Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения. Экономическая безопасность

Объект системы обеспечения экономической безопасности неразрывно связан с субъектом. Под субъектом в широком смысле понимается лицо либо группа лиц, осуществляющих предметно-практическую деятельность, направленную на объект. При осуществлении деятельности субъект принимает решения относительно объекта, совершает конкретные действия и несет за них ответственность.

В практической деятельности сложно разделить объект и субъект. Но есть определенные правила, по которым можно идентифицировать объекты и субъекты. Во-первых, процесс принятия решений - это управление. Поэтому идентифицировать и разделить объект и субъект можно, руководствуясь пониманием, кто управляет. Тот, кто управляет, т.е. принимает решение, - субъект , то, чем, или тот, кем управляют, - объект. Субъект всегда является физическим лицом или группой лиц. В силу того что группа лиц, принимающих решения, осуществляет свою деятельность в границах организации, под субъектом также понимаются хозяйствующие субъекты, организации, государственные органы. Неодушевленный предмет, процесс всегда является объектом. Объектом может быть и физическое лицо, организация, государственный орган.

Субъект всегда имеет интересы, которые пытается реализовать посредством процесса управления. Данные интересы являются также объектом экономической безопасности. И совпадение, и противоречивость интересов экономических субъектов порождают угрозы одного из субъектов в адрес другого относительно объекта пересечения их интересов. Другой экономический субъект, в адрес которого направлена угроза, вынужден противодействовать ей.

Субъект экономической безопасности - лицо либо группа лиц, осуществляющих свою деятельность, направленную на объект экономической безопасности. Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.

Субъект экономической безопасности имеет сложный характер, обусловленный не только направленностью его действий (формирование угроз или противодействие им), но и участием в противодействии угрозам субъектов всех уровней независимо от того, к какому из уровней относится объект угрозы.

Аналогично объектам субъекты могут быть отнесены к одному из четырех уровней:

  • 1) мегауровень - государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • 2) макроуровень - региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти и органы управления отраслями;
  • 3) микроуровень - коллегиальные и единоличные органы управления хозяйствующими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, объединениями хозяйств или групп), службы экономической безопасности, сотрудники хозяйствующих субъектов;
  • 4) уровень человека, гражданина - человек, гражданин.

В соответствии с двумя классификационными критериями (характер действий и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности предпринимательства:

  • 1) внешние конструктивные субъекты;
  • 2) внешние деструктивные субъекты;
  • 3) внутренние конструктивные субъекты;
  • 4) внутренние деструктивные субъекты.

Конструктивные и деструктивные субъекты разделяются в зависимости от характера влияния на объект экономической безопасности. К конструктивным субъектам относятся органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти, все функционирующие организации, предприятия, граждане. К деструктивным субъектам - недружественные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые экономические структуры, сотрудники организации, недовольные кадровой политикой хозяйствующих субъектов.

Внутренние и внешние субъекты определяются в зависимости от иерархического уровня, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам микроуровня и уровня отдельного человека , гражданина относятся:

  • органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации);
  • отечественные и иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;

Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение безопасности законопослушных участников рынка, вступающих в правовые отношения между собой в рамках предпринимательской деятельности. Основной задачей этих органов является создание законодательной основы взаимоотношений участников рынка и обеспечение ее исполнения.

К внутренним субъектам экономической безопасности микроуровня хозяйствующего субъекта относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите его объектов от угроз экономической безопасности:

  • сотрудники службы безопасности организации;
  • специализированные организации, оказывающие услуги по защите объектов экономической безопасности.

Внешние субъекты макроуровня:

  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные вне территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные вне территории региона;
  • иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные вне территории региона.

Внутренние субъекты макроуровня:

  • органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные на территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные на территории региона;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные на территории региона.

Внешние субъекты мегауровня :

  • соответствующие органы других государств;
  • иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • производители и продавцы продукции, работ и услуг и т.д. Внутренние субъекты мегауровня :
  • органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, Государственная Дума);
  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей.

