Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы. Автоматические, или встроенные, стабилизаторы

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

(built-in stabilizers) Все экономические механизмы, которые действуют как ограничители колебаний в экономике автоматически, без принятия специальных решений. Наглядным примером таких стабилизаторов является государственный бюджет (budget). При падении национального дохода поступления в бюджет при существующих ставках прямого и косвенного налогообложения автоматически уменьшаются; при росте уровня безработицы действующая система социального обеспечения гарантирует, что объемы выплат социальных пособий возрастут. В результате бюджетный дефицит увеличивается, а сокращение поступлений в бюджет ограничивается. Аналогичным образом при росте национального дохода бюджетный дефицит сокращается. Преимущество встроенных стабилизаторов перед обдуманными политическими мерами состоит в том, что они действуют автоматически и без промедления. Когда возникает необходимость в целенаправленном принятии политических мер, всегда требуется время для сбора соответствующей информации и для технического и политического преодоления разногласий по поводу этих мер. Недостатком встроенных стабилизаторов является то, что они могут лишь уменьшить размах колебаний, но не в состоянии полностью устранить их. Для дальнейшей стабилизации (stabilization) требуется обдуманная корректировка политики, основанная на прогнозах будущего состояния экономики, которые, как известно, не отличаются высокой надежностью. Некоторые экономисты уверены, что в действительности частичная стабилизация является, вероятно, максимальным результатом, которого можно ожидать от встроенных стабилизаторов.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ" в других словарях:

    - (automatic stabilizers) Корректирование бюджетной политики (fiscal policy), которое происходит автоматически в ходе экономических циклов (business cycles) и сглаживает колебания экономического роста. Например, во время спада (recession) деловой… … Словарь бизнес-терминов

    Встроенные стабилизаторы - своего рода «фильтры» в механизме обратных связей экономической системы; то же, что автоматические стабилизаторы. См. также: Инструментальные переменные, Стабилизаторы, Управляющие параметры … Экономико-математический словарь

    встроенные стабилизаторы - Своего рода «фильтры» в механизме обратных связей экономической системы; то же, что автоматические стабилизаторы. См. также: Инструментальные переменные, Стабилизаторы, Управляющие параметры. Тематики экономика EN… … Справочник технического переводчика

    ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ - – механизмы, которые реагируют на изменение ситуации в экономике и поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Западные авторы под В. с. понимают любую меру, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Автоматические/встроенные стабилизаторы - AUTOMATIC/BUILT IN STABILIZERS Инструменты фискальной политики, позволяющие автоматически смягчить колебания экономической деятельности. Снижение национального дохода и производства в стране ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет и… … Словарь-справочник по экономике

    - (stabilizers, automatic) См.: встроенные стабилизаторы (built in stabilizers). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь - (automatic stabilizers) См.: встроенные стабилизаторы (builtin stabilizers). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ встроенные… … Экономический словарь

В рамках экономической политики государства важное место занимает финансовая политика, которая представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре государственных доходов и расходов . Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и социальными группами.

Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения:

  • абстрагирование от внешнеторговой деятельности;
  • неизменность объема инвестиций ;
  • независимость потребления и инвестиций (частных расходов) от правительственных закупок;
  • равенство национального продукта, национального дохода и личного дохода;
  • постоянство налога вне зависимости от ЧВП;
  • неизменность уровня цен;
  • воздействие фискальной политики признается только в отношении факторов совокупного спроса.

Финансовая политика бывает дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов).

Дискреционная финансовая политика

Дискреционная финансовая политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хозяйство в интересах обеспечения экономического роста. После введения вышеотмеченных ограничений и предпосылок рассмотрим сначала обособленно воздействие государственных расходов и налогов на объем общественного производства, а затем — в их взаимодействии с целью выявления кумулятивного эффекта.

Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде

Q н.п. = П + И + Р г,

где Q н.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции ; Р г — государственные расходы.

В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Р г. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.

