Роль государственных финансов в экономике. Государственные финансы

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ .

Государственные финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов - составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет - форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП , контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;


3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма , позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета - возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще 5 - К) лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 - 80 %) и значительно менее существенная доля - на субнациональном уровне.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых - государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень - муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе. Поэтому каждая страна имеет «свои» государственные финансы, отражающие особенности «своего» государства. Так, в феодальной Франции государственная власть не отделялась от королевской, и финансы государства являлись финансами короля. На свое содержание французский король Генрих IV (1554-1610 гг.) расходовал около половины доходов. А расходы короля Людовика XIV (1643- 1715 гг.) достигли такого уровня, что он запретил о них говорить, сделал их государственной тайной. С развитием общества изменяются функции государства, а отсюда - и его роль в жизни общества. На отдельных этапах развития государство может аккумулировать в своих руках до 50-60 % всех доходов общества, на других - ограничиться 10-15 %. В одних странах государство выполняет не только политические функции, но и является непосредственным организатором экономического развития, в других вмешивается в экономику эпизодически, в исключительных случаях. Поэтому совершенно очевидно, что в первом случае государство должно обладать значительно большими финансами, чем во втором.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

II. Функции государственных финансов.

Обычно функции государственных финансов возникают на основе экономических функций государства, к которым традиционно относят следующие:

1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов; 2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

5. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Решающее значение имеют следующие функции:

Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Рис 1. Основные функции государственных финансов.

Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис.2. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

III. Структура государственных финансов.

Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти.Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.


Сущность государственных финансов проявляется в их функциях . Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов, как правило, не рассматривается. Исследователи сосредоточили свое внимание в основном на функциях финансов вообще, которые, кстати, несмотря на многообразие различных взглядов, носят спорный характер. Некоторые известные финансисты, как, например, A.M. Бирман, выделяли три основные функции: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем и распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы представляют собой формирование денежных фондов, использование денежных фондов и контроль за тем и другим. Б.Е. Пеньков придерживается мнения, что финансы выполняют распределительную (перераспределительную), воспроизводственную, стимулирующую и контролирующую функции. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение. Такое обилие точек зрения свидетельствует, прежде всего, о сложности проблемы.

Вместе с тем никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один: валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Отсюда следует, что мнение ряда авторов о функциях и финансах в целом (и применительно к государственным финансам в особенности) не лишено научных оснований.

Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов : распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной.

В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату ра бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства - с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.

Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами – финансово-промышленными группами (ФПГ).

Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, a также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).

В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов.

Ядром системы могло бы стать индикативное планирование.

Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целям способствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

Первая тенденция. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются ныне через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

Вторая тенденция. Невмешательство государства в экономику сохраняется. Это подтверждается следующими цифрами. В 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, а в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в последние годы бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием. Только в бюджете 2006 г. впервые создан инвестиционный фонд в сумме около 70 млрд. руб. с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом, об эффективности и значении которого пока говорить преждевременно.

Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.

С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция государственных финансов - прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий . Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание, его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российском Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

Важным органом финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.

В изменяющихся условиях становления правового государства, формирование системы финансового контроля не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансов и контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

Государственный финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

Важный инструмент этой политики - двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень – внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган - Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень - внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп.

В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

Место и роль государственных финансов в экономике. Структура современной кредитной системы

1. Место и роль государственных финансов в экономике

1.1 Определение государственных финансов

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений общества, образование, распределение и использование государством фондов денежных средств, служащих материальным обеспечением его существования и деятельности; совокупность экономических отношений, опосредствующих создание, распределение и использование фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода. Государство через посредство финансово-кредитных рычагов оказывает все большее воздействие на темпы и направления хозяйственного развития, расширилось использование государственных финансов для регулирования экономики, стимулирования экономического роста, проведения политики социального маневрирования.

Государственные финансы - неотъемлемый элемент государственного регулирования. Через государственные финансы происходит не только перераспределение, но и первичное распределение национального дохода, что связано прежде всего с расширением сферы государственной собственности, когда государство выступает в качестве предпринимателя. Процесс быстрой качественной перестройки производства требует постоянного изменения профессиональной структуры и повышения квалификации рабочей силы. Это вызывает увеличение расходов на профессиональное образование и переквалификацию кадров. Расходы на социальные цели содействуют расширению внутреннего потребления товаров и услуг, поскольку ассигнования на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей промышленности. Хотя средства, выделяемые на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищное строительство, далеко недостаточны по сравнению с потребностями населения в этих услугах, при необходимости сокращения государственных расходов правительство урезает их в первую очередь.

