Что такое код уин в платежном поручении. УИП - что это такое в платежном поручении? Уникальный идентификатор платежа

Безналичные расчеты с применением платежек получили широкое распространение на территории Российской Федерации. В силу предписания гражданского законодательства России данный формуляр представляет собой распоряжения банку на перечисление денег третьему лицу. Получателем средств может быть и бюджет. Процедура формирования описанных документов довольно подробно регламентирована и, как правило, сотрудникам бухгалтерии известна. Однако при заполнении некоторых разделов, например кода 22, в платежном поручении в 2017 году существуют свои особенности.

Уникальный идентификатор начисления

Официальный бланк платежки разработан отечественным Центральным Банком путем утверждения Правил от 19.06.2012 N 383-П .

Среди реквизитов письменного обязательства о перечислении денег их адресату ЦБ РФ предусмотрел в платежном поручении поле 22. В данный реквизит подлежат внесению УИП или УИН.

УИП указывается в случаях:

  • его установления получателем денег и доведения значений до сведения плательщика;
  • при формировании требований об уплате в доход бюджета.

При перечисленных основаниях отражается в поле 22 «Код» уникальный идентификатор платежа. В остальных случаях записывается УИН.

Министерство финансов России в п. 12 Приложения № 2 к Приказу от 12.11.2013 N 107н указало, что в разделе 22 платежки отражается УИН.

Основными требованиями к данному реквизиту являются:

  • его длина равняется 20 или 25 знакоместам;
  • все его значения не могут быть в виде нулей.

Важно отметить, что если УИН неизвестен, то в поле 22 «Код» платежного поручения указывается значение, равное нулю.

Если УИН не указан в требовании об оплате, то ни Минфин РФ, ни отечественный Центробанк не обязывают плательщика предпринимать какие-либо специальные меры к получению вышеназванного реквизита.

Следует подчеркнуть, что действующие акты нормотворчества не предусматривают возможность оставлять в 2017 г. этот код в платежном поручении незаполненным. Данные выводы прямо следуют из анализа Письма Минфина РФ от 18.04.2014 N 02-08-12/18188 .

Важным является и тот факт, что Фонд соцстраха в своем Письме от 21.02.2014 N 17-03-11/14-2337 также предусмотрел обязательное внесение данных в поле УИН платежного поручения.

Совершенно аналогичная позиция сформирована и фискальными органами России в Разъяснениях ФНС РФ «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему России».

Из всего сказанного выше следует однозначный вывод о необходимости формирования в платежном поручении поля «Код» в 2017 году.

Игнорирование указанной обязанности плательщиком является нарушением порядка заполнения распоряжения на перечисление денежных средств и может привести к отказу в осуществлении перевода.

Поле для указания уникального идентификатора начисления

Необходимо особо отметить, что до 31.03.2014 УИН можно было указывать в разделе 24 платежного поручения. Однако в более поздние периоды следует вносить УИН в поле «Код» в платежном поручении.

Ни Центробанк России, ни отечественный Минфин не привели в своих распорядительных актах пример оформления поля 22 в платежном поручении.

Федеральная налоговая служба России в Разъяснениях «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему РФ» указала, как писать УИН «0» в платежке. Эта информация в поле 22 отражается в указанном виде, т. е. цифрой ноль.

Кроме того, если показатель УИН известен плательщику и содержится в соответствующем требовании, то все цифры такого номера должны отражаться в разделе 22 платежного поручения. Указывать эти данные в иных полях платежки нельзя.

С 31 марта 2014 года УИН в платежках стало необходимо указывать по-новому. Но прежде чем рассматривать подробности, наверное, следует рассказывать вам о том, что же это за зверь такой, состоящий из трех букв. Не смотря на то, что данный код используется при переводе денежных средств в бюджеты уже более года, мы и сейчас наблюдаем огромное число предпринимателей, набирающих в поисковых системах запрос: «Что такое УИН и где его брать?».

Это и понятно. Причины такой ситуации видятся нам разносторонние. С одной стороны, это закоренелый правовой нигилизм наших отечественных представителей малого и среднего бизнеса. Очень большой процент их ведут свою деятельность вообще не утруждая себя изучением каких-либо законов и других нормативных правовых актов, поэтому и не знают ничего. С другой стороны, государственная политика в области финансов и налогов строится таким образом, что она существует как бы отдельно, обособленно от практики её применения. Чиновники никак не хотят принимать во внимание менталитет наших «мини бизнесменов», видимо, считая это напрасной тратой времени и ресурсов. Вот так и живём – чиновники рассуждают теоретически, а малый бизнес работает практически. Но сейчас мы вам всё растолкуем простым языком.