Каждый субъект экономической безопасности в соответствии с законодательно закрепленными за ним компетенциями реализует свои функции в сфере экономической безопасности. Разделение компетенций и функций между субъектами экономической безопасности разного иерархического уровня позволяет сформировать комплексную иерархическую систему экономической безопасности.

Объект — это то, на что направлена деятельность человека любого характера: познавательная, исследовательская, практическая. Объектом могут выступать как предметы, существующие независимо от сознания человека, так и созданные им. В силу того что безопасность имеет конкретный предметный характер, т.е. безопасность кого-либо или чего-либо, объектом безопасности является все то, что подвержено угрозам различного вида. К объектам безопасности относится то, по отношению к чему человек применяет специальные механизмы для предотвращения угроз или обеспечения его безопасности.
Поэтому можно говорить, что объект безопасности определяет содержание инструментов, обеспечивающих его безопасность, что имеет важное значение в организации деятельности соответствующих служб. Объектами безопасности являются предметы, их свойства, функции, выполняемые предметами, процессы, интересы субъектов.
Все множество объектов безопасности может быть разделено на классы в соответствии с двумя классификационными критериями: 1) принадлежностью субъекта к структурному уровню, его масштабом; 2) видами опасности. Экономическая безопасность — многоуровневое явление и включает в себя:
1) мегауровень — страны;
2) макроуровень — региона;
3) микроуровень — хозяйствующего субъекта;
4) уровень отдельного гражданина.
На уровне гражданина, человека объектом безопасности являются его права и свободы, которые условно делят на следующие основные группы: социальные (например, право на образование и культурное развитие); экономические или материальные (право на труд и жилье); политические и личные (духовные, право на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни).
На микроуровне в качестве объекта выделяются интересы предпринимателя как экономической системы и хозяйствующего субъекта, к которым относятся свобода предпринимательства, экономический потенциал организации.
На макроуровне региона в качестве объекта выделяют интересы отдельного региона во взаимосвязанных социальной и экономической сферах: экономический потенциал региона; наличие полезных ископаемых и природных богатств; экологическое состояние региона; человеческие ресурсы и социальные отношения.
На мегауровне как объект выделяют интересы государства, общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность, систему организации государственной власти, систему институциональных отношений (отношений, связанных с социальными институтами, т.е. с определенной формой организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей), экономику страны в целом (в широком смысле экономика — это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, материальный базис общества; в узком смысле — совокупность отдельных отраслей и видов производства), экономический потенциал страны, природные богатства и полезные ископаемые, экологическое состояние, человеческие ресурсы.
Интересы указанных экономических субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены и в то же время противоречивы. Интересы субъектов каждого уровня качественно отличны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальный и социальный уровни граждан государства будут выше, если государство экономически развито и стабильно. В экономически развитом государстве хозяйствующие субъекты и граждане платят больше налогов. В этом заключается также и противоречие интересов субъектов, относящихся к различному уровню государственной структуры. Поэтому организация обеспечения безопасности объектов каждого уровня является уникальной, учитывающей не только сложные взаимосвязи объектов в рамках одного уровня, но и межуровневые связи.
Государство является объектом экономической безопасности на мегауровне в силу того, что государство как целостная система подвержено внутренним и внешним угрозам.
Сложная иерархическая структура экономической системы страны предопределяет многоуровневость и объектов экономической безопасности. Аналогично объектам безопасности количество уровней объектов экономической безопасности равно четырем:
1) мегауровень — экономика страны в целом;
2) макроуровень — экономика регионов и отраслей;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (домашние хозяйства, предприятия, объединения хозяйств или группы);
4) уровень человека, гражданина.
К объектам экономической безопасности на государственном уровне относятся:
. экономический комплекс государства, включающий хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики;
. полезные ископаемые;
. природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, включающие трудоспособное население;
. недвижимость;
. финансовые ресурсы и финансовая система в целом.
К объектам экономической безопасности на региональном уровне относятся:
. экономический комплекс региона, включая хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики, расположенные на территории региона;
. полезные ископаемые, расположенные на территории региона;
. природные ресурсы, находящиеся на территории региона (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, в том числе трудоспособное население региона;
. недвижимость, расположенная на территории региона;
. финансовые ресурсы и финансовая система региона.
К объектам экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта относятся:
. природные ресурсы (земля, воздух, вода);
. ресурсы организации (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные);
. технологии;
. различные виды деятельности (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая и т.д.);
. сотрудники организации, ее руководители, акционеры.
К объектам экономической безопасности на уровне человека, гражданина относятся имущество, принадлежащее ему, и право на труд.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Экономическая безопасность