1.2 Место государственных финансов в экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

Общественные финансы,

Финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

1.3 Роль государственных финансов в экономике

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

Через эффективное вложение финансовых ресурсов;

Создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

Использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

Использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

2. Структура современной кредитной системы

2.1 Определение кредитной системы

Кредитная система -- совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Кредитную систему рассматривают:

1) как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;

2) как совокупность кредитно-финансовых институтов.

Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного капитала.

Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные средства и предоставляет их в ссуду. Основой кредитной системы являются банки.

Выполнение отдельных банковских функций осуществлялось в глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция, Римская империя). Первые предшественники банков возникли во Флоренции и Венеции (1587г.) на основе меняльного дела. «Банк» в переводе с итальянского («банко») означает «скамья менялы». Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. За это взималась плата.

Кредитно-финансовые институты подразделяются на:

· центральные банки

Осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы;

· коммерческие банки

Осуществляют операции по кредитованию за счет привлекаемых вкладов;

· совокупность кредитно-финансовых институтов

Включают банковские и небанковские организации (страховые, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, Пенсионные фонды), они специализируются на отдельных видах кредитования.

2.2 Современная кредитная система

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на кредитном рынке и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

На рынке реализуются две основные формы кредита:

1. коммерческий кредит

2. банковский.

Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Как правило, объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал, который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Различна также динамика банковского и коммерческого кредитов. Так, объем коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и товарооборота, спрос же на банковский кредит в основном определяется состоянием долгов в различных секторах экономики.

Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (например автомобили, мебель и т.д.).

Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Наиболее высокий уровень развития ипотечного кредита - в США, Канаде, Англии.

Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица, различные предприятия и компании.

Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.

2.3 Структура современной кредитной системы

Кредитная система с точки зрения институциональной, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система опосредствует весь механизм общественного воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

Современная кредитная система западных стран сформировалась под влиянием концентрации и централизации банковского капитала, приведшая к возникновению банков-гигантов; специализация кредитно-финансовых учреждений и усложнения функциональной структуры кредитной системы, слияние или сращивание банковских и промышленных монополий и образование финансового капитала; интеррационализация банковского дела, появление транснациональных банков и финансовых групп.

В современной кредитной системе выделяются 3 основных звена:

1. Центральный банк, который выделился из коммерческих банков еще в 18-19 в. на ранних стадиях капитализма. Центральному банку государство представило исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Англии, Японии, Канады, Нидерландов). Некоторые Центральные Банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (Федеральная Резервная Система США).

Функции Центральных банков:

Эмиссии банкнот;

Охранение государственных золотовалютных резервов;

Хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

Денежно-кредитное регулирование экономики;

Кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

Проведение расчетов и переводных операций;

Контроль за деятельностью кредитных учреждений.

2. Коммерческие банки - главные центры кредитной системы. Современные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Операции коммерческого банка подразделяют на:

· пассивные (привлечение средств)

· активные (размещение средств).

Банки кроме того могут быть посредниками операций (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

Кредитная система США включает в себя 14000 коммерческих банков, которые ведут острую конкурентную борьбу. Результатом концентрации и централизации банковского капитала стал высокий уровень монополизации, возникновение банков - гигантов. Группа банков с активами более 50 млн. долларов владеет почти 74 % всех банковских активов, хотя она составляет всего 4,4 % общего числа всех коммерческих банков США. Среди них выделяются: “Ситокорп” с активами 230 млрд $, “Чейз Манхеттен корпорейшн”- 106 млрд $ “Бэнк оф америка” - 97 млрд $ и “Дж. П. Морган энд компании” -88 млрд $. В середине 80-ых годов в 50 крупнейших банках США было сосредоточено 35% активов и 32% депозитов всех банков.

Более 35% коммерческих банков США - банки с активами от 10 до 100 млн долларов. Существование большого числа коммерческих банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования банковской системы. Законодательные органы многих штатов использовали представленные им полномочия в вопросах регистрации новых банков и предусмотрели запрет банкам других штатов открывать в них свои филиалы.