Если вы уплачиваете налоги или страховые взносы, которые сами же и начислили, никакого УИН у вас быть не может. Проставляйте в поле "Код" платежки один раз ноль ("0") .

Как всё начиналось

Всё началось 27 июня 2011 года. Наши законодатели решили облегчить взаимоотношения граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами и организациями, оказывающими соответствующие услуги. В упомянутую нами дату, были внесены две поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Первым изменением было запрещено с 1 января 2013 года требовать от физических лиц и организаций квитанций и платежных поручений, подтверждающих внесение соответствующей оплаты. Например, вы купили или продали квартиру, дом, другую недвижимость, и несёте документы для регистрации перехода прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В составе подаваемых туда документов теперь отсутствует бумажка, подтверждающая оплату вами пошлины. То есть, платить её по-прежнему нужно, конечно. А вот предоставлять квитанцию об уплате, или платежку, вовсе не обязательно. То же самое касается и штрафов за нарушение ПДД, и многих других обязательных платежей. Однако если бы всё было так просто.

В реестре государственных услуг, к примеру, числится и предоставляемая Федеральной налоговой службой услуга по регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответственно Административному регламенту предоставлению данной услуги, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 22 июня (памятное число) 2012 г. № 87н, документ об уплате государственной пошлины за регистрацию не представляется в ИФНС. Оно и понятно, упомянутый нами выше закон это запрещает. Но ведь требуют же налоговики предоставлять им подтверждение уплаты госпошлины! В чём же дело?

Да просто забыли законотворческие работники вместе с депутатами убрать из Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» эту норму. Вот и получается, что один закон и нормативные правовые акты, изданные на его основании запрещают требовать от заявителей квитанции и платежки на уплату госпошлины, а другой закон обязывает их представлять. Но это и не удивительно. Государственная дума плодит законы в таком избыточном количестве, что сами депутаты не в силах уже отслеживать соответствие одних нормативных правовых актов другим. И автоматизированной системы, которая позволяла бы это делать, вводить не хотят (тоже понятно, почему). А налоговики вынуждены действовать по известному принципу – лучше перебдеть, чем недобдеть! Однако вернёмся к нашей теме.

Вторым изменением в закон стало дополнение его Главы 5 Статьёй 21.3. «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах». Вот именно эта система ГИС ГМП и должна теперь поставлять сведения об уплате физическими и юридическими лицами платежей в бюджеты, если обязанность приносить квитанции и платежки отменена.

То есть, как только вы произвели оплату в банке или на почте соответствующей госпошлины, иной платы в бюджет, банковский работник тут же направляет в упомянутую систему сообщение, что такой-то плательщик оплатил конкретную сумму за определенную услугу или иной платеж в бюджетную систему. Но прежде туда же сообщает информацию орган, который начислил данный платеж (если он был начислен). Например, вам начислили штраф в ГИБДД. Тогда, одновременно с выдачей постановления о штрафе, сотрудник ГАИ отправит в ГИС ГМП все данные, необходимые для уплаты штрафа. Но как же система поймет, что это один и тот же платеж? Вот здесь и нужен идентификатор, который позволит обеспечить соответствие начисления и факта его оплаты.

Профессиональный учет для организаций и индивидуальных предпринимателей в г. Иваново . Мы избавим Вас от проблем и ежедневных забот по ведению всех видов учета и сдачи отчетности. LLC NEW тел. 929-553

Что такое УИН и где взять его

Итак, наверное, вы уже поняли, что УИН, – это уникальный идентификатор начислений по платежам за государственные и муниципальные услуги. Он позволяет Федеральному казначейству получить информацию о том, что каким-либо органом произведено то или иное начисление, и отследить его уплату. Действительно, первоначально в Инструкции по заполнению Реестра платежей за оказание государственных и муниципальных услуг так и задумывалось, что УИН будет идентификатором, предназначенным для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей:

  • за оказание государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их полномочий (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ);
  • за услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ);
  • иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

И в этой инструкции новый код сначала назывался универсальным идентификатором начислений . Именно в таком словосочетании до сих пор его ищут некоторые предприниматели в интернете. Однако в таком виде он больше ни в одном нормативном документе не встречается.

Уникальность идентификатора заключается в том, что его код не может повторяться в точности второй раз. Формирует его и присваивает код УИН администратор платежа, то есть тот орган, который и произвел начисление, подлежащее уплате. Но причём же здесь налоги и страховые взносы, они же не являются услугами? – уже предвидим мы ваш вопрос. Конечно так, но и не так. Они являются теми самыми «иными платежами» из последнего пункта в предыдущем списке. Но и это ещё не всё.

С 4 февраля 2014-го года действуют новые правила заполнения платежных поручений для ряда перечислений в бюджет РФ. В частности, в соответствии с приказом Минфина РФ №107н от 12.11.2013 вводится новый реквизит - УИН. УИН расшифровывается как «уникальный идентификатор начисления» и представляет собой последовательность из 20-ти цифр, которая оканчивается значением «///». УИН необходимо указывать в поле «Код» платежного поручения при заполнении платежного поручения для перевода платежей в бюджетную систему РФ.

Когда необходимо указывать УИН?

УИН указывается при оплате налогов, сборов и других платежей, которые администрируются налоговыми органами. Также УИН необходим для платежных поручений на оплату муниципальных и государственных услуг. УИН прописывается в реквизите №22 «Код» первым. 20 цифр идентификатора отделяются от прочей информации в поле «Код» комбинацией символов «///». Например, при выполнении платежа по единому налогу в поле «Код» должна быть проставлена следующая информация: «20 цифр УИН/// Единый налог по УСН (6%) за 2013 год». Уже сегодня многие банки при заполнении платежных поручений требуют указания УИН. При этом важно знать, что есть ситуации, в которых УИН не указывается.

Когда УИН не используется?

УИН не формируется в случае, если юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налогов на основании налоговых деклараций. При перечислении таких сумм указывать УИН не нужно, так как идентификатором платежа является кот бюджетной классификации, указываемый в поле 104 платежного поручения.
Еще один случай - это уплата имущественных налогов физическими лицами. Если налог выплачивается на основании налогового уведомления, сформированного налоговым органом, УИН не нужен. Уведомление, а также приложенный к нему платежный документ в такой ситуации формируются налоговыми органами. В качестве идентификатора для платежа используется индекс платежного документа.
Тем не менее, даже в таких случаях поле «Код» нельзя оставлять пустым. Если УИН не сформирован, то вместо 20-ти символов идентификатора проставляется «0», который также отделяется от последующих данных комбинацией «///».

Где взять УИН?

Уникальные идентификаторы начисления формируются налоговыми органами. Соответственно, уточнить УИН можно только в территориальном налоговом органе. Если у плательщика нет УИН, и налоговый орган не формирует идентификатор для конкретного вида платежа, в поле «Код» проставляется «0///», после чего указывается необходимая для идентификации платежа информации (назначение). Если УИН сформирован налоговым органом, необходимо указать его, опять же, отделив «///» от последующих данных, идентифицирующих платеж.

Дата публикации: 07.04.2014 12:30

С 31 марта 2014 года организации и предприниматели при заполнении платежек на уплату налогов в реквизите «Код», которое предназначено для указания уникального идентификатора начисления (УИН), должны будут указывать значение «0».

Код УИН для юридических лиц и предпринимателей

Напомним, с февраля нынешнего года действуют новые правила заполнения платежных поручений (утв. приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н). Так, в платежке появился еще один обязательный реквизит — уникальный идентификатор начислений (УИН) для указания конкретного платежа в бюджет.

Однако до сих пор было неясно, какой УИН в поле «Код» нужно будет указывать компаниям и предпринимателям после 31 марта, когда этот реквизит станет обязательным к заполнению. По этому поводу Федеральная налоговая служба разъяснила следующее.

Поскольку сумму налогов и сборов юридические лица и предприниматели исчисляют самостоятельно на основании деклараций и расчетов, то идентификатором начислений является КБК (поле 104). УИН при уплате налогов этой категорией налогоплательщиков не формируется.

Таким образом, организации и предприниматели заполняют УИН следующим образом:

  • до 31 марта в поле 24 «Назначение платежа» указывается «УИН0///». После разделительного знака «///» налогоплательщик может вписать дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа.
  • с 31 марта в поле 22 «Код» указывается «0».
Код УИН для физических лиц

Что касается физических лиц, то они уплачивают «имущественные» налоги (налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги) на основании налогового уведомления и приложенного к нему платежного извещения по форме № ПД (налог). Эти документы заполняются налоговым органом автоматически с использованием программных средств, включая УИН (в качестве уникального идентификатора указывается индекс документа).

Если гражданин хочет перечислить налоги без уведомления из инспекции, то он формирует платежку самостоятельно. Для этого он может использовать электронный сервис, размещенный на сайте ФНС России . В этом случае индекс документа присваивается автоматически.

Если платежка по форме № ПД-4сб (налог) заполняется физическим лицом в отделении Сбербанка, то индекс документа и УИН указывать не нужно. При этом в налоговом ведомстве напоминают, что в платежном документе плательщик обязан вписать ФИО, а также адрес места жительства или места пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства).

Также налоги можно заплатить через любой другой банк, который может оформить полноформатное платежное поручение. В этом случае в поле 22 «Код» указывается «0» или индекс документа, присвоенный налоговым органом (при его наличии у физического лица).