Заключение

Введение

Понятие «экономическая безопасность» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

Признание экономической безопасности важнейшим видом безопасности позволило отнести обеспечение экономической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества. Экономическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового и государственного регулирования. Система норм, регулирующая отношения в области обеспечения экономической безопасности, не является целостной, поскольку отсутствует ряд норм, призванных регулировать важнейшие общественные отношения в данной области. Объект - экономическая безопасность. Предмет - предмет, цели, содержание экономической безопасности. Цель - изучить и проанализировать предмет, цели, содержание экономической безопасности.

Раскрыть понятие, предмет, содержание экономической безопасности;

Рассмотреть трактовку экономической безопасности в официальных документах правительства России;

Изучить доктрину «экономической безопасности» в России;

Проанализировать пути повышения экономической безопасности Челябинской области.

1. Экономическая безопасность

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность - это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

Военная безопасность - это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики - главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

природные богатства страны - сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности - это:

функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

налоговые и таможенные службы;

банки, биржи, фонды и страховые компании;

производители и продавцы продукции, работ и услуг;

общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

2. Трактовка экономической безопасности в официальных документах правительства России

В Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в ст. 2 было указано, что экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Эта формулировка является, к сожалению, очень декларативной, поскольку многие ее компоненты не допускают однозначной трактовки.

В ныне действующих нормативно-правовых актах четкого определения понятия «экономическая безопасность» России не существует, но есть указания на угрозы и критерии этой безопасности.

Во втором разделе Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, были отнесены следующие четыре.

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

Увеличение доли бедных слоев населения в городе и деревне, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции, и, тому подобного;

Рост безработицы, чреватый социальными конфликтами;

Задержки выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

Отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

Рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

Нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

Рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

Ослабление системы государственного контроля, приводящее к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сферах приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

На сегодняшний день многие из этих угроз продолжают действовать, некоторые нейтрализованы, но вместе с тем появились и новые.

Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, разработаны в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 и Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».

В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации согласно этим документам входят:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.

3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.

4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.

5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества.

6. Устойчивость финансовой системы.

7. Рациональная структура внешней торговли.

8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.

9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.

10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.

11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В Указе Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации»1996 г. подчеркивается также, что для реализации Государственной стратегии важное значение имеет разработка количественных и качественных параметров (пороговых значений) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны.

В нашей стране проблема экономической безопасности впервые была осознана еще в советские времена.

В СССР преобладало понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военного противостояния социалистической и капиталистической систем. Экономическая безопасность рассматривалась тогда как обеспечение жизнеспособности советской экономики в условиях «холодной войны». Как разновидности данной концепции существовали подходы, согласно которым экономическая безопасность трактовалась как обеспечение выживаемости страны в случае стихийных бедствий и экологических катастроф либо в условиях национальных и мировых экономических катастроф.

Формирование понимания национальной экономической безопасности в период президентства Б.Н. Ельцина. Обсуждение нового, постсоветского понимания проблем национальной экономической безопасности активизировалось в первой половине 1990-х, когда развернувшийся еще в 1980-е экономический и политический кризис перешел в такую фазу, которая была чревата гибелью российской государственности.

Первым ключевым событием в актуализации этой проблемы стал принятый 5 марта 1992 г. закон Российской Федерации «О безопасности» №2446-1. В этом законе безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

На основе этого закона был принят Указ Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации». Рабочими органами Совбеза стали девять межведомственных комиссий -

по оборонной безопасности,

по оборонно-промышленному комплексу,

по информационной безопасности,

по конституционной безопасности,

по пограничной политике,

по экономической безопасности,

по экологической безопасности,

по общественной безопасности и

по борьбе с преступностью и коррупцией.

