Фондирование (Funding) - это. Фондирование - это что такое

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ИСТОЧНИКИ ФОНДИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

Российский банковский сектор в условиях западных санкций, снижения экономического роста оказался в сложной ситуации. С середины 90-х гг. XX века РФ выступает как активный участник международного долгового рынка. И поэтому ограничение банков с вводом санкций к внешнему фондированию оказали существенное влияние на банковскую систему страны. Ведь значительная часть внешнего долга РФ была сформирована за счет внешних заимствований преимущественно с использованием рыночных инструментов.

Украинский конфликт, антироссийские санкции, колоссальное падение цен на нефть, существенные выплаты по корпоративным внешним долгам - все эти факторы ослабили банковскую систему РФ. Поэтому в сложившейся ситуации актуальным является анализ текущего состояния банковского сектора, источников фондирования российских банков и путей наращивания ресурсной базы.

Под фондированием понимают привлеченные ресурсы, которые используются банком в целях обеспечения своей основной деятельности. Источниками фондирования выступают:

  • - средства на депозитных, расчетных и текущих счетах клиентов;
  • - заимствования на рынках капитала, российских и международных;
  • - межбанковские кредиты и др.

В настоящее время основная доля привлеченных средств в банках формируется за счет средств клиентов.

Оценка финансовой деятельности банка всегда предполагает анализ структуры фондирования, в том числе его срочность и стоимость.

Виды фондирования:

  • 1. Долгосрочное (например, заимствования на рынках капитала).
  • 2. Краткосрочное (например, текущие и расчетные счета клиентов).

Сбалансированность ресурсной базы с активами по срокам обеспечивает полноценное функционирование банка.

Стоимость привлеченных ресурсов условно можно разделить на высокую, например, у выпущенных облигаций, и низкую - у средств клиентов на текущих и расчетных счетах.

Следует отметить, что устойчивость банка во многом зависит от разнообразия ресурсной базы, допущение зависимости кредитной организации от какого-либо источника фондирования очень рискованно. Так, банки, фондирующиеся в основном на межбанковском рынке, как правило, в большей степени уязвимы в периоды экономической нестабильности .

Очевидным является тот факт, что банковская система и экономика страны тесно взаимосвязаны. Ведь стабильное развитие банковской сферы оказывает значительное влияние в обеспечении эффективного распределения финансовых ресурсов, а также способствует экономическому росту страны и нормальному функционированию экономики в целом. В свою очередь, экономическая среда играет важную роль в поддержании стабильности банковского сектора .

В 2014 г. в связи с эскалацией геополитической напряженности между РФ и Украиной банковская система нашей страны оказалась под давлением масштабных экономических санкций, введенных США и их сторонниками. Ввод санкций проходил поэтапно: в начале они исходили со стороны США и стран ЕС, позже список был расширен и другими государствами.

Под санкции попали банки со значительной долей государственного участия («Внешэкономбанк», ПАО «Сбербанк», АО «Газпромбанк», ПАО «Банк ВТБ» и АО «Россельхозбанк») и частные банки (например, Банк «Россия», Банк «Северный морской путь»). В результате ужесточения режима экономических санкций главные корпоративные заемщики - банки и компании с государственным участием - лишились доступа на международный рынок капитала, что означало отключение крупнейших банков от долгосрочного финансирования странами, которые вели санкции: получение фондирования стало возможным на срок не более 30 дней. А банки из так называемого «списка SDN» не имеют возможности вести платежные операции в валюте - евро и долларе .

Относительная стабилизация украинского конфликта к середине 2014 г. способствовала улучшению отношения международных инвесторов к российскому корпоративному долгу. АО «Альфа-банк» успешно разместил еврооблигации объемом 350 млн. евро на три года, стоимость заимствования оказалась высокой - 5, 5% годовых. Разместить бумаги смогли и банки с государственным участием: ПАО «Сбербанк» - еврооблигации объемом 1 млрд. евро по цене 3, 4% годовых на пять лет; ОАО «Газпромбанк» - еврооблигации объемом 1 млрд. евро по цене 4, 0% годовых на пять лет .

Однако в условиях отсутствия возможности рефинансирования долга за счет внешних источников в связи с дальнейшим ужесточением санкций банки начали искать денежные средства на внутреннем рынке для обслуживания и погашения внешнего долга (внутренними источниками фондирования явились средства организаций и сбережения населения). За 2014-2015 гг. депозиты физических лиц, по данным ЦБ РФ, возросли на 25, 2% (что составляет 4, 7 трлн. руб.), а депозиты юридических лиц - на 17, 9%, или 2, 0 трлн. руб. За 2016 г. депозиты физических лиц увеличились на 4, 5% (на 1, 04 трлн. руб.), а юридических лиц сократились на 12, 1% (на 1, 6 трлн. руб.) .

По данным ЦБ РФ, с 1.01.2014 г. по 1.10.2016 г. совокупный внешний долг РФ сократился на 28, 7%, т.е. на 209, 4 млрд. долл. США (по предварительной оценке ЦБ РФ, на 1 января 2017 г. внешний долг составил 518, 7 млрд. долл. США и за год практически не изменился - увеличение на 0, 3 млрд. долл. США). Величина международных резервов за этот же период сократилась на 21, 9%, на 111, 9 млрд. долл. США. Таким образом, если на 1.01.2014 г. международные резервы покрывали 70% внешнего долга, то по состоянию на 1.10.2016 г. - 76, 6%. Уменьшению внешнего долга способствовало резкое сокращение внешних заимствований. Также основным источником сокращения долга за 2014-2015 гг. стали валютные кредиты, которые ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам за счет международных резервов РФ, а не прибыль, полученная банками .

Прошло около трех лет с момента принятия финансовых санкций в отношении РФ. Банковская система смогла приспособиться к новым экономическим реалиям, пережив макроэкономический шок. Объем прибыли в январе 2017 г. банковского сектора (114 млрд. руб.) продолжает позитивную тенденцию второй половины 2016 г. По-видимому, такой объем прибыли связан с снижением стоимости фондирования с учетом значительного роста резервов на возможные потери по итогам первого месяца 2017 г.

ЦБ РФ в 2014 г. был основным источником фондирования банков, что было связано с закрытостью внешних рынков, оттоком клиентов и спросом на кредиты (это увеличило зависимость банковского сектора от государства). По данным агентства Fitch Ratings, суммарное государственное фондирование банков РФ в июле 2014 г. достигло рекордного уровня в 7, 1 трлн рублей, что составило 13, 7% от всех обязательств сектора. Получается, что весь реальный рост кредитования был профинансирован ЦБ РФ (увеличение до 5, 6 трлн. руб.), из федерального и региональных бюджетов (увеличение до 624 млрд. руб.) и от Министерства финансов РФ (увеличение на 36 млрд. руб.) .

