидентов.

Согласно федеральному бюджету , принятому на 2015 год, для обеспечения функционирования ОЭЗ планируется выделение 4 155 327,9 тыс. рублей, для формирования ППТ ОЭЗ в г. Владивосток - 3 726 137 тыс. рублей в бюджет субъекта и 835 725,6 тыс. руб в уставный капитал АО “Особые экономические зоны”. Также для обозначенного АО предусмотрены вложения в капитал государственной и муниципальной собственности - 1 638 565,7 тыс. рублей. Финансирование зон территориального развития из средств федерального бюджета не предусмотрено. Финансирование ТОСЭР предусмотрено следующей строкой расходов: 169 739 тыс. рублей в уставный капитал АО “Корпорация развития ДВ” в целях создания объектов инфраструктуры ТОСЭР.

Проведенное авторами исследование позволяет сделать следующие выводы. В Российской Федерации существуют три схожих инструмента региональной политики. Формально все они имеют разные цели, но реально направлены на привлечение инвестиций в регион путем создания особых условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Практика реализации инструментов неоднозначна. Эффективность ОЭЗ различна, сильно меняется от одной экономической зоны к другой. ЗТР как инструмент региональной политики вовсе не был реализован и, соответственно, не имеет реальной практики. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что субъекты РФ либо вовсе игнорировали данный инструмент, либо не пользовались им ввиду отсутствия предусмотренного финансирования из федерального бюджета и не желая осуществлять такое финансирование из собственного бюджета. ТОСЭР - новый инструмент региональной политики, постепенно реализующийся на практике. Некоторые из 9 созданных ТОСЭР уже получили первых резидентов, заключивших соответствующие соглашения. По нашему мнению, именно данный инструмент региональной политики имеет наибольший потенциал, являясь некой “работой над ошибками”. В этом смысле показательны слова Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева: "Когда тяжело, а у нас действительно не самая идеальная ситуация в экономике, мы должны максимально активно внедрять новые экономические модели" .

Однако высокий потенциал ТОСЭР не означает обязательного отказа от других инструментов региональной политики, в частности, от особых экономических зон. ОЭЗ носят отраслевой характер, то есть направлены на развитие конкретной отрасли экономики. ТОСЭР же носят более комплексный характер и своей целью имеют также и создание комфортных условий для жизни населения. На сегодняшний день и в будущем видится возможным параллельное сосуществование данных инструментов, учитывая, что они не могут использоваться одновременно на одной территории. Продолжение поддержки ОЭЗ как инструмента региональной политики особенно важно для тех особых экономических зон, которые показали себя эффективными.

Также приходим к выводу, что существование зон территориального развития неоправданно. ТОСЭР как инструмент региональной политики полностью заменяет ЗТР. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что ни одна ЗТР так и не будет создана, а данный инструмент окажется невостребованным.

Опасности «налогового рая»: в Набережных Челнах обсудили подводные камни ТОСЭРа

Уменьшение поступлений в бюджет, экспансия иностранных рабочих, экологическая безопасность — вот проблемы, с которыми могут столкнуться города, получившие статус ТОСЭРа. О преимуществах и недостатках данного статуса говорили накануне на круглом столе в челнинском филиале Казанского инновационного университета. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о дырах в законе о ТОСЭРах и о том, почему эти территории не должны повторить судьбу ОЭЗ.

«СУБЪЕКТ ЛИШАЕТСЯ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ АКТИВОВ – ЗЕМЛИ»

Так ли хорош налоговый рай, как его преподносят обладатели статуса ТОСЭР? Об этом и не только говорили вчера на круглом столе в челнинском филиале Казанского инновационного университета. Тема мероприятия, безусловно, интересна, так как о преимуществах статуса территории опережающего развития известно много: страховые взносы 7,6% вместо 30%, отсутствие налога на землю и имущество организаций вместо примерно 1,5% и 2,2%, налог на прибыль 5% в первый год и 10% в последующие вместо 20%. Но эта медаль, как и любая другая, имеет и оборотную сторону.

Напомним, что в Татарстане статус ТОСЭР предоставлен Набережным Челнам с 1 января 2016 года. Ожидают получения аналогичного статуса Зеленодольск, Нижнекамск и Чистополь, готовит документы в правительство РФ по данной тематике и Менделеевск. В автограде резидентами территории опережающего развития уже стали 15 компаний, заявка еще одной уже одобрена минэкономики РТ, но в реестр резидентов эта фирма пока не включена. Еще пять организаций находятся на стадии рассмотрения. Впрочем, на круглом столе говорили не только о челнинской ТОСЭР, а вообще об этих территориях как явлении.

