Современные социально-экономические условия развития транспорта в рф. Экономическое развитие регионов

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, ), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста , согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса : деиндустриализация и рост удельного веса . Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования .

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

И стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

См.также:

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Человеческие ресурсы являются достаточно уникальными в ряду остальных видов экономических ресурсов. Термин «человеческие ресурсы» стал достаточно широко применяться в экономической науке с середины 80-х годов прошлого столетия для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве. Данный подход позволяет рассматривать человека шире, чем рабочую силу (носителя трудового ресурса), что являлось более характерным для экономики с существенной долей развития по экстенсивному типу. Человеческие ресурсы (от фр.ressorce - резервы, запасы) количественно характеризуются численностью экономически активного и занятого населения. Их качественным измерением является человеческий потенциал, характеризуемый человеческими компетенциями, опытом, интеллектом, способностями к постоянному совершенствованию и развитию.

Считается, что 42 % знаний современной компании находится «только в головах сотрудников», и это самый ценный интеллектуальный капитал . Это так называемые неявные знания, заключенные в опыте, навыках, производственных привычках сотрудников. Поскольку неявные знания непросто детализировать, копировать и распространять, они могут быть источником устойчивого конкурентного преимущества. По данным Watson Wyatt хорошая работа с персоналом имеет своим следствием 90 % рост доходов акционеров, причем, чем крупнее компания, тем более значим человеческий фактор.

Переход от традиционной экономики к инновационной связан с глубокими преобразованиями институциональных основ экономики, с пересмотром концептуальных подходов к роли материальных активов в экономике по сравнению с интеллектуальными активами, с переоценкой «промышленных» ценностей техногенной культуры и поиском новых «информационных» и «хомогенных» ценностей.

Современные экономические процессы придали качественно новую ценность человеческому ресурсу, коренным образом изменили его роль в промышленном производстве. Если, в доиндустриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную - машинная техника, то на постиндустриальной стадии таким ресурсом становится знание, интеллектуальный потенциал. Именно, творческие способности, интеллектуальная энергия превратились в главный «товар» современного работника, повышающие его потребительную стоимость. Изменяется содержание понятия «способность к труду», которая определяется соответственно, прежде всего, интеллектом работника, его умением и желанием работать с новой информацией, умением ориентироваться в экономических и социальных изменениях, происходящих в обществе, а также умением адаптироваться к последним.

С исторической точки зрения изменение характера труда персонала происходило постепенно. В середине XIX в. в Европе и Северной Америке в результате роста производительности труда (следствие первой промышленной революции) и социальных преобразований (социальные реформы во Франции, Германии и др. странах) наблюдались повышение благосостояния наемных работников, уменьшение длительности рабочего дня, расширение возможности для получения образования и смены видов деятельности. Подобные процессы за последующие 150-200 лет принципиально изменили профессиональную структуру населения. Так, в прошлом веке (первая половина ХХ столетия) более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне . В настоящее время их доля составляет около одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - ученые, инженеры, инженеры-программисты, врачи, педагоги, деятели культуры, предприниматели и т.п. Информационная революция, технологический прогресс - это те факторы, которые преимущественно влияют на структуру, эволюционирующий характер труда персонала промышленных предприятий по принципу «от мускула к мозгу». В соответствии с представленной эволюцией меняются приоритеты в оценке работника. Так, 25-30 лет назад работник оценивался по формуле «опыт + знания», т.е. на первое место ставился опыт (работник, имеющий больший стаж работы ценился выше, его размер заработка также зависел от стажа работы (часто косвенно). Сегодня «знания» - в гораздо большем приоритете, кроме того, появился третий критерий оценки способностей работника - умение самостоятельно находить и усваивать новую информацию, применять ее на соответствующих участках работы. То есть «знания» дополняют критерием «мышление» (интеллектуальная активность), характеризующим умение применять знания.

В итоге отличительными чертами современного общества называют массовое распространение творческого интеллектуального труда. Признается, что в зрелом постиндустриальном обществе деятельность подавляющего большинства работников приобретет существенные элементы креативности. Сторонники данной точки зрения обращают внимание на формирование системы постматериальных ценностей, отказ от прежних методов организации труда и переход к максимальному использованию интеллектуального потенциала работников.

