Структура финансово – кредитной системы государства. Сущность финансово-кредитной системы рф

Кредитная система возникает на базе кредитного механизма, методов и способов кредитования.

Понятие кредитная система - означает совокупность кредитных и финансовых учреждений, которые занимаются созданием, аккумулированием и предоставлением денежных средств в кредит. Система кредитования является элементом денежной системы.

Термин кредитный механизм - обозначает сформированный, определенный порядок использования кредитных отношений, являющихся основой кредитной политики.

Кредит - это определенный берущийся в денежном или товарном эквиваленте, осуществляемый на основе возвратности, срочности, платности. Факт существования кредита подтверждает существование экономических отношений между заемщиком и кредитором. Кредит часто выступает как средство денежного платежа в обмен на товары.

Основные функции кредита:
  • Перераспределение средств.
  • Стимуляция издержек в экономике.
  • Централизация и .
Основные принципы кредитования:
  • Возвратность.
  • Срочность.
  • Платность.
  • Целевое и материальное обеспечение.
В зависимости от срока кредитования бывают:
  • Краткосрочные кредиты - выдаются на период до 1 года.
  • Среднесрочные кредиты - выдаются на период от 2 до 5 лет.
  • Долгосрочные кредиты - выдаются на период от 5, 10 лет и более.
В зависимости от охвата рыночного пространства кредиты бывают:
  • Международные.
  • Межгосударственные.
  • Государственные.
  • Банковские.
  • Коммерческие.
  • Потребительские.

Основные функции кредитной системы:

  1. Денежно-хозяйственная - ее деятельность контролируется кредитными институтами.
  2. Регулирующая - этой деятельностью занимается Центробанк и контролирующие органы. Задачей регулировки является контроль за установлением и колебанием процентных ставок.
  3. Регламентирующая - занимается Центробанк и , регулирует кредитную политику и определяет правила ее ведения.

Кредитная система состоит из двух подсистем:

  • - в нее входит кредитор высшей инстанции - Центральный Банк, он имеет право кредитовать низшие инстанции, такие как коммерческие и специализированные ипотечные и инновационные банки.
  • Пробанковская система - включает множество финансово экономических институтов других форм собственности: лизинговые, страховые, факторинговые, инвестиционные компании, а также , ломбарды, почтовые отделения и фондовые биржи.

Основными задачами кредитной системы является: организация и контроль распределения капиталов, формирование инвестиционного и делового климата в стране, установка правил кредитно денежных отношений, влияющих на структуру спроса и предложения. В целом кредитная система имеет большое влияние на макроэкономическое равновесие и рыночную экономику государства.

Кредитная система и ее структура

Кредитная система состоит из кредитно-финансовых учреждений, охватывающих все сферы кредитных отношений.

Кредитная система имеет определенную структуру. Центром кредитных отношений есть банковская система - она состоит из нескольких уровней:

  • Одноуровневая система - практикует горизонтальные банковские связи, специализируется на проведении универсальных и аналогичных межбанковских операций.
  • Двухуровневая система - практикует горизонтальные и вертикальные межбанковские связи. Вертикальные отношения подразумевают подчинение Центра банку, являющемуся основным руководителем низших звеньев системы.

Государственная кредитная система состоит из небанковских организаций и кредитно-финансовых институтов. Сегодня страховые и финансовые компании, пенсионные и другие фонды официально не есть банками, но при этом они занимаются множеством банковских услуг, тем самым, составляя конкуренцию официальным банковским организациям. Несмотря на прогрессирующее развитие небанковских организаций, центральная роль в кредитной системе отводится банковской системе.

Структура финансовой системы РФ, характеристика сфер и звеньев.

По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.Централизованные (государственные) финансы включают:государственные бюджеты;государственные социальные внебюджетные фонды;государственный кредит;государственное страхование.К децентрализованным финансам относят:финансы коммерческих предприятий и организаций;финансы некоммерческих организаций;финансы домохозяйств.Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

Государственные внебюджетные фонды.

В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.

Государственный кредит.

Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которыхгосударство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

Фонд страхования.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.

Фондовый рынок.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Финансово-кредитная система.

Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.По этому звену рассматривается банковская система РФ.Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.