Первой о недостатках ТОСЭРа заговорила кандидат юридических наук Наталья Ющенко , которая пробежалась по законодательной базе. По ее мнению, там немало белых пятен. Например, контроль за финансовой деятельностью правовыми актами не определен, да и критерии эффективности работы ТОСЭРа не обозначены. «ТОСЭР подразумевает под собой не просто рост по различным направлениям деятельности, но и опережающее развитие. Только не совсем понятно, кого или что надо опережать», – задалась докладчица вопросом. К слову, функцию финансового контроля управляющей компании ТОСЭР она предлагает отдать Счетной палате и вести его в соответствии с Бюджетным кодексом, так как создание территории подразумевает огромные затраты из бюджета РФ.

«ТОСЭР – те места, где должны быть новые инвестиции, а не «перекрашенные» старые, которые хочется подвести под льготные условия»

Далее, по мнению Ющенко, неоднозначно проговорены в законодательстве взаимоотношения ТОСЭРов и субъектов. Первой в ущерб вторым отданы ряд полномочий. Например, изъятие земель и недвижимости в интересах территории опережающего развития. «Таким образом, субъект лишается одного из самых ценных своих ресурсов – земли, – продолжает юрист. – В бюджете должна быть предусмотрена компенсация по данному направлению». Кроме того, считает Ющенко, недостаточно прописана отчетность ТОСЭРов. Управляющая компания территории как бы обязана ежегодно публиковать отчеты на официальных источниках, а вот ее «дочка» – созданное ООО – уже вольна в этом вопросе. В то же время, согласно законодательству, УК может передать дочернему обществу практически все полномочия. Таким образом, резюмирует Ющенко, нормативно-правовые акты о ТОСЭРах требуют корректировки. А завершила она свое выступление спичем Дмитрия Медведева , определяющим главную проблему «территорий»: «ТОСЭР – те места, где должны быть новые инвестиции, а не „перекрашенные“ старые, которые хочется подвести под льготные условия».

Ющенко не отпустили без ответов на вопросы. Например, собравшихся интересовало: если, например, «Хайер», резидент ТОСЭРа в Челнах, привезет 100 тыс. китайцев, то что будет? «Закон о ТОСЭРах внес изменения, в том числе и в Трудовой кодекс, — пояснила юрист. – И теперь для резидентов ТОСЭРов не требуется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, они выдаются без учета квот для данного региона. Я изучала практику других стран в данном вопросе, там везде есть ограничения. У нас же законодатель пошел по льготному пути. И если „Хайер“ завтра привезет из Китая своих работников, они все будут трудоустроены».

На создание одного рабочего места в особых экономических зонах было потрачено несколько миллионов бюджетных рублей

Елена Несмеянова , кандидат экономических наук из КИУ, дополнила доклад своим комментарием. Во-первых, она упомянула изменение культуры из-за экспансии иностранных рабочих: «Под Елабугой строится большой китайский логистический центр, и там уже появляется своеобразный Чайна-таун, который влияет на культуру, на этнос Елабуги, – сказала она. – До этого были проблемы с турецким районом... И вообще, отсутствие квот на иностранных рабочих для резидентов ТОСЭРов и ОЭЗ означает недополучение бюджетом огромные налоговые отчисления. Но, с другой стороны, „Хайер“ в этом году частично заменил китайских рабочих на русских. Взяли их в качестве эксперимента, на месяц. Никто и двух недель не выдержал. И дело тут не в профессионализме, а в скорости, в темпе работы. В этом плане мы им пока не конкуренты».

В завершение темы были затронуты особые экономические зоны (ОЭЗ), о которых недавно было объявлено, что 16 из них закрываются, так как их работа была признана неэффективной. На создание там одного рабочего места было потрачено несколько миллионов бюджетных рублей. Кто-то из присутствующих высказал пожелание, чтобы «ТОСЭР не повторили судьбу ОЭЗ».