Если предположить, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна ¾, то мультипликатор государственных расходов М р.г. составит:

Следовательно, каждый рубль государственных расходов на закупку товаров и услуг увеличивает на 4 руб. объем национального производства, что свидетельствует о приращении вторичных (производных) расходов в народном хозяйстве. Графическая интерпретация этого процесса представлена на рис. 32.1.

Рис. 32.1. Влияние государственных расходов на национальное производство в рамках модели «совокупные расходы - выпуск»

Влияние государственных расходов на производство

Как видно из рис. 32.1, объем национального производства без государственных расходов составил величину, равную Q K , точка К соответствовала равновесному состоянию расходов и производства. Увеличение государственных расходов (Р г) вызвало прирост национального производства (ΔQ н.п), который выразился в новом объеме национального производства (Q N). Точка N свидетельствует об установлении нового равновесия в рыночной системе. Повышение уровня национального производства было обусловлено ростом общих доходов благодаря государственным расходам. Финансовая политика, которая приводит к увеличению совокупных расходов, называется экспансионистской.

Политика встроенных стабилизаторов

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.

Встроенный стабилизатор — это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице , социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Налоги как встроенный стабилизатор

Налоги являются регулирующим средством уровня сбережений. При наличии больших сбережений в условиях неполной занятости они рассматриваются в качестве пассивного источника доходов , не используемого в производстве. В связи с этим излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Изъятие части доходов, получаемых от сбережений, путем налогообложения открывает возможность государству финансировать за счет этих средств инвестиции и государственные расходы . В рамках экономического цикла налоги выполняют роль встроенных стабилизаторов: в фазе подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые сборы; а при спаде налоги уменьшаются быстрее, чем сокращаются доходы.

В дальнейшем последователи Дж. Кейнса предложили разделить объекты налогообложения по их отношению к потреблению и сбережению. В первом случае налогообложению подвергается конечная стоимость потребляемых продуктов, во втором — только процентная ставка по вкладам. Отсюда возникла идея налога на потребление, который рассматривается, с одной стороны, как средство борьбы с инфляцией , а с другой — как метод поощрения сбережений. В результате налогового давления предполагается переключать денежные ресурсы либо прямо на инвестиции, либо на сбережения, которые с помощью той же бюджетной политики изъятия сбережений трансформируются в капиталовложения. Сбережения долгосрочного характера — фактор будущего экономического роста.

При этом предполагается проявление закономерности в динамике потребления и доходов в фазе спада: расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, что провоцирует дополнительный (ажиотажный) спрос. Следовательно, ставки налога на потребление должны быть более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Поэтому такая налоговая система «не тянет» на встроенный стабилизатор. Предполагается, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для товаров первой необходимости, будет более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.

Классическая (консервативная) концепция налоговой политики

На первоначальном этапе классическая концепция рассматривала налоги только как источник доходов государственного бюджета , так как экономика признавалась устойчивой саморегулирующейся системой. А. Смитом было сформулировано положение, согласно которому государство выигрывает от снижения налогового бремени в результате того, что средства, освобожденные от налогообложения, порождают доходы, налоги с которых пополняют казну. Затем это положение было скорректировано в направлении обеспечения «эффективного предложения», что априори признавало свободную конкуренцию , естественность и устойчивость экономических систем. Отсюда и отказ государству в его регулирующей роли. Если таковая и признается, то только лишь для устранения препятствий, мешающих проявлению закона свободной конкуренции.

Поэтому бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на резкое сокращение расходной части бюджета и понижение уровня налоговых ставок. Это ведет к увеличению количества источников накопления предприятий , активизирует деловую и инвестиционную активность, что благоприятно скажется на хозяйственных процессах.

Взаимодополнение кейнсианской и классической концепций налоговой политики

Обратимся к графику, который позволит представить обе концепции, если можно так выразиться, во взаимодополнении (рис. 32.6).