Рассмотрим основные аспекты и параметры финансово-кредитной системы государства, а также ответим на следующие вопросы:
Что такое финансово-кредитная система страны?
Какие организации включаются в состав кредитно-финансовых институтов?
Какие организации являются финансовыми посредниками?
Чем отличаются страховые организации и пенсионные фонды?
В чем состоят особенности финансовых и инвестиционных компаний?
Что такое венчурные и хеджевые фонды?
Какова история инвестиционных банков?
Что такое институты кредитно-финансовой информации?

Что такое финансово-кредитная система страны?

Кредитно-финансовую систему государства образуют комплекс кредитно-финансовых институтов, действующих на кредитно-финансовых рынках, кредитно-финансовых отношений и соответствующей им информационной сферы.
Кредитно-финансовые институты — это государственные и частные, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие операции по аккумулированию денежных средств, кредитованию, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, эмиссии кредитных средств платежа, осуществлению финансовых инвестиций, оказанию финансовых услуг. Кредитно-финансовые институты формируют свои доходы преимущественно за счет осуществления операций с различными финансовыми инструментами или выполнения посреднических услуг на кредитно-финансовых рынках.
Кредитно-финансовые отношения — это отношения, связанные с формированием и распределением кредитно-финансовых ресурсов.
Финансово-кредитная информационная сфера — это поставщик информации о составе, структуре, качественных и количественных характеристиках деятельности кредитно-финансовых организаций. Она представлена информационными базами данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, сведениями, формируемыми статистическими службами, рейтинговыми агентствами, бюро кредитных историй, профильными изданиями, средствами массовой информации и др. Развитая финансово-кредитная информационная сфера — продукт длительной эволюции кредитно-финансовых рынков.

Какие организации включаются в состав финансово-кредитных институтов?

Состав основных кредитно-финансовых институтов в развитых странах приведен на рис. 1.

Рис. 1. Состав кредитно-финансовых институтов
Институциональная структура кредитно-финансового сектора российской экономики (конец 2016 г.) состояла из 1012 действующих кредитных организаций (включая 955 банков и 57 небанковских кредитных организаций), 625 страховых организаций, 1444 паевых инвестиционных фондов, 157 негосударственных пенсионных фондов.

Какие организации являются финансовыми посредниками?

К финансовым посредникам относят организации (институты), которые формируют свою ресурсную базу преимущественно за счет выпуска обязательств и используют эти средства на приобретение ценных бумаг и предоставление ссуд. Ряд функций финансовых посредников закрепляются за такими финансовыми организациями, как пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, финансовые и прочие компании. Отдельные функции коммерческих банков разрешается выполнять специальным организациям, учреждениям, фондам. Например, в Российской Федерации внебюджетным фондам социального назначения (Пенсионному фонду, Фонду социального страхования, Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования) предоставлено право выполнения ряда банковских операций.

Что такое кредитные организации депозитного типа?

К кредитным организациям депозитного типа относятся коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы. Привлеченные ими средства используются для выдачи банковских, потребительских и ипотечных кредитов.
Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от хозяйствующих субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных кредитов.
Сберегательные институты являются специализированными финансовыми организациями, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Они заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок. В состав этой группы входят сберегательные банки, ипотечные и другие специализированные кредитные организации.
В России законодательство не делает различия между коммерческими и сберегательными банками.
Кредитные союзы являются институтами взаимного кредитования. Они принимают вклады физических лиц и кредитуют членов союза в форме предоставления краткосрочных потребительских ссуд. Обязательства кредитных союзов формируются из сберегательных и чековых счетов (паев). Кредитные союзы создаются по профессиональным признакам (работники одной отрасли, компании), по месту жительства, по религиозному признаку и т.п.
Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед иными финансовыми институтами депозитного типа. Обычно они освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль).
В России деятельность кредитных союзов не получила достаточного распространения.

Чем отличаются страховые организации и пенсионные фонды?