«Уезжают профессиональные сотрудники, а приезжают представители ближнего зарубежья и сельской местности»

«НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ БЫЛИ БЫ РЕАЛИЗОВАНЫ, ХОТЬ И НЕ В ТОСЭР»

Доцент Набережночелнинского института К(П)ФУ Гыльия Галиуллина в своем выступлении определила основные факторы, влияющие на развитие особых зон. Например, трудовые ресурсы. В частности, она заметила, что больше всего ТОСЭРов создано на Дальнем Востоке и в Приволжском округе. Однако и там, и там уже несколько лет наблюдается снижение количества населения. Что касается моногородов, то лишь Челны и Тольятти можно отнести к крупным, а 23 населенных пункта и вовсе малые. Из всего этого числа положительную демографическую ситуацию демонстрируют только четыре муниципальных образования, Челны в это число входят. «Население Набережных Челнов увеличивается благодаря естественному приросту, но у нас отрицательное сальдо миграции, – сообщила Галиуллина. – Череповец растет по обоим параметрам, а вот Гуково, где постоянно бастуют шахтеры, – за счет миграции, что удивительно. Но это некачественный рост: как и во многих моногородах, уезжает молодежь и не возвращается, уезжают профессиональные сотрудники, а приезжают представители ближнего зарубежья и сельской местности. Может, они и замечательные люди, но...»

Отметила Галиуллина и такой показатель, как доля собственных доходов в доходной части бюджетов моногородов. Здесь даже Челны предстают не в лучшем свете: за последние годы данный показатель снизился с 82% до 63%, что тоже не очень хорошо. Кроме того, докладчица озвучила и такой момент, как совпадение реализации проектов с появлением в автограде статуса ТОСЭР «Мы знаем, что и завод «ТЭМПО», и мясокомбинат от „Камского Бекона“ были бы реализованы, может, чуть позже, но были бы. А так мы теряем определенные поступления в бюджет», – резюмировала Галиуллина. Далее она перешла к вопросу зарплаты: «Муниципалитет может сказать: „Заходите к нам в ТОСЭР, мы даем вам льготы, но уровень зарплаты мы установим не меньше определенной суммы“, – высказала докладчица свои пожелания. – Но у меня есть студент, он работал в исполкоме, как раз в отделе, который занимается резидентами ТОСЭРа. И он мне сказал, что, когда „Хайер“ презентовал свой проект, его потом... попросили уменьшить уровень зарплаты. Я не поверила своим ушам, переспросила несколько раз. Тут мне приходят в голову два объяснения: либо пресловутые „майские указы“, когда растет зарплата в регионе, то бюджетникам тоже надо платить больше, либо картельный сговор».

«На опыте ОЭЗ «Алабуга» можно сказать, что это мина замедленного действия»

Затем Галиуллина отметила, что дальневосточные ТОСЭР наступили на грабли. Подразумеваются под этой фигурой речи ориентированность на экспорт при наличии экспортных льгот только для единичных резидентов, снижение объемов перерабатывающего производства, так как используются уже существующие сферы – горно-добывающая промышленность и рыболовство, а также недостаток иностранных инвестиций. Китайцы, японцы и корейцы считают нашу экономическую модель непонятной – сегодня есть ТОСЭР, а что будет завтра? – и не идут в нашу страну.

Несмеянова опять же вмешалась в дискуссию, затронув тему экологии. «На опыте ОЭЗ „Алабуга“ можно сказать, что это мина замедленного действия, – высказала она свое мнение. – Там на предприятия экологов просто не пускают». «У нас в Челнах был резидент, который как раз не смог обеспечить экологическую безопасность производства, — ответила Галиуллина. – Поэтому он ушел в Нижнекамск и теперь там ждет, когда этот город получит статус ТОСЭР. А вообще жесткие требования по экологии для резидентов не предусмотрены. Сейчас главное – количество резидентов, и экологическая составляющая там занимает далеко не первое место».

«ИЗ 16 РЕЗИДЕНТОВ ТОЛЬКО 4 ЯВЛЯЮТСЯ ПРЯМЫМИ КОНКУРЕНТАМИ»

Наталья Аблизина , старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» КИУ рассказала о двойственности преимуществ ТОСЭРа. «Статус резидента дается с момента включения его в реестр минэкономики, – рассказала докладчица. – Но между моментом утверждения и моментом включения в реестр может пройти несколько месяцев. И может получиться так, что инвестиции потрачены, рабочие места созданы, но они не подпадают под требования ТОСЭРа. Как вариант такого развития отношений может быть разрыв договора. Кроме того, некоторые компании, чтобы войти в ТОСЭР, создают дочерние общества, и происходит переток кадров из действующего предприятия в новые. В этих условиях создание новых рабочих мест не становится фактом».