Рис. 32.6. Воздействие фискальной политики на спрос и предложение

Предположим, что при совокупном спросе (кривая С с) и совокупном предложении (кривая П с) равновесный объем продукта равен Q К, при уровне цен Ц К. Допустим также, что при данном объеме производства существует значительный контингент незанятых работников, т.е. налицо высокий уровень безработицы . Если в этих условиях правительство осуществляет меры по снижению налогов , то это не замедлит сказаться на росте доходов , повышении уровня спроса. (Здесь можно отвлечься от старого кейнсианского правила о неизменности цен и заработной платы .) В таком случае под давлением возросшего спроса производство национального продукта увеличится до объема Q L при одновременном повышении цен до уровня Ц L . Кривая С с смещается в положение. Здесь налицо воздействие щадящей фискальной политики на повышение уровня экономической активности через стимулирование совокупного спроса.

Теперь обратимся к совокупному предложению и попытаемся выявить последствия принятых фискальных мероприятий. Во-первых, допустим, что население не будет полностью расходовать возникшее приращение в доходах исключительно на потребление, а какую-то его часть оставит в форме сбережений. Это допущение и экономически, и особенно психологически оправдано, так как имеем дело с довольно сложной и трудной экономической ситуацией. Поэтому появляется желание отложить и на будущие покупки, и на «черный день», ведь «темная полоса» жизни еще не миновала.

Одновременно получают налоговые поблажки и предприниматели , у которых возрастает прибыль , остающаяся в их распоряжении, а главное, повышается уровень рентабельности (отдачи) инвестиций . В целом же и рост сбережений населения, и увеличение прибыли предприятий ведут к повышению нормы накопления капитала , что открывает возможность активизации инвестиционной деятельности. Кроме того, снижение уровня налогообложения доходов трудящихся усиливает у них стимулы к труду. Это связано с повышением интенсивности и производительности труда, удлинением рабочей недели, отменой отпусков, т.е. с факторами краткосрочного периода.

Поэтому активизация трудовой деятельности не может не сказаться на росте предложения, что графически находит свое выражение в смещении кривой совокупного предложения (П с) в положение П с. Это указывает, с одной стороны, на увеличение национального производства до объема Q M и, с другой — на понижение уровня цен до Ц M .

В данной модели становится весьма очевидным переплетение как краткосрочных факторов (стимулирование совокупного спроса и частично предложения через фактор труда), так и долгосрочных (стимулирование совокупного предложения с помощью инвестиций). Поэтому, с нашей точки зрения, здесь необходимо не противопоставлять эти два аспекта финансовой политики, доказывая правоту одного и несостоятельность другого, а видеть их взаимодополняемость и переходность стимулирующей функции от спроса к предложению, что позволит соединить кратко- и долгосрочные аспекты развертывания экономической активности.

Финансовая политика в России

Оценивая возможные направления совершенствования финансовой системы России и ее финансовой политики, можно четко выделить два из них: эволюционное и революционное. Необходимо отметить, что они объективно вытекают из двух диаметрально противоположных концепций экономической политики по трансформации сложившейся социально-экономической системы и выхода страны из глубочайшего кризиса.

Эволюционисты исходили и исходят из необходимости осторожного и осмотрительного реформирования экономики и социальной системы (именно реформирования), опираясь на сочетание элементов сложившейся системы хозяйств как объективно неизбежной данности с кейнсианской концепцией выхода из кризиса и регулирования национальной экономики с целью формирования на первоначальном этапе двух секторов смешанной экономики — рыночного и государственного. Речь идет, в некотором смысле, о «новом курсе» Ф. Рузвельта, но осложненного российской спецификой: наличие мощного государственного сектора, сверхвысокий уровень несовершенных рыночных структур (господство монополий и олигополий), формальное упразднение которых вносит только хаос, высокий уровень социальной защищенности населения, наконец, общественная психология и вековые национальные традиции государствообразующей нации.

Отсюда большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике, сориентированной на стимулирование и финансирование производства, принятие протекционистских мер по его защите, особенно в тех секторах, которые сталкиваются либо с недобросовестной конкуренцией со стороны импорта, либо с недостаточной конкурентоспособностью отечественных отраслей, определяющих индустриальное лицо национальной экономики. При этом денежно-кредитная политика рассматривается в качестве мощного вспомогательного инструмента, который во взаимосвязи с финансовой политикой призван формировать условия для экономической активности. Такой политике пока не суждено реализоваться в силу политических причин.

