Самые развитые страны мира: описание, рейтинг и интересные факты. Развитые страны: понятие, примеры

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Современные государства принято подразделять на развитые и развивающиеся. Первые традиционно рассматриваются как лидеры мировой экономики, вторые — как те, что, возможно, будут когда-то претендовать на соответствующий статус. Но каковы же критерии разграничения государств на развитые и развивающиеся? За счет чего возможно сокращение отставания одних стран от других?

Принципы экономической классификации стран

Итак, современные экономисты выделяют и развивающиеся страны. Исходя из каких критериев допустима данная классификация? Подобная схема была введена в оборот экономическим и социальным советом ООН. Основной критерий, предложенный экспертами данной организации, — степень соответствия национальной экономики того или иного государства рыночным критериям и финансовым показателям: ВВП на душу населения, уровень технологичности отраслей, качество социальных институтов и т. д. Есть методология МВф, в соответствии с которой рассматриваемая классификация стран ("развитые и развивающиеся") не используется, вместо нее практикуется отнесение государств к передовым и тем, что не подпадают под данную категорию.

Есть сферы, характеристики которых не позволяют отдать каким-либо государствам лидерство. Например, многие демографические проблемы развитых и развивающихся стран совпадают. Схожим образом дело обстоит также с климатическими ресурсами, экологией — далеко не всегда в развитых государствах положение дел в данных сферах лучше, чем в развивающихся.

Развитые страны

Сейчас к развитым принято относить государства США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» - США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

Специфика развитых экономик

Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос).

Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

Роль транснациональных корпораций

Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

Значимость социальных институтов

Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

Роль государства в развитых экономиках

Выше мы отметили, что развитые страны и развивающиеся страны различаются тем, что в первых — большой процент частных бизнесов. Вместе с тем в большинстве стран соответствующего типа крайне значимую роль играют правительственные институты, осуществляющие необходимое хозяйственное регулирование. Основная цель подобных активностей властей — формирование оптимальных условий для товарно-денежных коммуникаций бизнесов как внутри государства, так и с его торговыми партнерами. Правительство может регулировать экономику посредством собственного участия в хозяйственных процессах посредством госпредприятий либо реализовывать те или иные законотворческие инициативы.

Либерализация развитых экономик

Важнейший признак хозяйственной системы развитого государства — открытость внешним рынкам. В этом прослеживается либеральный подход к организации экономической системы в большинстве стран соответствующего типа. Однако страна должна быть готовой к активным коммуникациям на внешних рынках, особенно в аспекте конкурентоспособности товаров, выпускаемых национальными предприятиями.

Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны в этом смысле может быть несхожим. Государства первого типа, как правило, адаптированы к конкурентным условиям глобального рынка, и потому могут чувствовать себя достаточно комфортно в условиях, когда экономика должна постоянно совершенствоваться с тем, чтобы предлагать лучшие продукты и сервисы. Развивающиеся страны в силу возможного дефицита капитала и - как результат — уровня технологичности производств не всегда способны выдерживать конкуренцию на внешних рынках.

Развивающиеся страны

Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве - соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны.

В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов).

Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же - весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых.

Критерии отнесения России к развивающимся странам

Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию.

Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным.

С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей.

Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно. В России производятся многие другие образцы высокотехнологичной продукции — например, процессоры «Эльбрус», по ряду параметров ничем не уступающие микросхемам от Intel и AMD.

Поиск новых рынков актуален для всех

Отметим, однако, что в последнее время свободный доступ к рынкам — общая проблема развитых и развивающихся стран. Каким бы ни был потенциал того или иного сегмента, рано или поздно он исчерпывается. Даже самым развитым государствам приходится искать новые рынки. Определенное преимущество могут иметь те, которые обладают развитым индустриальным сектором. В промышленно развитых и развивающихся странах со значимой долей производственных предприятий в ВВП, как правило, всегда находятся игроки бизнеса, способные предложить мировому рынку тот или иной конкурентоспособный продукт. Таким образом, наличие соответствующего ресурса — критерий, который важен для развития стран обоих рассматриваемых типов, если говорить о решении такой проблемы, как поиск новых рынков.