Страховые организации занимаются формированием целевых фондов денежных средств и их использованием на возмещение ущерба при различных рисках. Тем самым они создают условия для защиты бизнеса и благосостояния людей. Финансовые ресурсы, накапливаемые страховыми компаниями, преимущественно используются в системах долгосрочного кредитования и прежде всего для коммерческого и жилищного строительства.
В России начало страхового дела связывают с принятием закона о вдовьей казне от 20 ноября 1772 г. В 1776 г. Государственному заемному банку при его учреждении были предоставлены права страхования каменных домов и фабрик, а в 1797 г. при Государственном ассигнационном банке была открыта страховая контора для страхования товаров.
Упорядочение страховой деятельности в Российской Федерации началось с принятием в 1992 г. Федерального закона «О страховании», который установил основные принципы государственного регулирования страховой деятельности, регламентировал отношения между страховщиками и страхователями, определил статус страховых компаний и т.п.
Пенсионные фонды — это организации, обеспечивающие: а) сбор целевых взносов; б) капитализацию аккумулированных средств; в) финансирование расходов на выплату пенсий; г) организацию и ведение учета плательщиков взносов и др. Пенсионные фонды могут быть государственными и негосударственными.
Страховые компании и пенсионные фонды характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.

В чем состоят особенности финансовых и инвестиционных компаний?

Финансовые компании формируют свои кредитные ресурсы путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций, облигаций или путем заимствования у банков для предоставления кратко- и среднесрочных кредитов на потребительские и коммерческие нужды. В отличие от коммерческих банков, аккумулирующих небольшие суммы денежных средств на депозитах и предоставляющих крупные ссуды, финансовые компании заимствуют крупные суммы и выдают небольшие ссуды. Выделяют три вида финансовых компаний: торговые, потребительские и компании по работе в сфере бизнеса.
Торговые финансовые компании предоставляют клиентам кредиты на покупку товаров у определенных розничных продавцов или производителей. Главное преимущество торговых финансовых компаний заключается втом, что стороны быстро, на месте покупки оформляют кредит.
Компании потребительского кредита могут предоставить кредит тем лицам, которые не могут их получить в банке. Высокому уровню риска соответствует процентная ставка.
В последние десятилетия увеличивается число финансовых компании по работе в сфере бизнеса, осуществляющих факторинговые, лизинговые операции и др.
В кредитной системе развитых стран важное место принадлежит инвестиционным фондам, т.е. находящимся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественным комплексам, пользование и распоряжение которыми осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Инвестиционные фонды специализируются на долгосрочных инвестициях, выпуская финансовые обязательства различных номиналов, что позволяет им быстро продавать и покупать финансовые обязательства, для которых уже существует рынок, или выкупать свои акции (инвестиционные паи) по текущей рыночной цене. Это позволяет экономить на масштабах операций при управлении инвестициями и на трансакционных издержках, используя преимущества сниженных тарифов по крупномасштабным сделкам. Функционируют в форме акционерных и паевых инвестиционных фондов.
Акционерный инвестиционный фонд — это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом.
Паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, не являющийся юридическим лицом. ПИФ состоит из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и имущества, полученного в процессе такого управления. Доля в праве собственности ПИФа удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Что такое венчурные и хеджевые фонды?

Венчурные фонды (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционные компании, работающие исключительное инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Они осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения совершаются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий.
Хеджевый фонд (англ. hedge fund) — частный, не ограниченный нормативным регулированием либо подверженный более слабому регулированию инвестиционный фонд, недоступный широкому кругу лиц и управляемый профессиональным инвестиционным управляющим. Отличается особой структурой вознаграждения за управление активами.
Цели хеджевого фонда заключаются в получении постоянной нормы прибыли выше среднерыночной при одновременном сокращении риска потерь. Для этого хеджевые фонды формируют инвестиционные пулы, используя разнообразные финансовые модели для осуществления операций на финансовых рынках. Их деятельность связана с высокими рисками, что обусловливает высокие вознаграждения управляющим хеджевых фондов, которые могут достигать до 20% от прибыли фонда.

Какова история инвестиционных банков?