Но выбор был сделан в пользу революционных преобразований на основе политики монетаризма, которая тут же стала воплощаться в самых безответственных актах так называемого невмешательства государства в экономику. Что касается фискальной политики, то она была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Если существующее положение считать нормальным, то цена, заплаченная за его достижение, — разрушение научно-технического, производственного, военно-стратегического, социально-образовательного, интеллектуально-культурного потенциалов великой державы — тысячекратно перекрывает полученные результаты.

Жесткая денежно-кредитная политика сопровождалась и сопровождается колоссальным урезанием государственных расходов на товары, услуги, развитие социальной сферы — базы будущего любого индустриально-информационного общества . Кроме того, самые жесточайшие налоговые мероприятия, вопреки положению Лаффера, высокие процентные ставки и непомерное налоговое бремя для товаропроизводителей поставили «на дыбы» национальную экономику, которая затем рухнула в пропасть рукотворного не только экономического, но и социально-политического кризиса.

Доля налогов в доходах предприятий превышала 85—90%, а ведь для стран монетаристской ориентации она составляет 25—35%, для стран кейнсианской ориентации — 35—45%. Такой уровень налогообложения полностью парализовал национальную экономику даже в условиях относительно низкого уровня процентных ставок. За все годы реформ уровень процентных ставок значительно превышал средний уровень рентабельности производства в стране. Это и привело вместе с налоговым процессом к такому положению, когда темпы падения инвестиций опережали темпы падения всех остальных макроэкономических показателей.

Выводы

1. Финансовая политика — одна из важнейших составляющих экономической политики государства. Она включает в себя мероприятия по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.

2. Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования.

3. В рамках налоговой политики необходимо различать классическую и кейнсианскую концепции. Классический подход оценивает налоги только как источник государственных доходов, ибо экономика считается саморегулирующейся. Регулирующая роль налогов признается лишь в части содействия развитию свободной конкуренции. Кейнсианский подход оценивает налоги как средство сбалансирования бюджета , стимулирования риска капиталовложений, регулирования сбережений, увеличения государственных расходов и инвестиций, одним словом, как средство формирования «эффективного спроса».

Однако в реальной действительности при осуществлении финансовой политики оба эти подхода используются в их комбинации.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществля­ется как денежно-кредитной, так и фис­кальной политикой. Фискальная политика государства представляет собой фор­мирование государственного бюджета через систему налогообло­жения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занято­сти, снижения темпов инфляции).

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной по­литики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, да­же подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное мани­пулирование налогами и правительственными (государственными) расхода­
ми с целью изменения реального объема национального производ­ства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономи­ческого роста.

Анализ равновесного объема национального продукта и ма­нипулирования государственными расходами позволяет с пози­ций роста совокупных расходов выявить, что включение в них го­сударственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ве­дет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:



где M g - мультипликатор государственных расходов; AJ - при­рост доходов (прирост национального продукта); AG - прирост государственных расходов; МРС -предельная склонность к по­треблению.

Что произойдет, если правительство вводит единый налог (од­новременно выплачиваемый)? Каково его воздействие на объем на­ционального производства?

Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровож­дается снижением объемов потребления и сбережения на каждом


уровне национального продукта. Размер сокращения определяет­ся величиной МРС и MPS. Например, Т (налог) - 20 ед., МРС - 3/4, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15 ед, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национально­го продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:

Потребительские расходы уменьшаются на величину AT X МРС и соответственно уменьшают равновесный объем производ­ства на AJ:

где налоговый мультипликатор М Т будет равен

В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличе­ния государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Например, рост налогов на 20 ед. вызывает уменьшение дохода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3/4). На­циональный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мульти­пликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 ед. вызы­вает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен = Чистый прирост национального продукта равен 20 = ΔT = ΔG.