Плодом деятельности Совбеза стали многие программные документы. Наиболее важными среди них следует считать опубликованную в 1994 г. «Концепцию экономической безопасности Российской Федерации» и одобренную Указом Президента Российской Федерации №608 от 29 апреля 1996 г. «Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)».

Разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. №311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Этот документ должен был определять национальные интересы в области экономики, критерии экономической безопасности и предъявляемые к ней требования, а также механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Развитие доктрины национальной экономической безопасности в период президентства В.В. Путина. В 2000-е гг. происходило эволюционное развитие того подхода к пониманию экономической безопасности России, которое было заложено предыдущей администрацией.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные на­правления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Анализ, оценка, прогноз и контроль за исполнением директив в сфере безопасности были возложены на Секретаря Совета Безопасности РФ.

Концепция имеет следующую структуру:

1. Россия в мировом сообществе.

2. Национальные интересы России.

3. Угрозы национальной безопасности РФ.

4. Обеспечение национальной безопасности РФ.

Таким образом, хотя российская официальная доктрина национальной безопасности начала формироваться гораздо позже американского, однако приоритетность национальной экономической безопасности среди прочих компонентов национальной безопасности была осознана достаточно быстро и нашла отражение в официальных документах. Однако в российской доктрине, в отличие от американской, сделан более сильный акцент не на внешних, а на внутренних факторах национальной экономической безопасности.

безопасность экономический правительство региональный

4. Пути повышения экономической безопасности Челябинской области

Положение в сфере экономической безопасности Челябинской области - тяжелое, но не безнадежное.

Многие специалисты по проблемам экономической безопасности считают, что для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели.

Чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются в таможенной защите, ввести государственную монополию на ввоз лекарственных препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных металлов и т. д.

Отмечается, что рыночная экономика немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны.

В этой связи можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования; государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений

В экономической программе Челябинской области основной упор необходимо сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.

В целях обеспечения национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и последовательную внешнюю политику.

Необходимо методологически четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная обеспеченность - способность государства обеспечить всех членов общества продовольствием в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в целях укрепления здоровья нации и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная же безопасность подразумевает способность страны обеспечивать продуктами питания свои текущие и чрезвычайные потребности населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами за счет собственных ресурсов.

В качестве критерия продовольственной безопасности используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления в стране и областях.

Приоритетными задачами в области обеспечения продовольственной безопасности Челябинской области должны быть признаны:

Формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребности населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами.

Разработка оптимальных вариантов структуры продовольственного импорта.

Определение потребностей населения в питании и обеспечение населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность жизни населения.

Обеспечение экономической доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения.

Создание и поддержание резервов продовольственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях.

Своевременное выявление, прогнозирование и устранение угроз продовольственной безопасности, определение пороговых значений.

Усиление государственного регулирования межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного обеспечения регионов продовольствием.

Активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий.

Развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых рынков и кредитных учреждений, что позволит осуществлять эффективный внутри - и межрегиональный обмен.

Заключение

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности - основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня.

Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.

Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности.

Список использованных источников и литературы

О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №608.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

Борисова В.Д. Актуальные проблемы экономической безопасности России на современном этапе // Вопросы экономики. 2009. №2. С. 15-23.

Зотова Н. Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность. 2007. №8. С. 22-29.

Исмаилов Р. Экономическая безопасность России: теория и практика. СПб.: Питер, 2009. 216 с.

Исмаилов Р. Экономическая безопасность России // Бизнес и безопасность. 2010. №2. С. 8-11.