В 2015 г. зарубежные источники фондирования для российских банков были все также ограничены. Это способствовало стимулированию банков к интенсивному использованию внутренних источников (рисунок 1).

финансовый банк кредитный заимствование

Рисунок 1 - Структура пассивов банковского сектора за 2015 г.

A - Фонды и прибыль банков (9, 1%)

B - Средства, привлеченные от ЦБ РФ (6, 5%)

C - Счета банков (9, 1%)

D - Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от КО-резидентов (6, 1%)

E - Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от КО-нерезидентов (2, 5%)

F - Вклады физических лиц (28, 0%)

G - Средства, привлеченные от организаций-резидентов (28, 1%)

H - Средства, привлеченные от организаций-нерезидентов (6, 2%)

I - Облигации, векселя и банковские акцепты (2, 4%)

J - Прочие пассивы (10, 3%)

Вклады физических лиц за 2015 г. выросли до 23, 2 трлн. руб., если исключить влияние курсовой разницы, вклады увеличились на 16, 8%. Они являются наиболее существенным источником фондирования, в особенности для региональных банков. Отразим распределение вкладов физических лиц на счетах по группам банка (таблиц 1).

Из данных таблицы 1, мы видим, что банки, которые контролируются государством, занимают лидирующие позиции на рынке вкладов физических лиц. За 2015 г. доля вкладов физических лиц в общем объеме по банковскому сектору данной группы банков увеличилась на 2, 7%, а в пассивах этот показатель увеличился на 5, 4%.

Таблица 1 - Распределение вкладов физических лиц на счетах по группам банков

Также следует отметить, что объем ресурсов, который кредитные организации привлекали с помощью выпуска облигаций, сократился за 2015 г. до 1, 3 трлн. руб., на 6, 7%. Доля облигаций в пассивах банковского сектора уменьшалась с 1, 7 до 1, 5% .

В 2015 г. стоимость ресурсов ЦБ РФ для российских банков, по оценкам АКРА, была равна 9, 6% годовых. Процентные расходы по операциям рефинансирования ЦБ РФ в абсолютном объеме установили исторический рекорд и составили 631 млрд. руб.

Основная причина роста стоимости фондирования, привлеченного от ЦБ РФ, - исторически высокий уровень ключевой ставки, наблюдавшийся большую часть 2015 г. По состоянию на 01.01.2016 г. было установлено 25 банков, в которых доля фондирования от ЦБ РФ в пассивах составляла свыше 20%. Рост объема заимствований у мегарегулятора негативно влияет на чистый процентный доход и финансовый результат банков в целом, так как подобное фондирование отличается высокой и волатильной стоимостью . Рассмотрим объемы операций кредитования ЦБ РФ в таблице 2 .

Таблица 2 - Объемы операций кредитования ЦБ РФ за период 2014-2016 гг., млрд. руб.

По данным таблицы 2 мы видим, что общий объем операций кредитования ЦБ РФ сокращается, за рассматриваемый период он сократился на 17, 4%, то есть на 12 762, 2 млрд. руб. Такое сокращение произошло в основном за счет уменьшения объема внутридневных кредитов на 18, 3%. Объемы ломбардных и кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, также сократились за анализируемый период - на 25, 2 и 13, 2% соответственно.

В условиях отсутствия доступа к ресурсам мирового рынка ссудного капитала и возникновения дефицита фондирования российские банки были вынуждены конкурировать за средства вкладов - физических лиц - ресурс весьма дорогой и неустойчивый.

Влияние банков на данный ресурс ограничен, оно может осуществляться прежде всего посредством процентной политики по вкладным операциям и разнообразия номенклатуры депозитов, максимально отражающей потребности и запросы клиентов.

Рассмотрим объемы привлеченных кредитными организациями средств (таблица 3) .

Таблица 3 - Объемы привлеченных кредитными организациями средств, млрд. руб.

Удельный вес, %

Удельный вес, %

Удельный вес, %

2016 г. к 2014 г. в %

Средства на счетах организаций, всего

государственных

В рублях

В иностранной валюте

негосударственных

В рублях

В иностранной валюте

Вклады физических лиц, всего

В рублях

В иностранной валюте

Депозиты юридических лиц, всего

В рублях

В иностранной валюте

В 2014-2016 гг. в условиях внешних санкций формирование ресурсной базы стало осуществляться в основном за счет внутренних источников.

В условиях отсутствия доступа к ресурсам мирового рынка ссудного капитала и возникновения дефицита фондирования российские банки были вынуждены конкурировать за средства вкладов - физических лиц - ресурс весьма дорогой и неустойчивый. Влияние банков на данный ресурс ограничен, оно может осуществляться прежде всего посредством процентной политики по вкладным операциям и разнообразия номенклатуры депозитов, максимально отражающей потребности и запросы клиентов.

Исходя из данных таблицы 3, мы можем сделать вывод, что на протяжении 2014-2016 гг. в привлеченных кредитными организациями средствах преобладают вклады физических лиц. И их доля в общем объеме возрастает: на 01.01.2017 г. удельный вес вкладов физических лиц составил 54, 6% (увеличение на 3, 7% в сравнении с 2014 г.). При этом наибольшая часть вкладов физических лиц - это рублевые депозиты.

Депозиты юридических лиц составляют треть в общем объеме привлеченных средств. Однако их доля уменьшилась за 2014-2016 гг. с 30, 4% до 26, 0%, то есть на 3, 6%. Наблюдалось сокращение как рублевых депозитов, так и депозитов в иностранной валюте.

В начале 2016 г. в ПАО «Сбербанк» был зафиксирован существенный отток средств с депозитов юридических лиц - 372 млрд. руб., или 5, 5% (их объем сократился до 6, 4 трлн. руб.).

В ВТБ данный показатель сократился до 4 трлн. руб. за март 2016 г. (на 418, 2 млрд. руб.), в ВТБ 24 - до 362, 9 млрд. руб. (на 8, 2 млрд.), Газпромбанк - до 1, 2 трлн. руб. (на 32, 4 млрд.), Альфа-Банк - до 750, 5 млрд. руб. (на 71 млрд.), Россельхозбанк - на 32, 4 млрд рублей (до 1, 2 трлн).