Фискальная политика используется для регулирования ста­билизации экономики в двух основных направлениях: преодоле­ние спада и сдерживание подъема.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госу­дарственный бюджет в периоды измене­ния объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автома-


тически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложе­ния, система государственных трансфертов (страхование по безра­ботице), система участия в прибылях.

По мере роста объема национального продукта идут пропор­циональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличива­ются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на до­ходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздейст­вие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изме­нения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.

Контрольные вопросы

1. Что включает понятие «финансовое хозяйство»? В чем его отличие
от понятий «финансы», «финансовая система», «финансовая наука»?

2. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций финан­сового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стаби­лизацию. В отечественной экономической литературе принято назы­вать распределительную и контрольную функции финансов (см.: Фи­нансы/Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. - С. 21-25). Проком­ментируйте это различие, изложите содержание функций.

3. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?

4. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов?
Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?

5. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?

6. Какой компонент государственных финансов (расходы или дохо­ды) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это
объяснить?

7. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?

8. Перечислите принципы налоговой системы.

9. Какие виды классификаций налогов вы знаете?

10. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрес­сивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время по­
доходный налог в России?

11. Почему столь противоречива современная ситуация с налоговой системой в России? Каковы, по вашему мнению, причины труднос­тей формирования налоговой системы в России?

12. Перечислите косвенные виды российских налогов в порядке их
значимости как финансового источника для бюджета.

13. Дайте определение налогов. Какие функции в экономике выпол­няют налоги?

14. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов.

15. Что собой представляют налоговые ставки, их виды?

16. Какие налоговые ставки являются оптимальными, то есть не сни­жают стимулов предпринимательской деятельности?

17. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?

18. Понятие фискальной политики. С какими проблемами приходит­ся сталкиваться в осуществлении фискальной политики в России?

19. Каким образом государственные расходы воздействуют на объ­ем национального производства? Всегда ли желателен их рост?

20. Дайте определение налогового мультипликатора. Чему равен
мультипликатор сбалансированного бюджета?

21. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы
ее разновидности? Есть ли возможность ее использования в эконо­мике России?

22. В чем состоит недискреционная фискальная политика? Какие
элементы фискальной системы России относятся к «встроенным
стабилизаторам»?

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.

Встроенный стабилизатор - это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице, социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Налоги как встроенный стабилизатор

Итак, известно, что сумма налогов находится в зависимости от величины доходов населения, всех хозяйствующих субъектов. Поэтому в условиях экономического подъема, когда растут доходы, в государственную казну автоматически увеличивается приток денежных поступлений от сбора налогов. Если доходы начнут сокращаться, то постепенно уменьшается и приток в казну поступлений.

Графическая иллюстрация обеспечения встроенной стабильности представлена на рис. 32.5.

Рис. 32.5. Встроенная стабильность

Государственные расходы (Р г) считаются заданными и не зависят от объема национального производства Q н.п. Они утверждаются в виде фиксированной величины парламентом страны. Одновременно парламент определяет величину налоговых ставок, а не сумму поступающих налогов. Последние зависят от уровня экономической активности.

В период роста и процветания автоматически возрастают налоговые поступления, в результате наблюдается избыток доходов над расходами (профицит). На рис. 32.5 такому положению соответствует объем производства, равный Q 2 . В период сокращения объема национального производства налоговые поступления автоматически сокращаются. Возникает дефицит. Такой ситуации соответствует объем производства, равный Q 3 .

Социальные выплаты в механизме стабилизации

В автоматическом режиме работают и такие стабилизационные механизмы, как пособия по безработице и социальные выплаты. При росте экономики и увеличении занятости, сопровождаемых повышением доходов, идет интенсивное пополнение фондов за счет налогов. Тем самым происходит сдерживание роста совокупного спроса и недопущение «перегрева» экономики. С наступлением периода спада совокупный спрос, напротив, поддерживается тем, что люди, потерявшие работу, начинают получать пособия по безработице. Это расширяет возможности покупательной способности населения и препятствует более быстрому свертыванию общественного производства. В таком же режиме функционируют и механизмы индексации доходов, социальных выплат. Роль внутренних стабилизаторов играют программы поддержки фермеров, сбережения корпораций, личные сбережения.