Также Аблизина озвучила такую проблему, как уход резидентов в другие регионы по окончании льготного срока, а также то, что некоторые моногорода делают ставку на якорного резидента, к которому потом подтягиваются его партнеры. »Это своеобразная модель моногорода, – высказала Аблизина свое мнение. – Это имеет свой плюс – создание некоего кластера, но имеет и минус – нет уверенности, что устойчивости якорного резидента хватит на всех его партнеров».

Завкафедрой финансового менеджмента КИУ Иван Стяжкин затронул, пожалуй, самую большую проблему ТОСЭР – конкуренцию с действующими производствами. По его словам, из 16 предприятий, которые получили статус резидентов в Челнах, лишь 4 конкурируют с уже существующими компаниями. Даже «Хайер», по его словам, не представляет в этом плане проблем, так как холодильники в РФ производят только зарубежные компании путем сборки. «„Бош“, „Индезит“, „Стинол“ – это сборные производства, один болт и одна гайка, – говорит Стяжкин. – Даже ПОЗиС здесь не конкурент – они ориентируются в основном на торговое оборудование». Из зала прозвучал вопрос: «А разве „Кастамону“ не является конкурентом КБК?» «За счет высокого качества продукции и низкой себестоимости, конечно, они будут конкурентами КБК, – признал Стяжкин, указав, что это решение людей, руководящих «Алабугой».

Для организации экономического роста и стабильного развития регионов страны, особенно тех, которые удалены от столицы, экономисты разработали принципиально новую концепцию так называемой «территории опережающего социально-экономического развития».

Общие сведения

В общем виде ТОЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий. В дополнение к этому на предприятия, работающие в определенной ТОЭР распространяются прочие привилегии. Такие условия обеспечивают упрощение ведения бизнеса и стимулируют привлечение дополнительных . Как результат – ускорение развития региона.

К моменту возникновения идеи территории опережающего развития уже существовали особые экономические зоны. Данный проект оказался довольно продуктивным, что и побудило к созданию более профильных территорий. Принципиальное различие между ОЭЗ и ТОЭР заключается в том, что последние созданы исключительно под развитие конкретного инвестора.

ТОЭР создается на 70 лет. За это время инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест.

По истечении данного периода срок работы может быть продлен, что выгодно отличается от ОЭЗ, которая не предусматривает продления работы после 49 лет.

Еще одна важная особенность территории: здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых. Также тут запрещено производить товары, которые должны получать акцизы.

Для чего создавались такие территории

Причина создания данных объектов заключается в стремлении сформировать в отдаленных уголках страны мощные экономические центры, которые станут притягивающим объектом в регионе. Именно на территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни.

Привлекательная для крупного бизнеса территория обеспечивает комфортную площадку для развития бизнеса в России.

ФЗ об особых экономических зонах

Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.

В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.

Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».

Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:

  1. Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
  2. Возможно освобождение от таких налогов, как , налог на имущество.
  3. Социальные взносы снижаются до 7,6%.
  4. На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
  5. Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
  6. Возможность упрощенного привлечения и и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
  7. На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
  8. Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
  9. Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
  10. Широкий спектр специальных государственных услуг.

Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.

В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.

Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

В законодательном акте прописаны виды зон. Предписано создать следующие типы особых экономических зон:

  • Промышленно-производственные ОЭЗ.
  • Технико-внедренчесские зоны.
  • Туристические зоны.
  • Логистические центры.

Каждый из типов отличается характером производства, а, следовательно, и нормативной базой, и условиями льгот. Зоны отличаются по площади: так для промышленно-производственных зон предусмотрено выделении не более чем 20 квадратных километров. Второй тип зон может занимать 1 или 2 участка, каждый из которых составляет около 2 квадратных километров площади.

Список особых экономических зон в России

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

  1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
  2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
  3. 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
  4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» — обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ. С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона , которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Нормативный акт № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" принят 23 декабря 2014 г. и вступил в действие 29 декабря того же года. Этот документ определяет правовой статус таких зон, меры господдержки и порядок, в соответствии с которым осуществляется деятельность в их пределах. Рассмотрим далее основные положения нормативного акта № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития".

Определение

Территория опережающего социально-экономического развития представляет собой часть местности субъекта РФ. В ее пределах, согласно правительственному решению, устанавливается специальный правовой режим ведения предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности. Он обеспечивает формирование благоприятных условий для ускоренного общественно-экономического развития, привлечения инвестиций, что, в свою очередь, благотворно сказывается на жизнедеятельности населения в регионе.