Колосов А.В. Экономическая безопасность. М.: ЗАО Финстатинформ, 2009. 194 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обоснование необходимости создания эффективной системы обеспечения экономической безопасности, играющей важную роль в жизнеспособности любого государства. Направления развития способов обеспечения экономической безопасности, динамика изменений нормативов.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2013

    Понятие и сущность экономической безопасности. Анализ и разработка мер по организации предупреждения правонарушений экономической направленности против экономической безопасности на примере ГК "МИЭЛЬ". Анализ элементов экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2017

    Объекты, цель, основные задачи, нормативная основа, элементы, состав, структура, функции и функционирование обеспечения экономической безопасности государства. Правовые действия и операции. Субъекты и участники обеспечения экономической безопасности.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Экономика России с точки зрения экономической безопасности. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений. Роль государственной экономической политики в экономической безопасности страны.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Основные понятия экономической безопасности. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, реальные и потенциальные угрозы. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

    реферат , добавлен 18.02.2011

    Анализ и систематизация юридической, в частности судебной системы РФ, в области обеспечения экономической безопасности государства. Раскрытие сущности и содержания дефиниции "экономическая безопасность". Анализ законов, направленных на ее обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Оценка угроз национальной безопасности России. Место экономической безопасности в структуре национальной безопасности государства. Условия возникновения угрозы: изменение в объеме и распределении доходов и богатства. Военная (оборонная) безопасность.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее. Характеристика преступлений в сфере экономики. Выявление экономических преступлений как направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2012

    Обеспечение экономической безопасности как гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Анализ системы макроэкономических показателей в определении степени экономической безопасности государства.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Понятие коррупции в социальных науках, уголовном праве и криминологии. Анализ и характеристика влияния коррупции на современное положение экономической безопасности России. Повышение экономической безопасности России в области противодействия коррупции.

Понятие экономической безопасности

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь систему мер и механизмов, которые бы гарантировали бы стабильное и поступательное развитие экономики, гарантировало бы стабильность в обществе. Такой совокупностью мер является система экономической безопасности государства. Она представляет собой многоуровневую систему, носящую интегральный характер. Данная система является результатом усилий всех ветвей власти, сил и средств организаций и отдельных граждан.

Определение 1

Экономической безопасностью называется система мероприятий, которые гарантируют стабильное развитие экономики, функционирование производства несмотря на влияния различных факторов внешней и внутренней среды, несущих угрозу стабильности и функционированию хозяйственного комплекса.

Экономическая безопасность является основой государственной экономической политики. Первооснову ее составляет определение сферы национальных экономических интересов государства. Они отражают фундаментальные ценности и стремление народа данного государства, его потребности в нормальных условиях жизни и деятельности, цивилизованные пути и способы их создания и достижения. У каждого суверенного государства могут быть свои собственные национальные интересы. Они, как правило, не совпадают с интересами соседних государств. Это является объективной необходимостью формирования и поддержания каждым государством системы своей национальной экономической безопасности.

Структура экономической безопасности

В структуре экономической безопасности выделяют несколько уровней: международный, национальный, региональный и локальный (частный). Международный уровень представлен целым комплексом международных соглашений и внутренней политики. Все эти мероприятия направлены на обеспечение стабильности международных экономических отношений. Они призваны поддержать конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках и обеспечить дальнейшее развитие государства.

На национальном уровне экономическая безопасность представлена следующими разновидностями (направлениями):

  • демографической безопасностью;
  • информационной безопасностью;
  • политической безопасностью;
  • социальной безопасностью;
  • оборонной безопасностью.

Основной задачей на национальном уровне является воздействие политических решений на экономические показатели и на степень уязвимости экономики.

Региональный уровень обеспечивает стабильность хозяйственной жизни общества определенного региона. Локальный уровень обеспечивает нормальное функционирование конкретного предприятия. Все уровни безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности:

  • макроэкономический (экономика государства);
  • региональный или отраслевой;
  • микроэкономический (агенты рынка);
  • семейно-личностный (интересы семьи и отдельной личности).

Некоторые ученые-экономисты в качестве объектов экономической безопасности называют как экономическую систему в целом, так и отдельные ее компоненты:

  • природные ресурсы;
  • производственные и непроизводственные фонды;
  • недвижимость;
  • финансовые ресурсы;
  • структурные подразделения экономики;
  • семья;
  • частные лица.