По мнению экспертов, причина оттока средств юридических лиц может заключаться в снижающихся ставках по «корпоративным» депозитам, а также валютной переоценке. По словам аналитика Национального Рейтингового Агентства, в отношении оттока речь преимущественно идет о закрытии коротких квартальных депозитов юридических лиц, открытых в конце 2015-начале 2016 гг. .

По мере обеспечения прироста ВВП должен появиться пласт прибыльно работающих предприятий, которые будут размещать средства в финансовую систему, в том числе и банковскую, что положительно скажется на внутреннем фондировании российских банков и доходности банковского сектора в целом.

Далее проведем оценку заимствований на внешнем рынке. Как мы уже отмечали выше, в марте 2014 г. в связи с обострением украинского кризиса для российских заемщиков внешний рынок был практически недоступен. Однако в мае 2016 г. РФ вернулась в качестве суверенного заемщика на международный долговый рынок. Были размещены еврооблигации объемом 1, 75 млрд. долл. США по цене 4, 75% годовых на срок 10 лет.

Отметим, что подготовка данного выпуска потребовала большого напряжения сил, что было связано с значительной степенью неопределенности относительно результатов размещения, так как на потенциальных участников банковского синдиката было оказано неформальное давление со стороны руководства США и ЕС.

В ходе подготовки данной сделки Министерство финансов РФ направило заявки 25 зарубежным банкам (среди них BNP Paribas, Bank of America Merrill Lynch, Bank of China и др.). Но все 25 банков отказались принять участие в размещении, сославшись на рекомендации властей США и ЕС. В результате чего главным организатором выпуска стал ВТБ Капитал (инвестиционное подразделение группы ВТБ).

Министерством финансов были включены специфические оговорки в проспект эмиссии, обусловленные действующим режимом санкций со стороны США и ЕС:

  • 1. Теперь Национальный расчетный депозитарий будет выполнять депозитарно-клиринговые функции, а не Euroclear и Clearstream - международные депозитарно-клиринговые системы.
  • 2. В связи с тем, что любые платежи в долларах проходят через американскую банковскую систему, сохраняется риск блокировки подобных платежей из-за санкций. Поэтому условия эмиссии включают возможность выплат инвесторам в фунтах стерлингов, евро или швейцарских франках, если из-за определенных геополитических причин платежи в долларах США станут невозможны.
  • 3. Министерство финансов взяло на себя обязательство не использовать привлеченные денежные средства от выпуска еврооблигаций на нарушающие санкции США или ЕС цели.

В 2017 г. размещение акций российских эмитентов принесло 1, 2 млрд. долл. США. По данным аналитиков Citi, данное размещение за январь-февраль 2017 г. стало максимальным с 2011 г. (рисунок 2). Руководитель корпоративно-инвестиционного банка Citi подчеркивает, что активность на рынке акций в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки феноменальная: первичное размещение «Детского мира» - 300 млн. долл. США; вторичное размещение «Фосагро» - 250 млн. долл. США; вторичное размещение UC Rusal - 240 млн. долл. США. А также холдинг En+ заявил о подготовке первичного размещения.


Рисунок 2 - Размещение акций российских компаний, млн. долл. США - IPO/SPO с начала 2017 г. по 17 февраля включительно

Рынок еврооблигаций для РФ открылся в середине 2016 г. Их размещение в 2016 г. превзошло показатель 2015 г. почти в 4 раза (рисунок 3). С точки зрения интереса инвесторов к российскому риску рынок вернулся к состоянию до 2014 г. С начала 2017 г. были закрыты сделки с евробондами: Альфа-банка; «Полюса»; UC Rusal; Северстали.


Рисунок 3 - Еврооблигации, выпущенные российскими копаниями, млн. долл. США

Существенная волатильность нефтяных цен, формирование новой администрации США, а также определенные позитивные изменения в российской экономике способствовали оживлению интереса зарубежных инвесторов к РФ. Помимо этого, относительная стабильность геополитической обстановки и стабильность на сырьевых рынках также оказали положительное влияние. По славам руководителя «Сбербанк CIB», окно для размещений действительно открылось и в ближайшие месяцы стоит ждать новых как первичных, так и вторичных размещений.

В условиях отсутствия глобального экономического роста сосредоточение инвесторов пришлось на активы, обеспечивающие быструю доходность. Ценные бумаги в РФ в сравнении с другими развивающимися экономиками достаточно недороги, дивиденды российских компаний высоки, их средняя доходность составляет 4, 6%, а без потребительского сектора - 6-7%. В данных условиях, по мнению портфельного управляющего «Альфа-капитала»: «Кто-то решит зафиксировать прибыль, и будут новые первичные и вторичные размещения.»

В 2017-2018 гг. ожидается продолжение оживления и на рынке евробондов (погашаются большие выпуски 2012-2013 гг., появившиеся во время бума) .

Таким образом, в ближайшее время, вероятно, международный долговой рынок будет становится более доступным для РФ. Условия внешнего фондирования для российских банков при отсутствии обострения ситуации на геополитической арене и серьезных внешних шоков будут постепенно улучшаться. В связи с этим на международном долговом рынке можно ожидать активизации деятельности российских корпоративных эмитентов. Что же касается выпуска российских еврооблигаций, то он напрямую связан с текущей политической конъюнктурой.

Какие пути наращения ресурсной базы банков существуют? Каковы перспективы развития внешнего фондирования?

С точки зрения сроков, объемов и стоимости денежных ресурсов, российским банкам и компаниям важно использовать плюсы международного долгового финансирования. Вероятно, что ЦБ РФ будет стимулировать имеющие доступ к внешнему финансированию, коммерческие банки и компании привлекать максимально возможные объемы денежных средств. Если говорить о банках, попавших в санкционный список, то поиск альтернативных внешних источников финансирования будет происходить прежде всего в странах Восточной Европы и арабских странах.

Однако, следует понимать, что восточные инвесторы не смогут заменить в полном объеме инвесторов из США и стран Западной Европы. Что объясняется следующими причинами:

  • 1. В связи с тем, что западные инвестиции - это преимущественно негосударственные инвестиции, денежные средства многочисленных частных инвесторов, существует возможность мобилизовать большой объем денежных ресурсов в короткие сроки. В качестве основного источника инвестиций на Востоке рассматривается Китай. Там финансовые ресурсы сосредоточены в государственных банках, они находятся под строгим контролем органов государственного управления. Вследствие чего, любые расходы, которые будут связаны с покупкой долговых ценных бумаг российских эмитентов, потребуют длительных многоступенчатых согласований на различных уровнях без гарантии окончательного положительного решения.
  • 2. В связи со сложившемся финансово-экономическим положением в Китае, ему в ближайшее время потребуются денежные ресурсы для решения острых внутренних проблем. Поэтому в данной ситуации ожидать крупномасштабных вложений в российские долговые обязательства не стоит. Также необходимо отметить, что последние несколько лет Китай является одним из главных заемщиков на международном долговом рынке.
  • 3. И, наконец, несмотря на то что Китай формально не присоединился к режиму антироссийских санкций, он не захочет портить отношения с США и ЕС в результате активного кредитования российских заемщиков. В лучшем случае китайская сторона будет вкладывать деньги в совместные с РФ проекты, в реализации и финансировании которых будет заинтересован, в первую очередь, сам Китай .