Инвестиционные банки, несмотря на свое название, не относятся к банкам в традиционном смысле этого слова, постольку не открывают вклады, не используют привлеченные средства для предоставления кредитов и т.п. Они выполняют функции прямого финансирования на финансовых рынках.
Инвестиционные банки возникли в США в соответствии с Законом о банковской деятельности 1933 г. (так называемый закон Гласса—Стигалла), который:
а) разделил деятельность банков на коммерческую и инвестиционную и запретил коммерческим банкам принимать участие в размещении или торговле акциями, облигациями и другими ценными бумагами за исключением ценных бумаг;
б) коммерческие банки получили разрешение приобретать за собственный счет только те долговые обязательства, которые получили одобрение органов банковского надзора;
в) запретил отдельным лицам и фирмам, участвующим в инвестиционной деятельности, одновременно быть задействованными и в осуществлении работы коммерческих банков.
Деятельность инвестиционных банков связана с выполнением эмиссионно-учредительских и посреднических функций: а) брокеров, дилеров, депозитариев; б) организаторов расчетов по операциям с ценными бумагами; в) формирования эмиссионных портфелей; г) формирования индивидуальных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов; д) предоставления консалтинговых услуг по вопросам инвестирования; поисков инвесторов и объектов инвестирования.
В российском законодательстве определения понятия «инвестиционный банк» нет.
Система кредитно-финансовых институтов является развивающейся, какие-то элементы возникают вновь, какие-то исчезают. В ходе глобального финансового кризиса 2007—2009 гг. инвестиционные банки как самостоятельные организации исчезли. Первым из них в США разорился Bear Stearns. Вслед за ним обанкротился Lehmans Brothers, a Merrill Lynch был куплен Bank of America за 50 млрд долл. Федеральная резервная система США в сентябре 2008 г разрешила банкам Goldman Sachs и Morgan Stanley изменить статус с независимых инвестиционных банков на банковские холдинги. Таким образом, в США не осталось инвестиционных банков. В новом статусе банки будут подвержены жесткому контролю со стороны государства, а взамен получат право на новые государственные кредиты, а также смогут работать со счетами частных лиц, чего независимые инвестиционные банки делать не могут.

Что такое институты кредитно-финансовой информации?

Кредитная информация — это сведения о кредитной системе и протекающих в ней процессах. Она подразделяется на хаотичную, полученную в результате индивидуального опыта, слухов, мнений, и организованную, которая собирается, обрабатывается и хранится комплексом институтов кредитно-финансовой информации, в состав которых входят:
а) институты, формирующие общие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, макроэкономической и кредитно-финансовой статистике1;
б) институты, публикующие официальные курсы иностранных валют
(в России — Банк России);
в) мировые информационно-аналитические системы Блумберг (Bloomberg) и Томсон Рейтере (Thompson Reuters);
г) подразделения Американской фондовой биржи (American Stock Exchange), Гонконгской фондовой биржи (Hong Kong Stock Exchange), Евронекста (Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris), Закрытого акционерного общества «Фондовая биржа ММВБ», Ирландской фондовой биржи (Irish Stock Exchange), Испанской фондовой биржи (ВМЕ Spanish Exchanges), Итальянской фондовой биржи (Borsa Italiana), Корейской биржи (Korea Exchange), Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange), Люксембургской фондовой биржи (LuxembourgStock Exchange), Насдак (Nasdaq), Немецкой фондовой биржи (Deutsche Borse), Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange), Открытого акционерного общества «Фондовая
биржа "Российская торговая система", Токийской фондовой биржи (Tokyo Stock Exchange Group), Фондовой биржи Торонто (Toronto Stock Exchange, TSXGroup), Фондовой биржи Швейцарии (Swiss Exchange), Шанхайской фондовой биржи (Shanghai Stock Exchange), публикующие котировальные списки;
д) рейтинговые агентства, прежде всего «Фитч Рейтинге» (Fitch-Ratings) , «Стан-дарт энд Пурс» (StandarddPoor"s), «Мудис Инвесторе Сервис» (Moody"s Investors Service)",
е) бюро кредитных историй и др.
Расходы, возникающие в связи со сбором, проверкой и мониторингом кредитно-финансовой информации, учитываются в конечной цене кредита.
Не всякая информация о деятельности кредитной организации может быть объявлена ею конфиденциальной. Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:
а) ежеквартально — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
б) ежегодно — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

1. Банки. Кредитно-финансовая система

Банки - основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Они создают, аккумулируют и предоставляют денежные средства. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но есть и общие черты. Так повсеместно кредитная система состоит из центрального банка, коммерческих банков, специализированных банковских учреждении (инвестиционных, внешнеторговых, ипотечных и т.д.), а также кредитно-финансовых учреждении небанковского типа: страховых, финансовых компании, пенсионных фондов, сберегательных касс.

Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.

Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).

Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.

Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.

Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.