Необходимо помнить, что действенность многих внутренних стабилизаторов зависит от их «веса» в общем хозяйственном механизме национальной экономики. Те изменения в экономическом (деловом) цикле, которые сопряжены со сглаживанием пиковых подъемов и глубоких спадов, во многом обусловлены именно вступлением в действие стабилизаторов, встроенных в экономическую систему. Конечно, они в состоянии только уменьшить колебания цикла, т.е. не могут устранить их полностью.

В ходе экономического цикла и дискреционная фискальная политика не остается постоянной. В период спада проводится экспансионистская политика, способствующая повышению уровня экономической активности.

В период же подъема, напротив, применяется рестрикционная политика, ведущая к сдерживанию роста экономической активности.

Встроенные стабилизаторы представляют собой вид инструментария, созданного с целью упредить "перегрев" экономической системы при неконтролируемом росте показателей. Кроме того, этот экономический механизм позволяет избежать или снизить отрицательные последствия во время спада, не требуя при этом каких-либо активных действий со стороны политического или экономического управления. Зачастую рассматриваются на примере фискальной политики, но могут включать в себя и инструментарий другого рода. При определенной поддержке со стороны государства и действиях на упреждение позволяют избежать ситуации, в рамках которой действителен профицит бюджета, но экономические показатели сокращаются.

Цикличность колебаний экономики и место встроенных стабилизаторов

Пожалуй, даже далекий от экономики человек слышал о "длинных волнах" Кондратьева. Согласно этой теории, постоянное движение вверх, то есть рост экономических показателей, сокращение дефицита бюджета, наращивание темпов производства, возможно только до определенного момента (пик или верхний экстремум на линии экономического колебания). После этого наступает спад. Заводы изготавливают больше, чем покупают потребители, в условии довольства сокращается КПД рабочей силы, замедляется прогресс. Наступает падение, затем рецессия и дно, от которого после этого стартует новый подъем. Волна находится между двумя экстремумами этой функции и может продолжаться 60 лет, 8 или 2 года, в зависимости от ее длинны.

Где в этой схеме тот самый "рычаг"

Автоматический стабилизатор существует вне зависимости от положения политического строя или курса государственного аппарата. Предотвращает ускорение наступления "перегрева" и смягчает падение, что позволяет свести колебания к менее острой фазе. На практике это превращает экономику с резкими скачками в 8-10 лет в более спокойную модель. Впрочем, это возможно только в том случае, если происходит своеобразная "обратная связь" между выбранной моделью развития экономики государства и встроенными стабилизаторами.

Корреляция показателей

То есть такой тормоз существует вне зависимости от действий правительства, но его эффективность и курс находятся в прямой корреляции. При этом важно избегать политики "закручивания гаек", поскольку она противоречит другим целям фискального инструментария, стимулированию вариативности предложения и объемов производства.

Бюджетная политика в качестве "стандартного" ответа

Что такое профицит бюджета простым языком? Фактически речь идет о положительном сальдо государственного баланса. То есть страна тратит меньше, чем получает, из-за чего появляется определенный запас денег. Это кажется весьма приятным показателем, но лишь до определенного момента. Без соответствующего перераспределения средств, например, на пособия, социальную обеспеченность, государственные предприятия или дотации, это просто изъятие денег из экономического оборота, мертвый груз, который будет бесполезен на этапе инфляции. Промедление с решением по данному вопросу приведет к тому, что контрагенты выплатят налоги, но те не будут потрачены. По факту компании просто потеряют огромный капитал.

Вопрос налогов

Задача эффективной бюджетной политики государства заключается в том, чтобы упразднить риск такого сценария. Например, наиболее простым и успешным внутренним стабилизатором являются налоговое обложение. Можно заявить: "Как же так, ведь налоги устанавливает государство, где же тут автоматизм?". Однако речь идет о прогрессивной ставке, которая считается одной из наиболее эффективных. При угрозе чрезмерного профицита такая система автоматически повышает норму стяжения с ключевых игроков и ослабляет ее при этапе падения в экономической системе.