Что касается арабских стран как альтернативных потенциальных инвесторов, то следует отметить недостаточно высокий уровень межгосударственного финансово-экономического и политического сотрудничества РФ с данными странами.

Таким образом, банки и компании осуществляют финансовые транзакции в рамках юрисдикций стран, на которые не распространяются санкции США и ЕС. Кроме того, банки переориентировались на внутренние источники фондирования - средства, привлеченные на российском рынке облигаций, и вклады населения. Однако это не означает, что не нужно работать по другим направлениям в целях диверсификации источников внешнего финансирования.

Существует и другая точка зрения. По мнению ряда ученых, наиболее оптимальным и быстрым выходом из сложившейся ситуации является развитие инновационной среды, которое невозможно без венчурного финансирования.

За 2012-2015 гг. объем венчурных инвестиций сократился на 60 %, что составляет 225, 27 млн. долл. США. Совокупный объем венчурных инвестиций за 9 месяцев 2016 г. достиг 71% от аналогичного показателя 2015 г. Однако, помимо объемов венчурных инвестиций не менее важны для развития венчурной индустрии показатели выходов, поскольку именно возможность выхода привлекает новых инвесторов. По итогам 9 месяцев 2016 г., активность венчурных инвесторов по выходу из ранее проинвестированных компаний отмечалась на достаточно высоком уровне - 85% от уровня 2015 г. (29 выходов против 34 в 2015 году) .

Однако для развития венчурного рынка необходима система государственного регулирования, которая обеспечит возможности привлечения зарубежных инвесторов путем пересмотра существующих налоговых и иных условий вложения и вывода иностранного капитала, а также создаст условия эффективности финансовой составляющей инновационной инфраструктуры.

Литература

  • 1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. Анализ стоимости фондирования банковского сектора. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/storage/comment/5/20160220_RFIKL.pdf
  • 2. Балюк И.А. Россия на международном долговом рынке: современное состояние и финансовые риски / И.А. Балюк // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 3. - С. 26-33.
  • 3. Дедова О.П. Совершенствование государственного регулирования развития венчурного финансирования в России в условиях санкций и импортозамещения / О.П. Дедова // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 50-53.
  • 4. Информационно-аналитическое агентство Cbonds. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbonds.ru/
  • 5. Национальный банковский журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbj.ru/publs/banki-i-mir/2017/02/13/den-gi-est-no-privlech-ix-neprosto/
  • 6. Новости. Банки.ру информационный портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=6695979
  • 7. Носова Т.П., Бут А.В. Факторы конкурентоспособности банков / Т.П. Носова, А.В. Носова // Актуальные вопросы экономики и менеджмента: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. - 2015. - С. 34-37.
  • 8. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/bsr/bsr_2014.pdf
  • 9. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/bsr/bsr_2015.pdf
  • 10. Российская ассоциация венчурного инвестирования. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2016 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/#download
  • 11. Словарь банковских терминов. Банки.ру информационный портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/fondirovanie/
  • 12. Центральный Банк Российской Федерации - Статистические материалы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/
  • Расходы банков по средствам ЦБ РФ установили рекорд . На фоне высокой ключевой ставки и существенных объемов рефинансирования, российские банки несут впечатляющие процентные расходы. Банк России за период с 2008 года заработал на этих операциях 1,7 трлн руб.
  • Фондирование от регулятора остается самым дорогим источником после облигационного рынка. В 2014 и 2015 годах операции рефинансирования Банка России негативно влияли на финансовый результат банковского сектора.
  • Банкам становится труднее компенсировать стоимость операций рефинансирования Банка России. Традиционная стратегия carry trade на облигационном рынке убыточна на системном уровне в последние два года.
  • Концентрация на фондировании от регулятора повышает чувствительность бизнес-моделей банков к рыночным шокам. В системе остаются игроки с существенной долей средств регулятора в обязательствах.
  • Объем заимствований у Банка России в 2016 году будет снижаться и стабилизируется на уровне 4-5% от совокупных обязательств банковского сектора. Это окажет положительное влияние на профиль фондирования кредитных организаций и снизит давление на их финансовый результат.

Стоимость ресурсов Банка России приблизилась к историческому максимуму

По оценкам АКРА, стоимость ресурсов регулятора для российских банков составила 9,6% годовых в 2015 году. В абсолютном объеме процентные расходы по операциям рефинансирования ЦБ РФ составили 631 млрд руб., установив абсолютный исторический рекорд. Всего за период с 2008 года Банк России заработал на операциях рефинансирования кредитных организаций 1,7 трлн руб.

Рисунок 1. Стоимость рефинансирования Банка России

Источник: расчеты АКРА

Основной причиной роста стоимости фондирования, привлеченного от регулятора, является исторически высокий уровень ключевой ставки Банка России, наблюдавшийся большую часть 2015 года. Процентные ставки по инструментам Банка России являются производными от ключевой ставки, поэтому ее динамика определяет и процентные расходы банковского сектора по этим операциям.

На начало 2015 года пришелся пик объема требований регулятора к кредитным организациям (на 01.01.2015 — 9,3 трлн руб.), что в совокупности с высокой стоимостью такого фондирования обусловило рост процентных расходов по этим операциям на 46% по сравнению с уровнем 2014 года.

Для сравнения, аналогичный объем процентных выплат банки заплатили регулятору в совокупности за период с 2008 по 2013 годы включительно.

Привлечение средств регулятора не является альтернативой традиционным источникам фондирования

Несмотря на доступность для широкого круга банков, ресурсы Банка России остаются самым волатильным по стоимости и дорогим источником фондирования (за исключением рынка капитала). На протяжении всего периода активного использования банками кредитов ЦБ РФ и операций РЕПО, стоимость таких операций превышала уровни для классических направлений привлечения средств (от корпоративных клиентов и населения). В анализе учитывались только понесенные банками процентные расходы, без учета накладных и административных расходов по привлечению средств.