Особенности создания

Закон о ТОР (территориях опережающего развития) предусматривает формирование таких зон на период до 70-ти лет по правительственному решению. Их создание осуществляется на основании предложения, поступившего от уполномоченного госоргана. Продление срока предусматривается по решению Правительства. В Постановлении Высшего исполнительного органа при создании указанных зон присутствует:

Предложение по формированию

В ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития" установлены определенные требования к представлениям, направляемым уполномоченным госорганом в правительство. Предложение вносится по согласованию с высшей структурой исполнительной власти региона и МО либо представителями местного самоуправления. К представлению должны быть приложены сведения, указанные выше, а также:

  1. Прогнозный анализ общественно-экономических последствий при создании территории. В нем, в числе прочего, должна присутствовать оценка динамики увеличения объема дополнительной прибыли, поступающей в бюджеты соответствующих уровней.
  2. Хозяйственная и географическая характеристика местности.
  3. Оценка потребностей в задействовании иностранных сотрудников, в том числе по профессиональным и квалификационным группам, в соответствии с ситуацией, сложившейся на рынке труда региона, в пределах которого будет создаваться территория опережающего развития. При этом во внимание также принимаются политические, хозяйственные, демографические и общественные условия, имеющие место в субъекте РФ.
  4. Информация о наличии инвесторов, которые заключили предварительные соглашения с федеральным органом, уполномоченным на составление соответствующего предложения о создании ТОР. В таких договорах должны определяться вид деятельности, который планируется вести в пределах зоны, объем инвестиций, а также предполагаемое число рабочих мест.

Соглашение

Территория опережающего развития формируется на одном или нескольких муниципальных образованиях в пределах одного региона РФ. В тридцатидневный срок с даты принятия правительством соответствующего решения, уполномоченный орган, высшая исполнительная структура власти субъекта, а также распорядительные институты МО или местного самоуправления заключают соглашение о создании зоны. В этом документе могут определяться:

Границы

Их изменение, в соответствии с ФЗ "О территориях опережающего развития", осуществляется по постановлению правительства РФ по предложению уполномоченного госоргана, согласованного с соответствующей высшей исполнительной структурой региона, представителями местного самоуправления. Рассматриваемые зоны не могут располагаться в границах ОЭЗ или ЗТР. При этом территория опережающего развития может включать в себя указанные образования. В пре делах зон могут формироваться объекты, составляющие промышленные (индустриальные) парки.

Распоряжение, владение, пользование инфраструктурными объектами

Закон 473-ФЗ "О территориях опережающего развития" предусматривает, что согласно соглашения, управляющая компания принимает на праве аренды или собственности строения, здания, сооружения, участки земли, хозяевами которых выступают государство или муниципалитет. Распоряжение этим имуществом, а также инфраструктурными объектами осуществляется на условиях и в порядке, определенном правительственными Постановлениями.

Управляющей компании не могут передаваться на праве собственности сооружения, здания, участки, строения, находящиеся в законном владении муниципалитета либо государства, приватизация которых не допускается нормативными актами РФ. ТОР (территория опережающего развития) может включать в себя земельные наделы, на которых располагаются недвижимые объекты, предоставленные гражданам и юрлицам. Данное положение распространяется на объекты, переданные этим субъектам как в собственность, так и в пользование либо владение.

Обеспечение размещения инфраструктурных объектов

Федеральный Закон "О территориях опережающего развития" наделяет управляющие компании рядом функций. К ним, в частности, относят:

  1. Подготовку предложений о внесении изменений в генпланы городских округов, поселений, схемы планирования МО, в пределах которых располагаются рассматриваемые зоны, а также порядок застройки и землепользования.
  2. Организацию строительства и эксплуатации автодорог.
  3. Планирование размещения инфраструктурных объектов на местности.
  4. Организацию транспортного сообщения и обслуживания.
  5. Обеспечение тепло-, электро, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
  6. Организация сбора, транспортировки твердых бытовых отходов, а также строительства объектов, предназначенных для их размещения и утилизации.
  7. Благоустройство ТОР.
  8. Создание условий для обеспечения субъектов, находящихся в пределах зоны, услугами общепита, связи, бытового обслуживания и торговли, организацию досуга этих лиц.