Виды и различия внутренних стабилизаторов

Существует не менее трех основных категорий рычагов торможения экономики, а именно:

  • Налогообложение. Сложная формулировка "недискреционная фискальная политика" означает лишь то, что уже было нами изложено: выше налоги во время подъема, а ниже - при падении. Сюда же следует добавить варианты стяжения, зависящие от продаж, а также прибыли физических лиц и корпораций.
  • Пособие по безработице. Имеет множество вариантов. Вернувшись к вопросу о том, что такое профицит бюджета простым языком, можно сказать, что это нежелание безработных работать. Во время подъема такие дотации сокращают, включая ограничивание потребительского потенциала и спрос при "перегреве", а при падении увеличивают. Люди получают от государства больше, тратят чаще, что в итоге способствует продуктивности контрагентов, а цели фискальной политики выполнены.
  • Бюджетные правила. Имеет смысл только в том случае, если коррумпированность государственного аппарата находится на низком уровне. Такие правила созданы для перераспределения бюджета во время различных фаз цикла колебания экономики. Например, перед пиковым состоянием часть средств отправляется в резервный фонд, который обеспечит "мягкую подушку" при падении. Это возможно, если капитал не осядет в частном секторе до той самой рецессии.

Встроенные стабилизаторы экономики созданы для привнесения порядка в хаос любой модели, которая больше, чем маленькое домохозяйство. Но если аппарат не использует такой инструментарий в полную силу, то появляются нецелесообразные траты при экономическом подъеме, воровство капитала, создание льготных налогов для ключевых корпораций, которые должны платить больше.

Суть антицикличной политики государства

В 1862-м году Клеман Жюгляр, проанализировав положение дел во Франции, пришел к выводу, что кризис следует рассматривать, как нечто закономерное. То есть упадок в экономике произойдет в любом случае, вопрос в том, будет ли государство к нему готово, и насколько тяжело он скажется на состоянии модели, в целом. Антицикличная политика призвана повысить эффективность внутренних стабилизаторов. Например, упразднение бюрократичной волокиты вокруг налогового обложения и перенос документооборота в виртуальное пространство. Оперативность и эффективность внутренних стабилизаторов вырастет. Поскольку деньги поступают в бюджет быстрее, скорость их распределения также увеличивается. Впрочем, непосредственно сама антицикличная политика подразумевает гораздо больше различных инструментов, включая и те, которые направлены на упразднение коррупции. Однако охватить их все в рамках одной статьи невозможно.

Преимущества поддержки такого механизма

Бюджетная политика государства становится более эффективной и своевременной - вот ключевое преимущество поддержки внутренних стабилизаторов. Вместо простоя деньги возвращаются в экономику и приносят прибыль, а модель начинает работать лучше. Остальные плюсы "тормозов" можно описать таким образом:

  • Оперативность. Пока законопроект проходит несколько чтений и корректировок, прогрессивная ставка налогообложения уже работает. Аппарат только анализирует положение ключевых "китов" на рынке, а бюджет уже пополняется за счет более высокого стяжения с "пополневших" корпораций.
  • Широкий охват. Стабилизатор поправляет ситуацию в целом. При эффективной работе бедные в условиях экономического падения не оказываются в еще более плачевном состоянии, а тратят средства резервного фонда, собранного за счет избытка капитала несколько лет назад.
  • Отсутствие отрицательных последствий. В отличие от обоюдоострой политики "закручивания гаек", стабилизаторы позволяют поправить ситуацию без критических последствий. Да, корпорации станут платить больше, но за счет роста спроса со стороны потребителей, получивших дотации, прибыль станет значительно выше (в долгосрочной перспективе).

Как видим, при эффективной модели построения политики государственного аппарата стабилизаторы позволяют продлить подъем и сократить стагнацию, что практически всегда приводит к удовлетворительному результату.