Субъекты экономической безопасности

Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности. Указом Президента Российской Федерации от $29.04.1996$ №$608$ была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу государственные структуры имеют приоритет перед остальными субъектами экономической безопасности. Важную роль в системе экономической безопасности государства играет такой субъект, как государственный бюджет.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международ­ной, информационной, пограничной, экологической и других сферах (рис. 7.1). 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации - это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внут­ренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной поли­тики Российской Федерации. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопас­ности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности - оборонной, экологической, инфор­мационной, внешнеполитической и др. - зависит от экономи­ческих возможностей страны.

Главным национальным интересом в области экономики, сфор­мулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение спо­собности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России воз­можна на основе устойчиво функционирующего, многоотрасле­вого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудова­нием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления и услугами, а экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обес­печение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фун­даментальные интересы населения страны.

Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются воз­можности для выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внут­ри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непред­сказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными ком­понентами системы ведет к дестабилизации и является признаком перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопас­ности - это оценка состояния экономики с точки зрения важ­нейших процессов, отражающих сущность экономической безо­пасности. Критериальная оценка безопасности включает оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, неза­висимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. В системе показателей - индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.

Экономическая безопасность государства зиждется на его финансовом могуществе. В рыночной экономике основой финан­сов государства выступают налоги. Как правило, они составляют от 80 до 95% бюджета страны. Укрепить экономическую безопас­ность страны необходимо путем увеличения сбора налогов без усиления общей нагрузки на налогоплательщиков и даже при некотором снижении ее для отечественных производителей.

Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Поро­говые значения - это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негатив­ных, разрушительных тенденций в области экономической безо­пасности.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разра­ботка эффективных мер политики экономической безопасности, является определение системы общих пороговых уровней сни­жения экономической безопасности. Общие пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономичес­кого и финансово-экономического плана, отражающих:

а) предельно допустимый уровень снижения экономической
активности, объемов производства, инвестирования, без сохра­нения которого невозможно самостоятельное экономическое раз­витие;

б) предельно допустимый уровень снижения уровня и каче­ства жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выжи­вания нации;

в) предельно допустимый уровень снижения затрат на сохра­нение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.

Система пороговых значений экономической безопасности должна быть основана на принципиальных положениях Государ­ственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

1) способность страны иметь экономический потенциал, до­статочный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обес­печивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

3) способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестаби­лизирующих воздействиях.

Мера обеспечения безопасности экономики определяется сле­дующими обстоятельствами:

Степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;

Мерой притязаний других стран на экономическую или по­литическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;

Наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защи­щенности;

Степенью влияния на развитие экономики теневого сектора.

Сегодняшнее состояние российский экономики в значитель­ной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.

Концепция экономической безопасности России должна ос­новываться на учете многообразия факторов, включая ее глав­ный элемент - рост эффективности экономики. В связи с этим экономическая безопасность - это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие.

Ситуация в экономике России и в мировой экономике обу­словливает необходимость комплексного подхода к этой проблеме, связанной с жизнеобеспечением общества и населения. На данном этапе исследования можно выделить две основные классифи­кационные группы экономической безопасности как объекта использования (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Классификационная схема экономической безопасности как объект исследования*

Объект Ситуационный Функционально-
экономической временно-полити- предметный
безопасности ческий признак признак
1. Безопасность общества 1. Антикризисная экономическая безопасность 1. Внутренняя экономическая безопасность
2. Безопасность личности 2. Экономическая безопасность в условиях мирного времени 2. Внешняя экономическая безопасность
3. Безопасность социума 3. Экономическая безопасность в условиях вооруженных конфликтов 3. Информационная безопасность
4. Безопасность экономического субъекта 4. Экономическая безопасность в условиях противостояния государств 4. Социально - демографическая безопасность
5. Региональная безопасность 5. Экономическая безопасность в условиях изоляционизма 5. Продовольственная безопасность
6. Экономическая безопасность в переходный период 6. Энергетическая безопасность
7. Экономическая безопасность в чрезвычайных ситуациях 7. Технологическая безопасность
8. Техногенная безопасность

*Дворянков В.А. Экономическая безопасность.