Итак, в соответствии с распространенной в среде современных экономистов классификацией, есть развитые, развивающиеся, переходные страны. В ряде случаев границу между ними найти непросто — например, если речь идет о государствах с большим ВВП, но недостаточно совершенными, по западным критериям, социальными институтами. В ряде случаев экономика развитых и развивающихся стран может быть, в целом, сопоставимой с точки зрения наличия у вторых неких уникальных технологий.

Однако реальность современной мировой хозяйственной системы такова, что в уровне экономического развития многих государств наблюдается существенная разница. В большинстве случаев можно выделить причины, обусловившие в тех или иных хозяйственных аспектах. Их преодоление станет ключевым условием повышения динамики экономического роста страны и возможного включения в элитную категорию развитых.

На сегодняшний день список развивающихся стран состоит из 150 государств и территорий. Они занимают бóльшую часть суши. Многие из них были независимыми ещё до Второй мировой войны. Впрочем, эту тему хотелось бы рассмотреть во всех её подробностях.

Первая группа государств

В те времена, когда ещё имело место деление на капиталистическую и социалистическую системы, развивающиеся страны назывались «третьим миром». Сейчас они очень неоднородны. И из-за их разнообразности очень тяжело выстроить какую-либо типологию. Но тем не менее определённая классификация существует.

В первую группу входят так называемые ключевые государства. Это Мексика, Китай, а также Бразилия и Индия. Они включены в список развивающихся стран потому, что обладают огромным экономическим, людским и природным потенциалом. Эти четыре государства производят такое количество промышленной продукции, которое выпускают все остальные, только вместе взятые. Но вот в плане ВВП всё плохо. В Индии на душу населения приходится 350 долларов – это меньше 23 тысяч рублей.

Более высокий уровень

Ко второй группе относятся государства, которые тоже достигли относительно хорошего уровня экономического и социального развития, но только с ВВП выше тысячи долларов. Таких стран больше всего в Латинской Америке. Это Венесуэла, Чили, Уругвай, Аргентина и многие другие государства. Также страны с аналогичным уровнем есть в Северной Африке и в Азии.

Но это ещё не все развивающиеся страны. Список государств включает в себя всего шесть групп. В третью входят индустриальные территории. Это – те страны, которые добились скачка в 80-х и 90-х годах. Причем рост был ошеломляющим. Государствам даже дали прозвище «азиатские тигры». И исходя из такого оригинального названия можно догадаться, какие это страны. К ним относится Корея, Сингапур, Гонконг (административный район в Китае) и Тайвань. Также в список развивающихся стран второй группы входит Индонезия, Таиланд и Малайзия.

Оставшийся перечень

Четвертая группа, которая входит в список развивающихся стран, образована из тех государств, которые занимаются экспортом нефти. Благодаря этому ресурсу ВВП на душу населения может варьироваться от 10 до 20 тысяч долларов. Естественно, в перечень входит Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Катар, Кувейт, а ещё Бруней, Ливия и др.

Самая большая группа – пятая. Её составляют «классические» развивающиеся страны мира. Список содержит наименования государств с многоукладной отсталой экономикой и феодальными пережитками. Душевое ВВП составляет менее 1000 долларов в год. Большинство стран этой группы находятся в Азии, Латинской Америке и Африке.

И, наконец, последняя категория. Её образует 40 государств, относящихся к так называемому четвёртому миру. То есть те территории, на которых преобладает сельское хозяйство, причём потребительское. В таких странах практически отсутствует обрабатывающая промышленность и порядка 2/3 жителей являются безграмотными. ВВП и вовсе составляет 100-300 долларов в год (!). И то это очень хороший показатель. Так, например, в Мозамбике ВВП составляет 20 центов в день!

МРОТ

Конечно, развивающиеся страны мира, список которых довольно внушительный, представляют собой определённый интерес с политической и экономической точек зрения. Но большинству обычных граждан хочется знать об уровнях зарплат.

Если верить статистике за 2015 год, опубликованной Организацией экономического сотрудничества и развития, то лучше всего живётся в Люксембурге. Там минимальная заработная плата составляет 2190 долларов. Это чуть больше 143 000 рублей. На втором месте – Австралия с показателем 2159 $. Это приблизительно 141 000 руб.

Третье место занимает Германия. В бывшей ФРГ минимальные зарплаты равны 1958 $, что составляет 128 000 рублей. Следом в рейтинге идут Нидерланды с МРОТ в 1848 $, что равно 120 700 руб. На следующем месте – Бельгия с показателем 1776 $. Это около 116 000 руб.