Управляющая компания может выполнять и иные функции, не противоречащие законодательству. Финансирование их производится за счет ее собственных или средств ее дочерних предприятий, из бюджетов соответствующих уровней, иных источников. Если в границах территорий опережающего развития включаются сельские либо городские поселения, то управляющие компании реализуют функции, указанные выше в п. 2, 4-7 на основании соглашения, заключенного между ними, федеральными органами и соответствующими местными структурами власти.

Общий порядок деятельности резидентов

Его устанавливает закон "О территориях опережающего социально-экономического развития", иные отраслевые нормативно-правовые акты РФ, а также соглашение о ведении соответствующих видов деятельности. Юридические лица, которые обладают статусом участника инвестиционного регионального проекта, не могут быть резидентами на таких зонах. Данное ограничение устанавливается в законодательстве РФ о сборах и налогах. Резиденты не могут иметь представительства и филиалы за пределами границ зон со специальным налоговым режимом.

Прекращение существования ТОР

Ликвидация зоны осуществляется в соответствии с правительственным постановлением по предложению, поступившему от уполномоченного органа, если:

  1. Этого требует необходимость охраны здоровья и жизни граждан, культурно-исторических объектов народов РФ, защиты окружающей среды, а также обеспечения безопасности страны и обороны государства.
  2. По истечение трехлетнего периода с даты создания ТОР не было заключено ни одного соглашения о ведении деятельности либо все подписанные договора расторгнуты.

Полномочия органов государственной и местной власти

Они реализуются в соответствии с действующим законодательством. Для органов госвласти и местного самоуправления исключение составляют полномочия, отнесенные к компетенции управляющей компании или федерального органа. К ним, в числе прочего, относится организация и проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Контроль

Закон "О территориях опережающего развития" устанавливает, что надзорные функции могут выполнять только уполномоченные исполнительные государственные либо местные органы. К отношениям, возникающим в связи с осуществлением контроля деятельности, проведением проверок резидентов, применяются положения нормативного акта № 294. Этот документ регламентирует порядок обеспечения защиты прав индивидуальных предпринимателей и организаций при выполнении указанных процедур. Плановые проверки по некоторым видам государственного и муниципального надзора проводятся уполномоченными федеральными и территориальными органами совместно. Порядок их выполнения, а также направления, по которым осуществляется контроль, определяются правительством РФ.

Продолжительность проверки не может быть больше 15 дней с даты ее начала. Относительно одного резидента длительность процедуры не может превышать сорока часов для субъектов малого предпринимательства и десяти часов для микропредприятий в год. Допускается в исключительных случаях продлевать продолжительность проверки, но не больше чем на 10 раб. дн. для малых компаний и 10 ч. для микрофирм. Проведение внеплановых контрольных мероприятий осуществляется в порядке, определенном уполномоченными надзорными органами. Их продолжительность не должна быть больше пяти раб. дн. Данные положения не распространяются на случаи выполнения внеплановых проверок в ходе федерального госконтроля обеспечения защиты гостайны.

Нарушения, допущенные резидентом

В случае их обнаружения в ходе проверки должностные лица муниципальных и государственных надзорных органов составляют предписание об их устранении. Резидент должен получить копию документа не позднее трех дней с момента оформления акта по результатам контрольных мероприятий. Уполномоченные служащие могут вручить субъекту предписание лично или передать через его представителя под расписку, а также направить заказным письмом по почте. В случае, если резидент в установленный срок не устранил допущенные нарушения, соглашение о ведении им деятельности на территории может быть расторгнуто. При этом его статус может быть прекращен в судебном порядке.

В 2005 году был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах России» (от 22.07.2005 № 116-ФЗ). Документ регулирует создание ОЭЗ четырех типов:

  1. промышленно-производственные;
  2. технико-внедренческие;
  3. туристско-рекреационные;
  4. логистические (портовые).

Кроме того, есть свободные экономические зоны, созданные на основании отдельных федеральных законов. Таковых четыре: Республика Крым и г. Севастополь, Калининградская область, Магаданская область и свободный порт Владивосток.

Стоит упомянуть об инновационных центрах и территориях опережающего развития.

Четыре типа ОЭЗ

Промышленно-производственные

На территории ОЭЗ данного типа размещают промышленные предприятия. Пример – ОЭЗ «Алабуга», где действует 22 завода. Среди них предприятия автомобилестроительного кластера (Ford Sollers), производители автостекол («Аутомотив Гласс Альянс Рус»), стройматериалов («Тракья Гласс Рус»), теплоизоляции (Rockwool). Есть кластер поставщиков компании McDonalds: производитель салатов «Белая дача», изготовитель бумажных стаканчиков «Хухтамаки», распределительный центр «Хави Логистикс».