Обменный курс - это цена национальной валюты на международном валютном рынке или та пропорция, в которой она обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих стран. Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие вторжения бывают очень редко), если цель - удержать обменный курс от падения, центральный банк снимает с инвалютного счета какую-то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым баланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса национальной валюты. В первом случае вторжение лимитируется наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором - наличием инвалюты.

Центральный банк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда.

Одна из самых важных задач центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультат правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

Управление государственным долгом должно быть увязанно с целями правительства (не входить в противоречие, например, с фискальной политикой). Для центрального банка это может стать серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте.

Коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны. Главное их предназначение - привлекать сбережения и распределять их между заемщиками. Для корпораций и потребителей банки являются основным источником кредитов.

Пополнение оборотных средств предприятии и предоставление потребительского кредита - это классическая функция коммерческих банков. Кроме этого банки оказывают массу специальных услуг государству, предприятиям и населению. Это и чековое обслуживание, и рассчетно-кассовые операции,выдача денег под заклад имущества, средне- и долгосрочное кредитование специального назначения (например компании, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых), проектное финансирование модернизации производства, предоставление ссуд в иностранной валюте, финансирование рисковых, венчурных проектов, лизинг оборудования и другие банковские операции и услуги.

2. Банковские операции и банковская прибыль

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности банков, такие как прибыль, банковские операции и риски, которым подвергается банк в процессе своей деятельности.

Деятельность банков подчинена получению прибыли. Банковская прибыль получается так: банки уплачивают своим клиентам проценты по вкладам и взимают с них более высокие проценты по ссудам: разница между суммой взимаемых и суммой уплачиваемых банком процентов образует его прибыль. Банковская прибыль имеет собственное название - маржа.

Кроме того в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции. Чистая прибыль банка равняется его валовой прибыли за вычетом расходов на ведение банковских операций. Чистая прибыль банка, взятая в отношении к его собственному капиталу, составляет норму банковской прибыли.

Банковские операции делятся на пассивные и активные. Пассивные - операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы. Активные - посредством которых банк размещает эти ресурсы. Банковские ресурсы это собственный капитал банка и вклады (депозиты) принимаемые банком от клиентов. Собственный капитал складывается из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли.

Депозиты делятся на две группы: срочные (могут быть истребованы у банка по истечении какого либо срока)и до востребования (могут быть изъяты в любое время).

С другой стороны активные операции составляют ссуды, которые также могут быть срочными (подлежат погашению через определенный срок - месяц, год, три года) и бессрочные (банк может потребовать их возвращения в любой момент).

Классификация банковских операции по видам показана на рисунке № 1.

Вексельные операции - это покупка банком векселей у компаний и выдача ссуд под векселя.

Подтоварные операции - это ссуды под залог товаров и товарных документов.

Фондовые операции банков представляют собой операции с ценными бумагами - акциями и облигациями. Они включают:ссуды под ценные бумаги; банковские инвестиции (покупка банком ценных бумаг).

При лизинге участниками операции являются три стороны: предприятие - производитель оборудования; лизинговая компания (арендодатель) - представляет оборудование в аренду промышленным и торговым фирмам; предприятие получающее и использующее его (арендатор).Формы участия банков в лизинг-кредите: кредитование специализированных компаний на основе заключения договора; кредитование предприятий, сдающих в аренду производственное оборудование.

Факторинг - взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента. Факторские операции активно проводят коммерческие банки, организующие специализированные филиалы или компании.

Доверительные(трастовые) операции - операции банков по управлению имуществом, выполнению иных услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверенного лица. При их осуществлении банк формально выступает только в качестве агента, получая доход в виде комиссионных. Но эти операции существенно увеличивают влияние крупных банков. По доверенности банк управляет капиталом своих клиентов, вкладывая средства преимущественно в ценные бумаги.

Итак ведущим принципом работы коммерческих банков является стремление получить наибольшую прибыль. Но оно ограничивается возможностью понести убытки. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Банк не может избежать риска, он обязан взять его на себя. Банк должен выбрать вид и об"ем риска. Например, банк выбирает между двумя решениями: выдать конкретную ссуду в 100 млн. рублей определенному клиенту и взять на себя риск невозврата кредита с вероятностью, оцененной банком в 30 %; отказать клиенту в кредите и взять на себя риск упущенной выгоды, который оценивается банком в 29 млн. рублей. Таким образом, риск банка никогда не может быть равен 0. Риск банковской деятельности - это вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, необходимой. Каждому шансу получить прибыль противостоит возможность понести убытки. Банк должен знать об"ем посильного для него риска, соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности в процессе управления банковским портфелем, т.е. активами и пассивами банка.