Но уже сейчас могущество крупнейших банков определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и средние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспондентных связей, через создание холдингов, владеющих контрольными пакетами акции банков. С 1969 года по 1986 год холдинги увеличили свою долю в банковских активах с 11,1 до 91,1%.

3. Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудосберегательные ассоциации и тому подобное). Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала. Суммарные активы всех этих специализированных кредитно-финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.

В кредитной системе Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени - специализированный в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых компаний и т.п. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и государственные банки, страховые компании и др. (Франция, Италия, Испания, Скандинавия).

Кредитная система Западной Европы приближается к кредитной системе США, однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем в отличие от других стран институт ипотечных банков очень развит и занимает большой удельный вес в кредитной системе и на рынке судных капиталов Германии.

Для Франции характерно разделение банковского звена на депозитарные (коммерческие банки), деловые банки, выполняющие функции инвестиционных, и сберегательные банки.

Отставание в развитии секторов специализированных институтов Западной Европы по сравнению с США, Англией, Канадой объясняется рядом причин: национальными традициями развития кредитных систем, более низким уровнем доходов населения, меньшей развитостью рынка ценных бумаг, организацией государственного регулирования кредитной системы.

Кредитные системы развивающихся стран в целом, за редким исключением, развиты слабо (в основном это кредитные системы в развивающихся странах Африки, структуры которых ориентированы на кредитные системы бывших стран метрополий - Англии, Франции, Португалии). В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. На более высоком уровне находятся кредитные системы стран Азии, Латинской Америки. Страны Азиатско-тихоокеанского региона, кредитные системы которых довольно развиты, так как имеют трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам Западной Европы.

Таким образом, в настоящее время кредитные системы мира имеет, главным образом, трехъярусную структуру, которая помогает функционировать экономике стран. В связи с вступлением России в ходе экономических реформ во всемирный рынок, необходимо выяснить какова же структура кредитной системы в Российской Федерации, как она функционирует в настоящее время. Для этого рассмотрим этот вопрос в следующем разделе.

Список используемых источников

1 Словарь Борисов А.Б. Большой экономический словарь. -- М.: Книжный мир, 2003. -- 895 с.

2 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов.- М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2000. - 502 с.

3 Финансы: Учебное пособие / А.И. Деева.- 2-е издание переработанное и дополненное.- М.: Издательство “Экзамен”, 2004.- 416 с.

4 Финансы и кредит: Учебное пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под редакцией М.И. Плотницкого Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005.- 336 с.

5 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт - М, 2004.- 543 с.

6 Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.Н., Москва, “Экономика”, 1992 г.

7 В.Г. Золотогоров Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Полымя, 1997

8 Илларионов А.Н. Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году), Бизнес и банки. 1996 № 1.

9 Л.Г. Ефимова. Банковское право, Москва, “БЕК”, 1994.

10 Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции, М., “Вазар-Ферро”,1994.

Подобные документы

    Сущность финансов и кредита в рыночной экономике. Характеристика современной денежно-кредитной системы. Социально-экономическая сущность бюджета. Принципы, функции, формы и виды кредита. Анализ международных валютно-финансовых и кредитных отношений.

    курс лекций , добавлен 24.05.2010

    Понятие, назначение кредита в обществе и рыночной экономике. Принципы формирования и структура кредитной системы. Формы кредита и их отличительные особенности: ростовщический, коммерческий, банковский, государственный, потребительский и международный.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2011

    Кредит как экономическая категория и его сущность. Общие условия и экономические факторы необходимости оформления кредита. Основные формы и роль, динамика кредитных вкладов в экономику. Сущность кредитной системы и структура товарно–денежных отношений.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2011

    Определение роли финансов в рыночной экономике. Сущность государственного кредита. Организация системы социального страхования и рынка страховых услуг. История образования Пенсионного фонда. Банковские операции и другие сделки кредитной организации.