В современных социально-экономических условиях должны соответственно измениться и организационно-управленческие основы трудовой деятельности. Для полной реализации интеллектуальных способностей индивидуума необходимы качественно иные условия, нежели для реализации физических, которые заключаются, прежде всего, в предоставлении человеку максимальных возможностей реализации своего интеллектуального потенциала. При этом важны как высокая материальная мотивация, так и (часто даже в большей степени) социально-психологический климат трудовой деятельности.

Эти требования находят свое отражение в науке и практике управления, создавая предпосылки для отхода от тейлоризма или «рациональной» школы управления. Господствующая в эпоху массового производства стандартной продукции «рациональная» школа ориентировалась на организованность, оптимальность всех действий, совершаемых согласно строгой иерархии (так называемое «жесткое управление»). В условиях инновационного, интенсивного экономического роста основная тенденция изменений в теории и практике менеджмента состоит в смещении акцентов в сторону «организационного гуманизма», в том числе гуманизации труда.

Основной задачей управления человеческими ресурсами становится наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Для этого необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. То есть особую значимость приобретает способность людей к творчеству, их нацеленность на активное продуцирование инноваций в собственной фирме и на более оперативное и позитивное восприятие нововведений, исходящих извне.

Таким образом, управление человеческими ресурсами находит все больше точек пересечения с инновационным менеджментом, т.к. управление современным производством материальных и нематериальных благ становится неотделимым от управления самореализацией личности работника, его качественным развитием.

Суть качественного развития состоит в совершенствовании связанных с рабочей деятельностью знаний, навыков, опыта, интегрируемых в квалификационный уровень, определяемый в итоге профессиональной компетентностью. Для достижения целей качественного развития человеческих ресурсов необходимо использовать широкий спектр современных обучающих методов и стратегий. К основным способам качественного развития человеческих ресурсов относят : высвобождение скрытых возможностей и потенциала; совершенствование или повышение организации объекта; реализацию потенциальных возможностей. Как справедливо отмечают Дж. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Стюарте, именно качественное развитие человеческих ресурсов обеспечивает способность воплощения обучения в профессиональное поведение сотрудников.

В современных экономических условиях - условиях конкуренции инновационных возможностей качество человеческих ресурсов должно характеризоваться постоянной положительной динамикой, вследствие роста требований к образованию и квалификации работников, которые должны соответствовать современному уровню средств производства. Следовательно, необходимыми становятся организационно-управленческие меры, принимаемые на постоянной основе, направленные на преодоление так называемого эффекта «периода полураспада компетентности», который, по определению специалистов США, равен продолжительности времени с момента окончания вуза до момента возникновения принципиально новой научно-технической информации (в результате профессиональная компетентность снижается примерно на 50%).

Применение подхода качественного развития человеческих ресурсов (РЧР) на в российской экономике, является задачей не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня, диктуемой современными условиями конкуренции хозяйствующих субъектов, когда основной предпосылкой конкурентоспособности стала способность к систематическому обновлению продукции.

Успешное применение идей и принципов качественного РЧР должно способствовать формированию мобильной, эластичной в использовании рабочей силы, что возможно при соответствующей ориентации последней на постоянное и прогрессивное обновление профессиональных знаний.


Современные социально-экономические условия развития транспорта в РФ
- дальнейшее развитие рыночных отношений в экономике страны и формирование тенденций постиндустривального характера;

Изменения в отраслевой и территориальной структурах хозяйства, динамика производственно-экономических связей и условий их формирования и обеспечения;

Развитие среднего и малого бизнеса, а также усиление процессов специализации в ряде отраслей промышленности и связанной с этим пространственной дифференциацией технологических процессов;


  • повышение требований клиентуры к регулярности пассажирских и грузовых перевозок, сохранности и своевременности достав­ки грузов, безопасности движения при увеличивающейся его интенсив­ности;

  • формирование логистических систем в сфере транспортного обслуживания;

  • ужесточение экологической регламентации развития и функционирования транспортных систем.
Основные недостатки

в современной системе грузовых перевозок в РФ
- практически полное отсутствие системы управления прохождением грузов;

Нарушение сроков доставки грузов в пункты назначения (более 50% всех отправок);

Низкая ско­рость продвижения грузов;

Постоянный рост объемов грузов, "замороженных" в пути и на складах;

Низкий уровень организации и технологии перевалок грузов;

Недостаточное количество экспедиторских предприятий, осуществляющих терминальные перемещения грузов;

Недостаточная информа­ционная обеспеченность перевозок;

Большой объем (17 %) короткопробежных (на расстояние менее 100 км) железнодорожных перевозок (в 3-5 раз выше, чем в экономически развитых странах);

Низкий уровень охвата контейнеропригодной (49 %) и пакетопригодной (42 %) продукции (в экономически развитых странах - соответственно более 80 % и 90 %).