Рисунок 2. Фондирование банков — оценка стоимости


Источник: расчеты АКРА

Помимо дороговизны, данный источник фондирования характеризует высокая волатильность в периоды экономической нестабильности: резкая тенденция к росту его стоимости наблюдалась в 2009 и 2014-2015 годах. На этом фоне, стратегия банков по замещению рыночного фондирования средствами регулятора выглядит весьма рискованной.

По оценкам АКРА, с точки зрения негативного влияния на финансовую стабильность банковской системы порогом является превышение среднегодовой доли средств Банка России в совокупных обязательствах уровня в 10%.

Таблица 1. Роль средств Банка России в структуре операций банковского сектора

Источник: расчеты АКРА

Carry trade не оправдывает себя

В условиях низкой кредитной активности банков операции рефинансирования Банка России постепенно перестали выполнять роль замещения традиционного фондирования: относительно высокий уровень ставок на облигационном рынке обусловил популярность стратегии заработка на разнице стоимости операций РЕПО с Банком России и доходности долговых инструментов Ломбардного списка.

Расчеты АКРА показывают, что такой арбитраж был экономически оправдан в период 2009-2013 годов. В 2014 и 2015 годах спред по этим операциям ушел в отрицательную зону, что оказало дополнительное давление на финансовый результат сектора.

Рисунок 3. Фондирование банков — оценка стоимости


Источник: расчеты АКРА

Стратегии различных банков могут сильно отличаться по структуре портфеля облигаций как по эмитентам, так и по дюрации, поэтому для отдельных игроков это может оставаться прибыльным бизнесом. При этом зачастую более доходная стратегия сопряжена с большим уровнем рыночного риска, что отрицательно сказывается на финансовой устойчивости финансового института.

АКРА ожидает, что в течение полугода, по мере замедления инфляции, Банк России может вернуться к вопросу снижения ключевой ставки. Но это может лишь частично снизить стоимость ресурсов, поскольку более их трети привлечено на срок свыше 180 дней. В среднем по системе, в 2016 году спред между доходностью вложений в облигационный портфель и стоимостью средств Банка России в среднем по банковской системе будет находится в околонулевой зоне.

Высокая доля фондирования от регулятора ограничивает кредитное качество банков

Согласно данным отчетности кредитных организаций, размещенной на сайте Банка России, по состоянию на 01.01.2016 насчитывалось 25 банков с долей фондирования от регулятора в совокупных обязательствах свыше 20%. АКРА полагает, что существенная концентрация на одном из источников фондирования (включая операции рефинансирования Банка России) повышает уязвимость бизнес-модели банка к системным рыночным шокам. В отдельных случаях это может свидетельствовать о трудностях с привлечением ресурсов из других источников.

Рост объема заимствований у регулятора оказывает негативное влияние на чистый процентный доход и финансовый результат банков в целом, поскольку это фондирование характеризуется высокой и волатильной стоимостью.

1

Настоящая статья посвящена исследованию текущего состояния банковского сектора в условиях макроэкономической нестабильности. Анализируются риски и чувствительность современного российского банковского сектора к воздействию экономических санкций, дается прогноз его устойчивости. Рассматривается современное состояние банковского сектора, источников его фондирования и уровень ликвидности, а также проблемы после введения санкций для российских банков к структуре кредитного портфеля. Затрагивается вопрос, касающийся кредитной зависимости от компаний из санкционного списка, что заставляет российские банки вносить коррективы в свои кредитные стратегии, чтобы соответствовать запросам международных инвесторов. Даются краткосрочный, а также средне- и долгосрочный прогнозы. Предлагаются меры по нейтрализации и уменьшению негативных последствий санкционного давления на российский банковский сектор.

банковский сектор

фондирование

ликвидность

рефинансирование Банка России

синдицированные кредиты

стресс-тестирование

1. Дубинин С.К. Российская банковская система – испытание финансовым кризисом // Деньги и кредит. – 2015. – № 1. – С. 9–12.

2. Официальный журнал Европейского Союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content.

3. Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.cbr.ru.

4. Российские банки нашли способ обойти санкции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusvesna.su/economy.

5. Сухов М.И. Актуальные вопросы развития банковского сектора Российской Федерации // Деньги и кредит. – 2014. – № 10. – С. 3–7.

6. Текущий кризис, его причины и необходимые меры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/news.

Известно, что экономика страны и банковская система тесно взаимосвязаны. С одной стороны, стабильность банковского сектора играет ключевую роль в обеспечении эффективного распределения финансовых ресурсов, усилении экономического роста и нормальном функционировании и развитии экономики. С другой стороны, макроэкономическая среда оказывает существенное влияние на состояние и стабильность банковского сектора.

В настоящее время, в период экономических санкций, от состояния банков и их устойчивости во многом зависит, насколько быстро и с какими потерями страна преодолеет воздействие макроэкономического шока .

Согласно данным официального журнала Европейского Союза 31 июля 2014 г. ЕС был введен пакет секторальных санкций против аффилированных с государством банков, таких как ОАО «Газпромбанк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Россельхозбанк» и Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» . Роль этих санкций заключается в ограничении доступа крупнейших российских банков к европейскому и американскому финансовому рынку. Кредитные организации, попавшие под санкции, на тот момент отреагировали очень спокойно и заявили о том, что они в состоянии справиться с данной проблемой и продолжат работать в штатном режиме.

Однако дальнейшее развитие ситуации показало, что санкции для банковского сектора означают отключение всех внешних источников фондирования. Так в начале 2015 г. ведущие международные рейтинговые агентства понизили для многих российских банков долгосрочные кредитные рейтинги в иностранной валюте до «мусорного» уровня ВВ+, ВВВ-, прогноз «Негативный» (Агентства «Standard & Poors» и «Fitch Ratings») и до уровня Ва1, Ва2, прогноз «Негативный» (Агентство «Moody’s»), что для потенциальных иностранных инвесторов является сигналом для полного отказа от работы с российскими банками. И, несмотря на попытки переориентации на азиатский рынок, в современных условиях банковский сектор может рассчитывать только на внутренние источники фондирования.

Также необходимо отметить, что объемы, качество и срок привлечения внутренних источников фондирования подвержены влиянию экономической ситуации в стране. В условиях макроэкономической нестабильности остро встает вопрос о доверии вкладчиков к банковской системе, уменьшаются возможности и емкость межбанковского рынка кредитов, банки несут потери, связанные с невозвратом выданных кредитов.