Самые низкие показатели в Европе по МРОТ у Румынии и Болгарии. Минимум, на который можно здесь рассчитывать, составляет 230,4 и 195 долларов соответственно (15 000 и 12 700 рублей). Но даже это в два раза больше, чем в России. И тем более на Украине, где ежемесячный МРОТ равен 53,7 $ (3480 рублей). В общем государства, занимающие первые строчки в рейтингах минимальной з/п, – это ключевые развивающиеся страны. Список на самом деле длиннее – с ним можно ознакомиться в индивидуальном порядке.

Лидеры мировой экономики

Что ж, напоследок – пару слов о государствах, которые могут похвастаться действительно высоким уровнем жизни и экономики. Развитые и развивающиеся страны, список которых довольно широк, составляют весь наш мир. Но лишь первые из перечисленных производят ¾ валового мирового продукта. А ведь в развитых странах проживает только 15-16 % населения всей планеты. Но именно они, можно сказать, держат на себе всю экономику.

Это США, Канада, Япония, Нидерланды, Германия, Греция, Великобритания, Кипр, Италия, Испания, Финляндия и ещё несколько десятков государств. Но, несмотря на свой статус, зарплаты во многих «лидирующих» странах не радуют местных жителей. В той же Греции, упомянутой в списке, МРОТ равен 580 € (40 200 рублей). Впрочем, это всё равно больше, чем в РФ.


Развивающиеся страны
, или страны третьего мира - это большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и другие). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.

Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.

Третья группа , наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тысячи долларов). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию - страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения - около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

Пятая группа - наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии - 120 долларов), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Группа независимых стран современного мира, отличающихся высоким уровнем экономического и социального развития, высокими значениями макроэкономических показателей (прежде всего ВВП на душу населения). Практически все эти страны уже вошли в период … Географическая энциклопедия

Страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового основного капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. Промышленно развитые страны страны с высоким уровнем дохода на душу… … Финансовый словарь

- (НРС) официальный термин, употребляемый в рамках ООН. В этих государствах очень низкий уровень жизни, экономика очень слабая, люди и ресурсы подвержены воздействию стихий. Наименее развитые страны выделены синим цветом Включение в группу… … Википедия

- (industrial countries) Страны, в ВВП и экспорте которых большой удельный вес занимает промышленное производство. Список стран, которые можно считать промышленно развитыми, постоянно меняется. Международный валютный фонд (МВФ) использует это… … Экономический словарь

По классификации ООН страны: с низким уровнем дохода; с долгосрочными препятствиями экономическому росту; с недостаточным уровнем развития человеческих ресурсов; и с серьезными недостатками в структуре экономики. См. также: Показатели для… … Финансовый словарь

- (least developed countries) Самые бедные страны мира. На Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) в 1971 г. наименее развитыми странами были обозначены страны с очень низким… … Экономический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (НРС) - государства, соответствующие принятым Генеральной Ассамблеей ООН критериям. Число НРС меняется. В 1984 г. их было 36 с общим числом населения 300 млн. человек, в 1995 г. 47 (более 2/3 составляли страны Африки, остальные Азии, Океании и Карибского … Юридическая энциклопедия

ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. К ним относятся США, Канада, Япония, большинство стран Западной Европы … Юридическая энциклопедия

- (НРС) согласно принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. критериям те государства, валовой национальный продукт (ВНП) которых на душу населения не превышает 100 долл. США (в ценах 1970 г.), доля обрабатывающей промышленности в ВНП не более… … Юридический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СХЕМОЙ ПРЕФЕРЕНЦИЙ - наименее развитые страны, перечисленные в Приложении 4 к приказу ГТК от 26 апреля 1996 г. № 258. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из этих стран, таможенные пошлины не применяются. Перечень наименее развитых … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Книги

  • Страны мира. Энциклопедия , . На нашей планете огромное множество стран: республики, королевства, княжества, содружества и так далее. Большие и малые, развитые и не очень, агрессивные, нейтральные и дружественные - все…
  • Развитые страны: центры и периферии. Опыт региональной экономической политики , Хасбулатов Омар Русланович. Автор монографии исследует теоретические и практические вопросы региональной экономической политики в развитых странах мира - ЕС, США, Канаде и ряде других. Показан процесс эволюции данного…