Главные средства осуществления

транспортной политики ЕС


  • Соединение существующих транспортных сетей между собой.

  • Устранение существующих «узких мест».

  • Улучшение средств сообщения с периферийными районами внутри Е С и соседними странами.

  • Соединение различных видов транспорта.

  • Модернизация оборудования.
Осуществление научных исследований с целью разработки новых транспортных технологий.

Улучшение качества обслуживания.
Основные проблемы формирования

общей транспортной политики ЕС.

1. В большинстве государств Западной Европы транспорт традиционно рассматри­вался как «общественная услуга», как неотъемлемая составная часть национальной экономической и социальной инфраструктуры, ответ­ственность за которую должно нести государство.

2. Совре­менный транспорт требует огромных долгосрочных капиталовло­жений. При этим транспортные услуги не могут создаваться «про запас» - они должны предоставляться в тот момент, когда на них есть спрос.

3. Производственные мощности в сфере транспор­та должны соответствовать максимально возможному спросу. Но это означает, что в остальное время, когда спрос ниже, эти мощно­сти недоиспользуются, что связано с большими экономическими потерями.

4. Низкая эластичность спроса и предложения транспортных услуг создает потенциальную воз­можность разрушительной конкуренции в фазе низкого спроса.

5. Важнейший элемент транспортной системы - железные дороги являются естественной монополией. Без должного государ­ственного контроля и регулирования это привело бы к установле­нию монопольных цен.

6. Транспорт играет важную роль в системе «государства всеобщего благосостояния», которое гаран­тирует дешевые перевозки отсталым регионам и наименее состоя­тельным социальным группам.

Программа действий ЕС

в области транс­порта

на 1995-2000 гг.:


  • «Двойная интеграция» национальных транспортных сетей и различных видов транспорта для создания единой европей­ской транспортной сети.

  • Улучшение транспортной инфраструктуры Е С.

  • Более широкое использование энергосберегающих и экологи­чески чистых видов транспорта.

  • Повышение безопасности транспорта.

  • Предоставление гражданам более широкого выбора средств транспорта.

  • Интеграция транспортной политики в систему Единого внут­реннего рынка.

  • Развитие транспортных связей между ЕС и третьими странами.

страница 1

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. В результате создания такой экономики реализуются следующие цели:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

– крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

– длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

– крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

– неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису. Рассмотрим условия, в которых начался переход к рыночным отношениям более подробно.

На формировании рыночных отношений сильно сказалось наследие социализма, заключающееся в высоком удельном весе производства капитальных товаров, излишне большой армии, внешних долгах. Все это существовало за счет низкого жизненного уровня населения, здоровья людей, социальной обеспеченности, недостаточного развития образования, науки, культуры и т.д.



Названные причины снижали эффективность национального хозяйства, вызывая неэффективность отраслевой структуры. Но отраслевая перестройка экономики, сокращение численности армии не могут быть осуществлены лишь принятием нового закона или постановлением Правительства России, как бы хороши они ни были. Требуются огромные финансовые и материальные средства и продолжительное время. Это обусловило затяжной характер создания в России рыночных отношений.

Социалистическая система хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности, ибо реальная система распределения созданного продукта была близка к уравнительной. В начале 90-х такая ситуация продолжала сохраняться на многих предприятиях страны, особенно на предприятиях государственного сектора и крупных заводах, это очень тормозило развитие производства.