В периоды острых кризисов Банк России, выполняя роль «кредитора последней инстанции», берет на себя основную нагрузку по обеспечению ликвидности банковского сектора, увеличивая объемы и сроки кредитования, расширяя список активов, принимаемых в обеспечение, вводя новые виды кредитов для коммерческих банков, расширяя возможности для рефинансирования существующей задолженности, что позволяет избежать острых негативных последствий для всей экономики страны.

Закрытые внешние рынки, отток клиентов и спрос на кредиты, в том числе для рефинансирования долга, существенно увеличили зависимость банковского сектора от государства. Основным источником фондирования банков в 2014 году стал Центральный банк РФ (табл. 1).

Согласно данным табл. 1, рост объемов кредитования Банком России банковского сектора наблюдается по всем видам предоставляемых кредитов. Но особенно значительным является увеличение выданных кредитов, обеспеченных активами или поручительствами. Показатель 12,1 трлн руб. в 2014 г. против 1,9 трлн руб. в 2013 г. и 2,4 трлн руб. в кризисном 2009 г. свидетельствует о повышении роли Банка России как гаранта стабильности развития банковского сектора, так как именно данная группа кредитов становится для банков источником рефинансирования средне- и долгосрочных иностранных займов в условиях санкционного давления.

Увеличение объемов предоставленных Банком России кредитов коммерческим банкам отразилось на структуре пассивов банковской системы. Нехватку высоколиквидных ресурсов и роль Банка России в поддержании ликвидности подтверждают данные о динамике доли задолженности коммерческих банков перед Банком России (рисунок).

Таблица 1

Объемы предоставленных Банком России кредитов за 2007-2014 гг., млн руб.

Объем внутридневных кредитов

Объем кредитов овернайт

Объем ломбардных кредитов

Объем кредитов, обеспеченных активами или поручительствами

Объем кредитов, обеспеченных золотом

Источник : .

Динамика средней доли задолженности Банку России в пассивах коммерческих банков, 2010-2014 гг. Источник:

При этом Банк России предоставляет кредиты в основном крупнейшим банкам, поэтому данный график относится, прежде всего к этому сектору банковской системы.

Известно, что источником средств для банков, помимо основного фондирования, предоставляемого Банком России, являются депозиты Министерства финансов Российской Федерации и других государственных структур, но в значительно меньшем объеме.

С 2014 года российским банкам приходилось работать в неблагоприятной операционной среде: темпы роста экономики замедлялись, что привело к ослаблению способности заемщиков погашать свои долговые обязательства и к снижению темпов роста кредитных портфелей. Кроме того, для небольших банков повысились риски, связанные с фондированием, а волатильность на валютном рынке, сопровождающая тенденцией обесценивания национальной валюты, усиливала неопределенность в отношении деятельности для всех финансовых институтов, в том числе кредитных организаций, что вело к росту цен на активы, повышению инфляции и процентных ставок, снижению рентабельности капитала (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели российского банковского сектора за 2010-2014 гг.

Показатель

Активы банковского сектора, млрд руб.

Кредитный портфель банковского сектора, млрд руб.

Корпоративные кредиты, млрд руб.

Розничные кредиты, млрд руб.

Вновь созданные резервы на потери по кредитам / кредиты (брутто), %

Обязательства в иностранной валюте / совокупные обязательства, %

Розничные депозиты, млрд руб.

Розничные кредиты / розничные депозиты, %

Рентабельность капитала, %

Чистая процентная маржа, %

Операционные расходы / непроцентные доходы, %


Данные, приведенные в табл. 2, свидетельствуют, что на начало 2015 года сохранялась тенденция устойчивого развития банковской системы последних лет по большинству показателей. Нельзя не отметить самый низкий за пять лет показатель доли обязательств в иностранной валюте в общей величине обязательств, который по итогам 2015 года по прогнозам будет еще ниже.

Прогнозируется замедление роста кредитных портфелей банков. Ограничение спроса на кредиты со стороны корпоративных заемщиков и некоторое снижение показателей в розничном сегменте обусловлено как мерами, направленными на снижение готовности банков выдавать необеспеченные потребительские кредиты, так и повышением стоимости заемных средств. Есть предположение, что к середине 2015 г. рост в сегменте розничного кредитования замедлится до 20-25 %.

Вместе с тем российский банковский сектор и особенно крупные универсальные банки, доминирующие на рынке, имеют хорошие возможности для противостояния этим неблагоприятным условиям. Уровень дисбалансов в российской банковской системе значительно ниже, чем во время банковского кризиса 2008-2009 гг., а регулирование банковской деятельности стало более жестким. К тому же рейтинги российских банков уже учитывают риски, присущие российской экономике, в частности высокий кредитный риск, цикличность и агрессивную практику кредитования .

Что касается прогнозов на средне- и долгосрочную перспективы, то они основаны на заявлениях экспертов, в частности директора департамента финансовой стабильности Банка России Сергея Моисеева, который заявил: «Российским банкам и компаниям в условиях санкций хватит валютной ликвидности на год-полтора», ссылаясь на проведенные недавно регулятором стресс-тесты банковского сектора .

Также по утверждению С. Моисеева, уже в среднесрочной перспективе банковский сектор будет испытывать трудности, а значит, ставится под сомнение его способность в должной степени финансировать экономику страны .

Анализируя данную ситуацию, необходимо отметить, что в современных условиях только лишь внутренними источниками банковский сектор не ограничится, придется искать деньги на азиатских рынках и рынках стран БРИКС (Brazil, Russia, India, China, SouthAfrica). Все это значительно ухудшит условия заимствования, произойдет увеличение ставок по кредитам и удорожание денег. К тому же налаживание новых контактов - процесс долгий и трудоемкий, российские банки не смогут своевременно получить необходимые суммы, а это в свою очередь приведет к падению темпов кредитования и отразится на устойчивости банковской системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе экономические санкции могут привести к ухудшению условий и объемов кредитования российских банков, а впоследствии, замедлению темпов роста экономики.

Согласно прогнозам ведущих экономистов, в долгосрочной перспективе последствия санкций будут еще более негативными. Дефицит ликвидности и фондирования в банковском секторе приведет к остановке экономического роста России или даже к спаду, также неизбежны банкротства и сворачивание бизнес-проектов. Неизбежным может стать снижение доверия инвесторов к российскому рынку, увеличение оттока капитала и, как следствие, падение рейтинга России. Однако стоит отметить, что уже в ближайшее время банки смогут выдавать синдицированные кредиты российским компаниям. Обычно это необходимо для очень крупных и дорогих проектов. Разрабатывается документ, который является первым в своем роде в России и устанавливает единые правила для синдицированных займов на внутреннем рынке. Прежде всего, это позволит банкам и самим компаниям реструктурировать свои кредиты, многие из которых ранее были получены в Европе или США .