3. Кредитно- финансовая система России

В России как и в других странах существует система государственного регулирования денежно-кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы составляют два закона - "О банках и банковской деятельности в РФ", последний вариант принят Государственной Думой 20 января 1995 года и "О центральном банке РФ (Банке России)", последняя редакция -конец декабря 1994 года. Согласно этим законам Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операции, образуют банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития).

Банки могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям антимонопольного законодательства РФ и другим законодательным актам.

Банки России не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков.

Банки в РФ независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решении, связанных с проведением банковских операции. Запрещается работникам органов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) в органах управления банков.

Все банки на территории России должны держать обязательные резервы в Банке России и соблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком России.

Центральный банк России определяет порядок регламентации, регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков, порядок выделения централизованных кредитных ресурсов, устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

Нормативы достаточности капитала коммерческого банка;

Нормативы ликвидности;

Минимальный размер уставного капитала банка;

Максимальный размер риска на одного заемщика;

Предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

Ограничение размеров валютного и курсового рисков;

Ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально допустимым размером уставного капитала (на данный момент) и предельным соотношением всего капитала банка к сумме активов, взвешенной с учетом риска кредитных вложении и возможной потери части стоимости. Минимально возможное допустимое значение этого соотношения, обязательное для всех банков, составляет 0,04 .

В качестве оценочного используется соотношение капиталов банка и активов с повышенным риском, рекомендуется поддерживать его на уровне не ниже 0,1.

Нормативы ликвидности баланса коммерческого банка включают в себя обязательные и оценочные показатели. К первым относятся соотношение капитала банка и его обязательств, максимально допустимое 1:25 для банков созданных на базе специализированных государственных банков; 1:20 для комбанков в виде обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ закрытого типа и 1:15 для прочих коммерческих банков.

Обязательны также соотношения активов банка сроком погашения свыше одного года и обязательств банка по депозитным счетам, кредитам, а также долговых обязательств на срок свыше года. Этот норматив отражает степень обеспечения выданных банком ссуд соответствующими источниками кредитных ресурсов. Его максимально допустимое значение - 1,0 .

Еще одно обязательное соотношение - суммы ликвидных активов банка и его обязательств по счетам до востребования - норматив ликвидности, максимальное значение 0,3 (0,2 - для бывших спецбанков).

Важнейшим показателем ликвидности коммерческого банка является максимальный размер риска на одного заемщика, который определяется как соотношение размеров обязательств одного заемщика к капиталу банка и не может превышать 1.0 для бывших спецбанков и 0,5 - для банков, созданных в 1988-1989 году; 0,75 - по прочим банкам. При этом размер риска на одного заемщика не может превышать 10% от суммы активов банка. Данный показатель отражает возможности банка по выдаче крупных кредитов одному заемщику и ликвидность банка.

Оценочными нормативами ликвидности коммерческого банка являются: соотношение суммы выданных кредитов и суммы средств на расчетных счетах, текущих счетах, а также средств во вкладах и депозитах

В целях повышения ликвидности и укрепления финансовой стабильности коммерческих банков, защиты интересов их вкладчиков, акционеров и пайщиков Центральный банк формирует систему резервных и страховых фондов, отчисления в которые являются обязательными для всех коммерческих банков. Указанная система состоит из: фондов обязательных резервов, фонда страхования депозитов в коммерческих банках (1% от дохода ком.банка), фонда страхования коммерческих банков от банкротств (1% от дохода). Норматив обязательных резервов банков, депонируемых ими в Банке России на сегодняшний день по счетам до востребования - 20%, по срочным обязательствам - 10-15%, по валютным депозитам - 2%,

Коммерческие банки являются юридическими лицами, которым на основании лицензии, выдаваемой центральным банком, предоставляется право привлекать денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условии возвратности и платности, а так же осуществлять иные виды банковских операции.

Коммерческие банки по форме собственности могут быть:

а) акционерными обществами различного типа

б) частными компаниями

в) кооперативной собственностью.