В результате распада СССР, стремлении к автаркии ряда регионов России и бывших союзных республик СССР произошло нарушение многих хозяйственных связей между предприятиями. Это, в свою очередь, привело к спаду производства, переросшему в кризис недопроизводства, к превращению нашей экономики в дефицитную по многим видам продукции. Процесс был усилен тем обстоятельством, что многие предприятия и отрасли в бывшем СССР были монополистами: число видов промышленной продукции, которые выпускались лишь одним предприятием, было слишком велико для страны вступающей на путь рыночных преобразований. Понятно, что преодолеть этот монополизм за короткие сроки было невозможно, тем более, что многие предприятия-монополисты находились за пределами России. Постановления государственных органов о восстановлении старых хозяйственных связей оказались в большинстве своем бесполезны, ибо существовавшие ранее хозяйственные связи в ряде случаев были далеко неэффективны, и восстанавливать их было экономически нецелесообразно, да и практически невозможно.

Спад производства привел к существенному сокращению распределенного продукта (в натуральном выражении) и, следовательно, к падению жизненного уровня большой части населения. Вследствие инфляции, роста цен и увеличения денежной заработной платы на рынке потребительских товаров установилось равновесие между спросом и предложением. Но высокие равновесные цены камуфлируют реальный дефицит товаров и услуг. Поэтому экономика являлась дефицитной, несмотря на наличие товаров на рынке.

В ходе экономической реформы старая система управления национальным хозяйством оказалась разрушенной, новой же в целостном виде создано не было. Управляемость экономикой, таким образом, была утрачена, в результате усугубилась ситуация с выпуском продукции, снизилась эффективность функционирующих отраслей и была затруднена отраслевая перестройка национального хозяйства.

Восстановление управления экономикой во многом было осложнено стремлением отдельных национально-территориальных образований к созданию таможенных преград на границах национальных образований в пределах России, запретах на ввоз и вывоз продукции и т.п.

После начала проведения рыночных преобразований в нашей экономике сложилась ситуация, называемая "шок предложения". Суть ее в следующем. Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются, в частности, на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложениям ведет к повышению цен на дефицитные услуги и товары. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существовали и другие факторы, которые препятствовали расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств, хозяйственного механизма передачи нововведений между предприятиями и отраслями. С установлением советской власти в России была введена крайне жесткая система секретности, фактически исключающая механизм широкой реализации достижений прогресса науки и техники. Отсутствие такого механизма в условиях рыночных отношений сдерживает расширение производства, экспорт конкурентоспособной продукции и на этой основе расширение налогооблагаемой базы, пополнение оборотных средств фирм и предприятий.

Отсутствовала отработанная система внешнеэкономических связей. С одной стороны, предприятия, получив значительную свободу экспорта и импорта, не инвестировали полученную экспортную выручку в российскую экономику, а с другой – валютные источники государства в основном использовались в качестве "пожарного" средства для покрытия дефицита в продовольствии и медикаментах. Кроме того, внешнеэкономическое законодательство постоянно изменялось и не соответствовал реальному положению дел валютный курс.

Наконец, одним из условий, в которых началось и долгое время происходило становление рыночных отношений, была инфляция. Причем инфляция спроса и инфляция предложения существовали одновременно. Необходима была антиинфляционная политика, но "Центральным банком в этой области был допущен ряд ошибок, среди которых наиболее существенная – безвозмездное кредитование предприятий в 1993 г. в целях пополнения недостачи их оборотных средств, возникшей в результате взаимных неплатежей".

Осуществленная под флагом спасения предприятий, сохранения их трудовых коллективов эта мера имела, как минимум, два отрицательных последствия. Во-первых, привела к новому витку инфляции, так как продукции не прибавилось, но в результате увеличения заработной платы на этих предприятиях увеличился спрос на рынке потребительских товаров и услуг, вызвавший рост цен. Во-вторых, эта мера подогрела иждивенческие настроения у руководителей и трудовых коллективов, в определенной мере задержала конверсию военных предприятий, которые получили львиную долю безвозмездных кредитов. В документах Центрального банка России это финансирование называлось кредитованием, но на самом деле это была финансовая помощь за счет бюджета.

С приходом рыночной экономики изменилось соотношение государственной и негосударственной собственности.

Приходится согласиться с мнением зарубежных экономистов, что данная мера обусловлена не экономическими, а в основном политическими обстоятельствами. С экономической точки зрения выгоднее было выплачивать пособия по безработице, чем затрачивать ресурсы и выпускать заведомо ненужную продукцию. Но увеличение безработицы ведет к обострению социальной напряженности, что в то время было абсолютно недопустимо.

Развитие экономики России 1990-2000 гг. можно подтвердить следующими макроэкономическими показателями.

Таблица 1.