Таким образом, объектом экономической безопасности явля­ются экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопас­ности.

Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и инсти­туциональных преобразований, отвечающих требованиям эконо­мической безопасности.

Анализ классификационной схемы позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность является прежде всего функцией от избранного политического и экономического курса.

Экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление (рис. 7.2) и включает:

Экономическую безопасность страны в целом;

Экономическую безопасность региона;

Экономическую безопасность отрасли и отдельного пред­
приятия;

Экономическую безопасность отдельного гражданина и
предпринимателя.

Рис. 7.2. Многоуровневость экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных инте­ресов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внут­ренним угрозам, откуда бы они ни исходили. Рассмотрим эти меры.

1. Информационно-аналитические меры:

Мониторинг имеющейся информации относительно уязви­мости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;

Выработка текущих и прогностических оценок развития эко­номических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций;

Разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.

2. Меры регулятивного воздействия:

Локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным интересам страны;

Устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения эко­номической безопасности и др.

3. Меры прямого противодействия:

Противодействие носителям всех угроз жизненно важным интересам страны;

Контроль за состоянием экономических отношений в стране;

Программа выхода из экономического кризиса и др.

В совокупности указанные меры представляют собой политику
обеспечения экономической безопасности.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защи­щенности от факторов опасности на уровне его личных интере­сов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина включает обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя следует понимать безо­пасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опас­ность заключается в том, что в данном случае можно отобрать, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или даже сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».

Экономическая безопасность организации обеспечивается дей­ственностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее иму­щество, интеллектуальную собственность, благоприятную финан­сово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Нормативные гарантии подразумевают правовое обеспечение хозяйственной деятельности организации, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защиту правомерного поведения подразделений и работников организации в целях его безопасности, использование мер госу­дарственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы организации. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности организации.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выделения и устранения угроз деятельности организации, использования механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров, а также принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллек­тива организации для обеспечения его безопасности.

Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов организации, обес­печивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия, организации предусматриваются два подхода к защите:

1) упреждающая деятельность, которая включает разработку
и осуществление комплекса управленческих мер и мероприятий,
носящих предупредительный характер и направленных на пре­дотвращение или уменьшение ущерба для безопасности струк­турных подразделений предприятия, его работников и членов
их семей. Основными направлениями упреждающей деятельности
по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые
в кадровой работе, информационной деятельности и по обеспе­чению безопасности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, которая состоит в осуществле­нии комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление
факторов нарушения режима безопасности и проверку соблюде­ния требований режима безопасности и сигналов в отношении
конкретных лиц, фактов, организаций, событий.

Региональная безопасность связана с реализацией идеи нацио­нального единства, блокированием сепаратистских тенденций, развитием дезинтеграционных экономических процессов. Анализ

современной социально-экономической ситуации в стране показывает, что причины возникающих угроз экономической безопасности имеют ярко выраженный региональный характер, причем они регионально дифференцированы.

В общих чертах структура региональной экономической безо­пасности России представляет собой комплекс экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, ко­торые призваны обеспечивать:

1) предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональ­ных структур в условиях кризиса и будущего развития;

2) защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий
в отношении ее ресурсного потенциала;

3) создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности
от дестабилизирующих воздействий;

4) конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых
рынках и устойчивость их финансового положения;

5) обеспечение достойных для цивилизованного человека
условий и образа жизни, а также условий для обеспечения устой­чивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Экономическая безопасность региона - это совокупность усло­вий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательное ее развитие. Одно­временно это и степень ее, с одной стороны, интеграции с эко­номикой Федерации, а с другой - региональной независимости.

Дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Исходя из этого и учитывая необходимость обеспе­чения национальной и экономической безопасности России, госу­дарственная региональная политика призвана решать двуединую задачу:

а) активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики;

6) локализовать региональные конфликты, ликвидировать их
последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порож­дающие.

Необходимо учитывать, что дезинтегрирующее действие ряда региональных процессов несет потенциальную угрозу националь­ной безопасности страны и сохранению единого экономического пространства.


Похожая информация.