Они осуществляют следующие банковские операции и сделки:

1) привлекают вклады(депозиты) и предоставляют кредиты по согласованию с заемщиком;

2) ведут расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

3) открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

4) финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

5) выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), осуществляют иные операции с ними;

6) выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную иностранную валюту;

8) покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них;

9) привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады;

10) привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции) ;

11) оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.

Указанные операции могут проводится как в рублях, так и в валюте при наличии соответствующей лицензии Центрального банка.

Внутренняя лицензия дает право на:

Ведение счетов в иностранных валютах клиентов банка при условии открытия коммерческим банком корреспондентского счета в кредитном учереждении обладающим генеральной лицензией;

Проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов банка в форме документального аккредитива, инкассо, банковского перевода;

Привлечение и размещение средств в иностранных валютах в форме кредитов, депозитов, вкладов, а также выдачу гарантии в пользу клиента в иностранной валюте (в пределах собственных валютных средств);

Посредничество на комиссионной основе при обмене средств валютных клиентов банка.

Генеральная лицензия дает возможность коммерческому банку устанавливать прямые корреспондентские отношения с иностранными банками. Коммерческие банки имеющие генеральную лицензию могут открывать корреспондентские счета для проведения валютных операции другим коммерческим банком.

4. Федеральная резервная система США

Банковская система США сформировалась под воздействием многократно уточняемого Закона о Федеральной резервной системе и принятого в 1980 году Закона о дерегулировании депозитных учреждении и

монетарном контроле (DIDMCA). Это система схематично изображена на рисунке № 3.

Стержнем денежной и банковской системы Соединенных Штатов Америки является Совет управляющих Федеральной резервной системы.

Семь членов Cовета назначаются президентом с одобрения конгресса. Им устанавливаются длительные сроки полномочий 14 лет, но вместе с тем каждые два года заменяется один член Совета. Это делается для того, чтобы дать возможность Совету действовать последовательно, иметь компетентных членов, быть независимым и пользоваться автономией. Назначение, а не избрание состава Совета имеет целью отделить кредитно - денежную политику от политики партии.

Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль за работой денежной и банковской системы страны. Широко признано, что председатель Совета - самый влиятельный руководитель центрального банка в мире. Эффективность мероприятий Совета, которые должны соответствовать общественным интересам и способствовать общему экономическому благосостоянию, достигается с помощью определенной техники управления денежным предложением.

В формировании основ банковской политики Совету управляющих помогают два важных органа. Один - Комитет открытого рынка, состоит из семи членов Совета и пяти президентов федеральных резервных банков, определяет политику Федеральной резервной системы в области закупок и продажи государственных облигации на открытом рынке. Эти операции представляют собой наиболее важный способ воздействия руководящих кредитно - денежных учреждении на предложение денег. Другой - Федеральный консультативный совет состоит из 12 видных руководителей коммерческих банков, избираемых ежегодно по одному от каждого из 12 федеральных резервных банков. Периодически Совет проводит встречи с Советом управляющих и высказывает свои соображения о банковской политике. Однако Совет чисто консультативный орган, он не имеет полномочий для формирования политики.

Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

Другая важная составляющая часть американской банковской системы - это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются

а) центральными банками,

б) квазиобщественными банками и

в) банками банкиров.

Таким образом в США двенадцать центральных банков. Это отражает географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города Нью-Йорка.

Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Их собственник - коммерческие банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Они руководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точки зрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом.

Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждении и предоставляют им ссуды. Таким образом федеральные резервные банки являются "банками банкиров".

Кроме того у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняют коммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс уполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые образуют предложение бумажных денег в экономике.

Роль "рабочих лошадок" финансовой системы США играют около 13 800 ее коммерческих банков. Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является национальными банками. До принятия DIDMCA это различие было важным, т.к. закон обязывал национальные банки входить в федеральную резервную систему, тогда как банки штатов сами решали присоединяться к ней или нет.

Сберегательные учреждения имеют самостоятельные и отдельные от Совета управляющих и федеральных резервных банков органы контроля. Но DIDMCA расширил кредитные полномочия сберегательных учреждении (в части выдачи ссуд предприятиям и потребителям)и поставил ссудо-сберегательные ассоциации под контроль резервной системы.