Некоторые показатели социально-экономического развития РФ за 1990-2000 гг. (в % к предыдущему году).

Показатели 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
ВВП 97,0 95,0 85,5 91,3 87,3 96,0 96,6 100,9 95,4 105,4 108,3
Продукция промышленности (крупных и средних предприятий) 99,9 92,0 81,2 83,8 77,2 95,3 95,5 102,0 94,8 111,0 111,9
Продукция сельского хозяйства 96,4 95,5 90,6 95,6 88,0 92,0 94,9 101,5 86,8 104,1 105,0
Инвестиции 100,1 84,5 60,3 88,3 75,7 89,9 81,9 95,0 88,0 105,3 117,7

Из Таблицы 1 видно, что после спада производства в 1998 г. в результате финансового кризиса начали значительно расти темпы роста по всем приведенным показателям.В 2000 г. реально располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с 1999 г. на 9,1%, а реальная среднемесячная заработная плата выросла на 20,9%, назначенная месячная с учетом компенсационных выплат увеличилась на 28%.


Для понимания особенностей социально-экономической структуры Египта и большинства других стран Древнего Востока необходимо прежде всего указать на те особые условия климата и почвы, которые издавна вызывали в этих странах необходимость организации огромных и сложных гидротехнических работ.
Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил разливался ежегодно в середине июля, и его воды затопляли прилегающую равнину. Было необходимо использовать этот разлив вод для орошения обширных территорий пустынных равнин, прилегающих к Нилу. Таким образом, от использования вод этой реки зависело все благополучие населения. Еще Геродот называл Египет “даром Нила”. Вот почему с древнейших времен здесь была сооружена система грандиозных плотин и каналов, способствовавшая правильному орошению страны. В Ассирии и Вавилонии и других странах Востока также прибегали к системе искусственного орошения полей при помощи сложной системы сооружений.
Для производства работ, связанных с ирригацией, необходимо было использование большой рабочей силы. Вследствие этого очень рано военнопленных стали обращать в рабов, и большие массы рабов стали широко использоваться на работах по сооружению плотин и каналов. Это объясняет раннее образование классовых обществ в странах Древнего Востока. Необходимость создания искусственного орошения обусловила также длительное сохранение общинной собственности на землю, так как развитие частной собственности на землю неизбежно грозило создать затруднения для рационального проведения в жизнь широкого плана ирригационных сооружений. Отсюда же проистекает далеко идущий централизм в организации государственной власти, отсюда огромная роль бюрократии и жрецов как организаторов общественных работ и руководителей земледелия.
Маркс в статье “Британское владычество в Индии” следующим образом характеризует указанные особенности народного хозяйства восточных стран: “Условия климата и почвы, особенно огромные пространства пустыни, тянувшейся от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию до возвышенного Азиатского плоскогорья, сделали систему искусственных орошений при помощи каналов и водных сооружений основой восточного земледелия. Подобно тому, как в Египте и Индии пользуются наводнениями для орошения полей, точно так же в Месопотамии, Персии и других местах пользуются высоким уровнем воды для того, чтобы наполнить водой оросительные каналы. Эта элементарная необходимость экономного и совместного использования воды... повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были выполнять все азиатские правительства, а именно функция организации публичных работ”.
Таким образом, организация орошения “повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства”. Господствующий класс в целях извлечения прибавочного продукта должен был организовать публичные работы, т. е. создать систему ирригационных сооружений.
С этим же связано преобладание общинной собственности на землю, длительное переживание общины в странах Востока. В этих странах земля - основное условие производства - становится государственной собственностью или сохраняется в руках сельских общин. В первом случае рента на землю сливается с налогом. И Маркс и Энгельс отмечали эту особенность в экономической структуре восточных стран, причем они видели в отсутствии частной земельной собственности “ключ к восточному небу”. Ознакомившись с работой Бернье, Маркс писал Энгельсу в письме от 1 июня 1853 года: “Бернье справедливо усматривает основную форму всех явлений Востока... в том, что там не существует частной собственности на землю. В этом действительный ключ даже к восточному небу”. Энгельс, отвечая Марксу в письме от 6 июня 1853 года, пишет: “Отсутствие земельной собственности является на самом деле ключом ко всему востоку. В этом заключается вся политическая и религиозная история. Но почему восточные народы не дошли до земельной собственности, не дошли даже до феодальной собственности? Мне кажется, что причины главным образом в климате и в свойстве почвы, а особенно в связи с великой полосой пустынь, тянущейся от Сахары вкось через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до самого высокого Азиатского плоскогорья. Первым условием земледелия здесь является искусственное орошение, а это является делом или общин, или областного, или центрального правительства”.