Еще один пример промышленно-производственной ОЭЗ – «Титановая долина» (Свердловская область). Сфера деятельности ее резидентов – высокотехнологичное производство, а объем инвестиций каждого – не меньше 120 000 000 ₽. Один из восьми резидентов – предприятие «Микромет», которое изготавливает металлические порошки из сплавов титана, изделия из порошков методом аддитивных технологий.

Технико-внедренческие

Задача этих ОЭЗ – стимулировать развитие инноваций и научных разработок. Особые зоны данного типа находятся в крупнейших научно-образовательных центрах, где есть научные институты, вузы, НИИ. Например, ОЭЗ «Дубна» расположена в 120 км от Москвы в городе, который наделен статусом наукограда.

Туристско-рекреационные

Эти ОЭЗ создают для развития и оказания услуг в сфере туризма. Пример такой зоны – «Алтайская долина». Главные направления ее деятельности: экологический, историко-культурный, лечебно-оздоровительный, экстремальный туризм. Сегодня резидентами являются несколько компаний. Здесь строят историко-развлекательный комплекс «Этническая деревня», парк развлечений и горнолыжный курорт.

Логистические (портовые)

Пока в России две логистические зоны: «Ульяновск» и «Советская Гавань» (Хабаровский край). Задачи первой: производство, обслуживание и ремонт авиационной техники; логистика авиационных грузов. Задачи второй: логистика, перевалка грузов, обслуживание судов, переработка морепродуктов.

Территории опережающего развития

В 2014 году приняли закон о территориях опережающего развития (Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ). Создают их на 70 лет. В настоящее время такие территории созданы в Приморском крае, Амурской области, Хабаровском крае и других регионах. Здесь, как и в ОЭЗ, для резидентов действуют налоговые льготы.

В чем отличие ОЭЗ от территорий опережающего развития? ОЭЗ – это земельные участки, где компания вправе заниматься определенной деятельностью. Государство создает здесь инфраструктуру, резидент ОЭЗ обязуется инвестировать существенные средства. Территории опережающего развития – это целые муниципальные образования, которые необходимо развивать. Заманить сюда бизнесменов возможно только за счет налоговых льгот. При этом инвестиции для создания бизнеса на территории опережающего развития не столь существенны.

Льготы территорий опережающего развития (ТОР)

Налог на прибыль

Для резидентов ТОР ставка налога в федеральный бюджет с деятельности, которая ведется на территории опережающего развития, равна 0%. Платежи в региональный бюджет не превышают 5%, причем со всей налоговой базы. Такой режим действует пять налоговых периодов, начиная с периода, когда Вы получите первую прибыль. Так, если Вы зарегистрируете компанию в ТОР в 2016 году, а прибыль появится в 2018-м, то пониженные ставки Вы вправе применять в 2018 – 2022 годах.

Страховые взносы

Их размер снижен до 7,6% (6% – в ПФР, 1,5% – в ФСС, 0,1% – в ФФОМС). Льготы действуют 10 лет с месяца, следующего за месяцем получения статуса резидента. Но воспользоваться пониженными тарифами могут только те страхователи, которые зарегистрировались в ТОР не позднее трех лет со дня ее создания.

НДС

Резиденты ТОР имеют право на заявительный порядок возмещения НДС. В этом случае деньги из бюджета поступят на счет компании в течение 11 рабочих дней после подачи документов. Для этого налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации представляет в инспекцию заявление с указанием реквизитов банковского счета. Гарантией выступает договор поручительства с управляющей компанией ТОР. Это акционерное общество, которое назначает Правительство РФ.

Показатель Налог на прибыль (единый налог при УСН) Страховые взносы Уменьшение налога за счет учета взносов в расходах
Компания на ОСН в обычном регионе РФ
Первые пять лет работы 10 000 000 ₽ 4 860 000 ₽ 972 000 ₽ 13 888 000 ₽
Вторые пять лет работы 10 000 000 ₽ 5 100 000 ₽ 1 020 000 ₽ 14 080 000 ₽
Компания на упрощенке с объектом «доходы минус расходы»
Первые пять лет работы 7 500 000 ₽ 3 840 000 ₽ 576 000 ₽ 10 764 000 ₽
Вторые пять лет работы 7 500 000 ₽ 5 100 000 ₽ 765 000 ₽ 11 835 000 ₽
Компания на территории опережающего развития
Первые пять лет работы 2 500 000 ₽ 1 140 000 ₽ 57 000 ₽ 3 583 000 ₽
Вторые пять лет работы 6 000 000 ₽ 1 140 000 ₽ 136 800 ₽ 7 003 200 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР в первые пять лет работы
10 305 000 ₽
7 181 000 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР во вторые пять лет работы
По сравнению с компанией на ОСН 7 076 800 ₽
По сравнению с компанией на упрощенке 4 831 800 ₽