Кроме того, новые разработанные стандарты и договоры должны позволить банкам получать финансирование в Банке России под залог синдицированных кредитов. При этом, если стандарты будут приняты большинством участников рынка, это дает толчок для роста кредитования небольшими локальными банками, которые могли бы присоединиться к подобным сделкам. Ранее на этом рынке доминировали международные кредиторы и российские государственные банки.

В целом подобный подход должен поддержать российский банковский сектор. Если же ситуация в корпоративном кредитовании заметно улучшится, может начаться улучшение условий по потребительским кредитам. Стоит отметить, что необходимое финансирование получат важные российские проекты, включая нефтегазовые, что означает снижение зависимости от иностранного рынка капитала. С другой стороны, полностью справиться с падением ликвидности из-за санкций мало вероятно, поэтому действия банков не отменяют необходимости прекращения режима санкций.

Исходя из вышеизложенных фактов, можно выделить следующие меры по нейтрализации и уменьшению негативных последствий санкционного давления на банковский сектор России. В первую очередь необходимо усилить требования регулятора к достаточности капитала и увеличению резервов банка. Во-вторых, ужесточить требования к получению банковской лицензии с целью недопуска на рынок недобросовестных собственников. В-третьих, использовать стресс-тестирования состояния банков с целью моделирования развития экономической ситуации на базе различных сценарных прогнозов и оценки возможных рисков, а также усилить роль Банка России в качестве «кредитора последней инстанции» для поддержания ликвидности банковской системы и предоставления кредитов для рефинансирования задолженности перед иностранными банками.

Немаловажную роль играет интенсификация выхода российских банков на азиатский межбанковский кредитный рынок для перекредитования внешних долгов, если до 2016 г. санкции не будут отменены или смягчены. Также необходимо создать условия для использования как одного из основных внутренних источников фондирования банковской прибыли; сформировать экономическую заинтересованность российских и иностранных инвесторов для вложения средств в банковский капитал.

Перечисленные выше меры ожидаемо находятся в зоне действия внутренних факторов, так как большинство прогнозов не рассматривают возможности в ближайшие 1-1,5 года смягчения санкционного давления, выход на новые иностранные рынки межбанковского кредитования ограничен сроками и стоимостью заимствования. Основной ресурс капитализации банковского сектора лежит внутри страны. При этом потенциал развития отечественной банковской системы в условиях временной изоляции достаточно высок, что позволяет ей избежать кризиса и попытаться стать опорой для всей экономики страны.

Рецензенты:

Белкин В.Г., д.э.н., профессор, советник директора Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток;

Карастелев Б.Я., д.т.н., профессор, заведующий кафедры «Экономика и организация производства», Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток.

Библиографическая ссылка

Стихиляс И.В., Теряева А.С. ФОНДИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 7-4. – С. 843-847;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38833 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Фондирование – это привлечение банком денежных средств со стороны, которые впоследствии расходуются на финансирование активных банковских операций. То есть, банковское учреждение берет в долг некую сумму денег под проценты, которую потом направляет на выдачу кредитов населению или предприятиям, устанавливая более высокий процент. Получившаяся разница в стоимости привлечения и стоимости «продажи» денег – это и есть доход финансово-кредитного учреждения, который еще называют банковской маржой.

Виды и источники фондирования

Источников привлечения денежных ресурсов у любого банка несколько, среди них:

  • средства, размещаемые во вклад или депозит клиентами банка (физическими или юридическими лицами);
  • ресурсы, позаимствованные на международных или российских рынках капитала;
  • межбанковское кредитование.

В зависимости от источника, фондирование можно подразделить на:

  • долгосрочное – в случае привлечения денежных средств на рынке капитала или у стороннего финансово-кредитного учреждения;
  • краткосрочное – при использовании денег, находящихся на счетах клиентов банка.

Полноценная деятельность финансово-кредитного учреждения обязательно требует сбалансированности привлеченных ресурсов с активами банка.

Ставка фондирования

Анализ деятельности любого банковского учреждения неразрывно связан с оценкой структуры привлеченных ресурсов. При этом особое внимание уделяется их срочности и стоимости.

Ставка фондирования – это и есть та самая стоимость привлеченных денежных средств. Расчет такой ставки производится индивидуально для каждой сделки с обязательным учетом срочности ресурсов и необходимого уровня доходности. Причем она рассчитывается как для приходных, так и для расходных операций. Зачем нужно считать ставку фондирования, если банк планирует выдать кредит, например? Все просто – для того, чтобы процентная ставка по такому кредиту не оказалась для банка убыточной.

Ставка фондирования должна быть установлена для следующих сроков привлечения ресурсов:

  • неделя, 2 недели, 3 недели;
  • 1, 2, 3, 4 месяца; 5 месяцев, полгода; 7, 8, 9, 10, 11 месяцев;
  • год, полтора года; 2, 2,5 или 3 года;
  • 5, 7, 10, 15, 20, 25, 30 лет.

Если же срок планируемой сделки отличается от вариантов, указанных выше, ставка фондирования рассчитывается следующим образом:

  1. Относительно операций, направленных на привлечение средств, в расчет берется ближайший к реальному срок фондирования, находящийся в шкале слева. Например, если расчет производится в отношении срока 6 лет, то учитывается ставка, установленная для 5-летнего срока.
  2. По банковским операциям, связанным с размещением средств, учитывается значение справа. Например, если кредит выдается на срок 2,5 месяца, то размер ставки берется из расчета для 3 месяцев.

Получается, что ставка фондирования является своего рода себестоимостью банковских услуг, поэтому правильный ее расчет напрямую влияет на финансовый результат деятельности конкретного финансово-кредитного учреждения.

Фондирование как метод ценообразования

Ценовая политика любого предприятия или учреждения оказывает существенное влияние на финансовый результат и, соответственно, уровень доходности. В процессе ценообразования не просто устанавливается окончательная стоимость услуг, здесь идет колоссальная работа по анализу цен конкурентов и исследованию потребности и предложения в конкретном сегменте рынка.

Банковская сфера – не исключение. Для выдачи кредита или приема денег во вклад тоже нужно провести масштабную работу по установлению процентных ставок. Как вы уже поняли, в основе этих самых ставок будет лежать ставка фондирования, которая, повторимся, является себестоимостью банковской услуги. А окончательная «цена» кредита или вклада включает еще и банковскую маржу.