Создают ли эти особенности экономики восточных стран особый способ производства? Имеем ли мы здесь дело с особым типом производственных отношений? Такой вывод был бы совершенно неосновательным, ничем не обоснованным. Искусственные водные системы могли служить и служили различным классам самых различных общественно-экономических формаций. Чиновничество и жрецы, руководившие в странах Древнего Востока земледелием и искусственным орошением, были составной частью рабовладельческого класса своей страны, и задачи восточного государства отнюдь не исчерпывались функциями организации общественных работ. Совершенно необходимо помнить и о других функциях этого государства. О них красноречиво пишет Маркс в уже цитированной статье о британском владычестве в Индии. Маркс говорит: “В Азии с незапамятных времен существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению соседних народов, и, наконец, ведомство публичных работ”.
Публичные работы стояли рядом с другой задачей государства, с задачей “ограбления своего собственного народа”, т. е. выкачивания из него прибавочного продукта, а эта последняя задача разрешалась государством в интересах господствующего класса, который придал своему обладанию рабами, как мы увидим ниже, форму коллективной собственности, а своему обладанию землей - форму государственной собственности.
Египет и другие страны Древнего Востока и представляли собою, таким образом, общества рабовладельческие, в которых основным классовым делением было деление на рабовладельцев и рабов. Рабы составляли главную массу непосредственных производителей, занятых на ирригационных сооружениях, на грандиозных постройках, предпринимавшихся египетскими царями, они же работали наряду со свободными на полях и в мастерских. “...B азиатской и классической древности, - говорит Энгельс, - преобладающей формой классового угнетения было рабство, т. е. не столько экспроприация земельной собственности у масс, сколько превращение в частную собственность их личностей”. “Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы” (Ленин). Неудивительно, что именно с этим делением на классы как основным и определяющим встречаемся мы в древнейших классовых обществах, каковыми являются общества Древнего Востока.
Нуждаясь в рабочей силе для сооружения каналов и плотин, пленных стали обращать в рабов вместо того, чтобы убивать их.
Отсюда название военнопленного в древнеегипетском языке “се- кер-анх”, что означает “убитый живой”. Об огромных массах военнопленных гласят надписи, относящиеся еще к Древнему царству. Так, из надписи на Палермском камне мы узнаем о семи тысячах военнопленных, о множестве пленных повествуют надписи, относящиеся к V и VI династиям. Храмы обладали большим числом рабов, трудившихся в храмовых хозяйствах. Так, по данным одного папируса, в царствование Рамзеса III в храме Амона насчитывалось свыше 80 ООО рабов. Правда, на рельефах египетских гробниц Древнего царства не встречается изображений рабов, хотя имеются изображения свободных крестьян, обрабатывающих землю. Это объясняется, однако, тем обстоятельством, что рисунки на стенах гробниц имели магическое значение и, естественно, не должны были включать изображение людей, враждебных умершему, каковыми, несомненно, являлись его рабы.
Рабство в Египте имело свои особенности. Это было рабство при еще не изжитых полностью общинных отношениях, при господстве государственной и общинной собственности. Кроме того, рабство еще не утратило полностью тех особенностей, которые были свойственны ему при патриархальном быте в условиях “домашнего” рабства. В Египте, как и в других странах Древнего Востока, мы имеем “первобытные формы рабства” (Ленин).
Здесь подобно основным средствам производства - земле, ирригационным сооружениям и т. п. - рабы составляли коллективную собственность. Они принадлежали государству, храмам, общинам. Частное рабовладение также развивается, но лишь наряду с коллективным, которое долгое время преобладает над частным. Другой особенностью египетского рабовладения является сохранение за рабами имущественных прав, прав семейных. Встречаются рабы, посаженные на землю на условиях уплаты оброка. Однако уже самая личность их была экспроприирована, и раб составлял собственность хозяина, несмотря на возможность обладать своим имуществом и несмотря на право приносить жалобу на жестокое обращение с ним.