    шпаргалка , добавлен 03.10.2010

    Современная кредитно-банковская системы, ее структура и роль в развитии рыночной экономики. Центральный банк России, его функции и политика. Рынок кредитов: функции и формы кредита в рыночной экономике. Механизм функционирования кредитной системы.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2008

    Государственные финансы, их место и роль в рыночной экономике. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений. Основные элементы государственного кредита.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Кредит как процесс купли-продажи денег, его основные виды. Срочность, возвратность, платность, обеспеченность как основные принципы кредитования. Устройство и функции кредитной системы общества, роль в развитии и устойчивости рыночной экономике.

    презентация , добавлен 27.01.2016

    Основные этапы истории развития денег. Происхождение и сущность бумажных денег. Виды кредитных денег, их функции как меры стоимости. Современная денежная система России. Анализ роли денег в рыночной экономике как в целом, так и конкретно в экономике РФ.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2011

    Деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Сущность и функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Мировые деньги в международных отношениях. Роль денег в экономике.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2008

    Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений. Функции финансов в современной рыночной экономике. Характеристика финансового механизма и его элементов. Проблема стабилизации финансов в России и возможные пути её решения.


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Сущность государственных финансов.......................................5

1.1. Государственные доходы............................................................................7

1.2. Государственные расходы...........................................................................9

2. Функции государственных финансов.......................................12

3. Принципы и роль государственных финансов.....................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................22

ВВЕДЕНИЕ

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

1. Сущность государственных финансов

Государственные финансы - важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.

В состав государственного финансирования входят следующие звенья:

    бюджеты разных уровней;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи. Они складываются на различных уровнях: федеральном, республиканском и местном. На федеральном уровне - это федеральный бюджет, финансовые ресурсы, которые используются на решение общегосударственных проблем, которые необходимы для всего государства. Это содержание армии, управление государством, содержание социально-культурной сферы, на медицинские нужды, на решение международных соглашений.

На республиканском уровне (субъектном) - бюджеты субъектов Федерации. Финансовые ресурсы, которые предназначены для выполнения государственных функций субъектов Федерации. Эти финансовые ресурсы разделяются по территориям, отраслям и должны иметь социально-экономическую направленность.

На местном уровне - финансовые ресурсы местных бюджетов, которые используют для регулирования экономических процессов местного хозяйства, т.е. создания территориальной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. 1

Следующим звеном являются внебюджетные фонды, которые могут быть федерального и регионального назначения.

Внебюджетные фонды федерального назначения - это фонд социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости.

Внебюджетные фонды регионального назначения - инновационный фонд, который идет на создание и внедрение в производство новой продукции, технологии, техники и других достижений НТП, природоохранный фонд и фонд регионального развития.

По функциональному назначению внебюджетные фонды подразделяются:

    на экономические,

    социальные,

    природоохранные.

Внебюджетные фонды имеют свои особенности:

    финансируют строго целевые мероприятия,

    носят автономный характер,

    не нуждаются в законодательном оформлении,

    обособлены от бюджета.

Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов - это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы.

Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.

Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения. 2

1.1. Государственные доходы

Государственные доходы - часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства. Аккумулируемые государством финансы называются централизованными.

Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны. Объектами этих отношений являются: на государственных предприятиях - выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование.

При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги.

При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.

Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние источники.

Внутренние источники - НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества.

Внешние источники - заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран.

Государственные доходы формируются тремя методами. Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов:

Система государственных доходов решает три задачи:

    фискальную,

    экономическую,

    социальную.

Налоги - обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества.

Механизм взыскания налог7ов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов. Налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т.е. выполняют фискальную роль.

Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т.е. выполняют экономическую роль. В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т.е. выполняют социальную роль.

Займы - находят применение в различных звеньях государственных финансов: в федеральном регулировании, местных бюджетах, во внебюджетных фондах и в составе привлеченных средств предприятий. При финансовой напряженности в стране роль государственных займов увеличивается. Финансовая напряженность может быть связана с финансовыми расходами на военные нужды, с крупными платежами по ранее взятым государственным займам, с увеличением государственных расходов, выполнением социальных программ, финансированием капитальных вложений. Финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и процентов по ним, требуют увеличения налогов, т.е. повышения налоговых ставок или введения новых налогов. В этой связи для того, чтобы уменьшить социальную напряженность в обществе (недовольных налогоплательщиков), государство выпускает новые встречные государственные займы. Но чтобы они оправдали себя, необходима соответствующая платежеспособность предприятий, населения и доверие этих категорий к государственным ценным бумагам.