Тенденции в развитии ОЭЗ

Чтобы заинтересовать инвесторов, управляющие компании ОЭЗ совершенствуют инфраструктуру. В частности:

  • улучшают условия проживания инженеров и строителей – возводят для них небольшие города;
  • открывают коворкинг-центры, деловые центры (здесь удобно размещать временные рабочие места, общаться с партнерами, с другими участниками ОЭЗ);
  • разрабатывают программы сотрудничества с вузами и другими учебными заведениями.

Для вновь созданных компаний требуются квалифицированные кадры. Поскольку ОЭЗ расположены в удалении от крупных городов, решение проблемы дефицита специалистов выходит на первый план. Так, ОЭЗ «Дубна» ежегодно вместе с властями города организует школу «Кадры будущего». Приглашают студентов и выпускников, знакомят с условиями работы и проживания. Сотрудничает с учебными заведениями и управляющая компания ОЭЗ «Титановая долина».

Экспертное мнение

Особая экономическая зона «Алабуга» создана в 2005 году. За это время произошло много изменений. Расскажу об основных тенденциях развития нашей зоны.

  1. Создание индустриальных парков на территории ОЭЗ. Не каждый резидент желает строить завод. Бывает, что производство надо запустить максимально быстро. Поэтому в «Алабуге» появились индустриальные парки. Это готовые производственные площади, которые резидент может брать в аренду. Сейчас у нас два парка: частный «А Плюс парк Алабуга» и построенный на средства управляющей компании модульный парк «Синергия». Мы намерены продолжить развитие этого направления.
  2. Улучшение социальной инфраструктуры. Мы поняли, что социальная инфраструктура – важный фактор инвестиционной привлекательности. «Алабуга» находится вдали от Москвы и Санкт-Петербурга. Иностранные инвесторы опасаются, что не найдут здесь тот уровень жизни, к которому привыкли. Поэтому мы на средства управляющей компании возводим неподалеку от ОЭЗ, в уютном уголке Елабуги коттеджный поселок «Три медведя». Здесь строим 40 домов под аренду специально для топ-менеджеров компаний-резидентов. В этом же поселке открыли международную школу. Обучение ведется на английском языке. Экспаты уверены, что их дети получат достойное образование.
  3. Бесплатное подключение к электросетям. Главное преимущество ОЭЗ сегодня – это даже не налоговые и таможенные льготы, а промышленная инфраструктура. Так, у нас на площадке проложено 30 км дорог, более 10 км железнодорожных путей, проведены газ, электричество, вода. При этом мы предоставляем бесплатное подключение к электросетям, а это недешевая услуга. Для резидентов действуют собственный таможенный терминал, контейнерная площадка.
  4. Ставка резидентов на местное сырье. Сегодня, когда автомобильный рынок просел, объемы выпуска Ford Sollers и производителей автокомпонентов снизились. Зато наш резидент – компания Kastamonu, сделавшая ставку на местное сырье и ресурсы при изготовлении МДФ и ламината, отлично чувствует себя на фоне снижения курса рубля. Еще один резидент, который известен на всю страну, – производитель электроинструментов «Интерскол». Компания постоянно модернизирует продукцию, разрабатывает новые модели.
  5. Тщательный анализ бизнес-планов потенциальных резидентов. Чтобы получить статус резидента, надо пройти ряд процедур. Их перечень не меняется. Бюрократической составляющей немного, бизнесу не стоит опасаться каких-либо сложностей. К тому же ОЭЗ готова оказать резидентам необходимую поддержку. В то же время мы стали тщательнее анализировать бизнес-планы потенциальных инвесторов. Это связано с тем, что сегодня выше риск неудачи проекта. Поэтому наши сотрудники внимательно изучают инвестиционные проекты. Они оценивают риски и только после этого допускают (или нет) проект на рассмотрение наблюдательного совета ОЭЗ.
Михаил Миронов, Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга»