Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: кто имеет право, а кто нет. Упрощенная система бухгалтерского учета

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета Наша организация относится к субъектам малого предпринимательства. Форма собственности - закрытое акционерное общество. Акционерные общества обязаны проводить аудит. Чтобы пройти аудиторскую проверку бухучет необходимо вести в полном объеме. Чем мы можем воспользоваться для упрощения бух.учета?

Форма собственности предприятия - Закрытое акционерное общество, относящееся к субъектам малого предпринимательства. АО обязаны проводить аудит, который возможен только на ОСНО. Можно ли упростить бухгалтерский учет читайте в статье.

Вопрос: Наша организация относится к субъектам малого предпринимательства. Форма собственности - закрытое акционерное общество. Акционерные общества обязаны проводить аудит. Чтобы пройти аудиторскую проверку бухучет необходимо вести в полном объеме. Чем мы можем воспользоваться для упрощения бух.учета?

Ответ: Организация, подлежащая обязательному аудиту, не имеет право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (ст.6 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ). Соответственно учет необходимо вести в полном объеме без упрощений.

Обоснование

Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухучета

Все юридические лица на территории РФ (кроме подразделений иностранных организаций) обязаны вести бухгалтерский учет. Но требования к его организации могут отличаться, в зависимости от масштаба бизнеса. Рассмотрим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и условия их применения.

Какие предприятия имеют право применять упрощенный бухучет

В соответствии со ст. 6 закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять:

  1. Малые предприятия.
  2. Некоммерческие организации (кроме иностранных агентов).
  3. Участники проекта «Сколково».

Однако нужно иметь в виду, что есть есть ряд условий, при которых переход на упрощенный бухгалтерский учет невозможен, даже если формально предприятие относится к «льготному» списку. Речь идет о следующих видах юридических лиц:

  1. Организации, подлежащие обязательному аудиту.
  2. Жилищные и кредитные кооперативы.
  3. Микрофинансовые организации.
  4. Государственные предприятия
  5. Адвокатские бюро и нотариальные палаты.

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета - разновидности

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий должно соответствовать принципу рациональности.

Принятая на предприятии упрощенная форма бухгалтерского учета должна минимизировать нагрузку на специалистов бухгалтерии (особенно учитывая то, что чаще всего для таких фирм речь идет об одном специалисте). Но, с другой стороны, в любом случае должно быть обеспечено адекватное раскрытие информации о хозяйственной деятельности предприятия и возможность составления достоверной отчетности.

Для предприятий с небольшим количеством операций (до 30 в месяц) Минфин рекомендует применять упрощенную систему бухгалтерского учета без использования двойной записи. В этом случае все операции заносятся в комбинированный регистр – Книгу учета фактов хозяйственной деятельности . Отдельно ведется только учет заработной платы по ведомости.

В 2012 г. Минфином были внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В п. 6.1 измененного ПБУ уточняется, какие именно предприятия могут не применять двойную запись. Речь идет о некоммерческих организациях и микропредприятиях. К последним по состоянию на начало 2018 г. относятся организации с годовой выручкой до 120 млн руб. и численностью до 15 чел.

Малые предприятия с более существенными масштабами бизнеса должны использовать двойную запись, но имеют право частично упростить учет.

  1. Учитывать однородные операции «укрупнено» на одном счете:
    • Все затраты, относимые на себестоимость – на счете 20 (без использования счетов 23, 25, 26, 28, 29).
    • Все операции по безналичному движению денежных средств – на счете 51 (не используя счета 52, 55, 57).
    • Расчеты со всеми дебиторами и кредиторами – на счете 76 (без участия счетов 60, 62, 71, 73, 75, 79).
    • Финансовый результат – на счете 99 (без использования счетов 90, 91).
  2. Использовать упрощенные формы регистров бухгалтерского учета.
  3. Полностью включать коммерческие и управленческие расходы в затраты на производство и реализацию текущего года.
  4. Не начислять резервы по отпускам.
  5. Не переоценивать основные средства и нематериальные активы.
  6. Не исчислять разницы по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02).

Все положения, связанные с упрощением бухучета должны быть отражены в учетной политике организации.

Также для таких предприятий упрощаются и требования к подготовке отчетности.

  1. Информация по статьям может приводится укрупнено (например – «Запасы» в целом, без разделения на готовую продукцию, товары и т.д.).
  2. Отдельные формы могут не составляться (например, отчет об изменениях капитала). При этом баланс и отчет о финансовых результатах предоставляются в обязательном порядке.

Вывод

Упрощенное ведение бухгалтерского учета предусмотрено, главным образом, для предприятий с небольшими масштабами деятельности или некоммерческой направленности. В зависимости от оборотов компании, оно может включать в себя или полный отказ от двойной записи, или сокращение количества используемых счетов и упрощение отдельных операций.

Организациям и предприятиям малого бизнеса дано право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Три возможных способа организации упрощенного учета подробно описаны в документе «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее - Рекомендации). В нашей статье их рассмотрели эксперты Бератора.

Общие сведения

  • полная форма
  • сокращенная форма
  • простая система введения бухучета.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта "Сколково".

К малым предприятиям относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

1. Средняя численность работников
За предшествующий календарный год средняя численность работников субъекта не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек).

2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг)
Выручка субъекта от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:

  • 120 млн. руб. для микропредприятий;
  • 800 млн. руб. для малых предприятий;
  • 2 млрд. руб. для средних предприятий.

По новым правилам, установленным Законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ, действующим с 30 июня, категория субъекта малого и среднего предпринимательства будет меняться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет (ранее - в течение двух лет).

3. Для организаций — доля участия в уставном капитале
С 30 июня 2015 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, до 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов;
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

Выбранный способ организации бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.
Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п.5 ст.6 Закона № 402-ФЗ). К ним относятся:

  1. организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  4. микрофинансовые организации;
  5. организации государственного сектора;
  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  7. коллегии адвокатов;
  8. адвокатские бюро;
  9. юридические консультации;
  10. адвокатские палаты;
  11. нотариальные палаты;
  12. некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Полная форма упрощенного бухучета

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах.

Рассмотрим какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, это сокращенный План счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Например, можно открыть для обобщения информации о:

  • производственных запасах - счет 10 «Материалы» (вместо счетов: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), - счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»);
  • готовой продукции и товарах-счет41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»);
  • дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

Кроме того, субъекты малого предпринимательства могут предусмотреть в рабочем Плане счетов:

  • учет денежных средств в банках на счете 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);
  • учет капитала на счете 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 81 «Собственные акции (доли)»);
  • учет финансовых результатов на счете 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Итак, малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:

  1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
  3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
  4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
  5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.

Пример сокращенного Плана счетов бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства:

Раздел Наименование счета Номер счета
1 2 3
Внеоборотные активы Основные средства 01
Амортизация основных средств 02
Нематериальные активы 04
Амортизация нематериальных активов 05
Вложения во внеоборотные активы 08
Производственные запасы Материалы 10
Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям
19
Затраты на производство Основное производство 20
Готовая продукция и товары Товары 41
Денежные средства Касса 50
Расчетные счета 51
Финансовые вложения 58
Расчеты Расчеты с поставщиками
и подрядчиками
60
Расчеты с покупателями и заказчиками 62
Расчеты по кредитам и займам 66
Расчеты по налогам и сборам 68
Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению
69
Расчеты с персоналом по
оплате труда
70
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76
Капитал Уставный капитал 80
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
84
Финансовые результаты Прибыли и убытки 99

Обратите внимание
Применение сокращенного рабочего Плана счетов возможно для всех форм упрощенного бухучета.

Во-вторых, полная форма введения упрощенного бухучета основана на использовании специальныхрегистров. Они приведены в приложениях 2 -10 к Рекомендациям. Так, малые предприятия могут утвердить для учета фактов хозяйственной жизни по примеру форм следующие ведомости:

  • Ведомость учета основных средств и амортизации - форма № 1МП;
  • Ведомость учета материально-производственных запасов - форма № 2МП;
  • Ведомость учета затрат на производство - форма № 3МП;
  • Ведомость учета денежных средств - форма № 4МП;
  • Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № 5МП;
  • Ведомость учета продаж - форма № 6МП;
  • Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № 7МП;
  • Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда - форма № 8МП;
  • Сводная ведомость (шахматная) - форма № 9МП.

Сумму по любой операции нужно записывать одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием кредитуемого счета, в другой - по кредиту счета и аналогичной записью дебетуемого счета.

При этом запись о совершенной хозяйственной операции должна быть подтверждена первичным документом.

В конце отчетного периода накопленную в ведомостях информацию нужно обобщить в сводной (шахматной) ведомости по форме № 9 МП, на основании которой составляется оборотная ведомостьи выводятся остатки на последний календарный день отчетного периода. Напомним, оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса.

В-третьих - упрощенная бухгалтерская отчетность, которую вправе сдавать все субъекты малого предпринимательства. Упрощение сводится к тому, что (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н):

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей (приложение № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н). В приложениях к данным формам отчетности приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;
  • отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, необходимо составлять, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.

Обратите внимание
Микропредприятия при утверждении учетной политики вправе принять решение о составлении бухгалтерской отчетности в течение отчетного года по мере необходимости.

Еще одним послаблением для малых предприятий является то, что они могут исправлять существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ 22/2010. Так, у субъектов малого предпринимательства есть возможность исправлять существенные ошибки учета и отчетности в том периоде, в котором они их обнаружили. Прибыли или убытки прошлых лет, возникшие в результате такой корректировки, нужно отражать на счете 91 в составе прочих доходов и расходов. Изменения фиксируются в текущей отчетности, пересчитывать показатели в отчетах за прошлый год не нужно.

Обратите внимание
Ошибка считается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, которые принимаются ими на основе бухгалтерской отчетности за этот период (п. 3 ПБУ 22/2010).

Сокращенная форма ведения бухучета

Сокращенная форма упрощенного бухгалтерского учета предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном документе — Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни. Бланк этой книги можно разработать самостоятельно на основе формы № К-1 МП, утвержденной в приложении 11 к Рекомендациям.

Книга № К-1МП представляет собой таблицу, в которой все операции отражаются разрезе используемых счетов на основе первичных документов.

Наряду с Книгой № К-1МП, для учета расчетов по оплате труда с работниками, рекомендуют применять ведомость учета оплаты труда, форма которой может быть утверждена по примеру формы № 8МП. Если же данных регистров вам недостаточно для ведения учета, можно применить и другие ведомости, используемые при полной форме бухучета (приложения к Рекомендациям).

Книгу № К-1МП нужно открыть записями остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода либо на начало деятельности. Записи в Книге заносятся в хронологической последовательности в течение каждого месяца отчетного года на основе «первички» (например, счетов-фактур, платежных поручений, накладных, товарно-транспортных накладных, квитанций, актов приемки работ, справок, выписок банка и т.д.).

Обратите внимание
Суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», необходимо отражать посредством двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» соответствующих счетов рабочего Плана счетов.

Общая сумма дебетовых оборотов за отчетный период должна быть равна общей сумме кредитовых оборотов (оборотный баланс). После этого нужно вывести остатки по всем счетам и подсчитать их итоги. Общая сумма дебетовых остатков должна быть равна общей сумме кредитовых (сальдовый баланс). По активным счетам: конечное сальдо = начальное сальдо + обороты по дебету - обороты по кредиту. По пассивным счетам: конечное сальдо = начальное сальдо + обороты по кредиту - обороты по дебету. По активно-пассивному счету остаток может быть как по дебету, так и по кредиту.

На основе данной Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни вы сможете составить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Нужно заметить, если у вашей организации много разнообразных операций, Книга получится большого размера, поэтому ее применение возможно будет неудобным и может запутать вас.

Простая система введения бухучета

Бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия.

При простой форме учета двойной записи нет (то есть суммы по дебету и кредиту счетов отражать не нужно). Все хозяйственные операции фиксируются в отдельном журнале. Его можно составить на основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни (форма № К-2 МП), приведенной в приложении 12 к Рекомендациям.

Книга учета фактов хозяйственной жизни № К-2МП представляет собой таблицу, в которой операции регистрируются в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Все операции отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов. При этом если факт хозяйственной жизни уменьшает остаток по соответствующей группе статей на начало отчетного периода, то сумму в соответствующей графе нужно отразить в скобках. Если увеличивает - без скобок.

По окончании отчетного месяца подсчитываются обороты по каждой группе статей и выводятся остатки на конец месяца.

Обратите внимание
Для упрощения учета основных средств и нематериальных активов микропредприятие может предусмотреть в учетной политике начисление амортизации, либо один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности), либо в случаях возникновения необходимости определения остаточной стоимости ОС и НМА.

Данные Книги № К-2МП позволяют микропредприятию составить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

ПРИМЕР
ООО «Скайлайн» применяет упрощенную систему налогообложения. Бухучет ведется по простой форме без двойной записи. На 1 января 2014 года в фирме числятся по группам статей такие остатки: материальные внеоборотные активы — 11 000 руб., запасы — 45 000 руб., капитал и резервы — 95 000 руб., выручка — 100 000 руб.

В январе в ООО «Скайлайн» произошли перечисленные ниже хозяйственные операции:

1. Оплачены полученные материалы на сумму 20 000 руб. В графе «Материальные внеоборотные активы» 20 000 руб. нужно отразить без скобок, так как статья увеличилась, поступили материалы. Эту же сумму нужно зафиксировать в графе «Денежные средства». Но уже со скобками, поскольку в данном случае статья уменьшилась, так как фирма потратила деньги, оплатив материалы.

2. Досрочно погашен долг банку по долгосрочному кредиту в размере 100 000 руб. Бухгалтер отразил 100 000 руб. в графе «Денежные средства» (в скобках — так как статья уменьшилась, фирма потратила деньги). Эту же сумму нужно отразить в графе «Долгосрочные заемные средства». Также со скобками, поскольку статья уменьшилась — заемные средства сократились при оплате кредита.

3. Поступила выручка от проданной продукции — 140 000 руб. Эту сумму нужно отразить в графах «Денежные средства» и «Капитал и резервы» (обе суммы без скобок). Кроме того, сумму — 140 000 руб. нужно отразить еще в графе «Выручка».

4. Списана фактическая себестоимость проданной продукции в сумме 70 000 руб. 70 000 руб. - в графы «Запасы» и «Капитал и резервы» в скобках. Поскольку статьи уменьшились. Эту сумму нужно еще включил в графу «Расходы» (без скобок — статья увеличилась).

Перечисленные операции бухгалтеру нужно отразить в Книге учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2 МП.

В последние года три в бухгалтерском деле происходят глобальные изменения. Но поскольку изменения эти были несколько разрознены, то отследить и понять, к чему все это, было затруднительно.

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».
И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением .

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.
Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

В настоящее время таким правом обладают субъекты малого предпринимательства, которые не попадают под обязательные аудиторские проверки (п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ).

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.
Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть - учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

Применительно к большинству организаций в отношении отчетности за 2016 год ко второй группе относятся:
  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).
В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов - юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Разделение организаций на две названные категории дает основание задуматься о различии выполняемых главными бухгалтерами функций.

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование - чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

2. При организации бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, должна исходить из требования рациональности, т.е. ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

пункт 6).

2.1. При формировании учетной политики микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6.1).

3. Для ведения бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, может сократить количество синтетических счетов в принимаемом ей рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, в частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться:

а) для учета производственных запасов счет 10 "Материалы" (вместо счетов 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме");

б) для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 "Основное производство" (вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), 44 "Расходы на продажу";

в) для учета готовой продукции и товаров счет 41 "Товары" (вместо счетов 41 "Товары" и 43 "Готовая продукция");

г) для учета денежных средств в банках счет 51 "Расчетные счета" (вместо счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути");

д) для учета дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (вместо счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты");

е) для учета капитала счет 80 "Уставный капитал" (вместо счетов 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал");

ж) для учета финансовых результатов счет 99 "Прибыли и убытки" (вместо счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки").

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6 ; Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 2 и ).

4. Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).

4.1. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).

(Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2).

5. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 19 ; Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12 ; Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18).

6. Организация, применяющая упрощенные способы, может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н, пункт 2.1).

7. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15).

8. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.

пункт 17).

9. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 14/07 "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 22).

10. Организация, применяющая упрощенные способы, может осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, пункт 19).

11. Организация, применяющая упрощенные способы, может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).