Как и везде, в банковском ценообразовании есть свои риски:

  • Риск потери ликвидности , в результате которого банк не сможет проводить операции в прежних объемах и на установленных ранее условиях и будет вынужден приостановить работу всего учреждения либо определенного его направления. Например, временное прекращение выдачи наличности с текущих и расчетных счетов или (опять же временное) приостановление кредитования.
  • Процентный риск . При значительных колебаниях ключевой ставки ЦБ РФ или же ставки фондирования могут сильно повыситься затраты банка на выплату процентов по размещенным вкладам или снизиться доход от предоставленных кредитов.
  • Валютный риск – возникает в том случае, когда активы или пассивы банка большей частью представлены в иностранной валюте.

Таким образом, своевременное отслеживание тенденций валютных и фондовых рынков поможет влиять на процесс банковского ценообразования путем регулирования ставки фондирования.

Привлечение ресурсов – это тот процесс в деятельности банка, который нельзя игнорировать или считать несерьезным занятием. Ведь привлеченные фонды – основа, вокруг которой «крутится» вся финансовая деятельность учреждения. Причем для устойчивого положения банка на рынке важно, чтобы ресурсная база была разнообразной. Зависимость от одного источника – это всегда повышенный риск из серии «все яйца в одну корзину».

Фондирование – это привлеченные ресурсы, используемые финансовой организацией для обеспечения своей основной деятельности. Источниками фондирования для банков, например, могут быть средства на расчетных и текущих счетах клиентов, заимствования на рынках капитала, межбанковские кредиты и др. При оценке финансовой деятельности организации всегда анализируют структуру фондирования, в том числе его срочность и стоимость. Для устойчивости организации необходимо разнообразие ресурсной базы. Зависимость финансового института от какого-либо источника фондирования несет в себе повышенные риски, увеличивает уязвимость организации особенно в периоды экономической нестабильности.

Какие источники фондирования сегодня существуют у КПК?

Главный источник средств кредитных кооперативов – это сбережения их пайщиков. В идеальном варианте кооператив как институт финансовой взаимопомощи и в целях минимизации своих рисков должен использовать только эти денежные средства для предоставления займов своим членам. Но в реальной жизни не всегда удается сохранить этот баланс в силу разных причин: например, заемщики не смогли вовремя рассчитаться по своим обязательствам, а кооперативу необходимо сделать выплаты по договорам личных сбережений; или в ситуации паники пайщиков, которые все и сразу требуют досрочно вернуть их сбережения.
Поэтому кроме средств населения за дополнительными финансовыми ресурсами кооперативы могут обратиться к кооперативам второго уровня и банкам.

Есть ли государственные программы поддержки КПК?

Нет. К сожалению, государственные программы не предусматривают никакие варианты субсидий для кредитных кооперативов или иные формы поддержки. Теоретически кооперативы могут обратиться в государственные Гарантийные фонды поддержки, которые есть в каждом регионе, и в качестве субъекта малого бизнеса претендовать на получение гарантий для дальнейшего кредитования в банке. Но практика показывает, что у каждого такого фонда своя политика и, как правило, кооперативам отказывают в гарантиях.

Почему у кооперативов не складывается сотрудничество с банками?

Несмотря на то, что ряд банков публично заявляют о готовности кредитовать кооперативы, опыт взаимодействия с ними складывается непростой. Можно назвать несколько основных причин:

  • Отсутствие капитала и обеспечения у кредитного кооператива. В основном у КПК нет имущества, которое можно было бы предоставить банку в качестве залога. Поэтому изначально банки рассматривают кооперативы как клиентов с высокой степенью риска и устанавливают для них высокие процентные ставки;
  • Непрозрачная деятельность кредитных кооперативов. Только начиная с 2012 г. закон обязал все компании, использующие упрощенный режим налогообложения, вести бухгалтерский учет, а с 2013 г. сдавать в налоговую бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Поэтому оценить реальную финансовую ситуацию в кооперативе, большинство из которых используют УСН, очень трудно;
  • Банки считают кредитные кооперативы своими конкурентами и не видят смысла в их поддержке;
  • Кредитные кооперативы сами не готовы сотрудничать с банками, т.к. очень трудоемко обслуживать кредит, регулярно предоставляя отчетность о своем финансовом состоянии.

Почему кооперативы не могут создать свой кооперативный банк?

Этот вопрос обсуждается в сообществе постоянно. Но есть ряд объективных и субъективных причин, почему пока не удается КПК создать банк.
Есть два пути, как у сектора кредитной кооперации может появиться свой банк:

  • Покупка уже действующего банка. Но тогда его владельцы, как правило, хотят получить сверх собственных средств от 150 до 300 млн рублей в качестве дополнительного вознаграждения за лицензии. Кроме того, покупка влечет принятие рисков, связанных с деятельностью старой команды и прежних хозяев.
  • Создание нового банка. Для этого потребуется около 10 месяцев и 300 млн руб. для минимального уставного капитала. Еще одно препятствие — негласный мораторий на регистрацию новых кредитных организаций, который наложил Банк России.

Кроме того, № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» запрещает прямое участие КПК в кредитной организации. Эту норму можно обойти только за счет кооперативов второго уровня. Правда и им разрешено становиться прямыми участниками банка в размере не более 20% от величины своих активов.
К субъективным причинам можно отнести организационные моменты — кто будет управлять банком, как контролировать его деятельность и затраты, кто и в какой степени сможет влиять на его политику и т.д.
Поэтому пока кооперативам не удается по этому вопросу достичь договоренности и общими усилиями решить финансовые и организационные вопросы.

Как работают кооперативы второго уровня?

Кооперативы второго уровня задумывались как институты для удовлетворения финансовых потребностей и обеспечения финансовой устойчивости кредитных кооперативов. Порядок их работы определен № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», который вступил в силу в 2009 г.
Кооперативы второго уровня создаются не менее чем пятью кредитными кооперативами на основе членства по территориальному или иному принципу. Они формируют предусмотренные уставом фонды, привлекают денежные средства своих членов и предоставляют им займы.
КПК второго уровня должны соблюдать те же нормативы, что и КПК 1-го уровня. Однако требование к формированию паевого фонда для КПК второго уровня выше: минимальная величина — 50 млн рублей. Во-вторых, из-за отсутствия обеспечения у них также есть проблема доступа к дешевым финансовым ресурсам или деньгам банков.
В-третьих, т.к. принцип действия кооператива второго уровня тоже заключается в работе только со своими членами, кооперативам необходимо быть прозрачными, не вести рисковую деятельность и регулярно предоставлять информацию о своем финансовом состоянии.