Сейчас на сберегательные учреждения распространяются резервные требования, благодаря чему они могут получать заем Федеральной резервной системы.

5. Заключение. Банки в современном мире

Традиционное представление о банке как только о кредитном и расчетно-платежном институте не соответствует современному положению вещей. Сегодня, как было показано в данной работе, коммерческий банк представляет собой универсальный, многофункциональный кредитно-финансовый комплекс, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционные, консультационные и другие банковские операции. Через лизинг, факторинг, проектное финансирование, концентрацию передовой технологии, использование в банковской практике последних достижении науки и техники банки фактически управляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессе производства. Кроме того широкое кредитование бюджетного дефицита и государственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансами и позволяет банкам влиять на денежную (и не только денежную) политику страны.

ФКС включает сов-ть отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой и кредитной систем. Финансы отличаются от денег. Финансы - денежные отношения, кот. опосредуют неэквивалентное движение денег. Они возникают на стадии перераспределения нац-го дохода и связаны с наличием гос-ва. Фин-сы классифиц-ся на гос и частные. Гос вкл-т бюджетн систему, специализированные гос-ные внеб фонды, фин-сы гос.корпораций, местн фин-сы. Частные вкл. корпоративные финансы, финансы банков, финансы инновац-х компаний, финансы страх-х компаний.Гос.финансы + частные финансы + кредитные рес-сы=ФКС.ФКС - кредитная система гос-ва, явл-ся той частью денежной системы, кот. обслуживает неэквивалентное движение денег. При этом бюджетная сист. явл звеном финансовой сист, а налоговая - звеном бюджетной сист. С другой стороны банковская система явл звеном кредитной сист., ЦБ - центр звено любой банковской сист. Финансовая и кредитная подсистемы связяны между собой. ЦБ и кредитные орг-ции обслуж-т счета по учету средств, получ от коммерч деят-сти. Банковская сист. явл держ-лем практически всех ден. средств гос-ных и местных органов власти, ЦБ явл-ся информац-м центром при формировании гос.бюджета. Воедино 2 блока ФКС объединены гос.расходами. Чтобы выполнить свои ф-ции гос-во нуждается в рес-сах, кот. получает через налоговую систему и операции ЦБ на финансовом рынке. Основные принципы ФКС - единство и взаимодействие всех его элементов. Т.о. ФКС - система сугубо распределенных эк-ких отнош-й, охватывающих все стадии воспроизв-ва. Предполаг-ся, что распред-е рес-сов д.б. эффективным и справедливым. За эффективное распред-е отвеч банковская с-ма в лице комм банков, за справедливое - ФС гос-ва и Правительства. М-ду эффект-тью и справедливостью сущ-т противоречия,кот. и явл-ся источником разв-я ФКС люб гос-ва. Успешн разв-е эк-ки во многом определ-ся состоянием фин-кред с-мы гос-ва. Роль и место фин и кред отн-ний особенно усилились в XXI в. Достижение оптимального уровня таких показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние плат баланса, валютн курса и др завис от равновесия финансово-кредитной системы страны. Соврем рын эк-ке необходимо наличие хорошо развитой банковской с-мы и специализир кредитн учрежд-й, кот пронизывают все сферы миров эк-ки. Основу банк с-мы составл комм банки, на кот приходится большая часть всех мировых валютных операций. Банки не только облегчают движ-е потоков существующих корпоративных рес-сов, но и обеспеч кредитн финанс-ние на местных и м-н рынках.

2. Взаимосвязь денежной, кредитной и финансовой систем государства.

Эту взаимосвязь можно представить схематически.

Фин с-ма гос-ва имеет тесную взаимосвязь с бюдж и нал с-мами. Фактически первые два элемента фин с-мы: гос бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов образуют бюдж с-му гос. В свою очередь, сов-ть налог платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет нал с-му. На стыке финн и кредит отношений стоит институт гос кредита: с одной стороны, гос кредит предст собой классич кредит отношения м/у кредитором и заемщиком на основе платности, возвратности и срочности; с др стороны, гос-во использует ссудный фонд для формир-ия и распред-ия централиз фондов, выполняя свои ф-ии, что явл-ся фин отношениями. Таким обр, подтверждается связь м/у кредитом и финансами, к-ая также вытекает из сходства ф-ии распред-ия, присущей этим 2 эк категориям.